Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании рут

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Федеральный Закон об образовании № 273-ФЗ (ст. 10) определяет 4 вида образования в России:

  • общее образование;
  • профессиональное образование;
  • дополнительное образование;
  • профессиональное обучение.

Обучение осуществляется в 3 формах:

Что такое ДОТ

Подробнее о различиях дистанционного, заочного, электронного обучения мы рассказывали в одной из прошлых статей.

Сейчас применение ДОТ и электронного обучения регулируется статьей 16 Закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. N 06-381).

Давайте рассмотрим его подробнее.

Порядок применения дистанционного обучения

Использовать дистанционное обучение или нет и в каком объеме — это свободный выбор образовательной организации.

Порядок позволяет применять ДОТ и электронное обучение не только при проведении занятий. В дистанционном формате можно проходить практику, выполнять текущий контроль успеваемости и проводить итоговую аттестацию.

В документах об образовании и квалификации применение ДОТ в обучении не указывается.

При этом Порядок не запрещает перехода на исключительно дистанционное обучение, когда обучающиеся изучают материал в форме онлайн-курсов, но есть ограничения для отдельных направлений подготовки.

По каким профессиям нельзя обучаться дистанционно

Список содержит более 200 профессий и специальностей, которым нельзя обучиться полностью дистанционно. Программы по этим курсам обязаны предусматривать очные аудиторные занятия с преподавателями.

В Перечень попали прежде всего те профессии, которые требуют основательной практической подготовки и опыта. Так, нельзя удалённо выучиться на архитектора, программиста, ювелира, акушера, пилота, актёра, дизайнера, бухгалтера или педагога по физкультуре, а также сварщика, токаря, водителя, машиниста котлов, радиомеханика и многих других.

Данный документ регламентирует обучение только в учреждениях СПО (техникумах, колледжах, училищах).

ДОТ в сфере профессионального обучения

Формально никаких ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере высшего, дополнительного профессионального образования и профобучения нет.

Особенно развит дистанционный формат обучения в учебных центрах дополнительного профессионального образования и профессионального обучения (ДПО и ПО).

Посмотрим, чем и как регламентировано применение ДОТ в учреждениях ДПО и ПО.

При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (п. 14).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения никак не регламентирует применение дистанционных технологий, в тексте Приказа нет упоминания ДОТ и электронного обучения.

Таким образом, вопрос исключительно дистанционного обучения по профессиональным программам на законодательном уровне однозначно не решен, поэтому обратимся к понятию практико-ориентированного обучения.

Задача профессионального образования — подготовить высококвалифицированные кадры, знания, умения и навыки которых будут в полной мере соответствовать профстандартам или квалификационным требованиям (если стандарт не принят).

Ожидается, что к концу 2023 года 85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс,

Профессиональное образование готовит обучающихся к выполнению конкретных действий на будущем месте работы, соответственно, теория должна закрепляться на практике.

Если мы говорим об исключительно дистанционном обучении какой-либо профессии, возникает вопрос о его эффективности. Можно ли без осложнений принять роды, обучившись по видео? Можно ли качественно выполнить сварочные работы, прочитав учебник? Вряд ли.

практика: ожидание и реальность

Практико-ориентированность в профессиональном образовании эффективно обеспечивает дуальная модель обучения. В узком смысле, это такое обучение, при котором теоретические знания дает образовательная организация (например, колледж или учебный центр), а практику проводит работодатель на предприятии.

Таким образом, законодательных ограничений на использование дистанционных технологий при реализации профессиональных программ в учреждениях ДПО и ПО нет. Однако есть требования профстандартов и общая тенденция развития образования в сторону практической ориентированности, которые исключают возможность полностью дистанционного освоения образовательных программ.

Изменения в реализации программ обучения с применением ДОТ

  • Образовательным учреждениям предоставлена свобода в выборе инструментов для проведения онлайн-уроков (СДО, платформы для вебинаров и видеоконференций) и организации контроля знаний.
  • При реализации программ СПО допускается использовать виртуальные аналоги специальных помещений, которые позволяют обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции.
  • Особое внимание в письмо уделено реализации учебной и производственных практик. Если есть возможность организовать для обучающихся дистанционное прохождение практики без выезда на производство, то учреждению СПО рекомендуется это сделать, соответственно откорректировав учебный график.

Как показала ситуация с пандемией 2020, образование в России не готово перейти в онлайн-формат, поэтому дистанционные технологии и электронное обучение продолжают оставаться в статусе технологий, но никак не самостоятельной формой получения образования.

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества образования. На сегодняшний день в системе СПО обучение с применением дистанционных технологий переживает этап своего развития.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_distantsionnyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_dlya_razvitiya_sistemy_srednego_professionalnogo_obucheniya.docx 23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества образования. На сегодняшний день в системе СПО обучение с применением дистанционных технологий переживает этап своего развития.

Внедрение в систему среднего профессионального обучения дистанционных образовательных технологий позволяет приобретать студентам не только ИКТ компетентность: умение использовать информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, но и сформировать у них умение критически мыслить, принимать взвешенные, обоснованные решения, сформировать навыки профессионального общения.

К сожалению, обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает наличие у студентов повышенного уровня мотивации, а также стремления к самостоятельному повышению уровня компетентности.

Студентами очного отделения педагогики Архангельского педагогического колледжа становятся выпускники 9 – 11 классов, то есть личности уже вступившие в пору юношеского возраста.

Какова же социальная ситуация развития в этот возрастной период? Юность, время самоопределения, время, когда человек может выбирать свой жизненный путь, время профессионального самоопределения. Учащийся юношеского возраста должен определиться с выбором профессии, но, к сожалению, за время обучения в колледже профессиональное самоопределение учащегося может не произойти, не все выпускники, после окончания колледжа идут работать, по выбранной профессии, а некоторые, отработав 1- 2 года меняют место работы или идут учиться по другой специальности.

Учебно-профессиональная деятельность является в юношеском возрасте ведущей, желание самоопределиться начинает активно побуждать данный вид деятельности, при этом возникает активная избирательность к учебным дисциплинам, т.к. учебную деятельность определяет желание профессионального становления. Стремление личности в юношеском возрасте выбрать профессию определяет потребность занять свое место в рамках взрослой жизни, понять свои потенциальные возможности.

Важное значение, для учащихся юношеского возраста, имеет общение, и это не только общение в рамках микрогруппы, где увеличиваются индивидуальные контакты и привязанности, но также общение со взрослыми, при этом, мнение уважаемых ими людей, родителей и преподавателей становиться крайне необходимым, они стремятся быть понятыми и признанными окружающими. У учащихся юношеского возраста увеличивается область познавательных интересов, необходимость в новом актуальном для них опыте, за счет высокой потребности в общении и взаимодействии с окружающими их людьми.

К основным новообразования юношеского возраста относятся: развитие индивидуальности, построение собственных жизненных планов, готовность к самоопределению в профессиональной деятельности, формирование собственного мировоззрения [3].

Студента педагогического коллежа, прежде всего, необходимо обучить умению планировать, организовывать и контролировать собственную деятельность, умению полноценно учиться и общаться, выстраивать адекватную самооценку собственной профессиональной деятельности.

Студент, являясь активным участником образовательного процесса, в условиях применения дистанционных технологий обучения, сталкивается с большим количеством самостоятельной работы, широким применением информационных технологий, общением с преподавателем на расстоянии.

Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий преподавателю необходимо средство, которое бы позволило организовать качественную работу обучающихся, помогло понять им цель обучения и саморазвития, таким средством может стать рефлексия.

Она может помочь студенту, повысить его мотивацию к обучению, благодаря которой у него появиться стремление к самостоятельному повышению уровня компетентности.

Рефлексия может помочь обучающемуся понять, какими знаниями он обладал в начале обучения, чему новому научился, какие знания необходимо получить в дальнейшем для решения возникающих проблем.

Рефлексия в рамках дистанционного обучения - это деятельность по осознанию субъектом обучения своей образовательной деятельности.

Целью использования рефлексии в образовательной деятельности является помощь студенту в выявлении основных компонентов учебно-профессиональной деятельности – определение ее смысла, способов решения возникающих проблем, путей их решения, осознания качества полученных результатов, формирование адекватной самооценки, развитие индивидуальности.

Рефлексия помогает студенту осознать и скорректировать свой образовательный путь, показывает ему, в каком направлении двигаться.

Основой эффективного формирования субъектной позиции обучающегося служит включение в процесс обучения рефлексии учебной и профессиональной деятельности.

С помощью рефлексии студент может ответить на несколько важных для него вопросов:

· что сделано (каков результат деятельности)?

· каким способом (определение этапов, алгоритма деятельности)?;

· зачем мне это необходимо (соответствует ли результат поставленной мною цели, какие изменения могут произойти во мне благодаря этой деятельности)?

Доктор исторических наук Н.С. Бардыго предлагает несколько правил обучения студентов рефлексии учебно-профессиональной деятельности:

3. Ко всему подходи с сомнением – развитие в студенте чувства несогласия, сомнения с мнением окружающих, подталкивает студентов к независимой оценке происходящего и высказывание своего собственного мнения, к самостоятельному поиску правильного ответа, что способствует развитию индивидуальности и дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

5. Формирование системы контроля – развитие у обучающегося готовности предоставить отчет преподавателю о проделанной работе и ответить на вопросы: Что сделано? Каким образом? Для чего это необходимо? - что способствует развитию навыка самоконтроля.

6. Выстраивание системы планирования – не поощрение решений полученных на основе проб и ошибок, а поощрение решений, которые получены в результате создания плана или алгоритма работы, механизм которого студент разработал самостоятельно, что способствует развитию планирования собственной учебной и профессиональной деятельности.

9. Отказ преподавателя от постоянного оценивания учебно-профессиональной деятельности студентов, организация оценивания студентом качества собственных работ, перевод студента в позицию, в которой он вынужден самостоятельно оценивать собственную деятельность.

10. Перевод теории в практику – формирование у студентов умения использовать полученные теоретические данные в собственной практической деятельности, что способствует более глубокому осознанию своей будущей профессиональной деятельности, углубления чувства принадлежности к выбранной профессии.

11. Свободное общение в рамках обучения – организация свободного обмена мнениями, формирование умения слышать мнение каждого участника общения, свобода иметь собственное мнение, что ведет к развитию мышления, ответственности и индивидуальности [2].

Правила обучения рефлексии можно применять в различных комбинациях, в зависимости от создавшейся педагогической ситуации.

В соответствии с правилами развития рефлексивного мышления можно составить алгоритм решения любого задания в рамках обучения с применением дистанционных технологий:

· перечислите, что необходимо узнать, чтобы выполнить данное задание;

· сформулируйте вопросы, ответы на которые помогут выполнить вам это задание;

· выберите один из вопросов и представьте свой ответ;

· прочитайте все ответы на вопросы, если не согласны с каким-либо ответом, выскажите свое мнение;

· укажите, информация, полученная на каких дисциплинах, может Вам помочь при выполнении задания;

· если информации достаточно, предложите план выполнения задания;

· разместите выполненное задание на форуме, для ознакомления с ним участников группы;

· познакомьтесь со всеми ответами;

· ответьте на вопросы: чей вариант ответа понравился Вам больше всего? Почему? Что было сложным при выполнении задания? Что нового Вы узнали? Что помогло выполнить задание? Какие новые вопросы у Вас появились? Что Вы хотели бы обсудить друг с другом и преподавателем?

Узнать на какой стадии развития рефлексии находится студент, можно разными способами, но есть способ, который можно использовать в рамках обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Одним из элементов дистанционных технологий обучения является форум. Форумы – это активные элементы курса, которые созданы для общения слушателей и преподавателей в процессе обучения, и создают условия для обсуждения актуальных тем. Форумы позволяют выявить индивидуальность проблем каждого слушателя, выявить содержание тех знаний, которые будут необходимы для дальнейшей работы, позволяют наметить пути дальнейшего самосовершенствования обучающегося.

Для выявления уровня развития рефлексивного мышления у студентов, необходимо лишь открыть форум в рамках дисциплины и обязательно поддерживать начавшийся диалог, задавая вопросы но, не давая оценок высказываниям студентов.

В рамках форумов могут существовать несколько видов высказываний обучающихся, свидетельствующих о развитии рефлексии, которые будут свидетельствовать о том, что:

1. Новый материал подтолкнул к началу размышления:

· Что касается изменений в моей деятельности…

· Результат может быть успешным только при условии, если…

· Если я правильно понимаю…

· Я бы хотела обсудить наболевшую для меня тему…

· Хотелось бы уточнить…

2. Осознание проблемы и желание ее разрешить:

· Может, вы мне посоветуете, как в такой ситуации работать?

· Прошу поделиться мнением о том, как

· Как вы решаете эту важнейшую задачу?

· Кто может поделиться опытом…

3. Представление своих результатов, осознание того, какими знаниями и умениями обладают:

· В практике использую…

· Из личного опыта:

· Конечно, такая проблема существует, но мы пытаемся её решать при помощи…

· Представляю наши результаты:…

4. Осознание того, что необходимо продолжать обучение, осознание новых проблем:

· Но где новое, там, разумеется, встречаются трудности, для меня это .

· Для этого необходимо…

· Не все сразу получится, но…

· Я, как и все, испытываю, некоторые трудности…

Таким образом, форум, как средство коммуникации обеспечивает слушателей достаточной интерактивностью, повышает мотивацию, направленную на обучение в условиях применения дистанционных образовательных технологий, а также позволяет провести рефлексию в рамках обучения. Дистанционные образовательные технологии позволяют организовывать совместную образовательную деятельность, находящимся на удалении друг от друга обучающимся, с целью освоения необходимых им знаний и реализации индивидуального образовательного маршрута, выбранного самим обучающимся.

В процессе рефлексии студент самостоятельно анализирует собственную деятельность, осуществляет поиск решения имеющихся профессиональных и учебных задач, а также анализ собственной деятельности. Применение рефлексии в рамках обучения с применением дистанционных технологий носит развивающий характер и используется при регуляции учебной деятельности студентов колледжа.

Список использованных источников:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты




Презентация "О проблемах использования дистанционных образовательных технологий при получении образования в заочной форме обучения"

Дистанционное обучение – современная форма организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

Инфраструктура информационно-образовательной среды в контексте использования электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе инклюзивного профессионального образования инвалидов

Выступление на семинаре.


Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.Жан-Жак Руссо.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….… 6.

Лучшие практики смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития цифровых компетенций выпускников колледжей

Лучшие практики смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития цифровых компетенций выпускников колледжей.

Помощь студентам дистанционного обучения МИИТ

СДО ЮИ МИИТ это система дистанционного образования, разработанная одним из ведущих транспортных ВУЗов в России. Обучение в юридическом институте МИИТ возможно без пребывания в Москве и непосредственного присутствия в учреждении, все задания выполняются и оцениваются в сети Интернет. Для обеспечения качества профессионального обучения слушателям доступны методические разработки лучших специалистов института, созданные с учетом требований международных стандартов.
Обратиться за помощью с обучением

Самое важное

Российский университет транспорта (МИИТ)


Официальный сайт и личный кабинет

  • программы и рабочие планы дисциплин;
  • направления подготовки;
  • профессорско-педагогический состав;
  • сведения о дополнительном образовании;
  • ленту новостей.

Электронный учебный центр MIIT-Expert

Каждый курс предполагает выполнение контрольной работы, которая сдается в электронной форме и проходит проверку преподавателем дисциплины или его ассистентом. Некоторые дисциплины предполагают выполнение дистанционное тестов или написание курсового проекта.

Электронно-образовательная среда (ЭОС) МИИТ это набор электронных ресурсов и информационных технологий, необходимый студентам как очной так и дистанционной форм обучения для успешного освоения учебной программы. Все текущие контрольные работы, курсовые и дипломные проекты, научные статьи и эссе студента должны быть загружены в ЭОС.

После регистрации на портале Космос обучающийся сможет своевременно получить:

  • методическое сопровождение к каждому курсу;
  • учебные материалы и рекомендации для самостоятельной работы;
  • примеры тестов для текущей проверки знаний;
  • видеолекции (при их наличии в курсе);
  • формы для обратной связи с преподавателями и техническим персоналом;
  • среду для студенческого общения по темам изучаемых дисциплин.

Если студент выполняет учебный план в полном объеме и получает положительные оценки за изучаемые дисциплины, ему назначается научный руководитель для выполнения дипломной квалификационной работы. Все взаимодействие с преподавателем строится с использованием ДОТ портала. После успешной защиты выпускной работы студент получает диплом о ВПО московского вуза в соответствии с той специальностью, по которой он проходил обучение.

Выполним контрольные, тесты, экзамены на 100%

Цены на стандартные типы работ

Стоимость выполнения задания зависит от сложности задания и временного интервала, поэтому рассчитывается индивидуально для каждого заказа.

Порядок работы

Выяснение требований: вы можете прислать нам задания, или сообщить реквизиты личного кабинета
Расчет стоимости: мы ознакомимся с заданием и сообщим вам цену в течение суток
Оплата: вы можете оплатить каждое задание по отдельности, или весь семестр целиком
Выполнение работ занимает до 14 рабочих дней, первые работы загружаются в личный кабинет на третий день
Доработки до статуса "Зачтено": мы доработаем и повторно загрузим все незачтенные задания, если это потребуется

Наши преимущества

Быстрая оценка работ - вы узнаете стоимость в день обращения
Только профессионалы - задания выполняют наши образованные, ответственные специалисты: выпускники ВУЗов, преподаватели, кандидаты и доктора наук, которые проходят строгий отбор, поэтому задания сдаются с первого раза, это экономит ваше время
Поэтапная оплата - вы можете разбить задания на группы и оплатить их постепенно, или оплатить весь семестр и получить скидку от большего количества заданий

Ваши отзывы

Каждый положительный отзыв это результат кропотливого труда нашей команды. Спасибо Вам за добрые слова!

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании.

В настоящее время для активизации деятельности студентов применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники.

Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает развитие электронного обучения и дистанционного образования.

Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. Поэтому в настоящее время идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в образовательных учреждения всех уровней образования и в системе повышения квалификации.

Понятие "электронное обучение" сегодня употребляется наряду с термином "дистанционное обучение". Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ.

Электронное обучение (ЭО) - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний.

Если говорить простым языком, то ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.

Еще одно название ЭОР – это ЦОР или цифровые образовательные ресурсы, так как считается, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Считается, что ЭО - это обучение высочайшего уровня при низких затратах, повышение мотивации обучаемых и четкий контроль за всеми участниками процесса на всех его этапах.

Какие ЭОР используются в нашем техникуме?

Тесты в программе Mytest , видеоролики, программы Word , PoverPoit , Eclel , 1С бухгалтерия, Credo , Compas , международные видеоконференции, электронные тренажёры и др.

Мало используем возможности интерактивной доски, а у нас их две.

Какие ЭОР мы не используем? Виртуальные лаборатории, интерактивные модели, электронные учебники, электронные библиотеки.

И понятно почему: первая причина, все цифровые аналоги стоят денег; вторая причина, не все аудитории оборудованы ПК; третья причина, работа с использованием цифры требует больше временных затрат у преподавателя и т.д.

Дистанционная технология обучения на современном этапе - это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию познавательной самостоятельности студента.

К основным способам использования ДТО в относятся следующие способы:

Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

- сохранение контингента учащихся;

- реализация программ дополнительного образования;

- организация обучения по общеобразовательным программам,

Дистанционная поддержка образования одаренных детей:

- заочные туры олимпиад;

- дистанционные факультативы по различным предметам;

- дистанционные викторины, конкурсы.

Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

Организация дополнительных элективных курсов.

Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих занятия студентов по причинам болезни.

Сегодня существуют пять видов дистанционного обучения:

1) Курсы на основе "кейс-технологий" и средств ИКТ . Средством связи в данном случае является электронная почта и факсимильная связь. Обучаемые по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий. В качестве учебных материалов могут быть использованы видео- и аудиокассеты, лазерные диски и дискеты с компьютерными программами учебного назначения.

2) "Вещательные" курсы . В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, таким образом дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

3) Учебные телеконференции и видеоконференции. Эти два вида конференций часто объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучаемые работают над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации со стороны преподавателя и пр.

4) Курсы на основе компьютерных обучающих систем . С электронными учебными изданиями, как правило, входящими в учебно-методический комплект и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для осуществления обратной связи широко используется электронная почта и телеконференции.

5) Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Наиболее распространенными в настоящее время являются такие виды обучения, как курсы на основе "кейс-технологий" и средств ИКТ, Интернет-курсы. Это обусловлено тем, что данные технологии являются относительно недорогими, но в то же время обладают рядом достоинств, в качестве которых можно выделить оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; длительное хранение информации в памяти компьютера с помощью электронной почты; возможность редактирования, распечатки информации и т.п.; возможность доступа к различным источникам информации (удаленным базам данных, многочисленным конференциям и т.п.) через систему Интернет; возможность интерактивности и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; возможность организации телекоммуникационных проектов, конференций.

Перечисленные организационные формы отнюдь не исчерпывают весь организационно-педагогический потенциал дистанционного обучения. Сегодня появляются новые формы организации дистанционного педагогического взаимодействия, новые виды учебных заданий, ориентирующие студентов на выработку умений самостоятельного поиска и обработки информации в сети Интернет.

В нашем учебном заведении мы используем возможности интернет-курсов повышения квалификаций преподавателей не первый год. И можем назвать как плюсы, так и минусы дистанционного обучения.

Также нами широко используются возможности интернет-олимпиад и интернет-конкурсов.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

- организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ; допускается отсутствие аудиторных занятий;

- местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Одна из самых сильных сторон системы ЭО, ДОТ − это широкие возможности для коммуникации.

Работа со студентами имеет особую специфику. Ведь студенты не могут в полной мере сами планировать свой образовательный процесс, есть проблемы с доступом к цифровым ресурсам в определённых моделях обучения. Стоит принять во внимание еще и то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Поэтому необходимо учесть, что обучающийся должен обладать навыками самостоятельной работы и что контроль будет осуществляться в основном в тестовой форме. Это подразумевает минимальную подготовку тестируемых к данной форме контроля.

Ведущий национальный транспортный вуз - Российский университет транспорта является передовым межтранспортным и общетранспортным научно-образовательным центром. Его называют крупнейшим отраслевым университетом России, базовым центром кадрового обеспечения и научного сопровождения развития транспортной отрасли. На 1 июля 2018 года общий контингент обучаемых составил более 88 тысяч человек, в том числе по программам высшего образования (ВО) – около 28 тысяч человек; по программам среднего профессионального образования (СПО) – более 5 тысяч человек. Из стен вуза выходят дипломированные специалисты в областях транспорта, транспортного строительства, (в т.ч. строительства автомобильных дорог, тоннелей, мостов, аэродромов, гражданских сооружений); взаимодействия различных видов транспорта; транспортной безопасности; логистики; транспортного права; экономики транспорта; таможенного дела; экологии; менеджмента; сервиса и туризма; транспортной медицины; транспортной журналистики и др. Университет является базовым центром транспортной отрасли в области дополнительного профессионального образования (ДПО). РУТ реализует 480 программ ДПО. Ежегодно на базе головного вуза и его филиалов проходят переподготовку и повышение квалификации до 40 тыс. руководителей, специалистов и рабочих кадров транспорта, транспортного строительства и других областей экономики. В числе 6 российских вузов РУТ имеет лицензию на реализацию программ МБА.

Читайте также: