Доклад цифровые технологии в детском саду

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Областной Фестиваль-конкурс образовательных организаций Рязанской области

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Это даёт возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Систематическое использование всех электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и инновационными педагогическими технологиями увеличивает в разы эффективность обучения детей с разным уровнем знаний, умений и навыков.

  1. Развитие информационной культуры воспитанников, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использование информационных ресурсов и технологий.
  2. Повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий.
  3. Создание условий для позитивного развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через использование в образовательном процессе комплекса педагогических методик и технических средств, основанном на применении элементов технологии дополненной реальности.
  1. Создать условия для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий.
  2. Максимально использовать преимущества ИКТ для повышения качества образования дошкольников.
  3. Достичь 100% уровня профессиональной квалификации работников ОУ, позволяющей реализовывать современные модели учебного процесса с использованием ИКТ.
  4. Подобрать и апробировать на практике мобильные устройства и программное обеспечение, дающие возможность использования элементов технологии дополненной реальности, изучить возможности их адаптации к образовательному процессу.
  5. Разработать и (или) внедрить в образовательный процесс методики и дидактические материалы, основанные на использовании элементов технологии дополненной реальности;
  6. Совершенствовать техническое сопровождение процесса образования в рамках информатизации ДОО.

Полный текст работы ПРОЧИТАТЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации.

Все эти операции осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Всё шире проявляется роль цифровых технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.

Цифровые технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДО; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых цифровых технологий в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование цифровых технологий позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Цель проекта: использование цифровых технологий для активизации познавательной и творческой деятельности дошкольников. Предмет исследования: цифровые технологии на музыкальных занятиях в ДО. Объект исследования: музыкальные занятия в ДО.

Цель проекта: использование цифровых технологий для активизации познавательной и творческой деятельности дошкольников.

Предмет исследования: цифровые технологии на музыкальных занятиях в ДО.

Объект исследования: музыкальные занятия в ДО.

 Задачи: 1. Изучить и проанализировать материалы по данной теме. 2. Изучить особенности применения цифровых технологий на музыкальных занятиях в ДО. 3. Выявить преимущества использования цифровых технологий в образовательном процессе перед традиционными. 4. Изучить виды цифровых технологий. 5. Определить направления использования цифровых технологий в работе.

1. Изучить и проанализировать материалы по данной теме.

2. Изучить особенности применения цифровых технологий на музыкальных занятиях в ДО.

3. Выявить преимущества использования цифровых технологий в образовательном процессе перед традиционными.

4. Изучить виды цифровых технологий.

5. Определить направления использования цифровых технологий в работе.

 Гипотеза: применение цифровых технологий повышает эффективность музыкальных занятий в ДО.

применение цифровых технологий повышает эффективность музыкальных занятий в ДО.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя цифровые технологии, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя цифровые технологии, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Музыкальные занятия с применением цифровых технологий усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Музыкальные занятия с применением цифровых технологий усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

 Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Цифровые технологий можно включить во все виды музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Цифровые технологий можно включить во все виды музыкальной деятельности.

 Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование цифровых технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому можно использовать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование цифровых технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому можно использовать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту.

Применение цифровых технологий при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, видеороликов. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Применение цифровых технологий при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, видеороликов. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики .

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики .

 Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Компьютер широко используется для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Компьютер широко используется для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

 В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки. Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада.

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада.

Преимущества использования цифровых технологий в образовательном процессе перед традиционным обучением - Цифровые технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. - Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности. - Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. - Цифровые технологии вовлекают обучающихся в процесс обучения и воспитания, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности. - Позволяют наглядно представить результат своих действий.

Преимущества использования цифровых технологий в образовательном процессе перед традиционным обучением

- Цифровые технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

- Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.

- Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.

- Цифровые технологии вовлекают обучающихся в процесс обучения и воспитания, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

- Позволяют наглядно представить результат своих действий.

Направления использования цифровых технологий в работе - как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски); - закрепление изложенного материала (обучающие программы) - подготовка презентаций, докладов, выступлений; - самообразование педагогов; - видеосъемка и фотосъемка мероприятий и на их основе создание презентации и видеотеки; - получение информации через подключение к Интернету; - электронная переписка.

Направления использования цифровых технологий в работе

- как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);

- закрепление изложенного материала (обучающие программы)

- подготовка презентаций, докладов, выступлений;

- видеосъемка и фотосъемка мероприятий и на их основе создание презентации и видеотеки;

- получение информации через подключение к Интернету;

Таким образом, практика работы с дошкольниками показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника, применение цифровых технологий на музыкальных занятиях в ДО необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые умения и знания. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует всестороннему развитию ребенка.

Качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Проблемы которые могут возникнуть при работе с цифровыми технологиями. - нет компьютера в кабинете или дома у педагогов; - недостаточная компьютерная грамотность педагога; - у педагога недостаточно времени для подготовки к занятию, на котором используются цифровые технологии; - отсутствие контакта с учителем информатики; - в рабочем графике педагога не отведено время для исследования возможностей Интернет.

Проблемы которые могут возникнуть при работе с цифровыми технологиями.

- нет компьютера в кабинете или дома у педагогов;

- недостаточная компьютерная грамотность педагога;

- у педагога недостаточно времени для подготовки к занятию, на котором используются цифровые технологии;

- отсутствие контакта с учителем информатики;

- в рабочем графике педагога не отведено время для исследования возможностей Интернет.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) является одним из приоритетов образования.

Информационно-коммуникативные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.

Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ:

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит мониторинг и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Бесспорно, важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

4. Работа с родителями.

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

- использование ИКТ при проведении родительских собраний;

- через сайт ДОУ организовать родительский всеобуч на различные воспитательные темы.

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

Для проведения таких занятий необходим персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран. Может использоваться только компьютер и телевизор в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для НОД. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным. Презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

легкость для самостоятельных занятий ребенка,

развитие широкого спектра навыков и представлений,

высокий технический уровень,

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

3.Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предоставляет возможность индивидуализации обучения; реализует личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Создание локальной сети внутри учреждения. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких условий.

2. Защита здоровья ребенка.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации воспитательно-образовательного процесса – овладение педагогами новыми для них формами работы. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с детьми.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных последствий:

обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

возбуждение живого интереса к предмету познания;

расширение общего кругозора детей;

возрастание уровня использования наглядности на занятии;

повышение производительности труда педагога.

Успехов в освоении ИКТ!

Используемая литература:

Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6

Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

Комарова Т.С., И.И.Комарова, А.В.Туликов Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. -М.: 2011г.

Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

Степанова С.В., Зубкова С.А. Использование ИКТ в организации образовательной деятельности детей.//Справочник старшего воспитателя ДОУ, 2012, №7.

Актуальность
Использование ИКТ в д/с - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние 5 лет в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.
2 слайд
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
3 слайд
Цели использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ
• Сделать образование современным;
• Приблизить ОД к мировосприятию современного ребенка;
• Установить отношение взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
• Помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;
• Экономить время как педагога, так и ребенка;
• Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:
текста, графического изображения, звука, речи, видео.
4 слайд
Средства ИКТ включает в себя:
• Компьютер
• Ноутбук
• Музыкальный центр
• Мультимедийный проектор
• Телевизор
• Видеоплеер
• Фотоаппарат
• Принтер
• Сканер
• Мобильный телефон
• Видеокамера
• Интерактивная доска
5 слайд
Функции средств ИКТ
• Источник информации
• Средство подготовки различных материалов
• Хранение материалов
6 слайд
В своей работе воспитателя я использую ИКТ по четырем направлениям:
• Ведение документации
• Создание и хранение учебно-методического комплекса

Презентация на тему: Информационно-коммуникативные технологии в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Читайте также: