Для покрытосеменных характерны следующие особенности вегетативное размножение

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о способах вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Задачи:

  • показать особенности вегетативного размножения и его значение в природе жизни человека;
  • научить применять полученные знания по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений на практике;
  • содействовать формированию навыков работы в группах, развитие коммуникативных качеств; формированию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

  • предметные: знание основных способов вегетативного размножения; понимание и осознанное применение терминов: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
  • метапредметные: умение работать в группах, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов; работать с разными источниками информации; контролировать и оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
  • личностные: наличие любознательности, познавательной активности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Оборудование: раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, комнатные растения, горшочки с землей, ножницы, сосуд с водой.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением биологических явлений и сегодняшний урок – не исключение. Каждую секунду гибнет от старости, болезней и хищников большое количество живых существ: растений, животных и микроорганизмов. И только благодаря этому свойству жизнь на Земле не прекращается.

Учитель: Ребята, о каком процессе пойдет речь? (Ответ: размножение)

–Что такое размножение?

– Какие способы размножения вы знаете?

– Что характерно для полового размножения?

– На прошлом уроке вы с вами узнали, что растения могут размножаться с помощью семян. - Как называется такой способ размножения? (ответы детей)

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

– Как мы в основном размножаем цветковые растения, например, комнатные?

– Как называется этот способ размножения? (вегетативное размножение)

Значит, получается, растения размножаются не только семенами. Исходя из всего вышесказанного, мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

II. Изучение нового материала

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

– Какие растения являются Покрытосеменными? Как ещё их называют и почему? (покрытосеменные, семя защищено плодом)

– Давайте вспомним строение растения и подумаем, какие части растения участвуют в половом размножении, а какие – в бесполом (ответы детей).

– На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (вегетативные и генеративные)

– Что относят к вегетативным (стебель, корень, лист), а что к генеративным органам (цветок)?

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега. (Запись в тетрадь)

Как вы думаете, какова цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать?

Формулировка цели урока

Изучить способы вегетативного размножения.

Девиз нашей дальнейшей работы – помогая другим, учимся сами.

Поэтому нашу работу мы будем проводить в группах. Каждая группа получает вопросы. В течение 10 мин вы готовите ответы, обмениваетесь ответами внутри группы. После этого каждая группа представляет отчет. Учащиеся сами выбирают того ученика, кто

будет выступать от группы, а остальные ученики с других групп, могут вопросы задавать

по этой теме. В каждой группе есть консультант, который оценивает работу, выставляет баллы за каждый вид работы.

Задание для 1 группы

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Корень Корневые черенки Одуванчик, малина
Корневые отпрыски Тополь вишня
Видоизмененные подземные побеги Корневище Пырей одуванчик
Клубень Картофель
Луковица Лук, тюльпан

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Задание для 2 группы.

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Надземные побеги Стеблевые черенки Смородина, ива
Отводки Крыжовник
Усы Земляника, хлорофитум

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Задание для 3 группы.

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Лист Листовые черенки Узамбарская фиалка,
Часть листа Сансевьера

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Отчет первой группы.

Размножение корнями.

Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.

Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”.

Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях.

Видоизмененные подземные побеги это корневище, луковица, клубень.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность, переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище – внешне напоминает корень, но у него имеются верхушечная и пазушная почки, а также пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. Если кусочек корневища с почкой и придаточными корнями посадить в почву, разовьется новое самостоятельное растение. Размножаются крапива, пырей, ирис, мята.

Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Когда клубней недостаточно, ценные сорта можно размножить частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. Одна луковица может образовывать несколько луковичек-деток. Попадая в почву, каждая дает начало новому растению.

Отчет второй группы

Стеблевыми черенками размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья, и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25–30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. На черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).

Отводками растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.

Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.

Лесная земляника размножается усами.От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов –усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь.

Отчет третьей группы

Размножение листом

Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.

Размножение частью листа проводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии – 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30–35°С) и очень аккуратный полив.

Размножение целым листом и черешкомхарактерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.

Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.

Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.

Рассказ учителя

Размножение прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)

Прививка – приживление части одного растения на другое.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

а) почкой прививка проводится летом;

б) черенком прививка проводится весной.

Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Прививка черенком – производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой пленки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.

Прививка почкой – во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2–2,5 см и вставляют ее под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.
Если прививка сделана правильно, через 2–3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2–3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.

Значение вегетативного размножения. (записать в тетрадь)

  1. Растения быстро расселяются на новые территории.
  2. Некоторые растения не образуют семян
  3. Сохраняются все признаки материнского растения.
  4. Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, могут раньше перейти к плодоношению

III. Закрепление знаний

Ребята! Мы сегодня узнали много нового о бесполом размножении растений. Я хочу предложить вам опытным путём решить следующую задачу.

Представим себе, что мы получили задание озеленить рекреации школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений?

  • хлорофитум (усы)
  • фиалка (листовой черенок)
  • герань (стеблевой черенок)

Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практической работы.

Каждая команда получает одно растение. Используя необходимое оборудование, инструктивные карточки ребята выполняют работу и называют способ размножения, который они использовали. (Приложение)

Выводы: Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике. Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве. Это позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку

IV. Подведение итогов урока

– Подсчитаем количество баллов (проверка проводится по эталонам в презентации, консультанты выставляют баллы). Поставить оценки.

– Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Вегетативное размножение – один из видов бесполого размножения. Оно свойственно почти всем представителям царства растений. В природе нередко наблюдается такая картина: одно растение, например земляника , разрастаясь своими ползучими побегами – усами, занимает большую территорию. При этом некоторые побеги могут оторваться от материнского организма и продолжать жизнь самостоятельно. Та же отломившаяся ветка ивы , попав в благоприятные условия, укореняется. Вскоре из ветки вырастает новое растение, иногда на достаточно далеком расстоянии от материнского. Это примеры вегетативного размножения растений с помощью стебля.

Растения в природе нередко размножаются листьями. Так, в сыроватых местах луга встречается растение сердечник луговой . Его сложные листья, соприкасаясь с влажной поверхностью почвы, образуют придаточные корни и почки. Отделившись после этого от материнской особи, они образуют из почек свои побеги и живут как новое растение. Листьями в природе размножаются, например, бегония, сансевьера, каланхоэ, сенполия . Начало развитию новых растений при вегетативном размножении всегда дают почки (пазушные или придаточные).

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега.

Вегетативное размножение свойственно высшим и низшим растениям.

У низших растений (водорослей) вегетативное размножение могут осуществлять отделившиеся кусочки слоевища или отдельные его клетки. Высшие растения (споровые и семенные) размножаются всеми вегетативными органами – корнями, побегом, а также его частями: стеблем, листьями, почками. У высших растений, особенно у цветковых, вегетативное размножение может сочетаться и чередоваться с половым размножением.

Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например измениться размеры растения.

При вегетативном размножении отделившиеся дочерние растения полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма.

В этом проявляется уникальность вегетативного размножения, а также его существенное отличие от полового.

Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера)


Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик)


Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива)


Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот)


Ползучими побегами (луговой чай, клюква, живучка)


Корневищами (ирис, ландыш, пырей)


Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня)


Клубнями (картофель, топинамбур)


Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня)


Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан)


Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить необходимую им площадь, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его большое биологическое значение.

Если прорастание семян почему-либо у вида затруднено и подавлено, растение переходит на вегетативное размножение.


Вегетативное размножение у растений может осуществляться случайно отделившимися частями тела растения. Укоренение частей побегов, отдельных листьев, почек, кусочков корней и корневищ – это явление широко представлено в природе. Но у многих растений в процессе эволюции сформировались особые, специализированные части. К ним относятся: клубни, луковицы, столоны, усы, клубнелуковицы, корневища. Тому же служат и особые вегетативные части растения, называемые выводковыми почками.

Выводковые почки возникают у растений на листьях ( бриофиллюм, папоротник-асплениум ) или в соцветии. Там они прорастают, образуя маленькую розеточку листьев с корнями, маленькую луковичку в пазухах листьев ( лилии, лук, чеснок ) или крохотный клубень в соцветии ( горец живородящий, мятлик бульбоносный ). Люди с давних пор очень широко используют вегетативное размножение растений в своем хозяйстве.

Интерактивный урок-тренажёр (Выполните все задания урока)

Вегетативное размножение растений широко распространено в природе. Это естественный способ размножения и расселения растений. Оно дополняет половое размножение растений, а в некоторых случаях и заменяет его. Его преимущество в том, что дочерние организмы повторяют почти без изменений наследственные свойства материнского растения. Вегетативное размножение человек использует в растениеводстве.

В противоположность человеку, растения могут продлевать свой род различными методами. Сведения об их размножении умело используются человечеством для выращивания других организмов. В этом уроке мы рассмотрим способы репродукции растительных организмов и непосредственное применение этих знаний на практике.

План урока:

Виды размножения

Размножение — процесс, в результате которого число определённого организма увеличивается.

У растительных организмов различают следующие способы размножения:

  1. Половое;
  2. Бесполое (спорами и вегетативное).

У гамет есть два вида:

  1. Мужские: подвижные мужские клетки называют сперматозоидами, а неподвижные — спермиями. У спермиев нет жгутиков (присущи покрытосеменным и голосеменным);
  2. Женские: женские клетки именуются яйцеклетками. Обычно яйцеклетки намного крупнее мужских гамет, так как содержат запас питательных веществ. Яйцеклетка состоит из цитоплазмы — ооплазмы — и ядра.

Половые клетки должны слиться друг с другом. Процесс, в итоге которого создаётся единый организм, называется оплодотворение. Единый организм именуется зиготой, из которого далее сформируется новое растение. Свежий растительный организм содержит набор признаков, который ему передали женские и мужские клетки.

Наследственный материал содержится в хромосомах. Гаметы гаплоидны, то есть в них находится одинарный набор хромосом. На схемах такой хромосом отмечается латинской буквой n. Одинарный набор присущ всем гаметофитам и некоторым водорослям (хлорелла) и грибам (мукор).

При слиянии гамет формируется зигота, которая имеет двойной (диплоидный) набор хромосом. При этом родительские признаки перемешиваются, и образуется уникальное растение со своим набором признаков. В этом и состоит биологический смысл: комбинации генов увеличивают генетическое разнообразие потомства, что приводит к появлению новых более приспособленных организмов.

Бесполое размножение. Бесполая репродукция бывает двух видов: вегетативная и размножение спорами.

Вегетативное размножение. В отличие от полового размножения, в вегетативном размножении не участвуют специализированные клетки. Растительный организм развивается из частей вегетативных органов: корня и побега.

Такой способ размножения характерен для всех растений. Наиболее часто вегетативно размножаются покрытосеменные растения из-за большого разнообразия видоизменённых побегов и корней.

В ходе формирования знаний о садоводстве человечество освоило способ вегетативного размножения — увеличение числа растений посредством черенков и отводков. Черенки — это такие части растений, которые способны закрепиться в почве и дать новые корни. Для этого черенок отделяют от материнского растительного организма и сажают в почву. Таким образом можно размножить огромное множество растений, например, жимолость или бузину.

Растительные организмы, которые не способны хорошо укорениться в почве, размножают отводками (крыжовник). При этом способе дочернее растение не отделяют от материнского, а лишь загибают часть побега и присыпают сверху почвой.

Некоторые растения сами выработали органы для вегетативного размножения. Например, землянику легко клонировать самим, благодаря наличию видоизменённого побега — усов.

Размножение усами земляники

Размножение спорами. Не стоит путать споры бактерий и споры растений. Споры бактерий — стадия жизни микроорганизмов, в которой максимально замедлены обменные процессы. Споры нужны бактериям в неблагоприятных условиях для выживания. Бактерии покрываются толстой оболочкой, которая может пережить экстремальные температуры. Споры растительных организмов предназначены для размножения. Оболочка — спородерма — состоит из двух слоёв: экзины и интины. Экзина имеет выросты, которые позволяет цепляться за гладкие части. Таким способом размножаются грибы, водоросли и высшие растения.

В отличие от размножения гаметами, в процессе размножения спорами участвует одна клетка. Споры прорастают на стадии жизненного цикла растения, которая называется спорофит. Специальные органы, которые несут споры, называются спорангии.

Споры бывают подвижные и неподвижные. Подвижные споры — зооспоры — имеют жгутики для передвижения. У неподвижных спор жгутика нет.

Спорофит диплоиден, то есть имеет двойной набор хромосом. На схемах записывают как 2n. Растение, которое сформировалось из споры, полностью повторяет материнский растительный организм, потому что не происходит перемешивания генетических материалов.

Растению удобнее размножаться спорами, нежели гаметами, так как в этом процессе участвует всего одна клетка. Споры отделяются от материнского организма и прорастают там, где образуются благоприятные для прорастания условия.

Для многих растений характерно чередование поколений, то есть какое-то время организм пребывает на стадии спорофита, а какое-то — на стадии гаметофита. Из-за этого растения одного вида могут отличаться не только способом размножения, но и внешним видом. Всё дело в преимуществах поколений.

Преимущества полового размножения:

  • Смешение генетического материала гамет, что приводит к лучшему приспособлению в изменяющихся условиях среды.

Преимущества бесполого размножения:

  • Более высокая вероятность размножения, так как участвует всего одна клетка;
  • При вегетативном размножении развитие растения начинается не с одной клетки, а с нескольких, что уменьшает время появления нового растительного организма.

Чередование поколений папоротника

Поколение растения, которое существует в жизненном цикле дольше, называется доминирующим.

Изменение соотношения между гаметофитом и спорофитом в процессе эволюции

Размножение споровых растений

Споровые растения — растения, для которых характерно споровое размножение.

Споровые растительные организмы бывают:

  1. Низшие: водоросли;
  2. Высшие: мхи, плауны, хвощи, папоротники.
  1. Вегетативное: водоросли размножаются таким способом, когда их части случайно отделяются от материнского организма из-за сильных течений или воздействия животных;
  2. Споровое: споры водорослей бывают подвижные с жгутиками (зооспоры) и неподвижные; внутри материнской клетки формируется множество спор, которые далее выходят наружу в водную среду;
  3. Половое: половая репродукция активизируется лишь при наступлении неблагоприятных условий для приспособления к изменяющимся внешним условиям; гаметы из гаметофита сближаются в водной среде и формируют зиготу, из которой формируется новое растение.

Размножение мхов. У мхов выражено чередование поколений. Доминирующим является поколение гаметофит. У кукушкина льна во влажную погоду сперматозоиды из мужского мха перемещаются к яйцеклетке на женском мхе. Бывшая зигота становится спорофитом — коробочкой на ножке. Там формируются споры, которые затем выбрасываются на землю. Из них вырастают мужские и женские мхи — гаметофиты.

Жизненный цикл мха

Размножение плаунов. В жизненном цикле плаунов уже заметно доминирование спорофита над гаметофитом. На зелёном организме — спорофите — образуются спорангии с множеством спор внутри. Споры формируют гаметофит растений, который у плаунов называется заростком. Там формируются мужские и женские половые части, которые производят гаметы. Они сливаются во влажную погоду, образуя спорофит.

Жизненный цикл плаунов

Размножение хвощей. Далее во всех растениях спорофит будет доминирующим поколением. Репродукция хвощей повторяет размножение плаунов. На спорофите образуются споры, из которых вырастает заросток — гаметофит — с женскими и мужскими гаметами.

Жизненный цикл хвощей

Размножение папоротников. Доминирующим поколением папоротников также является спорофит. Спорофит — растение с листьями, на нижней стороне которых образуются бурые бугорки — спорангии. Споры формируют гаметофит — заросток. На нём формируются мужские и женские клетки. При оплодотворении они создают зиготу, из которой развивается спорофит.

Жизненный цикл папоротников

Таким образом, репродукция низших и высших споровых растений отличается. Для низших споровых растительных организмов характерен выбор между бесполым или половым размножением. Редко встречается и тот, и другой вид репродукции. Для высших споровых растений характерна смена поколений с преобладанием гаметофита (мхи) или с преобладанием спорофита (плауны, хвощи, папоротники).

Размножение семенных растений

Семенные растения также называют голосеменными. Для этих растений характерно семенное размножение. В отличие от споровых растительных организмов, голосеменные размножаются не с помощью спор, а посредством семян. В отличие от покрытосеменных растений, голосеменные не защищают семена специальными образованиями — плодами.

Женские и мужские семена растений можно различить невооруженным глазом: женские семена намного крупнее, так как они несут в себе запас питательных веществ, который заключён в эндосперм. Женское семя состоит из зародыша, эндосперма и плотной семенной кожуры. Мужские семена больше похожи на пыльцу.

Строение семени сосны

Репродукцию голосеменных растений принято рассматривать на примере сосны обыкновенной. Сосна — однодомный растительный организм, то есть на одном растении расположены и женские шишки, и мужские.

  • Женские шишки: красные, сидят на вершине по одной; на чешуях женских шишек развиваются два семязачатка, в которых располагаются яйцеклетки;
  • Мужские шишки: жёлто-зелёные, небольшие, собраны группами; на чешуях мужских шишек развиваются два пыльцевых мешочка, в которых располагается пыльца и пузырьки, заполненные воздухом, для облегчения полёта.

Строение шишки сосны

Пыльца вылетает из мужской шишки и встречается с женской. Это стадия опыления. Чешуи женской шишки соединяются, чтобы пыльцевые зёрна не вылетели обратно. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения.

В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит. Спорофит — взрослое растение. Оно формируется внутри семян шишек, а затем прорастает при попадании на землю. Гаметофит — шишки.

Жизненный цикл голосеменных растений

Также у семенных растительных организмов редко встречается вегетативная репродукция.

Размножение покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения — вершина эволюции. Для размножения у них выработались специальные органы: цветок и плод. Яркий цветок привлекает насекомых-опылителей, которые облегчают перенос пыльцы между растениями. Плод с околоплодником защищает хрупкие семена от неблагоприятных воздействий.

Мужской и женский гаметофит у покрытосеменных растений сильной отличается:

  1. Мужской . Мужской гаметофит называется пыльцой и располагается на пыльнике тычинки. Представляет собой шарики с двухслойной оболочкой: наружная — неровная и внутренняя — гладкая. Неровности нужны для лучшего закрепления пыльцы. Под оболочками находятся две клетки: вегетативная и генеративная.
  2. Женский . Женский гаметофит именуется зародышевым мешком и располагается в семязачатке пестика. В нём есть входное отверстие для пыльцы — микропиле. Напротив микропиле находится яйцеклетка, а в центре — центральная клетка.

Процесс переноса пыльцы называется опылением. Опыление растений бывает:

  • Самоопыление: пыльца попадает на тычинки того же растительного организма (горох, фасоль); высока вероятность опыление, но мало разнообразие потомства;
  • Перекрёстное опыление: пыльца попадает на тычинки другого растения (кукуруза, арбуз); высоко разнообразие потомства, но мала вероятность опыления.

Посредством насекомых-опылителей (зоофилия) или ветра (анемофилия) пыльца отделяется от тычинки и перелетает на рыльце пестика. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением, то есть два спермия сливаются с двумя клетками.

Далее из зиготы развивается зародыш, который окружён эндоспермом с запасом питательных веществ. Постепенно формируется плод.

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение происходит с помощью вегетативных органов: корня, побега. В отличие от полового размножения, вегетативная репродукция даёт начало идентичным особям без разнообразия. Это понижает шансы на выживаемость в изменяющихся условиях среды.

В вегетативном размножении участвуют клетки паренхимы — основной ткани. Эти клетки не являются специализированными, поэтому в процессе развития могут дать начало любому органу.

Для вегетативного размножения растительные организмы выработали разнообразные способы:

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Вегетативное размножение растений

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение растений

Задание: расположите этапы урока в нужной последовательности Подвести итог вы.

Задание: расположите этапы урока в нужной последовательности Подвести итог выполненной работы Выяснить значение вегетативного размножения Изучить способы вегетативного размножения Ухаживать за растениями Выполнить лабораторную работу

Этапы урока: Изучить способы вегетативного размножения. Выяснить значение вег.

Этапы урока: Изучить способы вегетативного размножения. Выяснить значение вегетативного размножения. Выполнить лабораторную работу Посадить и ухаживать за растениями Подвести итог выполненной работы.

Способы вегетативного размножения

Способы вегетативного размножения

Размножение корневищем

 Размножение усами


Прививка почкой (окулировка)

Прививка почкой (окулировка)

Примеры вегетативного размножения

Примеры вегетативного размножения

Задание для 1 группы Заполнить таблицу: 1. Вегетативное размножение 2.Придума.

Задание для 1 группы Заполнить таблицу: 1. Вегетативное размножение 2.Придумайте способ избавиться от пырея на большом поле. Расскажите. Органы растений Способы вегетативного размножения Примеры растений Корень Корневые черенки Видоизмененные подземные побеги картофель луковица пырей, одуванчик

Задание для 2 группы 1.Вегетативное размножение 2.Почему почву часто перекапы.

Задание для 2 группы 1.Вегетативное размножение 2.Почему почву часто перекапывают вилами, а не лопатой? Расскажите. 1 Органы растений Способы вегетативного размножения Примеры растений Надземные побеги смородина, ива отводки земляника, хлорофитум яблони, груши

Задания для 3 группы 1.Вегетативное размножение. 2.Валентина Петровна, дачниц.

Задания для 3 группы 1.Вегетативное размножение. 2.Валентина Петровна, дачница: - У меня мало места в саду, но я хочу иметь на своем участке грушу и яблоню. Как мне осуществить свою мечту? Органы растений Способы вегетативного размножения Примеры растений Надземный орган – лист фиалка часть листа каланхое Надземный побег калина, смородина, крыжовник

Задание 2 первой группе: впишите в пустые клетки (используя первую букву – по.

Задание 2 первой группе: впишите в пустые клетки (используя первую букву – подсказку) способы вегетативного размножения комнатных растений. У… Ч…… О…… Л… К…..

Задание 2 второй группе: Распределите названные ниже растения по способам вег.

Задание 2 второй группе: Распределите названные ниже растения по способам вегетативного размножения (задание на соответствие) Способы вегетативного размножения Названия растений: 1.Усами- 2.Черенками корневыми – 3.Прививкой- 4.Отводками - 5.Корневищами –6.Луковицами- 7.Клубнями - 8.Листьями и листовыми черенками - 1. Малина, одуванчик 2. Плодовыедеревья 3. Земляника, хлорофитум 4. Одуванчик, шиповник 5. Фиалка, бегония 6. Пырей, ландыш 7. Вишня, слива 8. Тюльпан, лук, лилия 9. Ирис, ландыш, 10. Картофель 11. Крыжовник, смородина

Способы вегетативного размножения 1.Усами - 3 2.Черенками корневыми – 4, 1 3.

Способы вегетативного размножения 1.Усами - 3 2.Черенками корневыми – 4, 1 3.Прививкой - 2 4.Отводками - 11 5.Корневищами – 6, 9 6.Луковицами - 8 7.Клубнями - 10 8.Листьями и листовыми черенками - 5 1. Малина, одуванчик 2. Плодовые деревья 3. Земляника, хлорофитум 4.Одуванчик, шиповник 5.Фиалка, бегония 6. Пырей, ландыш 7.Вишня, слива 8.Тюльпан, лук, лилия 9. Ирис, ландыш, 10.Картофель 11.Крыжовник, смородина

Задание 2 третьей группе: из двух половинок, одна из которых помещена в левой.

Задание 2 третьей группе: из двух половинок, одна из которых помещена в левой колонке, а вторая в правой составьте семь слов. И узнаете, способы вегетативного размножения комнатных растений. Каждую часть слова можно использовать один раз. Уса вищем Черен дами Корне ками Лист вицами Отво нями Клуб ом Луко ми

Значение вегетативного размножения: 1) быстрое расселение и распространение 2.

Значение вегетативного размножения: 1) быстрое расселение и распространение 2) сохраняет все признаки материнского организма 3) если семенное размножение затруднено, тогда происходит вегетативное размножение 4) успешная конкуренция с другими растениями 5) получение большого количества посадочного материала

Читайте также: