Главный корень быстро отмирает у проростков следующих растений

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

1. Введение
2. Постэмбриональное развитие растений
3. Дальнейшее развитие проростка. Типы проростков
4. Рост корня
5. Корневые системы
6. Дифференциация корней в корневых системах
7. Рост надземной части растения
Заключение
Список литературы

Введение

Зигота, возникающая после оплодотворения, представляет собой одну клетку. С нее начинается жизнь нового организма при половом размножении многоклеточных. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называется онтогенезом и состоит из двух периодов: эмбрионального и постэмбрионального.
В первом периоде как у высокоорганизованных растений, так и животных формируется эмбрион (зародыш), поэтому он называется эмбриональным, или зародышевым. Зародыш семенных растений развивается в семязачатке. В эмбриональном периоде закладывается большая часть органов. Эмбриональный период начинается с деления зиготы. Первое и все последующие деления происходят путем митоза, поэтому все клетки нового, формирующегося организма имеют ту же генетическую информацию, что и исходная зигота. В результате ряда делений образуется компактная группа клеток, затем оформляется зародышевый корешок и зачаток стебля и листьев зародыша. Большая часть его клеток сохраняет способность размножаться (образовывать ткань).
Постэмбриональный период у семенного растения начинается с прорастания семени; из зародыша развивается проросток. Быстро растущий корень закрепляет проросток в почве и снабжает его водой и минеральными веществами. Далее следует этап усиленного вегетативного роста - формируются корневая и побеговая системы. С образованием цветков, а затем семян и плодов наступает этап размножения. Индивидуальное развитие растения заканчивается старением и смертью.
У однолетних растений онтогенез заканчивается в один вегетационный период, у двулетних и многолетних - за два года и более. Двулетние цветут на второй год жизни и отмирают, большая часть многолетних цветет многократно.
Последовательность и длительность этапов роста и развития растений строго закономерны и обусловлены наследственностью организма и факторами внешней среды.

1. Постэмбриональное развитие растений

3. Дальнейшее развитие проростка. Типы проростков

В процессе прорастания, кроме увеличения размеров и смены функций зародышевых органов, происходит новообразование органов. В почке на конусе прорастания продолжают закладываться листовые зачатки, в то время как ранее заложенные развертываются, а участки стебля между ними разрастаются, образуя междоузлия. Зародышевый корешок, превратившийся теперь в главный корень проростка, по мере роста ветвится: боковые корни вместе с главным образуют первичную систему главного корня. В области корневой шейки, на гипокотиле и в нижних узлах стебля могут рано образовываться придаточные стеблеродные корни.
Кроме подземного или надземного положения семядолей, связанного со степенью разрастания гипокотиля и самой семядоли, в формировании определенного типа проростков очень существенны следующие моменты:
1) степень удлинения эпикотеля и следующих за ним межлоузлий;
2) соотношение между развитием системы главного корня и стеблеродных придаточных корней;
3) характер первичных листьев.
Когда рост всех междоузлий главного побега заторможен и они остаются укороченными, то узлы тесно сближены и вместо удлиненного побега и получается розеточный побег или укороченный побег с ложным стеблем, образованным лишь влагалищами листьев (что обычно для однодольных, в том числе для злаков). Длина гипокотиля и эпикотиля в значительной степени зависит от глубины, с которой начинают прорастать семена (при искусственном посеве это называют глубиной заделки). При особо глубокой заделке иногда сильно удлиняется междоузлия, которые при нормальной посадке остались бы укороченными. Когда система главного корня развивается слабее, чем система придаточных корней, которые закладываются у некоторых злаков уже у зародыша, то получается так называемая мочковатая корневая система, характерная для проростков большинства однодольных.
Семядоли, как правило, имеют очень простую форму (круглые, овальные, продолговатые, без зубцов по краям, хотя есть и исключения. Первичные листья могут быть, как уже упоминалось, недоразвитыми, чешуевидными (при подземном прорастании) или зелеными ассимилирующими, но по форме и размерам они часто сильно отличаются от листьев взрослого растения данного вида: они мельче и проще по очертаниям. От таких ювенильных (юношеских) листьев до типичных (дефинитивных) листьев взрослого побега можно проследить ряд постепенных изменений - листовую серию.
Таким образом, у проростков уже имеются все основные вегетативные органы - корневая и побеговая системы, которые продолжают в дальнейшем нарастать за счет меристематических точек роста.

4. Рост корня

Корень - основной вегетативный орган растения, выполняющий в типичном случае функцию почвенного питания, - поглощение воды и минеральных солей. В корнях синтезируются различные вещества (многие аминокислоты, гормоны, алкалоиды и пр.), которые затем передвигаются в другие органы растения; в них откладываются запасные вещества, они взаимодействуют с корнями других растений, микроорганизмами и грибами, обитающими в почве.
У двудольных прорастание семени начинается с заметного увеличения первичного корня проростка.
На кончике корня расположен корневой чехлик, представляющий собой колпачок из клеток, закрывающий растущий кончик корня и защищающий его от повреждения грубыми частицами почвы. Наружные клетки корневого чехлика по мере продвижения корня в глубь почвы отмирают. Внутри корневого чехлика находится апикальная (т. е. верхушечная) меристема - область активно делящихся клеток, из которой образуются новые клетки как корневого чехлика, так и самого корня. Сразу над апикальной меристемой расположена зона растяжения, в которой вновь образовавшиеся клетки вытягиваются в длину и проталкивают корневой чехлик и апикальную меристему сквозь почву. Так происходит рост корня. За зоной растяжения следует зона дифференцировки, где клетки, достигшие окончательных размеров, начинают специализироваться по структуре и функции. Некоторые наружные клетки этой зоны образуют тонкие выросты, называемые корневыми волосками, с помощью которых корень закрепляется среди частиц почвы. На продольном срезе растущего кончика корня видны клетки, находящиеся на разных стадиях развития: у самого кончика корня находятся молодые делящиеся клетки апикальной меристемы, а за ними следуют все более длинные и дифференцированные клетки.
После образования у проростка двудольных первичного корня он начинает ветвиться; новые ветви растут очень быстро и в свою очередь дают ветви. При этом всякий раз происходит последовательность событий, т. е. деление, растяжение и дифференцировка клеток. За несколько недель у нового растения образуется широко разветвленная корневая истема мочковатого типа.
Для однодольных растений характерен также своеобразный способ роста, не наблюдаемый у двудольных. Кроме апикальной меристемы, определяющей рост кончиков корня и побега, у однодольных растений имеется также интеркалярная меристема, образующая у основания листьев новые клетки. Такие листья способны расти за счет основания.

5. Корневые системы

Морфологическая природа корней в корневой системе. Обычно растения обладают многочисленными и сильно разветвленными корнями. Совокупность всех корней одной особи образует единую в морфологическом и физиологическом отношении систему - корневую систему растения.
В состав корневых систем входят корни различной морфологической природы - главный корень, боковые и придаточные корни.
Главный корень развивается из зародышевого корешка. Боковые корни возникают на корне (главном, боковом, придаточном), который по отношению к ним можно обозначить как материнский.
Заложение бокового корня начинается с деления клеток перицикла и образования меристематического бугорка на поверхности стемы. В результате ряда делений возникает корешок, обладающий собственной апикальной меристемой и чехликом.
Растущий зачаток прокладывает себе путь через первичную кору материнского корня и выдвигается наружу.
Боковые корни закладываются в определенном отношении к проводящим тканям материнского корня.
Придаточные корни возникают на разных органах растений - на стеблях (стеблеродные придаточные корни), листьях, корнях. В подавляющем числе случаев они возникают эндогенно, в тканях, способных к меристематической активности, - в перицикле, камбии и даже феллогене.
Типы корневых систем. В формировании корневых систем главный и придаточный корни могут принимать различное участие:

1. Корневая система растения может быть представлена только системой главного корня, т. е. состоять из главного корня, его боковых корней первого и последующих порядков, а также придаточных корней, возникающих на перечисленных корнях;
2. Корневая система растения может быть составлена системой главного корня и возникающими затем на стебле системами придаточных корней (подсолнечник, фасоль);
3. Корневая система растения может быть составлена исключительно системами стеблеродных придаточных корней. но при этом надо различать два случая:

а) у многих семенных растений главный корень развивается слабо, быстро отмирает и заменяется придаточными корнями с их боковыми ответвлениями;
б) у высших споровых (плаунов, хвощей, папоротников и т. д.) с самого начала развития особи образуются только
придаточные корни, а главный корень у таких растений вообще отсутствует.

Морфологические типы корневых систем устанавливаются и по другим признакам. Очень часто употребляют понятия стержневая и мочковатая корневая система.
Стержневая корневая система предполагает сильно развитый главный корень, который хорошо выделяется среди остальных корней.
В мочковатой системе главный корень отсутствует или не заметен среди многочисленных придаточных корней.
Между этими типами корневых систем существуют промежуточные формы.
В любой корневой системе непрерывно происходят изменения, уравновешивающие ее с системой побегов в соответствии с возрастом растения, отношением к корням окружающих растений, сменой сезонов года и т. д.
Структурные изменения в корневых системах культурных растений представляют чрезвычайный интерес для растениеводов, поскольку почти все агротехнические приемы (вспашки, удобрения, полив, прополка, пересадка) направлены на создание оптимальных условий для развития и деятельности корневых сосущих окончаний.

6. Дифференциация корней в корневых системах

7. Рост надземной части растения

После того, как у проростка сформировалась корневая система, у него начинается образование надземной части, т. е. побега. Апикальная меристема побега лежит между двумя крошечными первыми настоящими листьями. Характер роста побега в основном сходен с ростом корня: клетки апикальной меристемы делятся, в верхушке они продолжают оставаться меристематическими, а чем ближе к основанию растения, тем они сильнее удлиняются и в конце концов превращаются в специализированные клетки.
В отличие от кончика растущего корня у верхушки побега нет чехлика; другое ее отличие от кончика корня состоит в том, что она образует листья. При закладке в меристематической ткани клеток, образующих новый лист, в месте сочлинения черешка листа и стебля остаются группы меристематических клеток, которые носят название пазушной меристемы, а также пазушной, или боковой, почки.
При определенных условиях состояние покоя этих клеток нарушается, и они дают начало новой верхушке побега, который растет и образует ветку со своими собственными листьями. Развитие листка начинается с листового зачатка - тоненького столбика меристематических клеток, которые делятся, увеличиваются в размерах и дифференцируются, образуя новый лист. Характер процессов в листовом зачатке определяет конечную форму листа. У растений фасоли (двудольные) первая пара настоящих листьев - это простые листья, образующиеся позднее, сложные и их листовая пластинка разделена на несколько частей.
Последующее развитие. В течение какого-то времени меристема побега образует лишь растущий стебель и новые листья. Однако со временем баланс гормонов в растении изменяется, после чего из меристемы побега начинается образование цветков.
У бобовых растений лепестки цветка окружают и полностью закрывают тычинки и пестик, так что их цветки обычно самоопыляются. У основания пестика находится несколько семязачатков, и в каждом из них образуются зародыш и эндосперм. Со временем питательные вещества эндосперма поглащаются семядолями, и в зрелом семена нет четко выраженного эндосперма.
По мере развития зародыша происходит также рост окружающей его стенки семязачатка, которая в конечном итоге превращается в семенную кожуру. Разрастающаяся вокруг них завязь образует плод.

Заключение

Список литературы

1. Биология /под ред. Соколова Н. П. М.: Высшая школа, 1994.
2. Васильев А. В., Воронин Н. С. и др. Ботаника. М., 1978.
3. Вилли К., Детье В. Биология. М.: Мир, 1974.
4. Гюнтер Э., Кемпфе Л. и др. Основы общей биологии. М.: Мир, 1982.
5. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

Задание 2. Соотнесите зоны корня, особенности их строения и функции:

Зона роста или растяжения

  1. Мелкие живые клетки быстро делятся
  2. Живые клетки покровной ткани плотно прилегают друг к другу, быстро отмирают и заменяются новыми
  3. Хорошо развиты проводящие ткани
  4. Клетки растут, увеличиваются в размерах
  5. Наружный слой представлен клетками с корневыми волосками

Б. Даёт начало всем остальным зонам и тканям корня

В. Обеспечивает рост корня

Г. Осуществляет всасывание воды с растворёнными веществами

Задание 3. Соотнесите вопросы и ответы:

  1. Что называется корневой системой растения?
  2. Что такое корневой чехлик?
  3. Что такое корневой волосок?
  4. Как называется зона корня, клетки которой увеличиваются в размерах, растягиваются в продольном направлении?
  5. Где располагается зона деления корня?
  6. Какую функцию выполняет корень благодаря зоне всасывания?
  7. Как называются корни, которые образуются на стебле и листьях?
  8. В какой зоне осуществляется ветвление корней?
  9. Как называется корень, развивающийся из зародышевого корешка семени?

A. Участок корня, прикрытый чехликом, где происходит деление клеток

Б. Длинный вырост наружной клетки корня на его всасывающей части

B. Совокупность всех корней растения

Г. Главный корень

Д. Многослойное образование, покрывающее самый кончик корня

Е. Придаточные корни

Ж. Зона растяжения

3. В зоне проведения

И. Поглощение из почвы воды с растворёнными минеральными веществами

4. Элементы, которые необходимы растениям в небольших количествах .

5. Химический элемент, при недостатке которого листья и стебли растения имеют маленькие размеры, листья становятся бледно-зелёными или желтоватыми .

7. Химический элемент, способствующий повышению устойчивости растений к заболеваниям .


1. Функции корня
Корень – это подземный орган растения.
Основные функции корня:
- опорная: корни закрепляют растение в почве и удерживают на протяжении всей жизни;
- питательная: через корни растение получает воду с растворенными минеральными и органическими веществами;
- запасающая: в некоторых корнях могут накапливаться питательные вещества.


Различают главные, придаточные и боковые корни. При прорастании семени первым появляется зародышевый корешок, который превращается в главный. На стеблях могут появляться придаточные корни. От главных и придаточных корней отходят боковые корни. Придаточные корни обеспечивают растение дополнительным питанием и выполняют механическую функцию. Развиваются при окучивании, например, томатов и картофеля.

Корни одного растения – это корневая система. Корневая система бывает стержневая и мочковатая. В стержневой корневой системе хорошо развит главный корень. Ее имеет большинство двудольных растений (свекла, морковь). У многолетних растений главный корень может отмирать, а питание происходит за счет боковых корней, поэтому главный корень можно проследить только у молодых растений.

Мочковатая корневая система образована только придаточными и боковыми корнями. В ней нет главного корня. Такую систему имеют однодольные растения, например, злаки, лук.

Корневые системы занимают много места в почве. Например, у ржи корни распространяются вширь на 1-1,5 м и проникают вглубь до 2 м.



4. Зоны корня
В молодом корне можно выделить следующие зоны: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания.


Корневой чехлик имеет более темный цвет, это самый кончик корня. Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твердыми частицами почвы. Клетки чехлика образованы покровной тканью и постоянно обновляются.

Зона деления расположена под корневым чехликом. Именно он ее защищает. Здесь присутствуют клетки образовательной ткани, которые непрерывно делятся.

Зона растяжения (роста) – место, где клетки вытягиваются в длину, что обеспечивает удлинение самого корня и его рост в длину. Здесь присутствуют клетки основной ткани.

Зона всасывания имеет множество корневых волосков, которые пред-ставляют собой вытянутые клетки длиной не более 10 мм. Выглядит эта зона в виде пушка, т.к. корневые волоски очень маленькие. Клетки корневого волоска также, как и другие клетки, имеют цитоплазму, ядро и вакуоли с клеточным соком. Эти клетки недолговечны, быстро отмирают, а на их место образуются новые из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Задача корневых волосков – всасывание воды с растворенными питательными веществами. Зона всасывания постоянно перемещается за счет обновления клеток. Она нежная и легко повреждается при пересадке. Здесь присутствуют клетки основной ткани.

Зона проведения. Находится выше всасывания, не имеет корневых во-лосков, поверхность покрыта покровной тканью, а в толще находится проводящая ткань. Клетки зоны проведения представляют собой сосуды, по которым вода с растворенными веществами перемещается в стебель и в листья. Здесь так же находятся клетки-сосуды, по которым органические вещества из листьев поступают в корень.

Весь корень покрыт клетками механической ткани, что обеспечивает прочность и упругость корня. Клетки вытянутые, покрыты толстой обо-лочкой и заполнены воздухом.

Глубина проникновения корней в почву зависит от условий, в которых находятся растения. На длину корней влияет влажность, состав почвы, вечная мерзлота.

Длинные корни образуются у растений в засушливых местах. Особенно это характерно для растений пустынь. Так у верблюжьей колючки корневая система достигает 15-25 м в длину. У пшеницы на неорошаемых полях корни достигают в длину до 2,5 м, а на орошаемых – 50 см и увеличивается их густота.

Вечная мерзлота ограничивает рост корней в глубину. Например, в тундре у карликовой березы корни всего 20 см. Корни поверхностные, ветвистые.

В процессе приспособления к условиям среды корни растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.

1. Корневые клубни выполняют роль хранилища питательных веществ вместо плодов. Возникают такие клубни в результате утолщения боковых или придаточных корней. Например, георгины.

2. Корнеплоды – видоизменения главного корня у таких растений, как морковь, репа, свекла. Корнеплоды образуются нижней частью стебля и верхней частью главного корня. В отличие от плодов они не имеют семян. Корнеплоды имеют двулетние растения. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй – они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

3. Корни-прицепки (присоски) – придаточные кори, развивающиеся у растений тропических мест. Они позволяют крепиться к вертикальным опорам (к стене, скале, стволу дерева), вынося листву к свету. Примером может быть плющ и ломонос.

4. Бактериальные клубеньки. Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными.

5. Воздушные корни образуются у растений, произрастающих во влажных экваториальных и тропических лесах. Такие корни свисают вниз и поглощают дождевую воду из воздуха – встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников, у монстеры.

Воздушные корни-подпорки – это придаточные корни, образующиеся на ветвях деревьев и достигающие земли. Возникают у баньяна, фикуса.

6. Ходульные корни. У растений, произрастающих в приливно-отливной зоне, развиваются ходульные корни. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

7. Дыхательные корни образуются у растений, которым не хватает кислорода для дыхания. Растения произрастают в преизбыточно увлажненных местах – в топких болотах, заводях, морских лиманах. Корни растут вертикально вверх и выходят на поверхность, поглощая воздух. Примером могут быть ива ломкая, болотный кипарис, мангровые леса.

8. Паразитические корни – проникающие в ткани других растений и сосущие соки, например петров крест, омела, повилика.


Всасывание воды корневыми волосками из почвенного питательного раствора и проведение её по клеткам первичной коры происходит за счет разницы давлений и осмоса. Осмотическое давление в клетках заставляет минеральные вещества проникать в клетки, т.к. их содержание солей в них меньше, чем в почве. Интенсивность поглощения воды корневыми волосками называется сосущей силой. Если концентрация веществ почвенного питательного раствора будет выше, чем внутри клетки, то вода будет выходить из клеток и наступит плазмолиз – растения завянут. Такое явление наблюдается в условиях сухости почвы, а также при неумеренном внесении минеральных удобрений. Корневое давление можно подтвердить с помощью серии опытов.

Растение с корнями опускается в стакан с водой. Поверх воды для защиты её от испарения нальём тонкий слой растительного масла и отметим уровень. Через день-два вода в ёмкости опустилась ниже отметки. Следовательно, корни всосали воду и подали её наверх к листьям.

Срежем у растения стебель, оставив пенёк высотой 2-3 см. На пенёк наденем резиновую трубку длиной 3 см, а на верхний конец наденем изогнутую стеклянную трубку высотой 20-25 см. Вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу. Это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

Один стакан должен быть с тёплой водой (+17-18ºС), а другой с холодной (+1-2ºС). В первом случае вода выделяется обильно, во втором – мало, или совсем приостанавливается. Это является доказательством того, что температура сильно влияет на работу корня.

Физиологическая роль минеральных веществ очень велика. Они являются основой для синтеза органических соединений и непосредственно влияют на обмен веществ; выполняют функцию катализаторов биохимических реакций; воздействуют на тургор клетки и проницаемость протоплазмы; являются центрами электрических и радиоактивных явлений в растительных организмах. С помощью корня осуществляется минеральное питание растения.

Возьмём два одинаковых сосуда с водой. В каждый сосуд поместим развивающие проростки. Воду в одном из сосудов каждый день насыщаем воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальём тонкий слой растительного масла, так как оно задерживает поступление воздуха в воду. Через некоторое время растение во втором сосуде перестанет расти, зачахнет, и в конце концов погибнет. Гибель растения наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корня.

Установлено, что нормальное развитие растений возможно только при наличии в питательном растворе трёх веществ – азота, фосфора и серы и четырёх металлов – калия, магния, кальция и железа. Каждый из этих элементов имеет индивидуальное значение и не может быть заменён другим. Это макроэлементы, их концентрация в растении составляет 10-2–10%. Для нормального развития растений нужны микроэлементы, концентрация которых в клетке составляет 10-5–10-3%. Это бор, кобальт, медь, цинк, марганец, молибден др. Все эти элементы есть в почве, но иногда в недостаточном количестве. Поэтому в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Корень

Сравним выкопанные с корнями однодольное и двудольное растение,например пшеницу и одуванчик.
Одуванчик имеет хорошо выраженный главный корень, который развивается из корешка зародыша. От главного корня отходят небольшие боковые корни. Главный корень похож на стержень. Поэтому у растений с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют стержневой.

Многие двудольные растения имеют стержневые корневые системы. Обычно стержневая корневая система видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многих летних растений часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.


У пшеницы много корней, почти все они одинаковой длины и толщины и растут пучком. Эти корни отрастают от стебля; их называют придаточными. Главный корень среди придаточных корней пшеницы ничем не выделяется. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных придаточных корней, корневую систему называют мочковатой. На придаточных корнях могут развиваться и боковые корни.

Мочковатой корневой системой чаще обладают однодольные растения. При развитии мочковатой корневой системы главный корень растет недолго и становится незаметным среди множества придаточных корней, отрастающих пучком от подземной части стебля.

Итак, у растений корень может развиваться из корешка зародыша. Это главный корень. Корни могут отрастать от стеблей. Это придаточные корни. Корни могут развиваться на главном и на придаточных корнях. Это боковые корни. Придаточные корни могут расти и на надземной части стебля, а также на листьях.

Когда у проростков достаточно разовьются корни, они начинают всасывать воду и минеральные вещества из почвы.

Почва - это верхний плодородный слой земли.

При прорастании семени первым из семенной кожуры появляется корешок зародыша. Сначала он чуть заметен, но вскоре вытягивается и становиться большим. Почему это происходит?

Корешок зародыша и корень взрослого растения, как и все другие органы, имеют клеточное строение. Клетки зародышевого корешка поглощают растворы питательных веществ семени, растут и делятся. В результате деления этих клеток образуются новые - дочерние клетки. Дочерние клетки в свою очередь делятся и растут. Так маленький корешок постепенно превращается в большой корень. Корень растет верхушкой.


Клетки разных участков корня отличаются друг от друга формой и размерами. Кончик корня покрыт, как наперстком, корневым чехликом. Чехлик можно заметить невооруженным глазом, рассматривая на свет кончик корня: здесь корень несколько темнее и плотнее, чем в других участках.

Корневой чехлик предохраняет верхушку корня от повреждений твердыми частицами почвы. Клетки корневого чехлика живут недолго, постепенно отмирают и слущиваются. Взамен отмерших клеток постоянно образуются новые.

Под чехликом находится участок делящихся клеток - зона деления. Этот участок образован мелкими, плотно прилегающими одна к другим живыми клетками. Клетки здесь все время делятся, число их увеличивается. Выше расположена зона роста, или растяжения; здесь клетки вытягиваются, в результате чего корень растет в длину. Еще дальше от кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков.

Корневой волосок представляет собой длинный вырост наружной клетки корня. Он одет клеточной оболочкой, под которой находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски очень малы - длиной обычно не более 10 мм - и недолговечны. У многих растений они живут всего несколько дней, а затем отмирают. Новые волоски возникают в виде выростов более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду и другие вещества. Поэтому участок корня, находящийся выше зоны роста, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания. Таким образом, зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается вслед за кончиком растущего корня и все время находится примерно на одном и том же расстоянии от него.


Рассмотрим поперечный срез корня в зоне всасывания.Снаружи корень покрыт особым слоем клеток. Некоторые из них имеют длинные выросты, отходящие в стороны от корня. Это и есть корневые волоски. В центральной части среза видны округлые отверстия. Это сосуды - длинные полые клетки с толстыми оболочками. Сосуды тянутся вдоль корня в его центральной части и продолжаются в стебле. По ним продвигается вода с минеральными веществами, поступающая через корневые волоски из почвы. Каждый сосуд состоит не из одной , а из нескольких мертвых клеток, расположенных одна над другой параллельно оси корня. Живое содержимое этих клеток разрушилось, и остались только клеточные оболочки. Поперечные перегородки между тканями разрушаются, а продольно расположенные оболочки древеснеют. По сосудам корня вода поднимается сначала в стебель, а по сосудам стебля - к листьям растения.

Выше зоны всасывания, то есть еще дальше от кончика корня, находится зона проведения. По клеткам этой зоны, вода с растворенными минеральными веществами, поглощенная корнем, перемещается к стеблю.

Итак, невооруженным глазом у молодого корня можно различить корневой чехлик, корневые волоски, похожие на легкий пушок, и зону проведения. Но более детально все зоны можно рассмотреть только под микроскопом.

Микроскоп позволяет увидеть сходное строение клеток одной группы и отличие их от клеток других зон. Группы клеток одинакового строения и выполняющие одинаковые функции называют тканями.


Корень, как и другие органы, состоит из разных тканей: зона деления - из образовательной ткани, зона всасывания покрыта всасывающей тканью. В состав проводящих тканей корня входят сосуды. По ним из почвы поднимается вода с растворенными в ней питательными веществами. В проводящих тканях корня находятся также клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях. Под слоем клеток, образующих корневые волоски, расположена кора корня.
Она состоит из сомкнутых округлых клеток. Оболочки клеток пропитаны пробковым веществом. Клетки коры образуют покровную ткань корня. Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Ее составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполнены воздухом.

У моркови, свеклы, репы питательные органические вещества запасаются в корнеплодах. В образовании корнеплодов принимают участие как главный корень, так и нижние участки стебля. Большинство растений, образующих корнеплоды, - двулетние.

Кроме корнеплодов встречаются и другие видоизменения корня, например корневые клубни. Они появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней у георгина, чистяка, батата (сладкого картофеля).

Своеобразные придаточные корни-прицепки развиваются у плюща; ими растения прикрепляются к опоре, и благодаря этому растут вверх, вынося листья к свету.

Некоторые тропические деревья на стволах и на крупных ветвях образуют придаточные корни. Они дорастают до земли и служат подпорками. У орхидей, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз. Такие корни поглощают дождевую воду.

Читайте также: