Какие факторы влияют на размеры и границы административного участка в сельской местности

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.

В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.

Классификатор видов разрешенного использования

Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определеннойкатегории земель и виду разрешенного использования.

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.

ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие - после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор содержит 13 ВРИ:

  1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
  2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
  3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
  4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
  5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
  6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
  7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
  8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
  9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
  10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
  11. Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
  12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
  13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование)

Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли - к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.

Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.

Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома

В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:

ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.

Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.

Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.

Собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

Для заказа услуги "Экспертиза соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства" Вам достаточно просто позвонить в отдел экспертизы, по телефону 8 (916) 334-36-49, согласовать с нами все пожелания и предоставить документы для исследования. Все организационные сложности мы возьмем на себя и предоставим вам готовый результат.

Составление и
выдача заключения

Экспертиза соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства


В соответствии с действующим законодательством предельные размеры земельных участков, предоставляемых под расположенные на них здания, строения и сооружения, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Местоположение границ земельного участка, формируемого под объектами недвижимого имущества, и, соответственно, его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Расчет площади земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, осуществляется на основании установленных градостроительных норм и норм проектирования. Вопросы, связанные с определением площади земельного участка, являются вопросами, требующими специальных познаний в сфере строительства и землепользования. Заключение о площади земельного участка, выданное нашими специалистами (экспертами), принимается судом в качестве подтверждения площади участка, необходимой для эксплуатации капитальных объектов. Представление такого заключения и активная позиция землепользователя в суде сможет способствовать принятию судом положительного решения.

Наши специалисты готовы предложить Вам качественные услуги по независимой экспертизе соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства для суда. Компания оказывает поддержку в суде. Представитель организации, при необходимости, разъяснит в суде методики, применяемые и отраженные в экспертизе.

Наша организация аккредитована при судах общей юрисдикции и включена в список экспертных учреждений, размещенном на официальном сайте Арбитражного суда г. Москвы

На рынке консалтинговых услуг действует большое количество организаций, которые оказывают услуги по экспертизе соответствия площади земельного участка по отношению к площади объекта капитального строительства, для предоставления в судебные органы. Однако качество выпускаемых ими заключений, зачастую не только не соответствуют требованиям и нормам законодательства, но и содержат не верные результаты. Для того чтобы убедиться в качестве заключения Вы можете воспользоваться услугой Рецензия на экспертизу

ЭКСПЕРТИЗА ПЛОЩАДИ УЧАСТКА К ПЛОЩАДИ ЗДАНИЯ

Обоснование размера земельного участка в соответствии с площадью капитального строительства

С признанием частной собственности на землю в законодательстве появилась норма для собственника объекта недвижимости об исключительном праве на земельный участок под ним (получение в аренду либо выкуп в собственность). Казалось бы, здесь все довольно просто: оформил в собственность расположенное на земельном участке здание — получил исключительное право на выкуп или аренду такого участка. А для реализации такого права нужно лишь предоставить в уполномоченный орган власти заявление и необходимый пакет документов, после чего заключить соответствующий договор.

Однако с момента появления исключительного права собственника объекта недвижимости на земельный участок под ним началось длящееся уже не первый десяток лет противостояние государственных органов, которые любыми способами пытаются это право ограничить. Наиболее часто основанием для отказа в выкупе становится несоразмерность площади объекта недвижимости площади испрашиваемого участка. И хотя Земельный кодекс РФ уже не содержит такого понятия, собственникам по-прежнему нужно быть готовыми обосновать такую соразмерность.

Ссылка госорганов на критерий несоразмерности участка при выкупе неправомерна.

До недавнего времени особенности предоставления земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости регулировались ст. 36 ЗК РФ. Именно с ее формулировками связано использование госорганами критерия несоразмерности площади находящегося в собственности объекта и выкупаемого земельного участка в попытке ограничить рамки исключительного права собственника недвижимости. Иными словами, при обращении за выкупом либо оформлением аренды участка собственник объектов недвижимости зачастую получал отказ с указанием на то, что для эксплуатации построенных объектов требуется меньший по площади участок, чем был предоставлен ранее для их строительства (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2009 по делу № А52-5057/2008, от 28.01.2013 по делу № А66-5667/2012, от 27.01.2014 по делу № А56-20059/2013, Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 13535/10, АС Северо-Западного округа от 12.09.2014 по делу № А56-71659/2013, определения ВАС РФ от 03.10.2011 по делу № А59-4029/2010, от 02.12.2013 по делу № А51-20731/2012).

Анализ судебной практики показывает, что суды при рассмотрении заявлений о признании незаконными таких отказов почти всегда вставали на сторону органов власти. Наиболее распространенная аргументация в судебных актах в пользу государства включала в себя ссылки на п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35 и п. 7 ст. 36 ЗК РФ. Представляется, что выработанный правоприменительной и судебной практикой критерий соразмерности площади объекта недвижимости и площади ранее предоставленного для строительства земельного участка основан на вольном толковании норм ЗК РФ, которые к тому же в данном случае не применимы. Так, установленный п. 2 ст. 35 ЗК РФ принцип определения площади земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ справедлив лишь тогда, когда имеет место переход права собственности на объект недвижимости от одного собственника к другому и устанавливается размер площади участка, необходимый для его использования. Кроме того, в п. 3 этой же статьи, где определяется порядок преимущественного права покупки земельного участка собственником объекта недвижимости, говорится о целом земельном участке, а не его используемой части.

В пункте 7 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым площадь земельного участка надлежало определять с учетом фактического землепользования, речь и вовсе шла только о тех случаях, когда не был осуществлен государственный кадастровый учет. Таким образом, государственные органы и суды неправомерно ссылались на вышеуказанные нормы, когда речь шла о поставленных на кадастровый учет участках, которые изначально предоставлялись будущему собственнику для строительства соответствующего объекта недвижимости. Из-за такого вольного толкования применение норм ст. 36 ЗК РФ было постепенно подведено к тому, что, если изначально участок был предоставлен только для строительства того или иного объекта, либо, наоборот, эксплуатировался под давно построенным зданием, собственник этого объекта мог реализовать свое исключительное право выкупа лишь в отношении части такого участка. При этом он должен был доказать необходимость использования испрашиваемой площади в заявленных целях.

Решения в пользу собственника объекта недвижимости встречались лишь при применении судами формального процессуального подхода, когда бремя доказывания распределялось исходя из норм об оспаривании решений и действий (бездействия) органов власти. Так, например, суд отклонил довод предыдущего арендатора о вели чине земельного участка, и то только потому, что при рассмотрении спора государственный орган не ссылался на несоразмерность участка. При этом суд сослался на те же нормы и указал, что спорный земельный участок сформирован с учетом назначения здания, является соразмерным, необходимым и достаточным для его эксплуатации и обслуживания (постановление ФАС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2012 по делу № А56-63161/2011). Между тем такое основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка вообще не было предусмотрено земельным законодательством.

Если участок сформирован согласно проекту межевания, уполномоченный орган не вправе отказать в его выкупе С 01.03.2015 на смену ст. 36 ЗК РФ пришла ст. 39.20 ЗК РФ.

Внесенные изменения давали надежду на качественное изменение общего подхода правоприменительной и судебной практики. Это было связано с изменением подхода к формированию земельных участков: теперь это не произвольный процесс, и земельный участок формируется только в соответствии с проектом межевания или, если проект межевания не утвержден, схемой расположения земельного участка (ст. ст. 39.14, 39.15, 39.20 ЗК РФ). Кроме того, из законодательства исчез критерий определения границ выкупаемого участка, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ, а именно фактическое землепользование. При этом схема расположения земельного участка готовится без учета фактического землепользования. Исключены также и упомянутые выше нормы — ст. 33 и п. 2 ст. 35 ЗК РФ.

В период действия ст. 36 ЗК РФ суды анализировали вопросы фактического землепользования, а также определения площади участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов, с учетом требований строительных, пожарных и санитарных правил. Сейчас законные основания для этого отсутствуют. Статья 39.20 ЗК РФ никаких критериев для определения границ земельного участка не содержит и ограничений не устанавливает. В свою очередь, градостроительные нормативы устанавливают исключительно минимальные параметры обеспеченности (парковки, озеленение и т.п.), которые могут влиять на площадь участка, то есть не устанавливают ограничений максимальной площади участка. Превышение минимальных параметров обеспеченности свидетельствует о более благоустроенном градостроительном характере территории и не должно оцениваться как негативный фактор, свидетельствующий о злоупотреблении собственником своим исключительным правом на земельный участок. В отсутствие критериев в законе при разрешении споров судам надлежит обращаться к нормам о подготовке проекта межевания или схемы расположения участка . Если предоставленный участок сформирован в соответствии с проектом межевания, уполномоченный орган не вправе отказать в его выкупе в сформированных границах. ЗК РФ исключает возможность формирования иного участка, кроме как в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, поэтому реализация права на выкуп в данном случае возможна только на основании проекта межевания. Проще говоря, не может госорган сказать, что участок для выкупа должен быть меньше, так как другой участок просто не может быть сформирован, пока не изменен проект межевания. А если проект межевания уже был ранее утвержден, значит, госорган уже проверил соразмерность участка и признал его таковым.

В указанном постановлении также приведены ссылки на постановления Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 13535/10 и от 03.04.2012 № 12955/11, в соответствии с которыми при рассмотрении дел об оспаривании отказа госоргана в предоставлении земельных участков в порядке ст. 36 ЗК РФ суды должны исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости. Аналогичная аргументация содержится и в других принятых в соответствии со вступившими в силу изменениями в ЗК РФ судебных актах (постановления АС Московского округа от 31.05.2016 по делу № А41-34819/2015, Уральского округа от 01.06.2016 по делу № А76-15873/2015, Поволжского округа от 25.07.2016 по делу № А65-21177/2015).

Встречаются лишь единичные примеры судебной практики, опровергающие доводы органов власти об отсутствии дока зательств необходимости участка той или иной площади для эксплуатации объекта недвижимости. Так, в одном из дел суд указал, что это не свидетельствует о наличии правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку соответствующее право носит исключительный характер и обусловлено наличием в собственности заявителя расположенного на таком участке объекта недвижимости (апелляционное определение ВС Республики Марий Эл от 05.11.2015 по делу № 33-1857/2015). Следует заметить, что у Верховного суда РФ нет единой позиции по рассматриваемому вопросу. Так, в одном случае Верховный суд согласился с выводами нижестоящих судов о том, что несоразмерность объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка не относится к числу установленных законом, в том числе в ст. 39.16 ЗК РФ, оснований для отказа в выкупе (определение от 18.08.2016 по делу № А76-25498/2015). Однако в другом деле он прямо указал, что собственник обязан подтвердить необходимость земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости и в соответствии с нормами ЗК РФ в редакции, действующей после 01.03.2015 (определение ВС РФ от 26.04.2016 № 64-КГ16-2).

Доказать позицию собственника поможет землеустроительная экспертиза

foto123-1

Планируя в будущем заняться созданием частного домовладения, в первую очередь стоит задуматься о земельном участке.

В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.

Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.

То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство.

Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:

На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:

  • общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
  • спрос населения;
  • количество свободных земельных наделов.

Нормы и правила регулирования

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).

Площадь надела

Так минимальный размер участка со статусом ИЖС под строительство жилого дома не может быть меньше, чем 3 сотки.

Также возникнут проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Поэтому, присматривая небольшие и недорогие куски земли под строительство, обращайте внимание на их минимальный размер.

Максимальный размер участка ИЖС существенно отличается в субъекте Федерации и даже конкретном населенном пункте. В среднем по стране он составляет 30 соток, но все же более конкретную информацию необходимо получать для каждого населенного пункта или региона индивидуально.

Превышение допустимого размера надела также приведет к тому, что государственная регистрация такого участка будет невозможна.

Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор участка, необходимо предварительно ознакомиться с нормативами, действующими в вашем регионе. Проще всего обратиться в местную администрацию и получить нужную информацию из первых рук.

Кроме того, можно поискать необходимые законодательные акты, касающиеся вашего региона, области или населенного пункта в сети Интернет:

Обратите внимание, что вас должны заинтересовать цифры, указанные для зоны ж1 (Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами).

Минимальная

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

foto123-3

Минимальный размер надела учитывается не только при определении возможности строительства жилого дома, но и при желании владельца разделить свой один большой кусок земли на несколько участков.

Например, если в вашем регионе установлен минимальный показатель для ИЖС в 4 сотки, то разделить участок в 6 соток на две равные доли не получится.

Общий минимальный показатель размера участка ИЖС практически не используется в реальном строительстве, так как каждый регион или муниципалитет принимает свои собственные нормативные акты.

Рассмотрим минимальные площади земельных наделов на примере самых популярных регионов России.

Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 4
Санкт-Петербург 3
Ленинградская область 6 в городах, 10 в селах
Новосибирск 6
Екатеринбург 4
Краснодарский край 4

Предельная

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе. Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.

Строительные нормы

foto123-4

Для того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.

Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.

Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:

Если вы сможете с учетом всех этих требований возвести дом на земельном участке минимального размера, то никаких проблем с регистрацией права собственности на недвижимость у вас не возникнет.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как правильно распланировать постройки на участке и каких ошибок следует избежать.

Заключение

От того, какой градостроительный регламент принят в том или ином субъекте Федерации, зависит размер земельного участка, который может получить гражданин на безвозмездной основе.

Предельные размеры наделов соответствуют нормам застройки, и при правильном подходе позволяют возвести на участке жилое строение, соответствующее всем требованиям безопасности, а также санитарно-техническим нормам.

Получить информацию о предельных размерах земельных участков ИЖС можно в органах местного самоуправления (администрация, муниципалитет, департамент строительства и т.д.).

При застройке территорий необходимо решить значительный комплекс разнообразных проблем. Всякое решение является результатом компромисса и никогда не бывает идеальным. Достижение компромисса требует понимания сторонами всех сложностей проблем и границ допустимого.

схема застройки

Подробная схема генерального плана застройки нового поселка

Законодательные основы

Поэтому организация зон застройки регламентируется законодательством. На его основе происходит общение представителей застройщика с государственными и муниципальными органами власти. Базовым документом для планирования поселения служит СНиП 2.07.01-89*.

Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. В нем детально даны основные требования, по которым может осуществляться планировка.

Необходимо учитывать нормы и требования региональных органов власти, издающих собственные регулирующие документы в рамках своих полномочий.

Границы поселка

Застройка территории является комплексным процессом. Расположение пятна застройки, места будущего поселка, тесно увязывается с существующей инфраструктурой. Учитываются перспективные планы развития всего региона, влияющие на границы поселения. Например, развитие дорожной сети, запланированное на отдаленное будущее, должно быть учтено при определении границ застройки.

Возможно, что вместо двухполосной дороги с перекрестками, будет построено четырехполосное шоссе с развязками в разных уровнях и въездными эстакадами. Такое сооружение занимает гораздо большую площадь, чем существующая дорога. Оно может оказать влияние на рельеф, потребовав устройства насыпей или выемок. Работы неизбежно скажутся на всех примыкающих территориях.

план дорожной сети

План устройства дорожной сети в поселке

Важно учесть это влияние заблаговременно, сформировав границы таким образом, чтобы будущие изменения не затронули жильцов и не привели к необходимости отчуждать территории или строения.

Помимо дорог, влияние могут оказывать перспективные планы по развитию городских электрических сетей и генерирующих мощностей, устройству полигонов бытовых отходов или очистных сооружений.

Информация о перспективных изменениях находится в распоряжении местных органов власти, в тесном взаимодействии с которыми предстоит решать эти вопросы. Если границы поселения уже определены генеральным планом развития территории и предоставлены застройщику, то следует строго руководствоваться конфигурацией и ситуационным планом земельного участка.

Топографический план

Определив границы выделенного участка на плане, следует выполнить топографические изыскания. Без этой информации дальнейшее проектирование невозможно.

проект поселения

Пример проектирования поселка с учетом топографии

Топографические данные позволят точно понять общую характеристику рельефа, локализовать его отдельные элементы. На участке могут быть озеро, река, ручьи, овраги, существующие зоны отчуждения, дороги, заболоченные территории и прочее. Это скажется на разработке детального плана и должно быть учтено. Топографический план даст не только геометрическое расположение объектов в плоскости, но и высотные отметки.

От положения элементов рельефа будет зависеть конфигурация дорог, инженерных сетей, направление стоков ливневых вод и размещение строений на участках. Знание границ водоемов позволит точнее определить санитарные зоны и организовать пользование прибрежными территориями. Информация о существующих инженерных коммуникациях даст возможность точно спроектировать поселковые сети, с учетом планово-высотного положения уже имеющихся.

топографический план

Так выглядит топографический план территории поселения

Топографический план является основой и важнейшим документом для дальнейшего детального проектирования не только городских территорий, но и сельских поселений. Попытки обойтись без него неизбежно приведут к проблемам в дальнейшем и дополнительным затратам, несоизмеримым со стоимостью этой работы.

Учет рельефа

Имея границы застраиваемой территории и результаты топографических изысканий, можно приступать к решению конкретных вопросов, связанных с проектированием на застраиваемой территории. Все элементы проекта требуется увязать с существующим рельефом. При необходимости внесения изменений в ландшафт используется специальная программа планировки участка , следует определиться с этим до начала проектирования компонентов застройки.

межевой план поселка

Может оказаться, что требуется засыпка оврага или осушение болота, выравнивание русла ручья или другие работы, связанные с перемещением значительных масс грунта, изменением существующей ситуации или проведением мелиоративных работ. Нужно в общих чертах выяснить возможности для строительства сельских улиц или городских дорог. Неприятная ситуация может возникнуть, например, когда улица окажется в ложбине и для организации водоотвода с поверхности дороги потребуются значительные затраты.

Иногда это сделать невозможно в принципе. Поэтому следует сразу понять, в каких местах дорога может находиться, а какие следует избегать. То же самое относится и к планированию дачных земельных участков. Если он попадает в низину, из которой нет выхода воде, то участок будет подтапливаться поверхностными водами. Нужно предусмотреть организацию водоотвода или предназначить неудобное место для чего-либо иного.

Влияние водоемов

На конфигурацию инфраструктуры, дорожной сети и участков для застройки может повлиять наличие в зоне проектирования открытых водоемов.

поселок с водоемом

3D проект жилого поселка с открытым водоемом

Оценка начинается с анализа топографической информации, дающей понимание характеристики береговой линии и высотных отметок. Извилистый ручей может создавать проблемы с примыканием сельских участков к прямолинейной дороге, образуя неприемлемую конфигурацию. В этом случае нужно изменить направление дороги с учетом рельефа и других факторов, чтобы участок был пригоден для застройки.

Кроме топографических данных, могут оказаться востребованными гидрологические и геологические. За гидрологическим режимом водоема ведутся наблюдения на протяжении многих лет. На основании такой информации возможно учесть риски подтопления, заболачивания и тому подобное. Учет этих факторов позволит избежать ситуации, при которой частный застройщик окажется на залитом половодьем участке.

визуальный план поселка

Визуализация поселка расположенного возле речки

Помимо природных обстоятельств, необходимо соблюдать границы санитарных и защитных зон, относящихся к водоемам и водозаборам. Они зависят от типа и размера водоема. Информацию об этом нужно запрашивать в природоохранном ведомстве и руководствоваться:

  • СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения;
  • СанПиН № 4630-88. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения.

Прочие территории

Помимо водоемов, на планировку застройки может оказывать близость заповедников и иных охраняемых территорий.

план поселка

План коттеджного поселка расположенного на берегу озера в заповедной зоне

В их защитных зонах могут ограничиваться определённые виды деятельности и строительство сооружений. Возможно, рядом с участком строительства находятся другие объекты, имеющие защитные зоны. Например кладбища, места захоронения бытовых и промышленных отходов и так далее. Ограничения могут касаться устройства водозаборов, артезианских скважин или организации локальных сельских очистных сооружений.

  • СанПиН 1.6.574-96. Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Принципы планировки

Планировка городских территорий отличается наличием многоквартирных и многоэтажных зданий, развитой сетью торговых, социальных и культурных учреждений. Инженерные коммуникации должны обладать большей мощностью и пропускной способностью, чем их аналоги в сельских поселках. Малоэтажная индивидуальная застройка проектов таунхаусов определяется размерами, конфигурацией и планировкой приусадебных участков.

Красные линии

красные линии на плане поселка

В начале детального проектирования застройки определяются и наносятся на план красные линии. Этот термин означает границу регулирования застройки. Красная линия отделяет здание или участок от пространства общего пользования. В городских условиях при многоэтажной застройке красная линия может определять границу фасада здания. Если застраивается поселок с индивидуальными участками, то красная линия может обозначать границу участка. Смысл красной линии в том, что пространство, находящееся внутри контура, является общественным. Например, внутри контура красных линий находится дорога, тротуар, линия водопровода, канализации и осветительные столбы. Застройщик не имеет права пересекать эту линию, используя территорию в личных целях.

Красные линии являются границей сельских участков, за которыми разрешены строительство зданий, установка заборов и прочая хозяйственная деятельность. В некоторых случаях здания при усадебной застройке разрешается строить вдоль красной линии. Эта возможность предусмотрена для регионов с соответствующими традициями.

Дорожная сеть

Дорожная сеть включает в себя проезжую часть и элементы инфраструктуры. В проекте определяется материал покрытия для дорог с учетом предполагаемой интенсивности движения. Дороги и проезды должны обеспечивать свободный доступ ко всем требуемым точкам.

дорожная сеть поселка

Подробный план проездов и дорог будущего поселка

Продольный уклон дорог определяется рельефом, но не должен превышать максимальных значений, обусловленных безопасностью движения и регламентируемых в соответствующих документах.

Должен быть предусмотрен отвод поверхностных вод с дорожного покрытия и другие необходимые мероприятия. При достаточном поперечном уклоне вода может удаляться и по самому дорожному полотну, что допустимо для сельских улиц. Но при необходимости устраиваются водоотводящие канавы или ливневая канализация.

Вдоль дорог, в соответствии с шириной красных линий, планируются строительство тротуаров, канав, прокладка коммуникаций.

Проезды, заканчивающиеся тупиками, не следует делать свыше ста пятидесяти метров, нужно зарезервировать место строительства площадки для разворота.

Электроснабжение

Проектируя поселок, необходимо предусмотреть размещение магистральных линий электроснабжения.

план электросети

Подробный план электросети поселка

Важно, чтобы падение напряжения на конечных участках не превышало допустимых значений. Магистральные сети проектируются в направлении наибольшего числа потребителей электроэнергии.

Они должны прокладываться по кратчайшему возможному расстоянию до них. Магистральные линии электроснабжения имеют собственную защитную полосу, которая оказывает влияние на расположение остальных коммуникаций, находящихся вдоль них. Это может вызвать корректировку расстояний между красными линиями, для обеспечения требуемого зазора. Если вдоль улицы устанавливаются опоры освещения, то нужно убедиться в соблюдении нормативных расстояний.

Водоснабжение

план водоснабжения поселка

При проектировании водоснабжения поселка требуется оценить существующие возможности. В сельских условиях водозабор может быть организован при помощи артезианских скважин. В этом случае нужно предусмотреть места для их устройства, выполнив предварительно гидрогеологические изыскания. Для самотечной подачи воды потребителям необходима водонапорная башня, установленная максимально высоко, чтобы обслуживать наибольшее количество точек разбора воды.

Если это решение невозможно, то надо зарезервировать площадь под насосную станцию или гидрофор. Все водозаборные сооружения имеют защитную зону, которую необходимо учесть при проектировании. В городских коммуникациях обычно осуществляют питание от крупного источника воды, поэтому необходимо выяснить его дебет и установить возможность подключения.

СанПиН 2.1.4.544-96

  • СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения;
  • СанПиН 2.1.4.544-96. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников;
  • СанПиН 2.1.4.559-96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества;
  • СНиП 3.05.04-85*. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации;
  • СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения.

Канализация

Канализационная система очень требовательна к рельефу. Самотечная канализация возможна лишь, если есть необходимый уклон. Слишком большая глубина заложения приводит к очень значительному удорожанию строительства. Слишком маленькая недопустима. В городских условиях, такие жестки рамки вынуждают использовать напорную канализацию. Для индивидуальной застройки это слишком дорогое решение.

При проектировании поселка следует определиться с возможностью подключения домов к канализации. В сельских населенных пунктах могут использоваться локальные очистные сооружения.

схема канализации

Схема для монтажа канализации жилого поселка

При этом канализационная сеть может состоять из нескольких отдельных систем, заканчивающихся очистным сооружением. Очистные системы сточных вод имеют свои санитарные зоны, которые учитываются в плане. Размещение их зависит от рельефа местности. Перепад между точкой входа и выхода должен составлять около полутора метров, что не всегда достижимо.

  • СНиП 3.05.04-85*. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации;
  • СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения.

Разбивка на участки

Очевидно, что деление территории на участки является последним в ряду работ, необходимых для планировки поселка.

схема деления территории поселка

План и схема с обозначениями разбивки территории коттеджного поселка на участки

План с нанесенными на него красными линиями и границами владений называется проектом парцелляции. Площадь участков назначается произвольно, в зависимости от замысла застройщика. Но не может быть меньше, чем указывается в нормативных документах федерального или местного уровня.

Конфигурация и схема расположения участка должна позволять удобно расположить строения. Иными словами, участок не должен быть слишком узок. Необходимо соблюдать разрывы между зданиями. На плане можно предусматривать места съезда с дорог общего пользования для доступа на участок.

Размещение зданий

Определение места для городских зданий проводится с учетом предполагаемой этажности. Расстояние между ними рекомендуется не менее двадцати метров. В зонах усадебной застройки следует обеспечить зазор в шесть метров между соседними домами. Хозпостройка не должна быть ближе одного метра к границе соседнего участка. Проект планировки поселков не предполагает точной привязки домов, обычно на нем определяется лишь рекомендуемое пятно застройки, которое вписывается в нормативы.

  • СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений;
  • НПБ 106-95. Индивидуальные жилые дома. Противопожарные требования.

план размещения зданий

Проект поселения с чертежом размещения зданий

Разработанный проект планировки поселения согласуется со всеми заинтересованными инстанциями. Без согласований нельзя начинать следующие этапы работ, связанные с проектированием и планировкой домов, сооружений и коммуникаций. Согласование не является пустой формальностью, а позволяет убедиться, что все законные требования и условия учтены. И в дальнейшем не возникнут вопросы, которые могут вызвать внесение изменений в проект.

Читайте также: