Какая наука изучает размножение растений

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Как мы хорошо знаем, каждый из живые существа, населяющие нашу Землю, можно отнести к одному из пяти царств.. Эти царства - животные (куда входят люди), грибы (например, грибы), простейшие (например, водоросли), монеры (например, бактерии) и, наконец, овощи (полы).

В сегодняшней статье мы сосредоточимся на наука, изучающая это царство растений: Ботанический. Этот раздел биологии позволил нам узнать абсолютно все (или почти все) аспекты природы растений, а также открыть для себя приложения, которые они могут иметь в нашей жизни.

Следовательно, в дополнение к описанию объекта изучения этой важной науки и точному определению того, что такое растение, мы увидим различные отрасли, на которые можно подразделить ботанику, - дисциплина с большим влиянием, чем кажется.

Что изучает ботаника?

Ботаника - это раздел биологии, который фокусируется на изучении природы живых существ, принадлежащих к царству растений. Другими словами, это дисциплина, изучающая растения на всех уровняхот клеточной структуры растений до физиологии самого человека, через разнообразие видов, адаптацию к окружающей среде, распространение в средах обитания, формы воспроизводства, отношения, которые они устанавливают между ними и с другими формами жизни, ее анатомию, ее источник .

Можно предположить, что ботаника включает в себя огромную область знаний, потому что в дополнение к огромному разнообразию аспектов растительной природы, которые она исследует, эта дисциплина анализирует как простейшие растительные организмы, так и самые сложные растения, известные как сосудистые растения.

И как будто этого было недостаточно, помимо изучения организмов растительного мира, они также анализируют природу всех тех живых существ, которые, несмотря на то, что не принадлежат к этому царству растений, также способны к фотосинтезу, например цианобактерии или водоросли.

И, как мы уже говорили, ботаника занимается изучением фотосинтезирующих организмов (способных получать органическое вещество и энергию, необходимые для жизни от света) с теоретической и практической точки зрения, то есть выясняя, какое применение они могут найти в растительных клетках. и организмы в различных отраслях промышленности, таких как пищевая, фармацевтическая, косметическая .

Но что такое растение?

Чтобы полностью понять, что такое ботаника, важно понимать, что именно они изучают: растения. Вообще говоря (и синтезируя это по максимуму), растение - это живое существо, образованное объединением растительных клеток.

Эти растительные клетки - самые маленькие единицы жизни, специализирующиеся на том, что отличает растения от других живых существ: фотосинтезе. Этот фотосинтез - это биохимический процесс, который происходит внутри растительных клеток, посредством которого свет используется для получения энергии, которая, в свою очередь, служит для преобразования двуокиси углерода в атмосфере (CO2) в более сложные сахара. Другими словами, из света они создают свое собственное органическое вещество; В отличие от нас, мы не можем его синтезировать и поэтому должны есть.

Возвращаясь к растениям, фотосинтез возможен благодаря наличию в их цитоплазме (жидкой среде внутри клеток) хлоропластов, некоторых клеточные органеллы, содержащие хлорофилл, зеленый пигмент (отсюда и цвет растений), который стимулирует различные фазы этого метаболического пути.

Организация различных растительных клеток с увеличенным изображением хлоропласта.

Абсолютно все растения на Земле состоят из растительных клеток. Неважно, насколько они велики или малы, а также от того, более или менее сложен их метаболизм. Ботаника изучает всех этих живых существ, образованных растительными клетками, и, кроме того, тех, которые, несмотря на то, что не состоят из этих клеток, имеют пигменты, позволяющие им фотосинтезировать.

12 ветвей ботаники

Как мы видели, разнообразие областей, изучаемых ботаникой, огромно, поскольку она затрагивает множество различных аспектов растительных организмов. Поэтому было абсолютно необходимо разделить эту дисциплину биологии на разные отрасли.

И каждый из них, как мы увидим, фокусируется на определенном аспекте растений. Их совокупность позволила нам получить огромные знания о растительном мире.

1. Биология растительной клетки

Биология растительной клетки изучает растения в их мельчайших единицах: клетках. В этом смысле эта отрасль ботаники изучает структуру растительных клеток, а также обменные процессы которые происходят внутри его цитоплазмы, например, фотосинтез.

2. Фитохимия

Фитохимия - это раздел ботаники, изучающий химическую природу фитохимических веществ, то есть химические соединения, синтезируемые растениями. Это очень важно, поскольку эти вещества, вырабатываемые растениями (как правило, для защиты от нападений хищников или для улучшения их физиологии), могут быть очень полезны при производстве лекарств или в качестве добавок в пищевой промышленности.

3. Гистология растений

Гистология растений - это раздел ботаники, изучающий микроскопическую анатомию тканей растений. Другими словами, эта дисциплина фокусируется на анализе, как правило, с помощью микроскопических как растительные клетки организуются, чтобы дать начало тканям, которые по сути представляют собой группы клеток, специализирующихся на определенной функции. Это позволяет наблюдать различия, например, между корнями, стеблем, листьями и цветками растения, но на микроскопическом уровне.

4. Генетика растений

Генетика растений - это отрасль ботаники, которая фокусируется на изучении растений на генетическом уровне, то есть на анализе как происходит экспрессия генов и как это определяет анатомию и физиологию растения. Это открывает двери для генетической модификации растительных организмов для нашего интереса, особенно в пищевой промышленности.

  • Чтобы узнать больше: «Опасны ли ГМО? Преимущества и недостатки"

5. Фитопатология

6. Геоботаника

Геоботаника - это отрасль ботаники, которая анализирует климатические, геологические, химические и физические условия которые позволяют (или предотвращают) развитие различных видов и растительных сообществ. Другими словами, он изучает экологию растений, поскольку определяет, при каких условиях возможно развитие жизни растений.

7. Палеоботаника

Палеоботаника - это раздел как палеонтологии, так и ботаники, изучающий эволюция, которую растения претерпели с момента своего происхождения, около 540 миллионов лет назад. Эта дисциплина анализирует ископаемые остатки растений и изучает, как они изменились с тех пор.

8. Этноботаника.

Этноботаника - отрасль ботаники, близкая к антропологии. И дело в том, что эта дисциплина больше, чем в биологии, фокусируется на человеческом аспекте в отношении растений. Как с социальной, так и с исторической точки зрения исследования этноботаники как были (и есть) отношения между людьми и растениямиЧто ж, мы дали им как фармацевтические и пищевые цели, так и мистические.

9. Таксономия растений

Таксономия растений - это раздел ботаники, который объединяет различные виды. Другими словами, эта ветвь обрабатывает классификация видов растительного мира в зависимости от того, какие аспекты они разделяют, а какие нет. Таким образом, мы получаем расположение растений по порядкам, семействам, родам, видам .

10. Дендрология

Дендрология - это раздел ботаники, который фокусируется на изучении растений с древесными стеблями. А именно, анализировать природу деревьев и кустарников. Эта дисциплина, которая включает в себя многие другие, которые мы видели ранее, имеет большое экономическое значение, поскольку позволяет нам открывать способы повышения роста и продуктивности многих плодоносящих деревьев.

11. Психология.

Психология - это раздел ботаники, изучающий водоросли. Являются водоросли - это не растительные организмы, но они проводят фотосинтез, поэтому ботаники анализируют их природу. Они принадлежат к царству протистов, отличному от растительного.

12. Физиология растений

Физиология растений - это раздел ботаники, изучающий функционирование тканей и органов растений которые позволяют растению взаимодействовать как с окружающей его средой, так и с живыми существами, с которыми оно живет в своей среде обитания. Двумя примерами этого являются то, как подсолнухи всегда фокусируются на солнце, или как хищные растения могут ловить добычу.

Это один из разделов биологии, комплексно исследующий мир растений. Флора земли – это миллионы видов.

Как система знаний о растениях, ботаника формировалась во времена Древней Греции и Египта.

Она возникла и развивалась вместе с хозяйственной деятельностью человека, медициной.

Эти книги не только описывали растение, но указывали на их полезность для человека. Период великих географических открытий дал толчок развитию всех естественных наук, и ботаника – не исключение.

Выдающийся ботаник и естествоиспытатель, шведский ученый Карл Линней создал и узаконил классификацию ботанического мира. Каждое растение на латинском языке получило два названия: рода и вида. Такая систематика существует и сейчас.

Изобретение микроскопа привело к открытию клеточного строения растений и бурному развитию экспериментальных направлений развития науки. По сей день растения являются объектом изучения, так как они неотъемлемая часть нашей жизни.

Традиционно все растения делятся на две большие группы:

  • Низшие или нецветковые (водоросли, лишайники). Еще их называют слоевищными. Слоевище – тело низших растений.
  • Высшие – или цветковые, листостебельные растения. К ним относятся мохообразные, папоротники, хвощи и плауны, орхидеи, голосемянные и покрытосемянные.
  • В общепринятую классификацию не попали лишайники, грибы и бактерии. В настоящее время:
    • лишайники изучает наука - лихенология,
    • грибы – микология,
    • бактерии – бактериология.

    Современная наука о растениях включает в себя ряд разделов. Основной раздел – это систематика. Она занимается естественной классификацией растений по сходным признакам и объединяет их в виды.

    Это основа любой отрасли ботаники. Систематику можно разделить на две части: флористическую и географическую ботанику. Флористика рассматривает закономерности распространения видов растений на различных территориях, ареалах распространения.

    Рассматривая развитие отдельных видов растений в историческом развитии, устанавливаются их генетические родственные связи. Этим занимается специальный раздел – филогения.

    Из истории развития ботаники известно, что первоначально растения систематизировались по внешним признакам – морфологическим. В наши дни используются знания клеточного строения растений.

    Морфологию делят на макро- и микро-уровни. Макроморфология изучает внешнее строения растения в целом. Микроморфология изучает растение с помощью микроскопа. Это цитология, эмбриология, гистология.

    В морфологии растений выделяются такие разделы как:

    • Органография – описывается и сравнивается внешнее строение растений
    • Палинология – строение пыльцы растений или его спор, их рассеивание и применение
    • Карпология – изучаются строение и форма семян растений, классифицируются их плоды.
    • Тератология – аномалии в строении растений, причины их проявлений, методы лечений и профилактики
    • Анатомия – строение растения, в том числе и на клеточном уровне
    • Физиология – изучает процессы роста и развития, питания, плодоношения и размножения растения, их закономерности
    • Биохимия – объектом изучения являются вирусы и бактерии, высшие и низшие растения и химические процессы, происходящие внутри растения
    • Генетика – наследственность и изменчивость, особенности развития того или иного вида, зависимость изменений от вмешательства человека
    • Фитоценология – иногда приравнивается к геоботанике и рассматривает растительный покров как совокупность растительных сообществ, взаимоотношения между ними и между собой
    • Геоботаника – раздел на стыке наук: ботаники, географии и экологии
    • Экология растений – взаимоотношения растений с окружающим миром, создание идеальных условий произростания
    • Палеоботаника – изучает вымершие организмы и историю развития растений

    Науку о растениях можно классифицировать по объектам изучения:

    Ботаника - наука о растениях: объекты изучения, разделы, методы исследований

    В 18 веке немецкий учены Гумбольдт А. обосновал появление тех или иных видов растений, их развитие от географической среды произрастания. Это послужило развитию таких отраслей ботаники как болотоведение, тундроведение, луговедение, лесоведение и т.п.

    В современном мире наиболее важными задачами ботаники являются:

    Открытие новых видов растений и возможность их применения в жизни человека.

    Изучение свойств растений, их устойчивости и выносливости к болезням, повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

    Исследование действий растений на организм человека и животный мир.

    Влияние человека на формирование экосистем, защиты и сохранения растительного покрова нашей планеты.

    Изучение наследственности и изменчивости растений – как основа выращивания генномодифицированных растений. Выявление положительных и отрицательных влияний таких растений на человека и окружающий мир.

    Ботаника как и любая наука использует различные методы исследования:

    • Наблюдение – традиционный метод – наблюдение за жизнедеятельностью объекта в реальных условиях, без вмешательства. Используется и макроскопическом, и в микроскопических уровнях.
    • Сравнительный – сравнение исходного объекта с подобным для выявления сходных и отличительных черт.
    • Экспериментальный – искусственно созданный процесс для определения влияния различных факторов на жизнедеятельность растений. Может использоваться как в естественной среде обитания, так и в лаборатории.
    • Мониторинг – регулярное комплексное наблюдение за определенным объектом, оценка и прогнозирование состояние растительных сообществ, оценка воздействия на них природных и антропогенных факторов.
    • Статистический – математическая обработка материалов, собранных другими методами исследования. Установление на их основе закономерностей развития, прогнозирования ситуаций.

    Ботаника – это современная многоотраслевая наука, изучающая флору планеты Земля.

    Она использует как традиционные методы, так и современные химические, физические, молекулярные методы исследований. Глобальной проблемой современности стало производство продуктов питания.

    Эту задачу решают различные науки.

    Первое место занимает ботаника. Предметом ее исследования является растение, все аспекты его жизнедеятельности и полезности для человека. Не менее глобальной является проблема сохранения благоприятного климата на планете.

    Современная ботаника призвана разработать научные основы охраны природных экосистем.

    Большое внимание отводится охране редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу.

    Гост

    ГОСТ

    Что изучает ботаника?

    Ботаника — (от греч. botane — овощ, зелень, трава, растение) — комплексная наука, которая изучает растения. Она всесторонне рассматривает их происхождение, развитие, строение (внешнее и внутреннее), классификацию, распространение по земной поверхности, экологию (взаимоотношения и отношения с окружающими факторами), охрану.

    Как и остальные науки, у ботаники имеется своя предистория. Зарождение её прослеживается с глубокой древности, когда люди ещё только начинали использовать растения для своих практических потребностей (питания, лечения, изготовления одежды, жилья). Достаточно долгое время естествоиспытатели занимались лишь описанием растений — их размеров, окраски, особенностей отдельных органов, то есть достаточно долгое время ботаника имела всего — навсего описательный характер. Этот раздел биологии формировался в $XVII—XVIII$ столетиях. Первые попытки систематизации растительного мира и стали началом использования в ботанике сравнительно — описательного метода, с помощью которого растения не только описывали, но и сравнивали по внешним (морфологическим) признакам. С изобретением микроскопа в ботанике зарождается, а позже, благодаря интенсивному развитию науки и усовершенствованию микроскопической техники, начинает доминировать экспериментальное направление.


    Растения — это источник более чем десяти биологически активных веществ, которые действуют на организм человека и животных, в частности при пищевом употреблении. Поскольку растения неотъемлемы в жизни человека, то они и стали объектом пристального изучения.

    Все растения делятся на $2$ большие группы:

    1. низшие растения, или слоевищные (таломные);
    2. высшие растения, или листостебельные.

    К низшим растениям относятся водоросли.

    К высшим растениям относятся мохообразные (мхи и печёночники), папоротникообразные (псилофиты, псилоты, хвощи и папоротники), голосемянные и покрытосемянные.

    Отдельно изучаются лишайники, грибы, бактерии.

    Современная ботаника - многоотраслевая наука, которая охватывает целый ряд разделов: систематику растений, которая занимается классификацией растений в зависимости от подобных общих характеристик. Её подразделяют на две части: флористика и ботаническая география. Флористика изучает сообщества растений на определённой территории. Ботаническая география изучает особенности распространения растений на земном шаре.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Систематика растений — основная ботаническая дисциплина. Весь растительный мир она разделяет на отдельные группы, объясняет родственные и эволюционные связи между ними. Это задание специального раздела ботаники — филогении.

    Сначала исследователи систематизировали растения лишь по внешним (морфологическим) признакам. Сейчас же для систематики растений используют и их внутренние признаки (особенности строения клеток: их химический состав, хромосомный аппарат, экологические особенности). Морфологию растений, которая изучает строение растений. Подразделяется эта наука на микроскопическую морфологию и макроскопическую морфологию (органографию). Микроскопическая морфология изучает строение клеток и тканей растений, а также эмбриологию. Макроскопическая морфология изучает органы и части растений.

    Некоторые разделы морфологии решили выделить в отдельные дисциплины:

    • органографию (изучает органы растений),
    • палинологию (рассматривает строение спор и пыльцы растений),
    • карпологию (занимается классификацией плодов),
    • тератологию (предмет изучения — уродства и аномалии в строении растений),
    • анатомию растений , которая изучает внутреннее строение растений;
    • физиологию растений, которая изучает формы растений в процессе их онтогенеза и филогенеза, а также процессы, происходящие в растениях, их причины, закономерности и взаимосвязь с окружающей средой. Она тесно связана с систематикой.
    • биохимию растений, которая изучает химические процессы в растениях, связанные с ростом и развитием.
    • генетику растений, которая изучает генетические изменения растений, происходящие с вмешательством или без вмешательства человека.
    • фитоценологию, которая занимается изучением растительного покрова Земли, определяет динамические изменения в природе, а также их зависимости и закономерности (растительность — это сочетание всех растений на одной территории, которые составляют ландшафт;
    • геоботанику, которая занимается изучением экосистем, то есть взаимоотношениями между растениями,животным миром и факторами неживой природы (весь это комплекс получил название биогеоценоза).
    • экологию растений, которая изучает растения в зависимости от среды обитания и определяет идеальные условия для жизни растений.
    • палеоботанику, которая изучает ископаемые растения с целью определения истории развития.

    Ботаника также классифицируется по объектам изучения на:

    • альгологию — науку о водорослях,
    • бриологию, которая занимается исследованием мхов и др.
    • исследование микроскопических организмов в мире растений также было выделено в отдельную дисциплину — микробиологию.
    • фитопатология - занимается болезнями растений, которые могут быть вызваны грибами, вирусами или бактериями.

    В зависимости от изучаемого объекта выделились специальные отрасли в ботанике: лесоведение, луговедение, болотоведение, тундроведение и ещё ряд подобных дисциплин.

    Традиционно в ботанику включают микологию - науку о грибах (со средины $ХХ$ ст. их стали выделять в отдельное царство), а также лихенологию — науку, которая изучает лишайники.

    Предмет исследования ботаники - это растения, их строение, развитие, родственные связи, возможность их рационального хозяйственного применения.

    Задачи ботаники:

    1. Изучение растений для повышения их устойчивости, урожайности и выносливости.
    2. Определение новых видов растений и их применение.
    3. Определение действия растений на человеческий организм.
    4. Определение роли человека в развитии и сохранении растительного покрова планеты.
    5. Осуществление генетической трансформации растений.

    метод наблюдения — используется как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровнях. Этот метод состоит в установлении индивидуальности объекта, который исследуется, без искусственного вмешательства в его процессы жизнедеятельности. Собранная информация используется для дальнейшего исследования.

    сравнительный метод - используется для сравнения объекта, который исследуется, с подобными объектами, так и классифицировать их, детально анализируя похожие и отличительные черты в сравнении с близкими к ним формами.

    экспериментальный метод — используется для изучения объектов или процессов в специально созданных искусственных условиях. В отличии от метода наблюдения, экспериментальный метод предвидит специальное вмешательство экспериментатора в природу, что позволяет установить последствия от влияния тех или иных факторов на объект исследования. Метод может использоваться как в естественных условиях, так и в лаборатории.

    мониторинг — это метод постоянного наблюдения за состоянием отдельных объектов, течением определённых процессов. моделирование — это метод демонстрации и исследования определённых процессов, явлений с помощью их упрощённой имитации. Он даёт возможность изучать процессы, которые сложно или невозможно воспроизвести экспериментально, или непосредственно наблюдать в живой природе.

    статистический метод — основанный на статистической обработке количественного материала, собранного в результате других исследований (наблюдений, экспериментов, моделирования), что позволяет его всесторонне проанализировать и установить определённые закономерности.

    Ботаника — это наука, которая изучает растительный покров земной поверхности на всех уровнях — молекулярном, клеточном, организменном, популяционном.

    На сегодняшний день биологические науки, когда-то почётные, практически потеряли свой статус. Разве что генетика и её молодая отрасль – генная инженерия – активно развиваются, пытаясь приспособить живые организмы под нужды технического прогресса и человеческую прихоть. Стоит посмотреть, какими изображают биологов кинофильмы, а ведь это одно из самых мощных средств воздействия на массовое сознание.

    В средние века изучение растений было направлено, в основном, на прикладные его аспекты – лекарственные свойства растений, получение из них технического сырья и, конечно же, ядов. В основном, исследованиями в этой области занимались монахи в стенах своих обширных аббатств или скромных монастырей. Монастырские садики и по сей день поражают своим разнообразием и неброской красотой, хотя прикладное значение во многом утратили.

    Вообще, Линнею биология в целом обязана не меньше, чем ботаника. Шведский систематик предложил так называемую бинарную номенклатуру вида (обозначение вида двумя словами - родом и видовым определением, например, род Ясень Fraxinus - вид Ясень высокий Fraxinus excelsior). Вся современная биология пользуется этим его нововведением, тогда как раньше растение описывалось либо обиходным названием, либо обширным определением, в котором перечислялись все его характерные особенности. такие определения запомнить было непросто. Поэтому так сложно читать и, главное, правильно понимать старинные труды о растениях - часто не знаешь даже, какое именно растение имеет в виду автор, а тем более если речь идёт о роде со множеством видов, лишь немногие из которых обладают нужными свойствами. Это очень ярко заметно в трудах Авиценны, Теофраста Парацельса и многих других.

    Со времён Линнея ботаника как наука непрерывно развивается, образуя с близкими науками смежные области знания. Сперва обратимся, наконец, к строгим терминам и выясним, что понимают под ботаникой сами учёные, а потом рассмотрим области ботаники и смежные с ней дисциплины, многие из которых играют в нашей жизни если не решающую, то очень важную роль.

    КОРОЛЕВА И ЕЁ ДОЧЕРИ

    Если сравнить науки с семейством, то биологические науки можно уподобить необычной семье, в которой матерью будет общая биология, а её дочерьми – зоология, ботаника и микробиология. Первая изучает животный мир во всех его многочисленных проявлениях, от систематики животных до поведения; последняя исследует многообразный мир микроорганизмов – бактерий и вирусов, тесно пересекаясь с биотехнологией и медициной. А ботаника занимается растениями.

    Ботаника – это наука, предметом изучения которой являются растительные организмы во всём своём многообразии, а так же их взаимоотношения с окружающей средой и другими организмами. Конечно, это слишком обширная область знания, чтобы оставаться единой и неделимой. У ботаники также есть дочерние области знания, и их множество. Кроме того, ботаника тесно взаимосвязана с другими науками через смежные дисциплины.

    Дочерние науки по отношению к ботанике:

    ботаническая систематика, изучающая виды растений и родственные связи между ними и другими таксонами (таксон – это обозначение общности растений в систематике: вид, род, семейство и т.д.);

    морфология растений (она изучает жизненные формы растений и их отдельные части);

    анатомия растений (соответственно, её объект – внутреннее строение растений, от клетки до всего организма);

    физиология растений (исследует и объясняет явления, происходящие в растительном организме: особенности обмена веществ, механизмы регуляции жизнедеятельности, реакции организма на изменения условий и т.д.);

    фитоценология (исследует распределение растений по земному шару и особенности растительного покрова в разных климатических условиях).

    Есть ещё особые разделы ботаники, занимающиеся изучением отдельных групп растений. Невозможно охватить всё многообразие растений рамками единой науки: их слишком много, и они слишком разные. Поэтому, на основании ботанической систематики, ботаника была разбита на четыре основные группы – альгологию (изучает водоросли во всём их многообразии), микологию (изучает грибы), лихенологию (исследует лишайники) и изучение высших растений.

    НА ГРАНИ

    В тех областях ботаники, которые пересекаются с другими науками, формируются науки дочерние, которые сочетают методы и цели обеих родителей. Так, на стыке ботаники и экологии сформировалась экология растений – наука об отношениях растительного организма с окружающей его средой, другими растениями и животным миром. Историческое развитие растений по ископаемым останкам изучает палеоботаника (связующее звено между ботаникой и палеонтологией), а географическое распределение растений и их сообществ на земном шаре – ботаническая география, или геоботаника. А с микробиологией ботанику роднит фитопатология, которая исследует болезни растений, вызываемые микроорганизмами: бактериями, грибками, вирусами.

    С медициной ботанику объединяет фитология, иначе называемая фармакогнозией – это наука, произошедшая от средневековой гербалистики (травоведения), наука о лекарственных свойствах растений и их использовании. Сегодня, в век синтетических лекарств, использование лекарственных трав сдаёт свои позиции. Но это не значит, что травоведение умерло и больше не нужно человеку: множество болезней, неизлечимых с точки зрения современной медицины, вполне успешно излечиваются травами. О травоведении мы ещё когда-нибудь поговорим особо – каждая область ботаники необычайно интересна, а лекарственные свойства растений – это целый мир, увлекательный и необычный.

    ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ

    Вот и состоялось наше самое первое знакомство с ботаникой. Я очень старался не сыпать терминами и по возможности приводить простые примеры, но всё же читается тяжеловато. Без применения особых терминов всё же не обойдётся, увы. Иногда, вместо того, чтобы расписывать явление на полстраницы, проще употребить один-единственный термин, значение которого я постараюсь кратко пояснить в скобках. А вообще, наверное, со временем я опубликую здесь краткий ботанический словарь, чтобы можно было, встретив непонятный термин, сразу нажать на ссылку и прочитать, что же имеется в виду.

    Mistes
    Фото Tasha, Mistes.
    14 декабря 2010 г.

    Ботаника изучает природу растений и их внутренняя и внешняя структура, их распространение на поверхности Земли, их взаимосвязь с окружающей средой и между собой.

    Разделы ботаники

    Ботаника — комплексная наука, которая изучает растения. Включает в себя следующие разделы:

    • Морфология изучает внешнее строение растений.
    • Анатомия изучает внутреннее строение органов растений.
    • Систематика занимается классификацией растений, изучает родство, филогению растений.
    • Физиология растений исследует жизненные процессы, протекающие внутри организма.
    • Экология растений изучает взаимоотношения и взаимозависимость растений и среды.
    • География растений изучает закономерности распределения растений и растительных сообществ на поверхности Земли.
    • Фитоценология или геоботаника, изучает процессы формирования и развития растительных сообществ, изменения их состава и состояния в связи с условиями среды, выясняет закономерности сложения растительного покрова Земли.
    • Палеоботаника изучает ископаемые остатки растений, живших в прошлые геологические эпохи.

    Растительные миры Земли богаты и разнообразны, насчитывают более 500 тысяч видов. Среди которых встречаются как мелкие микроорганизмы, так и гигантские размеры деревьев. Некоторые тропические лианы и морские водоросли достигают длины 100 и больше метров. Условно растительный мир делится на две группировки: низшие растения и высокие. Невысокие растения, которые появились около 2 миллиардов лет назад, являются самыми простыми представителями флоры и фауны.

    Растения различаются по окраске и форме стебля, а также листьями, цветками и плодами, длительностью жизни и иными особенностями.

    Но как бы не отличались цветочные растения, все они могут быть разделены на три группы: деревья, кусты и травы.

    Деревья, как правило, являются крупными растениями с многолетними деревянистыми стеблями. У каждого дерева есть ствол и ветви, которые образуют их крону.

    Кустарники отличаются от дерева тем, что у них ствол начинает ветвиться почти на поверхности грунта, а его трудно обнаружить среди стволов.


    Травы или травяные растения обычно обладают зелеными сочными стеблями; они практически всегда находятся ниже дерева и куста. Деревянные и кустовые растения являются многолетними растениями. Среди трав встречаются многолетние, однолетние и двулетние.

    Однолетние растения, например, фиалка, лебеда, левка, редиска, просо и гречиха и овса, рожи, пшеницы, развиваются весной, цветут, формируют плоды с семенами и после них вымирают. Двулетние растения живут почти 2 года. В первый год свекла, редька, капуста развивается в обычном формате лишь корнями, стеблями и листьями. Эти растения только на второй год развивают новых побеги, цветут, дают плоды и семена, а на осень высыхают и умирают. Большой лопух дикое растение, которое относится к двулетнему. Из года в год повторяются определенные явления жизни растений - распускаются листья, затем период цветения, плодоношения, листопада.

    Фенология — раздел ботаники, которая изучает сезонные периодические изменения в жизни животного и растения.

    Методы исследования в ботанике

    Сравнительно – морфологический; сутью которого является сопоставление сходства и различий в строении представителей разных групп растений, что позволяет судить об истории их формирования и развития, проследить родственные связи;

    Палеоботанический – основан на изучении ископаемых остатков растений; Онтогенетический – позволяет на основе индивидуального развития растений представить пути их исторического развития;

    Физиолого-биохимический устанавливает родство растений на основе сходства их химического состава;

    Цитологический основан на специфичности хромосомного аппарата каждого вида.

    Молекулярно – генетический базируется на изучении нуклеотидной последовательности наследственного материала.

    В современной систематике в надцарстве эукариоты выделяют 3 царства: Растения, Животные, Грибы.

    Растения– царство эукариотических организмов, способных к фотосинтезу, имеющих плотные, как правило, целлюлозные клеточные стенки.

    Преобладающее большинство растений по типу питания – автотрофы. К особенностям растений как живых организмов следует отнести: их характер питания (тип ассимиляции – фотоавтотрофный, способ – осмотический), прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, сильное расчленение тела с целью увеличения поверхности, распространение с помощью спор, плодов и семян, запасание углеводов в виде крахмала.

    Царство растения делят на три подцарства: багрянки, или красные водоросли, настоящие водоросли и листостебельные растения. Вегетативное тело багрянок и настоящих водорослей не расчленено на органы и ткани. Поэтому их нередко называют низшими растениями. Высшие растения, в отличие от низших – сложные, дифференцированные на органы и ткани многоклеточные организмы, приспособленные к обитанию в наземной среде.

    Нет времени решать самому?

    Наши эксперты помогут!

    Клеточная оболочка растения, её функции, состав, структура.

    Несмотря на многообразие, растения различаются по своему внешнему облику, хоть строение клеток одинаковое. В клетках растений имеется плотная прозрачная оболочка, где местами расположены более толстые участки, а именно поры. В оболочке находится живая бесцветная вязкая жидкость — цитоплазма. Цитоплазма движется медленно. Она обладает небольшим плотным телом – ядром, в котором можно наблюдать ядрышко.


    Все органы растительного происхождения состоят из клеток. Клетки соединяются друг с другом и соединяются специальным межклеточном веществом, расположенным между оболочки соседней клетки.

    Если разрушается все межклеточные вещества, клетки соединяются. Деление клетки предшествует делению ее ядра. Перед рождением клетки ядро увеличивается, позже в нем появляются хорошо заметные тельца, обычно формирующиеся в цилиндрическом виде — хромосомах. Они переносят наследственные признака от клетки к клетке. В центре находится ядро молодой клетки. Старая клетка, как правило, имеет одну большую вакуоль, а цитоплазма с ядром прилегает к оболочке клетки. Лучше рассмотреть клетки растений, можно если смотреть их с помощью специальных приборов, например, лупы и микроскопа. С помощью световой микроскопии можно изучать объекты, размер которых лежит вне разрешающей возможности невооруженного глаза человека примерно от 0.1 до 0.2 мм.

    Система оптического микроскопа включает в себя ряд компонентов, основным из которых является объектив.

    Оптика микроскопа состоит из двух элементов — окуляра и объектива которые закреплены в подвижном тубусе, находящимся на металлическом основании с предметный столиком. Увеличение микроскопа без дополнительных линз между окуляром и объективом равно произведению их увеличению.

    В наше время в микроскопе почти всегда есть система освещения и микро и макро винтами для настройки резкости.

    В зависимости от назначения к исследовательскому микроскопу могут прилагаться дополнительные системы и устройства, такие как

    объективы с увеличенным разрешением 40, апертурой 0,65, коррекцией на толщину покровного стекла 0,17 мм и бесконечную длину тубуса

    Объективы оптического микроскопа являются одной из главных частей и представляют собой сложный механизм для увеличения изображения изучаемого предмета. Увеличенное с помощью оптического объектива изображение предмета рассматривается через окуляр, который также в свою очередь может создавать увеличение. Если объектив микроскопа каким-то образом искажает изображение, то это искажение будет усилено окуляром. Объектив микроскопа — это сложная оптическая система, увеличивающее изображение объекта. Она является наиболее ответственной и основной частью исследовательского оборудования. Рассмотреть изображение, созданное объективом, можно через окуляр.

    Объективы исследовательских и других микроскопов включая стереоскопические в большей степени взаимозаменяемые и унифицированные. На взаимную заменяемость в первую очередь влияют присоединительные параметры объектива.

    Читайте также: