Достопримечательности чернушки с описанием

Обновлено: 08.07.2024

8 февраля планируется отключение электроэнергии в Чернушке: *с 9.00 до 12.00 и с 13-00 до 17-00: п. Францево, 10, 33; ул. Первомайская, 59-69, 42, 42а; ул. Тельмана, 1г; ул. Горького, 49. Телефоны для справок: 4 06 09

С 4 по 6 февраля в г. Киров прошли соревнования по плаванию. 1 этап Кубок Золотого Кольца. Наши пловцы: Бурков Роман на дист 50 батт. и 100 батт занял 2 третьих места;ф Сахаров Семён на дист 50 брасс занял 3 место. Поздравляем!

7 февраля планируется отключение электроэнергии в Чернушке: *с 9.00 до 12.00 и с 13-00 до 17-00: ул. Луначарского,4, 3-15. Телефоны для справок: 4 06 09

Если вы заболели, не ждите понедельника, в выходные работают дежурные ковид-центры. Сегодня в Чернушинском округе, кроме скорой помощи, задействованы ещё 12 бригад. Они ведут приём в поликлинике и берут мазки, также выезжают к пациентам на дом. На призыв о помощи медикам откликнулись руководители муниципальных предприятий и волонтёры. На предоставленном ими транспорте врачи могут оперативнее добираться до тех, кто нуждается в помощи. График работы ковид-центров на выходные и перечень будет

4 февраля планируется отключение электроэнергии в Чернушке: *с 9.00 до 12.00: пер. Банковский, 13а ул. Мира, 27,23. *с 9-00 до 17-00: ул. Красноармейская, 93, 95, 97, 99; ул. Коммунистическая,39-45, 24-30; ул. Подлесная; территория ПМК-333. *с 13-00 до 16-00: ул. Мира, 27,25.

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

2. Памятник летчикам-землякам и выпускникам школы пилотов, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В честь авиаторов-чернушан, славно сражавшихся в небе во время Великой Отечественной войны, установлен на опушке леса памятник – вздымающийся в небо самолет МИГ-17. Трое из летчиков - чернушан удостоены звания Героя Советского Союза: Е. Францев, С. Красноперов, С. Иванов. В военные годы в Чернушке базировалась школа пилотов ВВС и ВМФ. Самолет подарен городу при содействии знаменитого летчика А. Покрышкина. Памятник открыт 15 августа 1982 г.

3. Храм Спиридона Тримифунтского Главное архитектурное украшение Чернушки — храм Спиридона Тримифунтского в неовизантийском стиле. Он расположен на перекрестке улиц Парковой и Коммунистической. Строительство церкви велось с 2011 года, а с 2014 там проводятся регулярные службы. Храм назван в честь Святителя Спиридона Тримифунтского, который родился в конце III века на острове Кипр.

4. Памятник святым благоверным князьям Муромским Петру и Февронии. 7 ноября 2014 года напротив храма во имя Святителя Спиридона был установлен памятник святым благоверным князьям Муромским Петру и Февронии. Такие скульптурные композиции устанавливаются в российских городах с 2009 года с целью создания положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине

Город Чернушка в географическом отношении расположен очень выгодно и удобно—в самом центре района. Отсюда разбегаются дороги в западные, восточные, северные и южные деревни и села. Из Чернушки можно начать путешествие в любом направлении. Отправимся в дорогу и мы, чтобы оглядеть окрестности и познакомиться с природным и культурным насле-дием этого края.

Если вы выбираете, куда поехать, то знайте: поселок Николаевский—это точка номер один на карте Чернушинского района. Наш путь лежит в южном направлении. Проехав по старой Чернушке, мы выезжаем за пределы города и через несколько километров встречаем на пути одноиз старинных сел района—Тауш.

Свое название село получило по имени речки, впадающей в реку Танып почти сразу за селом. Известно селение уже с 1830 г. Почти 180 лет стоит оно на берегах Тауша, а по чернушинским меркам это довольно много. Не-большая деревня, основанная чердынскими крестьянами, Тауш быстро превратилась в крупное село, административный, церковный и торговый центр округи. Согласно списку церквей и приходов Пермской губернии деревянная Свято-Троицкая двухпрестольная церковь была здесь возведена в 1860 г. В эти же 1860-е гг. село становится центром Таушинской волости

Осинского уезда. В начале ХХ в. в Тауше насчитывалось 143 двора с 705 жителями, имелись земские мужская и женская школы, библиотека,

волостное правление, земская станция—все то, что необходимо было иметь волостному центру. По субботам в Тауше собирался еженедельный базар, а 30 ноября (по старому стилю) проходил зимний Андреевский торжок. Сегодня в старом Тауше, когда-то центре села, несколько зданий напоминают о той прошлой, дореволюционной жизни. На месте старой церкви, к сожалению, не сохранившейся, стоит поклонный крест, постав-

ленный уже в наше время. Но напротив него еще можно увидеть несколько зданий, построенных в начале ХХ в.

Миновали деревню Таныпские Ключи—и можно сразу ждать встречи с Николаевским. Первым мы увидим величественный храм. История этого храма, как и всего поселка, связана со многими именами в истории края. Как мы отмечали, земля, где был основан пос. Николаевский и ряд окрестных деревень, в прошлом была приобретена статским советником Чадиным у башкир. Тогда же был пущен в действие и винокуренный завод. Владельцы имения и за-вода неоднократно менялись. В 1851 г. имение

приобретает Павел Дмитриевич Дягилев. В то время Павел Дмитриевич уже был отставным военным, он прошел русско-турецкую кампанию 1828—1829 гг. и закончил службу в чинемайора. Обладая большими капиталами, Павел

Крестьяне окрестных деревень и сегодня помнят рассказы прадедов о том, что для крепости стен строительный раствор замешивали на яйцах и молоке. К оформлению интерьера приложил силы и талант сам Павел Дягилев. По его эскизам на Петербургской мебельной фабрике было изготовлено внутреннее убранство церкви. Иконы и внутренние фрески выполнялись лучшими петербургскими живописцами той эпохи и были копиями выдающихся православных икон из Киево-Печерской лавры, из московского храма Спаса-на-Бору и др. Ряд икон был доставлен из заграницы—из Иерусалима, из Бари (Италия). В январе 1891 г. наследники Дягилева

продали Николаевский завод новому хозяину—крестьянину Таушинской волости Н. Д. Сибирякову. Со смертью П. Д. Дягилева время расцвета Николаевского завода закончилось. Сам поселок никогда не был большим населенным пунктом—в начале ХХ в. он насчитывал 8 дворов с населением 64 чел., в 1926 г.—18 дворов с 74 жителями.

В советское время Николаевский храм был закрыт, позднее превращен в картофелехранилище. Колокола сняты и отданы на переплавку.

Недалеко от Емаша расположилась и деревня Трушники, обычная чернушинская деревня, основанная выходцами из разных мест Пермской

Ой, деревня, ой, деревня, во деревне пруд-река.

Ручейки стекают в реку, потихонечку журча.

Наши предки говорили триста лет тому

«Как же нам свою деревню, как же нам ее

По фамилии решили наши Трушники назвать,

А потом, как ручеечки, стали люди приез-

Хороводы тут водили и творили чудеса,

Звонки песни раздавались и летели в небеса.

Трушники вы, трушниковцы, расселяйтесь во

Ты служи нам верой-правдой, наш Драницын-

Ой, деревня, ой, деревня, как теперь ты

У тебя, моя деревня, чисто русская душа.

возвышается в центре села, но, к сожалению, до сих пор не восстановлена. Некогда Бедряж собирал крестьян на два ежегодных Торжка: Ильинский—в престольный Ильин день (20 июля, или 2 августа по новому стилю), и Михай-

ловский (8 ноября, или 21 ноября по новому стилю).

Небольшая деревня Зверево имеет особую значимость Это один из духовных центров Чернушинского района. В начале ХХ в. Зверево—обычная деревня в Рябковской волости, в ней 90 дворов и приход с часовней. Однако в советское время, пору гонений на православие, именно этой деревне с ее часовней выпало стать форпостом православия не только в районе, но и за его пределами. В конце 1920-х гг. часовня была закрыта, однако верующие района в 1941 г. написали обращение в Совет Министров СССР с просьбой об открытии храма. В 1944 г. разрешение было получено, а после пристрой-ки алтаря часовня преобразована в храм, в ней начались службы. Многие чернушане были крещены в зверевской церкви. И сегодня Зверево остается духовным центром района—старую деревянную церковь смногочисленными пристроями в 1990-е гг. сменил вновь построенный

Духовным центром района в начале ХХ в. была и деревня Капкан. В 1913 г. на Капканской горе возникает Свято-Преображенская мужская ощина, которую основали монахи Белогорского миссионерского мужского монастыря, и возводится храм. Одной из причин возникновения православной обители, как и появления церкви в 1914 г. в деревне Нижний Козьмяш, былораспространение в Рябковской волости Осинского уезда баптизма. Широким распространением баптизма обеспокоились в Пермской епархии, что и привело к решению открыть мужской монастырь и миссионерской деятель-ностью оградить русское православное население от перехода в баптизм. Община на горе Капкан просуществовала недолго: она была закрыта в конце 1920-х гг. и больше не возрождалась. Исчез не только монастырь со Свято-Преображенским храмом, но и сама Капканская гора—вместе с целебным родником она была частично срыта в годы советской власти. Только памятный крест у подножия горы сегодня напоминает о былой духовной истории этой деревни.

Деревни Сульмаш и Аминькай—единственные татарские деревни в Чернушинском районе. И если Сульмаш—один из самых старых населенных пунктов района, то Аминькай образовался в 1920—1930-е гг. как выселок из Сульмаша. В татарских деревнях все хранит свой национальный уклад. Несколько отличаются дома—по традиции, их чаще всего принято обшивать и красить, а на усадьбе хозяйственные постройки ставят отдельно от жилых, располагая по всему периметру двора. В центре деревни, как и в ХIХ в.,—мечеть, не только духовный, но и архитектурный центр села. Сульмашинцы

хранят свои обычаи. Всюду слышна татарская речь, причем значительно отличающаяся от литературного татарского языка. Дело в том, у пермских татар—свои говоры, а сульмашинцы, поселившись вдалеке от других татарских и башкирских деревень, имеют свои особенности в разговоре.

Село Рябки также достаточно быстро стало важным административным, духовным и торговым центром округи, центром Рябковской волости Осинского уезда. С 1869 г. здесь существует каменный Христо-Рождественский храм, ставший в начале ХХ в. местом пребывания благочинного. В начале ХХ в. числилось в селе 150 дворов с населением 570 человек, по вероисповеданию—православные, старообрядцы и баптисты.

Здесь располагались волостное правление, квартира земского начальника, земская станция, земская больница. Имелись двухклассное училище министерства народного просвещения, земская женская школа. В 1892 г. при начальном народном мужском училище открылась первая на территории района библиотека, с нее ведет свою историю библиотечное делоЧернушки. В 1884 г. в Рябках открывается фельдшерский пункт (первое медицинское учреждение такого уровня на территории современной Чернушки). Еженедельно по воскресеньям вся округа собиралась на Рябковский базар, а по праздникам Благовещенье (25 марта по старому стилю), Петров день (29 июня), Рождество (25 декабря) проводились ярмарки. Не случайно именно это село в первые годы советской власти было выбрано центром вновь образованного Рябковского района и до 1925 г. имело статус районного центра. Но сегодня Рябки с его богатой историей—обычное село большого и густонаселенного района.

(30 декабря по старому стилю) и двух Ивановских ярмарок (23 июня и 25 сентября). В селе в то время имелся молитвенный дом во имя Святителя Василия Великого, решался вопрос о строительстве церкви.

Одной из первых церквей района можно считать Введенский храм, построенный в 1874 г. и превративший деревню Тюй Рябковской волости в село с престольным праздником Введения и ярмаркой, приуроченной к этому празднику.

В Чернушинском районе более 80 сел и деревень. Мы с вами побывали только в малой части самых больших и известных поселений. Это не значит, что другие менее интересны—каждая деревня хранит и создает свою историю, живет своими обычаями, каждая дорога и близка чернушанам. И для каждого из них открытие большой Родины начинается с небольшой де-ревни—Богатовки, Караморки, Ашши, Ореховой Горы, Атряшки…

Фольклор

Чернушинская земля богата своим культурным наследием. Пермские

исследователи неоднократно отмечали удивительную сохранность

старинного народного песенного творчества на чернушинской земле.

Не случайно ни один из фольклорных сборников Прикамья не обходится

без песен, записанных на этой территории. И сегодня здесь живет интерес к песням, созданным в стародавние, и в близкие к нам времена. Работают

Черну́шка — город (с 1966 года) на юге Пермского края в Российской Федерации. Административный центр Чернушинского муниципального района, с 23 февраля 2019 года после реформы местного самоуправления является также административным центром Чернушинского городского округа.

Население — 33 308 [1] чел. (2021). Площадь города — 29,11 км² [3] .

На территории города расположена железнодорожная станция Чернушка на линии Москва — Казань — Екатеринбург Горьковской железной дороги.

Промышленный центр юга Пермского края, где действуют предприятия нефтяной, строительной и перерабатывающей отраслей.

Читайте также: