Дионис бог плодородия и урожая

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

(Адское) божество восточного (фракийского, лидийско-фригийского) происхождения, связанное со стихийными силами земли и плодоношения. Бог плодородия, растительности (всех растений, деревьев), виноградарства, виноделия и опьяняющего экстаза. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о его незаконном рождении и борьбе за повсеместное установление своего культа и право войти в число олимпийских богов. В мифах о Дионисе (например, в истории о морских разбойниках), его эпитетах и оборотничестве [1] просматривается растительно-зооморфное происхождение Диониса. Мифы о его смерти Диониса-Загрея и его возрождении позволяют рассматривать его, подобно Таммузу и Адонису, как умирающего и воскресающего бога, культ которого повлиял на развитие христианства.

  • избавитель от забот и печалей;
  • общее выражение религиозной магии превращения природы, заключающеся в приходящем на смену смерти воскресении (Фрейзер);
  • эмоциональный хаос — безумие танца Диониса;
  • множественность мира явлений, окончательное восстановление изначального единства — расчленение и поверженность бога;
  • смерть и возрождение при инициации, дезинтеграция и реинтеграция как взаимодополняющие стадии, необходимость смерти индивидуальности перед реинтеграцией и возрождением;
  • раскованное свободное желание, душевный подъём, вдохновение, раскрепощение чувств [2] .

Жертвоприношение Дионису. Роспись из Геркуланума. I в. н. э.

Содержание

  • Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны;
  • Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями;
  • Дионис- сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2-28).

Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. По наущению ревнивой Геры Семела упросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и была испепелена огнём его молний. Выхватив из пламени появившегося на свет недоношенным Диониса Зевс зашил его в своё бедро и родил в положенное время, распустив швы [3] . Дионис был передан Гермесом на воспитание нисейским нимфам [4] или сестре Семелы Ино и её мужу Афаманту [5] .

По другой версии, титаны по приказу Геры схватили новорождённого и, разорвав на куски, сварили в котле. Части ребёнка собрала и вновь соединила Рея (бабушка), а в орошённых каплями крови местах начали расти гранатовые деревья.

В браке с Ариадной у Диониса родились Энопион, Фоант и др. [6] .

По одной из версий, детьми Диониса (от Афродиты) также являются Хариты, а нередко и Приап.

К основным деяниям Диониса относят:

  • культивирование (создание, нахождение) виноградной лозы, изобретение виноделия и обучение этому искусству людей [7] ;
  • создание яблока (или айвы), которое опьяневший Дионис подарил Афродите.


Известно, что Дионис, одержимый вселённым в него Герой безумием, долго скитался по Египту, Сирии и Фригии. Во Фригии он получил от Кибелы-Реи исцеление и посвящение в её оргиастические мистерии, а затем через Фракию отправился в Индию [8] . Из восточных земель [9] Дионис возвращается в Фивы, превнося с собой многочисленные восточные обряды, восточные одежды и атрибуты.

В плавании с о. Икария на о. Наксос Диониса похищают, желая продать в рабство, морские разбойники-тирренцы [10] , но Дионис своими превращениями вселяет ужас в пиратов, которые бросаются в море, обращаясь в дельфинов [11] .

На о. Наксос Дионис находит покинутую Тесеем Ариадну и унеся её на о. Лемнос вступает с ней в брак [6] .


Дионис не только сам подвержен безумию, но может насылать его и на своих врагов и противников. Подобным образом он карает выступавших против его культа фиванского царя Пенфея — своего двоюродного брата; и царя эдонов Ликурга. Оба они были растерзаны: первый — обезумевшими фиванскими женщинами под водительством Агавы (собственной матери Пенфея); второй — своими же лошадьми [8] .


В легенде о фригийском царе Мидасе Дионис дважды одаривает благодетеля своего учителя Силена: награждая даром обращения всго, к чему прикасался Мидас, в золото и избавляя его от этого способности [12] .

После учреждения своего культа вплоть до берегов Индийского океана Дионис вызволяет из Тартара свою мать и поднимается на Олимп.

К эпитетам Диониса относятся [14] :

  • Эвий — плющ, плющевой;
  • виноградная гроздь).

Он называется также:

  • Бассарей;
  • Бромий — бурный, шумный;
  • Лиэй — освободитель (от мирских забот) [15] .


На изображениях Дионис обычно представляется в виде обнажённого и нередко опьянённого юноши с характерными атрибутами к которым относятся:

К сопровждающим Диониса животным относятся:

  • пантера (леопард, тигр, рысь, барс) — его ездовое животное [18] , которое, согласно легендарным сведениям, испытывает мучительную страсть к вину;
  • быки и козлы — жертвенные животные в культе Диониса;
  • годовалый олень — знак вакханта, облачённого в одежду (шкуру) и сандалии из оленьей кожи.

Неиконическими символами Диониса служат:

  • мистический ящик с символическими предметами — атрибут и символ мистерий;
  • фаллос — знак Диониса как бога плодоносящих сил земли;
  • вертикально утверждённый столб, обросший плющом и, нередко, с маской или личиной;
  • двойной топор — символ Диониса Тенедоса.

Дионис может также представать в облике:

  • животных символов трёх частей календарного года:
  • человека с головой быка и козла [20] ;
  • ребёнка, увенчанного рогами или короной из змей.

Нередко указывается, что Дионис имеет женские черты или обладает андрогинностью — общим свойством древних богов: Осириса, Зевса, … (Блаватская) Дионису посвящены:

Свиту Диониса составляют менады (вакханки) с характерными для самого Диониса атрибутами в руках: тирс, кисти винограда, корзины с фруктами, кувшины с вином и т. д. Помимо менад (как их мужской эквивалент) Диониса также сопровождают сатиры, и силены — малые божества, связанные с поклонением козлу и олицетворяющие собой неукрощённую природу, распущенность и похоть. Все они играют на дудках, аккомпанируя пению и танцам вакхического ритуала. Сатиры нередко изображаются обвитыми змеями, что указывает на составляющие часть дионисийских ритуалов манипуляции со змеями.

В свиту Диониса входит также Силен — вечно пьяный учитель вечно молодого бога; и, реже, Пан.

После VII в. до н. э. образы Аполлона и Диониса сближаются:

  • в Дельфах Дионис стал почитаться наряду с Аполлоном;
  • на Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса (обоих богов), в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики [21] .
  • Аполлон нередко почитался как Дионис [22] и носил его эпитеты — плющ и Бакхий [23] );
  • участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом.

В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса [24] .

В Аттике Дионису были посвящены:

  • Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле);
  • Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе — феврале);
  • Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия, чьё имя стало постоянным прозвищем Диониса.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха или Бахуса.

Обнаруживается сходство мистериальных культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. С Дионисом в разное время отождествлялись:


Дионису, как и Деметре, приносили жертвы ради плодородия полей и в садов. Январские Дионисии как очистительные церемонии имели своей целью восстановление плодородия почвы, облегчение брожения вина и защиту его от всякого губительного действия.

Если героев Гомера отделяет от богов непреодолимая дистанция, то приверженцы культа Диониса ощущали себя богоподобными, преодолевая различия между человеческим (ограничением длительности жизни, моралью, социальными условиями, физической выносливостью) и божественным состояниями (вечным, ничем не ограниченным). Фаллический и оргиастический по своему характеру Культ Диониса предусматривает ритуалы мистического единения (союза) с богом, в состоянии религиозного экстаза, вызываемого опьянением или воздействием спорыньи [26] .

Вакханалии проходящие, обычно, по ночам на вершинах гор нередко имели характер диких безумств. Обычной для вакханалий практикой считается четвертование жертвенного животного (или человек, порою — собственные дети вакханок). При этом считается в облике быка или козла, который разрывается на куски и поедается сырым, предстаёт сам бог. Вино (согласно мифу, возникшее из крови расчленённого бога и тесно связаное с дионисийскими культами) при этом приравнивается к жертвенной крови, а виноградная лоза служит символом вечной юности и бессмертия, к которым готовили посвящённых.

По одной из традиций, в которой времена года персонифицируются четырьмя божествами — Венерой, Церерой, Бахусом и Бореем, осень:

"…представляется в виде жрицы Вакховой или самого Вакха, в пурпуровой одежде, в венце из виноградных листьев, с виноградными гроздами в руках и с корзиною, наполненною плодами, на главе; иногда с рогом изобилия, исполненным плодов, с ящерицею и зайцем; иногда Бахусом, обеими руками выжимающим виноградный грозд в стопу или чашу:. EMSY § 192]

В более тесном смысле Вакх соотносится с Октябрём в картинных изображениях которого среди прочего можно видеть разливание вина по бочонкам, вакханалия с сатирами и пьяным Силеном, бьющую в тамбурин менаду и т. д..

Как олицетворение вина Вакх присутствует или упоминается в отдельных эмблемах:

Вооружённая Паллада и Вакх, сидящий на винной бочке с чашей.

  • Рассудительность не уменьшится при умеренном потреблении вина.

Арфа, обвитая плющом

Символ сродства вина и музыки. Плющ посвящался Вакху. EMSI 7-15 с.135


Для гуманистов итальянского Возрождения страстный дух Бахуса представлялся чем-то противоположным умеренной ясности разума, персонифицируемой Аполлоном.

Под влиянием этой точки зрения Аполлон стал в греческой филологии XIX века воплощением классического греческого духа и олицетворением сугубо рационалистической, культивированной стороны человеческой природы.

Ницше высказана идея, что искусство Диониса пытается убедить нас в вечной радости жизни: только мы должны искать эту радость не в явлениях, а за явлениями. Мы должны понять, что всё, что возникает, должно быть готово к концу; мы вынуждены всматриваться в ужас индивидуального существования, и всё же мы не должны застывать в этом страхе. Метафизическое утешение временами вырывает нас из устоявшегося механизма привычных форм образа жизни. Мы действительно на короткие мгновения бываем первобытными существами и испытываем необузданную жадность и радость бытия.

Борьба, мучения, уничтожение существующего кажутся нам необходимыми при избытке многочисленных форм бытия, при избыточности плодотворной мировой воли, когда мы словно становимся одно с безмерной жадностью к бытию. Стоит нам поверить в извечность и неразрушаемость наших желаний в дионисийском смысле, как жизнь может обернуться к нам оборотной стороной медали.

Сам Ницше видел идеал в достижении равновесия дионисийского и аполлоновского начал. В своё время, то есть во второй половине XIX века, он видел преобладание аполлоновского начала и пытался в противовес ему оживить незаслуженно подавленную и проклятую силу дионисийского начала. Пуританскую, развращённую и немощную государственную религию следовало вернуть к жизни посредством жизненной силы и веселья юного бога Диониса, олицетворяющего весну.

В средневековых книжных иллюстрациях Дионис изображался обычно как олицетворение осени — время сбора урожая (иногда только октября).

В эпоху Возрождения тема Диониса в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с XV в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен).

В XV—XVIII вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Диониса и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики:

Среди музыкальных произведений XIX—XX вв. на сюжеты мифа:

Наибольшую известность и развитие получили такие сюжеты и легенды как:

  • Рождение Диониса (Бахуса)
  • Обучение Диониса / Кормление Диониса (Бахуса)
  • Моряки, превращённые в дельфинов
  • Дионис и Ариадна
  • Триумф Вакха (и Ариадны)
  • Легенда об Аметис / Аметисте
  • Агава
  • Жертвоприношение Бахусу
  • Андрианы — близок предшествующему сюжету
  • Венера, Бахус и Церера — сюжет близкий к эмблематике и популярный в XVII веке, особенно у фламандских художников, как олицетворяющий необходимость вина и застолья для поддержания любовного жара.

С атрибутами Диониса часто изображался Антиной — фаворит императора Адриана.

Изображения гроздей винограда, головы Бахуса, вакханок и других спутников Диониса составляют существенную часть итальянских изделий из коралла XIX в.

Русская форма древнегреческого имени Дионисиос (Дионис) — Денис.

Жрецом Диониса был Орфей, который спускался в Гадес за умершей Эвридикой.

В греческом мифе бог Дионис спускался в загробный мир через озеро.

Театральные маски, возможно, ведут происхождение от культовых масок бога вина Диониса.

Бог плодородия, виноделия и растительности Дионис — один из самых неоднозначных жителей Олимпа. Обаятельный юноша много шутит и веселит окружающих. Смех и радость сопровождают младшего сына Зевса. Но стоит ослушаться или обидеть беспечного молодого человека, и на землю прольются реки крови. Дионис не прощает проступков и не прислушивается к доводам разума. Дикие танцы и кровавые зрелища так не к лицу красивому божеству!

История создания

Греческий бог виноградарства занял собственное место в пантеоне богов довольно поздно по сравнению с остальными прославленными персонажами. Культ Диониса пришел в Грецию с фракийской или малоазийской территории. Первые упоминания о необычном боге датируются 14 веком до нашей эры — имя Диониса запечатлено на табличках критского письма.

Дионис

Дионис

Долгое время греческая мифология принижала статус покровителя виноделов и фруктовых деревьев. Развитие культ получил только в 7 веке нашей эры. Изначально расслабленное и раскованное поклонение Дионису превратилось в безумство. Плутарх писал:

Ночные праздники, которые жители Греции посвящали обаятельному богу, превращались в устрашающие зрелища. В маленьких городах жрицы культа облачались в шкуры животных и поедали сырое мясо, прославляя имя Диониса.

Праздники в честь Диониса

Праздники в честь Диониса

Культурные центры Греции сохранили первоначальный посыл празднеств. Праздники Великие Дионисии проходили в конце марта. Выбранные народом певцы и актеры облачались в козлиные шкуры и разыгрывали драматические и комедийные сценки. Для подобных событий строили специальные театры Дионис. Одно из таких архитектурных чудес до сих пор расположено на юго-восточном склоне Акрополя.

Греки считали, что подарок Диониса, прозванный вином, дарует творческим людям вдохновение. Поэтому художники часто писали портреты и жанровые сценки, в которых участвовал бог. Покровитель растительности изображался как молодой и привлекательный юноша, окруженный сатирами и жрицами культа. Не реже Диониса рисовали уже взрослым мужчиной с густой бородой и роскошными локонами. Но в любом случае бога виноделия сопровождает веселая толпа.

Дионис в мифологии

Отец Диониса — Зевс

Отец Диониса — Зевс

Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Родители красивого юноши — Зевс и дочь царя Фив Семела. Владыка Олимпа, в очередной раз плененный красотой юной девушки, часто посещал царевну. Новое увлечение не укрылось от жены Громовержца.

Коварная Гера предстала перед любовницей и предложила Семеле узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Заинтересованная девушка уговорила любимого предстать перед ней в истинном обличье. Величественный бог не отказал. В результате загорелись покои Семелы, а у принцессы начались преждевременные роды. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс зашил сына в собственное бедро. Через пару месяцев Дионис окреп и появился на свет во второй раз.

Гера

Гера

Подобный исход не устроил Геру. Ревнивая женщина преследовала мальчика, желая избавиться от младенца. Но, зная характер жены, Зевс приставил к Дионису Гермеса, который всегда успевал спасти ребенка. В конечном итоге сына Громовержца отдали на воспитание богине Кибеле, не уступающей в могуществе Гере (по иным источникам бог отдал ребенка нимфам).

Чуть повзрослевший мальчик неожиданно для родных подружился с сатиром по имени Ампелий. Старый забияка часто беседовал с маленьким богом и много времени играл со скучающим Дионисом. Столь необычная дружба закончилась печально — Ампелий умер от рогов быка. Юный Дионис попытался воскресить приятеля, но все принимаемые меры не помогли. Тело сатира превратилось в виноградную лозу, расстроенный юноша выжал сок из плодов, а полученную жидкость назвал вином.

Гермес

Гермес

Молодой и беззаботный бог отправился в путешествие по всему миру. Куда бы не приходил Дионис — вокруг созревал виноград. Три года продлилось путешествие младшего сына Зевса. Бог побывал даже в Индии и спустился в Царство Мертвых, откуда забрал родную мать.

Правда, подобное шествие доставило массу хлопот для жителей Греции. Вместе с вином Дионис подарил людям безумие. Находясь в хмельном бреду, жители городов совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал в юноше бога, Дионис убивал собственными руками. Многих женщин растерзали поклонники и подчиненные божества.

Юноша часто гулял по Земле в сопровождении друзей, его свита многочисленна. Диониса окружают сатиры (козлоногие демоны плодородия) и менады (жрицы и почитательницы бога). С большим удовольствием своего подопечного сопровождает Силен — учитель Диониса.

Дионис

Дионис

Во время одной из таких прогулок привлекательного юношу заметили морские разбойники. Пока свита юного бога отдыхала, злодеи выкрали Диониса и доставили юношу на корабль. Один из членов экипажа, увидев, что цепи, которыми разбойники сковали добычу, не держатся на руках молодого человека, испугался. Мужчина попросил отпустить незнакомца, утверждая, что перед ними бог.

Разбойники не поверили брату по оружию. А Дионис, превратившись во льва, растерзал капитана корабля. Оставшихся членов команды юноша превратил в дельфинов. Единственный, кто не пострадал — проницательный бандит, заступившийся на юного бога.

Афродита

Афродита

Перед обаянием покровителя виноделов не устояла красавица Афродита. Женщина некоторое время состояла в тайной любовной связи с веселым божеством. Плодом любви стал бог полей и садов Приап.

До женитьбы Дионис часто вступал в отношения со специфическими женщинами. В любовных победах бога числится Авра. Дочь титана родила от мужчины близнецов, одного из которых съела. Второго, к счастью, удалось спасти.

Несмотря на ветреность и любовь к веселью, Дионис оказался хорошим мужем. Супругой бога виноделия стала Ариадна, прославившаяся благодаря мотку ниток. Расставшись с возлюбленным Тесеем, девушка страдала от горя. Проходивший мимо Дионис потерял голову от красоты царевны Крита. Юный бог тут же овладел новой знакомой, а чуть позже женился на девушке.

Дионис и Ариадна

Дионис и Ариадна

Поговаривают, что Тесей не планировал бросать возлюбленную. Но ночью смелому герою приснился Дионис, который приказал юноше оставить девушку, так как Ариадна должна достаться богу. В браке с Дионисом девушка родила сына Фоанта. После дочь царя Крита стала бессмертной — такой подарок сделал Зевс любимому сыну.

Дионис

Дионис – бог урожая, виноделия и вина, ритуального безумия и плодородия, театра и религиозного экстаза.

Вино занимало важную часть в греческой культуре, поэтому Дионис являлся любимым богом жителей.

Истоки появления культа Диониса до сих пор не определены. Некоторые историки склоняются к мысли о том, что культ бога прибыл с востока, другие говорят о том, что источники появления культа идут с юга, из Эфиопии.

Дионис был одним из двенадцати олимпийских богов; он был рожден от простой смертной. Масштабные праздники (мистерии), посвященные Дионису, с песнями, плясками и вином, считаются прародителями театра.

В самых ранних греческих артефактах Дионис изображается как зрелый мужчина с бородой и в одежде. Обычно при нем был посох. Чуть позже стали появляться изображения с обнаженным, молодым Дионисом, совмещающем в себе функции мужского и женского начала (гермафродита).

Обычно бога сопровождают менады и сатиры с эрегированными половыми членами, вся процессия веселится, танцует и исполняет какие-либо музыкальные произведения. Сам бог зачастую сидит в колеснице, запряженной тиграми и львами.

Дионис ассоциируется с защитником всех тех, кого изгнало или не признало общество, поэтому бога связывают с некой хаотичной и опасной силой, использование которой может привести к неожиданным последствиям (вполне возможно, что это было связано с действием вина).

Он также известен как Вакх (Бахус) в римской традиции, а мистерии, посвященные богу, называли вакханалиями.

По преданиям, вино, музыка и танцы освобождают человека от житейских забот, страха и грусти, а также придают сил.

Культ Диониса также связан с подземным миром: его менады кормят умерших специальными подношениями, а сам бог выступает посредником между живыми и мертвыми.

В греческой мифологии Дионис был зачат Зевсом и смертной женщины – Семелы. Гера, жена Зевса, была разгневана, узнав, что верховный бог снова воспылал страстью к обычной женщина.

Перевоплотившись в обычную смертную, Гера убедила беременную Семелу, что та вынашивает сына самого Зевса-громовержца. Женщина, поддавшись сомнениям, однажды попросила Зевса доказать ей свое величие. Верховный бог отказал женщине, так как знал, что смертные не смогут вынести проявления его высшей силы.

Однако Семела была настойчивой, и Зевс доказал свою божественную природу, извергая громы молнии, сотрясая землю вокруг. Семела не выдержала этого действия и скончалась на месте.

Расстроенный Зевс спас не рожденного сына, зашив его в бедро. Несколько месяцев спустя Дионис родился на горе Прамнос на острове Икария, где Зевс спрятал ребенка от всевидящей Геры.

В критской версии истории появления Диониса на свет, которая принадлежит перу Диодора Сикула, бог является сыном Зевса и Персефоны.

Имя Геры здесь тоже встречается: по легенде она посылает титанов к младенцу Дионису, чтобы те разорвали его на куски. Однако всемогущий Зевс спасает мальчика.

Дионис

Детство и юность Диониса

Согласно мифу, в младенчестве о Дионисе заботился Гермес. По другой версии – Гермес отдал мальчика на воспитание царю Атамасу и его жене Ино, тете Диониса. Гермес хотел, чтобы супруги спрятали Диониса от гнева Геры. Существует еще одна история: как будто бы Дионис воспитывался нимфами.

Когда Дионис вырос, он обнаружил, что из виноградной лозы можно выделять прекрасный сок, который обладает удивительными свойствами.

Гера обрекла молодого бога на безумие, и ему пришлось скитаться по всему свету. Однако он нашел единомышленников и научил их делать вино.

Дионис был в Греции, Испании, Эфиопии, Египте. Из этих скитаний родилась легенда о том, что именно так вино буквально завоевало весь мир.

Дионис был исключительно привлекательным. Один из гомеровских гимнов рассказывает, как, будучи под видом смертного, сидящего на побережье, несколько моряков заметили его, и предположили, что он является принцем.

Рыбаки хотели выкрасть его и уплыть, попросив за бога большой выкуп. Однако Дионис превратился в льва и убил всех, кто был на корабле.

Дионис в мифологии

Имя Диониса также связано с мифом о царе Мидасе. Как-то раз, обнаружив, что его наставник – мудрый Силен, исчез, бог неожиданно нашел его в гостях царя Мидаса. За возвращение любимого учителя Дионис предложил царю исполнить любое его желание.

Жадный царь изволил, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото. Дионис выполнил его просьбу.

Однако в скором времени царь понял, что и еда, и вода, и люди, к которым он прикасается, становятся золотыми. Царь умолял Диониса вернуть всё на круги своя, он был готов отказаться от своего желания.

Бог смилостивился: Мидас окунулся в реке Пактол, и заклятье было снято. Дионис упоминается также в мифах о Пентее, Ликурге, Ампеле и других.

Ответ ищите в нашем обзоре о трижды рожденном боге Дионисе. Боге-скитальце, который взял в жёны смертную девушку и был забран на Олимп только после того как завоевал для Зевса весь мир.


Содержание:

Рождение Диониса

Некоторые боги рождаются раз, некоторым посчастливилось быть рожденными дважды, и только великий Дионис рождался три раза.

Первой его матерью была теперь уже правительница подземного царства, а тогда ещё свободная и красивая девушка Персефона. Дочь богини плодородия и Громовержца Зевса. Её отец мало чтил законы приличия, а потому, когда дочурка подросла, явился ей в виде змея и совратил. От этой связи у нее родился мальчик c головой быка, которого она назвала Загрей.

На тот момент это был любимый ребенок повелителя Олимпа. Его сын и одновременно его внук. Дошло до того, что отец-дедушка усадил свое несмышленое чадо на трон, дал в руки вместо погремушки скипетр, а сам ушёл по своим делам.


Легенды гласят, что когда младенец стал, подражая отцу и размахивать атрибутами власти – содрогались миры. Но какое дело до них было жившим в беззаботности богам? Не разделяла общего умиления только законная супруга Зевса, златотронная Гера. Она подговорила оставшихся на свободе титанов убить младенца и сама, усыпив стражу, выманила малыша с трона, дав вместо скипетра более красивую и безопасную игрушку.

Вот тут-то и появились титаны. Некоторое время Загрей ещё спасался от них, убегая то в образе своего отца, то деда, Кроноса, но когда он превратился в быка, то был настигнут и растерзан на семь частей, которые заговорщики сварили и съели. Подоспевшей Афине удалось спасти только сердце бога, то есть его сущность.

Уточним, что титанам недолго пришлось радоваться своей победой, разгневанный Громовержец испепелил их перуном. Но причем же здесь Дионис — спросите вы? Ведь речь шла о каком-то неизвестном всем Загрее?

Спасенное сердце Зевс высушил, истолок в порошок и начал искать для своего сына другую мать. Ею оказалась четвертая дочь Кама, правителя легендарных Фив, красавица Семела. Ей-то, перед тем лечь с ней в постель повелитель богов и скормил сущность своего сына. И все бы ничего, но Гера, с таким трудом уничтожившая дитя первый раз, постоянно следила за своим супругом, и этот его ход не остался для нее незамеченным.

Только Громовержец покидал Фивы и довольный собой возвращался на Олимп, как его новую любовницу навестила Гера. Приняв облик Берои, кормилицы Семеллы, она посеяла в её душе семена сомнения, убеждая, что это не царь богов навещает её в опочивальне, а какой-то смертный проходимец и что есть только один путь докопаться до истины. Пускай, мол, Зевс, если это он, предстанет перед ней во всем своем божественном величии, таким, каким он приходит к своей жене.


Дворец сгорел дотла, а вмести с ним и обманутая Герой Симела. Только не доношенное дите царь богов спас, но чтобы оно дождалось своего срока, пришлось зашить его Зевсу в свое бедро. И вот когда прошлит недостающие месяцы, Гермес вскрыл Громовержцу ногу и Загрей, а теперь уже Дионис третьей раз увидел солнечный свет, то есть оказался единственным трижды рожденным богом.

Младенчество и юность Диониса

Но одно дело родить ребенка, а другое его уберечь. Наученный горьким опытом, Зевс не рискует брать второй раз своего сына на Олимп, а прячет его среди людей, поручив воспитание Диониса его тетке, царице Орхомена Ино. При этом приказывает царице, чтобы она с супругом воспитывали бога как девочку, наряжали в женские одежды, учили водить хороводы, таким образом, пытаясь сбить с толку свою жену.


До поры до времени это помогало. Но потом Гера раскрыла его убежище и наслала на мужа Ино безумие. Некогда спокойный и рассудительный Афамант в припадке ярости убил своего старшего сына, а жену со вторым ребенком сбросил со скалы. Дионису чудом удалось спастись. Пришлось для него искать новое пристанище.

Таковым оказалась таинственная гора Ниса, де в гроте за воспитание юного бога взялся мудрый Селен, а местные нимфы окружили своим вниманием. Как раз там, умудренный годами сатир, и открыл Дионису тайны природы, а заодно и научил изготавливать вино.

Именно в долине горы Нисы, будущий покровитель виноделия и достиг своего совершеннолетия. Но на олимп его почему-то забирать никто не спешил. Как в будущем и Гераклу, рожденному от смертной женщины Дионису ещё предстояло доказать что он достоин быть богом-Олимпийцем, а до этого он изгой, скиталец, который вынужден осмыслить свое предназначение и выполнить волю могущественного отца.

Дионис – скиталец

Если бы вы жили в те далекие времена и увидели в канаве полуголого, пьяного до беспамятства юношу, то, наверное, постереглись бы его осуждать, ведь так неоднократно встречал утро и сам Дионис. Нет, это не он избрал судьбу скитальца, но отказавшись в роли изгоя, перерожденный Загрей решил покорить тот мир, в котором находился. А заодно открыть людям истину и показать, как правильно нужно жить.


Да, поначалу не все было гладко, и первые шаги давались ему очень тяжело. Так, попав во Фракию сын Зевса неожиданно напоролся на сопротивление со стороны правящего там Ликурга. Уважающий порядок царь не захотел терпеть на своей земле пьяный разгул вакхнских оргий. А потому пленил сопровождавших Диониса менад и устроил травлю на самого бога.

Непривыкший к такому обхождению Дионис быстро забыл о своем божественном происхождении и вместо того чтобы показать свою силу спасся бегством, найдя защиту аж на дне моря у Фетиды.

Но это была минутная слабость. За свой позор Дионис жестоко отомстил. Он поразил Ликурка безумием и тот, думая что рубит виноградную лозу, убил топором своего собственного сына. Но и этого оказалось мало. Бог виноделия имел власть над растениями унаследованную еще от своей бабушки Деметры, а потому запретил фракийской земле давать урожай. Стране начал угрожать голод.

Чтобы умилостивить прогневанного бога эдоны отвели своего царя к горе Пангее и там разорвали на части лошадьми. Эта, пускай и небольшая победа позволила Дионису поверить в свои силы и он двинулся дальше покорять мир.

Согласно его учению человек не должен убегать от правды. Тьма такая же часть его жизни как и свет. Нужно просто принять её и победить в себе. Стремление же к идеалу – греховно, так как идеальными могут быть только боги.

И эти заветы очень быстро обрели популярность. Радоваться жизни во всех ее проявлениях оказалось намного приятнее, чем постоянно ограничивать себя заборами законов и приличий.

Вокруг бога теперь всегда кружились хороводы мужчин, женщин, полубогов и сатиров. Вино текло рекой, никто не стеснялся своей наготы, да и предаваться плотским утехам с незнакомцем тут не считалось греховным.

Так, без солдат и оружия Дионис обошёл весь мир, подчинив себе даже народы далекой Индии, а потом вернулся в то место, с которого и начал свой земной путь. То есть в Фивы.

На тот момент там правил мудрый и любящий во всем порядок Пенфей. Ему видать, не известна была судьба Ликурка, а потому он не признал в Дионисе сына Зевса и выгнал его из города.


Но это был не последний удар. На следующую ночь, приняв образ одного из жрецов, бог виноделия посетил и самого Пенфея, предложив тому лично посмотреть, что творят женщины города. Упустим подробности.

Скажем лишь, что царь недожил до утра. В горах его растерзали обезумевшие вакханки, а собственная мать отрубила мертвому уже Пенфею голову и надела ее на тис. Больше желающих усомниться в божественности Диониса не нашлось.

Следует сказать, что позже куль Диониса таки был признан опасным, и вакханские оргии стало разрешено проводить только на горе Парнас и то, не чаще чем раз в два года.

Но двигаемся дальше.

Дионис — Бог Олимпиец

После покорения мира Зевс наконец-то позволил своему сыну взойти на Олимп, но и там он не прекратил свои чудачества. Так, он берет в жены брошенную на Наксосе Тесеем Ариадну и выпрашивает для нее у Зевса бессмертие.


Потом спускается в Аид и выводит оттуда давно умершую мать, Семелу. В принципе, для трижды рожденного это несложно было организовать, ведь первая его мать — это Персефона, царица загробного мира. Но все равно веками сложенный порядок был нарушен. Чтобы хоть как-то сгладить этот факт, воскресшая получила новое имя. Теперь мы ее знаем как Фиону и она тоже, кстати, живет среди богов, ну или сопровождает своего любимого сына как одна из его менад.

А во-вторых, неожиданным союзником становится сам Аполлон. Олицетворяя порядок и являясь полной противоположностью Вакху он, тем не менее, соглашается поделить с ним свой священный храм в Дельфах. Если кто не знал, то в этом святилище поклонялись сразу двум богам. Три зимних месяца Дионису и все остальное время Аполлону.

Согласитесь, с такими друзьями можно выжить даже на Олимпе.

Нам же важно знать, что помимо вина Дионис изобрел пиво и подарил людям такое поистине великое изобретение как театр.

фото Дионис

Дионис (Διώνυσος) - бог вина и веселья, сын Зевса.

В греческой мифологии, Дионис родился из бедра своего отца, мать его Семела была дочерью царя Фив, Кадма.

Дионис самый весёлый из богов, он посещал многие страны и города, чтобы учить людей, возделывать виноградную лозу и из плодов делать вино. И, конечно, как бог радости и веселья, он не путешествовал в одиночку. Его всегда сопровождала шумная толпа из менад, сатиров, кентавров и силенов.
Прекрасное вино, которым угощал Дионис, поднимало настроение людям, они забывали невзгоды, на лицах появлялась улыбка. Там где появлялся Дионис со своей свитой, начинался пир под весёлые звуки музыкальных инструментов в сопровождении танцев и весёлых песен.

Узнав о новой любовной связи Зевса, Гера задумалась и решила, что только хитростью сможет вернуть мужа, уж очень красива и молода была Семела. Ослепленная ревностью и желая мести, Гера решила принять облик старой женщины, кормилицы Семелы, чтобы быть ближе к беременной любовнице мужа и войти к ней в доверие.

Гера заставила засомневаться Семелу, что именно Зевс проводит с ней ночи и посоветовала, чтобы он продемонстрировал всё своё одеяние Бога-Громовержца. Главному богу Олимпа ничего не оставалось делать как развеять сомнения и предстать перед девушкой со всеми атрибутами — громом, молниями. Но от молнии тут же загорелся дворец Кадма, в огне погибла Семела, успев разродиться.

Ребёнок был настолько мал, что Зевсу пришлось донашивать его самому. С помощью Гермеса, они зашили мальчика в его бедро. Через три месяца, Дионис благополучно появляется на свет второй раз, из бедра своего отца.

Когда Гера узнала о существовании ребёнка, гнев её переместился на новорожденного. Пришлось отцу отдать малыша на воспитание сестре Семелы и её мужу. Чтобы скрыть от глаз ревнивицы малыша, на него одевали одежду девочки, иногда отец превращал его в козлёнка (поэтому Диониса часто изображают с рогами).

Но Гера настигла малыша и здесь, вселив безумие в сестру и мужа Семелы. Тогда малыша отправили к нимфам, на гору Ниса, на край земли, где и вырос Дионис. Вскоре он женился на дочери критского царя, Ариадне (та, которая помогла Тесею выйти из лабиринта).

Дионис считается покровителем скитальцев, мужской силы, растений, театра.

Атрибуты Диониса: тирс, виноградная лоза, чаша, плющ, маска, бык, змея, дельфин.

Дионис - покровитель театра

Весёлый Дионисий был любим древними греками, культ его распространялся на всю Элладу. Осенью и весной во всём греческом мире утвердились большие официальные празднества, в недрах которых зарождается основная форма греческого искусства — театр.

Греческие поэмы обретают форму театральных пьес, которые разыгрываются в местах, посвящённых Дионису. В них говорится о жизни и подвигах бога Диониса и о других героях, сопровождающих бога. При этом люди переодеваются, одевают маски и пьют вино. Празднества назывались - Великие Дионисии.

Три великих трагика Софокл, Еврипид и Эсхил в это время состязались за лучшее театральное произведение.

Читайте также: