Графическая композиция в стиле египетских изображений на тему сбор урожая

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Другой взгляд на древнеегипетское изобразительное искусство

Древнеегипетское изобразительное искусство знакомо нам ещё из учебника истории для пятого класса. Человеческие фигуры, изображённые то ли в профиль, то ли анфас и выстроенные на одной линии. Люди и предметы то несоразмерно большие, то маленькие. Боги, фараоны, сценки из обыденной жизни — будто всё это нарисовано неумелой рукой ребёнка.

Незрелое искусство на заре цивилизации, когда человечество только начало постигать азы художественного творчества — такой вывод прочно укоренился в нашем сознании.

Но, возможно, мы не понимаем искусство древних египтян, потому что оно отличается подходом, целями и задачами, формами и методами исполнения. Давайте посмотрим на египетский рисунок под другим углом.

До настоящего времени считалось, что научно правильной системой перспективы является та, которая была разработана художниками эпохи Ренессанса. В действительности ренессансная перспектива учитывает только работу глаза, полностью игнорируя работу мозга в обработке видимого изображения.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Много искажений визуального пространства вовлечено в ренессансную перспективу, хотя она веками считалась идеальным, точным и научно обоснованным методом передачи трёхмерного пространства на плоскости.

Как зарождалась теория художественного черчения

Но возникал вопрос, насколько точно оборудование космического корабля передаёт реальное пространство, которое человек видит собственными глазами. Тогда этой проблемой занялся физик-инженер Борис Викторович Раушенбах.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Учёный взглянул на древнеегипетское изобразительное искусство с точки зрения космической инженерии.

Современные инженеры для передачи объективного пространства на плоскости используют специальную технику — черчение, а результатом черчения называют технический чертёж.

Любой объект может быть изображён как иллюстрация и как чертеж. Профессор Раушенбах обнаружил, что у древнеегипетского рисунка есть сходство с чертежом. Он назвал это художественным черчением.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Оказывается, древнеегипетский художник и современный инженер решали одни и те же задачи по визуализации геометрии объективного пространства на плоскости.

Но методы древних египтян не относятся к теории ренессансной перспективы, поэтому их иллюстрации выглядят для нас странно и непривычно.

На самом деле, представления о наивности и неразвитости древнеегипетского изобразительного искусства происходят от непонимания того, что основной задачей древних художников была иллюстрация истинных качеств вещей. Иными словами, на плоскости изображали те характеристики объекта, которые передавали точные знания о нём в реальности.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Визуальное искусство субъективно, неоднозначно, имеет множество смыслов и значений, поэтому воспринимается всеми по-разному. В отличие от черчения, которое абсолютно однозначно.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

В древнем Египте методы художественного черчения достигли своего наивысшего развития, они практически совершенны.

В классическом черчении каждый предмет изображается в трёх проекциях. Но для художественного творчества это неприемлемо — утрачивается наглядность. Египтяне разработали свои каноны и смогли передать все необходимые характеристики в одной проекции.

Сравнительный анализ методов визуализации объектов древних египтян и современных инженеров показывает, что они идентичны. Давайте посмотрим, так ли это.

Метод ортогональных проекций

Это означает, что мы должны изобразить объект таким способом, чтобы наиболее по́лно передать его уникальные геометрические свойства. В Древнем Египте это было главным правилом: чаще всего они выбрали боковую поверхность как самую информативную, поскольку именно она позволяет отличить движущийся объект от статичного.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Или рисовали план пруда, поля, реки — тех объектов, которые при боковой проекции выглядели бы линией и сливались с землёй. Изображённые как план, они были вполне узнаваемы и понятны.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Интересная особенность этого метода заключается в том, что размеры предмета зависели вовсе не от его удалённости. Эти параметры подчинялись совсем другим правилам, относящимся к техническому чертежу, о которых мы расскажем далее.

Древнеегипетский художник не мог изобретать новые методы, он должен был использовать общепринятые и стандартизированные. Это полная аналогия с техническим черчением.

Метод поворота плоскостей проекций

Это условный поворот плоскостей проекций. Сочетание боковых проекций фигур с фронтальной проекцией плеч. Такое странное изображение фигур абсолютно обосновано в контексте чертежа, но этот приём применяли только при необходимости. Придерживались таких же правил, как и в черчении: если можно обойтись одной проекцией, то она и используется.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Метод разрезов

При нём иллюстрируют скрытые поверхности объектов. Например, корзина, наполненная фруктами, показана в разрезе для того, чтобы не осталось сомнений в том, что внутри. Такой метод невозможен в классическом искусстве, а вот в черчении применяется широко.

Метод сдвига

В случае когда одна фигура перекрывала другую (а это частое явление при использовании боковой проекции), древнеегипетские художники прибегали к особому приёму: они сдвигали изображения. Обычно фигуры жён смещали относительно их мужей в сторону.

Современные инженеры называют это методом условного сдвига.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

В настоящее время этот метод используется в различных бытовых инструкциях. Например, по сбору мебели, чтобы помочь покупателю понять, как собрать предмет.

Метод развёртки

Он используется, чтобы показать размер и форму плоской детали, которую необходимо впоследствии согнуть и сложить в трёхмерный объект.

Если зритель знает, что это развёртка, то он согнет её в уме. И изображение будет выглядеть так же, как в реальности.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Древний зритель сгибал сумку на осле в уме, и для него изображение выглядело таким, как в реальной жизни.

Разномасштабность

Размеры изображаемых фигур на древнеегипетском рисунке разные, но они не говорят о степени удалённости объекта. Ранее мы упоминали, что размеры связаны с ещё одним приёмом черчения ― разномасштабностью.

В современном черчении этот приём используется, когда в одном чертеже необходимо сообщить информацию о различных частях машины или архитектурного сооружения с различным уровнем детализации.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Наиболее важные детали даются в большем масштабе, то есть крупно. Точно таким же способом подчеркивался статус и значимость изображаемых объектов.

Например, богов всегда рисовали самыми большими, фараонов, как ставленников богов, поменьше, но крупнее, чем их подданных. Поверженные враги всегда меньше, чем египтяне-победители, рабы меньше, чем надсмотрщики и так далее.

Птица, сидящая на ветке несоразмерно большая, потому что важнее она, а не дерево. Причём прорисована птица настолько детально, что можно определить её вид.

Метод стандартов и знаков

Главное заключается в том, чтобы вся эта живопись была понятна не только самому художнику, но и всем остальным. Поэтому в древнеегипетском изобразительном искусстве существовала система знаков. Например, знак, означающий воду (волнистая линия), применялся, когда нужно нарисовать любой водоём или изобразить жидкость, вытекающую из сосуда.

Трон и фигуры богов даны в боковой проекции, но их плечи ― во фронтальной. Пруд, окружённый деревьями ― это часть глубокого пространства, поэтому изображён в виде плана, а деревья показаны методом условного поворота, и понятно, что они растут перпендикулярно пруду. Наличие символа воды указывает на то, что это именно водоем. В то же время фигуры богов гораздо крупнее, чем пруд неподалёку, что отражает уважение и почтительное отношение к ним.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Эта техника визуализации настолько хороша, что даже сегодня её используют, например, в туристических картах.

Египтяне не претендовали на авторство системы художественного черчения. Все древнеегипетские источники говорят, что эту систему людям подарили Боги Египта.

Из всего этого можно сделать вывод, что если сравнить древнеегипетское изобразительное искусство и современное черчение, то их методы совпадают на 100%. Кажется, что древний художник, перед началом работы, внимательно изучал современные промышленные стандарты на изготовление чертежей и строго следовал им, нигде не ошибаясь.

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Древнеегипетское изобразительное искусство ― это неотъемлемая часть истории древней цивилизации, которая прошла огромный путь и добилась совершенства в методах иллюстрирования объектов. Для современного человека оно непонятно, так как использует другие приёмы, но это совсем не делает его странным или недоразвитым ― оно просто другое.

Медики США уходят от вопроса об извлечении органов в Китае

Медики США уходят от вопроса об извлечении органов в Китае

Оды отцам в живописи Бартоломе Эстебана Мурильо

Оды отцам в живописи Бартоломе Эстебана Мурильо

Известный скульптор и его ученик на Тайване

Известный скульптор и его ученик на Тайване

Древнее искусство прославляло красоту, а современное выставляет уродство

Древнее искусство прославляло красоту, а современное выставляет уродство

Парижское кресло XVIII века, нетронутое временем

Парижское кресло XVIII века, нетронутое временем

Презентация на тему: " Методическая разработка для детей 9-13 лет отделения изобразительного искусства ДШИ г. Конаково. «Создание графической композиции на основе природных." — Транскрипт:

3 Красота природы служит источником вдохновенья для художников. Прогулка по осеннему парку… 1. Зарисовка с натуры листьев, веток, плодов, ягод, цветов.

4 Опавший с дерева лист…

5 Золотые березки на фоне неба…

7 Все хочется нарисовать…Чтобы передать красоту природных объектов художники делают зарисовки с натуры. В своих рисунках они не просто срисовывают внешний облик, а стараются изучить строение, правильно передавать пропорции и характерные особенности растения. Для этого выполнение рисунка делится на этапы, так называемое поэтапное рисование.

8 Рассмотрим подробнее… Делаем зарисовку грозди рябины. Этап первый: компоновка. Давайте скомпонуем на листе будущее изображение самым удачным образом и нанесем первые линии будущей ветви. Набросок делается тонкой светлой линией.

9 Этап второй: определим пропорциональное определение будущих масс нашей ветви

10 Этап третий: далее следует линейная прорисовка всех контуров: веток, листьев и ягод.

11 Этап четвертый: прорабатываем рисунок тоном (наносим светотень).

12 Этап пятый: завершаем наш рисунок, уточняем детали объемных форм и наносим окончательные штрихи на нашем рисунке.

13 Поэтапное рисование листьев. Анализ формы. Схемы построения.

14 Таким образом, следуя простым правилам анализа природных форм, используя схемы построения и поэтапное рисование мы можем создавать прекрасные зарисовки с натуры.

15 2. Создание серого тона при помощи точек, линий, штрихов в различных направлениях, разной толщины и силы нажима на карандаш. 2. Создание серого тона при помощи точек, линий, штрихов в различных направлениях, разной толщины и силы нажима на карандаш. Выразительные средства графики - линия, пятно, штрих, тональный контраст.. Тональный масштаб. Какой бывает штриховка? От простого к сложному. Разреженность штриха. Плотность штриха. Тональный масштаб за счет плотности штриха.Разнообразие стилей штриховки.

16 От простого к сложному. Творческие варианты штриховки.

17 Творческие варианты штриховки. Разработка собственных элементов взятых за основу для создания графического узора.

18 Эскизы росписи фарфоровой керамики 3. Создание графической композиции на основе сделанных зарисовок с использованием придуманных узоров. Понятие стилизации предмета.

19 Что такое стилизация? Стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений.

20 это обобщение до выразительного силуэта; фактурные преобразования до выявления декоративных качеств; выход на абстрактное восприятие заданной формы, когда объект после преобразования приобретает самостоятельное, независимое от первоисточника, значение. Графическая стилизация -

21 Стилизация растительных элементов. Использование графических узоров в декорировании рисунка.

29 Практическая работа учащихся. 1. Зарисовки растений с натуры. 2. Упражнения. 3. Создание графической композиции. Понасенкова Полина 9 лет

32 Фомченко Оля 9 лет

35 Карина Яковлева 11 лет.

37 Лиза Рожковская 11 лет

41 Борина Наташа 13 лет

44 Бачинская Оля 13 лет

47 Сарапкина Карина 13 лет

49 Фролова Вика 13 лет

51 Резниченко Настя 13 лет

53 Орехова Настя 11 лет

54 Стрельникова Настя 12 лет Рязанова Таня 13 лет

55 Коротенкова Ева 10 лет

56 Заманова Саша 13 лет

57 Работы учащихся подготовительной группы. Создание графической композиции на свободную тему. Руадзе Белла 9 лет

58 Косарев Кирилл 10 лет Киргиз Аня 9 лет

59 Конькова Даша 10 лет

Похожие презентации

Стилизация природного объекта – взгляд художника Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда.

Стилизация природного объекта – взгляд художника Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда.

МОУ ДОД ДДЮТ г.ЛЮБЕРЦЫ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА.

МОУ ДОД ДДЮТ г.ЛЮБЕРЦЫ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА.

Учимся рисовать Острась М.К.. С чего начать рисунок? Учиться рисованию нужно начиная с простейших предметов, постепенно приобретая навыки и опыт и переходя.

Учимся рисовать Острась М.К.. С чего начать рисунок? Учиться рисованию нужно начиная с простейших предметов, постепенно приобретая навыки и опыт и переходя.

Учимся рисовать. ИЗО. С чего нужно начинать учиться рисовать ? Учиться рисованию нужно начиная с простейших предметов, постепенно приобретая навыки и.

Учимся рисовать. ИЗО. С чего нужно начинать учиться рисовать ? Учиться рисованию нужно начиная с простейших предметов, постепенно приобретая навыки и.

РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Графические возможности в декоративном изображении объектов.

Графические возможности в декоративном изображении объектов.

Такие разные натюрморты Пинчук Ирина Геннадьевна.

Такие разные натюрморты Пинчук Ирина Геннадьевна.

1. Что называют ИСКУССТВОМ ? А ) картины художников ; Б ) музыкальное искусство ; В ) театр и кино ; Г ) художественное творчество в целом.

1. Что называют ИСКУССТВОМ ? А ) картины художников ; Б ) музыкальное искусство ; В ) театр и кино ; Г ) художественное творчество в целом.

Натюрморт в графике. Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может.

Натюрморт в графике. Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может.

Презентация к защите курсового проекта выполнила Окорокова Анна группа 4В Руководитель Белянкина Т.В.

Презентация к защите курсового проекта выполнила Окорокова Анна группа 4В Руководитель Белянкина Т.В.

Кто или что вдохновляет художников В результате воображения художника предметы растительного мира становятся сказочными и фантастическими. Минимальными.

Кто или что вдохновляет художников В результате воображения художника предметы растительного мира становятся сказочными и фантастическими. Минимальными.

Рисунок - основа изобразительного творчества. Рису́нок изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рису́нок - вид графики и вместе с этим.

Рисунок - основа изобразительного творчества. Рису́нок изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рису́нок - вид графики и вместе с этим.

Подбираем похожую презентацию.

1. Художественный канон в искусстве Древнего Египта

2. Канон

Канон — в изобразительном искусстве,
совокупность твердо установленных правил,
определяющих в художественном произведении
нормы композиции и колорита, систему
пропорций, либо иконографию данного типа
изображения.
Каноном называется также произведение, служащее
нормативным образцом. Системы канонов, связанные с
религиозными предписаниями, господствовали в искусстве
Древнего Востока и средних веков.

Появление канона как явления искусства
можно отнести к возникновению культур
великих древних цивилизаций.

В это же время определились основополагающие
каноны. В искусстве Древнего Египта их
соблюдению уделялось особое внимание.
В чём же они состояли?

Во-первых, героями изображаемых событий всегда
были боги, фараоны и члены их семей, а также
жрецы. Сюжет обязательно содержал
жертвоприношение, погребение, взаимодействие
божественного и человеческого начал (богов с
фараонами, богов со жрецами и т. д.).

Во-вторых, художественная композиция
практически никогда не имела перспективы: все
герои и предметы изображались в одной плоскости.

Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел
относительно их значимости и знатности. Чем
знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался

Древний Египет, искусство которого не ограничено
только художественным творчеством, отличался от
других государств, существовавших в тот же
временной период, архитектурными сооружениями.
За несколько десятков веков до н. э. в этом
государстве строили величественные здания,
предназначение и планировка которых также были
строго канонизированы.

13. Символический язык канона

В круг понятий, охваченных каноном, входили:
сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов.
Кроме этого, правила канона распространялись также на
выбор материала и цвета в различных видах искусства.
Регламентировался также порядок проведения работ.

• Единство изображений и иероглифических надписей.
• Вертикальное расположение предметов и людей, менее значимое
или то, что дальше, изображается на плоскости выше.
• Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными
поясами.
• Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от
расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
• Изображение фигуры человека как бы с различных точек
зрения (фаснопрофильное) – принцип распластывания фигуры на
плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и
глаза – в фас.
• Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным,
женские – красным.

Существовали правила и каноны изображения
человека стоящего, идущего, сидящего,
коленопреклоненного и т. д.

Характерной чертой египетского
изобразительного искусства является
отношение к отображению времени и
пространства. Искусство считалось носителем
жизни вечной, и поэтому избавлялось от всего
случайного, преходящего, иллюзорного.

Например ,в погребальных камерах находится
множество образов умершего человека,
выполненных с учётом ряда правил − канонов:

Все изображения в древнеегипетском искусстве
полихромны, т.е. многоцветны. Художники
старались точно передать цвет всех вещей и
изображений человека и животных. Все это должно
было быть реально похожим;

Художники старались показать человека
узнаваемым, но никогда портреты не создавались с
натуры. Они выполнялись по памяти или со
специальных масок, специальных заготовок для
скульптуры;

На египетских портретах мы никогда не увидим
никаких чувств и эмоций. Все земные переживания
должны были остаться на земле. Портретам
присуще безучастное выражение лица, обращенное в
вечность;

В изобразительном
искусстве Древнего
Египта человека живого и
человека умершего
изображали по-разному.
Живого изображали с
руками, опущенными в низ,
а человека умершего
изображали в виде мумии,
т.е. со скрещенными на
груди руками;

24. Изображение человека на плоскости

Изображение человека на плоскости
Изображение человека на
плоскости непривычно с точки
зрения современного человека.
Фигура дана одновременно и
спереди и сбоку. Художник
старался показать человеческое
тело наиболее всесторонне. При
этом он, переводя трехмерную
фигуру на плоскость, не прибегает
к условному сокращению, а
показывает ее с наиболее
характерных для человеческой
фигуры точек зрения: плечи и глаза
- в фас, тело и лицо - в профиль.

25. Домашнее задание

• Что такое канон?
• Какое место занимал канон в культуре
Древнего Египта?
• Какие канонические установки сложились
в египетской скульптуре. Приведите
примеры.

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

  • XIX Династия
  • XX Династия
  • XXI Династия
  • XXII Династия
  • XXIII Династия
  • XXIV Династия
  • XXV Династия

Живопись Древнего Египта



Расписанная стела

В Древнем Египте живопись наносилась на любую основу при строгом соблюдении установленных канонов, будь то для украшения стен храмов, гробниц или любого предмета погребального назначения. Справа — стела (расписанное дерево, 23 х 18 см), которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка и была найдена в гробнице писца Афенмута, должностного лица времен XXII династии, в Фивах. Декоративной темой данной части является культ Солнца. Б лю-кете солнечный диск пересекает небо на своей лодке, в то время как внизу Ра-Горахте, Владыка Неба с головой сокола, принимает угощение и восхваления от Афенмута


астенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи была стена с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносятся непосредственно на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Различие между живописью и рельефом почти отсутствует, потому как правила изображения идентичны в обоих случаях, а обе эти техники настолько связаны между собою, что могут изучаться вместе.

Размещение росписей и рельефов (внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен) подчиняется строгим нормам, диктовавшимся жрецами. Для египтян изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось то, что и в загробной жизни они будут располагать теми же благами, которыми пользовались также в жизни земной.

В Древнем Египте цель живописи и рельефа состояла в том, чтобы увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире. Поэтому художественный интерес как таковой отсутствовал. По этой причине египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств или эмоций. Как в живописи, так и в рельефе имеются два основополагающих принципа, которые воплощены во всех изображениях: правильность геометрических форм и созерцание природы. В процессе работы художник следует образцу, методу с жесткими правилами. Темы же всегда одни и те же.

С другой стороны, магические достоинства изображения и живописи в значительной степени зависели от качества росписи, и отсюда та тщательность, с которой они выполнены, притом, что качество графики имеет такое же важное значение, как и заключенное в их формах содержание. В живописи образ и слово сосуществуют, и сцены всегда сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения. Сочетание форм живописи и надписи являет собой совершенство. Графика придает силу до такой степени, что живопись и рельеф кажутся одним большим иероглифом, в котором гармонично сосуществуют пиктограммы и фигуры. Это впечатление усиливается применением дополнительных надписей, наподобие повествовательных полос на нейтральном фоне.

1. Правила в изображении человеческой фигуры

Туринский папирус

Сцена на одном из папирусов 'Книги мертвых', которая хранится в Египетском музее Турина (Италия). Эта знаменитая книга, нарисованная и написанная во времена XVIII династии, являет собой великолепный пример высокого уровня развития и совершенства, которого достигла живопись в Древнем Египте. Воспроизведенная здесь сцена позволяет оценить нормы, установленные для того, чтобы различать при помощи цвета кожи или размера и расположения персонажей один пол от другого н разные социальные ранги

Самое главное при изображении фигуры человека — это то, чтобы можно было прекрасно различить каждую из частей тела. Так, чтобы изобразить глаз, его следует представить таким образом, чтобы он был узнаваем. Нарисованный в профиль, глаз получился бы перекошенным, поэтому его надо изображать анфас. Однако голова вполне различима в профиль, так как, помимо прочего, она в ясной и отчетливой форме включает в себя изображение носа и рта. Таким образом, человеческая фигура изображается посредством сочетания различных точек зрения. Как результат, фигура в одинаковой степени включает в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль.

Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках. То, что придает фигуре согласованность и соединяет в единое целое различные точки зрения, — это протяженность силуэта благодаря контуру. Нормативным, наиболее употребимым является правый профиль; но используется также и левый.

Для установления пропорции нарисованных сцен древние египтяне чертили на стене сетку и уже по ней размещали фигуры с соответствующими их размерами.

Исходным пунктом была стоящая человеческая фигура, которая обычно изображалась при соблюдении установленных размеров идеального образца. Единицей измерения служила какая-нибудь часть руки или ладони (как правило, речь идет о кулаке или локте), размеры которых выверялись по квадратам сетки в четкой пропорции эквивалентности.

Древний образец фигуры состоял из 18 квадратов (четырех больших локтей), между тем как новый образец начиная с саисского периода стал насчитывать 21 квадрат, отчего фигура стилизовалась.

2. Иерархия символов

рагмент расписанной стены

Сцены из крестьянской жизни (Париж, Лувр) орнаментировали стены погребальной часовни писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами Амона во времена XVIII династии. Выстроенные во фризы, эти сцены показывают повторяющееся изображение выполняющих различные сельскохозяйственные работы крестьян, с телами цвета красноватой охры, облаченных в белые набедренные повязки. Передано с исчерпывающим описательным стилем и условностями, которые не исключают созерцания природы

Эти правила применяются с большей строгостью в случаях, относящихся к персонажам с высоким социальным статусом. Низшие социальные слои (ремесленники, крестьяне, прислуга) изображаются со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Тогда наблюдается большая легкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции. Такие фигуры, следовательно, отражают больший реализм не только своим взглядом, но также своими динамичными жестами и позами. Тем самым исчезает почтение, привносимое священным.

3. Изображение животных

В отличие от изображения человека, в воспроизведении животных применяются все имеющиеся средства выражения с целью добиться максимального натурализма. Животные получаются с превосходно выписанными деталями, их тело наделено живостью, которая контрастирует со скованностью человеческих тел. Художник несколько отходит от условностей и наносит легкие штрихи. Применение цвета сопровождается массой оттенков. Этот контраст между изображениями людей и животных сохраняется на протяжении всей истории египетского искусства.

4. Понимание пространства и композиции

В египетской живописи отсутствуют пространственные возможности, фигуры выглядят плоскими и помещаются в пространство, которое никак не скрывает подобную внешность форм. Тем не менее должны присутствовать все элементы, необходимые для того, чтобы объемный характер изображения мог быть разгадан. Трехмерная действительность, с другой стороны, выражена в ряде необходимых условностей, которые сохранялись в течение 30 столетий истории этой цивилизации. Когда имеет место попытка представить фигуры вглубь, то они накладываются друг на друга. На одной из картин из гробницы Небамуна (Лондон, Британский музей) стадо быков расставлено в горизонтальный ряд, что следует интерпретировать в объемном ключе. Для придания такого ощущения изображение животного воспроизводится ступенчато, в горизонтальном направлении, — в формуле, которая дает понять, что фигуры расположены одна за другой. В других случаях направление ступенчатого расположения является вертикальным, как это можно увидеть на стеле Ментуесера (V династия, гробница в Абидосе), на которой яства на столе жертвоприношений изображены в виде большой горы.

5. Горизонтальные полосы и рисунки

В живописи и рельефах изображения распределяются горизонтальными полосами, разделенными линиями. Такие композиции, составленные из наслоения рисунков, обычно оставляли место в центре для более важной сцены. Изображение напластованными слоями отражает навыки, свойственные аграрной культуре. Поэтому так скрупулезно рисуются земельные участки, огороженные под культуры.

Это получает очевидное отражение в художественных композициях, которые практически всегда располагаются в строгом порядке посредством разделения поверхности изображения на горизонтальные полосы, на которые помещаются рисунки.

Пространство сводится к двум схематическим геометрическим измерениям. Внутри каждой из полос различные фигуры и элементы также размещаются последовательно, хотя они и не связаны между собой.

Фон обычно не является образным, то есть не существует воспроизведения сценической декорации, в которой развивается действие. Не передается также и время. Единственным исключением является символическая сцена путешествия души, сцена болот, в которой изображается пейзаж с птичками, цветами лотоса и тростниковыми зарослями.

6. Символическое применение цвета

Роспись из гробницы Нахта

Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, была, как правило, не очень широкой, поскольку ее применение не было точной проекцией действительности, а отвечала строгим нормативам, установленным канонами. Эти нормативы применялись даже в сценах более свободного по форме исполнения, в которых самые простые слуги выполняли всевозможные крестьянские и ремесленные работы. На рисунке из погребения писца Нахта (Фивы) изображена выжимка винограда

В египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской форме.

Применение цвета отвечало заранее установленной программе. Каждый из цветов обладал конкретной символикой. То есть цвета выступают носителями ценностей, представляющими суть вещей, выходящими за рамки внешней видимости и потом — за рамки своей декоративной функции. Аналогичным образом широкое использование драгоценных камней и таких металлов, как золото, всегда преследовало такую символическую цель, которая не имеет никакого отношения к меновой стоимости. Их применение отвечало, таким образом, способности камня вызывать духов, а также качествам и достоинствам, связанным с его цветом и яркостью отблеска. Феномен ежегодного наводнения в Египте вызывался, как уже говорилось, дождями в Центральной Африке, которые питали оба рукава реки: Белый Нил, бравший свое начало в озере Альберт (на границе Заира и Уганды), Голубой Нил, истоки которого находились в Абиссинии (Эфиопия). Оба рукава сливались на уровне Хартума (Судан) и текли вместе до самого устья.

В середине июля воды выходили из берегов. Этому явлению предшествовал паводок на Белом Ниле, окрашенный в зеленый цвет из-за ила, который увлекала с собою вода, пересекая обширные топкие пространства. На этой стадии за ним следовало другое половодье, в котором вода окрашивалась в красный цвет благодаря железистым наносам. После спада воды земля оказывалась удобренной скоплением отложений иловатой глины. Вероятно, именно созерцание этих цветовых переливов вод реки позволило установить изначальные значения цвета в египетской живописи

Так, зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах.

Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. По этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался в красном цвете. Ярко-красный мог символизировать также кровь и жизнь.

Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса.

Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам.

Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий, цвета ляпис-лазури, символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни.

Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины применялся темно-красный или коричневый цвет.

Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах.

В разные времена тон фона был различным. От сероватого, характерного для Древнего Царства, осуществляется переход к бледно-желтому при Новом Царстве и цвету охры впоследствии.

Читайте также: