Как сделать лишайник своими руками на урок биологии

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Не так давно грибы и лишайники относили к царству Растений. Однако при более тщательном их изучении выявились отличия от данного царства в строении и особенностях жизнедеятельности. Появились два новых царства, изучением которых мы и займемся на этом уроке. Выявим особенности строения грибов и лишайников. Познакомимся с их разнообразием, определим их роль в природе и жизни человека.

План урока:

Строение и особенности жизнедеятельности грибов

Грибы считаются древнейшими организмами на Земле – появились они вместе с папоротниками около 400 млн.лет назад. Это очень интересная группа существ, имеющая признаки сразу двух царств: животных и растений. Попробуем выявить эти признаки.

Остановимся подробнее на особенности строении грибов. Можно выделить две группы этих организмов: низшие (одноклеточные) и высшие (многоклеточные).

Основой строения грибов, как и любых других организмов, считается клетка. Ее строение схоже с животной клеткой. Оболочка содержит вещество – хитин, который присутствует в панцире ракообразных и насекомых. Также характерно отсутствие хлорофилла – зеленого пигмента, характерного для растений.

Плесневый гриб мукори дрожжи являются одноклеточными грибами. Наиболее примитивно устроенными считаются дрожжи. Их тело представляет собой одну клетку округлой формы. Имеется оболочка, под которой расположена цитоплазма и ядро.

Строение плесневого гриба мукора более сложное. Рассматривая его под микроскопом можно увидеть бесцветные ветвистые нити без каких-либо перегородок. Каждая такая нить представляет собой одну сильно разросшуюся клетку. Такие нити получили название гифы. Сплетаясь друг с другом,они формируют грибницу. Кверху от грибницы тянутся нити, заканчивающиеся черными головками. Здесь сосредоточены споры, предназначенные для размножения.

Представителем многоклеточных плесневых грибов считается пеницилл. Очень похоже строение этого гриба на мукор, однако гифы разделены перегородками на отдельные клетки. На удлиненных нитях находятся кисточки со спорами.

Всем хорошо известны шляпочные грибы, остановимся подробнее на их строении. Грибом мы называем шляпку и ножку, однако, все вместе это плодовое тело шляпочного гриба. В почве скрыта грибница, состоящая из длинных ветвящихся нитей, расходящихся во все стороны. Гифы разделены перегородками на множество клеток, расположенных в один ряд. Поэтому шляпочные грибы относят к многоклеточным. Тело шляпочного гриба также состоит из ветвящихся белых нитей – гифов.

Хлорофилл у грибов отсутствует, поэтому они не могут создавать органические вещества. По способу питания грибы бывают сапрофитами,питающиеся мертвыми органическими остатками, и паразитами, живущими на живых организмах. Сапрофитами считаются плесневые, а также шляпочные грибы.

Для питания грибы применяют нити, посредством которых происходит всасывание воды с минеральными солями и органических веществ. У шляпочных грибов можно наблюдать любопытное явление обмена питательными веществами с деревьями. Такое явление обоюдовыгодного существования грибов и растений получило наименование симбиоз.

Грибница, сросшаяся с корнями дерева, содействует снабжению растения водой и питательными веществами. В результате симбиоза гриб приобретает органические вещества, находящиеся в дереве. Выяснилось, что рост многих деревьев не может происходить без связи с грибами, поэтому они и вступают в симбиоз.

Часто название шляпочных грибов указывает на симбиоз. К примеру, гриб подосиновик способен существовать только рядом с осиной, подберезовик – рядом с березой.

Размножение грибов может осуществляться несколькими способами: бесполым и половым.

К бесполому способу относится размножение частями грибницы, характерное практическидля всех видовгрибов. Как мы уже знаем, грибница состоит из длинных многоклеточных нитей, которые находятся в почве. Эти нити ветвятся в разные стороны и из них могут вырастать новые плодовые тела грибов.

Такой способ размножения грибов как почкование характерен в основном только для дрожжей. У дрожжевой клетки образуются один или два выступа, которые постепенно увеличиваются и превращаются в клетки. Так получаются цепочки дрожжевых клеток, каждая из которых способна создавать новые организмы.

Однако более всего распространено размножение спорами у грибов.Спора представляет собой обычную клетку, которая попав в благоприятные условия, дает вырост – тонкую белую нить. Из этой нити – гифа, начинает формироваться новый организм. Спор может быть очень много, созревают они у шляпочных грибов под шляпкой, а у плесневых – в коробочках или кисточках.

Половое размножение грибов представляет собой сложный процесс. Познакомимся с ним на схеме.

Многообразие грибов и их роль в природе и жизни человека

Большую роль играют шляпочные грибы в жизни человека. Повсеместно растут съедобные грибы, которые человек употребляет в пищу. Грибы считаются очень ценным питательным продуктом, в котором содержится до 40% белков, 10-15% углеводов, различные микроэлементы и витамины.

Какие шляпочные грибы считаются наиболее ценными? Такими грибами считаются белые, рыжики, настоящие грузди. Собирают также подберезовики, подосиновики, маслята, волнушки, лисички и другие грибы.

Название и внешний вид съедобных грибов представлены на рисунке.

Все они богаты белками, но эти белки очень быстро портятся. Поэтому не стоит собирать старые грибы, а также употреблять в пищу грибы, которые после варки и жарения долго хранились в теплом месте.

Некоторые грибы употребляют в пищу только после специальной обработки. Так, например, сморчки предварительно варят в кипящей воде и лишь после этого жарят. Без предварительной варки они ядовиты и вызывают отравление. Сморчки утрачивают свои ядовитые свойства также в результате высушивания.

При сборе грибов важно соблюдать определенные правила, так как можно нанести вред природе. Новые плодовые тела могут появляться из частей грибницы, поэтому нужно стараться не разрушить ее. При правильном сборе грибов плодовые тела осторожно вынимают из земли, покручивая ножку гриба вокруг ее оси, или срезают острым ножом плодовое тело при его основании. Такие способы сбора обеспечивают постоянный урожай на грибных участках.

Срезка грибов ножом

Часто можно спутать съедобные грибы с несъедобными, которые считаются ядовитыми. К ним относятся различные ложные опенки, очень похожие на настоящие. Широко распространены и известны красные мухоморы. Немного реже встречается бледная поганка. Название и внешний вид ядовитых грибов представлены на рисунке.

Самым ядовитым грибом в мире считается бледная поганка. Она очень похожа на съедобные шампиньоны, поэтому люди не способные отличать эти грибы, могут отравиться, употребляя ее в пищу. Причем яд бледной поганки не обезвреживается при варке, а признаки отравления наступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно.

Поэтому следует очень внимательно заниматься сбором грибов – лучше не брать гриб, который вызывает у вас сомнение.

Мы рассмотрели два класса шляпочных грибов: съедобные и ядовитые. Помимо этого все шляпочные грибы по строению шляпки можно разделить на трубчатые и пластинчатые. Познакомимся с ними на рисунке.

Велика роль плесневых грибов в жизни человека, причем она может быть положительной и отрицательной. К примеру, гриб мукор получил название белой плесени. Он поселяется на продуктах питания, которые становятся после этого не пригодными в пищу.

Другой плесневый гриб–пеницилл, специально выращивают для получения лекарства, убивающего различные микробы. Лекарственный препарат получил название пенициллин.

Широко используются человеком дрожжи в хлебопечении и кондитерской промышленности. При благоприятных условиях дрожжи активно размножаются и разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Образующаяся при разложении энергия используется дрожжами для процессов жизнедеятельности. Пузырьки углекислого газа вспенивают и поднимают бродящее тесто. Из такого теста производят хлеб и различные хлебобулочные изделия.

Все грибы, которые мы рассмотрели, по способу питания относятся к сапротрофам. Однако есть и грибы-паразиты, поселяющиеся на живых организмах и питающиеся их веществами.

Какова роль грибов-паразитов в жизни человека? Данные организмы могут причинить огромный ущерб сельскому и лесному хозяйствам.

На полях иногда можно встретить растения пшеницы, ячменя, овса, проса с как бы обугленными колосьями или метелками. Такой вид имеют растения, пораженные головней, которую вызывает поселившийся в них паразит – головневый гриб. У больных растений вместо зерен образуется множество черных спор грибка.Созревшие споры попадают на семена здоровых растений и заражают их. Образующиеся нити гриба проникают в растение, разрастаются в нем и высасывают

Головня на пшенице

Для борьбы с головней перед посевом производят протравливание семян: их обрабатывают растворенными или сухими ядами. Убивая споры грибка, яды не причиняют вреда семенам.

В лесу на деревьях встречается другой паразитный гриб – трутовик. На поверхности ствола он образует копытообразное тело, в котором в трубочках развиваются споры. Внутри ствола разрастается грибница, которая высасывает из дерева воду и питательные вещества.

Трутовик на березе

Трутовики живут на деревьях очень много лет и, в конце концов, губят их, а древесину превращают в труху.

Образуемые трутовиками споры разносятся ветром и попадают в трещины на стволах других деревьев. Так происходит заражение. Пораженные деревья необходимо удалять из леса, для предотвращения заражения других растений.

Какие еще грибы-паразиты наносят вред человеку? Есть грибы, вызывающие заболевания у людей и животных. Такие заболевания получили название грибковые и часто поражают кожу, ногти, волосяной покров.

Грибковые заболевания ногтей

Роль грибов в природе также очень велика:

  1. Участвуют в круговороте веществ в природе, являясь разрушителями;
  2. Способствуют образованию плодородного слоя почвы;
  3. Обеспечивают растения водой и минеральными веществами, вступая с ними в симбиоз;
  4. Вызывают различные заболевания у других организмов.

Подробно изучив грибы, мы можем теперь выявить признаки растений и животных, характерные для этого царства.

Многообразие, строение и распространение лишайников

Особой группой существ считаются лишайники, представляющие собой организмы, в которых в симбиозе живут гриб и водоросль. Если рассмотреть тонкий срез лишайника под микроскопом, то можно выявить особенности его строения. Тело лишайника состоит из бесцветных нитей, среди которых находятся круглые зеленые клетки. Бесцветные нити – это грибница гриба, а зеленые клетки – одноклеточные водоросли. Рассмотрим внутреннее строение лишайника на рисунке.

В лишайнике существуют совместно два организма: гриб и водоросль, которые соединяются с помощью симбиоза настолько тесно, что образуют единое целое.

По внешнему строению лишайники очень разнообразны.

  1. На скалах и камнях, на коре деревьев распространены корковые или накипные лишайники. Они напоминают тонкую сухую корочку и бывают разной окраски.

Бацидия – накипной лишайник

  1. В лесу на коре деревьев растут листоватые лишайники, имеющие вид тонких разноцветных пластин. Таким лишайником считается ксантория настенная, которая имеет внешнее строение округлой пластинки ярко-оранжевого цвета.

Многообразие лишайников очень велико и встретить их можно в различных условиях. Лишайник очень неприхотлив и живуч. В засушливое время он высыхает настолько, что от прикосновения крошится. После выпадения дождя он вновь оживает. Благодаря этому он может существовать в сухих и бесплодных местах, которые неблагоприятны для жизни других растений.

Особенности жизнедеятельности и значение лишайников

Совместное существование двух организмов в одном теле лишайника оказалось для него очень выгодным, особенно для питания.

Каковы же особенности питания лишайников? Грибница гриба впитывает воду и минеральные соли из окружающей среды. Органических веществ он находит очень мало в своей среде обитания. Вот здесь и становится выгодным симбиоз – водоросль способна из углекислого газа и воды создавать органические вещества.

Здесь просматриваются два способа питания лишайника: гетеротрофный и автотрофный. Для гриба характерно гетеротрофное питание – использование готовых органических веществ. Водоросль как растение способно создавать органические вещества, поэтому ее питание будет автотрофным.

Помимо этого особенностью питания лишайника является поглощение всей поверхностью тела питательных веществ и воды. Причем поглощать он их способен не только из почвы и воздуха, но и из оседающей на нем пыли.

Размножение лишайника осуществляется главным образом двумя способами: частями тела или спорами.

Сам лишайник как организм способен размножаться только частями своего тела – слоевища. Оторвавшийся кусочек, попав в подходящие условия, начинает жить самостоятельной жизнью.

Однако в лишайнике существуют совместно два организма, которые способны размножаться самостоятельно. Они могут создавать споры, поэтому лишайник размножается еще и таким способом.

Рассмотрим значение лишайников в природе. Данные организмы, живущие на камнях и скалах, рано или поздно отмирают и перегнивают. Так со временем здесь накапливается слой перегноя. На нем поселяются сначала мхи, а затем и менее требовательные цветковые растения. Как видно, лишайники являются первыми поселенцами, подготавливающими почву другим существам. Поэтому они получили название пионеров растительности. Таково главное значение лишайников в природе.

Наибольшее хозяйственное значение в жизни человека лишайники имеют в тундре. Здесь они занимают огромные пространства и служат кормовой базой для оленей.

Цель: продолжить развивать понятие о многообразии живых организмов на примере лишайников.

  1. Обучающие: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.
  2. Развивающие: формировать познавательный интерес к данной теме; развивать умения сравнивать, анализировать.
  3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении окружающего мира.

Оборудование: коллекция лишайников, учебник 7 класса, тетрадь, карандаш простой.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

  1. История исследования.
  2. Название
  3. Наука лихенология
  4. Место заселения
  5. Строение
  6. Типы строения слоевища
  7. Размножение
  8. Практическое значение лишайников

IV. Закрепление материала

V. Домашнее задание

I. Организационный момент

Приветствие ребят. Учитель отмечает отсутствующих.

II. Актуализация знаний

Учитель (демонстрирует натуральный экземпляр лишайника и задаёт вопрос классу ): К какому царству живых организмов относится данный объект?

Ответ учащихся: Это растение.

Учитель: А к какому отделу растений его можно отнести?

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

III. Изучение нового материала

Лишайники были известны человеку очень давно. Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.

2. Название. Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

3 . Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология .

4. место заселения

Лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой, в связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от −47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению).

5. Строение лишайников

Тело лишайника – слоевище - состоит из двух организмов – гриба и водоросли, живущих как один организм (симбиотические организмы).

Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.

Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения называемые симбиотическими.

6 . По типу строения слоевища лишайники поделены на 3 группы:

Их форма в виде чешуек, пластинок, чем-то напоминает листья, отсюда их название. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями, которые носят название ризины. Представители: пармелия, ксантария

7 . Размножение лишайников:

  1. Лишайник размножается частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра, животных или других факторов среды.
  2. Специальными образованиями: они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окруженных гифами гриба. Образуясь внутри лишайника, они выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.

Попав в благоприятные условия лишайники, начинают свое развитие.

Значение в природе:

А ) Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.

Б) Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются северными оленями, маралами, косулями, лосями, беспозвоночными животными.

В) Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.

Значение в жизни человека:

А) Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.

В) Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.

Г) Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.

Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка

IV. Закрепление материала

  1. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

(состоят из двух организмов)

V. Домашнее задание:

Предварительный просмотр:

Сказка о значении лишайников.

Дима: А это что за чудо? Неужели здесь живут гномы ?

Олений мох : А ты надо мной зря смеешься. Из-за того, что я маленький, мне не
страшны ни лютый мороз, ни сильный ветер. А олени без меня жить не могут, даже под снегом находят зимой по запаху. Но так как я расту очень медленно, оленям все время приходится менять место выпаса. И возвращаются они назад только через 10-15 лет. Также нас в пищу могут использовать и другие животные: это свиньи и овцы, поедающие кладонию листоватую и оленевидную.

Гирофора съедобная : Что ты хвастаешься?

Гирофора съедобная : Я, гирофора съедобная, листоватый лишайник, растущий на скалах. Меня тоже употребляют в пищу. В Японии из меня изготовляют различные блюда.

Аспицилия съедобная: я , аспицилия съедобная, листоватый лишайник, обитаю в степной и полупустынной зонах, меня употребляли в пищу древнегреческий народ, которые странствовали по пустыне и бедствовали от нехватки пищи ( варили кашу и пекли лепешки. )


Дима : Какие это лишайники?

Гирофора: Это неприхотливые накипные лишайники, напоминающие разноцветные корочки.

Дима : Теперь мне понятно, почему вас называют первопроходцами, пионерами - растительности. Лишайники поселяются там, где не выживет никакое другое растение.
Я слышал, что еще в древние времена лишайники являлись
чудодейственными лечебными растениями. Так ли это?

Автор: Да, лишайниковые кислоты обладают антибиотическим действием.

Усиновая кислота : Я усиновая кислота, - сильный антибиотик (при ангине), который используют в медицине и в ветеринарии. Индейцы и китайцы употребляют некоторые виды лишайников как отхаркивающее средство, в Индии пельтигеру собачью используют от болезней печени, в северных странах пьют отвар из цетрарии исландской при воспалении дыхательных путей.

Эверния сливовая (дубовый мох) : Я эверния сливовая или дубовый мох. Из меня извлечено вещество резиноид, который используют в парфюмерной промышленности для закрепления аромата. Поэтому меня добавляют в духи, одеколоны и душистые мыла. Кроме этого меня применяют в странах Северной Африки для ароматизации хлеба.

Автор: Охролехию виннокаменную, растущую на скалах и почве в северных районах местные жители используют как красители, а из некоторых получают лакмус, без которого не обходится ни одна химическая лаборатория.

Эверния сливовая : Да, потому что мы не выносим дыма, копоти, сернистых газов.

Олений мох : Мы индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Чем больше индустриализирован город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше встречается в нем различные виды лишайников, тем меньшую площадь они покрывают на стволах деревьев, и тем ниже их жизнеспособность.

Усиновая кислота : При повышенной степени загрязненности воздуха первыми исчезают

кустистые лишайники, за ними - листовые и последними - накипные.

Автор: Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы познакомились с

удивительной группой низших растений - лишайники. Берегите нас. Не сдирайте с коры

деревьев. Ведь лишайники создают

неповторимый ландшафт наших лесов, тундр, горных районов.

Вспомните, как медленно мы растем, какие героические усилия

прикладываем, чтобы выжить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.


Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта.


Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у.


Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п.


Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго.


Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт.

Лишайники — это особая группа живых организмов, состоящих из гетеротрофного и автотрофного компонентов.

Слоевище лишайника представляет собой симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли . Основу тела лишайника составляют нити грибницы, а между ними находятся клетки зелёной водоросли. Гриб снабжает клетки водоросли водой и минеральными солями, а водоросль обеспечивает клетки гриба органическими веществами.


Лишайник, лишённый одного из составляющих организмов, погибает. Водоросль из лишайника, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб без водоросли обходиться не может.


shutterstock_1938715285.jpg

Размножаются лишайники участками слоевища или особыми образованиями, состоящими из клеток гриба и водоросли. Эти группы клеток разносятся ветром или струями дождя.

Окраска лишайников разная: белая, жёлтая, серая, коричневая и т. д. По внешнему виду слоевище может быть кустистым , листоватым и накипным .


Кустистые лишайники выглядят как небольшие кустики или деревца. Они поднимаются вверх, если растут на почве, или свисают сверху вниз, если прикреплены к стволам деревьев. К этой группе лишайников относится ягель, который растёт в холодных районах и служит кормом для северных оленей.


Часто на камнях можно увидеть образования в виде плотно приросшей к поверхности корочки. Это накипные лишайники.


Часто встречаются листоватые лишайники. Их слоевище представлено отстающими от ствола дерева или камня пластинками. Один из таких лишайников поселяется на коре осин. Это ксантория настенная.

lichen1522039960720w534.jpg

Лишайники могут расти в самых бесплодных местах — в пустынях, на камнях, на крышах, на скалах, даже на бетоне, стекле и железе. Их слоевища могут поглощать влагу из воздуха, из дождей и туманов.

Лишайники первыми заселяют безжизненные участки и постепенно превращают их в пригодные для заселения другими организмами. Их таллом выделяет особые лишайниковые кислоты, которые медленно разрушают горные породы.


Лишайники — долгожители. Они могут жить до \(50\)–\(100\) лет. Рост у лишайников медленный: от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год.


При недостатке влаги лишайники высыхают и кажутся безжизненными. Но при увлажнении они быстро оживают.

Лишайники служат кормом для животных. Их с удовольствием поедают олени, маралы, косули, лоси, а также некоторые улитки.

Лишайники издавна используются человеком. Из них получают лекарства, лакмус, красители. В некоторых странах лишайники используют в пищу.

Лишайники - это живые организмы, образованные симбиозом грибов, водорослей или цианобактерий. В мире найдено более 26 тысяч видов этих организмов. Они есть в каждом регионе планеты, включая Антарктиду. Люди широко используют лишайники для корма скота, в пищу, как лекарственное средство, а также как краситель для тканей. Первые исследования лишайника были проведены только в середине XIX века. Этот вид организмов существует на планете очень давно - самые древние виды были обнаружены в Англии, их возраст составляет примерно 415 миллионов лет.

  • Описание
  • Строение
  • Физиология
  • Размножение
  • Место существования
  • Роль в жизни природы

Описание

Особое строение и структура лишайников не позволяет однозначно отнести их к определенному царству животного мира. Часть характеристик схожа с растениями, а часть - с грибами.

Рис. 1. Уснея - один из двух родов лишайников, описанных Теофрастом более двух тысяч лет назад

  • водорослями (сине-зеленых или зеленых);
  • водорослями и цианобактериями;
  • цианобактериями.

Важно! В теле лишайника переплетены гифы гриба (микобионт), а между ними находятся клетки цианобактерий и/или водорослей (фотобионт). Они могут существовать одиночно или группами.

  • без прямого соединения;
  • через поверхности;
  • проникновение гриба в тело водоросли с помощью гаусторий.

Рис. 2. Одна из жизненных форм лишайников - кустистая

Строение

  1. Накипные - напоминают корку, прикрепленную к поверхности.
  2. Листоватые - как пластины, которые цепляются к поверхности небольшой толстой ножкой.
  3. Кустистые - напоминает куст, который может возвышаться над поверхностью или свисать с нее.
  • гомеомерные - клетки фотобионта размещены по всей толщине гриба хаотично;
  • гетеромерные - части симбиоза образуют четкие слои.
  • Верхний слой в них корковый из гифов гриба. Он имеет защитную функцию.
  • Следующий слой называют гонидиальным или альгальным - здесь располагается фотобионт.
  • Центр организма называют сердцевиной, которая также представлена грибом. Она служит для запаса влаги и является опорой для всего лишайника.

Физиология

Лишайники как уникальные по структуре организмы имеют свои особенности. Они формируют уникальные вещества, которых нет больше нигде в природе. Например, это усниновая и мевалоновая кислоты. Эти организмы не могут регулировать баланс воды, они могут только удерживать влагу на поверхности на короткий период времени. В зависимости от условий, лишайники растут по-разному. Во влажных благоприятных для них условиях рост составляет только пару сантиметров в год. Если район засушливый, он может просуществовать годами в высушенном состоянии, а, получив опять влагу, начнет расти.

Рис. 4. Один из видов рода Кладония

Размножение

Для этих организмов доступно три способа размножения: вегетативное, бесполое и половое. Микобионт использует все три способа, а фотобионт либо вообще не размножается, либо делает это вегетативным способом. Кустистые и листоватые лишайники создают для этого особые структуры: изидии и сорендии, которые переносятся ветром, дождем или животными.

Место существования

Уникальное строение делает лишайники очень живучими. Они могут поддерживать жизнедеятельность в очень разных условиях, даже если они совсем не приспособлены для жизни. Лишайники растут на скалах, зданиях, в суровой тундре, засушливой пустыне, в лесах и т.д. Единственное, что они переносят очень плохо - это загрязненный воздух, от него они быстро гибнут.

Читайте также: