Дорожка в саду живерни моне

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Сад Моне в Живерни — место, где жил Клод Моне, известно своим красивым садом и домом. Находится на северном берегу Сены в деревне Живерни.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Художник-импрессионист Клод Моне жил в Живерни 43 года, начиная с 1883 года. Впервые он увидел это место из окна поезда и буквально влюбился в эти края. Несмотря на то, что мир знает Моне как потрясающего мастера импрессионизма, сам художник полагал своим подлинным шедевром чудесно спланированные сады, спускающиеся к реке Эпте.

Сам дом - длинный, низкий, с зелеными ставнями и ступенями, покрашен розовой краской. Внутри все осталось точь-в-точь, как было при Моне - он жил здесь со своей возлюбленной, на которой впоследствии женился, и своими восемью детьми. В доме-музее нет оригинальных полотен художника, а на стенах до сих пор висят чудесные японские гравюры.

Посыпанные гравием дорожки ведут из одной части сада в другую. На каждом повороте открывается новый вид, свет тоже меняется, не только благодаря перемещению солнца, но и в зависимости от посаженных здесь плакучих ив и рододендронов. Именно эта перемена освещения очаровала Моне, и он писал свой сад снова и снова.

В мае - июне расцветает вистерия над японским мостиком, однако, когда бы вы ни приехали, сад будет великолепен. Пруд с лилиями очарователен в конце июля и начале августа, однако здесь более 100 000 растений-многолетников, и каждый год высаживают почти столько же однолетников, так что парк - подлинное изобилие цветов, ароматов и бабочек.

Музей работает с апрель по октябрь, во все дни, кроме воскресенья. С 9.30-18.00; вход до 17.30, нет предварительной продажи билетов; дом и сады — 5,50 €, только сады — 4 €.

Как добраться

Поездом из парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, затем пересесть на автобус, который поможет преодолеть оставшиеся 6 км до сада Моне. Также взять напрокат велосипед за 12 евро в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала, либо пройти пешком. От вокзала нужно пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.

Оскар Клод Моне


Перед живописцами всегда стояла задача найти натуру. Импрессионизм с его массовым использованием пленэра (небольшого переносного холста для рисования на открытом воздухе) нуждался в этом особенно. В своих поисках Моне исколесил всю Европу. Однако ему постоянно не хватало цвета, яркости, солнца. Художник еще на заре своего творчества изображал парки, клумбы и парки, но это было в период, называемый искусствоведами предимпрессионизмом.

Сад Клода Моне. Окунувшись в частную жизнь Клода Моне в его доме в Живерни, мы продолжаем знакомиться со взглядами мастера на устройство своего пространства в саду Кло-Норман и в Водном саду.

Клод Моне и садоводство. Сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Цветы в саду Живерни

С того момента, как Моне приехал в Живерни, и до самой своей смерти он из года в год руководил высадкой тысяч семян, надзирал за выращиванием сотен сортов цветов и растений, наблюдал за разгрузкой бессчётного количество вагонов с плодородной землёй, для того, чтобы облагородить бедные почвы Живерни. В конце первого лета он выиграл битву за время и уже смог любоваться маками, мальвой, хризантемами, подсолнухами, белыми и жёлтыми маргаритками, гладиолусами, георгинами, алыми и японскими лилиями.

Со временем в защищённом от ветра месте появились первые рождественские розы.

Цветы в саду Живерни

Мастер устраивал не просто сад, он создавал постоянный источник вдохновения для своих полотен.

Но прежде чем разбить цветник своей мечты, ему пришлось преодолеть немало препятствий. Во-первых, природные условия в Живерни были не совсем подходящими для сада. Во-вторых, финансовое положение мастера поначалу было незавидным. Но Моне испытывал необыкновенный азарт садовника и долго не раздумывал, когда тратил значительные суммы на обустройство своего сада.

Все биографы великого импрессиониста не сомневались в том, что мастер родился художником. Но никто не может ответить на вопрос, как он заразился садоводством и откуда черпал свой талант знающего и опытного цветовода и садовода? Известно, что страсть к садам Моне испытывал ещё в Аржантёй (Argenteuil), но это совсем не называет источник его вдохновения и не приоткрывает завесу тайны его глубокого вдохновения, которое позволило создать сад в Живерни настолько очаровательным и оригинальным.

Клод Моне — художник-садововод

Кло-Норманд или сад Нормандия

Кло-Норманд или сад Нормандия, – так назвал художник свой сад. Продумывая организацию клумб и цветников, он чувствовал сад также, как он чувствовал свои картины. И те принципы, которые он применил к Кло-Норманд, позже он воплотит в водном саду. Он ничего не сажал без предварительного серьёзного размышления. Моне разбивал сад для того, чтобы потом писать его и не собирался писать то, что уже выросло. Эти два принципа были для него неразделимы, сад художника должен был стать предметом для полотен, моделью для рисования.

Клумбы обрамляли главную дорожку и где бы вы ни стояли, с любой точки должна была просматриваться вся площадь цветника. Большое значение отводилось стрижке деревьев и кустарников. Они открывали вид на холм, который был своего рода предсказателем погоды: серый плотный туман над ним означал дождь и непогоду, если же его очертания ясно читались в голубоватой нежной и движущийся дымке, предстоял солнечный день.

В борьбе за пространство

Цветы в саду Клода Моне

Но, в первую очередь, Моне набросился на деревья, которыми, несомненно, предыдущий хозяина дома очень гордился. Он пощадил пару тисов, которые обрамляли вход на центральную аллею парка, но спилил кипарисы и срыл ужасные, прозаические клумбы-ящики.

В саду Клода Моне

У госпожи Моне были другие взгляды на растения в саду. Алису ужасала даже сама мысль о рубке деревьев. Они долго обсуждали этот вопрос и Моне согласился оставить ели. А Алиса смирилась с тем, что у них безжалостно обрезали ветви, укоротили наполовину и превратили в подпоры для роз, чтобы те вились по толстым стволам. В конце концов, изуродованные пни прекратили неравную борьбу за выживание, загнили и погибли.

Тогда мастер, наконец, вздохнул свободно. И также просторно стало дорожкам в саду. Розы обвили арки железных конструкций и сформировали зелёный, открытый свету и воздуху тоннель.

Под ним шли цветочные клумбы и с обеих сторон обрамляли тропинку по всей её длине. Они походили на широкую мягкую подушку правильной и слегка вытянутой формы.

Садовники Живерни

Фруктовый сад прежнего хозяина также не уцелел, он превратился в цветник и площадь, занятая цветами, значительно увеличилась. Появилось удивительное их множество и разнообразие! До Моне в Живерни никогда не было столько цветников и оранжерей! Чтобы должным образом за ними ухаживать, нужен был толковый и грамотный специалист. Один из знакомых Моне, доктор Мирбо (Mirbeau), сам страстный садовод, порекомендовал художнику сына своего садовника, Феликса Брёйя (Felix Breuil). Теперь в усадьбе Живерни работали два специалиста – один руководил работами в Кло-Норманд, а другой – в Водном саду, но старшим был Феликс Брёй. Он продолжал работать в саду и после смерти мастера под началом сына Моне – Мишеля и его падчерицы Бланш. Феликс и его напарник – Лебре (Lebret) полностью отдавали себя саду и достигли невозможного. Но ими всегда твёрдо руководил сам хозяин, он был истинным лидером, жёстким и справедливым.

Цветы в саду Живерни

Кроме двух главных садовников, под их началом работали ещё пять помощников, один из которых всё время присматривал за Водным садом.
Брёй и Лебре всегда стремились применять новейшие на то время разработки. Моне не препятствовал их нововведениям. Вместе они старались создать мир очарования и оазис красоты. И даже теперь, когда посетитель переступает порог этого особенного мира, он находит в нём убежище от повседневной жизни. Кажется, время течёт в другом измерении, что оно остановилось и замедлилось в этом безупречном необитаемом острове гармонии цвета.

Розы. Сад Клода Моне

Розы в саду Клода Моне

От дома гостей отделяют всего несколько шагов. Его фасад исчезает за фестонами вьющихся растений и роз Вирджиния.

Их обрамляли клумбы ирисов, они тоже различались по цвету, разные оттенки никогда не смешивались. Как и розы, Моне очень любил ирисы и высадил у себя почти все существующие тогда сорта.

Восточный сад Клода Моне

Сад Клода Моне

Если Клод Моне не уезжал в поисках новых сюжетов, то каждое утро он начинал с прогулки по саду – он проверял состояние растений, выпрямлял упавшие, пересаживал, какие-то удалял – ничего не ускользало от его внимательного взгляда. Ежедневно он осведомлялся о погоде по барометру и термометру и пристально смотрел на соседний холм, предсказывая погоду по его виду.

Клумбы в Живерни

Каждый день мастер соблюдал собственно выработанные правила – пустой клочок земли был для него анафемой, он избегал тёмных цветов, и обожал, чтобы было как можно больше цветов голубых. Ему всегда казалось, что в саду недостаточно голубых оттенков, а в природе этот цвет встречается довольно редко. Он очень любил, чтобы растение давало только один цветок и допускал двойные бутоны только у роз и пионов. Также мастер не терпел обильной листвы без цветов.

Что бы ни выращивал Моне в своём саду, оно было организовано в монохромные блоки, составленные таким образом, чтобы их было видно по диагонали. Таким образом, сад цвета шафрана переходил в бронзовый сад, малиновый сад в розовато-лиловый и так далее, сочетания цветов и их интенсивность была беспримерной!

Зимой, когда буйство красок и цветов сменялось состоянием покоя и обнажалась строгая геометрическая разлиновка сада, ничего не могло сравниться с умиротворяющей прогулкой и посещением теплицы. Там хрупкие водяные лилии перемешивались с зарослями папоротника, с извилистой серебряной листвой тилландзии (tillandsia), подставками со спрекелией (sprekelias) и другими экзотическими растениями, чьи названия давно утеряны. Они выглядели колючими и неряшливыми, с отросшими гребнями, столь непривычными для западного глаза. Было, чему восхищаться и удивляться!

Для Моне его Кло-Норман стал не просто садом, он был продолжением его дома, где он очень любил принимать посетителей. Для работы сад был абсолютно незаменим – он служил его инструментом и его студией на пленэре – в этом саду он создал множество бесценных полотен! Художник всегда испытывал потребность создать свой собственный мир, где окружающие его цвета отвечали бы его собственному вкусу и свои идеи он воплотил именно в Кло-Норман.

Водный сад Клода Моне

Но идиллия его сада была бы неполной без Водного сада.

Водный сад в Живерни

Моне много лет лелеял мысль о своём пруде с кувшинками и лилиями. Но прошло 10 лет с тех пор, как Моне поселились в Живерни, когда представилась возможность устроить пруд в саду. Небольшой прудик с несколькими кувшинками уже существовал недалеко от их усадьбы. Он образовался в 1860 году, когда прокладывали железную дорогу и устроили насыпь.

Мечтала о собственном пруде и Алиса — она не могла забыть озеро в Монжеро (Montgeron). Для четы Моне устройство собственного пруда притягивало и было их страстным желанием.

Водный сад в Живерни

Водный сад в Живерни

Но художник был не первым, кто решил устроить пруд в Живерни. За несколько веков до него в Живерни работали монахи одного из руанских монастырей. Их целью было осушить окрестные земли. В средние века именно святые отцы отвели ручей Рю и создали систему шлюзов для того, чтобы зарыбить пруд. Рю стал рукотворным рукавом реки Эпт (Epte), притока Сены. Моне пришла в голову идея чуть-чуть изменить русло Рю, чтобы его собственный пруд питался её водами, а шлюзы естественным образом возвращали бы воду назад в Эпт.

Но общественность в Живерни резко воспротивилась планам мастера. Префект округа запретил какие-либо работы, а многие жители Живерни осуждали планы Моне, даже не имея достаточных для этого оснований. В марте 1893 году Моне написал несколько писем в префектуру. Об ответах его уведомляла Алиса, сам художник работал над серией Руанских соборов и оставался в Руане.

Наконец, в июле разрешение на работы было получено!

Водный сад Живерни. Мостик

Свой первый пруд Моне решил сделать прямоугольным и устроил над ним выгнутый японский мостик.

Водный сад Живерни

В начале ХХ века Моне решил изменить зелёные насаждения в пруду и его Водный сад стал приобретать восточный вид. По берегам высадили бамбук, некоторые его виды прислала кузина Алисы из Индокитая.

Живерни

Пруд сильно изменился и японский мостик исчез с картин мастера. Он вновь появился на них только после 1911 года, когда у Моне стала прогрессировать катаракта. Но пока это не отразилось на картинах художника, он писал водную гладь и всё, что она отражала, невзирая на погоду и время года.

Его работу над картинами прервали следующие изменения в Водном саду – Моне задумал изменить и расширить его очертания и пока вынимали грунт, художник вновь вернулся в Кло-Норман.

Живерни

Когда работы завершились, Моне мало работал в своей усадьбе – ему мешали любопытные, которые толпами приезжали в Живерни.

Мастер стал часто выезжать и писал в других местах.

Водный сад Моне после смерти жены

В третий раз пруд изменили в 1911 году. В этом же году умерла Алиса Осшеде-Моне. Смерть жены сильно подкосила художника. Он бросил рисовать, всё время повторял, что жизнь его кончена, что всё, написанное ими за прошедшие годы — никуда не годные второсортные картинки. Но, тем не менее, пруд снова изменился. Изменился и японский мостик, его украсили китайские глицинии, цветущие фиолетовыми цветками, затем их сменили белые японские глицинии.

На склоне лет. Клод Моне в Живерни

Но дети не могли оставить отца и отчима в одиночестве. В Живерни приехала овдовевшая Бланш и младший сын художника, Мишель Моне. Они оставались с Клодом Моне до самого его конца. Но дом, прежде столь живой и весёлый, опустел. Комнаты, всегда полные смеха, детской возни, дружеских разговоров друзей, гостей и многочисленных посетителей теперь слышали лишь приглушённые шаги трёх взрослых обитателей, каждый из них был погружён в своё горе.

Водный сад Живерни

Моне пережил и это несчастье. Он всегда очень легко погружался в тоску и также легко из неё выходил. Несмотря на возраст и проблемы со зрением, он не собирался сдаваться и понемногу мысль о серии картин с видами пруда полностью овладела им.

Мастер вернулся к работе, ведь именно для неё он переделал Водный сад в третий раз! Для возможности писать на месте, он решился построить новую, третью мастерскую в 100 метрах от пруда.

Большая Мастерская водяных лилий

Водный сад Клода Моне сегодня полон жизни. Мы можем судить о том, как пруд выглядел до всех изменений не только по фотографиям. Каждый этап устройства пруда остался запечатлённым в сериях полотен мастера, в тех его работах, которыми восхищаются уже несколько поколений поклонников импрессионизма.


Сад в Живерни

Моне оставил нам в наследство не только свои неподражаемые, полные света картины, но и свои удивительные сады.

Семейное захоронение Моне

В Живерни есть ещё одно место, которое обязан посетить всякий уважающий себя путешественник и поклонник таланта великого мастера. Это место его последнего упокоения на скромном сельском кладбище. Клод Моне, его вторая жена Алиса, сыновья и дети Алисы похоронены здесь же, в Живерни. Чтобы почтить их память и побывать у семейного склепа Моне-Осшеде, нужно пройти на другой конец деревни.

На полпути к вершине холма стоит древняя романская церковь святой Радегонды.

Ещё в 1891 году Клод и Алиса выбрали место напротив алтаря и решили, что все они будут похоронены здесь.

могила Клода Моне

В 1911 художник похоронил здесь Алису, а в 1914 — старшего сына, Жана Моне. Следующим, в 1926 году стал он сам, а после него, в 1947 году, уходят его падчерица и невестка Бланш Осшеде-Моне, затем — Габриель, жена младшего сына Мишеля Моне и в 1966 году — последний Моне — Мишель.

Цветы на могиле сменяют друг друга также, как и в саду художника. Они перестают цвести лишь в холодное время года.

Клод Моне. В последний путь

С 1891 года когда великий мастер решил, где будет упокоен и до его смерти было достаточно времени, чтобы распорядиться о похоронной церемонии. Он терпеть не мог никакого проявления хвастовства и не хотел гражданской панихиды. Он распорядился о тихой частной процессии, на которой присутствовали бы самые близкие люди. Его пасынок, Жан-Пьер Осшеде получил указания от мастера после его кончины позвонить префекту и сказать, чтобы над новопредставленным никто не произносил никаких речей.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все интересное в искусстве и не только.

Сад, Моне и Живерни


Каждый год более 500 000 человек отправляются в Живерни, чтобы посетить место, которое они видели прежде на картинах.
Они находят очаровательный розовый фермерский дом с изумрудно-зелеными ставнями, расположенный среди блестящих клумб, которые переполняются тюльпанами, лавандой или подсолнухами, следуя указателям идут к оазису плачущих ив и побегов бамбука, где можно плавать по пруду, заполненному кувшинками.

Это идиллическое место - студия под открытым небом и прообраз для самых известных картин в мире. Это сады Клода Моне в Живерни и они уже давно понимаются как произведение искусства в своем собственном праве.

Снимок.JPG

Недавно, 10 июля, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дьриан объявил, что этот сад станет кандидатом на назначение объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это достижение объясняется в немалой степени Гилбертом Вахе, главным садовником Живерни.

А в саду Клода Моне в Живерни не осталось ни одного растения, посаженного самим художником. Когда в 1866 году погиб сын Моне Мишель, розовый дом стал собственностью государства, но до 1977 года садом никто не занимался.

hoax_07.jpg

Садовник Gibert Vahé получил работу в Живерни и огромный сад, засохший и заросший бурьяном. Чтобы восстановить его, понадобилось 4 года работы и большое научное исследование: он изучал письма Моне, фотографии, конечно, картины, разговаривали с родственниками, соседями художника, которые еще могли вспомнить, где что росло.

Сейчас вместе с Gibert Vahé в саду Живерни работает постоянная команда из 10 человек и множество садоводов-волонтеров.

Некоторые фрагменты сада команда постаралась восстановить с безупречной точностью, но в общем это не главное. Gibert Vahé старается воссоздать прежде всего плотность посадок и цвето-световые эффекты, обязательно высаживая светлые цветы на затененных участках и рядом с цветами темных оттенков.

Без названия (3).jpg

jardin-en-normandie.jpg

gi-03-giverny-garden.jpg

306006.jpg

1.jpg

2711-preview.jpg

Читайте также: