Инновационные технологии на музыкальных занятиях в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Часто людей всегда пугает все неизведанное и новое, мы негативно относимся к любым изменениям. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время. Педагог должен понять, что инновационное образование — способ воспитания гармоничной личности. И поэтому поиск, и применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании становится целью работы музыкального образования. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием - растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, активную личность. Современные дети по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять.

Содержимое публикации

Инновационные подходы к организации музыкального образования в ДОУ.

Часто людей всегда пугает все неизведанное и новое, мы негативно относимся к любым изменениям. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время. Педагог должен понять, что инновационное образование — способ воспитания гармоничной личности. И поэтому поиск, и применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании становится целью работы музыкального образования. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием - растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, активную личность. Современные дети по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять.

Использование новых форм развития эмоциональной сферы ребёнка, способствуют формированию гармоничной личности.

Инновационная деятельность изменяет традиционную систему и во главу угла ставит педагога и детей, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности:

Эвритмия это уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность, это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.

Коммуникативные игры и танцы – это вовлечение ребенка в процесс музицирования. Решаются следующие задачи: развития коммуникативных навыков, развития двигательной координации, развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, способности к двигательной импровизации.

Речевое музицирование - это речевыеупражнения, которыеразвивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Поэтическое музицирование - помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки.

Игры звуками: - звучащие жесты и музыка моего тела;

шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Элементарное музицирование. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Отмечу такие формы работы как:

Игры с инструментами

Анимационные танцы и флешмобы.

Квесты

Музыкотерапия

Взаимодействие с педагогами.

Взаимодействие с родителями. Организация работы с семьей предполагает использование различных форм и методов общения с родителями как традиционные так и инновационные (мастер-классы, литературные гостиные, использование ИКТ для взаимообогащения педагогического мастерства, акции, выездные конкурсы, проекты, интерактивные досуговые мероприятия).

Применение ИКТ - Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях является универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применять ИКТ намузыкальных занятиях можно различными способами: демонстрировать презентации, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным и эффективным.

Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную цель – общение, а педагогам следует изучать и накапливать свой опыт для дальнейшего развития гармоничной личности ребенка. Дошкольники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

Список литературы:

Зиновьева Н.Б. О задачах внедрения информационных технологий в музыкальном образовании. Материалы научно-методической конференции; Краснодар, 2002.

В воспитании дошкольников музыка играет важную роль. Этот вид искусства обладает особыми свойствами, благоприятно отражающимися на психологии детей. Не зря музыковед и педагог Вячеслав Вячеславович Медушевский называет музыку зеркалом души человеческой: в ней находят отклик чувства человека, переживания, его видение окружающего мира. Потому начальное музыкальное образование имеет большое значение в формировании характера человека.

Роль музыкального образования давно не ограничивается обучением игре на музыкальных инструментах и азам пения. Его ключевая задача – развить в ребенке творческую личность, восприимчивую к прекрасному и имеющую вкус. Неважно, какую профессию человек выберет в будущем, творческое живое мышление будет надежным подспорьем в любой деятельности.

Музыкальное образование для развития способностей

Не секрет, что у человека есть потребность в выражении себя через эмоции и движения. Оптимальным способом для ее удовлетворения является музыкально-творческая деятельность. Все больше специалистов склоняются к мнению, что музыкальное обучение в современном мире расценивается не как дополнительное, а как необходимое. Постепенно оно становится не только возможностью культурного обогащения и приобщения к эстетике, но и действенным способом развития различных способностей у человека, их реализации в жизни.

Как увлечь детей музыкой

Ключевой вопрос, возникающий у педагогов музыкального образования – как увлечь дошкольников музыкой. Сделать это можно, вызвав в детях понимание и ощущение, что музыка является неотъемлемой частью их жизни. Поэтому в обучении преобладают интегрированные методы, объединяющие общепедагогический и социальный аспект. Приобщение к искусству требует индивидуального подхода и крепко связано с самоопределением личности. А потому, выбирая формы работы, музыкально-художественный руководитель должен сосредоточиться на развитии у детей следующих качеств и способностей:

  • чувственного восприятия мира;
  • ассоциативного мышления;
  • выразительных способностей: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
  • чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • умения отличать и выражать с помощью художественных средств различные понятия: большое-маленькое, доброе-злое, тихое-громкое и др.
  • способов для выражения: движений, жест во, звукоподражаний и др.;
  • радостного, живого, игрового ощущения окружающей действительности.

В качестве помощи в формировании практики музыкального взаимодействия с дошкольниками эффективно использовать методики и разработки таких педагогов и исследователей, как Т. Боровик, К. Тарасова, Т. Тютюнникова, О. Радынова, Т. Дебердеева и др.

Один из посылов, обозначенный в работах приведенных авторов, заключается в том, что в основе инновационных подходов в музыкальном образовании лежит коллективная деятельность. Она может включать пение, импровизированные танцевальные движения, пантомиму, озвучивание текста, небольшие театрализованные представления.

Инновационные формы музыкального образования на практике

Существуют различные виды инновационных методов, применяемых в музыкально-художественной работе с детьми дошкольного возраста. Приведу наиболее популярные и эффективные из них.

Использование танцев в процессе знакомства и познания музыки позволяет развить коммуникационные навыки у детей, работать над ощущением формы, развивать координацию и чувство ритма.

Музыкально-речевые подвижные игры

Такие игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения. В этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения. Музыкально-речевые игры позволяют развить ловкость, точность движений, реакцию.

Ритмичное декламированье под музыку

Ритмодекламация представляет собой единство музыки и поэзии. В рамках этой методики текст не поется, а ритмично декламируется – четко, с интонацией, произносится. Отказ от пения оправдан, с одной стороны, упрощением процесса – ребенку легче говорить, чем петь. С другой – развивает интонационное мышление, в рамках которого слух и речь взаимодействуют. Чтобы научиться петь, детям нужно услышать свою речь, научиться ее контролироваться.

В работе со звуками условно выделяют следующие направления:

Для обучения детей музыке часто используются музыкальные инструменты, прежде всего – шумовые. Именно они оптимально подходят дошкольникам из-за простоты обращения и привлекательности. Однако современные методики предлагают использовать помимо специализированных инструментов, самодельные, а также разнообразные бытовые приборы. Таким образом дети учатся познавать мир через звук, соотносить эти понятия друг с другом.

Элементарное музицирование позволяет развить:

  • музыкальность;
  • тембровый слух;
  • тонкость восприятия;
  • ассоциативность;
  • художественность.

Все эти формы могут сочетаться и присутствовать в рамках одного занятия. В зависимости от целей и задач педагог может дополнять их различными элементами. Такое методическое моделирование материала имеет определенную пользу: приемы знакомы детям, но повторяются в новом, незнакомом варианте.

В ходе обучения важным является умение педагога вовлекать детей в игру, создавать увлекательную атмосферу сказки, загадки, волшебства. Для этого ему нужно обладать хорошо развитой речью, проработанными интонациями, артистизмом, хорошей пластикой и выразительной мимикой.

Результаты применения инновационных технологий

Практическое использование перечисленных технологий дает возможность получить следующие результаты:

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Назначение любого вида искусства - это отражение действительности в ё художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.

Цель реализую в задачах которые отвечают насущным запросам ребенка:

  1. создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:

  1. Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  2. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
  3. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
  4. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представилась необходимость направлять их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению; ассоциативности художественного мышления; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической пластической инструментальной.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,

развития двигательной координации, развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.

координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

- звучащие жесты и музыка моего тела;

- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, я решила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях: повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, семинары); вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них); совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать новизну нововведений инновационной деятельности, находить творческие подходы для решения жизненно важных проблем, с помощью которых новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Инновационные методы и приёмы дают положительные результаты, но их нужно постоянно обогащать новыми штрихамисовершенствуя систему образования.

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….

Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать новизну нововведений инновационной деятельности, находить творческие подходы для решения жизненно важных проблем, с помощью которых новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Инновационные методы и приёмы дают положительные результаты, но их нужно постоянно обогащать новыми штрихамисовершенствуя систему образования.

С появлением новых образовательных стандартов, мы музыкальные руководители каждый раз свою работу должны немножко перестраивать, показывать красивые утренники, нашу работу. Изучая образовательные стандарты, я пришла к выводу, что работать с детьми нужно немножко по другому, находит новые методы и приемы, которые не противоречили бы ключевому принципу образовательного стандарта –это сохранить детство. Эти методы и приемы должны выполнять следующие требования: (слайд 3)

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка;

Создание благоприятных условий развития детей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Формирование общей культуры личности дошкольников;

Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей

способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

ассоциативности художественного мышления (образное мышление, оно обязательно должно быть развито у ребенка;

выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной (это уже непосредственно наша работа);

координации слуха – голоса – зрения – движения;

чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;

И хочу немножко сейчас вам рассказать о своей работе. Чтобы заинтересовать современного ребенка действительно нужно как то работать в современном ритме, идти в ногу со временем. Например, если мы ставим какой – то народный танец, мы знаем, он его научит чему, основным видам движения, мы его знакомим с народным творчеством, но детям очень нравятся современные танцы, современные формы работы. Так, что вот я изучила некоторые методики (а их очень много) и на основе нескольких методик построила свою работу, и использовала на своих занятиях.

Коммуникативные игры и танцы ( Анны Иосифовны Бурениной)

Элементарное музыцирование ( Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой)

Ритмодекламация (Татьяна Михайловна Боровик)

Вот сейчас я вам хочу подробнее рассказать о каждом виде деятельности.

1.Первый вид деятельности – это Коммуникативные игры и танцы. Все мы знаем, что коммуникация – это общение. Коммуникативные танцы – это танцы с очень простыми игровыми компонентами, которые развивают, не только музыкально – ритмические способности, но и коммуникативные навыки. Эти танцы очень нравятся детям, также они способствуют развитию самооценки детей, потому что не все дети чувствую себя уверенно, кто – то зажат, кто – то стесняется. Эти танцы в основном построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу и в целом воспроизводят положительные эмоции

Задачи этих танцев:

развития коммуникативных навыков,

работы над воображением,

развития двигательной координации,

развития чувства ритма.

Вот сейчас я сразу на примере хочу показать вам два танца. Пожалуйста выходите. Парами вставайте по кругу. Получается у нас мальчики спинкой в круг, девочки лицом. Мальчики естественно руки на пояс, девочки держат юбочку. Выполняем движения по тексту песни.

СЛАЙДЫ ФОТОГРАФИИ ДЕТЕЙ

Вот сейчас я попрошу выйти _________________________________

Встанем полукругом, чтобы все было видно стихотворение. Естественно с детьми это происходит не с первого раза. Сначала мы знакомим со стихотворением, затем обсуждаем содержание, затем какие инструменты подходят и т.д. То, что мы покажем сейчас – это уже заключительный этап.

Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одежке (стучат об барабан рукой)

Где листочком зашуршит (маракасы)

Где дождинкой зазвинит (колокольчик)

Раздается громкий стук (ложки)

Это дядел тук да тук

Дядел делает дупло

Белке будет там тепло

Ветерок вдруг налетел (бубенцы)

По деревьям пошумел

Капель звонкий перезвон

Все шумит, звенит, поет(все играют)

Осень яркая идет.

Плюс еще ко всему этому, мы сейчас инсценируем это стихотворение. Я прошу выйти героев. Осень, Дятел, Белочка, Ветерок и Тучка.

Инсценировка стихотворения.

Для начала, мы с вами прослушаем музыку, под которую будем ритмодекламировать стихотворение. Потом мы говори о характере музыки, для того, чтобы знать, как читать стихотворение и конечно темп.

Тили-тили, тили-бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А кругом - широкий двор,
С четырех сторон забор.

Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый кот.

Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Кошка выскочила

Глаза выпучила
Бежит курица с ведром,
С помелом бежит петух.
Поросенок - с решетом
И козел - с фонарем.

Раз-раз!
раз-раз!

И огонь погас!

Тили-тили -тили бом!

- координационной свободы движения,

- способности к двигательной импровизации.

Ваша задача – выполнять упражнение зеркально.

- выбрать музыку (она должна быть современной и интересной)

-создать набор движений (мы с детьми придумываем эти движения, что бы они самое главное не запутались сами)

- выучить и самой станцевать весь набор движений

- в танце должно быть удобно

Дрытс тытс –будем выполнять тарелочки

Два фиксика внутри- сгибаем два пальчика.

Просмотр. А сейчас вы увидите, какие движения придумали мы.

И хочу в заключении сказать, что все эти вышеописанные приемы они могут сочетаться, дополнять друг друга, можете использовать только один прием на занятии, если вы видите, что дети устали или им не интересно на занятии, можно их этим отвлечь.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

Читайте также: