Физкультурно оздоровительные технологии в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Окулова Ольга Ярославна

Населенный пункт: Московская область, г. Дзержинский

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – это обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии делятся:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- Технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ);

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы проводятся ежедневно, во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные игры проводятся ежедневно воспитателем, как правило, на прогулке или в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка.

Релаксация используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Гимнастика пробуждения. Проводится ежедневно после сна, 5-10 минут во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения выполняют в кроватках, в ходьбе по ребристым дорожкам ит.д.

Оздоровительный бег. Осуществляется с детьми ежедневно, начиная со среднего возраста и старше, в теплый период (сентябрь - октябрь и май - июнь), на прогулке.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин., упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. С музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Коррекционные технологии.

Технология коррекции по развитию физических качеств. Используется на физкультурных занятиях. Это систематическое наблюдение за состоянием и сдвигами физических показателей двигательной подготовленности детей, осуществляется с помощью компьютерной тест-программы А.Н. Тяпина, она помогает оценить уровень и скорректировать сам учебный процесс.

Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Широко используется для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по физической культуре, по изо деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Занятия проводятся в игровой форме.

Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?

- личный пример педагога;

- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;

- дни открытых дверей;

Работа по здоровьесбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип сознательности и активности;

- непрерывности здоровьесберегающего процесса; систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности; всестороннего и гармонического развития личности;

- системного чередования нагрузок и отдыха; постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Формы здоровьесберегающих технологий :

- с использованием профилактических методик;

- с применением функциональной музыки;

- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- через оздоровительные мероприятия;

- создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий:

1.Средства двигательной направленности:

- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание)

- физкультминутки, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2.Оздоровительные силы природы:

(солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).

( выполнение санитарно - гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Потребности современного общества, отраженные во ФГОС ДО, диктуют необходимость всестороннего развития личности. Это возможно при использовании разнообразных подходов к воспитанию и обучению.

Оздоровление детей средствами физической культуры – одно из важнейших задач современной медицины и педагогики. Физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду занимает приоритетное направление в и деятельности образовательной организации. Для полноценного физического развития дошкольников созданы все благоприятные условия: рациональный режим дня, сбалансированное питание, двигательная деятельность, необходимая материально-техническая оснащенность. Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю (два в физ. зале, одно на улице).

Не секрет, что ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из острых проблем, стоящих сегодня перед обществом.

Актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной деятельности. Решению этой проблемы способствует применение физкультурно-оздоровительных технологий, внедрение современных инноваций в образовательный процесс.

Несколько слов хочется сказать о фитбол-гимнастике. Фитбол – является уникальным оздоровительным тренажером. Он привлекает к себе внимание дошкольников, стимулирует их фантазию и двигательное творчество. Занятие на фитболе великолепно развивает у дошкольников координацию движений, равновесие, устойчивость, вестибулярный аппарат.

При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет. Одна лишь правильная посадка на фитболе способствует формированию у детей сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.

Хата-йога. Комплексы упражнений с использованием хата йоги основаны на динамических и статистических упражнениях с расслаблением и дыхательной гимнастики.

Специалистами доказано, что определенные положения тела, приводят к существенным функциональным и биохимическим сдвигам в организме. В системе хата-йоги имеются различные упражнения, предназначенные для укрепления всех систем организма. При занятии гимнастикой с элементами йоги следует придерживаться определенным правилам:

  • заниматься через час после еды;
  • принимать определенные позы после разогрева мышц;
  • необходим четкий показ упражнений;
  • весь комплекс упражнений целесообразно сопровождать специально подобранной музыкой для расслабления и медитации.

Немаловажное значение в деле оздоровления дошкольников имеет и ритмическая гимнастика. Комплексы ритмической гимнастики могут быть самыми разнообразными: ходьба, бег и. т. д.

Важное направление работы – лечебная физкультура. Необходимо использовать гимнастические комплексы для профилактики плоскостопия. Такая корректирующая гимнастика должна проводиться ежедневно, и включать уже знакомые ребенку упражнения. При выполнении желательно использовать различные современные тренажеры. Рекомендуется использовать спокойную музыку. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием.

Предлагаемые оздоровительные технологии необходимо включать в физкультурные занятия и использовать в качестве дополнительных занятий в группе в течение дня.

Опыт показывает, что регулярное систематическое использование позволяет улучшить состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Привитие социальных норм по здоровому образу жизни у дошкольников

Задачи раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложная. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Актуальность данной темы определена такими нормативно-правовыми документами как:

ФГОС ДО направлен на решение таких задач, как:

Привычка к здоровому образу жизни – жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Таким образом, задачи сохранения здоровья, привитие социальных норм ЗОЖ являются приоритетными в образовательной деятельности ДО.

Для успешного решения проблемы, необходима ее интеграция с другими образовательными областями образовательной программы.

Особое внимание при реализации задач мы уделяем компонентам, которые выделяются как основные принципы ЗОЖ.

Исходя из этого, основными направлениями образовательной деятельности являются:

  • занятия физической культурой;
  • формирование полезных привычек;
  • закаливание;
  • рациональное питание;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • соблюдение режима, создание условий для полноценного сна.

При проведении работы с дошкольниками по формированию социальных норм ЗОЖ педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять подумать, прислушаться к своему организму. В связи с этим, особое внимание уделяется организации различных видов деятельности взрослого и детей, которая создает условия не только для получения знаний, но и приобретению детьми опыта их практического применения.

Реализация работы по ЗОЖ в условиях ДО осуществляется через образовательную деятельность, режим, игру, прогулку индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, специальные занятия физкультурой в спортивном зале.

Большое значение в развитии движений и воспитании ДО оказывают подвижные игры, которые проводятся в группах, на специальных занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности детей.

Потребность в здоровье и ЗОЖ у детей формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно, о важности соблюдения правил личной гигиены, подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Эти знания дети приобретаю на специальных занятиях «Уроках здоровья, а также при проведении различных режимных моментов.

При проведении образовательной деятельности педагоги используют различные методы и приемы: рассказы и беседы, моделирование различных ситуаций, знакомство с художественной литературой, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-тренинги.

Полученные знания дети отображают в игровой, проектной и продуктивных видах деятельности, во время проведения досугов, праздников и участия в соревнованиях.

Одним из факторов определяющих ЗОЖ является закаливание.

Система закаливающих мероприятий, разработанная в ДО включает: обширное умывание, полоскание горла и рта, ходьба босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

Особое место уделяется взаимодействию с родителями.

Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-родительское сообщество (дети–родители–педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого. Родители являются нашими партнерами.

Активно участвуют в различных мероприятиях: соревнованиях, досугах, праздниках. В выполнении совместно с детьми творческих заданий в рамках реализации проектной деятельности: создают книжки-малышки, мини-проекты.

Непринужденная веселая атмосфера позволяет ребенку выполнять различные, даже самые сложные, задания, а взрослым проявлять к ребенку больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Успешность деятельности в данном направлении определяется способностью детей использовать приобретенные знания и умения.

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры успешного выполнения программы на этапе завершения дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного детства:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет интерес и самостоятельность;
  • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет требования:

  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
  • Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного физического и социального развития ребёнка. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, адаптации его к влияниям природной и социальной среды. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей – самые актуальные. Во многом здоровье ребенка зависит от взрослых – родителей и педагогов. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Значит, здоровье дошкольника полностью на нашей совести. Поэтому в центре работы по воспитанию здорового ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи с чем необходимо объединить усилия педагогов и родителей воспитанников, найти эффективные формы взаимодействия по воспитанию культуры здоровья ребенка, приобщения его к здоровому образу жизни. Педагогический коллектив ставит задачи в работе с родителями:

  • Планирование модели сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, бережного отношения к здоровью детей.
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей, повышение роли семьи в физическом воспитании и укреплении здоровья детей.
  • Изучение, обобщение, распространение лучшего опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей.
  • Формирование у родителей и детей практических умений и навыков в области физического воспитания и укрепления здоровья.
  • Пополнение материальной базы ДОУ спортивным и медицинским оборудованием с учетом требований ФГОС ДО.

В работе с родителями по повышению их психолого-педагогической культуры и включению их в совместный педагогический процесс очень важно учитывать положения, которые определяют содержание всей работы, ее организацию и результативность:

  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку и каждой семье на основе учёта состояния здоровья ребенка, интересов и способностей всей семьи, семейного уклада, традиций.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду. Ориентация всех субъектов образовательного процесса на здоровье ребенка как ценности.
  • Соблюдение преемственности и единства требований, что достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка и приобщения его к ЗОЖ хорошо поняты не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы.

Условиями эффективного сотрудничества с родителями являются:

  1. Наличие системы работы дошкольного образовательного учреждения по основным направлениям приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
  2. Компетентность педагогов ДОУ в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников, в т. ч. коммуникативной компетенции.
  3. Дифференцированный подход ДОУ к работе с родителями.

В соответствии с этими положениями и условиями в детском саду используются разнообразные формы работы с семьёй.

Чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, его полноценную социализацию, физическую подготовку, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе, педагогам и родителям важно быть партнерами в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Родители имеют уникальную возможность получить грамотную консультацию специалистов – руководителя ДОУ, медицинской сестры, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, старшего воспитателя. Предусматриваются консультации наглядные и устные: подгрупповые и индивидуальные. Тематика их разнообразна, учитываются пожелания родителей. На подгрупповые консультации родители приглашаются, на индивидуальные ведется предварительная запись (или договоренность со специалистом). Консультации способствуют повышению психолого-педагогической культуры, пересмотру жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Родители могут рассчитывать на компетентную помощь грамотного специалиста в любой ситуации.

Консультации медсестры всегда востребованы, так как позволяют родителям знакомиться с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития. Медицинским работником ведется целенаправленная санитарно-просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.

Эффективной формой сотрудничества являются встречи в родительском клубе. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем с тем, чтобы каждый родитель сам мог выбрать наиболее интересную для себя тему встречи. В проведении встреч в семейном клубе принимают участие педагоги детского сада, медицинские работники, приглашенные специалисты медицинских, культурных, образовательных учреждений. В клубе у каждого из родителей есть возможность почувствовать себя ребенком и поиграть, обменяться опытом положительного семейного воспитания, задать интересующие вопросы, научиться элементарным методам и приемам оздоровления, воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, объединиться в дружный родительский коллектив. Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Таким образом, в тесном содружестве с родителями воспитанников в детском саду целенаправленно используются здоровье сберегающие технологии, которые обеспечивают высокий уровень реального здоровья дошкольнику; способствуют воспитанию у детей культуры здоровья; формируют представления о здоровье как ценности; повышают мотивацию на ведение здорового образа жизни.

У родителей значительно повысилась ответственность за воспитание здорового ребенка, появилось желание сотрудничать с педагогами детского сада, желание создавать и укреплять добрые семейные традиции активного здорового отдыха.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.
В связи с этим особое внимание уделяется обновлению содержания образования по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. На сегодняшний день разработано множество программ по физической культуре в дошкольных учреждениях. Все они направлены на решение задач охраны и укрепления здоровья ребенка, повышения его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, при этом отличаются содержанием, объемом и подачей двигательного материала.
Однако в ходе проведенного анализа программ многие специалисты полагают, что постоянное использование одних и тех же методик работы значительно снижает интерес детей к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, приводит к снижению результативности. На сегодняшний день традиционное образование нуждается в использовании инноваций, способствующих разнообразию и пополнению образовательного процесса качественно новым содержанием. Многие ДОУ наряду с традиционными средствами и формами работы применяют нетрадиционные. Поэтому одной из основных задач обновления содержания физического воспитания дошкольников является определение стратегических линий введения инноваций. Рассмотрим некоторые из них.

Кто из вас может дать определение детского фитнеса?

Детский фитнес – это система мероприятий направленных на поддержание и
укрепление здоровья нормальное физическое и психическое здоровье, его социальную адаптацию. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
Задачи (на слайде)
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческих подход и интерес к занятиям физкультурой.
Занятия должны быть планомерными, что невозможно сделать без научно-обоснованной системы занятий, разработанной программы и квалифицированного педагога.
В качестве содержания дополнительных занятий рекомендуют использовать:

– ритмическую гимнастику, стретчинг, фитбол и др.

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:
1. занятия на тренажерах;
2. игровой стретчинг;
3. степ-аэробика;
4. пилатес.
5. фитбол-гимнастика;
6. черлидинг;
7. сорси
8. фрироуп
9 геокешинг


1. Одна из самых распространенных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками – занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры гребли. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.

3. Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Кто применяет в практике?

4. Детский пилатес– специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Отличительная особенность пилатеса – упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильным дыханием.

5.Одна из новых технологи физического воспитания – фитбол-гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

6. В настоящее время появилось новое направление –черлидинг– зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.
Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

В игре используются:

проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым государственным стандартам (с обязательным участием догадок, предположений, вопросов) игровое экспериментирование. Дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности как физические, так и психические взаимоотношения. Общение друг с другом помогает, детям воплотить, в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести.
Безусловно, рядом с личностью ребенка должен оказаться педагог, который сам является личностью, ориентированной на творчество в своей профессиональной педагогической деятельности.

При взаимодействии с детьми (играя в СОРСИ) создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка (наглядные, словесные, практические, эмоционально-образные).

Во время игры звучит музыка создающая обстановку тревожности, неопределённости. По условию игры дети должны найти ключевое слово игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключ. Пройдя все испытания у них должно быть не менее пяти ключей. Это даёт право дошкольникам обменять ключи на сюрприз.

Структура игры включает в себя три блока.

1 блок – предварительная работа (организационно-подготовительный)
Цель: создание проекта единого образовательного пространства (выбирается микро -тема игры, ведется отбор приемов и методов);

Двигательный этап – придумывание и планирование физических упражнений;

Познавательный этап – планирование совместной деятельности по определенной теме.

2 блок – взаимодействие педагогов и детей. (ребёнок-ребёнок, взрослые – дети, педагог – ребёнок)

Цель: формирование системы знаний по определённой микро – теме.

Двигательный этап – первоначальное разучивание, углублённое разучивание физических упражнений;

Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности

3 блок – игра, которая является своеобразным продолжением процесса обучения дошкольников. Для него характерно готовность ребенка к творческому применению навыка.

Цель: интеграция различных областей. Собственно сама игра Дети организуются в команды для игр – эстафет. Двигательный этап – знакомые физические упражнения наполняются, новыми структурными частями

Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности;
Таким образом, СОРСИ является одной из современных форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей. (То, что желтым – сделать как памятки каждому слушателю)

8.Фрироуп – это новый вид двигательной активности с элементами спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли). Результат соревнований во Фрироупе, как правило, определяется по времени прохождения дистанции.

Прохождение заданной дистанции проводится одним из следующих способов:

индивидуально — участник самостоятельно проходит всю дистанцию;

эстафета — участники команды последовательно проходят каждый из участков дистанции;

групповое прохождение — одновременное прохождение дистанции всеми участниками команды.

Дистанция обычно представляет собой совокупность веревочных соединений, различной формы и длины бревен, жердей, автомобильных покрышек и других предметов.

Читайте также: