Фея сирени из балета спящая красавица описание принцессы

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Романтическая сказка

Безутешно скорбит король Гвенаэль по своей умершей жене. Никто не может его утешить. Но появляется таинственная дама. Это не кто иная, как ведьма Мадельгарда. Король околдован ею и вступает в новый брак. На торжестве по случаю свадьбы своего отца танцует юная Флорина. Мачеха, едва взглянув на падчерицу, почувствовала к ней жгучую ненависть.

Флорина грустна. Она тоскует по умершей матери и тревожится из-за женитьбы отца. Внезапно появляются две старушки. Флорина приветливо приглашает их в замок. Они тронуты добротой девушки. Неожиданно бедные женщины сбрасывают плащи. И оказывается, это добрые волшебницы — Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз.

Но мачеха-ведьма узнаёт о спасении Флорины и в гневе заточает падчерицу в башне. На принца Шармана наводит чары, стараясь превратить его в уродливое существо, но вместо этого он становится прекрасной Голубой птицей. Заколдованный юноша прилетает к заточённой в башне Флорине. Девушка, несмотря ни на что, узнаёт своего возлюбленного.

Мачеха, проследив за свиданием, стреляет в заколдованного принца, и он падает бездыханным к ногам Флорины. В отчаянии девушка призывает добрых фей. Они грустно говорят ей, что спасти возлюбленного она может лишь ценой собственной жизни. Не колеблясь ни минуты, Флорина бросается с башни. Принц Шарман возвращается к жизни и снова обретает человеческий облик. Но узнаёт, какой ценой спасла его Флорина. В отчаянии юноша вслед за нею бросается с башни.

К бездыханным Флорине и Шарману приближаются Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз. Они приносят живую и мёртвую воду и возвращают к жизни влюблённых.

Тем временем король Гвенаэль ждёт смерти от руки палача. Мадельгарда торжествует. Но внезапно появляются Флорина и Шарман. При виде спасшихся влюбленных ведьма от ярости умирает.

Во дворце начинается праздник по случаю свадьбы Флорины и Шармана. И на нём радостно танцуют Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз. Они славят всепобеждающую любовь и верность.

Хореографические рифмы

Содержание

История создания

До Чайковского к тому же сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Спящая красавица леса — La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Этот балет впервые прошел на сцене Парижской Оперы 27 августа 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др.

Новая версия Чайковского и Петипа была признана выдающейся и балет занял место среди мировых шедевров балетного искусства [1] .

Главные действующие лица балета: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флёр-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виолант (Страсть) и злая Карабос; принц Дезире.

Наиболее известный номер балета — вальс из I акта.

Перечень номеров (в соответствии с клавиром П. И. Чайковского)

  • Марш
  • Сцена с танцами
  • Pas de six
  1. Интродукция
  2. Адажио
  3. Фея искренности
  4. Фея цветущих колосьев
  5. Фея, рассыпающая хлебные крошки
  6. Фея-щебечущая канарейка
  7. Фея пылких, сильных страстей
  8. Фея Сирени
  9. Кода
  • Финал

Действие первое

Действие второе

  • Антракт и сцена
  • Жмурки
  • Сцена
  1. Танец Герцогинь
  2. Танец Баронесс
  3. Танец Графинь
  4. Танец Маркиз
  • Фарандолла
  1. Сцена
  2. Танец
  • Сцена
  • Pas d’action
  1. Сцена Авроры и принца Дезире
  2. Вариация Авроры
  3. Кода
  • Сцена
  • Панорама
  • Антракт
  • Симфонический антракт (Сон) и сцена
  • Финал

Действие третье

  • Марш
  • Полонез
  • Pas de quatre
  1. Антре
  2. Фея золота
  3. Фея серебра
  4. Фея сапфиров
  5. Фея бриллиантов
  6. Кода
  • Pas de caractere
  1. Кот в сапогах и Белая Кошечка
  • Pas de quatre
  1. Сцена
  2. Золушка и принц Фортюне
  3. Синяя птица и принцесса Флорина
  4. Кода
  • Pas de caractere
  1. Красная Шапочка и Волк
  2. Золушка и принц Фортюне
  • Pas berrichon
  1. Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед
  2. Кода
  • Pas de deux
  1. Интродукция
  2. Выход
  3. Адажио
  4. Принц Дезире
  5. Вариация Авроры
  6. Кода

Дальнейшая судьба музыки

На императорской сцене спектакль претерпевал постепенные изменения, установить точную последовательность которых можно из афиш. Почти сразу после премьеры из третьего акта выпала медленная Сарабанда, предшествующая финальной мазурке. К началу XX века были произведены указанные выше перемены в сцене охоты, пролог недосчитывался вариации феи Сирени. К 20-м годам XX века купированию подвергся большой объём оригинальной хореографии: в Прологе сокращался выход Карабос, в первом акте — сцена вязальщиц и некоторые фрагменты финала, во втором — танцы на охоте.

В 1922—23 годах Ф. Лопухов поставил перед собой задачу объективно воспроизвести постановку М. И. Петипа, насколько можно более полно восстановив её хореографическую и музыкальную драматургию. Однако в процессе работы он допустил ряд изменений, тем самым положив начало широкой практике пересмотра музыкальной стороны спектакля.

Постановки

Премьера

  • 03.01.1890 — Мариинский театр, Петербург, балетмейстер М.Петипа, художники Г. Левот, И. П. Андреев, К. M. Иванов, M. А. Шишков, M. И. Бочаров (декорации), Всеволожский (костюмы), дирижёр Р. Е. Дриго; Аврора — К. Брианца, Дезире — П. А. Гердт, фея Сирени — M. M. Петипа, Кот в сапогах — А. Ф. Бекефи.

Мариинский театр

  • 16.2.1914 — Мариинский театр, возобновление, балетмейстер H. Г. Сергеев (по Петипа), художник К. А. Коровин, дирижёр Р. Дриго.
  • 8.10.1922 — Петроградский театр оперы и балета, возобновление, балетмейстер Ф. В. Лопухов (по постановке Петипа), художники К. А. Коровин, П. Я. Овчинников, В. С. Яковлев, С. И. Петров, Н. А. Клодт, дирижёр В. А. Дранишников; Аврора — Е. П. Гердт, Дезире — М. А. Дудко, фея Сирени — M.Ю. Пильц, фея Карабос — А. И. Чекрыгин.
  • 25.3.1952 — Театр им. Кирова, балетмейстер К. M. Сергеев (по Петипа), худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Б. Э. Хайкин; Аврора — Н. M. Дудинская, Дезире — К. М. Сергеев, фея Сирени — А. Я. Шелест, фея Карабос — Б. В. Шавров; спектакль экранизирован (1964).
  • 1989 — балетмейстеры К. M. Сергеев и Н. М. Дудинская (по постановке Петипа), художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Дж. Э. Далгат.

Большой театр

  • 17.1.1899 — Большой театр (Москва), возобновление постановки М.Петипа в Мариинском театре, балетмейстер А. А. Горский, художники А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дирижёр А. Ф. Арендс; Аврора — Л. А. Рославлева, принц Дезире — И. Н. Хлюстин, фея Сирени — M. И. Грачевская, фея Карабос — В. Ф. Гельцер.
  • 24.5.1924 — Большой театр, балетмейстер В. Д. Тихомиров (по постановке Петипа), художник А. Ф. Гельцер, дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — Е. В. Гельцер, Дезире — В. Д. Тихомиров, фея Сирени — M. В. Васильева, фея Карабос — В. А. Рябцев.
  • 20.3.1936 — балетмейстеры А. M. Мессерер, А. И. Чекрыгин, режиссёр Б. А. Мордвинов, художник И. M. Рабинович, дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — M. Т. Семёнова, Дезире — В. Д. Голубин, фея Сирени — Г. П. Петрова, фея Карабос — Г. А. Лерхе.
  • 9.4.1952 — балетмейстер M. M. Габович, А. M. Мессерер, художники M. Оболенский (декорации), Л. Н. Силич (костюмы), дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — О. В. Лепешинская, Дезире — В. А. Преображенский, фея Сирени — Л. К. Черкасова, фея Карабос — Е. С. Ванке.
  • 7.12.1963 — балетмейстер Ю. Н. Григорович (новая композиция и редакция по постановке Петипа), художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Б. Э. Хайкин; Аврора — M. M. Плисецкая, Дезире — Н. Б. Фадеечев, фея Сирени — Р. К. Карельская, фея Карабос — Е. А. Холина, Принцесса Флорина — Е. С. Максимова, Голубая птица — В. В. Васильев.
  • 31.5.1973 — балетмейстер Ю. Н. Григорович (новая редакция по постановке Петипа), художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр А. А. Копылов; Аврора — Е. С. Максимова, Дезире — В. В. Васильев; фея Сирени — М. К. Леонова, фея Карабос — В. А. Левашёв.

18 ноября 2011 года — новая хореографическая редакция в двух действиях

Балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Эцио Фриджерио, художник по костюмам Франка Скуарчапино, дирижёр-постановщик Василий Синайский [2]

  • Принцесса Аврора — Светлана Захарова, (затем Нина Капцова, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова)
  • Принц Дезире — Дэвид Холберг, (затем Александр Волчков, Николай Цискаридзе, Семён Чудин, Артём Овчаренко, Руслан Скворцов, Дмитрий Гуданов)
  • Злая Фея Карабос — Алексей Лопаревич, (затем Игорь Цвирко)
  • Фея Сирени — Мария Аллаш, (затем Екатерина Шипулина, Ольга Смирнова)
  • Белая кошечка — Юлия Лунькина, (затем Виктория Литвинова, Мария Прорвич)
  • Кот в сапогах — Игорь Цвирко, (затем Александр Смольянинов, Алексей Матрахов)
  • Принцесса Флорина — Нина Капцова, (затем Дарья Хохлова, Анастасия Сташкевич, Чинара Ализаде, Кристина Кретова)
  • Голубая птица — Артём Овчаренко, (затем Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин)
  • Красная шапочка — Анастасия Сташкевич, (затем Ксения Пчёлкина, Мария Мишина)
  • Серый волк — Алексей Корягин, (затем Антон Савичев, Александр Воробьев)
  • Золушка — Дарья Хохлова, (затем Ксения Керн, Анна Тихомирова)
  • Принц Фортюне — Карим Абдуллин, (затем Клим Ефимов, Артём Беляков)

Ленинградский театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского — Михайловский театр

11 ноября 1995 года — премьера

Художественный руководитель постановки Николай Боярчиков (использована хореография Мариуса Петипа в редакции Фёдора Лопухова, Константина Сергеева, Петра Гусева), художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по костюмам Ирина Пресс, музыкальный руководитель и дирижёр Андрей Аниханов

  • Принцесса Аврора — Регина Кузьмичёва, (затем Ольга Шестакова)
  • Принц Дезире — Юрий Петухов, (затем Сергей Басалаев)
  • Фея Сирени — Галина Ларичева
  • Фея Карабос — Геннадий Судаков

16 декабря 2011 года — новая постановка

Балет в трёх актах с прологом, либретто Начо Дуато по сценарию Ивана Всеволожского, балетмейстер-постановщик Начо Дуато, художник-постановщик Ангелина Атлагич, художник по свету Брэд Филдс, дирижёр Валерий Овсяников [3]

  • Принцесса Аврора — Ирина Перрен, (затем Светлана Захарова, Наталья Осипова)
  • Принц Дезире — Леонид Сарафанов, (затем Иван Васильев)
  • Фея Сирени — Екатерина Борченко
  • Фея Карабос — Ришат Юлбарисов
  • Принцесса Флорина — Сабина Яппарова
  • Голубая птица — Николай Корыпаев

Другие постановки

Саратов (1941, балетмейстер К. И. Сальникова; 1962, балетмейстер В. Т. Адашевский), Свердловск (1952, балетмейстер M. Л. Сатуновский; 1966, балетмейстер С. М. Тулубьева; 1989, редакция К. М. Сергеева, балетмейстер Т. Соболева), Новосибирск (1952, балетмейстеры В. И. Вайнонен; 1967, балетмейстеры К. М. Сергеев и Н. М. Дудинская; 1987, балетмейстер Г. Т. Комлева), Горький (1953, балетмейстер Г. И. Язвинский; 1973, балетмейстер Ю. Я. Дружинин), Пермь (1953, балетмейстер Ю. П. Ковалёв; 1968, балетмейстер Н. С. Маркарьянц), Куйбышев (1955, балетмейстер Н. В. Данилова; 1970, балетмейстер Э. X. Танн, 1977, возобновление И. А. Чернышёв), Воронеж (1983, балетмейстер К. М. Тер-Степанова), Самара (2011, балетмейстер Г. Т. Комлева).



Примечания

Ссылки

Лебединое озеро, Op. 20 · Спящая красавица, Op. 66 · Щелкунчик, Op. 71

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Петра Ильича Чайковского
  • Произведения Петра Ильича Чайковского
  • Балеты Петипа
  • Балеты 1889 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Спящая красавица (балет)" в других словарях:

Спящая красавица (значения) — Спящая красавица: Спящая красавица (сказка) традиционная европейская сказка Спящая красавица (мультфильм) Спящая красавица (балет) Спящая красавица (фильм, 1902) Спящая красавица (фильм, 1930) Спящая красавица (фильм, 1964) Спящая красавица … Википедия

Балет — С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Балет — (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

Балет — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Балет — (от ballare танцевать) так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Б. принадлежит к разряду пластических… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА — Происхождение балета как придворного зрелища. В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.… … Энциклопедия Кольера

Великолепная музыка, превосходные танцы и праздничные декорации на два с половиной часа возвращают зрителя в волшебный мир детства.

Действующие лица

Описание

Пролог.

В замке короля Флорестана большое празднество — у короля и королевы родилась дочь принцесса Аврора. На крестины принцессы съезжается весь бомонд прекрасных фей. Каждая из них приготовила юной принцессе свой подарок. Но вдруг веселье обрывается. Оказалось, что на праздник забыли пригласить злую фею Карабос, и вот теперь злая Карабос со всей своей свитой явилась сама со своими дарами. Но ее подарки ужасны. Она предвещает принцессе, что та умрет от укола спицей (в оригинальной версии сказки — веретено) в 16 лет. Гости выгоняют злую волшебницу и спешат успокоить встревоженных родителей: ведь они, добрые волшебницы, тоже кое-что умеют — и Аврора будет возрождена. Но король не на шутку озадачен и издает указ уничтожить все спицы…

Первое действие.

Принцессе исполняется 16 лет. Но в этот же день церемониймейстер обнаруживает четырёх женщин, которые продолжают вязать на спицах, несмотря на запрет, действующий уже 16 лет. Преступниц спасает от смертной казни только праздник в честь дня рождения принцессы. Во дворец съезжаются гости, среди них прекрасные принцы, влюблённые в Аврору. Появляется новая гостья — старая дама, дарящая Авроре букет цветов. Аврора берет букет, но среди цветов спрятана спица — принцесса укалывается ею и умирает. Фея Сирени спешит успокоить несчастных короля и королеву: она не может совсем отменить коварного колдовства, но обещает, что через сто лет принцессу найдёт и поцелует прекрасный принц — тогда злые чары рассеются и она очнётся. А вместе с ней заснет и проснётся весь королевский двор. И весь парк, окружающий королевский замок, зарастает кустами сирени.

Второе действие.

Проходит сто лет. Возле старого заброшенного королевского замка со своей свитой охотится за птицами молодой прекрасный принц Дезире (в западном варианте Prince Florimund). К нему подходит Фея Сирени и погружает юношу в сон. Но сон этот необычный. Принц во сне танцует с Авророй, однако появляется злая фея Карабос, похищает принцессу и увозит ее в свой замок. Проснувшийся от волшебного сна принц видит старый королевский замок и устремляется туда. А там он находит спящую принцессу Аврору из своего сна. Юноша целует принцессу. И вдруг колдовство уходит — всё в замке приходит в движение, жизнь возвращается.

Третье действие.

Торжественно и весело проходит свадьба принца и принцессы, в ней участвуют все — и слуги, и феи, и сказочные звери и птицы, и герои других сказок: принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Золушка, принц Фортюне, феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота, Серебра…

Апофеоз.

Всеобщее ликование сопровождает появление Феи Сирени — олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Сюжетно-ролевая игра.

Место урока в теме: урок музыки в 3 классе

Цель урока:

Формирование эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета.

Задачи урока:

- уметь анализировать, используя эти средства;

расширить представление о средствах музыкальной выразительности; сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

- развитие ассоциативного образного мышления, познавательных умений и художественного воображения.

- воспитание гуманности, умения сопереживать, сочувствовать;

- воспитывать у младших школьников интерес к балетной классической музыке.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут обучающиеся в ходе урока:

- продолжить знакомство с творчеством П. И. Чайковского.

- понимать понятийный аппарат и композиционные особенности балетного спектакля;

- эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление;

- участвовать в коллективно-творческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении;

- ощущать радость творчества.

- делать выводы, строить суждения.

- ориентироваться в своей системе знаний;

- самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- ставить совместно с учителем конкретную учебную задачу;

- строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

- формулировать собственное мнение и позицию.

- стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач;

- быть терпимыми к мнениям других, учитывать их в совместной работе.

Основная педагогическая технология: технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, литература.

Музыкальный репертуар:

Оборудование: проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, презентация.

Краткое описание структуры урока:

Организационно-мотивационный момент урока.

Определение темы урока.

Открытие новых знаний:

- первичное слушание музыки;

- самостоятельная работа с учебником;

- повторное слушание музыки и дифференцированные задания;

- первичная проверка понимания музыки.

Закрепление новых знаний.

Итог урока.

Рефлексия деятельности на уроке.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент урока.

Уч. Прозвенел звонок -

Д. Начался урок

Уч. Рада вас ребята видеть и приветствовать сейчас!

Д. И мы рады, очень рады, здравствуйте, учитель наш!

Распевка: Делаем дыхательные упражнения, а затем артикуляционная гимнастика и звуковая распевка.

Уч. И для настроения мы свами споём 1 куплет песни

2. Актуалтзация знаний.

Уч. Молодцы! И на этом приподнятом состоянии мы вспомним материал прошлых уроков. Каждый возьмёт по одной карточке, которые лежат на парте и даст ответ на обратной стороне. Я даю вам время подумать.

А теперь встали, смешались под музыку и ищем себе пару. На паузе останавливаемся и задаём вопрос партнёру и если правильно ответил – похвалите его! Затем поменяйтесь ролями. (Опрос учителя)

Поднимаем руку и ищем следующего партнёра.

Дать определение понятиям:

Уч. Молодцы, ребята! Справились с заданием. Сели на места.

Уч. А сегодня я приглашаю вас на встречу ещё с одной очень интересной и удивительной музыкой. Но для того, чтобы совершить это путешествие,нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение.

Давайте сейчас послушаем музыкальный фрагмент и представим, где мы находимся и что делаем

- И что же вы вообразили и представили?

Д. Как будто мы на балу и танцуем.

Уч. Правильно. А какой танец звучит?

Уч. Совершенно верно.

3. Определение темы урока.

Уч. А куда нас может привести танец?

Д. В музыкальный спектакль – балет.

Уч. Правильно. Танец нас приведёт в балет.

Знаете ли вы, что такое балет?

Д. Балет – музыкальный спектакль, где танцуют.

Уч. А какой балет, мы попробуем с вами разгадать.

Каждая группа получает набор слов, из которых нужно составить предложение. (Ребята составляют предложение, как только выполняет задание финишируют)

Теперь по порядку номеров от 1 до 5 каждая группа читает свое предложение.

1. Одна из фей пожелала принцессе прекрасного.

2. Вторая - наградила её нежным и добрым сердцем.

3. Другие феи пожелали научиться превосходно танцевать и петь.

4. Третья – играть на музыкальных инструментах.

5. Старая фея рассердилась и пожелала принцессе уснуть на 100 лет.

Уч. Отрывок из какой сказки у нас с вами получился?

Уч. А кто автор этой сказки?

Уч. Ребята, значит с каким балетом, мы будем сегодня знакомиться?

Уч. Правильно. А кто композитор этого балета, вам хорошо известен. Давайте посмотрим на экран. Кто это?

Д. П. И. Чайковский.

Уч. Молодцы. Ребята, это, действительно, Петр Ильич Чайковский.

А теперь нам нужно правильно сформулировать тему нашего урока. Кто попробует?

Уч. Совершенно верно. Сейчас мы откроем тетради и запишем тему урока.

(Учащиеся записывают тему)

4. Открытие новых знаний.

Уч. А сейчас мы встанем около своих стульев и поиграем в актёров, которые набрали в рот воды и не могут говорить.

Я буду читать что нужно делать, а вы молча всё изображать. Готовы?

Уч. Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень!

Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

И вдруг. что это? Кто-то ползет по вашим ногам. Ой, это муравьи! Вы сели на пень-

муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьёв. И осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону.

Уч. Понравилось быть актёрами без слов? А где используют такой приём?

Д. В балете.

Уч. Ребята, а может быть, кто-то знает, как называется такое искусство, когда показывают только мимикой и жестами?

Уч. Правильно. Вот такое интересное искусство используется в музыкальном спектакле - балет.

Уч. А вот какие ещё искусства должны быть в балете, вы попробуете определить сами.

Перед вами 4 угла и 4 ответа. Вы должны выбрать и встать в тот угол, ответ которого вам кажется наиболее правильным.

Сейчас встаньте, стулья задвинули и выбрали ответ. Структура КОНЕРС

1 угол - музыка, танец, живопись, пантомима

2 угол - музыка, танец, пантомима.

3 угол - танец, живопись, пантомима.

4 угол - музыка, живопись, пантомима.

Уч. А теперь объясните, почему именно в этот угол? (Ответы детей)

Д. В балете есть и танец, и музыка, и живопись, и пантомима.

Уч. Молодцы. Садитесь.

Уч. Ребята, а в сказке какие силы всегда борются между собой?

Уч. И если мы будем сегодня говорить про сказочный балет, значит, каких героях пойдёт речь?

Д. О добрых и злых героях.

Уч. Ребята, возьмите карточки с солнышком и тучкой, жёлтого и синего цвета. Я буду называть слово, а вы – поднимать карточку, которая, как вам кажется, подходит к этому слову.

Уч. Молодцы! Замечательно справились с заданием. А чем отличаются эти слова?

Д. Они противоположные.

Уч. Конечно. И это противоположность называется – контраст. Значит эти образы какие?

Д. Контрастные образы.

Уч. Правильно. Это ещё одно понятие, с которым мы будем сегодня знакомиться. Давайте его запишем.

(Учащиеся записывают понятие)

6. Слушание музыки.

Уч. А сейчас мы услышим яркую музыку.

Уч. Каких героев этой сказки вы сможете себе представили?

Похожи они или различны?

Уч. Фея Карабос – злая, а фея Сирена – добрая. А как называются противоположные образы?

Д. Контрастные образы.

(Ребята выбирают слова-эмоции на экране). Структура РАУНД ТЭЙБЛ.

(Команды зачитывают ответы)

7. Сравнительный анализ контрастных образов.

8. Работа по учебникам. Стр. 86-87

Уч. Молодцы! А давайте сравним мелодические линии этих двух тем. Встали, и когда зазвучит музыка пробуем движениями рук передать характер волшебниц-фей, нарисовать рукой мелодические линии.

Уч. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке.

Какие жесты хочется делать в музыке феи Карабос, а какие – в музыке феи Сирены?

Д. У феи Карабос - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени, они плавные и мягкие.

Уч. Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники

Я, предлагаю вам открыть учебник музыки на с. 86-87 и сравнить нотную запись тем двух фей.

Уч. Ребята, а на какой странице какая фея? И как вы догадались.

Д. Фея Карабос на 86 стр., там рисунок тёмного цвета. А фея Сирена на 87 стр., рисунок светлый.

Уч. Правильно! А теперь более подробно остановимся на нотных записях. Чем они отличаются? Какие у них мелодии, темпы и динамика?

Д. Мелодия – Скачками, стаккато и плавно, легато

Темп - Очень быстро и неторопливо

Динамика – Очень громко и тихо

Уч. Всё верно. Молодцы!

(Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.)

Все встали возле своих мест. (Исполняется песня)

10. Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.

Цвета: чёрный, серый, коричневый, сиреневый светлый, сиреневый тёмный и цветочный рисунок в бело - розово-сиреневой гамме. Структура РАФТ

11. Закрепление нового материала.

Уч. Мы сегодня на уроке узнали много нового и интересного. А теперь надо это закрепить. Каждая группа получает карточку с вопросом, который должны закончить сами и прочитать классу. Если вы согласны, то встаём.

2. Верите ли вы, что искусство жестов и мимики это…. ?

3. Верите ли вы, балет объединяет музыку, танец, пантомиму и …. ?

4. Верите ли вы что контрастные образы в этом балете?

5. Верите ли вы, что в сказках всегда побеждает …. ?

12. Оценка деятельности.

На листочках вы нарисовали ладошку. Возьмите его и закрасьте пальчик, или несколько пальчиков, если вам –

Большой пальчик - для меня это важно и интересно

Указательный пальчик – мне понравилось

Средний пальчик – Мне было трудно

Безымянный пальчик – мы узнали новое о музыке

Мизинец – мне не интересно.

Благодарю вас за урок!

13. Домашнее задание.

Уч. Вспомните самый добрый эпизод сказки и изобразите его красками.

14. Рефлексия деятельности на уроке.

А сейчас каждый желающий продолжит следующие предложения:

Знания, полученные на уроке, помогут мне …

Я смогу рассказать об услышанной музыке…

Если меня пригласят на балет…

Прикреплённые файлы:


Балет-феерия на музыку Петра Ильича Чайковского в трех актах с прологом. Либретто И. Всеволожского и М. Петипа.

Действующие лица:

  • Король Флорестан XIV
  • Королева
  • Принцесса Аврора, их дочь
  • Принц Шери
  • Принц Шарман
  • Принц Флер де Пуа
  • Принц Фортюне
  • Каталабют, старший дворецкий короля Флорестана
  • Принц Дезире
  • Фея Сирени
  • Добрые феи: Фея Канареек, Фея Виолант (неистовая), Фея Крошек (рассыпающая хлебные крошки), Фея Кандид (чистосердечная), Фея Флер де Фарин (фея цветущих колосьев)
  • Карабос, злая фея

Дамы, сеньоры, пажи, охотники, слуги, духи из свиты фей и др.

Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена с промежутком сто лет.

История создания


Сюжет

Во дворце короля Флорестана празднуют крестины новорожденной принцессы Авроры. На праздник прибывают добрые волшебницы с дарами. Внезапно раздаются трубные сигналы и шум. В колеснице, запряженной крысами, появляется фея Карабос, которую забыли пригласить. Король и королева умоляют простить их, но она насмешливо отвечает, что Аврора юной заснет навеки от укола веретеном. Все объяты ужасом, но фея Сирени, крестная Авроры, еще не успевшая одарить ее, смягчает участь принцессы: Аврора заснет не навсегда — прекрасный принц поцелуем разбудит ее от долгого сна и возьмет в жены.

Прошло сто лет. Поляна в густом лесу близ реки. Вдалеке виднеются скалы. Под звуки охотничьих рогов появляются принц Дезире и его свита: в азарте охоты они зашли туда, куда раньше никогда не заходили. Слуги готовят завтрак, дамы и кавалеры устраивают игры, стреляют из лука, танцуют галантные танцы. Принцу докладывают, что в чащобе обложен медведь, но Дезире устал и предлагает поднять медведя без него. Все удаляются, оставив принца. На реке показывается ладья. Она пристает к берегу, из нее выходит фея Сирени. Медленно протягивает она волшебную палочку в сторону скал. Они раскрываются, и принц Дезире видит спящую Аврору. По велению волшебной палочки принцесса поднимается. Ее озаряют лучи солнца, и видение исчезает. Пораженный красотой Авроры принц бросается к фее Сирени, и она ведет его к ладье, которая тотчас отплывает. Они движутся сквозь лес, все более густой и дикий. Наступает ночь, и в лунном свете все кажется волшебным. Вот уже виден заросший плющом дворец. Ладья останавливается, Дезире и фея сходят на берег. Волшебной палочкой фея заставляет ворота открыться, и принц вбегает во дворец.

В роскошной спальне на кровати под балдахином спит Аврора. Король и королева уснули в креслах, придворные спят стоя, прислонившись друг к другу. Все покрыто пылью и паутиной. Принц бросается к королю, королеве, Каталабюту, зовет принцессу, но все тщетно. Тогда принц склоняется над спящей Авророй и целует ее. Принцесса просыпается, вслед за нею — и все остальные. Исчезают пыль и паутина, весело пылает огонь в камине, загораются свечи. Принц просит у короля руки принцессы, и король дает согласие.

Свадьба принца Дезире и принцессы Авроры. Все собираются на празднество перед королевским дворцом. Среди гостей — персонажи волшебных сказок Синяя борода, принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Мальчик-с-пальчик, Золушка, принц Фортюне.

Музыка

Большой вальс I акта — один из ярчайших номеров балета. Знаменитая музыкальная Панорама II акта иллюстрирует путь волшебной ладьи. Музыкальный антракт, соединяющий первую и вторую картины II акта, — соло скрипки, интонирующей прекрасные мелодии любви и грез. Нежному звучанию скрипки отвечают гобой и английский рожок. В III акте Pas de deux Авроры и принца — большое Адажио, звучащее как апофеоз любви.

Читайте также: