Ил 2 посадка на авианосец

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

В Сети появилось видео падения истребителя ВВС США в Южно-Китайское море после неудачной попытки приземления на палубу авианосца Carl Vinson. Инцидент произошел 24 января. Пострадали семеро моряков, пилот самолета успел катапультироваться до того, как F-35 упал в воду.

Судя по видео, пилоту дали команду уйти на второй круг, но он почему-то не сделал этого.

В середине января 2022 года авианосная ударная группа во главе с авианосцем Carl Vinson и десантным вертолетоносным кораблем-доком Essex с кораблями сопровождения выдвинулась в акваторию Южно-Китайского моря для проведения учений.

Ранее в этом же районе проводили учения ВМС Китая, в маневрах приняли участие два авианосца.

Тренировочные полеты палубной авиации ТАКР "Адмирал Кузнецов".
Видеосюжет телеканала "Звезда"

Заслуженный летчик-испытатель Александр Крутов. Фото из личного архива А. Крутова

О подготовке к испытаниям

"Мы тогда очень интенсивно готовились не только к первой посадке на крейсер, но и в целом к лётной работе с корабля. Я в основном готовился на Су-27К. Что касается Су-25УТГ, то изначально КБ Сухого не собиралось его использовать на корабле. Но благодаря усилиям Летно-исследовательского института (ЛИИ) и, скажу без ложной скромности, в очень большой степени благодаря моей позиции как лётчика-испытателя ЛИИ этот самолёт все-таки пошёл на корабль. Мы доказали, что Су-25 проще, чем Су-27 или МиГ-29, и что именно он нужен для обучения лётчиков палубной авиации. В результате этих усилий я в основном занимался Су-25УТГ, хотя был готов и к посадке на Су-27К".

О дне, который вошел в историю

"1 ноября 1989 года никто не знал, что будет посадка на корабль. Если готовится какое-то событие, то, как правило, собираются генеральные конструкторы, министры и генералы, но в тот день никого из них не было. Первым полетел испытатель КБ Сухого Виктор Георгиевич Пугачёв на Су-27К и… сел на корабль. Видимо, разрешение было получено в самые последние минуты.

О первом взлёте с авианосца

"Первым в тот же день, 1 ноября, взлетел на МиГ-29К Токтар Онгарбаевич Аубакиров, испытатель КБ Микояна. Су-27К Пугачёва остался ночевать на корабле и на следующий день взлетел третьим. Мы взлетели раньше и ждали его в воздухе, чтобы вместе лететь в Саки. Он поднялся не сразу. При взлёте за самолётом поднимается газоотбойный щит, и, когда Су-27К вывел двигатель на форсаж, этот щит рассыпался. Он состоял из плит, охлаждаемых водой, и одна плита улетела – вода пошла, пар. Потом самолёт все же взлетел уже без щита. Я это все сверху наблюдал, когда мы кружили над кораблём.

О сложностях взлёта и посадки на авианосец

"Чтобы благополучно сесть на корабль, нужно очень точно выдерживать все параметры полёта. По высоте, например, лётчик имеет право отклониться от заданной глиссады не более, чем на 60 см. Если выше – гак (специальный крюк) не зацепится за трос аэрофинишёра (технического устройства, предназначенного для посадки самолетов на палубу авианосца), если ниже – ударишься в корабль.

Перегрузки при торможении на аэрофинишёре возникают такие, что после нескольких посадок на плечах появлялись синяки от привязных ремней. Ведь перед самым касанием надо вывести двигатели на полный газ, чтобы, в случае если не зацепишься или трос порвется, улететь на второй круг".

О взлётах с трамплина

"При взлёте на трамплине тоже возникают перегрузки, но небольшие. Единственное, когда первый раз взлетаешь, они неожиданные: кроме перегрузки возникает ещё и угловое вращение.
Над нами в Саках проводили медицинские эксперименты: снимали кардиограмму прямо в полёте. Пульс за 200 заходил. Но нас с молодости учили не обращать внимания на свои ощущения. Обращать внимание надо на то, что ты видишь, а не на то, что чувствуешь".

Александр Крутов взлетает на Су-30. Фото из личного архива А. Крутова

Об испытаниях Як-38 – первого отечественного штурмовика вертикального взлёта и посадки

Об отношении к проекту Як-38, которые многие считают неудачным

"К сожалению, лучше мы в то время сделать не могли. Подъёмно-маршевый двигатель от МиГ-23 был слабым, поэтому пришлось ставить ещё два подъемных двигателя, которые работали только на взлёте и посадке. В то время уже был Harrier, который с одним двигателем взлётал и садился, а на Як-38 два подъемных двигателя на взлёте потребляли 800 кг топлива в минуту. То есть самолёту едва хватало горючего, чтобы отлететь от корабля, бросить бомбу, вернуться и сесть. А когда сделали Як-141, распался Советский Союз и все заглохло.
Это было нужное направление, и то, что его не стало, очень плохо. Я считаю, что самолёт, у которого тяговооруженность больше единицы, обязан взлетать и садиться вертикально".

О Су-27

"Лучше самолёта я просто не знаю. МиГ-29 тоже очень хороший самолёт – маневренный, тяговооруженный, но у него, к примеру, маловато топлива. На Су-27 я даже не думаю, сколько у меня минут полёта осталось. Я летаю, сколько хочу и как хочу".

Об аварии

"Было происшествие на вертолёте Ми-8. Это произошло 22 июня 1984 года. Дата запомнилась… Я был молодым лётчиком-испытателем и меня посадили вторым пилотом к другому лётчику, который оказался немножко недоученным. Это был вспомогательный полёт. На полигоне с МиГ-25 катапультировали кресло с манекеном с большой высоты и сверхзвуковой скорости, а нам надо было этот манекен найти и подобрать.
Во время поиска поймали режим вихревого кольца хвостового винта – хвостовой винт попадает в собственный спутный след и становится неэффективным. Вертолёт крутится и падает. Мы упали в лес. Вертолёт вдребезги, разве что пожара не было, потому что у нас бортмеханик был очень опытный, он оба двигателя просто выключил. И ещё повезло, что мы упали на высокие сосны. Ствол сосны прошел через вертолёт, затормозил падение, и мы так вдоль него и опустились. Пострадал я один: сломал руку и ногу. Но больше ничего со мной не случалось. Я больше ни разу не падал и не катапультировался. А я и сейчас летаю. На всём. Медицина пропускает".

Александр Крутов во время испытаний авиационной техники на Камчатке. Фото из личного архива А. Крутова

О Школе лётчиков-испытателей (ШЛИ) ЛИИ (Александр Крутов поступил в неё в 1981 году, а сейчас её возглавляет)

"Когда я учился, то за полтора года освоил 12 типов летательных аппаратов: от тяжелых самолётов Ту-16, Ил-76 до истребителей МиГ-21, МиГ-23, Су-15, Су-7, Су-17. А сейчас мы учим всего на двух типах, если готовим лётчика-испытателя для завода, и даём всего пять типов для испытателей КБ или ЛИИ. Но даже пять с трудом находим, иногда в аренду берем. Сейчас качество лётчиков-испытателей, которые отсюда выходят, на порядок ниже, чем было 35 лет назад.

Перед тем как я в 1980 году поступал в Школу лётчиков-испытателей, я пять лет добивался зачисления. В ВВС была директива, чтобы каждый год по одному лётчику с дивизии или даже с воздушной армии отбирать и направлять в ШЛИ. В дивизии три полка, в каждом полку выбирали лучшего, а потом выбирали лучшего из лучших. Было ограничение по возрасту – 28 лет. В то время попасть в Школу лётчиков-испытателей было очень трудно. А сейчас все иначе. В ШЛИ сейчас присылают лётчиков КБ и заводы, оплачивают их обучение. Но это же не лучшие!

Мы сейчас учим восемь человек, хотя по всем расчётам управления лётной службы министерства мы должны выпускать по 20 человек в год. То есть лётчиков у нас будет катастрофически не хватать. Самая большая проблема не в отсутствии денег, - на первое место я ставлю недостаток людей. Проблемы и с инструкторами. Они все уже в возрасте. У нас самый молодой лётчик-испытатель с квалификацией инструктора в ЛИИ – это мой сын. Ему 37 лет".

О том, как воспитать лётчика

Я никогда не говорил, что не хотел видеть сына лётчиком. Но и не призывал к этому. Просто он с детства часто бывал со мной на аэродроме, когда ему было десять лет, я его и на вертолёте катал, и на истребителе. Сейчас он на всем летает, как и я.

2. Сотрудники CompMechLab ® принимали участие в разработке новых аэрофинишёров для авианосцев "Адмирал Кузнецов" и "Адмирал Горшков" (сейчас - "Викрамадитья"). В рамках проекта инженерами CompMechLab ® были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели палубного аэрофинишёра.
Специалисты CompMechLab ® также участвовали в разработке палубных аэрофинишёров для полигонов в Ейске и в Гоа (Индия).

3D CAD-модель аэрофинишёра


Общий вид полномасштабной компьютерной модели аэрофинишёра

Разработанные модели, в частности, по запросам Генпрокуратуры РФ , Военной прокуратуры Северного флота , Госкомиссии по расследованию авиационных происшествий применялись в расследовании аварии, случившейся в сентябре 2005 года в Северной Атлантике, когда при посадке СУ-33 произошел обрыв тормозного троса аэрофинишёра , в результате чего самолёт упал с палубы в воду и затонул.

В рамках проекта были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели аэрофинишёра, позволяющие:

– рассчитывать динамические характеристики как палубного аэрофинишёра, так и самолета;
– определять чувствительность всей системы к изменению конструкционных и эксплуатационных параметров, выполнять "тонкую настройку" всех систем аэрофинишёра;
– рассчитывать нагрузки, действующие на пилота истребителя;
– осуществлять многопараметрическую комплексную оптимизацию характеристик тормозного устройства.

В рамках работы была создана численная модель клапана управления, учитывающая все геометрические особенности конструкции, для определения его гидравлических характеристик.

Избранное

Лёгкий взлёт с авианосца (Zero, F4F-4)

Ответ

Взлёт с авианосца ( Zero )

Часто при взлёте с авианосца вирпилы при попытке оторваться от палубы падают в море, особенно часто это наблюдается у новичков…

Чтобы не нырять в воду, а взлетать чётко и даже без малейшего ухода под авианосец нужно:

3. Итак, вы имеете уже около 110км/ч. Начинайте тянуть джойстик уже на носу авианосца потому, что если тянуть джой после окончания авианосца самолёту приходится опустить зад чтобы взлететь, а так зад у вас уже на носу будет опущен. Тяните джойстик немного на себя и немного вправо (в противоположную сторону от того куда идёт крен) .

– Виктор Георгиевич, сегодня летная погода?

– Сегодня замечательная погода, хорошая, как раз для всех видов полетов.

Проходя мимо точной копии корабельного истребителя Су-33, легендарный летчик и герой Советского Союза Виктор Пугачев, кажется, хоть сейчас готов подняться в небо. Но ровно 30 лет назад говорит, никто и не знал, что именно 1 ноября эта посадка состоится. Разрешение на полет получили в самый последний момент. Спешили выполнить программу.

– Для всех профессионалов это было желаемое ожидание, которое необходимо было совершить, чтобы сказать да, это состоялось. Пока самолет не сел на палубу, мы были в стадии поиска, решения, проверки, испытаний, – вспоминает Виктор Пугачев, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского союза.

– Обучение было, в том числе, и психологическим, что такое зацеп за трос, что такое взлет с трамплина, никто еще не знал, летчикам было перестроиться достаточно сложно, – говорит Игорь Вотинцев, заслуженный летчик-испытатель, герой России.

Посадка на авианосец и сегодня требует от летчиков предельной концентрации и филигранной точности. Ведь это только вблизи палуба выглядит гигантской. По словам пилотов, нередко на высоте площадка может показаться чуть больше почтовой марки.

Су-33 заходит на посадку со скоростью примерно 250 км в час. Стальной крюк цепляет один из тросов, закрепленных поперек посадочной полосы на палубе авианосца. Всего их четыре. Летчику нужно уместить свой самолет в отрезок длиной 36 метров.

– В момент удара о палубу самолет садится с перегрузкой 5,5 единиц, трудно представить, с чем можно его сравнить на земле, ну, наверное, как с очень резким торможением, когда мы стоим в автобусе, – продолжает Виктор Пугачев.

Zivert - CRY | Премьера клипа

04:24

LOBODA - Americano (Премьера сингла, 2021)

03:31

Баста – Любовь и страх (feat. Дворецкая)

05:41

Ozoda - Esla Meni (Offıcıal Clıp 2021)

05:02

Султан Лагучев - Cкучает осень (премьера 2021)

02:29

Oliver Tree & Little Big - The Internet [Music Video]

03:36

Coldplay X BTS - My Universe (Official Video)

04:43

Читайте также: