Две ветви стадиального подхода к истории общее и различия

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

1. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

2. План.

3. Цивилизация -

Цивилизация Отражение гражданского общества, в
котором царят свобода, справедливость
и право.
(Вольтер, Ш.Монтескье, Д.Дидро)
Этап исторического развития
человечества, следующий за дикостью и
варварством.
(Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс)

4. Цивилизация -

Цивилизация Общество, находящееся на
определенном этапе развития.
(О.Тоффлер, У.Ростоу)
Совокупность уникальных
экономических, социальных,
политических, духовных, ценностных и
иных структур, отличающих одну
историческую общность людей от
других.
(А.Тойнби)

5. Цивилизация -

6. Классификации (типологии) цивилизаций

Подходы:
Линейно-стадиальный
(древние цивилизации, средневековая,
индустриальная и т.д.)
Локальный
(египетская, китайская, европейская,
древнегреческая и т.п. В современном
обществознании все локальные цивилизации
делят на две большие группы: Запад и Восток)

7. Типология цивилизаций по Н.Я.Данилевскому

ДАНИЛЕВСКИЙ
Николай
Яковлевич
(1822-1885) - русский
философ, публицист,
социолог и
естествоиспытатель. В своей
книге "Россия и Европа"
(1869) выдвинул теорию
обособленных "культурноисторических типов"
(цивилизаций).

8. Типы цивилизаций по Н.Я.Данилевскому

Первичные
(египетская, китайская, иранская и др.)
Одноосновные
еврейская (религия),
древнегреческая(культура),
древнеримская (политика)
Двухосновные
европейская (политика и культура)
Объединительные
славянская

12. 8 великих культур по Шпенглеру:

• египетская
• вавилонская
• индийская
• китайская
• арабская
• западная
• греко-римская
• мексиканская

13. Арнольд Джозеф Тойнби 1889 —1975

А. Тойнби выделяет в мировой
истории несколько десятков
цивилизаций: египетскую, китайскую,
западную, православную, арабскую,
мексиканскую, сирийскую и др.
Цивилизации, по его мнению, не
связаны между собой общими
закономерностями и существуют
автономно, лишь иногда
взаимодействуя друг с другом.

Типы культуры многообразны.
Культуры разных стран отличаются друг
от друга и по тайне своего
происхождения, и по традициям, и по
внутренним особенностям.

16. Теория общественно-экономических формаций

Теория общественноэкономических формаций
Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс
Исторический процесс – процесс
смены общественно-исторических
формаций.
Ключевое слово данной концепции –
категория общественноэкономической формации, которые
сменяют друг друга.

17. Общественно-экономическая формация

Переход от одной формации к другой
вызван противоречиями в способе
производства
Противоречие принимает форму
классовой борьбы, высшей формой
которой является социальная
революция

20. Сильные стороны теории

Просто и универсально объясняет
процесс развития общества
Слабые стороны теории
Фатализм, безальтернативность,
принижает роль человека

21. Теория постиндустриального общества

22. Д.Белл

Общество
Постиндустриальное
Индустриальное
Доиндустриальное
Выросла роль
науки
Услуги на
первом месте
Выросла роль
государственного
прогноза

23. Учение О.Тоффлера

24. Теория У.Ростоу

25. Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

Характеристика
Достоинства
Подход
Формационный
Цивилизационный
Позволяет:
• увидеть то общее, что было в
историческом развитии
различных народов;
Позволяет глубоко изучать
историю конкретных обществ и
народов во всем их
многообразии и специфике.
• представить историю
человеческого общества как
единый процесс;
Ориентирует на изучение тех
сторон общественной жизни,
которые обычно выпадают из
поля зрения сторонников
формационного подхода
(ценности, национальные
особенности, духовная жизнь,
психология и др.).
• установить определенные
законы исторического
развития общества;
• предложить определенную
периодизацию всемирной
истории и истории отдельных
народов.
Ставит в центр исследования
человеческую деятельность и
человека.

26. Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

Характеристика
Недостатки
Подход
Формационный
Цивилизационный
Многие народы не проходили
в своем развитии через все
или некоторые формации.
Не дает точный взгляд на
всемирную историю как единый
процесс исторического развития
человечества в целом.
Последовательное
применение формационного
подхода неизбежно
отодвигает на задний план
роль человеческого фактора,
человеческую деятельность.
Недостаточное внимание
уделяется своеобразию,
уникальности,
неповторимости истории
отдельных обществ и
народов.
Создает возможность полного
отрицания единства
человеческой истории, изоляции
целых народов и обществ.
Сводит к минимуму
возможности исследования
закономерностей исторического
развития человеческого
общества.

Качественное своеобразие взятых
в единстве социально экономических и культурных
характеристик общества на
определенном этапе их развития.
Цивилизация

Комплекс политических, правовых,
идеологических, эстетических и
других отношений и форм
общественного сознания.
Надстройка

Рассматривая общество как систему, мы уже отмечали такое его свойство, как способность к изменению, развитию. О постоянной смене состояний, форм организации общественной жизни, образа жизни людей свидетельствует историческое прошлое человечества. Издавна предпринимались попытки не только описать историю, но и осмыслить, истолковать события и явления прошлого, увидеть на уникальным общее, повторяющееся.
Интерес к прошлому не случаен: он помогает понять нам сегодняшний день и заглянуть в завтрашний. Но постижение истории, как вы уже знаете, дело не простое. Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Поскольку свидетельства, как правило, неполны, а события часто значительно удалены во времени, историческое описание может оказаться неточным. Одному испанскому писателю это дало основание в полушутливой форме так определить суть истории: это то, что порой никогда не происходило, описанное тем, кто никогда там не был.
Но не только в этом заключаются трудности осмысления прошлого. Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, почему это произошло, к каким последствия привело, какие цели преследовали его участники и т. п. При этом исследователь невольно переносит в прошлое черты той эпохи, современником которой он является. И не только иное время, другая эпоха влияют на толкование и оценку событий историком, сказываются и его личные позиции, ценностные приоритеты, мировоззренческие установки. Возможно, именно эту особенность исторического знания имел в виду французский философ Ш. Монтескье, утверждая, что история — это ряд выдуманных событий по поводу свершившихся.
Наряду с конкретно-историческим знанием, воссоздающим различные стороны в прошлом, велико значение тех выводов, которые делаются на основе анализа и обобщения этих знаний. Некоторые историки и философы пытаются мысленно охватить весь мировой исторический процесс, обнаружить общую направленность развития человечества, создать макротеории общественно-исторического развития.
Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Каждый из них дает свою социальную картину мира. Остановимся на тех, которые получили наибольшее распространение.

ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

ДВЕ ВЕТВИ СТАДИАЛЬНОГО ПОДХОДА К ИСТОРИИ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ

Проверьте себя

Подумайте, обсудите, сделайте

Поработайте с источником

Исторический процесс

Вспомните:
как решают философы вопрос о смысле и направленности общественного развития? В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к проблеме развития общества?

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

К. Маркс и Ф. Энгельс, как вы уже знаете, рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует свой способ производства, определенная система экономических отношений — базис общества, а также особый комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания, образующих надстройку общества. Базис определяет надстройку, но последняя не только отражает базис, но и в дальнейшем создает условия для его развития (закрепляя идеологические ценности, общественные нормы).

ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

ДВЕ ВЕТВИ СТАДИАЛЬНОГО ПОДХОДА К ИСТОРИИ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ

Сравнивая теорию общественно-экономических формаций и теорию постиндустриального общества, мы видим в них немало общего.

. Настоящий кризис не есть предсмертная агония западной культуры и общества, то есть кризис не означает ни разрушения, ни конца их исторического существования. Основанные лишь на биологических аналогиях, все подобные теории беспочвенны. Нет ни единого закона, согласно которому каждая культура проходила бы стадии детства, зрелости и смерти. Ни одному из приверженцев этих очень старых теорий не удалось показать, что же разумеется под детством общества или под старением культуры; каковы типичные характеристики каждого из возрастов; когда и как умирает данное общество и что значит смерть общества и культуры вообще.

§ 14. Исторический процесс

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.

Тип урока: урок-анализ.

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Следовательно, историческое описание может быть неточным.

Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, к каким последствиям привело, какие цели преследовались и т. д. При этом он невольно переносит в прошлое черты той эпохи, в которой он сам живет. То есть он вносит определенный субъективизм.

Попробуем и мы, погрузившись в далекое прошлое, обнаружить и проанализировать общую направленность развития человечества, т. е. создать макротеорию общественно-исторического процесса.

2. Теория локальных цивилизаций.

3. Теория общественно-экономических формаций.

4. Теория постиндустриального общества.

5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

II. Новый материал

Основное понятие - цивилизация. Определений цивилизации около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. civilis - гражданский.

Запись в тетрадь

Под цивилизацией понимают:

• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);

• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);

• общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);

• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);

• совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);

• заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).

Существуют множество определений цивилизации. Наиболее употребительное:

Запись в тетрадь:Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Определенные закономерности в развитии различных цивилизаций принадлежит

-основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития.

-Человек - творец истории, он стоит в центре прошлого и настоящего.

-Общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда.

Запись в тетрадь:Исторический процесс - смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время.

Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие. При изучении современности исследователи обращают самое пристальное внимание на национальную специфику государств.

Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы:

• линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая цивилизация, индустриальная и т. п.);

• локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: цивилизации Запада и Востока.

Переход от первобытности к цивилизации, т. е. к обществу, характеризующемуся производящим хозяйством, имущественной дифференциацией населения и зарождением государственности, происходил у разных народов далеко не одновременно. У некоторых он начался около семи тысяч лет назад, у большинства - позже. На Земле и сегодня живут еще родоплеменным строем сообщества, не знающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности.

Народы, переходящие к цивилизации, пережили изменения всех сфер общественной жизни.

В социальной сфере шел процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации. Свою важную роль здесь войны, а также обмен и торговля. При условии имущественного и социального неравенства выделялись социальные группы. На стадии разложения первобытности сложились три основных класса: знать, масса свободного населения (непосредственные производители) и рабы.

В духовной сфере изменения были не менее значимыми. Зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.

Запись в тетрадь:Для характеристики цивилизаций на линейно-стадиальной основе пользуются следующей периодизацией всеобщей истории:

• с глубокой древности до рубежа IV-III тысячелетий до н. э. - первобытность;

• с рубежа IV-III тысячелетий до н. э. до конца V в. - Древний мир;

• с конца V в. до конца XV в. - Средние века;

• с конца XV в. до конца XIX в. - Новое время;

• с конца XIX в. по настоящее время - Новейшее время.

Эта периодизация не является универсальной.

Для более подробной характеристики двух подходов к изучению истории давайте разобьемся на творческие группы.

Все группы должны наглядно презентовать результаты своей работы.

Н. Я. Данилевский (учение о культурно-исторических типах

Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение)

Цивилизации развиваются независимо друг от друга

Типология культур по О. Шпенглеру

Цивилизация переживает стадии:

• потери творческих сил.

Слабости данной теории:

• преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций;

• определенная биологизация фаз развития цивилизации.

Теория общественно-экономических формаций

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс

Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций

Ключевое понятие данной концепции - категория общественно-экономической формации, которые сменяют друг друга

Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства

Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Сильные стороны: просто и универсально объясняет процесс развития людей

Слабые стороны: фатализм, безальтернативность, принижает роль человека.

Теория постиндустриального общества

Представители: Д. Белл

Учение О. Тоффлера

2. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

Давайте подведем итоги того, о чем говорили сегодня на уроке. Мы познакомились с двумя подходами в изучении истории развития человечества. Посмотрите на таблицу.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

• увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;

• представить историю человеческого общества как единый процесс;

• установить определенные законы исторического развития общества;

• предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.).

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций.

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов

При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом.

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества

• выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества;

• обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере;

Читайте также: