Инжир завезенный в калифорнию долгое время не плодоносил

Обновлено: 07.07.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок разработала: Соколова Валентина Алексеевна – учитель химии-биологи МОУ Ченцевская СШ

Предмет (направленность): биология.

Возраст детей: 9 класс.

Тема: Экологические факторы.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Продолжительность: 45 минут

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

2.Умеют составлять кластеры (карты понятий).

Методы обучения: проблемные; частично-поисковые.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Используемые образовательные технологии: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий), технологии формирующего оценивания (инструмент: самооценка, кластер, критериальное оценивание, взаимооценка, рефлексия).

-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи , развивать воображение учащихся;

-развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

-умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный-

Учитель проверяет работу оборудования, приветствует учеников. Учащиеся настраиваются на урок.

Мотивационно-целевой этап

Краткое вводное слово.

Обыкновенная белка прячется от врагов и непогоды в дуплах деревьев. Однако дупло как элемент среды обитания незначительно влияет на протекание процессов жизнедеятельности. А вот без воды, пищи, кислорода организм белки не может обойтись. Они для неё жизненно необходимы. О чём идёт речь?

Тема, над которой мы будем работать сегодня, экологические фактор. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Виктора Гюго, потому что для достижения целей нам понадобятся не только знания, но и способность мыслить, ваше воображение

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Для реализации поставленной цели нам необходимо вспомнить

термины, которыми мы будем оперировать при изучении данной темы:

Ученики делают предположения

Вариант ответа:

Факторы природы, экологические факторы….

Ученики самостоятельно формулируют цель (пишут в листке обратной связи).

Предполагаемые варианты:

узнать о…, познакомить учащихся с экологическими факторами, расширить знания учащихся об экологических факторах…

Ученики работают с заданием на Листе обратной связи.

По истечении указанного времени осуществляется проверка выполнения данного задания.

Изучение нового материала (постановка проблемы)-20мин

лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения.

ЭКОЛОГИЯ: ойкос — дом, логос — наука, учение.

Вывод. Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между живыми организмами и средой, в которой они обитают. (Запись в тетрадях.)

Учитель: Набор условий среды и ресурсов, необходимых для выживания и размножения, называется экологической нишей. (Подтверждение примерами.)

— Биологи говорят: место, где обитает зверь, — его адрес, а профессия, или лучше сказать — специальность, — его экологическая ниша.

Крот — землекоп, червяков достает.

Климатические условия, укрытия, пища, состав соседей — все это вместе и составляет экологическую нишу.

Всегда найдутся различия в потребностях даже у похожих животных. Хорек и колонок похожи, но один по земле бегает, а другой по деревьям лазает — вот и не мешают друг другу.

Клесты делятся на еловиков и сосновиков — каждый свои шишки любит. А вот воробей семенами кормится, мошками и червяками. В этом случае мы говорим, что у воробья — широкая экологическая ниша, а у клестов — узкая. Или, например, у песчаной гадюки ниша тоже узкая. Она может жить только в теплых странах, а гадюка обыкновенная — везде, даже на Таймыре.

(Рассказ сопровождается показом тех видов животных, о которых идет речь.) Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды, или экологическими факторами.

Разные организмы по-разному реагируют на эти факторы. Но сначала о факторах.

Различают три группы экологических факторов:

Идеальный вариант показан на доске.

Ученики выполняют задание:

Абиотические факторы – это элементы неживой природы, воздействующие на живые организмы.

Биотические факторы – это все виды влияния на организмы со стороны других живых организмов.

Антропогенные факторы – это все формы человеческой деятельности, которые оказывают воздействие на живую природу

Пользуются доп. литературой?

-Названы правильно 3 группы факторов-1балл

- Указана связь – 1 балл

-Приведены примеры -1балл

-Правильно распределены термины-1балл

-Эстетичность оформления -1балл

Закрепление изученного материала-10мин.

Выполнение разноуровневого тестового задания

Ученики отвечают на вопросы.

Самопроверка по критериям.

Критерии указаны в работе на листочках

Завершить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением.
Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Воздухом, солнцем, водой…
В чащобах, и в грядках, и в небе,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство,
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.

Известно, что в природе все взаимосвязано, и исчезновение одного вида может привести к исчезновению других. О воздействии и взаимодействии экологич. факторов друг на друга, об адаптации организмов и приспособленности к этим воздействиям, мы поговорим на след уроке. Нам предстоит выполнить ряд л.р. Обращаю внимание на них тетрадь-практикум

Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание.

Кем Вы себя считаете в биологии?

Если доктором наук – выполняете (решаете) экологические задачи:

"Абиотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические факторы способствуют опылению растений?

Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?

"Биотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие биотические факторы способствуют опылению растений?

Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя условия были благоприятными. Каковы причины описанного факта?

В чем справедливость утверждения Фабра, что животных нельзя делить на полезных и вредных?

"Антропогенные": географ и путешественник Гумбольд считал, что "человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни". Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся записывают домашнее задание по выбору.

Во время просмотра фильма рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и степень понимания изученного материала.

Ученики заполняют оценочный-рефлексивный лист

Понятен ли смысл терминов,

используемых на уроке?

Понятен ли принцип

Понятна ли характеристика

различных видов мутаций,

Важен ли лично для вас

Часть I . (тест с одним правильным ответом)

1. Что не будет являться абиотическим фактором среды:

А) сезонное изменение окраски зайца – беляка

Б) распространение плодов калины, рябины и дуба

В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений

Г) осенний листопад

2. Как называются организмы, у которых из-за относительно низкого уровня обмена веществ, главным источником разогрева является внешнее тепло – температура среды и солнечный свет?
а) холоднокровные б) теплокровные в) Все организмы Г) нет правильного ответа

3. Какая наука изучает влияния абиотических, биотических и антропогенных факторов на организм животного?

а) ботаника б) зоология в) экология г) биология

4. Экологическая ниша – это

а) ареал обитания данного вида;

б) совокупность всех факторов, которая требуется для существования вида;

в) наличие необходимой пищи;

г) отсутствие конкуренции с другими видами.

Часть II .

1. Определите номера изображений

А- абиотические факторы:

Б – антропогенные факторы:

1.

2.

2. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

1) постоянство газового состава атмосферы;

2) изменение толщины озонового экрана;

3) изменение влажности воздуха;

4) изменение численности консументов;

5) изменение численности продуцентов;

6) увеличение численности паразитов.

3. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте .

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на абиотические, биологические и антропогенные.

2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

Часть III

Определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства (подчеркните), подтверждающие вашу версию.

Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощенной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки — тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен.

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом, вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.

Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.

На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.


Поскольку факторы среды, действующие одновременно, обладают разной силой воздействия, то жизнедеятельность организма будет зависеть от тех факторов, которые больше всего отклоняются от зоны оптимума, и если хотя бы один из них выйдет за пределы выносливости, то организм погибнет.

Экологический фактор, количественное значение которого выходит за пределы выносливости вида, называется лимитирующим (ограничивающим) фактором.

Формулируя свой закон, Ю. Либих имел в виду лимитирующие возможности жизненно важных химических элементов, присутствующих в среде в небольших и непостоянных количествах. Они называются микроэлементами, и к ним относятся железо, медь, цинк, бор, кремний, молибден, хлор, ванадий, кобальт, йод, натрий.

Например, в почве содержатся все элементы минерального питания, необходимые для данного вида растения, кроме одного, допустим, цинка. Хотя потребность растения в нем невелика, рост растения в такой почве будет угнетен или вообще невозможен. Наличие цинка является ограничивающим или лимитирующим фактором. Влияние ограничивающих факторов очень важно в практике сельского хозяйства.

К лимитирующим факторам, помимо питательных веществ относятся также свет, температура, влажность и практически все экологические факторы.

Рассмотрим в качестве лимитирующего фактора температуру. Рифообразующие кораллы обитают только в тропиках при температуре воды не ниже 20 °С, значит, температура является для них лимитирующим фактором. Лимитирующим фактором распространения бука в Европе является низкая температура. Поэтому северные границы его ареала соответствуют январской изотерме –2 °С. Так лимитирующие (ограничивающие) факторы среды определяют географический ареал вида.

Ограничивающий фактор может быть не только абиотическим. Например, родина инжира – Средиземноморье, где единственным его опылителем являются осы Blastophaga psenes. Завезенный в Калифорнию, инжир не плодоносил до тех пор, пока туда не завезли ос-опылителей.

В разные периоды жизни особей, в качестве ограничивающих выступают различные факторы среды. Таким образом, любой лимитирующий фактор приобретает решающее значение для выживания организма, присутствия или отсутствия его в данных условиях.

Ценность концепции лимитирующих факторов в том, что она дает возможность исследования самых сложных экологических ситуаций. Если для организма характерен широкий диапазон толерантности к фактору, который присутствует в среде в умеренных количествах, то такой фактор не может быть лимитирующим. Напротив, если организм обладает узким диапазоном толерантности к какому-нибудь изменчивому фактору, то этот фактор заслуживает изучения, так как может быть лимитирующим.

Закон минимума справедлив и для животных, и для человека. Здоровье человека определяется, в том числе и специфическими веществами, которые присутствуют в организме в ничтожных количествах (витамины, микроэлементы).

7.Какому типу соответствует экологическая пирамида, и что она определяет:

Лес (кг) море (кг) лес лес

2и 3 уровень усвоения (на 4 и 5 баллов) индивидуально по карточкам 5 вариантов.

1. Из приведенного перечня выберите приспособления растений к жизни в пустыне и в тундре:

А) поверхностное расположение корней;

Б) глубинное и поверхностное расположение корней;

В) лист опушенные, имеют восковой налет;

Г) листья видоизменены в колючки или имеют небольшие размеры;

Д) стебель имеет серебристое или белое опушение, у ряда растений в нем происходит фотосинтез;

Е) стебель низкорослый, выше снегового покрова отмерзает.

2. В чем справедливость утверждения ученого П. Фабра, что животных

нельзя делить на полезных и вредных, на друзей и врагов?

3. В чем проявляется саморегуляция экосистем? Привести пример.

4. Верно ли утверждение; Биоценоз - это сообщество организмов в

взаимосвязи с окружающей средой. Ответ аргументируйте.

5. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: песцы могут

переносить колебания температуры от +30°С до -55°С.

6. Какой показатель определяет количество особей данного вида 1

а) Видовое разнообразие.

б) Плотность популяции.

в) Численность популяции

7. Рассчитать массу вещества в каждом из перечисленных звеньев цепи питания, если масса лисы - 8кг:

1) злаковые травы; 2) мыши; 3) лиса

Изобразить пирамиду биомассы.

1. В любом БГЦ можно обнаружить разнообразных насекомых. В состав какого звена входят насекомые? Ответ поясните. Составьте цепь питания с включением в нее насекомых. Какую роль играют насекомые в БГЦ?

2. Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя t° условия и влажность были благоприятными. Каковы причины

3.Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?

4.Какой критерий может считаться единственным и достаточным для определения вида?

Д) такого критерия нет

5. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: завистмость скорости развития насекомых от t°. При t° от29° до 34° С от1° до10° дней; при t° от 27° до29° С от10° до20° дней.

6.Объясните различие в пирамидах чисел А и Б .Дать конкретные названия каждой ступени пирамиды.

7.Как и почему изменится жизнь дубравы в том случае, если там вырубили кустарник?

1. В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические и биотические факторы способствуют опылению растений?

2. Что является для животных и растений сигналом к сезонным изменениям: а) t°; б) длина дня; в) влажность; г) количество пищи. Поясните пример с перелетными птицами.

3. Сколько % энергии переходит на последующий пищевой уровень?

4. Как называется последовательная смена экосистем? Дайте характеристику постепенной смене экосистемы (БГЦ) - сукцессии.

5. Почему пищевая цепь имеет не более 3-5 звеньев?

6. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: У новорожденных, вес которых значительно больше или значительно меньше 3,6 кг, имеется меньше шансов выжить в течение первых месяцев жизни, чем у младенцев, вес которых близок к среднему, т.е. 3,6 кг.

7. Какие организмы, кроме зеленых растений, относятся к продуцентам? Почему ?

2. Почему именно с лишайниками связана первичная сукцессия?

4.Кто из названных организмов может занимать место и продуцента и консумента?

Б) эвглена зеленая

В) амеба обыкновенная

5. Почему агроценоз нельзя считать саморегулирующейся системой?

6. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: суточная потребность организма в Са (кальций) 0,7-0,8 г, последствием недостаточного поступления являются мышечные судороги.

7. Изобразите пирамиду биомассы в водном БГЦ весной и в остальное время года.

1. Листья у деревьев вокруг озер возле берега изменяют цвет позднее, чем у деревьев удаленных от берега. Весной у деревьев вблизи озер почки позже трогаются в рост. Почему осень и весна у деревьев, растущих вблизи озер, начинаются позднее?

2. Трофические уровни -.

а) Уровни организации живой материи;

б) Уровни питания в экологической системе;

в) Уровни, определяющие положение организма на эволюционной лестнице.

3. Истинными редуцентами в БГЦ являются: а)водоросли; б)животные;

в) бактерии и грибы.

5. Проиллюстрируйте на графике следующие данные: различные виды катушек или прудовик в интервале I от -5 С до -8 С впадают в ана-

биоз. При размораживании (т.к. при понижении выше сказанных 1°они вмерзают в лед) их жизненные функции восстанавливаются.

6. Дать характеристику экологической пирамиды энергии. Изобразить ее и ответить на вопрос: чем лимитируется длина пищевой цепи?

7. Определите, какой организм лишний. Ответ обоснуйте.

1. Сосна. 4. Зоопланктон.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по темам "Основы конструирования" и "Технология создания изделий с использованием сложных соединений" для 7 класса

Представлена конртольная работа по 2 темам: "Основы проеторования" и "Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений" с 3 типами заданий и критериями оценивания.


Контрольная работа по теме "Основы кинематики" физика 9 класс

Контрольная работа по теме "Основы кинематики" физика 9 класс по учебнику Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук.


Контрольная работа по теме "Основы художественного проектирования". Технология, 10 класс.

Контрольная работа по теме "Основы художественного проектирования".


Контрольная работа по теме "Основы логики и логические основы компьютера" 10 класс

Контрольная работа по теме "Основы логики и логические основы компьютера", 1 и 2 вариант, 10 класс.

Контрольная работа по теме "Основы логики" 10 класс

10 вариантов контрольой работы по теме "Осовы логики" для 10 класса.

Контрольная работа по теме "Основы логики" 9 класс


Контрольная работа по теме "Основы алгоритмизации (8 класс)

Контрольная работа по теме "Основы алгоритмизации (8 класс) разработана по УМК Босовой Л.Л.

Цель : создать условия для расширения и углубления знаний о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологии, экологических факторах и средах жизни живых организмов.

Задачи предметные:

1. Образовательные: сформировать и закрепить понятия экологии, экологических факторов и сред жизни живых организмов

2. Развивающие: развивать способность мыслить, рассуждать, высказывать мнение и доказывать свою точку зрения

3. Воспитательная: воспитывать умение выслушать, высказать и уважать мнение других людей, а так же воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Задачи метапредметные:

1. Личностные : способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции.

2. Регулятивные : развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.

3. Познавательные : развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, решать проблемы

4. Коммуникативные : способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в паре.

Планируемый результат:

Знать понятие экология, экологические факторы, уметь охарактеризовать среды обитания, их особенности и особенности организмов, заселяющих эти среды.

Метапредметный :

Уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в паре, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь анализировать свою работу на уроке.

Основные понятия:

Предметные : Экология, экологические факторы, среды обитания, аэробионты, гидробионты, эндобионты, эдафобионты, биотический фактор, абиотический фактор, антропогенный фактор.

Методы обучения: проблемные; частично-поисковые.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

1. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку.

2. Подготовка учащихся к усвоению.

На слайде даны понятия. Прочитайте их. Все ли понятия вам знакомы?

3. Изучение нового материала.

Запишите тему урока

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

Что такое экология? (4 слайд) – беседа с обучающимися

Итак, первое, что мы должны с вами вспомнить, что такое среда обитания? А что значит место обитания? Давайте вместе сформулируем это понятие. Что для вас учащихся будет средой обитания? (Ответы учащихся).

Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.

Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.

Пример: киты и дельфины живут в морях и океанах, щуки предпочитают места в реке с медленным течением, но среда одна водная и т.д.

Вспомните, какие среды обитания вам известны. Сколько их?

Среды жизни. Стр. 186.

1 задание. Выберите из предлагаемого ниже списка, соответствующее значение той или иной среды.

Характеристика

3. Колебания температуры

4. Количество воды

5. Количество кислорода

1 Очень высокая, высокая, средняя, низкая;

2. Высокая, средняя, низкая, отсутствует;

3. Высокие, средние, слабые;

4. Много, умеренно, мало;

5. Много, умеренно, мало, очень мало.

Критерии оценки . Оценка выводится по каждому столбцу таблицы:

5 правильных ответа – оценка 5; Итоговая оценка ставиться по

4 правильных ответа – оценка 4; среднему арифметическому

3 правильных ответа – оценка 3; значению

Кто такие гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты, симбионты?

2. задание. Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.

Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, комар, корень дерева, овод, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, ряска, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, трясогузка, гидра, клещ собачий.

Критерии оценки .

1-2 ошибки –5 баллов;

3-4 ошибки –4 баллов;

5-8 ошибок –3 балла;

Как вы думаете, среда оказывает какое-то действие на организмы или просто окружает их ?( Оказывает)

Все действия среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами .

Какие факторы могут влиять на организмы?

3 задание: докончить схему

Критерии оценки .

Схема вся заполнена –5 баллов;

1 ошибка –4 балла;

2 и более ошибок –3 балла;

3 группы экологических факторов

1. Биотические – взаимодействия организмов друг на друга и на среду обитания (хищники, паразиты, конкуренты внутривидовые и межвидовые)

2. Абиотические – факторы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление

3. Антропогенный (человеческий фактор) – комплекс взаимоотношений человека и окружающего мира (могут предусматриваться человеком, могут быть случайными, непредвиденными

Закрепление.

4 задание: Определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства (подчеркните), подтверждающие вашу версию.

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом, вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намер­зала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, ого­ленной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они под­нимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судоро­гами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, хо­лодный ветер.

На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Задание 5: "Абиотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические факторы способствуют опылению растений?

Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?

"Биотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие биотические факторы способствуют опылению растений?

Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя условия были благоприятными. Каковы причины описанного факта?

Домашнее задание:

О воздействии экологических факторов друг на друга, об адаптации организмов и приспособленности к этим воздействиям, мы поговорим на след уроке. Дома самостоятельно изучите п 49.

Читайте также: