Из представленного списка выберите невозобновимый природный ресурс почвы уголь растительность

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Презентация на тему: " Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые ресурсы Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух," — Транскрипт:

1 Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые ресурсы Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг

2 Заполните пропуски в предложениях Система научно обоснованных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов называется…………… Она базируется на законах …………. науки.

3 Укажите какие виды загрязнителей окружающей среды относятся к механическим, биологическим, химическим и физическим (энергетическим) Пыль, сернистый газ, тепловая энергия, ионизирующее излучение, металлическая стружка, фенол, сажа, электромагнитные поля, стекло, плесень, бытовые отходы, шум, грибки рода Candida, вибрация, нефть, азотная кислота, бактерии.

4 Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности ГЭС на равнинных реках, ГЭС на горных реках, атомные электростанции, солнечные станции, теплоэлектростанции (ТЭЦ) работающие на угле, ТЭЦ на природном газе, ТЭЦ на торфе, ТЭЦ на мазуте, приливно-отливные электростанции, ветряные электростанции

7 Локальный экологический кризис Локальный экологический кризис Глобальный экологический кризис Глобальный экологический кризис Кислотные дожди Парниковый эффект Парниковый эффект Озоновые дыры Озоновые дыры

9 Работа с учебником, стр , читаем и заполняем таблицу Название газа Причины изменения концентрации Последствия положительные отрицательные Азот Углекислый газ Кислород

10 Загрязнения атмосферы Естественное Естественное Извержение вулканов Извержение вулканов Выветривание горных пород Выветривание горных пород Пыльные бури Пыльные бури Лесные пожары Лесные пожары Искусственное Искусственное Промышленные Промышленные Транспортные Транспортные Бытовые выбросы Бытовые выбросы

11 Наибольшее влияние на загрязнение атмосферы оказывают :

12 Фотохимический туман или смог

14 Разрушают памятники архитектуры Разрушают памятники архитектуры Вызывают коррозию металлов Вызывают коррозию металлов Ослабление и гибель водной экосистемы Ослабление и гибель водной экосистемы Ослабление и гибель деревьев и растений Ослабление и гибель деревьев и растений Возникновение и обострение болезней дыхательной системы человека Возникновение и обострение болезней дыхательной системы человека

15 Утоньшение озонового слоя приводит к увеличению воздействия ультрафиолетового излучения Солнца на живые организмы.

16 Задания для оппонентов Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров. Объясните, почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности.Объясните, почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности. Дайте прогноз состояния окружающей среды при повышении концентрации углекислого газа в атмосфере.Дайте прогноз состояния окружающей среды при повышении концентрации углекислого газа в атмосфере.

17 Задания для экспертов Некоторые ученые предполагают, что к 2025 г. повышение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 – 3-4 градуса. Опишите прогноз последствий для России.Некоторые ученые предполагают, что к 2025 г. повышение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 – 3-4 градуса. Опишите прогноз последствий для России. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель, в то время как лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это связано?Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель, в то время как лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это связано?

18 Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на её нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и переработаны самой природой. Однако способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы. Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.

Многие ресурсы, которые относят к возобновляемым, на самом деле не восстанавливаются и когда-нибудь будут исчерпаны. В качестве примера можно привести солнечную энергию. С другой стороны, при достаточном развитии технологии, многие ресурсы, которые традиционно считаются невозобновляемыми, могут быть восстановлены. Например, металлы можно использовать повторно. Ведутся исследования по переработке изделий из пластика.


Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – в современной мировой практике к ВИЭ относят: гидро, солнечную, ветровую, геотермальную, гидравлическую энергии, энергию морских течений, волн, приливов, температурного градиента морской воды, разности температур между воздушной массой и океаном, тепла Земли, биомассу животного, растительного и бытового происхождения.

Существуют различные мнения о том, к какому типу ресурсов следует относить ядерное топливо. Запасы ядерного топлива с учётом возможности его воспроизводства в реакторах-размножителях, огромны, его может хватить на тысячи лет. Несмотря на это его обычно причисляют к невозобновляемым ресурсам. Основным аргументом для этого является высокий риск для экологии, связанный с использованием ядерной энергии.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Невозобновляемые ресурсы" в других словарях:

Ресурсы невозобновляемые — Невозобновляемые ресурсы: часть природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственную деятельность, преобразуемых в продукцию и превращающихся в отходы на стадиях жизненного цикла продукции (например, нефть, газ, уголь, торф, сланцы и др.). Источник … Официальная терминология

Ресурсы — Ресурс Ресурс средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурс (техника) объём работы, на который рассчитывается машина, здание и т. д. После исчерпания ресурса не гарантируется безопасная работа,… … Википедия

Невозобновляемые природные ресурсы — ресурсы, не восстанавливающиеся самостоятельно и не восстановимые искусственно. К невозобновляемым ресурсам относятся главным образом полезные ископаемые. Процесс рудообразования и формирования горных пород идет непрерывно, но его скорость… … Финансовый словарь

невозобновляемые природные ресурсы — невосполнимые природные ресурсы — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы невосполнимые природные ресурсы EN nonrenewable natural resourcesirreplaceable natural resources … Справочник технического переводчика

невозобновляемые природные ресурсы — Природные ресурсы, не способные к самовосстановлению естественным путем, например, нефть, газ, каменный уголь, в отличие от возобновляемых природных ресурсов … Словарь по географии

Ресурсы топливно-энергетические невозобновляемые — Невозобновляемые топливно энергетические ресурсы: источники энергии, накопленные в природе в виде ископаемых и не восстанавливаемые в существующих геологических условиях. Источник: ГОСТ Р 53905 2010. Национальный стандарт Российской Федерации.… … Официальная терминология

невозобновляемые топливно-энергетические ресурсы — 38 невозобновляемые топливно энергетические ресурсы: Источники энергии, накопленные в природе в виде ископаемых и не восстанавливаемые в существующих геологических условиях. Примечание К ним относятся уголь, нефть, газ, торф и горючие сланцы.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

невозобновляемые природные ресурсы — см. природные ресурсы. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006 … Географическая энциклопедия

РЕСУРСЫ — (англ. resources, фр. ressources) – средства, ценности, запасы, возможности; источники средств, доходов. Особое место среди Р. об ва занимают экономические Р., к рые в своей совокупности составляют его экономический потенциал как способность… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Ресурсы нашей планеты не безграничны. Они используются человечеством как материал для создания социальных благ и рекреационных мероприятий. Иногда они необдуманно расходуются в больших количествах, что приводит к истощению запасов.

Классификация ресурсов

Разобраться, о потере каких именно ресурсов стоит волноваться в первую очередь, нам поможет простая классификация. Все ресурсы планеты делят на две большие группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

  1. Неисчерпаемые ресурсы – это прежде всего водные запасы планеты. Также к этой группе относят космические лучи, энергию ветра, воздух, энергию приливов.
  2. Исчерпаемые же делятся на две главные подгруппы: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.

невозобновляемые ресурсы

Возобновляемые ресурсы

К этой группе относятся растения и животные, лесные массивы, некоторые минералы и почва. Особенность таких ресурсов – способность к самовозобновлению, которое может длиться различный период времени.

Например, животные и растения восстанавливают свою популяцию за несколько лет, лесам же потребуется несколько сот лет, а плодородный слой земли – гумус – будет накапливаться тысячу лет. К слову, из-за такого большого промежутка времени почву относят к группе условно возобновляемых ресурсов.

Хотя эти источники сырья могут восстанавливаться, иногда в них чувствуется серьезная потребность, а вслед за ней и нехватка. Например, если вырубать леса за период, который будет меньше времени их восстановления, массивы начнут постепенно исчезать. То же касается видов животных и растений, занесенных в Красную книгу.

невозобновляемые природные ресурсы

Проблемы рационального использования почвы

Когда смотришь на карту мира, суша кажется необъятной территорией. Тем не менее только одна треть ее способна к плодородию. Остальная же часть представляет собой либо горные массивы, либо болота, либо пустыни или даже вечную мерзлоту.

Почва относится к условно возобновляемым ресурсам, поэтому расходовать её на сельскохозяйственную сферу нужно с учетом быстрого истощения плодородного слоя земли.

Ситуацию ухудшают такие природные факторы, как эрозия почв и их иссушение. Кроме того, человек сам негативно влияет на процесс восстановления гумуса. Примерами могут служить множество успешных попыток мелиорации болотных местностей, где теперь качество почв значительно уступает необходимым требованиям.

Есть и другие косвенные антропогенные факторы. Например, избыточное удобрение почв химикатами, загрязнение сточных вод (и, соответственно, попадание в почву всех растворенных веществ).

Согласитесь, картина удручающая. А значит, стоит более трепетно относиться к почве как к ресурсу, необходимому человеку для развития сельского хозяйства. Выращивание растительных культур – это один из главных источников пропитания, что является немаловажным фактором для улучшения ситуации с ухудшением качества почв и уменьшением их территорий.

возобновляемые и невозобновляемые ресурсы

Растения и животные

Биосфера – это источник большого количества материалов, которые идут на формирование социальных благ. Речь идет о растительном и животном мире.

Человек использует эти ресурсы не только в виде пищи, но и как источники для производства тканевых материалов, лекарств. Также ученые испытывают на животных или растениях свои разработки в лабораторных условиях.

Антропогенный фактор, влияющий на формирование биосферы, очень велик. Это ощущается по исчезновению некоторых видов или крайне малому количеству их представителей, по изменению качества биоценозов и, как следствие, формированию негативной флоры и фауны. Загрязнение почв и водоемов – причина исчезновения важных для человека животных и растений.

Потеря одного звена цепи питания приводит к нарушению всей цепочки. Так и происходит сейчас в природе: животные уходят с родных территорий, чтобы выжить, а на их место приходят другие виды, которые негативно влияют на всю экосистему.

Конечно, животные и растения не относятся к группе невозобновляемых ресурсов, и тем не менее важен бдительный надзор за изменениями в биосфере.

проблема невозобновляемых ресурсов

Невозобновляемые ресурсы

Особое внимание стоит уделить данной группе полезных ископаемых, т. к. эти материалы нашли огромное применение в современной промышленности.

К невозобновляемым ресурсам относятся различные металлические руды, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, известняк и т. д. Все это – предшественники строительных материалов и топлива, без которых современный цивилизованный человек не может обходиться.

Исчерпаемые невозобновляемые ресурсы требуют грамотного обращения. Скорость добычи полезных ископаемых несоизмерима со временем их образования, поэтому уже сейчас чувствуется постепенная убыль в соответствующих источниках.

Неисчерпаемые ресурсы

Проблема невозобновляемых ресурсов – это потенциальная исчерпаемость их источников, которые не могут самовозобновиться. Поэтому за количеством потребляемых полезных ископаемых необходимо следить, чтобы рудники и шахты не истощились раньше времени.

Частично такую проблему возможно решить с использованием потенциальных источников энергии. Сюда относятся воздух и энергия ветра, космические (солнечные) лучи, тепло Земли. Такие ресурсы относятся к неисчерпаемым, т. к. их расход никак не повлияет на окружающую среду, а сами источники аккумулируют большое количество энергии.

К этой группе ресурсов относятся и водные запасы Земли. Несмотря на кажущуюся возможность уменьшить объем воды, ее запасы достаточно большие, чтобы их хватило как для получения энергии, так и для использования в производстве.

возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы

Вода – потенциальный источник энергии

Водные запасы Земли используются человеком повсеместно. Начиная потреблением в пищевой промышленности и заканчивая охладительными устройствами на заводах и фабриках – большинство сфер жизни человека зависят от воды.

В зависимости от того, как вода используется населением, различают потребителей и пользователей.

  1. Потребители – это сельское и коммунальное хозяйство, промышленность (как пищевая, так и технологическая стороны). Эта группа использует воду как ресурс, который расходуется на месте.
  2. Пользователи – это рыболовы, гидроэлектростанции, водный транспорт. Здесь не идет речь об исчерпаемости воды, т. к. она не расходуется напрямую, а лишь помогает в достижении поставленных целей.

Из всех запасов пресная вода составляет лишь 2 %. Поэтому использование чистой пресной воды также отслеживается, ведь относительный объем катастрофически мал. В некоторых случаях запасы живительной влаги можно сравнить с невозобновляемым ресурсом, причем его нехватка особенно чувствуется в развивающихся странах Африки.

к невозобновляемым ресурсам относятся

Природно-ресурсный потенциал (ПРП)

ПРП – это в большей степени экономическое понятие, которое показывает способность источника ресурсов дать определенное количество материала без вреда для окружающей среды и себя в частности.

Природно-ресурсный потенциал актуален для решения экологических проблем, т. к. обычно рассматривается определенная территория со своими источниками полезных ископаемых, растительности, животных, воды. Вообще, все перечисленные виды возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов принимаются как составляющие ПРП.

Запасы невозобновляемых ресурсов

В теории каждый представляет себе, что когда-нибудь источники полезных ископаемых опустеют. Вместе с тем даже специалисты не могут точно подсчитать доступное количество невозобновляемых ресурсов на данный момент, т. к. есть неоткрытые точки металлических руд и нефти, а также в уже действующих источниках известно лишь примерное количество добываемых материалов.

Все запасы Земли классифицируют на необнаруженные и выявленные. Каждая из этих категорий делится на еще две подгруппы: резервы и прочие ресурсы.

  1. Резервы – это те полезные ископаемые, которые могут быть добыты с последующим получением прибыли и использованием в качестве источников энергии или необходимых материалов. Эти ресурсы могут быть добыты с помощью современных технологических устройств.
  2. Прочие ресурсы представляют либо необнаруженные, либо потенциальные источники полезных ископаемых. Добыча из таких источников может быть невозможна вследствие недостатков оборудования или больших затрат, преобладающих над прибылью.

Проблема исчерпаемости возобновляемых и невозобновляемых ресурсов косвенно решается общим правилом: если 80 % резервных полезных ископаемых уже добыли, источник считается выработанным. Главная причина – это финансовая невыгода оставшихся 20 % материалов.

использование невозобновляемых ресурсов

Энергетика: плюсы и минусы

Какие критерии являются решающими при работе с различными источниками ресурсов?

  • Общие запасы материалов.
  • Чистый полезный выход.
  • Социальная и государственная безопасность.
  • Стоимость.
  • Потенциальное влияние на окружающую среду.

Наиболее разработаны на данный момент следующие источники энергии:

1. Нефть. Относительно дешевый источник топлива по всему миру. Нефть легко транспортируется по развитым системам труб, а также без проблем перерабатывается на производстве. Может быть использована в сыром виде.

Основная экологическая проблема использования нефти – это большие объемы выделяемого углекислого газа в атмосферу, который является источником развития парникового эффекта с сопутствующими проблемами.

По оценкам экспертов, существующие запасы нефти могут быть выработаны через 40-80 лет.

2. Уголь. Самый распространенный вид полезных ископаемых. Имеет хороший выход тепла и энергии, однако пагубно влияет на окружающую среду из-за побочного выделения СО2. Также сама добыча угла сказывается на природных процессах ближайших биогеоценозов.

3. Газ. Считается наряду с углем недорогим природным источником тепловой энергии. К сожалению, сгорание газа также порождает выделение большого количества СО2.

Выводы

Добыча любого вида ресурсов требует тщательного контроля над процессом. Истощение важнейших источников сырья и энергии – это путь к мировым экономическим и политическим проблемам, которые станут причиной ухудшения жизни населения любой страны.

Использование невозобновляемых ресурсов негативно влияет на окружающую среду. Этот вопрос играет немаловажную роль, т. к. изменение климата и проблемы в биоценозах могут привести к глобальным катастрофам.


17*. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов открытого океана вблизи экватора, потому что эта экосистема получает больше:

а) солнечного света;
б) элементов питания;
в) воды;
г) тепла.

18*. Если в лесу на площади в 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут весить больше всего; меньше всего? Ответ объясните.

(Ответ: наибольшая биомасса будет у растений, наименьшая – у представителей последнего звена – хищников.)

19. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

(Ответ: составляем пищевую цепь: растения – растительноядные насекомые – летучая мышь. Вычисляем массу, набранную детенышами летучей мыши после рождения: 4,5 г – 1 г = 3,5 г; 3,5 х 2 = 7 (г). Подставляем значение 7 г в схему пищевой цепи и получаем ответы: растительноядные насекомые – 70 г, растения – 700 г.)

20.* Чем можно объяснить большое различие суточной потребности в энергии (на единицу массы тела) у человека и у мелких птиц или мелких млекопитающих?

(Ответ: у мелких птиц и млекопитающих отношение поверхности тела к его объему больше, чем у человека, поэтому они быстрее теряют тепло. Соответственно, для поддержания постоянной температуры тела они должны потреблять больше энергии.)

Агроценозы и агроэкосистемы

1. Вставьте пропущенные слова.

Агроценоз представляет собой искусственный . , возникший в результате . . Агроценозы могут существовать только при постоянных затратах . со стороны человека.

(Ответ: биоценоз, деятельности человека, энергии.)

2. Замечено, что в агроценозах численность видов потребителей растений при массовых вспышках размножения многократно превосходит их численность в естественных биоценозах. Это связано с:

а) повышенной продуктивностью агроценозов;
б) произрастанием на огромных территориях монокультур;
в) чередованием разных агроценозов из года в год на одной территории;
г)высоким биологическим разнообразием агроценозов.

3. Нередко использование химических препаратов (пестицидов) против сельскохозяйственных вредителей вызывает на следующий год еще большую вспышку их численности. Это связано с тем, что современные пестициды:

а) не очень ядовиты для вредителей;
б) подавляют вредителей и одновременно их естественных регуляторов (хищников и паразитов);
в) усиливают репродуктивные способности вредителей;
г) ослабляют репродуктивные способности вредителей.

4. Приведите примеры агроценозов. Назовите агроценозы, которые можно встретить в вашей местности.

(Ответ: это могут быть поля с различными культурами, сенокосные луга, выпасные луга (пастбища), искусственные рыборазводные пруды, сады, плантации овощей, ягод, лекарственных растений, плантации морских животных, фермы и др.)

5.* Вещества, используемые в сельском хозяйстве для уничтожения насекомых, называются:

а) гербициды;
б) фитонциды;
в) фунгициды;
г) инсектициды.

6.* Как изменяется мощность (толщина) почвы в природных зонах от тундры через лесную зону к степям и далее к пустыням?

(Ответ: от тундры к степям мощность почвы в среднем увеличивается, от степи к пустыне резко падает.)

7.* Летом в прудах и небольших озерах, расположенных рядом с полями, которые интенсивно обрабатывались азотными удобрениями, погибла практически вся рыба. Было установлено, что гибель наступила из-за нехватки кислорода. Объясните это явление.

(Ответ: азотистые удобрения во время дождя смывало с полей в близлежащие водоемы. Повышенная концентрация растворимых в воде соединений азота вызвала бурное размножение водорослей и цианобактерий. Погибая, эти организмы разлагались. Процесс разложения связан с потреблением большого количества кислорода. Таким образом, нехватка кислорода в водоемах со стоячей водой вызвала гибель рыбы.)

8.* Для того чтобы выжить, серой жабе необходимо съедать в день 5 г слизней – вредителей сельскохозяйственных культур. На площади в 1 га обитает около 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожат жабы, на небольшом поле площадью 10 га за теплое время года (с мая по конец сентября – 150 дней).

(Ответ: 75 кг.)

9.* Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохранные проблемы. Почему?

(Ответ: в этом случае с одной и той же площади сельхозугодий человек получит больше продукции, следовательно, увеличится емкость среды. Соответственно, для увеличения количества получаемой продукции нет надобности в освоении новых территорий, поэтому часть уже имеющихся сельскохозяйственных территорий может быть освобождена и вновь занята природными сообществами.)

Саморазвитие экосистем – сукцессии

1. Среди перечисленных изменений экосистем выберите циклические (А) и поступательные (Б): 1) листопад; 2) зарастание озера; 3) цветение растений; 4) зарастание болота кустарником; 5) сезонные миграции птиц.

(Ответ: А – 1, 3, 5; Б – 2, 4.)

2. Опишите, какие изменения будут происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли назвать изменения в озере сукцессией? Изменится ли при этом состав организмов и продуктивность экосистемы? Будет ли наблюдаться этот процесс в полной мере в проточном озере и почему?

(Ответ: непроточное озеро постепенно будет зарастать. Через десятки лет на месте озера возникнет наземная экосистема. Этот процесс является сукцессией. Состав организмов и продуктивность экосистем в ходе сукцессии изменяется. В проточном озере в полной мере этот процесс наблюдаться не будет, т.к. большая часть органических веществ из него вымывается.)

3. Что произойдет с распаханным полем в лесной зоне через несколько лет, если человек перестанет возделывать на нем культурные растения?

(Ответ: оно зарастет сначала луговыми растениями, а затем лесом.)

4. Для восстановления на равнине елового леса после рубки потребуется около 100–150 лет. Тот же процесс на крутых склонах гор занимает 500–1000 лет. Это связано с:

а) отсутствием в горах видов растений промежуточных стадий восстановления елового леса;
б) особыми погодными условиями гор;
в) смывом почвы после рубок леса.

5. Как нужно рубить лес в горах, чтобы сократить время естественного восстановления ельника?

(Ответ: нельзя рубить лес на крутых склонах. На менее крутых рубить необходимо небольшими делянками, оставляя на них семенные деревья. Сразу после рубок проводить посадку деревьев, желательно вручную, без использования техники.)

6. Какие полезные ископаемые биогенного происхождения появились из-за несбалансированности круговорота веществ в экосистемах?

(Ответ: торф, каменный уголь, нефть, известняк, природный газ. Все полезные ископаемые биогенного происхождения являются результатом накопления веществ, выпавших по тем или иным причинам из естественного круговорота.)

7. Правильно ли утверждение:

а) основной причиной саморазвития экосистем (сукцессии) является несбалансированность круговорота веществ;
б) в ходе саморазвития экосистем видовой состав не меняется;
в) зарастание непроточного озера называется саморазвитием экосистемы (сукцессией);
г) виды, слагающие экосистемы, не способны изменять окружающую среду в ходе своей жизнедеятельности;
д) зрелые сообщества внутренне устойчивы;
е) неустойчивые стадии при смене экосистем называют незрелыми сообществами;
ж) в зрелых сообществах все, что производят продуценты, потребляют консументы, а в незрелых часть органических веществ выводится из круговорота;
з) внешние по отношению к экосистемам факторы не способны вывести зрелые сообщества из устойчивого состояния?

(Ответ: да – а, в, д, е, ж; нет – б, г, з.)

8.* Объясните, почему чуждые для местных экосистем виды растений произрастают, как правило, по нарушенным местам: обочинам дорог, свалкам, берегам рек, заброшенным стройкам, отвалам грунта, пороям животных, на выпасных и сенокосных лугах, в агроценозах и т.д. Почему их не встретишь в ненарушенных сообществах?

9.* Ответьте на вопрос и обоснуйте, какая сукцессия более продолжительная (во всех случаях она заканчивается лесной стадией):

а) зарастание заброшенной пашни;
б) зарастание лесного пожарища;
в) зарастание вырубки;
г) зарастание отвалов грунта при добыче полезных ископаемых;
д) зарастание заброшенной лесной дороги.

(Ответ: г. На отвалах, в отличие от других вариантов, отсутствует почва, на формирование которой должно уйти много времени.)

10.* В еловом лесу, расположенном выше течения равнинной реки, которую перегородили плотиной гидроэлектростанции, начались смены травянистого покрова. Вначале под пологом елей росли кислица, майник и седмичник. Постепенно они были заменены черникой и зеленым мхом, позже появился влаголюбивый злак молиния и мох кукушкин лен. Ели стали погибать и вываливаться. Проростки ели погибали на ранних стадиях развития. Постепенно кукушкин лен был вытеснен сфагнумом. Почему произошли эти изменения? Можно ли их назвать сукцессией еловой экосистемы? Что произойдет в дальнейшем с еловым лесом?

(Ответ: эти изменения произошли благодаря повышению уровня грунтовых вод, что привело к изменениям в видовом составе растений, животных, грибов и бактерий – стали преобладать те виды, для которых новые условия более благоприятны. При усилении процесса подтапливания еловый лес со временем превратится в болото. Так как причина, вызывающая эти изменения, обусловлена внешней по отношению к исходной экосистеме силой, то назвать этот процесс сукцессией нельзя.)

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем

1. В природное сообщество (например, в сосняк брусничный) входят:

а) тысячи видов организмов;
б) несколько видов;
в) миллионы видов;
г) миллиарды видов.

2. Правильны ли утверждения (да или нет):

а) полночленный видовой состав сообщества – основа устойчивости экосистемы;
б) взаимная дополнительность видов растений в экосистемах способствует более полному использованию солнечной энергии;
в) в сообществе виды не могут функционально замещать друг друга;
г) экосистемы не способны к саморегуляции;
д) чем разнообразнее и сложнее структура экосистемы, тем хуже ее регуляторные способности;
е) разнообразие видов в экосистемах обеспечивает надежность их функционирования?

(Ответ: да – а, б, е; нет – в, г, д.)

Биосфера

1. Учение о биосфере создал:

а) Жан Батист Ламарк;
б) Луи Пастер;
в) Василий Васильевич Докучаев;
г) Алексей Николаевич Северцов;
д) Владимир Николаевич Сукачев;
е) Владимир Иванович Вернадский;
ж) Николай Иванович Вавилов.

2. Биосфера – это:

а) оболочка Земли, в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой (или когда-либо существовали и взаимодействовали) живые существа;
б) оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы и гидросферы;
в) оболочка Земли, в которой существует человечество.

3. Слоями атмосферы являются:

а) стратосфера;
б) тропосфера;
в) гидросфера;
г) ионосфера;
д) литосфера.

(Ответ: а, б, г.)

4. Верхняя граница биосферы находится на высоте:

а) 100–120 м;
б) 1–2 км;
в) 10–12 км;
г) 16–20 км;
д) 100–120 км;
е) 160–200 км.

5. Граница биосферы в океане находится на глубине:

а) 100–120 м;
б) 1–2 км;
в) 5–6 км;
г) 10–11 км;
д) 20 км;
е) 100 км.

6. Граница биосферы в литосфере находится на глубине:

а) 1–2 м;
б) 10–12 м;
в) 100–120 м;
г) 1 км;
д) 3 км.

7. Правильны ли утверждения (да или нет):

а) 4 млрд лет тому назад, на заре зарождения жизни, существовали атмосфера, гидросфера и почва;
б) атмосферный азот появился в основном в результате вулканической деятельности;
в) энергия, заключенная в нефти, угле, торфе, – это связанная растениями энергия солнца;
г) ядерная энергия – это энергия солнца, связанная растениями и другими организмами;
д) почва представляет собой биокосное вещество, потому что состоит из минеральных компонентов, органических соединений и организмов;
е) биологический круговорот веществ в биосфере – основа для поддержания стабильных условий существования жизни и человечества;
ж) роль живых существ в разрушении и выветривании горных пород незначительна;
з) живые существа не способны менять климат планеты;
и) озоновый экран возник на Земле благодаря жизнедеятельности растений;
к) почва появилась при выходе организмов на сушу?

(Ответ: да – в, д, е, и, к; нет – а, б, г, ж, з.)

8. В состав биосферы входят:

а) организмы и абиотическая среда;
б) только организмы.

9. Энергия Солнца на Земле тем или иным способом не расходуется на:

а) аккумуляцию в виде энергии химических связей в органических веществах;
б) нагревание и испарение водных масс;
в) движение камней с гор вниз;
г) перемещение воздушных масс;
д) передвижение автомобилей;
е) преодоление силы тяжести при взлете современного космического корабля.

10. В каких природных процессах в биосфере, происходящих при участии организмов, происходит связывание, а в каких – освобождение углекислоты?

(Ответ: связывание – в процессе фотосинтеза, а освобождение – при дыхании, брожении и гниении.)

11. Определите, к какому типу круговорота элементов (осадочному или газовому) относятся круговороты серы, азота, кислорода, углерода, фосфора.

(Ответ: к осадочному круговороту элементов относится круговорот серы и фосфора, к газовому – азота, кислорода, углерода).

12. Зная законы миграции элементов в биосфере, расположите места сбора лекарственных трав по возрастанию опасности для здоровья, которая может возникнуть при использовании этих растений: в городе, рядом с автомобильными дорогами, рядом с железнодорожным полотном, в лесу далеко от населенного пункта, рядом с деревней.

(Ответ: в городе, рядом с автомобильными дорогами, рядом с железнодорожным полотном, рядом с деревней, в лесу далеко от населенного пункта.)

13.* Выберите из перечисленных организмов те группы, которые участвуют в формировании карбонатных осадочных пород:

а) диатомовые водоросли;
б) рыбы;
в) фораминиферы;
г) птицы;
д) звери;
е) моллюски;
ж) растения.

14. Выберите из перечисленных организмов те группы, которые участвуют в формировании кремнистых осадочных пород:

а) диатомовые водоросли;
б) рыбы;
в) фораминиферы;
г) птицы;
д) звери;
е) моллюски;
ж) растения.

(Ответ: а.)

15.* Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет около 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода – 12, кислорода – 16).

(Ответ: сначала необходимо установить, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли – в 44 т углекислого газа содержится 12 т углерода, в 1100 млрд т. CO2 – 300 млрд т. При потреблении растениями 1 млрд т углерода в год весь углерод атмосферы побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли за 300 лет.)

ГЛАВА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

Современные проблемы охраны природы

1. Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы: рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

(Ответ: уголь, нефть, железосодержащие руды, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, торф.)

2. Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности: гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках; ГЭС на горных реках; атомные электростанции; солнечные станции; теплоэлектростанции (ТЭЦ) на угле; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на торфе; ТЭЦ на мазуте; приливно-отливные электростанции; ветряные электростанции.

(Ответ: солнечные станции; ветряные электростанции; приливно-отливные электростанции; ГЭС на горных реках; ГЭС на равнинных реках; атомные электростанции; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на мазуте; ТЭЦ на угле; ТЭЦ на торфе.)

3. Урбанизация это процесс:

а) роста численности населения;
б) роста доли городского населения;
в) загрязнения среды отходами;
г) усиления давления человека на среду обитания.

4.* Почему ученые-экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?

(Ответ: при этом они сохраняют ресурсы и меньше загрязняют окружающую среду.)

5.* Почему в большинстве стран сокращаются площади лесов?

(Ответ: леса вырубаются для получения древесины, расчистки под поля, пастбища, города, промышленные строения, при добыче полезных ископаемых.)

Современное состояние и охрана атмосферы

1. В атмосфере Земли содержится 20,95%:

а) азота;
б) кислорода;
в) углекислого газа;
г) углеводородов;
д) аргона.

2. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;
б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;
в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;
г) отравлению организмов;
д) увеличению радиационного фона на Земле.

3. Доля какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие деятельности человека?


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

От чего зависит небиологическая адаптация

  • уровень развития региона
  • уровень жизни
  • комфортные условия
Вопрос 2

Какой из экономических районов располагается в наиболее благоприятных природных условий?

  • Западно-Сибирской эконом район
  • Уральский
  • Северный
Вопрос 3

Что не влияет на изменение неблагоприятных природных условий?

  • обводнение территории
  • осушение болот
  • теплая одежда
Вопрос 4

Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?

  • почвенные
  • минеральные
  • климатические
  • биологические
Вопрос 5

Какой из перечисленных видов природных ресурсов относится к исчерпаемым возобновимым?

  • каменный уголь
  • нефть
  • почвенные
  • энергия солнца
Вопрос 6

Какой тип электростанций использует исчерпаемые природные ресурсы?

  • ветровые
  • тепловые
  • приливные
  • солнечные
Вопрос 7

Какой из перечисленных видов природных ресурсов является исчерпаемым возобновимым?

  • энергия приливов и отливов
  • медные руды
  • почвенные
Вопрос 8

Какой из перечисленных видов природных ресурсов является исчерпаемым и возобновимым?

  • земельные
  • солнечная радиация
  • биологические
Вопрос 9

Какой из перечисленных видов природных ресурсов является неисчерпаемым?

  • минеральные
  • водные
  • энергия внутреннего тепла Земли
Вопрос 10

Какой из перечисленных видов природных ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым?

  • плодородие почв
  • энергия ветра
  • полезные ископаемые
Вопрос 11

Россия занимает 1 место по добыче?

  • нефти
  • природного газа
  • каменного угля
Вопрос 12

Все компоненты природы, которые используются или могут быть использованы человеком в хозяйственных целях:

Читайте также: