Где происходит оплодотворение у споровых в воздухе в воде в почве в клетке

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Размножение споровых растений

Цель урока: формирование знаний учащихся по основным отделам споровых растений, проследить усложнение их организации.

Расширить знания об особенностях размножения водорослей, мхов, папоротникообразных, как представителей споровых растений;

Развивать умения работать с понятиями, с рисунками.

Воспитывать любовь, ответственность и бережное отношение к природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Что такое размножение? Какой процесс называют оплодотворением?

Что называют зиготой?

Какое размножение называют бесполым ?

Какое размножение называют половым ?

Изучение нового материала

Слайд 2 Споровые растения – это растения, которые размножаются и распространяются спорами. Все споровые растения делятся на высшие и низшие .

К низшим споровым растениям относятся водоросли, а к высшим – мхи, плауны, хвощи и папоротники.

Слайд 3 Размножение водорослей

Воспроизведение себе подобных у водорослей совершается с помощью вегетативного, бесполого и полового размножений. Вегетативное размножение у многоклеточных водорослей происходит несколькими способами, в том числе при механическом разрушении слоевища на части (волнами, течением, в результате погрызов животными) или вследствие процессов, которые приводят к распаду нитей на многоклеточные или одноклеточные части.

Слайд 4 Бесполое размножение водорослей происходит с помощью спор или зооспор (спор со жгутиками). Для некоторых водорослей, например хлореллы , характерно только бесполое размножение. При этом внутри клетки образуются неподвижные споры, по строению очень похожие на материнскую клетку. После разрыва оболочки споры выходят во внешнюю среду и растут. Обычно же водоросли размножаются как бесполым, так и половым путём.

hello_html_ma8742bc.jpg

Слайд 5 Способы полового размножения у водорослей очень разнообразны. Рассмотрим размножение одноклеточных водорослей на примере известной вам хламидомонады . При благоприятных условиях хламидомонада размножается бесполым способом. Перед делением она перестаёт двигаться и теряет жгутики. В материнской клетке в результате деления образуются 2, 4 или 8 зооспор. Они выходят из материнской клетки и вырастают до размеров взрослой хламидомонады.

hello_html_3a5789a8.jpg

Слайд 6 При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) хламидомонада начинает размножаться половым путём. В этом случае внутри хламидомонады возникают половые клетки — гаметы , каждая с двумя жгутиками . Гаметы разных хламидомонад выходят в воду, сближаются и соединяются попарно, образуя зиготу, которая покрывается толстой оболочкой. После периода покоя на дне водоёма зигота делится и даёт 4 новые особи.

hello_html_70af659c.jpg

Слайд 7 Размножение многоклеточных водорослей рассмотрим на примере улотрикса . Как и другие водоросли, улотрикс размножается бесполым и половым путями . В благоприятных условиях в тёплое время года улотрикс размножается бесполым путём. Каждая клетка, кроме той, с помощью которой нить прикрепляется, может разделиться на 2 или 4 зооспоры. Они выходят в воду, плавают, прикрепляются к какому-либо подводному предмету и делятся. Так образуются новые талломы водоросли.

Когда наступает неблагоприятный период , улотрикс переходит к половому размножению. При этом в клетках многоклеточного слоевища возникают гаметы . Поэтому многоклеточный таллом является гаметофитом (половым поколением) — водорослью, производящей гаметы. В воде гаметы сближаются и сливаются, образуя зиготу . Обычно сливаются гаметы, возникшие в клетках нитей разных водорослей. Зигота покрывается толстой оболочкой, формирует ножку и превращается в одноклеточный таллом — спорофит (бесполое поколение) . Спорофитом эта водоросль называется потому, что образует подвижные или неподвижные споры . Эти споры развиваются в новые многоклеточные талломы улотрикса.

hello_html_m37978f7d.jpg

Таким образом, для пресноводного улотрикса характерно чередование поколений — многоклеточного гаметофита и одноклеточного спорофита. При смене условий окружающей среды способы размножения улотрикса сменяют друг друга.

Чередование поколений описывает жизненный цикл растения, как оно изменяется между половой и бесполой фазами (поколениями). Половая фаза растений, производящая гаметы, или половые клетки называется поколение гаметофит. Бесполая фаза образует споры и называется поколение спорофит. Каждое поколение развивается от другого, продолжая циклический процесс.

Слайд 8 Размножение мхов

У мхов чётко выражено чередование бесполого и полового поколений. Характерной особенностью всех мхов является преобладание в жизненном цикле полового поколения над бесполым . Размножение мхов рассмотрим на примере кукушкина льна . Само растение мха, которое мы видим — это гаметофит (половое поколение) .

hello_html_m53672fd.jpg

Слайд 9 Кукушкин лён — двудомное растение . Органы полового размножения у него развиваются на верхушках мужских и женских растений. На верхушке мужского растения образуются органы полового размножения, в которых развивается большое количество сперматозоидов , которые имеют по два жгутика. На верхушке женского растения закладываются женские половые органы, в которых располагается неподвижная яйцеклетка .

Во время дождя или при обильной росе сперматозоиды передвигаются в воде, которая покрывает мхи, и попадают к яйцеклетке. В результате слияния сперматозоида с яйцеклеткой образуется зигота . Из зиготы, благодаря её делению, через некоторое время на гаметофите начинает развиваться коробочка на ножке . Это спорофит — бесполое поколение мха. Он развивается за счёт гаметофита — материнского растения, от которого получает воду и питательные вещества. В коробочке созревают споры . При созревании спор коробочка вскрывается и споры рассеиваются. Они разносятся ветром, попадают на влажную почву и прорастают. При прорастании спор вначале образуются тонкие ветвящиеся нити зелёного цвета — предростки . На них через некоторое время возникают почки . Из почек вырастают новые растения гаметофита кукушкина льна. Так завершается жизненный цикл этого растения.

hello_html_m317cec55.jpg

Слайд 10 Размножение плаунов

Особенности размножения плаунов рассмотрим на примере плауна булавовидного . В жизненном цикле плаунов, в отличие от мхов, спорофит (бесполое поколение) преобладает над гаметофитом . Спорофит — это зелёное растение плауна, которое мы можем увидеть в лесу.

hello_html_20a73021.jpg

Слайд 11 На нём образуются спороносные колоски . Они состоят из вытянутой оси, на которой расположены особые спороносные листочки. На их верхней стороне развиваются спорангии . Внутри спорангиев образуется большое количество одинаковых спор . При созревании споры высыпаются из спорангия и попадают в почву. В почве споры прорастают. Из них формируются гаметофиты — половое поколение плаунов. Гаметофит у плаунов называется заростком . Он бесцветный, лишён хлорофилла. Для нормального развития заростка необходимо, чтобы в него проникли гифы гриба и сформировался симбиоз . Только после этого гаметофит будет нормально развиваться дальше.

Заростки существуют независимо от спорофита. Развиваются они медленно. Через 6—15 лет после прорастания споры на заростке формируются мужские и женские органы полового размножения, в которых образуется большое количество сперматозоидов и яйцеклетка . Для того чтобы сперматозоиды смогли доплыть до яйцеклетки и оплодотворить её, необходимо наличие воды . После оплодотворения развивается зигота . Из зиготы образуется новое растение спорофита . Вначале оно использует те питательные вещества, которые были накоплены в заростке. Но после того как у молодого растения сформируются зелёные листья и корни, оно переходит к самостоятельному существованию. Так завершается жизненный цикл плауна булавовидного.

hello_html_7dd88e.jpg

Слайд 12 Размножение хвощей

Размножение хвощей сходно с размножением плаунов. Растения хвоща, которые мы можем видеть в поле, в лесу или у водоёма, — это с порофиты . Они образуют в спороносных колосках большое количество спор , из которых вырастают зелёные надземные заростки гаметофитов . На заростках формируются такие же, как у плаунов, органы полового размножения . Оплодотворение, как и у всех споровых растений, происходит т олько при наличии воды и заканчивается образованием зиготы . Из образовавшейся зиготы сразу же начинает формироваться молодое растение бесполого поколения — спорофит . Так завершается жизненный цикл хвощей.

hello_html_m1a96d713.jpg

Слайд 13 Размножение папоротников

Размножение папоротников рассмотрим на примере щитовника мужского . У папоротников, так же как и у плаунов и хвощей, в жизненном цикле преобладает спорофит — листостебельное растение . На нижней стороне листьев папоротника образуются маленькие бурые бугорки . В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев , в которых созревают споры . Споры в сухую погоду высыпаются и разносятся ветром. Попав на влажную почву, спора прорастает и образует гаметофит — половое поколение щитовника . Гаметофит у папоротников, также как у плаунов и хвощей, называется заросток . Заросток щитовника существует независимо от спорофита . Он представляет собой небольшую зелёную пластинку сердцевидной формы. Заросток прикрепляется к почве с помощью ризоидов. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы ( сперматозоиды и яйцеклетки ). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш — молодое растение спорофита. Так завершается жизненный цикл щитовника мужского.

hello_html_m7f4139df.jpg

1. Какое из этих растений не размножается спорами?

2. Как называются особые клетки у многих водорослей и некоторых низших грибов, способные двигаться в воде при помощи жгутиков, служащие для бесполого размножения?

3. Как называется орган, производящий споры у водорослей, растений, грибов?

4. Как называется половое поколение (гаметофит) у высших споровых растений?

Слайд 15 5. Как называется нитчатое или пластинчатое образование у мхов, на котором возникают побеги гаметофоры, несущие половые органы?

6. Какое из этих растений может размножаться половым путем?

7. Как предросток закрепляется в земле?

8. Как называется особое образование, посредством которого совершается бесполое размножение бесцветковых растений?

Слайд 16 9. У какого из растений четко выражено чередование полового и бесполого размножения?

В противоположность человеку, растения могут продлевать свой род различными методами. Сведения об их размножении умело используются человечеством для выращивания других организмов. В этом уроке мы рассмотрим способы репродукции растительных организмов и непосредственное применение этих знаний на практике.

План урока:

Виды размножения

Размножение — процесс, в результате которого число определённого организма увеличивается.

У растительных организмов различают следующие способы размножения:

  1. Половое;
  2. Бесполое (спорами и вегетативное).

У гамет есть два вида:

  1. Мужские: подвижные мужские клетки называют сперматозоидами, а неподвижные — спермиями. У спермиев нет жгутиков (присущи покрытосеменным и голосеменным);
  2. Женские: женские клетки именуются яйцеклетками. Обычно яйцеклетки намного крупнее мужских гамет, так как содержат запас питательных веществ. Яйцеклетка состоит из цитоплазмы — ооплазмы — и ядра.

Половые клетки должны слиться друг с другом. Процесс, в итоге которого создаётся единый организм, называется оплодотворение. Единый организм именуется зиготой, из которого далее сформируется новое растение. Свежий растительный организм содержит набор признаков, который ему передали женские и мужские клетки.

Наследственный материал содержится в хромосомах. Гаметы гаплоидны, то есть в них находится одинарный набор хромосом. На схемах такой хромосом отмечается латинской буквой n. Одинарный набор присущ всем гаметофитам и некоторым водорослям (хлорелла) и грибам (мукор).

При слиянии гамет формируется зигота, которая имеет двойной (диплоидный) набор хромосом. При этом родительские признаки перемешиваются, и образуется уникальное растение со своим набором признаков. В этом и состоит биологический смысл: комбинации генов увеличивают генетическое разнообразие потомства, что приводит к появлению новых более приспособленных организмов.

Бесполое размножение. Бесполая репродукция бывает двух видов: вегетативная и размножение спорами.

Вегетативное размножение. В отличие от полового размножения, в вегетативном размножении не участвуют специализированные клетки. Растительный организм развивается из частей вегетативных органов: корня и побега.

Такой способ размножения характерен для всех растений. Наиболее часто вегетативно размножаются покрытосеменные растения из-за большого разнообразия видоизменённых побегов и корней.

В ходе формирования знаний о садоводстве человечество освоило способ вегетативного размножения — увеличение числа растений посредством черенков и отводков. Черенки — это такие части растений, которые способны закрепиться в почве и дать новые корни. Для этого черенок отделяют от материнского растительного организма и сажают в почву. Таким образом можно размножить огромное множество растений, например, жимолость или бузину.

Растительные организмы, которые не способны хорошо укорениться в почве, размножают отводками (крыжовник). При этом способе дочернее растение не отделяют от материнского, а лишь загибают часть побега и присыпают сверху почвой.

Некоторые растения сами выработали органы для вегетативного размножения. Например, землянику легко клонировать самим, благодаря наличию видоизменённого побега — усов.

Размножение усами земляники

Размножение спорами. Не стоит путать споры бактерий и споры растений. Споры бактерий — стадия жизни микроорганизмов, в которой максимально замедлены обменные процессы. Споры нужны бактериям в неблагоприятных условиях для выживания. Бактерии покрываются толстой оболочкой, которая может пережить экстремальные температуры. Споры растительных организмов предназначены для размножения. Оболочка — спородерма — состоит из двух слоёв: экзины и интины. Экзина имеет выросты, которые позволяет цепляться за гладкие части. Таким способом размножаются грибы, водоросли и высшие растения.

В отличие от размножения гаметами, в процессе размножения спорами участвует одна клетка. Споры прорастают на стадии жизненного цикла растения, которая называется спорофит. Специальные органы, которые несут споры, называются спорангии.

Споры бывают подвижные и неподвижные. Подвижные споры — зооспоры — имеют жгутики для передвижения. У неподвижных спор жгутика нет.

Спорофит диплоиден, то есть имеет двойной набор хромосом. На схемах записывают как 2n. Растение, которое сформировалось из споры, полностью повторяет материнский растительный организм, потому что не происходит перемешивания генетических материалов.

Растению удобнее размножаться спорами, нежели гаметами, так как в этом процессе участвует всего одна клетка. Споры отделяются от материнского организма и прорастают там, где образуются благоприятные для прорастания условия.

Для многих растений характерно чередование поколений, то есть какое-то время организм пребывает на стадии спорофита, а какое-то — на стадии гаметофита. Из-за этого растения одного вида могут отличаться не только способом размножения, но и внешним видом. Всё дело в преимуществах поколений.

Преимущества полового размножения:

  • Смешение генетического материала гамет, что приводит к лучшему приспособлению в изменяющихся условиях среды.

Преимущества бесполого размножения:

  • Более высокая вероятность размножения, так как участвует всего одна клетка;
  • При вегетативном размножении развитие растения начинается не с одной клетки, а с нескольких, что уменьшает время появления нового растительного организма.

Чередование поколений папоротника

Поколение растения, которое существует в жизненном цикле дольше, называется доминирующим.

Изменение соотношения между гаметофитом и спорофитом в процессе эволюции

Размножение споровых растений

Споровые растения — растения, для которых характерно споровое размножение.

Споровые растительные организмы бывают:

  1. Низшие: водоросли;
  2. Высшие: мхи, плауны, хвощи, папоротники.
  1. Вегетативное: водоросли размножаются таким способом, когда их части случайно отделяются от материнского организма из-за сильных течений или воздействия животных;
  2. Споровое: споры водорослей бывают подвижные с жгутиками (зооспоры) и неподвижные; внутри материнской клетки формируется множество спор, которые далее выходят наружу в водную среду;
  3. Половое: половая репродукция активизируется лишь при наступлении неблагоприятных условий для приспособления к изменяющимся внешним условиям; гаметы из гаметофита сближаются в водной среде и формируют зиготу, из которой формируется новое растение.

Размножение мхов. У мхов выражено чередование поколений. Доминирующим является поколение гаметофит. У кукушкина льна во влажную погоду сперматозоиды из мужского мха перемещаются к яйцеклетке на женском мхе. Бывшая зигота становится спорофитом — коробочкой на ножке. Там формируются споры, которые затем выбрасываются на землю. Из них вырастают мужские и женские мхи — гаметофиты.

Жизненный цикл мха

Размножение плаунов. В жизненном цикле плаунов уже заметно доминирование спорофита над гаметофитом. На зелёном организме — спорофите — образуются спорангии с множеством спор внутри. Споры формируют гаметофит растений, который у плаунов называется заростком. Там формируются мужские и женские половые части, которые производят гаметы. Они сливаются во влажную погоду, образуя спорофит.

Жизненный цикл плаунов

Размножение хвощей. Далее во всех растениях спорофит будет доминирующим поколением. Репродукция хвощей повторяет размножение плаунов. На спорофите образуются споры, из которых вырастает заросток — гаметофит — с женскими и мужскими гаметами.

Жизненный цикл хвощей

Размножение папоротников. Доминирующим поколением папоротников также является спорофит. Спорофит — растение с листьями, на нижней стороне которых образуются бурые бугорки — спорангии. Споры формируют гаметофит — заросток. На нём формируются мужские и женские клетки. При оплодотворении они создают зиготу, из которой развивается спорофит.

Жизненный цикл папоротников

Таким образом, репродукция низших и высших споровых растений отличается. Для низших споровых растительных организмов характерен выбор между бесполым или половым размножением. Редко встречается и тот, и другой вид репродукции. Для высших споровых растений характерна смена поколений с преобладанием гаметофита (мхи) или с преобладанием спорофита (плауны, хвощи, папоротники).

Размножение семенных растений

Семенные растения также называют голосеменными. Для этих растений характерно семенное размножение. В отличие от споровых растительных организмов, голосеменные размножаются не с помощью спор, а посредством семян. В отличие от покрытосеменных растений, голосеменные не защищают семена специальными образованиями — плодами.

Женские и мужские семена растений можно различить невооруженным глазом: женские семена намного крупнее, так как они несут в себе запас питательных веществ, который заключён в эндосперм. Женское семя состоит из зародыша, эндосперма и плотной семенной кожуры. Мужские семена больше похожи на пыльцу.

Строение семени сосны

Репродукцию голосеменных растений принято рассматривать на примере сосны обыкновенной. Сосна — однодомный растительный организм, то есть на одном растении расположены и женские шишки, и мужские.

  • Женские шишки: красные, сидят на вершине по одной; на чешуях женских шишек развиваются два семязачатка, в которых располагаются яйцеклетки;
  • Мужские шишки: жёлто-зелёные, небольшие, собраны группами; на чешуях мужских шишек развиваются два пыльцевых мешочка, в которых располагается пыльца и пузырьки, заполненные воздухом, для облегчения полёта.

Строение шишки сосны

Пыльца вылетает из мужской шишки и встречается с женской. Это стадия опыления. Чешуи женской шишки соединяются, чтобы пыльцевые зёрна не вылетели обратно. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения.

В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит. Спорофит — взрослое растение. Оно формируется внутри семян шишек, а затем прорастает при попадании на землю. Гаметофит — шишки.

Жизненный цикл голосеменных растений

Также у семенных растительных организмов редко встречается вегетативная репродукция.

Размножение покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения — вершина эволюции. Для размножения у них выработались специальные органы: цветок и плод. Яркий цветок привлекает насекомых-опылителей, которые облегчают перенос пыльцы между растениями. Плод с околоплодником защищает хрупкие семена от неблагоприятных воздействий.

Мужской и женский гаметофит у покрытосеменных растений сильной отличается:

  1. Мужской . Мужской гаметофит называется пыльцой и располагается на пыльнике тычинки. Представляет собой шарики с двухслойной оболочкой: наружная — неровная и внутренняя — гладкая. Неровности нужны для лучшего закрепления пыльцы. Под оболочками находятся две клетки: вегетативная и генеративная.
  2. Женский . Женский гаметофит именуется зародышевым мешком и располагается в семязачатке пестика. В нём есть входное отверстие для пыльцы — микропиле. Напротив микропиле находится яйцеклетка, а в центре — центральная клетка.

Процесс переноса пыльцы называется опылением. Опыление растений бывает:

  • Самоопыление: пыльца попадает на тычинки того же растительного организма (горох, фасоль); высока вероятность опыление, но мало разнообразие потомства;
  • Перекрёстное опыление: пыльца попадает на тычинки другого растения (кукуруза, арбуз); высоко разнообразие потомства, но мала вероятность опыления.

Посредством насекомых-опылителей (зоофилия) или ветра (анемофилия) пыльца отделяется от тычинки и перелетает на рыльце пестика. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением, то есть два спермия сливаются с двумя клетками.

Далее из зиготы развивается зародыш, который окружён эндоспермом с запасом питательных веществ. Постепенно формируется плод.

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение происходит с помощью вегетативных органов: корня, побега. В отличие от полового размножения, вегетативная репродукция даёт начало идентичным особям без разнообразия. Это понижает шансы на выживаемость в изменяющихся условиях среды.

В вегетативном размножении участвуют клетки паренхимы — основной ткани. Эти клетки не являются специализированными, поэтому в процессе развития могут дать начало любому органу.

Для вегетативного размножения растительные организмы выработали разнообразные способы:

это 2-ой закон менделя -закон расщепления: при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3: 1, по генотипу 1: 2: 1.

явление, при котором скрещивание гетерозиготных особей приводит к образованию потомства, часть которого несёт доминантный признак, а часть — рецессивный, называется расщеплением. следовательно, расщепление — это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определённом числовом соотношении. рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а только подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

ферменты — биологические катализаторы, ускоряющие реакции обмена в клетке. ферменты — в основном белки, у некоторых из них есть небелковая часть (например, витамины). молекулы ферментов значительно превышают размеры молекул вещества, на которые они действуют. активный центр фермента соответствует структуре молекулы вещества, на которое он действует.

условия действия ферментов,влияющих на их активность: определенная температура, реакция среды (рн), концентрация солей. изменение условий среды, например рн, — причина нарушения структуры фермента, снижения его активности, прекращения действия.

конечно ведь в клетках происходят многие синтетические и энергические реакции от которых зависят жизнедеятельность всего организма ! например фотосинтез происходит в клетачных !

Оценить 2416 0

Задание 1. Выбери один правильный ответ из четырех возможных

А 1. Науку о растениях называют:
1) экология 2) биология 3) ботаника 4) зоология

А2. Вайи это:

1) листья папоротника 2) побеги плауна 3) листья мха 4) побеги хвоща

А3. Где происходит оплодотворение у споровых?

1) в воздухе 2) в воде 3) в почве 4) в клетке растения

А4. У мхов половое поколение называется:

1) спорофит 2) гаметофит 3) предросток 4) спора

А5. У мхов, в отличие от других высших растений, отсутствуют:

1) стебли 2) листья 3) корни 4) ткани

А6. Из приведенного ниже списка выберите организм, который не относится к Царству Растения

1) кишечная палочка 2) сфагнум 3) береза бородавчатая 4) папоротник орляк

А7. К голосеменным растениям относят:

1) кукушкин лен и сосну 2) ель и хвощ 3) пихту и лиственницу 4) можжевельник и плаун

А 8. Главным признаком деления покрытосеменных на классы является строение их:

1) побега 2) семени 3) корня 4) цветка

А9. К двудольным растениям относится:

1) пшеница 2) картофель 3) овёс 4) ячмень

А10. К семейству бобовых относится:

1) редиска 2) картофель 3) горох 4) огурец

А11.Формула цветка Ч(5)Л(5)Т5П1 соответствует семейству:

1) Розоцветных 2)Пасленовых 3)Крестоцветных 4) Сложноцветных

А12.К высшим споровым растениям относятся:

1) хвойные 2) цветковые 3) водоросли 4) папоротники

А13.Голосеменные растения в отличие от папоротникообразных:

1) живут на суше 2) имеют корень и побег

3) размножаются семенами 4) образуют плод с семенами

А14. К листопадным голосеменным растениям относится:

1) можжевельник 2) туя 3) сосна 4) лиственница

А15.По строению семени, корневой системы и жилкованию листьев можно определить принадлежность растения к:

отделу 2) роду 3) классу 4) семейству

Задание 2. Выбери три верных ответа из шести возможных

Пестик состоит из :

рыльца 3) завязи 5) столбика

тычинок 4) чашечки 6) венчика

Задание 3. Установите соответствие между семействами и их представителями

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕМЕЙСТВА
А. яблоня 1) Крестоцветные
Б. редька 2) Розоцветные
В. абрикос

Задание 4. Дайте определения следующим понятиям:

Задание 1. Выбери один правильный ответ из четырех возможных

А 1. К споровым растениям не относится …

1) мох 2) папоротник 3) хвощ 4) сосна

А 2. Спорами размножается …

1) томат 2) тыква 3) папоротник 4) ель

А 3. Генеративным органом у растений является…

1) лист 2) цветок 3) корень 4) стебель

А 4. Семенами не размножается …

1) береза 2) огурец 3) баклажан 4) мох

А 5. Кукушкин лен относится к отделу:

1) моховидных 2) папоротниковидных 3) плауновидных 4) хвощевидных

А 6. Все Высшие растения делятся на две большие группы:

1) Семенные и Плодовые 2) Семенные и Споровые 3) Споровые и голосеменные

4) Споровые и Покрытосеменные

А 7. Какую группу в систематике растений считают наиболее крупной:

1) отдел 2) класс 3) род 4) семейство

А 8. Главным признаком деления покрытосеменных на классы является строение их:

1) побега 2) семени 3) корня 4) цветка

А 9. К однодольным растениям относится:

1) лук 2) горох 3) одуванчик 4) клевер

А 10. К семейству Розоцветных относится:

1) чеснок 2) яблоня 3) ландыш 4) подсолнух

А 11. Формула цветка Ч4 Л4 Т(4+2) П1 соответствует семейству:

1) Крестоцветных 2)Пасленовых 3)Бобовых 4) Лилейных

А 12. Плауны это:

1) однолетние растения с ризоидами 2) многолетние растения с крупными листьями

3) многолетние растения с прямостоячими и ползучими побегами 4) многолетние растения с ризоидами

А 13. К высшим семенным растениям относятся:

1) хвощи 2) мхи 3) цветковые 4) папоротники.

А 14.Растение, у которого одна семядоля, мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев относят к классу:

1) однодольных 2) двудольных 3 хвойных 4) эфедровых

А 15.У мхов хлоропласты содержит ткань:

1) покровная 2) основная 3) механическая 4) проводящая

Задание 2. Выбери три верных ответа из шести возможных

К хвойным растениям относятся:

1) сосна 3) ель 5) дуб

2) липа 4) лиственница 6) саговник

Задание 3. Установите соответствие между семействами и их представителями

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕМЕЙСТВА
А. горох 1) Бобовые
Б. картофель 2) Паслёновые

Задание 4. Дайте определения следующим понятиям:

Ответы Вариант 1

Ответы Вариант 2

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Прогулка – один из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий о. Подробнее.

Данный проект был разработан для детей старшей группы. Вызвать бережное отношение к хлебу. Хлеб в на. Подробнее.

Добрый вечер. Спасибо автору за интересную и объёмную работу. Для детей дошкольного возраста легко з. Подробнее.

Добрый вечер. Большое спасибо за проделанную работу. Семья - естественная среда обитания ребенка. Им. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

1. Где происходит оплодотворение у споровых?

В клетке растения

2. Ризоиды у мхов служат:
A. Для размножения
Б. Для сохранения тела в вертикальном положении
B. Для прикрепления к почве
Г. Для всасывания питательных веществ из почвы
3. Как называются первые наземные растения?

Тело мхов подразделяется на:

Стебли и листья

Стебли, листья, корни

Однолетние растения с ризоидами

Многолетние растения с крупными листьями

Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями

Многолетние растения с ризоидами

7. Плауны растут преимущественно в:
а) еловых лесах
б) берёзовых рощах
в) сосновых борах
8. Выберите верный ответ.
Мхи, плауны, хвощи и папоротники имеют сходство:
A. В условиях размножения. Для полового размножения необходимо наличие воды
Б. В строении тела. Тело состоит из корней, стеблей и листьев
B. В наличии корнеподобных образований. Имеются ризоиды
Г. В способах размножения. Размножаются семенами
9. Вставьте необходимые по смыслу слова.
A. Зеленые мхи размножаются спорами, а также . и .
Б. Тело кукушкина льна состоит из . .
B. Сфагнум, в отличие от кукушкина льна, не имеет . и влага поступает в .
Г. Сфагнум может впитать большое количество воды, так как у него имеются .
Д. Для полового размножения мхов необходимо присутствие .
Е. Предками мхов были .

Читайте также: