День прозевал урожай потерял смысл

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать ОДИНАКОВО. В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах и другие, многократно использовались, совершенствовались.

Выделение педагогических, методических противоречий

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети микрорайона, трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу появления и проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д. Естественно, труд учителя направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи.

В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. К тому же разрозненность информации, получаемой школьником по разным предметам, не дает ему понять всей целостной картины мира, взаимосвязи явлений

Активизация познавательной деятельности учащихся, путем применения на уроках биологии устного народного творчества.

1.Стимулировать познавательную деятельность учащихся на уроках биологии.

2. Научить бережному отношению ко всему живому

3.Приобщить к культурно- историческим традициям своего народа

Младшие подростки привержены к ярким образам, событиям, обладают любознательностью, что позволяет мне на уроках использовать народные приметы, загадки, поговорки, декоративно-прикладное искусство. Сначала краеведческая информация может носить занимательный характер. Новые впечатления помогают пробудить у детей познавательный интерес, что, в свою очередь, повышает активность усвоения знаний, способствует созданию положительной мотивации учения.

В среднем подростковом возрасте активизируется познавательно-поисковая деятельность школьников. На данном этапе повышается мыслительная деятельность.

Основные идеи и приемы решения проблемы

Жизнь и быт русского народа нельзя рассматривать вне тесной связи с родной природой, растительным и животным миром. Уже меленькому ребенку пели песни, рассказывали сказки, в которых природа одушевлялась, наделялась человеческими чертами. Наблюдая за растениями и животными, люди подмечали особенности их поведения, и уже меткие сравнения с природой были обращены к человеку. Так появлялись пословицы и поговорки. Длительные наблюдения людей за изменениями в природе, флорой и фауной, приводили к появлению народных примет. Дни работы на земле русского крестьянства, связаны первоначально с языческими праздниками и традициями их отмечать, легли в основу народного земледельческого календаря, календаря природы .

Особое отношение у наших предков было к земле. Оно выражалось в благоговении, заботливом и бережном отношении, землю называли матерью, кормилицей. Также почитание у наших предков на Руси вызывали реки, озера, некоторые виды деревьев.

Учебная программа по биологии в 6-7 классах под редакцией А.И.Никишова направлена на изучение многообразных живых организмов. В связи с этим у меня есть богатые возможности знакомить школьников с особенностями среды обитания, строения, поведения и образом жизни представителей царств живой природы: грибов, растений и животных с привлечением материала народной культуры в учебной и внеклассной деятельности (посещение музеев, беседами с этнографами, краеведами).

Участники проектной деятельности:

Исходя из вышесказанного, равноправными участниками всего образовательного процесса обучения биологии становятся учитель - предметник, другие учителя, учащиеся и их родители, система дополнительного образования. Координально меняется роль ученика

в образовательном процессе:

* ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом

*ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний

*ученик экспериментирует – учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность

*ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора

*ученик активен – учитель создает условия для проявления активности

*ученик- субъект обучения- учитель- партнер

*ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученный результат

Методы и приёмы , используемые мною для достижения поставленных целей, в данном случае достаточно разнообразны. Это и проектная деятельность, и выполнение индивидуальных заданий, возможность раскрытия литературных и творческих способностей детей, экскурсии, походы и многое другое . Часто на уроках я применяю прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. Например:

Мать и мачеха. Русский народ дал этому цветку меткое название.

Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха .

Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл.

Как вы думаете, почему животное получило такое название?

Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.

1. Применение данной методики, позволит сделать уроки более интересными, эмоциональными.

2. Активная работа учащихся по реализации проекта позволит повысить познавательный интерес к предмету, направит учащихся на работу с дополнительными источниками информации.

3. Создание буклета для работы на уроках биологии.

Сроки реализации проекта:

По срокам реализации проект является долгосрочным и рассчитан на выполнение в течение двух лет.

1. Запуск проекта

1) Создание инициативной группы

2) Создание рабочих групп

2. Основной этап

2) Обработка результатов анкетирования

3) Работа с источниками информации (литература, посещение краеведческого музея, проведение классных и внутришкольных конкурсов.

3. Завершающий этап

Представление результатов работы на МО учителей биологии Колпнянского района

Отбирая художественный материал, необходимо заботиться о том, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть был таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности.

Примеры использования элементов устного народного творчества на уроках:

Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки?

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:

1. Беленькая нитка загуляла прытко,
Под землёй ходила, землю шила, шила.
А потом снаружи заплелась потуже.
Заплелась в моточек, завилась в клубочек.

2. Пока молода – она седа.
Как постарела, так почернела.

При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:

  1. “Весной день год кормит”.
  2. “День прозевал – урожай потерял.
  3. “Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок”.
  4. “С агротехникой лад – урожай богат”.

Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала.

Для закрепления изученного материала можно использовать и такую загадку:

“Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!
Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.
Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
А пришли все вместе – сразу разбудили.”

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ – семя)

У меня для вас задание
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя
И сравните их размеры

Почему одно из них больше, чем другое?

На вогнутой стороне находится отверстие – микропиле. Через него в семя проникает вода и воздух. Более крупное семя впитало влагу и набухло.

Учитель : Совершенно верно.

Следующее задание на смекалку и внимание.

“Коробочка запечатана,
А ней растенье спрятано.
С ветками, листочками,
С белыми цветочками”
Чтоб найти нам ответ,
Мы исследуем объект.
Чем покрыто семя?

Учитель: Изучите зародыш. Чем он образован?

Ответ учащихся: зародыш имеет 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку с листочком.

Учитель : мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?

Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.

Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.

“В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький
В кладовой еда лежит
Как проснётся, будет сыт.”

Ответ учащихся : в семядолях находится запас питательных веществ.

Учитель : правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?

Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-х семядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком.

Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.
Напоследок я пословицы прошу вас объяснить.

  1. “От доброго семени – добрый всход”
  2. “Каково семя, таково и племя”
  3. “По семенам и всходы”

Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.

Учитель : И, конечно же, друзья, без загадки никуда!

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос (жёлудь)

У матери тысячи сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.” (материнское растение и семена с запасом питательных веществ)

Использование предложенной технологии побуждает учащихся к творческой работе, активизирует познавательную деятельность.

Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к моему предмету. Такое информационное расширение кругозора школьников, знакомит их с историей своей страны, с многообразием природы родного края, учит бережному отношению к миру живого, пробуждает чувство патриотизма. Содержание образов, выстроенное таким образом, и систематическая и целенаправленная работа по приобщению подрастающего поколения к культурно-исторической традиции своего народа способствуют патриотическому воспитанию, формированию духовно-нравственных качеств личности.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенью и у кошки пиры.

Рожь поспела — берись за дело.

Весной дождь парит, а осенью мочит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Осень прикажет, весна свое скажет.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Зерно в колоске — не спи в холодке.

Осень непогодь несет.

Мужика не шуба греет, а цеп.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Хлеб убирают — на небо взирают.

Рано пар паши — урожаи хороши.

В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.

Вяжи воз — вой, а поедешь — песни пой.

Жнут поле в пору.

Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.

Осенней озими в закрома не кладут.

Погода такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит.

Что за осень, коли гусь на лед выходит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет.

Осень-то матка: кисель да блины, а весною-то гладко: сиди да гляди.

Просо реденько, так и кашица жиденька.

Держись за землю-матушку, она одна не выдаст.

Ударила погодка — началась молотьба.

Красиво поле снопами, а гумно скирдами.

Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь.

Осенью молоко спичкой хлебают: раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут.

В данной статье мы познакомим вас и ваших деток с прекрасной осенней порой, а также предложим ознакомиться с народными поговорками и пословицами об этой прекрасной поре.

С помощью пословиц и поговорок ребенок может познавать не только человеческие ценности, но и весь мир. Тому доказательством служат высказывания о сезонах года, а именно об осени. С помощью таких пословиц мы можем объяснить ребенку процессы, которые происходят в этот период в природе, показать отношение человека к осени.

Популярные русские народные пословицы и поговорки об осени для детей: сборник с объяснением смысла

Среди всех пословиц и поговорок особого внимания заслуживают русские народные. Такие высказывания известны нам уже очень длительное время и в нашей речи они используются достаточно часто.

  • Осенью скот жиреет, а человек добреет. Так говорят потому, что по осени собирается урожай. Скот жиреет, человек добреет, поскольку есть хороший богатый урожай и заготовки.
  • Что за осень, коли гусь на лед выходит. Суть пословицы в том, что иногда в осеннее время настолько холодно, что начинаются первые морозы, однако, осень сама по себе отличается еще и теплыми деньками. Акцентируется внимание на том, что осень бывает холодной.
  • Осенью и у воробья пиво. Так говорят тогда, когда хотят подчеркнуть тот факт, что осенью все сыты и в достатке благодаря собранному урожаю.

Поговорки


Поговорки

Вспоминаем осень в пословицах


Вспоминаем осень в пословицах

  • В сентябре шуба за кафтаном тянется. Данная пословица так же говорит нам о погодных условиях в осеннее время. Кафтан является верхней одеждой, однако, он не такой теплый, как шуба. В сентябре начинает изменяться погода, постепенно холодает, на смену летним денькам приходит осенняя прохлада. Поэтому принято говорить, что за кафтаном тянется шуба.
  • День прозевал – урожай потерял. С приходом осени работа на полях и огородах буквально кипит, поскольку урожай требует того, чтобы его как можно скорее собрали и подготовили для дальнейшего хранения. Если в это время не работать или работать с промедлениями, то можно потерять все, что было посажено.
  • Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется. Смысл пословицы в том, что осенние дожди, как правило, затяжные. Дождь может моросить каждый день на протяжении долгого времени. В то время как летний дождь, например, чаще всего проливной. Он сильный, но быстро проходящий.
  • Сентябрь птиц в дорогу погнал. Смысл пословицы заключается в том, что осенью все перелетные птицы улетают зимовать в теплые края. Большинство из них отправляются в дорогу именно в сентябре.
  • Не будь в осень тороват, будь к весне богат. Тороват значит расточителен, слишком щедр. Смысл пословицы в том, что нельзя бездумно использовать собранный по осени урожай, поскольку в таком случае ничего не останется до весны. А вот если быть немного экономнее и использовать запасы рационально, то и весной можно будет жить в достатке.

Пословицы про особенности осени как сезона года

Пословицы и поговорки об осени, осенних месяцах с рисунками для детей: фото

Деткам гораздо интереснее изучать что-либо, видя это на картинках и рисунках. Поэтому говорить о пословицах и поговорках с малышами лучше, показывая им иллюстрации к ним.

  • Весной проспишь, осенью загорюешь.
  • Весной хорош ягненок, осенью цыпленок.
  • Весною не посеешь – осенью не соберешь.
  • От осени к лету поворота нету.
  • Отложил на осень, а там и бросил.

Пословицы об осени


Пословицы об осени

  • Упал с дерева один лист – жди осени.
  • Осень – перемен восемь
  • Осень идет, дожди за собою ведет
  • В осень и у кошки пиры.
  • В сентябре огонь и в поле, и в избе.
  • Вяжи воз – вой, а поедешь – песни пой.
  • Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!

Рассказывая детям пословицы и поговорки, мы прививаем им любовь к мудрости. Именно благодаря таким мудрым изречениям мы в легкой игровой форме может объяснять малышам множество различных понятий, а также их ценность.

Пословицы про сентябрь

Август варит, сентябрь — к столу подает. Батюшка-сентябрь не любит баловать. В сентябре огонь и в поле, и в избе. В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина. В сентябре синица просит осень в гости. В сентябре шуба за кафтаном тянется. Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень. Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь! Сентябрь без плодов не бывает. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой. Сентябрь — пора мокропогодна и сверх прочих- плодородна. Холоден сентябрь, да сыт (Холодно сиверко, да сытно)

Про осень

Осень идёт и дождь за собой ведёт. Вешний дождь растит, осенний гноит. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Весна красна, да голодна — осень дождлива, да сытна. Осенью и у воробья пир. Осень велика, зима долга. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт. Сырое лето и тёплая осень — к долгой зиме. Первый снег хоть и чист, да обманет — зима в одну ночь никогда не станет. Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову. Застала зима в летнем сарафане.

Осень. Пословицы, поговорки, скороговорки об осени

У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

В осень любого гостя потчуют молоком, а нелюбого медом.

Весна говорит: уклочу; а осень говорит: а я еще погляжу.

Весной ведро воды ложка грязи; осенью ложка воды ведро грязи.

Весной, что рекой прольет капли не видать; осенью ситцем просеет хоть ведром черпай.

Как в лесу много рябины осень будет дождливая, если ж мало сухая.

Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил.

Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

Не плачь, овес, что осенью продавать повез, втридорога заплачу да весной ворочу.

Ноябрь сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

Ноябрь сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.

Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается.

Октябрь грудень, на дорогах груды замерзшей грязи.

Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит.

Осень то матка: кисель да блины; а весна мачеха: сиди да гляди.

Осенью птицы летят низко к холодной, высоко к теплой зиме.

Сентябрь пора мокро погодная и сверх прочих плодородна.

Считай, баба, цыплят по осени, а, мужик, меряй хлеб по весне.

Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил. ***

reallanguage.club Всех наградила, всё загубила. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает?

Дни стали короче, длинней стали ночи. Урожай собирают, когда это бывает?

Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало – Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи!

Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Опустели поля, мокнет земля, дождь поливает, ветер гуляет, лист облетает. Когда это бывает?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек. Я

Утром мы во двор идем листья сыплются дождем, под ногами шелестят и летят, летят, летят

Пословицы, поговорки и загадки про осень. Осенние приметы

Осень подразделяют на подсезоны:

1 сентября 23 сентября: начало осени. 24 сентября 14 октября: золотая осень. 15 октября 22 октября: глубокая осень. 23 октября 26 ноября: предзимье. 27 ноября 30 ноября: первозимье.
У осени есть и другие названия: Осенины, Мокропогодье.

В старину осень встречали трижды:

  1. В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) день памяти Симеона Столпника Семена Летопроводца;
  2. На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) праздник женщин и женских работ.
  3. На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).

В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.

Пословицы и поговорки про осень

Осенние приметы

  1. Теплая осень — к долгой зиме.
  2. Осенью серенько утро, так жди красного денька.
  3. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
  4. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.
  5. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
  6. Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
  7. Паутина стелется по растениям — к теплу.
  8. С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.
  9. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
  10. Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
  11. Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
  12. Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
  13. Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
  14. В октябре гром — зима бесснежная.
  15. Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
  16. Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
  17. В лесу много рябины осень будет дождливая, если мало сухая.
  18. Если много кизила будет холодная зима.
  19. Если паутинки летают осенью пришло бабье лето.
  20. Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко мало снегу будет.
  21. Осиновые листья ложатся лицом вверх к студенной зиме, навыворот зима будет мягкая, а если на обе стороны и зима средняя будет.

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)

Утром мы во двор идём Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят (Осень)

Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (Осень)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я (Осень)

Пришла без красок И без кисти И перекрасила все листья. (Осень)

Лес разделся, Неба просинь, Это время года (Осень)

Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)

Рыжий Егорка Упал на озерко, Сам не утонул И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

Шел долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)

Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило. (дождь)

Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется, Во мгле, Только ноги на земле. (Дождь)

Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это (Дождь)

Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер)

Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Ветер)

Осень в гости к нам пришла И с собою принесла Что? Скажите наугад! Ну, конечно (Листопад)

Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто (Листопад )

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

В дошкольном возрасте у детей активно развивается интерес и любовь к художественной литературе , возможности которой в формировании представлений о труде взрослых могут быть реализованы в образовательном процессе. Любое занятие , беседы, экскурсии не обходятся без художественной литературы , а также стихов, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книга заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Литература способна превращать внешние социальные нормы поведения во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце ребенка.

Знакомство малышей с сельским хозяйством начинается с организации восприятия детьми коротеньких стихов о домашних животных, где дети узнают как они выглядят, чем питаются, их повадки, как человек за ними ухаживает. Это также стихи об овощах и фруктах, выращенных человеком на огороде, в поле и орудиях труда. Дети быстро и легко их запоминают. (Приложение №1)

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни. Пополняется кругозор детей путем ознакомления с сельскохозяйственными профессиями. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. С помощью художественной литературы он знакомит детей с человеком определенной профессии: фермер, комбайнер, тракторист, агроном, ветеринар, доярка, и т.д.. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда : говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика. Широко используются произведения:

Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им. Широко используются стихи о профессиях сельского хозяйства (Приложение №2)

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

Рекомендуются рассказы и сказки:

Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.

В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок.

Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение.

В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка , прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – лень. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.

При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. (Приложение №3 Пословицы и поговорки о труде).

3. Театрализованная деятельность:

4. Дидактические игры в том числе ЭДИ :

7.Художественно-творческая деятельность: Рисование, лепка, аппликация по сюжетам сказок о труде.

Приложение №1

Стихи о домашних животных

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится

За него котёнок схватится.

Не уйдёшь из наших лап!

Вопросы для обсуждения с детьми

• Расскажи, как выглядит кошка. Какая она? Сколько у неё лапок, какая шёрстка? Какого цвета бывают кошки?

• За что люди любят кошку? Какую она приносит пользу?

• Можно ли дразнить, обижать кошку? Как она будет защищаться? Каких ещё домашних животных ты знаешь?

Ах, как ты похож на

Вопросы для обсуждения с детьми

• Расскажи, как выглядит собака. Сколько у неё лап? А сколько ушей? Какая шерсть у собаки?

• Где живёт собака? Как называют маленький деревянный домик для собаки, который стоит на улице?

• Что любит делать собака, когда у неё растут зубки?

Петухи запели рано-рано,

Разбудили важного барана,

Разбудили беленькую кошку,

А потом и солнце напоследок.

Встало солнце с облачной

— Неужели утро в самом

Да! Должно быть, утро в

Петухи в курятнике запели!

— Зорька, Зорька, где была?

— Зорька, Зорька, где гора?

— Зорька, Зорька, где река?

— Зорька, Зорька, где мосток?

— Зорька, Зорька, ты была далеко.

Что хозяйке принесла?

Среди ёлок и сосёнок

Маму потерял телёнок.

— Где же мама-а-ма? Не пойму-у-у!

— Здесь я, мой хороший, м-му-у-у!

Е. Карганова

Белая коровушка — рыжие бока,

Принесла коровушка деткам молока.

Молочка попили, бурёнку похвалили,

Досталось и киске в расписной миске.

— Где же стадо? Му-у-у!

Вопросы для обсуждения с детьми

• Посмотри на картинку и расскажи, какая корова. Что растёт у неё на голове? Зачем корове рога, что она ими делает? Зачем корове хвост?

• Покажи, как мычит корова.

• Какую пользу приносит корова людям? Какой вкусный продукт она даёт детям?

Шёл козлёнок по дорожке,

У него устали ножки.

Закричал козлёнок: — Ме-е-е!

Постелите коврик мне-е-е!

В дверь вошло животное

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавеску на окне

И картину на стене,

Со стола слизнуло справку

И опять пошло на травку.

В. Степанов

— Козы, козы, как живёте?

Козы, козы, что клюёте?

— Хорошо пока живём,

Но, простите, не клюём,

А дерём мы поутру

С молодых осин кору.

— Приходите к нам, барашки!

Мы расчешем вам кудряшки!

— Нет, спасибо, бе-бе-бе-е-е!

Расчешите их себе-е-е!

Снеслась в кустах.

Завтра дождь с утра.

Вопросы для обсуждения с детьми

• Расскажи, как выглядит коза. Что растёт у неё на голове? У неё рожки большие или маленькие? Как отвечает коза, когда её зовёт хозяйка?

• Где пасётся коза? Что она любит есть? Чем ещё может полакомиться озорная коза, если хозяйка замешкается и не даст ей еды вовремя?


В. Степанов

— Куры, куры, как живёте?

Куры, куры, что жуёте?

— Хорошо пока живём,

Но, простите, не жуём.

Мы клюём проворно

На тропинке зёрна.

— У меня отличный слух, —

Как-то хвастался петух, —

Ни корове, ни жуку

Так не спеть: КУ-КА-РЕ-КУ!

Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Сапоги со шпорами,

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Вопросы для обсуждения с детьми

• Как пищат цыплята, когда проголодаются?

• Тебе понравились стихи про петушка? Расскажи, какой петух: какой у него хвост, какая борода, что у него на лапах.

• Что растёт на голове у петушка? А какой гребешок ты ещё знаешь? Каким гребешком можно расчесать кудряшки?

• Краски какого цвета ты возьмёшь, чтобы раскрасить курочку? А какого цвета пёрышки у цыплят? Что самое красивое у петушка? Какого цвета бывают у него гребешок, бородка и хвост?

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, —

Чья ж гуляет тут семья?

По зелёной улочке

— Нам ни реки, ни моря

Не страшны ни чуточки.

Вопросы для обсуждения с детьми

• Что гуси умеют делать сами, чему их не нужно учить?

Третий раз подряд

— Ты куда поплыл, мой гусь?

— Не волнуйся! Я вернусь!

Посмотреть хочу, га-га,

На другие берега!

Утки на лужок пришли,

Утки червяка нашли:

— Вот удача, кря-кря-кря!

Мы пришли сюда не зря!

Вопросы для обсуждения с детьми

• Что любят есть уточки?

Приложение №2 Стихи о сельскохозяйственных профессиях

Фермер славится делами.
Сам хозяйство он ведёт.
Молоком и овощами
Нас снабжает круглый год.
В поле высеет пшеницу,
Вырастит на ферме птицу,
Пчёл семейство заведёт,
Соберёт душистый мёд.

Расскажу я вам, ребята,
Фермер — это кто такой.
Он растит для нас томаты.
Весь в трудах он день-деньской!
Распевают звонко птицы,
На ветвях родных берёз,
Сеет фермер рожь, пшеницу,
И гречиху, и овёс.
Он растит в широком поле
Много разных овощей —
От капусты до фасоли
Для салатов и борщей.
Удобряет и сажает —
Ведь землица любит пот!
Фермер зеленью снабжает
Нас с тобою круглый год.

Земледельцы, хлеборобы,
Я скажу вам без затеи:
Вы на свете всех главней,
Всех важнее и нужней!

Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец — в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.

На золотых полях — пшеница,
По пастбищам идут стада.
А у селян, как бронза, лица,
Поскольку каждый день — страда.
Они нас кормят неустанно,
Снабжают хлебом, молоком.

Сельский труд всегда в почете.
Без него не проживете.
Натуральные продукты:
Мясо, овощи и фрукты —
Предпочтительней всегда,
Чем с добавками еда.
Принимай труды, земля:
Обработаны поля,
Огороды и сады —
Дай по осени плоды!
3а старательный подход
Щедро нам из года в год
Урожай земля дает,
И накормлен весь народ.
Каждый день в любом году
Потребляем мы еду,
И за трапезой не раз
Добрым словом вспомним вас,
Тружеников деревень.

Дядя Ваня — тракторист,

Дядя Саня — машинист,

Тетя Таня — пчеловод,

Всем, кто трудится — почет!

У нас есть корова Зорька,

Она красно-бурого цвета,

На лбу только белая шёрстка,

Её я пасла этим летом,

Мы рано утром вставали,

На луг бежали росистый,

А в небе, восхода пламя!

И месяц умытый и чистый!

Тумана пласты над рекою,

День обещает быть жарким!

Люблю я коров и не скрою,

Как мама буду дояркой,

Коров и меня будет стадо,

И аппарат доильный,

Кому молока надо?

Всех напою обильно!

автор: Людмила Хитько

Доярка корову свою подоила.

Она с нею ласково так говорила.

Погладила бок, потрепала за ушко.

А кличка простая коровы - Пеструшка.

Детишки парное пьют молоко

Пеструшки: "Спасибо" кричат все в окно.

автор: Вайсберг Марина

Тётя Валя- доярка

Чтобы были коровы

Веселы и здоровы,

Чтоб, увидев цветочки

На зелёном платочке,

Дружно травку жевали,

Никогда не скучали,

Громко песни мычали

И побольше давали

Молока тёте Вале.

Пейте дети молоко

автор: Юлия Кондратьева-Ахапочкина

Пейте дети молоко,

- Пейте, дети, молоко-

Нам мычат коровы.

С детства все пьют молоко

Мышата и котята.

Нам без него всем не легко,

И несёт она нам в кружке

- Пейте, дети, молоко

И вдогон её словам

Нам мычат коровы.

автор: Ольга Повещенко

Кому же коровы дают молоко?

Доярка ответит на это легко.

Тому, кто встаёт раньше всех, на заре,

Кто кормит корову и держит в тепле.

Звери, птицы, все, кто болен,

Кто здоровьем недоволен!

Вас зовёт ветеринар

— Перевяжет, даст отвар.

Автор: Сергей Чертков

Есть у фермера хозяйство,

Держит фермер поросят.

Труд не терпит разгильдяйства

— Знает каждый из ребят.

Был у кошки Динки Носик словно льдинка

. Стал – горячий и сухой,

Мы решили всей семьей

Отвезли Динару Мы к ветеринару.

Этот доктор лечит смело

Всех животных заболелых.

– Он пропишет порошок.

Даже попугаю в клетке

И теперь в семье Петровых

Все животные здоровы!

Существуют в мире чтобы

Люди ели булки, сдобы…

Только зимы убегут

– Хлеборобы тут как тут.

Хлеб посеют и пожнут!

В поле, желтом как пустыни,

Зреют нивы золотые,

Солнцем хлеба налитые.

Летом выйдут, караваном,

За богатым урожаем,

На поля страны комбайны.

В них – пшеничные сугробы

Хлебом мир наполнить чтобы!

Автор: Игорь Ильх

ЧАБАН Он заботлив, как отец, На луга ведёт овец. Вместе – молодых и старых, Он овец собрал в отару. Чтобы стать овцой большой – Надо кушать хорошо! Овцы ходят по траве, Пережёвывают корм, Разговаривая: Мэээээ С человеком-чабаном. Из засады, зная толк, На отару смотрит волк. Пропадёт овца задаром, Коль отстанет от отары. Чтобы волку-забияке Дать отпор, прогнать зверьё, Есть у чабана собаки И надежное ружьё. Из ружья он раз стрельнёт – Сразу волка отпугнет. И домой овец послушных В хлев уютный приведет. Автор: Игорь Ильх

МАМА-САДОВОД
Привыкли о ком-то заботиться
Все мамы всегда, в час любой.
Им отдых – тоска-безработица,
И тяжек для них выходной.

Мамуля, что пчёлкою трудится,
И в сад спозаранку идёт –
Известно: цветочная умница,
Деревьев знаток – САДОВОД.

Натали САМОНИЙ,
ВЕТЕРИНАР

Кто учит нас беречь природу,
Любить всех тех, кто приручён,
И тех, кто нами не приручен,
И тех, кто слаб и обречён;
Кто так сочувствию нас учит,
Знаток всей фауны, любитель…
– Ну, что за мама-Айболит,
Животных преданный целитель?
Ведь у неё врачебный дар…
Мамуля – ВРАЧ-ВЕТЕРИНАР!

Приложение №3 Пословицы и поговорки о сельском труде

Держись за землю-матушку — она одна не выдаст.

Поле труд любит.

Пахарю земля — мать, а лентяю — мачеха.

Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота.

День прозевал — урожай потерял.

Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Вспашешь в срок, посеешь в срок — будет урожай высок.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Иглой да бороной деревня стоит.

Не та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет. 2

В дождь коси, а в ведро греби.

Сей овёс в грязь — будет овёс князь, а рожь хоть в золу, да в пору.

Наездом хлеба не напашешь.

Земля не уродит — никто не наградит.

Коси коса — пока роса, роса долой — и мы домой.

Земля — кормилица, а и та сама есть просит.

Что посеешь, то и пожнешь, а что пожнешь, то и посеешь.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит.

Чья земля, того и хлеб.

Держись за соху: она кормилица.

У матушки-сошки золотые рожки.

Гумно не солома красит, а зерно.

Пересев хуже недосева.

За сохой идти — не оглядываться.

На пашне огрехи, в кармане прорехи.

Просо реденько, так и кашица жиденька.

Черная земля золотую рожь плодит.

С огнем, водой, с ветром не дружись, а дружись с землей.

Что летом ногой пихнешь, то зимой рукой подымешь.

Колос от колоса — не слыхать и голоса.

Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.

Пашню пашут, руками не машут.

Сей хлеб — не спи: будешь жать — некогда будет дремать.

С курами ложись, с петухом вставай.

Загадки о сельском труде людей

Пашет он и боронит,
За колосьями следит.
Ответ: пахарь

Не море, а волнуется.
Ответ: нива

Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижёт пшеничный,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос.
Ответ: комбайн

Кривая да длинная
Горечь полынная.
В чистом поле лежит,
Старину сторожит.
Ответ: межа

Ходит полем из края в край,
Режет чёрный каравай.
Ответ: плуг

На водопой не хожу,
Овса не прошу,
Коли хочешь, попашу,
Коли хочешь, помолчу.
Ответ: трактор

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
Ответ: рожь, стебли, колосья

Маленький, горбатенький
Всё поле обрыщет,
Домой прибежит –
Целый год пролежит.
Ответ: серп

Сама длинная, нос длинный,
А ручки маленькие.
Ответ: коса

Лежит мужичок
В золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь – так не встанет.
Ответ: сноп

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
Ответ: хлеб

Из-под липова куста
Бьёт метелица густа.
Ответ: мука

Промеж гор Печор
Лежит бык печён,
В брюхе мак толчён,
В боку нож ввострён.
Ответ: каравай

Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет.
Ответ: комбайн

Щука в море хвостом виляет, горы ставит
Ответ: косьба

Сельский труд людей. Вопросы-ответы

Пашет землю — пахарь, землепашец.

Острыми зубьями разрыхляет землю (разбивает комья) – борона. Борона – почвообрабатывающее орудие. Боронить — рыхлить бороной вспаханную землю.

Читайте также: