Давно уже поспела полевая клубника лакомиться которой

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Автор. Если ты ходил собирать землянику, то знаешь, что растет она в лесу. А вот клубника растет в поле, на открытом солнечном пространстве.

О том, как собирали полевую клубнику, ты узнаешь из рассказа Сергея Тимофеевича Аксакова.

Бурак – это берестяное лукошко. Посмотри в словаре значения слов "береста", "лубок", "таган".

Пастилы – это сладкие лепешки.

Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которою позволяли нам вдоволь. Мать сама была большая охотница до этих ягод.

Мы ездили за клубникой целым домом, так что только повар Макей оставался в своей кухне, но и его отпускали после обеда, и он всегда возвращался уже к вечеру с огромным кузовом чудесной клубники. У всякого была своя посуда: у кого ведро, у кого лукошко, у кого бурак, у кого кузов.

У нас с сестрицей были прекрасные с крышечками берестовые бурачки, испещренные вытисненными на них узорами. Милая моя сестрица не умела брать ягод, то есть не умела отличать спелую клубнику от неспелой. Я слышал, как ее нянька Параша, всегда очень ласковая и добрая женщина, вытряхивая бурачок, говорила:

– Ну, барышня, опять набрала зеленухи!

И потом наполняла ее бурачок ягодами из своего кузова.

По возвращении домой начиналась новая возня с ягодами: в тени от нашего домика рассыпали их на широкий чистый липовый лубок, самые крупные отбирали на варенье, потом для кушанья, потом для сушки; из остальных делали русские и татарские пастилы; русскими назывались пастилы толстые, сахарные или медовые, процеженные сквозь рединку, а татарскими – тоненькие, как кожа, со всеми ягодными семечками, довольно кислые на вкус.

Эти приготовления занимали меня сначала едва ли не более собирания ягод; но наконец и они мне наскучили.

Более всего любил я смотреть, как мать варила варенье в медных блестящих тазах на тагане, под которым разводился огонь, – может быть, потому, что снимаемые с кипящего таза сахарные пенки большею частью отдавались нам с сестрицей; мы с ней обыкновенно сидели на земле, поджав под себя ноги, нетерпеливо ожидая, когда масса ягод и сахара начнет вздуваться, пузыриться и покрываться беловатою пеленою.

1. Определи тему и тип текста.

2. Как ты понимаешь выражения: "мать была большая охотница до ягод", "ездили целым домом"?

3. Во что собирали ягоды? Почему у всех была разная посуда? Во что сейчас собирают клубнику?

4. Проследи по тексту, как называет Сергей свою сестру. О чем это говорит?

Умела ли сестра отличать спелую клубнику от неспелой? Почему ее не ругали за это? Кто и зачем помогал ей наполнить бурачок ягодами?

5. Как ты понимаешь выражение "начиналась новая возня с ягодами"? Как сортировали ягоды? Если вы собираете ягоды, что вы делаете с ними?

6. Что больше всего любил Сережа? А ты пробовал ягодные пенки от варенья? Варят ли у тебя в семье варенье из ягод?

7. Перечитай текст и выпиши те слова, которые использовал Аксаков, чтобы помочь при чтении текста чувствовать запах ягод, вкус варенья.

8. Как относился к сбору ягод Сергей? Зачем Аксаков рассказал нам этот эпизод из своего детства? Какую важную мысль он хотел донести до нас?

9. Сбор ягод – трудное занятие, ведь за каждой ягодкой нужно наклоняться вниз. Ленивому человеку это, пожалуй, не под силу.

Объясни следующую пословицу. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок". Если ты не читал сказку Катаева "Дудочка и кувшинчик", обязательно прочитай. Из нее ты узнаешь, что бывает с ленивыми людьми, когда они берутся за сбор ягод.

10. Выполни в тетради следующее упражнение.

Образец : варенье из клубники – клубничное варенье.

Варенье из сливы – . . ;
варенье из яблок – . . ;
варенье из персиков – . . ;
варенье из вишни – . . ;
варенье из крыжовника – . . ;
варенье из абрикосов – . . ;
варенье из малины – . . ;
варенье из смородины – . . ;
варенье из облепихи – . . .

Автор. О том, как летом выглядит молодой березовый лес, ты узнаешь из рассказа Ивана Алексеевича Бунина "Березовый лес" (отрывок из рассказа "Веселый двор").

За пшеницей, за березой показался шелковистый березовый кустарник, темно-зеленый.

Место тут степное, ровное, кажется очень глухим: ничего не видишь, кроме неба и бесконечного кустарника. Везде буйно заросла земля, а уж тут прямо непролазная чаща. ТраRвы – по пояс, где кусты – не прокосишь. По пояс и цветы. От цветов – белых, синих, розовых, желтых – рябит в глазах. Целые поляны залиты ими, такими красивыми, что только в березовых лесах растут.

Собирались тучи, ветер нес песни жаворонков, но они терялись в непрестанно бегущем шелесте и шуме. Еле намечалась среди кустов и пней заглохшая дорога. Сладко пахло клубникой, горько – земляникой, березой, полынью.

1. Определи тему и тип текста.

2. Что необычного заметил Бунин в березовом лесу? Как он называет это место?

3. Как можно заменить выражение "непролазная чаща" на близкое по смыслу?

4. О чем мы можем догадаться по тому, как заросла земля в лесу травой и цветами?

5. Бунин не перечисляет в тексте названий цветов, которые росли в березовом лесу. Он различает их по цвету, при этом уточняет, что эти цветы растут только в березовых лесах. Попробуй догадаться, о каких лесных цветах пишет Бунин? Сделай в тетради такую запись:

Белые: . , . .
Синие: . , . .
Розовые: . , . .
Желтые: . , . .

6. Какая погода стояла в лесу?

7. Откуда ветер нес песни жаворонков?

8. Как ты понимаешь выражение "песни терялись в непрестанном, бегущем шелесте и шуме"?

9. Какие звуки в каких словах передают шум в лесу? Запиши эти слова.

10. Как ты понимаешь слова "заглохшая дорога"? Сравни со словосочетанием "глухая дорога". Какую роль играет приставка за- ?

11. Какие запахи чувствует писатель? Какие звуки слышит? Какие краски видит?

12. Если бы ты был художником, какую картину ты бы нарисовал к этому тексту?

13. Какова главная мысль этого текста?

14. Отгадай загадки на тему "Березовый лес", загадай их своим друзьям. Запиши отгадки в тетрадь.

1 . Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

2 . Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.

3 . На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.

4 . С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!

5 . Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.

6 . На ручеек похожая,
Ведет в лесу прохожего.

7 . Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.

8 . На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.

9 . Ночью серенький зайчишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.

10 . Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.

11 . Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

12 . Это кто там лентой черной
По тропе скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны.

13 . Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.

Ответы: 1 . Береза. 2 . Гусеница. 3 . Бабочка. 4 . Гриб. 5 . Подберезовик. 6 . Тропинка. 7 . Эхо. 8 . Земляника. 9 . Ландыш. 10 . Мох. 11 . Еж. 12 . Уж. 13 . Муравьи.

Июль – краса лета, середка цвета

Автор. Наступил второй месяц лета – июль . По народным приметам это самый жаркий месяц.
Запиши в тетрадь и объясни смысл поговорок.
В июле солнце без огня горит.
В июле хоть разденься, а все легче не будет.
В такую жару кстати и дождичек. Можно с грозой. О том, как описал дождь с грозой летним июльским утром Иван Сергеевич Тургенев, ты узнаешь из его рассказа.
Прочитай текст.

А летнее июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты – всё вокруг потемнело. Скорей! Вон, кажется, виднеется сенной сарай. скорее. Вы добежали, вошли. Каков дождик? Каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами.

1. Определи тему и тип текста.

2. Что выражает первое предложение? Почему оно восклицательное?

3. Почему, по словам Тургенева, только охотник испытывает отраду от встречи с утром?

4. Как ты понимаешь выражение "след ваших ног зеленой чертой ложится по траве"? Что чувствуется в воздухе? Почему трава быстро сохнет?

Представь себе обычную картину, которую ты наблюдаешь почти каждый день. Солнце палит, воздух знойный, тебе жарко. И вдруг картина меняется.

5. Как начинает портиться погода? Перед тобой неверная последовательность наступления дождя. Восстанови ее. Для этого внимательно перечитай текст. Запиши правильный вариант в тетрадь.

На небосклоне появилась свинцовая полоса.

Ветер внезапно налетел и промчался.

Небо темнеет по краям.

Слабо сверкнула молния.

Трава, кусты – всё вокруг потемнело.

Ты представил себе картину наступления дождя? Знакома она тебе?

Как автор в тексте передает неожиданность изменения погоды? Что ты заметил?

6. Где автор предлагает укрыться от дождя? Переждав его, можно выйти из сарая и наблюдать еще одну картину утра. Какую? Что происходит в природе? Почему все сверкает, воздух свеж, пахнет земляникой и грибами?

Какие три картины летнего июльского утра описал Тургенев? Какая картина тебе нравится больше всего? Почему?

7. Часто после дождя в солнечную погоду на небе бывает радуга. Это прекрасное зрелище. Ты видел когда-нибудь радугу? Хорошо, если ты узнаешь, почему бывает радуга, и расскажешь своим друзьям.

8. Познакомься с народными приметами.

Радуга до обеда – к дождю, яркая и крутая – к вёдру.

Радуга темная и пологая – к дождю, яркая и крутая – к вёдру.

В дождь три радуги враз – три дня дождь.

Радуга долго стоит – к ненастью.

9. А в каком лице Тургенев использует глаголы "добежали", "вошли", "выходите"? Как ты думаешь, почему? Почему автор не использует их в первом лице ("я выхожу" и т.д.)? Какую роль играют глаголы в описании?

10. В каких строчках текста заключена главная мысль? Какие слова можно было бы еще добавить в конце предложения?

11. Постарайся проверить правильность примет июля.

На Петров день – самая жара.

До Петрова дня – вёдро, после – дождь.

Автор. Как-то в середине лета случилась со Львом Николаевичем Толстым одна история. Решил он по дороге домой набрать букет разных цветов. И вдруг в канаве заметил малиновый репей. Ты когда-нибудь видел репей? Правильно, это колючий красивый цветок. В этом репье сидел сладко заснувший мохнатый шмель. Толстой согнал шмеля и решил сорвать цветок.
Что у него из этого получилось, ты узнаешь из текста.
Прочитай текст.

Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.

Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки. молочно-белые с ярко-желтой серединой "любишь-не-любишь" со своей прелой вонью; желтая сурепка со своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; желтые, красные, розовые, лиловые аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие цветы повилики.

Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется "татарином" и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я наконец оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его.

"Какая, однако, энергия и сила жизни, – подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь. "

1. Определи тему и тип текста.

2. Выпиши названия цветов, про которые пишет Толстой. Что это за цветок – "любишь-не-любишь"? Почему про подорожник Толстой пишет "с чуть слышным приятным запахом"? Как запах можно слышать?

Обрати внимание, какие имена прилагательные использует Лев Николаевич при описании цветов.

Похожие документы:

Учебника для студентов высших учебных заведений

. гармонизацию взаимоотношений человека с природой; • "внутренние пределы" . же, который предвещает плохую погоду, мы, наоборот . ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. — М.: ИНФРА-М, 1995. . дорогу в Ларису или куда . подход "нет человека — нет проблемы" .

Купить цветы, растения, саженцы в городах, областях и краях России (2)

. 030 Саломатина Олеся . , цена договорная), 'Лариса' (светло-розовая . и в пасмурную погоду закрывается в «свечку . Семейство щитовниковые, в природе широко распространён в . ). Если нет водоема нимфии . плохо Лютик (Ранункулюс) Альпийский (растение плохо .

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Объяснен ОТПРАВЛЯТЬ ДО 13:00!!

Найди в предложения местоимения.

1. Сегодня ко мне в гости придут друзья

2.Ребята решили познакомиться с другими стихами поэтов.

3.Сегодня учителю некого вызвать к доскеие:

+

набрать в рот воды-молчать

дым коромыслом​-много дыма

Другие вопросы по Русскому языку

Категория

Категория

Категория

1.определить склонение и падеж всех имён существительных. из москвы на север летит быстрый самолёт. 2.выпишите качественные имена прилагательные с существительными,от которых они з.

Категория

Найди в пословицах слова с безударными гласными молва без крыльев, а летает. наговорился, как меду напился. тот не глуп, кто на слова скуп. языком не спеши, а делом не ленись.

Читайте также: