Дорожка в саду живерни моне
Добавил пользователь Skiper Обновлено: 19.09.2024
Сад Моне в Живерни — место, где жил Клод Моне, известно своим красивым садом и домом. Находится на северном берегу Сены в деревне Живерни.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Художник-импрессионист Клод Моне жил в Живерни 43 года, начиная с 1883 года. Впервые он увидел это место из окна поезда и буквально влюбился в эти края. Несмотря на то, что мир знает Моне как потрясающего мастера импрессионизма, сам художник полагал своим подлинным шедевром чудесно спланированные сады, спускающиеся к реке Эпте.
Сам дом - длинный, низкий, с зелеными ставнями и ступенями, покрашен розовой краской. Внутри все осталось точь-в-точь, как было при Моне - он жил здесь со своей возлюбленной, на которой впоследствии женился, и своими восемью детьми. В доме-музее нет оригинальных полотен художника, а на стенах до сих пор висят чудесные японские гравюры.
Посыпанные гравием дорожки ведут из одной части сада в другую. На каждом повороте открывается новый вид, свет тоже меняется, не только благодаря перемещению солнца, но и в зависимости от посаженных здесь плакучих ив и рододендронов. Именно эта перемена освещения очаровала Моне, и он писал свой сад снова и снова.
В мае - июне расцветает вистерия над японским мостиком, однако, когда бы вы ни приехали, сад будет великолепен. Пруд с лилиями очарователен в конце июля и начале августа, однако здесь более 100 000 растений-многолетников, и каждый год высаживают почти столько же однолетников, так что парк - подлинное изобилие цветов, ароматов и бабочек.
Музей работает с апрель по октябрь, во все дни, кроме воскресенья. С 9.30-18.00; вход до 17.30, нет предварительной продажи билетов; дом и сады — 5,50 €, только сады — 4 €.
Как добраться
Поездом из парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, затем пересесть на автобус, который поможет преодолеть оставшиеся 6 км до сада Моне. Также взять напрокат велосипед за 12 евро в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала, либо пройти пешком. От вокзала нужно пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.
На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.
Оскар Клод Моне
Перед живописцами всегда стояла задача найти натуру. Импрессионизм с его массовым использованием пленэра (небольшого переносного холста для рисования на открытом воздухе) нуждался в этом особенно. В своих поисках Моне исколесил всю Европу. Однако ему постоянно не хватало цвета, яркости, солнца. Художник еще на заре своего творчества изображал парки, клумбы и парки, но это было в период, называемый искусствоведами предимпрессионизмом.
Сад Клода Моне. Окунувшись в частную жизнь Клода Моне в его доме в Живерни, мы продолжаем знакомиться со взглядами мастера на устройство своего пространства в саду Кло-Норман и в Водном саду.
Клод Моне и садоводство. Сад Клода Моне
С того момента, как Моне приехал в Живерни, и до самой своей смерти он из года в год руководил высадкой тысяч семян, надзирал за выращиванием сотен сортов цветов и растений, наблюдал за разгрузкой бессчётного количество вагонов с плодородной землёй, для того, чтобы облагородить бедные почвы Живерни. В конце первого лета он выиграл битву за время и уже смог любоваться маками, мальвой, хризантемами, подсолнухами, белыми и жёлтыми маргаритками, гладиолусами, георгинами, алыми и японскими лилиями.
Со временем в защищённом от ветра месте появились первые рождественские розы.
Мастер устраивал не просто сад, он создавал постоянный источник вдохновения для своих полотен.
Но прежде чем разбить цветник своей мечты, ему пришлось преодолеть немало препятствий. Во-первых, природные условия в Живерни были не совсем подходящими для сада. Во-вторых, финансовое положение мастера поначалу было незавидным. Но Моне испытывал необыкновенный азарт садовника и долго не раздумывал, когда тратил значительные суммы на обустройство своего сада.
Все биографы великого импрессиониста не сомневались в том, что мастер родился художником. Но никто не может ответить на вопрос, как он заразился садоводством и откуда черпал свой талант знающего и опытного цветовода и садовода? Известно, что страсть к садам Моне испытывал ещё в Аржантёй (Argenteuil), но это совсем не называет источник его вдохновения и не приоткрывает завесу тайны его глубокого вдохновения, которое позволило создать сад в Живерни настолько очаровательным и оригинальным.
Клод Моне — художник-садововод
Кло-Норманд или сад Нормандия
Кло-Норманд или сад Нормандия, – так назвал художник свой сад. Продумывая организацию клумб и цветников, он чувствовал сад также, как он чувствовал свои картины. И те принципы, которые он применил к Кло-Норманд, позже он воплотит в водном саду. Он ничего не сажал без предварительного серьёзного размышления. Моне разбивал сад для того, чтобы потом писать его и не собирался писать то, что уже выросло. Эти два принципа были для него неразделимы, сад художника должен был стать предметом для полотен, моделью для рисования.
Клумбы обрамляли главную дорожку и где бы вы ни стояли, с любой точки должна была просматриваться вся площадь цветника. Большое значение отводилось стрижке деревьев и кустарников. Они открывали вид на холм, который был своего рода предсказателем погоды: серый плотный туман над ним означал дождь и непогоду, если же его очертания ясно читались в голубоватой нежной и движущийся дымке, предстоял солнечный день.
В борьбе за пространство
Но, в первую очередь, Моне набросился на деревья, которыми, несомненно, предыдущий хозяина дома очень гордился. Он пощадил пару тисов, которые обрамляли вход на центральную аллею парка, но спилил кипарисы и срыл ужасные, прозаические клумбы-ящики.
У госпожи Моне были другие взгляды на растения в саду. Алису ужасала даже сама мысль о рубке деревьев. Они долго обсуждали этот вопрос и Моне согласился оставить ели. А Алиса смирилась с тем, что у них безжалостно обрезали ветви, укоротили наполовину и превратили в подпоры для роз, чтобы те вились по толстым стволам. В конце концов, изуродованные пни прекратили неравную борьбу за выживание, загнили и погибли.
Тогда мастер, наконец, вздохнул свободно. И также просторно стало дорожкам в саду. Розы обвили арки железных конструкций и сформировали зелёный, открытый свету и воздуху тоннель.
Под ним шли цветочные клумбы и с обеих сторон обрамляли тропинку по всей её длине. Они походили на широкую мягкую подушку правильной и слегка вытянутой формы.
Садовники Живерни
Фруктовый сад прежнего хозяина также не уцелел, он превратился в цветник и площадь, занятая цветами, значительно увеличилась. Появилось удивительное их множество и разнообразие! До Моне в Живерни никогда не было столько цветников и оранжерей! Чтобы должным образом за ними ухаживать, нужен был толковый и грамотный специалист. Один из знакомых Моне, доктор Мирбо (Mirbeau), сам страстный садовод, порекомендовал художнику сына своего садовника, Феликса Брёйя (Felix Breuil). Теперь в усадьбе Живерни работали два специалиста – один руководил работами в Кло-Норманд, а другой – в Водном саду, но старшим был Феликс Брёй. Он продолжал работать в саду и после смерти мастера под началом сына Моне – Мишеля и его падчерицы Бланш. Феликс и его напарник – Лебре (Lebret) полностью отдавали себя саду и достигли невозможного. Но ими всегда твёрдо руководил сам хозяин, он был истинным лидером, жёстким и справедливым.
Кроме двух главных садовников, под их началом работали ещё пять помощников, один из которых всё время присматривал за Водным садом.
Брёй и Лебре всегда стремились применять новейшие на то время разработки. Моне не препятствовал их нововведениям. Вместе они старались создать мир очарования и оазис красоты. И даже теперь, когда посетитель переступает порог этого особенного мира, он находит в нём убежище от повседневной жизни. Кажется, время течёт в другом измерении, что оно остановилось и замедлилось в этом безупречном необитаемом острове гармонии цвета.
Розы. Сад Клода Моне
От дома гостей отделяют всего несколько шагов. Его фасад исчезает за фестонами вьющихся растений и роз Вирджиния.
Их обрамляли клумбы ирисов, они тоже различались по цвету, разные оттенки никогда не смешивались. Как и розы, Моне очень любил ирисы и высадил у себя почти все существующие тогда сорта.
Восточный сад Клода Моне
Если Клод Моне не уезжал в поисках новых сюжетов, то каждое утро он начинал с прогулки по саду – он проверял состояние растений, выпрямлял упавшие, пересаживал, какие-то удалял – ничего не ускользало от его внимательного взгляда. Ежедневно он осведомлялся о погоде по барометру и термометру и пристально смотрел на соседний холм, предсказывая погоду по его виду.
Каждый день мастер соблюдал собственно выработанные правила – пустой клочок земли был для него анафемой, он избегал тёмных цветов, и обожал, чтобы было как можно больше цветов голубых. Ему всегда казалось, что в саду недостаточно голубых оттенков, а в природе этот цвет встречается довольно редко. Он очень любил, чтобы растение давало только один цветок и допускал двойные бутоны только у роз и пионов. Также мастер не терпел обильной листвы без цветов.
Что бы ни выращивал Моне в своём саду, оно было организовано в монохромные блоки, составленные таким образом, чтобы их было видно по диагонали. Таким образом, сад цвета шафрана переходил в бронзовый сад, малиновый сад в розовато-лиловый и так далее, сочетания цветов и их интенсивность была беспримерной!
Зимой, когда буйство красок и цветов сменялось состоянием покоя и обнажалась строгая геометрическая разлиновка сада, ничего не могло сравниться с умиротворяющей прогулкой и посещением теплицы. Там хрупкие водяные лилии перемешивались с зарослями папоротника, с извилистой серебряной листвой тилландзии (tillandsia), подставками со спрекелией (sprekelias) и другими экзотическими растениями, чьи названия давно утеряны. Они выглядели колючими и неряшливыми, с отросшими гребнями, столь непривычными для западного глаза. Было, чему восхищаться и удивляться!
Для Моне его Кло-Норман стал не просто садом, он был продолжением его дома, где он очень любил принимать посетителей. Для работы сад был абсолютно незаменим – он служил его инструментом и его студией на пленэре – в этом саду он создал множество бесценных полотен! Художник всегда испытывал потребность создать свой собственный мир, где окружающие его цвета отвечали бы его собственному вкусу и свои идеи он воплотил именно в Кло-Норман.
Водный сад Клода Моне
Но идиллия его сада была бы неполной без Водного сада.
Моне много лет лелеял мысль о своём пруде с кувшинками и лилиями. Но прошло 10 лет с тех пор, как Моне поселились в Живерни, когда представилась возможность устроить пруд в саду. Небольшой прудик с несколькими кувшинками уже существовал недалеко от их усадьбы. Он образовался в 1860 году, когда прокладывали железную дорогу и устроили насыпь.
Мечтала о собственном пруде и Алиса — она не могла забыть озеро в Монжеро (Montgeron). Для четы Моне устройство собственного пруда притягивало и было их страстным желанием.
Но художник был не первым, кто решил устроить пруд в Живерни. За несколько веков до него в Живерни работали монахи одного из руанских монастырей. Их целью было осушить окрестные земли. В средние века именно святые отцы отвели ручей Рю и создали систему шлюзов для того, чтобы зарыбить пруд. Рю стал рукотворным рукавом реки Эпт (Epte), притока Сены. Моне пришла в голову идея чуть-чуть изменить русло Рю, чтобы его собственный пруд питался её водами, а шлюзы естественным образом возвращали бы воду назад в Эпт.
Но общественность в Живерни резко воспротивилась планам мастера. Префект округа запретил какие-либо работы, а многие жители Живерни осуждали планы Моне, даже не имея достаточных для этого оснований. В марте 1893 году Моне написал несколько писем в префектуру. Об ответах его уведомляла Алиса, сам художник работал над серией Руанских соборов и оставался в Руане.
Наконец, в июле разрешение на работы было получено!
Свой первый пруд Моне решил сделать прямоугольным и устроил над ним выгнутый японский мостик.
В начале ХХ века Моне решил изменить зелёные насаждения в пруду и его Водный сад стал приобретать восточный вид. По берегам высадили бамбук, некоторые его виды прислала кузина Алисы из Индокитая.
Пруд сильно изменился и японский мостик исчез с картин мастера. Он вновь появился на них только после 1911 года, когда у Моне стала прогрессировать катаракта. Но пока это не отразилось на картинах художника, он писал водную гладь и всё, что она отражала, невзирая на погоду и время года.
Его работу над картинами прервали следующие изменения в Водном саду – Моне задумал изменить и расширить его очертания и пока вынимали грунт, художник вновь вернулся в Кло-Норман.
Когда работы завершились, Моне мало работал в своей усадьбе – ему мешали любопытные, которые толпами приезжали в Живерни.
Мастер стал часто выезжать и писал в других местах.
Водный сад Моне после смерти жены
В третий раз пруд изменили в 1911 году. В этом же году умерла Алиса Осшеде-Моне. Смерть жены сильно подкосила художника. Он бросил рисовать, всё время повторял, что жизнь его кончена, что всё, написанное ими за прошедшие годы — никуда не годные второсортные картинки. Но, тем не менее, пруд снова изменился. Изменился и японский мостик, его украсили китайские глицинии, цветущие фиолетовыми цветками, затем их сменили белые японские глицинии.
На склоне лет. Клод Моне в Живерни
Но дети не могли оставить отца и отчима в одиночестве. В Живерни приехала овдовевшая Бланш и младший сын художника, Мишель Моне. Они оставались с Клодом Моне до самого его конца. Но дом, прежде столь живой и весёлый, опустел. Комнаты, всегда полные смеха, детской возни, дружеских разговоров друзей, гостей и многочисленных посетителей теперь слышали лишь приглушённые шаги трёх взрослых обитателей, каждый из них был погружён в своё горе.
Моне пережил и это несчастье. Он всегда очень легко погружался в тоску и также легко из неё выходил. Несмотря на возраст и проблемы со зрением, он не собирался сдаваться и понемногу мысль о серии картин с видами пруда полностью овладела им.
Мастер вернулся к работе, ведь именно для неё он переделал Водный сад в третий раз! Для возможности писать на месте, он решился построить новую, третью мастерскую в 100 метрах от пруда.
Большая Мастерская водяных лилий
Водный сад Клода Моне сегодня полон жизни. Мы можем судить о том, как пруд выглядел до всех изменений не только по фотографиям. Каждый этап устройства пруда остался запечатлённым в сериях полотен мастера, в тех его работах, которыми восхищаются уже несколько поколений поклонников импрессионизма.
Моне оставил нам в наследство не только свои неподражаемые, полные света картины, но и свои удивительные сады.
Семейное захоронение Моне
В Живерни есть ещё одно место, которое обязан посетить всякий уважающий себя путешественник и поклонник таланта великого мастера. Это место его последнего упокоения на скромном сельском кладбище. Клод Моне, его вторая жена Алиса, сыновья и дети Алисы похоронены здесь же, в Живерни. Чтобы почтить их память и побывать у семейного склепа Моне-Осшеде, нужно пройти на другой конец деревни.
На полпути к вершине холма стоит древняя романская церковь святой Радегонды.
Ещё в 1891 году Клод и Алиса выбрали место напротив алтаря и решили, что все они будут похоронены здесь.
В 1911 художник похоронил здесь Алису, а в 1914 — старшего сына, Жана Моне. Следующим, в 1926 году стал он сам, а после него, в 1947 году, уходят его падчерица и невестка Бланш Осшеде-Моне, затем — Габриель, жена младшего сына Мишеля Моне и в 1966 году — последний Моне — Мишель.
Цветы на могиле сменяют друг друга также, как и в саду художника. Они перестают цвести лишь в холодное время года.
Клод Моне. В последний путь
С 1891 года когда великий мастер решил, где будет упокоен и до его смерти было достаточно времени, чтобы распорядиться о похоронной церемонии. Он терпеть не мог никакого проявления хвастовства и не хотел гражданской панихиды. Он распорядился о тихой частной процессии, на которой присутствовали бы самые близкие люди. Его пасынок, Жан-Пьер Осшеде получил указания от мастера после его кончины позвонить префекту и сказать, чтобы над новопредставленным никто не произносил никаких речей.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Все интересное в искусстве и не только.
Сад, Моне и Живерни
Каждый год более 500 000 человек отправляются в Живерни, чтобы посетить место, которое они видели прежде на картинах.
Они находят очаровательный розовый фермерский дом с изумрудно-зелеными ставнями, расположенный среди блестящих клумб, которые переполняются тюльпанами, лавандой или подсолнухами, следуя указателям идут к оазису плачущих ив и побегов бамбука, где можно плавать по пруду, заполненному кувшинками.
Это идиллическое место - студия под открытым небом и прообраз для самых известных картин в мире. Это сады Клода Моне в Живерни и они уже давно понимаются как произведение искусства в своем собственном праве.
Недавно, 10 июля, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дьриан объявил, что этот сад станет кандидатом на назначение объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это достижение объясняется в немалой степени Гилбертом Вахе, главным садовником Живерни.
А в саду Клода Моне в Живерни не осталось ни одного растения, посаженного самим художником. Когда в 1866 году погиб сын Моне Мишель, розовый дом стал собственностью государства, но до 1977 года садом никто не занимался.
Садовник Gibert Vahé получил работу в Живерни и огромный сад, засохший и заросший бурьяном. Чтобы восстановить его, понадобилось 4 года работы и большое научное исследование: он изучал письма Моне, фотографии, конечно, картины, разговаривали с родственниками, соседями художника, которые еще могли вспомнить, где что росло.
Сейчас вместе с Gibert Vahé в саду Живерни работает постоянная команда из 10 человек и множество садоводов-волонтеров.
Некоторые фрагменты сада команда постаралась восстановить с безупречной точностью, но в общем это не главное. Gibert Vahé старается воссоздать прежде всего плотность посадок и цвето-световые эффекты, обязательно высаживая светлые цветы на затененных участках и рядом с цветами темных оттенков.
Читайте также: