Хромопласты в клетках мякоти плодов рябины обыкновенной

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Строение, специфика и распространение пластид, характеристика и распространение хлоропластов. Лейкопласты в клетках кожицы листа традесканции. Хромопласты в клетках плодов рябины. Схема распределения хлоропластов в клетках листа элодеи канадской.

Рубрика Биология и естествознание
Вид практическая работа
Язык русский
Дата добавления 31.08.2017
Размер файла 481,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Строение пластид

Основные понятия по теме

Пластиды - органоиды, содержащиеся только в растительной клетке. Каждая пластида ограничена двумя элементарными мембранами. Пластиды разнообразны по форме, строению и функциям. В зависимости от окраски, различают три основных типа пластид: хлоропласты - зеленые, хромопласты - желто-оранжевые или красные, лейкопласты - бесцветные.

Пластиды имеют единое происхождение от пропластид меристематических клеток. Возможны взаимные превращения пластид в онтогенезе вида. Обычно в клетке содержится только один из типов пластид.

Хлоропласты широко распространены у низших и высших растений. Зеленая окраска хлоропластов обусловлена присутствием зеленого пигмента - хлорофилла. В хлоропластах при участии солнечной энергии идет фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа.

Кроме хлорофилла в состав хлоропластов входят каротиноиды: каротин - пигмент оранжево-красный; ксантофилл - желтый. В зеленых листьях они маскируются хлорофиллом и становятся заметными при его разрушении (например, осенью или при заболеваниях). Форма относительно постоянна - линзообразная. Чаще всего хлоропласты равномерно располагаются по цитоплазме, но способны к движению. Они меняют своё положение в зависимости от условий освещения так, чтобы наилучшим образом улавливать свет.

Хромопласты - пластиды желтого или красно-оранжевого цвета. Хромопласты встречаются в созревающих плодах (томаты, шиповник, рябина, арбуз), в клетках лепестков (роза, лютик, одуванчик), в корнеплодах (морковь), в осенних листьях.

В отличие от хлоропластов форма хромопластов очень изменчива: глобулярная, фибриллярная, кристаллическая. Например, в плодах рябины хромопласты имеют вытянутую, заостренную, слегка изогнутую форму, в клетках плодов шиповника и перца красного - овальную.

Лейкопласты пигментов не содержат. Это обычно довольно мелкие пластиды. Встречаются в клетках корней, корневищ и клубней, а также в семенах, других органах, скрытых от солнечного света. Лейкопласты не имеют строго определенной формы: они бывают округлые, яйцевидные, веретенообразные, палочковидные, амебовидные, чашевидные и т.д.; причем форма их даже в одной клетке может меняться несколько раз. В клетке они скапливаются вокруг ядра.

Практическое занятие

Цель: изучить строение и разнообразие пластид.

Материалы и оборудование: листья элодеи канадской, традесканции (виды с красновато-фиолетовыми листьями); зрелые плоды рябины обыкновенной, розы собачьей (шиповника); 3-5 %-ный раствор сахарозы; микроскопы, пинцеты, лезвия, препарировальные иглы, предметные и покровные стекла, чашечки с водой и пипеткой, фильтровальная бумага.

Хлоропласты в клетках листа элодеи канадской (Elodea canadensis Michx.)

1 Приготовить препарат: снять пинцетом лист с молодой ветки элодеи, поместить на предметное стекло в каплю воды верхней стороной вверх, накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении. Изучить и зарисовать типичную клетку листа элодеи (рисунок 2.1). Отметить на рисунке оболочку, хлоропласты, цитоплазму, вакуоль, ядро.

Хромопласты в клетках плодов рябины (Sorbus aucuparia L.) и шиповника (Rosa canina L.)

1 Приготовить препараты: иглой взять немного мякоти из-под кожицы плода и тщательно распределить ее на предметном стекле в капле воды, после чего накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Найти и изучить хромопласты. Обратить внимание на их форму, цвет, их относительные размеры, положение в клетке.

3 Зарисовать клетку с хромопластами (рисунок 2.2) каждого изученного растения. Отметить на рисунке оболочку клетки, цитоплазму, ядро, хромопласты. Сравнить форму хромопластов плодов рябины и шиповника.

Рисунок 2.1 - Хлоропласты в клетках листа элодеи канадской (Elodea canadensis) : А - вид сверху, Б - в оптическом разрезе : 1 - оболочка, 2 - цитоплазма, 3 - ядро, 4 - хлоропласты, 5 - вакуоля (из Н. С. Киселева, Н. В. Шелухин, 1969)

Рисунок 2.2 - Хромопласты в клетках плодов А - рябины (Sorbus aucuparia), В - шиповника (Rosa canina) (из Г. А. Бавтуто, 2001)

пластид хромопласт лейкопласт

Лейкопласты в клетках кожицы листа традесканции (Tradescantia virginiana L.)

1 Приготовить препарат: обвернуть лист традесканции вокруг указательного пальца левой руки так, чтобы нижняя сторона была обращена наружу. Правой рукой при помощи иглы надорвать эпидерму над средней жилкой ближе к основанию листа и пинцетом снять кусочек ее. При этом захватить и часть мякоти листа. Сорванный кусочек поместить на предметное стекло в каплю слабого раствора сахарозы и накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат сначала при малом, затем при большом увеличении микроскопа. Найти клетки с лейкопластами (рисунок 2.3). Лейкопласты лучше видны в околоустьичных клетках. Обратить внимание на форму лейкопластов, их относительный размер, положение в клетке. Нарисовать несколько клеток с лейкопластами. На рисунке отметить клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, лейкопласты.

Рисунок 2.3 - Лейкопласты в клетках кожицы листа традесканции (Tradescantia virginiana) : 1 - оболочка, 2 - цитоплазма, 3 - ядро, 4 - лейкопласты, 5 - вакуоля (из Г. А. Бавтуто, 2001)

Вопросы для самоконтроля

2 Какие пластиды имеются в клетках зеленых растений?

3 Какие пигменты содержатся в хлоропластах, хромопластах и лейкопластах?

4 Каково происхождение пластид?

5 Какие взаимные превращения возможны между пластидами?

6 В клетках каких органов растений чаще всего можно встретить хромопласты?

Литература

1 Ботаника : Морфология и анатомия растений : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биолог. и хим. спец. / А. Е. Васильев [и др.] ; - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1988. - С. 51 - 59.

2 Бавтуто, Г. А. Ботаника. Морфология и анатомия растений / Г. А. Бавтуто, В. М. Еремин. - Мн. : Высшая школа, 1997. - С. 63 - 69.

3 Бавтуто, Г. А. Практикум по анатомии и морфологии растений : учеб. пособие / Г. А. Бавтуто, Л. М. Ерей. - Мн. : Новое знание, 2002. - С. 39 - 47.

Подобные документы

Общая характеристика свойств и роли воды в живых клетках. Рассмотрение листа растения как главного органа транспирации. Внешнее и клеточное строение листа. Количественные характеристики водообмена. Устьичная и внеустьичная регулировка транспирации.

реферат [909,2 K], добавлен 23.12.2015

История развития исследований в области физиологии растений. Особенности понятий пластиды и хлоропласты, их функции и классификация. Геном пластид как генетическая система хлоропласт. Основные отличия пропластидов и лейкопластов, их особенности.

реферат [25,2 K], добавлен 11.12.2008

Изучение плана строения митохондрий и пластид, их функций. Гипотеза о симбиотическом происхождении митохондрий и хлоропластов. Общая типовая характеристика мышечной ткани. Сперматогенез, его основные периоды: размножение, рост, созревание и формирование.

контрольная работа [178,0 K], добавлен 11.03.2014

История развития исследований в области физиологии растений. Принципы происхождения и развития хлоропласта из пропластиды в клетке растений. Основные функции, строение, фотосинтез и генетический аппарат хлоропластов. Характеристика продукции фотосинтеза.

реферат [23,9 K], добавлен 11.12.2008

Понятие о мембране клетки, ее строение и функция. Строение хлоропластов и митохондрий. Типы листьев по форме листовой пластинки, края и основания. Ветвление и кущение побегов. Строение сложных и простых соцветий, цветков ячменя, ржи, пшеницы, кукурузы.

\u041e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435: \u043b\u0435\u0439\u043a\u043e\u043f\u043b\u0430\u0441\u0442\u044b \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u043c \u0432 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0441\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u0442\u043a\u0430\u043d\u044f\u0445; \u0445\u043b\u043e\u0440\u043e\u043f\u043b\u0430\u0441\u0442\u044b -- \u0432 \u043b\u0438\u0441\u0442\u044c\u044f\u0445,\u043a\u0430\u043a \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430\u0445,\u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u043e\u043b\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u0432\u0435\u0442\u0430. ">]" data-testid="answer_box_list">

wasjafeldman

Ответ: г)хромопласты

Объяснение: лейкопласты располагаются в основном в запасающих тканях; хлоропласты -- в листьях,как органах,получающих наибольшее количество солнечного света.

Новые вопросы в Биология

Папоротники, хвощи и плауныКакие характеристики подходят для описания плаунов?Имеют ткани и органыОрган полового размножения цветокОбитают в засушливы … х местахВ настоящее время преобладают древовидные формыРазмножаются спорамиПлаунВыберите верные утверждения о плаунах.Прикрепляются к субстрату ризоидамиВ жизненном цикле есть стадия заростка гаметофитаЛистья крупные, рассечённые на долиОбитают в морях и океанахСпоры развиваются в спорангиях, собранных в колоскиОднолетние растения

Плоди в томатів бувають червоними й жовтими, гладенькими й пухнастими. Ген червоного забарвлення — домінантний, ген пухнастості — рецесивний. Схрестил … и між собою червоні гладенькі гетерозиготні за обома ознаками томати з жовтими пухнастими. Якими будуть плоди томатів у F 1 ? ОЧЕНЬ НУЖНО

В овець сіре забарвлення вовни домінує над чорним. Яке потомство слід чекативід схрещування гетерозиготних сірих овець?СРОЧНООО

Размножение покрытосеменных Выберите утверждения, которые относятся к характеристикам вегетативного размножения растений. Этот вид размножения лежит в … основе получения новых сортов Размножение происходит при участии половых клеток Образование за короткое время большого количества особей, идентичных материнскому растению Активное применение человеком для размножения определенных сортов растений Размножение осуществляется с помощью генеративных органов растения Образуется потомство, несущее признаки двух родителей

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. 1. Укажите анатомические образования, не входящие в состав 3-х нейронной рефлекторной дуги. а) двигательный нейрон б) чувст … вительный нейрон в) вегетативный нейрон г) вставочный нейрон 2. В шейном отделе спинного мозга имеется сегментов. а) 5 б) 6 в) 7 г) 8 3. Масса спинного мозга составляет в целом. а) 29-33г. б) 34-38г. в) 39-43г. г) 44-48г. 4. Чем образовано белое вещество спинного мозга: а) телами нервной клетки б) отростками нервной клетки 5. Какую функцию выполняет серое вещество: а) рефлекторную б) транспортную в) проводниковую г) терморегуляторную 6. Какие по функции нейроны находятся в передних рогах серого вещества спинного мозга: а) двигательные б) чувствительные в) вставочные г) вегетативные 7. Какие по функции волокна образуют задние корешки спинного мозга. а) двигательные б) чувствительные в) вегетативные г) смешанные 8. Укажите анатомические образования, формирующие спинномозговой нерв: а) передний корешок б) задний корешок в) передний и задний корешки г) передний и задний канатики Определите верные суждения: 9. А) Спинной мозг состоит из 31 сегмента. Б) Спинной мозг состоит из 32 сегментов. В) Толщина спинного мозга около 2 см. Г) Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию. 10. А) При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела любые движения становятся невозможными. Б) При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты головы, можно говорить, совершать жевательные движения. В) У спинальной лягушки (без головного мозга) двигательные рефлексы сохраняются. Г) Спинной мозг выполняет проводниковую функцию. 11. Выберите из перечисленного (3) эффекты парасимпатической нервной системы: А) сужение сосудов, повышение артериального давления Б) замедление и ослабление сердцебиения (брадикардия) В) сокращение мышц, поднимающих волосы Г) Увеличение количества сахара в крови Д) повышение аппетита, увеличение моторики и секреции ЖКТ Е) сужение просвета бронхов

1) Чем оплодотворение отличается от опыления? 2) Почему сортовые свойства плодовых деревьев не изменяются при размножении прививкой? 3) Чем обусловлен … о проявление внутренних ритмов роста и развития растений? 4) Почему проявление полового размножения способствовало увеличению разнообразия растительного мира? ​

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Лаб. работа.docx

Лабораторная работа № 3

Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника .

Цель : приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование : микроскоп, лист элодеи, плоды томата и рябины, вода, чашка петри, пинцет.

Отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Приготовьте препараты клеток плодов томата и рябины. Для этого в каплю воды на предметном стекле пинцетом перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Отметьте окраску пластид, напишите название.

Выбранный для просмотра документ пластидф урок.docx

Тема: Пластиды.

Цели: выявить органоид клетки - пластиды

Личностные : . формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки

Предметные : учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

Планируемые результаты:

З а д а ч и у р о к а :

— продолжить формирование умения работать с микроскопом;

— продолжить формирование умения готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Форма работы – групповая, индивидуальная, в парах

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

Проверка Д/з

Я вам выдаю листок бумаги, представьте, что это клетка, подпишите части клетки (выполняют задание каждый самостоятельно .) – 2 мин.

Давайте проверим. Оценим (проверка идет в паре сосед проверяет соседа, по образцу выданным учителем). Слайд 1

Слайд 2. А теперь сопоставьте органоид и функции.

1.Содержание наследственной информации

2. В ней находятся все органоид, объединяет все клеточные структуры

3. Выполняет защитную функцию

Актуализация знаний

Слайд 3. Давайте эти части еще раз посмотрим на образец микропрепарата чешуи лука и посмотрим, где расположены нами изученные органоиды в клетки.

Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите ребята на еще один образец микропрепарата, найдите все изученные органоиды клетки (ребята находят изученные органоиды клетки и видят, что появился еще один органоид зеленого цвета, который ими не изучен). Ребята как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока.

Узнать что такое пластиды?

Молодцы! Слайд 5.

Организация познавательной деятельности

Итак, начнем с первого пункта нашего плана. Напомните мне его?(повторяют 1 пункт плана)

С помощью текста учебника на стр. 30-31 определим, что такое пластиды

Слайд 6. Пластиды - органоиды, которые содержатся только в растительной клетке.

Молодцы! Переходим ко второму пункту плана – мы должны узнать виды пластид. Находим ответ в учебнике.

Слайд 7. Виды пластид: хлоропласты – зеленый цвет, хромопласты – красный, оранжевый и лейкопласты – бесцветные.

Проверяет полученную информацию

Какова основная функция пластид - окрас

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

Тема: Пластиды

Цель: рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и рябины заполните таблицу.

Тема. Компоненты растительной клетки

Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного ( Mníumcuspidátum Hedw. ) (Рис. 1).


Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníumcuspidátum Hedw.

Паренхимная ( ) и прозенхимная ( ) клетки.

Раскрасьте и обозначьте: 1 - клеточные стенки, 2 – хлоропласты

Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной - S órbus aucupária L. , л андыша майского – Convallária majális L. ( рис . 2).


Рис. 2. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов (А) л андыша майского – Convallária majális L. и (Б) р ябины обыкновенной – Sórbus aucupária L.

Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля ( Sol á num tuber ó sum L . ) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б) .

Обозначьте типы крахмальных зерен.














А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánumtuberósum L.

Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 - центр крахмалообразования (хилум)

Рис. 3б. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 - центр крахмалообразования (хилум)
11

Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой ( Tr í ticum d ú rum Desf . ).


Рис. 4. Алейроновые (протеиновые) и крахмальные зёрна на поперечном срезе зерновки п шеницы твёрдой - Tríticumdúrum Desf.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, 2 – эндосперм, 3 - алейроновый слой, 4 - алейроновые зерна, 5 - крахмальные зерна, 6 – клетки крахмалистой части эндосперма

Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного ( Heli á nthus tuber ó sus L . ) (рис. 5).






Рис. 5. Сферокристалл в клетках Подсолнечника клубненосного, топинáмбура, Heliánthustuberósus L.

Раскрасьте и обозначьте: 1 - клетки клубня, 2 – сферокристаллы

Работа 6. Состав клеточного сока

1. В пробирку с отваром листьев растения, содержащего антоциан, добавляем слабый раствор уксусной кислоты (рис. 6.1);

2. В пробирке отвар листьев растения, содержащего антоциан, с очень слабым раствором щелочи (рис. 6.2);

3. Пробирка с отваром листьев растения, содержащего антоциан, (контроль – нейтральная среда) (рис. 6.3).
Раскрасить результаты реакции:



4. В пробирке отвар растения, содержащего дубильные вещества (рис. 7).


Рис. 7. Результаты реакции с хлорным железом (FeCI3).
Отвар ______________________ растения ________________________________, содержащего дубильные вещества
5. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений (рис. 8).











А

Б

В

Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука - Álliumcépa L.

Рафиды в клетках корневища Купены душистой, или лекарственной - Polygonátumodorátum (Mill.) Druce

Друзы в клетках черешка листа Бегонии манжетной - BegóniamanícataBrongn.

Рис. 8. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений:

Раскрасьте и обозначьте: А – одиночные кристаллы, Б – рафиды, В – друзы

Работа 7. Строение клеточной стенки (рис. 9) .



схема строения пары пор

Рис. 9. Клеточные стенки.

Раскрасьте и обозначьте: 1 - вторичная клеточная стенка, 2 - поровый канал,

Пластиды – органоиды, содержащиеся только в растительной клетке. Каждая пластида ограничена двумя элементарными мембранами. Пластиды разнообразны по форме, строению и функциям. В зависимости от окраски, различают три основных типа пластид: хлоропласты – зеленые, хромопласты – желто-оранжевые или красные, лейкопласты – бесцветные.

Пластиды имеют единое происхождение от пропластид меристематических клеток. Возможны взаимные превращения пластид в онтогенезе вида. Обычно в клетке содержится только один из типов пластид.

Хлоропласты широко распространены у низших и высших растений. Зеленая окраска хлоропластов обусловлена присутствием зеленого пигмента – хлорофилла. В хлоропластах при участии солнечной энергии идет фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа.

Кроме хлорофилла в состав хлоропластов входят каротиноиды: каротин

– пигмент оранжево-красный; ксантофилл – желтый. В зеленых листьях они маскируются хлорофиллом и становятся заметными при его разрушении (например, осенью или при заболеваниях). Форма относительно постоянна – линзообразная. Чаще всего хлоропласты равномерно располагаются по цитоплазме, но способны к движению. Они меняют своё положение в зависимости от условий освещения так, чтобы наилучшим образом улавливать свет.

Хромопласты – пластиды желтого или красно-оранжевого цвета. Хромопласты встречаются в созревающих плодах (томаты, шиповник, рябина, арбуз), в клетках лепестков (роза, лютик, одуванчик), в корнеплодах (морковь), в осенних листьях.

В отличие от хлоропластов форма хромопластов очень изменчива: глобулярная, фибриллярная, кристаллическая. Например, в плодах рябины хромопласты имеют вытянутую, заостренную, слегка изогнутую форму, в клетках плодов шиповника и перца красного – овальную.

Лейкопласты пигментов не содержат. Это обычно довольно мелкие пластиды. Встречаются в клетках корней, корневищ и клубней, а также в семенах, других органах, скрытых от солнечного света. Лейкопласты не имеют строго определенной формы: они бывают округлые, яйцевидные, веретенообразные, палочковидные, амебовидные, чашевидные и т.д.; причем форма их даже в одной клетке может меняться несколько раз. В клетке они скапливаются вокруг ядра.

Практическое занятие 2

Цель: изучить строение и разнообразие пластид.

Материалы и оборудование: листья элодеи канадской, традесканции (виды с красновато-фиолетовыми листьями); зрелые плоды рябины обыкновенной, розы собачьей (шиповника); 3-5 %-ный раствор сахарозы; микроскопы, пинцеты, лезвия, препарировальные иглы, предметные и покровные стекла, чашечки с водой и пипеткой, фильтровальная бумага.

Работа 1 Хлоропласты в клетках листа элодеи канадской (Elodea canadensis Michx .)

1 Приготовить препарат: снять пинцетом лист с молодой ветки элодеи, поместить на предметное стекло в каплю воды верхней стороной вверх, накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении. Изучить и зарисовать типичную клетку листа элодеи (рисунок 2.1 ) . Отметить на рисунке оболочку, хлоропласты, цитоплазму, вакуоль, ядро.

Работа 2 Хромопласты в клетках плодов рябины (Sorbus aucuparia

L .) и шиповника (Rosa canina L .)

1 Приготовить препараты: иглой взять немного мякоти из-под кожицы плода и тщательно распределить ее на предметном стекле в капле воды, после чего накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Найти и изучить хромопласты. Обратить внимание на их форму, цвет, их относительные размеры, положение в клетке.

3 Зарисовать клетку с хромопластами (рисунок 2.2 ) каждого изученного растения. Отметить на рисунке оболочку клетки, цитоплазму,

ядро, хромопласты. Сравнить форму хромопластов плодов рябины и шиповника.

Рисунок 2.1 – Хлоропласты в клетках листа элодеи канадской (Elodea canadensis) : А – вид сверху, Б – в оптическом разрезе : 1 – оболочка, 2 – цитоплазма, 3 – ядро, 4 – хлоропласты, 5 – вакуоля (из Н. С. Киселева, Н. В. Шелухин, 1969)

Рисунок 2.2 – Хромопласты в клетках плодов А – рябины (Sorbus aucuparia), В – шиповника (Rosa canina) (из Г. А. Бавтуто, 2001)

Работа 3 Лейкопласты в клетках кожицы листа традесканции

(Tradescantia virginiana L .)

1 Приготовить препарат: обвернуть лист традесканции вокруг указательного пальца левой руки так, чтобы нижняя сторона была обращена наружу. Правой рукой при помощи иглы надорвать эпидерму над средней жилкой ближе к основанию листа и пинцетом снять кусочек ее. При этом захватить и часть мякоти листа. Сорванный кусочек поместить на предметное стекло в каплю слабого раствора сахарозы и накрыть покровным стеклом.

2 Рассмотреть препарат сначала при малом, затем при большом увеличении микроскопа. Найти клетки с лейкопластами (рисунок 2.3). Лейкопласты лучше видны в околоустьичных клетках. Обратить внимание на форму лейкопластов, их относительный размер, положение в клетке. Нарисовать несколько клеток с лейкопластами. На рисунке отметить клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, лейкопласты.

Рисунок 2.3 – Лейкопласты в клетках кожицы листа традесканции

(Tradescantia virginiana) : 1 – оболочка, 2 – цитоплазма, 3 – ядро, 4 – лейкопласты, 5 – вакуоля (из Г. А. Бавтуто, 2001)

Вопросы для самоконтроля

2 Какие пластиды имеются в клетках зеленых растений?

3 Какие пигменты содержатся в хлоропластах, хромопластах и лейкопластах?

4 Каково происхождение пластид?

5 Какие взаимные превращения возможны между пластидами?

6 В клетках каких органов растений чаще всего можно встретить хромопласты?

1 Ботаника : Морфология и анатомия растений : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биолог. и хим. спец. / А. Е. Васильев [и др.] ; – 2-

е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1988. – С. 51 – 59.

2 Бавтуто, Г. А. Ботаника. Морфология и анатомия растений / Г. А. Бавтуто, В. М. Еремин. – Мн. : Высшая школа, 1997. – С. 63 – 69.

3 Бавтуто, Г. А. Практикум по анатомии и морфологии растений : учеб. пособие / Г. А. Бавтуто, Л. М. Ерей. – Мн. : Новое знание, 2002. –

Тема 3 Запасные вещества клетки

1 Вторичный крахмал запасающих органов картофеля (Solanum tuberosum L .)

2 Запасные вещества в клетках семян гороха посевного (Pisum sativum L .)

3 Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука репчатого

4 Кристаллы в клетках черешка бегонии (Begonia sp.)

Основные понятия по теме

Избыток накопленных в клетке веществ не участвует в обмене веществ и часто в кристаллическом или аморфном состоянии выпадает в осадок в виде включений. В функциональном отношении включения представляют собой либо временно выведенные из обмена веществ соединения — запасные вещества — либо его конечные продукты.

К запасным веществам относятся углеводы, белки и жиры (липиды). Из углеводов наиболее распространенным запасным питательным

веществом в клетке является крахмал. Если бы ассимиляционный крахмал накапливался в хлоропластах, то тормозился бы процесс фотосинтеза. Поэтому пластические вещества по мере образования оттекают в виде растворимых сахаров из листьев в другие органы растения и там накапливаются в значительных количествах. Очень часто органические вещества откладываются в виде зерен вторичного (запасного) крахмала. Их величина и форма специфичны для определенных растений.

Крахмальные зерна по структуре бывают простые, полусложные и сложные, а в зависимости от положения центра их образования — концентрические и эксцентрические.

Запасной крахмал накапливается в лейкопластах (амилопластах). При этом в их строме возникает центр крахмалообразования, вокруг которого и откладываются слои крахмала. Так как сахаров в запасающие органы днем поступает меньше, чем ночью, характер этих слоев в течение суток меняется: ночью откладывается широкий, рыхлый, темный слой, а днем

— более узкий, плотный, светлый. Это обусловливает слоистость крахмальных зерен.

Крахмальные зерна разнообразны по величине и форме (рисунок 3.1), так, для картофеля типичны крупные зерна почти правильной яйцевидной формы, состоящие из бесцветных, но не одинаково преломляющих свет слоев, чередующихся вокруг образовательного центра и сдвинутых к его более тонкому концу (эксцентрическая слоистость). Для клубней картофеля характерны сложные, полусложные и простые крахмальные

Запасные белки наиболее часто откладываются в виде зерен округлой или овальной формы, называемых алейроновыми . Эти зерна образуются вследствие выпадения в осадок белка, находящегося в вакуолях при их высыхании. Они аморфны. Если алейроновые зерна не имеют заметной внутренней структуры, их называют простыми. Иногда же в алейроновых зернах среди аморфного белка можно заметить один или несколько белковых кристаллов. В отличие от настоящих кристаллов кристаллы белка набухают в воде, слабых кислотах и щелочах, окрашиваются красителями, поэтому их называют кристаллитами. Кроме того, в алейроновых зернах встречают блестящие бесцветные тельца округлой формы — глобоиды. Алейроновые зерна, содержащие кристаллиты и глобоиды, называют сложными. При обогащении клетки водой алейроновые зерна растворяются. Алейроновые зерна каждого вида растений, подобно крахмальным зернам, имеют определенную структуру.

Запасные белки — это простые белки в отличие от конституционных белков, которые составляют основу протопласта (живой части клетки) и являются сложными белками.

Конечные продукты (катаболиты) обмена веществ клеток растений, рассматриваемые как отбросы, чаще всего имеют вид кристаллов минеральных солей (оксалата кальция, карбоната калия, кремнезема). Различают одиночные кристаллы, рафиды (пучки игловидных кристаллов), друзы (звездчатые сростки кристаллов) и др. Особенно много кристаллов щавелевокислого кальция образуется в коре деревьев, в листьях, в отмирающих чешуях луковиц.

Как правило, друзы встречаются у двудольных растений, а рафиды — у однодольных.

Практическое занятие 3

Цель: изучить морфоструктуру крахмальных и алейроновых зерен; рассмотреть кристаллические включения.

Материалы и оборудование: клубни картофеля; семена гороха посевного; сухие чешуи лука репчатого; листья бегонии; иод, растворенный в иодиде калия; глицерин; микроскопы, пинцеты, лезвия, препарировальные иглы, предметные и покровные стекла, чашечки с водой и пипеткой, фильтровальная бумага.

Работа 1 Вторичный крахмал запасающих органов картофеля

(Solanum tuberosum L .)

1 Разрезать клубень картофеля. С поверхности среза иглой соскоблить немного мутноватой массы, перенести ее на предметное стекло в каплю воды (можно кусочком клубня несколько раз провести по капле) и накрыть покровным стеклом.

2 Под микроскопом при малом увеличении найти, а при большом — рассмотреть крупное простое зерно, сложные и полусложные зерна крахмала.

3 Рядом с покровным стеклом, не поднимая его, нанести каплю йода, растворенного в йодиде калия, и при малом увеличении проследить возникновение цветной реакции.

(Запомните! Йод, растворенный в йодиде калия, является специальным реактивом на крахмал. При действии этого реактива крахмальные зерна окрашиваются (в результате образования нестойкого соединения — йодистого крахмала) в синий цвет (от светло-синего до темнофиолетового). Пользуясь этой реакцией, можно установить присутствие крахмала в любом органе.

4 Зарисовать простые, сложные и полусложные крахмальные зерна картофеля (рисунок 3.1). Отметить на рисунке образовательный центр, концентричность (или эксцентричность) слоев крахмала.

Рисунок 3.1 – Крахмальные зерна разных видов растений :

А – картофель (Solanum tuberosum) ; Б – пшеница (Triticum) ; В – овес

(Avena) ; Г – кукуруза (Zea) ; Д – рис; Е – гречка (Fagopyrum) . 1 – простое крахмальное зерно, 2 – сложное, 3 – полусложное (из В. Г. Хржановский, С. Ф. Пономаренко, 1979)

Работа 2 Запасные вещества в клетках семян гороха посевного

(Pisum sativum L .)

1 С предварительно замоченного в воде семени гороха снять кожуру, отделить одну семядолю, сделать с нее тонкие срезы и поместить их на предметное стекло в каплю воды, смешанную с глицерином.

2 При малом увеличении микроскопа рассмотреть форму клеток семядоли, найти в них крупные зерна крахмала и более мелкие алейроновые зерна.

3 Нанести на препарат каплю йода, растворенного в йодиде калия, и пронаблюдать за изменением окраски крахмальных (станут темнофиолетовыми) и белковых (станут желтыми) зерен.

4 Зарисовать несколько клеток (рисунок 3.2), отметив крахмальные зерна, их концентрическую слоистость и трещины; алейроновые зерна; оболочку и межклетники.

Рисунок 3.2 – Клетка семядоли гороха (Pisum sativum) с крахмальными и алейроновыми зернами : к.з. – крахмальное зерно; а.з. – алейроновое зерно; м.ж. – межклетник; о.к. – оболочка клетки (из В. Г. Хржановский, С. Ф. Пономаренко, 1979)

Работа 3 Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука репчатого (Аllium сера L .)

1 Выбрать более тонкий прозрачный кусочек чешуи лука, выдержанной в глицерине, и поместить его на предметное стекло в каплю глицерина.

3 При малом увеличении микроскопа рассмотреть чешую. Среди удлиненных мертвых паренхимных клеток, на большом увеличении, найти бесцветные призматические кристаллы, одиночные или попарно крестообразно сросшиеся.

4 Зарисовать несколько клеток (рисунок 3.3), отметив оболочку, одиночные, двойниковые и тройниковые кристаллы оксалата кальция.

Работа 4 Кристаллы в клетках черешка бегонии (Begonia sp.)

1 Сделать продольные срезы черешка бегонии, перенести их на предметное стекло в каплю воды и накрыть покровным стеклом.

2 При малом увеличении микроскопа найти, а при большом — рассмотреть наиболее тонкий участок среза, состоящий из тонкостенных паренхимных клеток с постенным слоем цитоплазмы.

В полости клеток, в клеточном соке локализуются одиночные кристаллы в виде ромбоэдров или их сростки — друзы. Кристаллы и друзы состоят из щавелевокислого кальция, они растворяются в минеральных кислотах (соляной, азотной, серной) без выделения пузырьков газа.

3 Зарисовать несколько клеток с одиночными кристаллами и друзами (рисунок 3.3), обозначив их на рисунке.

Читайте также: