Экологи убеждены что использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

1. Ответьте на вопросы.
1. На какие достижения сельского хозяйства Англии в XIX веке Чарлз Дарвин обратил особое внимание?
Английскими фермерами к тому времени было выведено много пород собак, голубей, крупного рогатого скота и кур, интенсивно велась селекция новых сортов культурных растений.
2. Какие его научные интересы были тому причиной?
Сторонники постоянства видов утверждали, что каждый сорт и порода имеют своего дикого предка, а Дарвин считал, что это не так. Например, он доказал, что все породы кур происходят от одной дикой банкивской курицы, породы крупного рогатого скота – от двух видов диких туров и так далее.

2. Заполните пропуски в таблице.

Предковые формы

Одомашненные формы

Дикая банкивская курица

Крупный рогатый скот

3. Ответьте, чем объясняется многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений. Приведите по два примера пород животных и сортов растений, являющихся результатами усилий.
Селекционеры ставили перед собой задачу получить породу либо сорт с желаемым признаком. Разводя животных или растения, они оставляли только те организмы, у которых этот признак имел наиболее выраженную степень (молочность коров, яйценоскость кур и др.). Так как для человека необходимо большое количество подобных качеств, то пород и сортов выводилось много.
Яблоня домашняя, смородина черная – растения.
Кролик, домашняя утка – животные.

4. Допишите предложение.
Традиционный способ выведения новых сортов растений и пород животных сводится к искусственному систематическому отбору и размножению особей с наиболее ценными для человека признаками и свойствами.

Тест по биологии Селекция и биотехнология 10 класс. Тест включает два варианта, в каждом по 14 заданий.

Вариант 1

A1. Наука, занимающаяся созданием новых и улучшением существующих пород животных и сортов растений

1) селекция
2) агрономия
3) биотехнология
4) бионика

А2. Совокупность особей животных, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями, — это

1) сорт
2) порода
3) популяция
4) вид

А3. Отбор, производимый по генотипу

1) индивидуальный
2) естественный
3) массовый
4) стихийный

А4. Эффект гетерозиса обусловлен

1) низкой гетерозиготностью гибридов
2) переводом генов из гетерозиготного состояния в гомозиготное
3) высокой гетерозиготностью гибридов
4) накоплением рецессивных мутаций

A5. В результате полиплоидии у культурных растений происходит

1) кратное увеличение числа хромосом
2) изменение последовательности нуклеотидов
3) перестройка хромосом
4) изменение последовательности генов в хромосоме

А6. Центром происхождения картофеля является

1) Абиссиния
2) Средиземноморье
3) Южная Азия
4) Южная Америка

А7. Получение селекционерами полиплоидной пшеницы является примером

1) географической изменчивости
2) точковой мутации
3) геномной мутации
4) комбинативной изменчивости

А8. Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как:

1) их клетки не делятся митозом
2) их хромосомы не вступают в конъюгацию
3) их клетки не имеют ядра
4) гаметы родительских форм различаются по размерам

А9. Впервые разработал способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов

1) Г.Д. Карпеченко
2) К.А. Тимирязев
3) Н.В. Цицин
4) Н.И. Вавилов

A10. Выведением новых сортов плодовых растений занимался выдающийся русский селекционер

1) Г.Д. Карпеченко
2) Н.И. Вавилов
3) И.В. Мичурин
4) А.Н. Северцов

A11. Основной метод в селекционной работе И.В. Ми­чурина

1) получение радиационных мутантов
2) отдаленная гибридизация
3) искусственный мутагенез
4) получение полиплоидных форм

А12. Процесс первого этапа селекции — это

1) научная селекция
2) одомашнивание
3) промышленная селекция
4) генетическая инженерия

А13. Биотехнология для развития медицины обеспечивает получение

1) кормового белка
2) межвидовых гибридов
3) антибиотиков, витаминов и гормонов
4) новых сортов растений и пород животных

B1. Установите последовательность этапов биотехнологического процесса по созданию генетически измененных организмов для получения кормового белка.

А. Введение в бактериальную клетку молекулы ДНК с нужным геном
Б. Получение гена, кодирующего нужный признак
В. Использование трансформированных клеток для получения белка
Г. Отбор клеток с дополнительным геном, производящим кормовой белок

(В ответ запишите ряд букв.)

Вариант 2

A1. Главной задачей селекции является

1) изучение строения и жизнедеятельности домашних животных
2) выведение новых сортов растений и пород животных
3) изучение строения и жизнедеятельности культурных растений
4) изучение жизнедеятельности сельскохозяйственных вредителей

А2. В основе методов селекции животных, растений и микроорганизмов лежит

1) изменение условий окружающей среды
2) наследственная изменчивость и искусственный отбор
3) наследственная изменчивость и естественный отбор
4) ненаследственная изменчивость и искусственный отбор

А3. Однородная группа растений, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными признаками, передающимися по наследству, — это

1) сорт
2) порода
3) популяция
4) вид

А4. Отбор, производимый по фенотипу

1) индивидуальный
2) естественный
3) массовый
4) гетерозисный

A5. Чистая линия — это потомство, полученное в результате

1) инбридинга
2) гетерозиса
3) аутбридинга
4) мутагенеза

А6. В селекции при скрещивании чистых линий между собой наблюдается

1) полиплоидия
2) гетерозис
3) аутбридинг
4) близкородственное скрещивание (инбридинг)

А7. Метод селекции, при котором на организм воздействуют рентгеновскими лучами, — это

1) гибридизация
2) гетерозис
3) аутбридинг
4) мутагенез

А8. При удвоении числа хромосом путем разрушения колхицином веретена деления в делящейся клетке получаются

1) отдаленные гибриды
2) радиационные мутанты
3) полиплоиды
4) чистые линии

А9. В селекции животных обычно не используется метод:

1) получения чистых линий
2) гибридизации
3) получения полиплоидов
4) инбридинга

A10. Центры происхождения культурных растений установил

1) Г.Д. Карпеченко
2) Н.И. Вавилов
3) И.В. Мичурин
4) А.Н. Северцов

A11. Центром происхождения твердой пшеницы является:

1) Абиссиния
2) Средиземноморье
3) Южная Азия
4) Центральная Америка

А12. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества, используя микроорганизмы, клетки и ткани организмов

1) эмбриология
2) Физиология
3) микробиология
4) биотехнология

А13. В биотехнологии чаще всего используются

1) вирусы
2) бактерии и грибы
3) одноклеточные водоросли
4) животные

В1. Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового сорта.

А. Скрещивание исходного материала
Б. Индивидуальный или массовый отбор гибридов
В. Подбор исходного материала
Г. Размножение гибридных особей

(В ответ запишите ряд букв.)

В изменившихся условиях возникла необходимость интенсификации сельскохозяйственного производства, т. е. получения максимального количества продукции при минимальных затратах. С этой целью создаются высокопродуктивные породы животных и сорта растений, устойчивые к экстремальным условиям среды, к болезням и вредителям, обладающие нужными людям качествами. Наукой, занимающейся созданием новых и улучшением существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, является селекция (от лат. selectio — отбор). Одновременно под селекцией понимают и сам процесс создания сортов, пород и штаммов. Порода, сорт или штамм — это совокупность особей одного вида, искусственно созданных человеком, обладающих определёнными сходными наследственными свойствами.

Основными классическими методами селекции являются отбор и гибридизация. Как вы уже знаете, в природе фактором, отбирающим тот или иной организм, является естественный отбор. Главная движущая сила эволюции — естественный отбор основывается на генетическом разнообразии особей, т. е. материал для эволюции поставляет наследственная изменчивость. В искусственных условиях роль естественного отбора принадлежит человеческой деятельности. Но в своей работе человек опирается на ту же наследственную изменчивость.

Возникновение селекции. Искусственный отбор. Больше 10 тыс. лет назад человечество перешло к оседлому образу жизни и оказалось в полной зависимости от тех видов растений и животных, которые оно могло использовать в качестве своих пищевых и хозяйственных ресурсов. Спустя некоторое время человеку уже было недостаточно того, что возле его дома пасутся коровы и бегают куры, в поле растёт пшеница, а в саду — яблони. Он хотел, чтобы коровы давали много молока, куры несли много яиц, зёрна пшеницы были крупными, а яблоки не только крупными, но и сладкими. Возникла необходимость улучшать качество культурных растений и домашних животных, т. е. заниматься селекцией. На заре человеческой цивилизации начался процесс, который Дарвин впоследствии назвал искусственным отбором. При бессознательном искусственном отборе люди не ставят перед собой какой-либо конкретной цели, а просто отбирают лучших, на их взгляд, особей и стараются получить от них как можно больше потомства. Значительного разнообразия пород и сортов при таком методе получить невозможно. Методический отбор осуществляется человеком по конкретному плану с целью выведения новой породы или сорта, обладающего определёнными качествами.

Одним из первых одомашненных животных был волк, прирученный в Азии более 10 тыс. лет назад. Вскоре были одомашнены и другие животные (рис. 126).

Параллельно происходило окультуривание растений. Каждое из ныне используемых культурных растений имеет свою историческую родину, где оно когда-то было дикорастущим. Выдающийся российский генетик, ботаник и географ Николай Иванович Вавилов (1887-1943) (рис. 127) в ходе многочисленных экспедиций собрал образцы местных дикорастущих растений и их культурных сортов и определил, где находятся центры происхождения культурных растений (рис. 128). Выяснилось, что родиной картофеля, томата, какао и многих других культурных растений является Южная Америка, родиной риса — Южная Азия, пшеницы, ржи, винограда, моркови — Юго-Западная Азия, капусты, маслин, свёклы — Средиземноморье и т. д.

Методический отбор позволил ещё до нашей эры вывести множество пород домашних животных и сортов растений. В Древнем Китае и Древнем Египте уже существовало несколько сортов пшеницы и ячменя, а также пород лошадей и крупного рогатого скота. В настоящее время в мире насчитывается около 50 сортов томатов, 400 сортов пшеницы, 10 тыс. сортов яблони, а также около 150 пород лошадей и 400 пород крупного рогатого скота.

Гибридизация. С давних времён, помимо отбора особей с желаемыми признаками, применяли гибридизацию — близкородственную и неродственную. Используя близкородственную гибридизацию, селекционеры сохраняют обнаруженный оригинальный или полезный признак. Неродственную гибридизацию подразделяют на отдалённую и внутривидовую. При внутривидовой гибридизации скрещивают особей разных пород или сортов, обладающих определёнными качествами, для получения потомства с максимальным проявлением этих качеств. Например, один сорт растений обладает высокой продуктивностью, но легко подвергается грибковым болезням. Другой сорт, обладая высокой устойчивостью к заболеваниям, производит гораздо меньше семян. Скрещивая эти два сорта, в потомстве можно получить различные сочетания признаков, среди которых будут высокопродуктивные и одновременно устойчивые к заражению растения. Отдалённая гибридизация — это скрещивание разных видов. В растениеводстве с помощью отдалённой гибридизации была создана новая зерновая культура — тритикале, гибрид ржи с пшеницей. Классическим примером межвидовых гибридов в животноводстве является мул, полученный при скрещивании осла с кобылицей (рис. 129). Мул значительно превосходит родителей по выносливости и работоспособности.

Искусственный мутагенез и полиплоидия. Одним из современных направлений селекцииявляется искусственный мутагенез. Подвергая организм воздействию проникающего излучения и химических веществ, вызывающих мутации, учёные получают организмы с новыми полезными свойствами. Таким способом были созданы новые высокоурожайные сорта ячменя и пшеницы, штаммы бактерий и разновидности грибов, синтезирующие витамины, пищевые аминокислоты, антибиотики и другие вещества. Увеличивая число хромосомных наборов в клетках растений, селекционеры получают полиплоидные растения. Эти организмы отличаются более крупными размерами и высокой урожайностью. Широко распространены полиплоидные сорта клевера, сахарной свёклы, ржи, гречихи.

В настоящее время для сельскохозяйственного производства человечество использует около 10% всей поверхности суши. Увеличивать эту долю становится всё сложнее. Тем большее значение приобретает селекционная работа учёных, которые, опираясь на основные закономерности наследственности и изменчивости, создают новые высокопродуктивные породы, сорта и штаммы. В последние десятилетия в селекции активно используются приёмы и методы генной и клеточной инженерии, имеющие несравнимо более высокие возможности по сравнению с традиционными.

Запомнить: селекция; порода, сорт, штамм; гибридизация близкородственная и неродственная (отдалённая и внутривидовая); искусственный отбор; центры происхождения культурных растений; искусственный мутагенез; полиплоидные растения.

Выводы

Селекция — наука о создании новых и улучшении существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Основными классическими методами селекции являются отбор и гибридизация.

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Как биологический объект – человек – тесно зависит от природы? Как мощная социальная система – человек – создаёт свою интенсивную среду?

Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.

При современном уровне развития человечества, деятельность общества очень сильно сказывается на биосфере.

Экологический кризис – напряжённое состояние взаимоотношений между человеком и природой.

Загрязнение – это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу.

Типы загрязнений: биологические, физические, химические, загрязнение атмосферы. Основные загрязнения атмосферы: механические, физические, биологические.

Положительное влияние человека на среду обитания выражается в выведении новых пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений, создание культурных биоценозов, развитие биотехнологии, рыбного хозяйства, интродукции полезных видов в новых условиях.

Ноогеника – наука управления взаимоотношениями между человеческим обществом и природой.

Бионика – научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий.

Рост населения, скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба.

Преобразующая деятельность людей неизбежна, так как. с ней связано благосостояние населения. Единственный выход из сложившейся ситуации – научно обоснованное рациональное природопользование.

Типы загрязнений окружающей природной среды

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем.

Выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

1. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные экосистемы и агроэкосистемы.

В ячейках таблицы дать выпадающее меню:

2. Оцените некоторые количественные характеристики экосистем (больше, меньше).

В ячейках таблицы дать выпадающее меню:

Характеристики:

  • Наличие в цепях питания продуцентов, консументов и редуцентов
  • Основной источник энергии – Солнце
  • Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком
  • Устойчивая, саморегулирующаяся система
  • Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека
  • Незамкнутый круговорот веществ
  • Обязательным элементом цепей питания является человек
  • Большое разнообразие видов, длинные цепи питания
  • Ограниченный видовой состав растений и животных
  • Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека
  • Человек слабо влияет на круговорот веществ
  • Характеризуется многообразие экологических ниш
  • Не способна к саморегуляции и самовозобновлению
  • Действует естественный отбор
  • Кроме солнечной энергии используется дополнительная энергия
  • Искусственный отбор

Природная экосистема

Агроэкосистема

Агроценоз и его отличие от биогеоценоза

Агроценозы – искусственные экосистемы, структуру и функцию которых создаёт, поддерживает и контролирует человек в своих интересах. Природные биогеоценозы – саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.

Главная цель создания агроэкосистемы – рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека – источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов. Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.

Отличия агроценозов от естественных биогеоценозов Между естественными и искусственными биогеоценозами наряду со сходством существуют и большие различия, которые важно учитывать в сельскохозяйственной практике.

Первое отличие состоит в разном направлении отбора. В природных экосистемах действует естественный отбор, отвергающий неконкурентоспособные виды и формы организмов в экосистеме и тем самым обеспечивающий её основное свойство – устойчивость. В агроценозах наряду с естественным действует искусственный отбор, направленный человеком прежде всего на максимальное повышение урожайности сельскохозяйственных культур. По этой причине экологическая устойчивость агроценозов невелика. Они не способны к саморегуляции и самовозобновлению, подвержены угрозе гибели при массовом размножении вредителей или возбудителей болезней. Поэтому без участия человека, его неустанного внимания и активного вмешательства в их жизнь агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав – 3–4 года, плодовых культур – 20−30 лет. Затем они сменяются естественным биогеоценозом.

Второе отличие – в источнике используемой энергии. Для естественного биогеоценоза единственным источником энергии является Солнце. В то же время агроценозы, помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д. Без такой дополнительной затраты энергии длительное существование агроценозов практически невозможно.

Третье отличие сводится к тому, что в агроэкосистемах резко снижено видовое разнообразие живых организмов. На полях обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений, что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий. Кроме того, биологическое однообразие сортов культурных растений, занимающих большие площади (иногда десятки тысяч гектаров), часто является основной причиной их массового уничтожения насекомыми-вредителями (например, колорадским жуком) или поражения возбудителями болезней (ржавчинными, головнёвыми грибами, фитофторой и др.).

Четвёртое отличие состоит в разном балансе питательных элементов. В естественном биогеоценозе первичная продукция растений (урожай) потребляется в многочисленных цепях (сетях) питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и элементов минерального питания.

В агроценозе такой круговорот элементов резко нарушается, поскольку значительную их часть человек изымает с урожаем. Поэтому для возмещения их потерь и, следовательно, повышения урожайности культурных растений необходимо постоянно вносить в почву удобрения.

Таким образом, по сравнению с естественными биогеоценозами агроценозы имеют ограниченный видовой состав растений и животных, не способны к самообновлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней и требуют неустанной деятельности человека по их поддержанию.

338. Выберите правильные утверждения.

а) Человек разумный – один из трех миллионов известных науке биологических видов.

б) Человек разумный не является составной частью экосис­темы Земли.

в) Биологическая сущность человека проявляется в стрем­лении сохранить свою жизнь и продолжить ее через размножение.

г) На современном этапе на человека и человеческую по­пуляцию не распространяются экологические законы, на­пример закон оптимума, закон ограничивающего фактора, конкурентного исключения и другие.

д) Экологические отличия человечества от популяций дру­гих видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.

339. Выберите название вида, соответствующее человеку разумному:

а) Homo errectus; б) Homo sapiens; в) Homo habilis.

340. Выберите правильное утверждение. Человеку для под­держания жизнедеятельности требуется в сутки примерно:

а) 2500 кал; б) 2500 ккал; в) 250 ккал; г) 1000 кал.

341. Ответьте, за счет каких видов энергии повышается энер­гоемкость производства продуктов питания от первобытного общества к рабовладельческому и от доиндустриального к ин­дустриальному.

342. Экологи убеждены, что использование более продук­тивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохран­ные проблемы. Объясните почему.

Сравните наклон кривых двух графиков. Объясните отличия. Зная тенденцию роста производства продовольствия и затра­ченной на это энергии, оцените перспективы этих процессов в будущем. Выскажите свой прогноз. Как должно развиваться человечество, чтобы избежать экологических проблем при про­изводстве продовольствия?

344. Расположите названия предков современного человека (человека разумного) друг за другом в порядке их происхожде­ния: человек умелый, кроманьонец, человек прямоходящий (питекантроп и синантроп), австралопитек, неандерталец.

345. Почему ученые считают, что забота о стариках в древ­нем обществе привела человечество к прогрессу?

346. Два современных племени живут в разных, но климати­чески сходных между собой местах, не общаясь друг с другом. Одно племя занимается охотой, другое – земледелием и ско­товодством. Предположите, какое из племен имеет относи­тельно более стабильные условия для жизни. Какие проблемы природопользования возникают у этих племен?

348. Почему в наше время невозможно образование новых человеческих рас или подвидов? Выберите правильный ответ:

а) нет генетического материала;

б) отсутствует (или очень слабая) изоляция;

в) потепление климата;

г) рост численности населения.

Обоснуйте свою позицию.

349. Выберите правильное утверждение. Урбанизация – это процесс:

а) роста численности населения;

б) роста доли городского населения;

в) загрязнения среды отходами;

г) усиления давления человека на среду обитания.

350. Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества.

351. Объясните, что такое промышленная революция. Приведите примеры изобретений, перевернувших мир за по­следние 100–200 лет.

Социально-экологические особенности демографии человечества

352. Назовите, какие болезни, уносившие в прошлом милли­оны жизней, ныне практически полностью побеждены в на­шей стране и если встречаются, то крайне редко.

353. Выберите правильные утверждения. Основными фактора­ми риска возникновения онкологических заболеваний являются:

а) курение; б) недоедание; в) нервные стрессы; г) хищники; д) потребление пищи с канцерогенными веществами; е) обильное питание.

354. Назовите экологические факторы, ограничивающие в современных условиях потенциально бесконечный рост попу­ляций человека.

355. Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те, которые подавлены, но способны понижать численность населения:

Температура воздуха, ветер, высота снежного покрова, влажность воздуха, характер окружающей растительнос­ти, осадки, солнечная радиация, хищники, внутриполостные паразиты, болезни, конкуренты, пищевые ресурсы, убежища.

356. Перечислите болезни, которые чаще других приводят к преждевременной смерти людей у нас в стране.

357. Статистические данные показывают, что более 80% ра­ковых заболеваний вызываются факторами окружающей сре­ды. Долевое распределение причин, вызывающих рак челове­ка, выглядит следующим образом: курение – 30%, химиче­ские вещества пищи – 35%, неблагоприятные условия работы – 5%, спиртные напитки – 3% , излучения – 3% , за­грязнения воздуха и воды – 2% , другие причины – 5% , при­чины, не связанные с влиянием окружающей среды, – 17%. Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн. новых случаев забо­левания раком и умирает 3,4 млн больных. Рассчитайте, сколько человек в мире в год умирает от рака, вызванного ку­рением.

358. Перечислите меры профилактики против заболевания СПИДом.

359. Перечислите причины, по которым, начиная с середины XIX в. численность населения Земли стала расти в геометри­ческой прогрессии. Выберите правильные ответы:

а) улучшение питания;

б) улучшение санитарного состояния;

в) загрязнение окружающей среды;

г) благоприятные изменения климата;

д) улучшение здравоохранения.

360. Постройте график роста численности населения на зем­ном шаре. До XIX в. она росла медленно. В 1700 г. численность составила 0,6 млрд человек. Рубеж первого миллиарда был пре­одолен в 1830 г.; второго – в 1939 г.; третьего – в 1960 г.; четвертого – в 1975 г.; пятого – в 1987 г. В 2000 г. числен­ность людей на Земле достигла 6 млрд.

361. Численность жителей города в данном году составила 550 тыс. человек. За год родилось 8 тыс. Рассчитайте, какова бы­ла относительная рождаемость при пересчете на 1000 человек.

362. В одном из городов Поволжья с начала 1990-х гг. рож­даемость (число новорожденных в год на 1000 женщин репро­дуктивного возраста) понизилась, а смертность осталась на прежнем уровне. Численность населения продолжает, тем не менее, расти. Предположите причину, по которой это может происходить.

363. В одном из последних информационных буклетов ЮНФПА (фонд ООН для деятельности в области народонасе­ления) сообщалось, что в 1980-е гг. численность народонасе­ления в мире увеличивалась на три человека в секунду. Сколько детей рождалось ежедневно? за год?

Социально-географические особенности демографии человечества.

Демографические перспективы

364. Расшифруйте аббревиатуры: ООН, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, СПИД.

365. Выберите из приведенного списка страны, в которых де­мографическая ситуация в конце XX в. относительно стабиль­на, с незначительным падением численности населения (смертность немного превышает низкую рождаемость); ста­бильна (низкая рождаемость и низкая смертность примерно уравновешены) и нестабильна, с интенсивно растущим насе­лением (высокая рождаемость):

Ангола, Бангладеш, Болгария, Бразилия, Венгрия, Вели­кобритания, Германия, Индия, Индонезия, Ирак, Канада, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Россия, Саудов­ская Аравия, Сирия, США, Танзания, Украина, Франция, Япония.

366. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграр­ных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше.

367.В Дели – пять гигантских часов, подключенных к компьютеру, которые минута за минутой показывают рост на­селения Индии. Каждые 1,2 секунды на свет появляется новый граж­данин Индии, за минуту – около 50 человек. Рассчитайте, сколько детей рождается ежедневно; за год; за десятилетие при сохранении темпа рождаемости.

368. Какая демографическая ситуация наиболее благоприят­на для человечества и не несет больших экологических бедст­вий планете? Выберите правильный ответ:

а) рождаемость и смертность высокие, уравновешенные;

б) рождаемость и смертность низкие, уравновешенные;

в) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием смертности;

г) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием рож­даемости;

д) рождаемость высокая, а смертность низкая, неуравнове­шенные;

е) рождаемость низкая, а смертность высокая, неуравнове­шенные.

369. Укажите, какая группа стран должна использовать стратегии уменьшения численности (А), а какая – должна стараться удержать имеющиеся параметры численности насе­ления (Б) для перехода человечества в состояние устойчивой демографической ситуации:

1) Ангола, Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Ки­тай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сирия, Танзания;

2) Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, США.

370. Объясните, почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим эко­логическим последствиям для всей планеты.

371. Существует мнение, что уже сейчас людей на Земле живет больше, чем она в состоянии кормить в течение неопределенно долгого времени. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

Читайте также: