Что влияет на плодородие почвы 3 класс ответы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Плодородие почвы повышают, используя экологический подход, именно:

1) с помощиью посадки сидератов (однолетних или многолетних травянистых растений, содержащих полезные вещества) - люпина и других бобовых, фацелии, амаранта. Их сеют весной, а в середине или в конце лета запахивают в почву, где они перегнивают, удобря почву;

2) вносят в почву готовый перегной, золу, растительные остатки, которые тоже увеличиват количество питательных веществ в ней;;

3) поливают препаратами, содержащими азотфиксирующие почвенные бактерии, например, "байкал".

4) вносят минеральные удобрения.

Повысить плодородие почв можно несколькими способами, быстрым способом и ненадолго и медленно и надолго. Быстро повысить плодородие почвы можно минеральными удобрениями после анализа состава почвы – вносится недостающее количество минеральных и органических удобрений. И наиболее надёжный долгий. При этом в почвы вносят удобрения органического происхождения или высевают сидериты, специальные растения которые потом запахивают в землю, они повышают плодородие, не позволяя минеральным солям вымываться из почвы. Ещё один метод повышения плодородия – землю не вспахивают несколько лет, поверхность почвы постепенно зарастает дикими травами, которые сами восстанавливают почвы.

Способы, как повышают плодородие почвы, смотрим таблицу


1 Вносят удобрение

2 используют высокоурожайные растения, то есть происходит севооборот почвы. Одни растения обогащают одними микроэлементами почву, на следующий год сажают другие растения, которые обогащают почву другими микроэлементами.

Таблица Причины ухудшения плодородия почвы

3 Использование легкой техники позволяет повысить плодородие почвы.

4 В засушливых районах мелиорация.


Пословица "Дружба дороже денег" говорит о том, что не все в этом мире можно оценить в деньгах и купить. есть совершенно бесценные вещи, которых невозможно купить ни за какие деньги, а значит эти вещи оказываются дороже денег. Так настоящую искреннюю дружбу невозможно купить, как невозможно купить искренние чувства.

Какой пример привести, подтверждающий эту пословицу?

Жил был богатый мальчик, у которого были богатые родители и которые покупали ему любые игрушки, которые он только хотел. Но при этом мальчик был очень одинок и очень несчастен, ведь он постоянно был один. И ему приходилось одному играть со своими дорогими игрушками. Он бы хотел подружиться с кем-то, но никто не хотел с ним дружить, ведь он был избалованный и капризный. И никакие деньги не могли ему завести друзей.

Очень большое количество пословиц сообщает нам о том, что мир всегда лучше ссоры, что мирное сосуществование выгодно всем и оно настоящий клад.

Убедиться, что это действительно так, можно на простых примерах.

Представим себе двух соседей, которые живут напротив друг друга. Если отношения между ними мирные, между ними царит лад и согласие, то соседи друг другу помогают, на соседа всегда можно рассчитывать, они дружат и вместе проводят время.

Если между соседями плохие, враждебные отношения, то они стараются друг другу напакостить, подкидывают мусор, включают громкую музыку, ругаются, распускают сплетни, вредят разными способами.

Кто такой себялюб, о котором говорится в этой пословице?

Это человек, который любит только себя, которому нет дела до других людей, которые интересуется только своими делами и не проявляет сочувствия к делам окружающих.

Это просто эгоист.

Конечно, что такой человек становится никому не интересным, потому что с ним невозможно дружить, с ним невозможно вместе делать одно дело, его невозможно любить.

И в жизни себялюбы всегда одиноки и несчастны.

Вот такой пример:

Игорь всегда думал только о себе. Он все старался обернуть себе на пользу и не думал о других людях. В итоге его никто не уважал и не любил. И когда Игорю потребовалась помощь, все от него просто отвернулись.

Добрые отношения в семье, отношения со своими близкими - это очень важное условие счастливой жизни.

Поддерживать добрые отношения с близкими конечно просто, ведь строятся они на взаимном уважении и любви, по крайней мере должны так строится.

При общении с близкими родственниками нельзя забывать о том, что даже нечаянная грубость ранит их гораздо сильнее, чем посторонних людей, ведь исходит она от любимого человека. Поэтому в общении с близкими всегда следует быть вежливыми и обходительными, относится друг к другу с уважением и понимаем, уметь прощать и не таить зла, не копить обиды. Иногда очень полезен для таких отношений откровенный разговор.

Еще одним важным условием хороших отношений должно быть доверие. И конечно в этих отношениях не должно быть места грубости и обману.

Говорят, что настоящая дружба крепка тем, что друзья никогда не держать друг на друга обид. такая дружба много крепче стекла, потому что сколько ее не бей, она только крепче становится.

Но часто бывает и так, что маленькая обида перерастает в большую ссору и те,кто вчера всем говорили, что они лучшие друзья, сегодня становятся врагами и даже не хотят смотреть друг на друга. Это не правильно, ведь друг прежде всего должен уметь прощать.

В этой же пословицы говорится о том, разбитую дружбу починить невозможно. Например, нельзя простить предательство. Если человек, которого ты считал своим другом оказывается способен на такое, значит он совсем не был тебе другом.

Пример: мы договорились пойти вместе на каток, но я напрасно прождала свою подругу. Потом я узнала, что она решила пойти в кино с другой девочкой, а мне даже не сказала об этом и не извинилась. После этого нашей дружбе пришел конец.

Почва состоит из воды, воздуха, минеральных солей, песка, перегноя, глины.

Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

Доказать, что в почве есть воздух, просто. Нужно поместить немного почвы в воду и вскоре на поверхности воды появятся пузырьки. Это и есть доказательство того, что в почве есть воздух.

Далее, возьмите небольшое количество почвы, поместите её в воду и перемешайте. Оставьте полученный раствор хотя бы на 1 час. Затем, возьмите помутневшую воду и капните её на стёклышко. Если стекло нагреть и на нём увидеть белый налёт – свидетельство о наличии солей в почве.

Если взглянуть на стакан с водой и почвой, можно увидеть, что на его дне есть песок, а поверх песка – глина, а на глине заметен перегной.

Если взять кусочек почвы и нагреть его, держа над ним стекло, можно увидеть на стекле капельки воды – это свидетельство о наличии в почве воды.

Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В почве обитают живые организмы. Среди которых: личинки, черви, кроты, грызуны. Эти живые организмы роют ходы и тем самым разрыхляют почву, тем самым в почву легко проникает вода. И это также повышает плодородие почвы.

Задания для домашней работы (на выбор)

Запиши в словарик главное свойство почвы.

Главным свойством почвы является плодородие.

На основе схемы на с.70 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 1 часть страница 71 задание 2

Прочитав рассказ, я узнал, что дождевые черви вылезают на поверхность после дождя из-за того, что им нечем дышать.

Ночью, дождевые черви высовывают головы, чтобы найти на поверхности пищу в виде гниющих листьев или травы.

Эти червы очень полезны для почвы, т.к. улучшают её плодородие.

Моё отношение к дождевым червям нейтральное, но я очень рад, что они полезны для природы.

Цель: Доказать, что почва является важнейшей частью экосистемы.

Образовательные задачи:

  • Исследовать состав почвы.
  • Выявить от чего зависит плодородие почвы.
  • Выяснить, кто обитает в почве и их роль.

Развивающие задачи:

  • развивать творческое мышление,
  • учить анализировать, сравнивать, обобщать,
  • способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи:

  • формировать эстетические, творческие, трудовые,
  • экологические качества личности,
  • коммуникативные отношения в коллективе.

Оборудование: диафильм о почве и жителях почвы, таблица 1 о почве и таблица 2 о животных, которые живут в почве.

Для опыта: горелка, почва, фильтр, стакан с водой, стекло с держателем.

У учащихся: почва, вода в стаканчике, фильтр, ложечка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начнем с добрых пожеланий друг другу. Дайте руку соседу.

II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

Мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

Но чтобы перейти к новой теме, повторим пройденный материал.

Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в которой сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

А какие профессии имеют живые организмы в экосистеме? (Производители, потребители, разрушители).

Какова роль производителей? (Снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом.)

Какова роль потребителей? (Возвращают растениям углекислый газ.)

Какова роль разрушителей? (Превращают умершие организмы в вещества необходимые растениям)


Могут ли разрушители напрямую передавать растениям минеральные вещества? (Нет)

Смотрим диафильм о росте растений. (Во время показа диафильма о том, как появляются растения из земли, учитель читает)

Есть на земле чудесная кладовая. Весной положишь мешок зерна, а осенью соберешь 20, весной положишь ведро картофеля в чудесной кладовой, оно превращается в 20 ведер.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, моркови. Сказка или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть догадались?

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять.

У слова земля несколько значений. Одно из них почва.

Так какая тема урока? Почва – важнейшая часть экосистемы

А что такое почва? Верхний слой коры

Почему называют плодородный слой земли? Плодородный – сложное слово, из каких слов состоит? Плод+ род

В чем же заключается плодородие почвы? Наверно в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни

III. Совместное открытие знаний.

Для этого мы должны изучить состав почвы.

Сейчас мы превратимся в ученых-практиков, будем ставить опыты и делать выводы.

Во время опытов на доске появляются слова. Учащиеся вдвоем на парте делают опыты.

Опыт 1 (Учитель). Нагреть почву – стекло влажное.

Что есть в почве? Вода



Опыт 2 (Учитель и дети). Бросить комочек земли в воду. Что выделяется из почвы и поднимается вверх? Воздух.


Опыт 3. (Учитель и дети) Размешать ложечкой.

Что падает на дно? Песок.

А что медленно оседает? Глина.

А что плавает на поверхности воды? Остатки растений – органические вещества

Опыт 4 (Учитель). Бросить почву на огонь.

Что может гореть? Перегной (органические вещества)


Опыт 5 (Учитель и дети). Профильтруем воду.


Опыт 6 (Учитель) Капельку поместим на стекло и подержим над огнем.

Что осталось? Белый налет.

Что это? Соли.

Вывод: Это все объекты, какой природы? Неживой

Откуда они появились в почве?

  • Вода – дождь, снег.
  • Песок и глина – остатки горных пород.
  • Перегной – растительные и животные остатки отмерших растений.

Откуда соли?

Для этого заглянем в почву. Кипит здесь работа. Таблица 2

Какие живые существа обитают в ней?

И пища им нужна особая. Какая?

А кто же после них остатки съедает? Микробы

Это единственные организмы, которые превращают перегной в соли.

А соли как попадают в растения? Растворяются в воде.

Вывод: У доски составляем схему.


Корни растений всасывают воду, а в ней растворенные соли.

Но минеральных веществ в почве мало, откуда, же они берутся?

Перегной под воздействием микробов медленно превращается в соли.

Перегной как бы кормит растения.

От чего зависит плодородие почвы? От наличия перегноя. Таблица 1

Живые существа, которые живут в почве, тоже влияют на плодородие почвы. Как?

Диафильм о животных, которые живут в земле. Дождевые черви.

Вывод: Делают ходы. Перемешивают почву, измельчают остатки растений.

IV. Подведение итога урока.

Почему почва играет важнейшую роль в круговороте веществ экосистемы? Именно мусорщики превращают остатки умерших организмов в минеральные соли, необходимые для жизни растений.

Почва – одно из самых главных богатств страны, к ней надо относится бережно, поэтому ее необходимо беречь.

А как, вы узнаете сами из учебника и дополнительной литературы.

V. Домашнее задание

Стр. 43 № 4. Нарисовать плакат, призывающий людей бережно относить к почве.

от чего зависит плодородие почв

Для того, чтобы выращивать урожай нужен не просто безопасный грунт, но и обладающий плодородными свойствами. На плодородие грунта оказывают влияние такие факторы, как кислотность, соленость, наличие необходимых минеральных веществ и микроорганизмов, а также насыщенность углекислым газом. Иногда на эти факторы не обращается необходимое внимание, но именно они влияют на качество будущих посевов.

Плодородие почвы отвечает за то, насколько хорошо растения будут получать необходимые вещества и в каком объеме. Во многом это зависит от наличия в ней гумуса — полезного вещества, влияющего на рыхлость, способность земли задерживать влагу и тепло. Также от качества гумуса зависит и наличие в земле полезных минералов, микроэлементов и витаминов. Без них растения не способны полноценно вырасти. Иногда их нехватку пытаются восполнить различными добавками и удобрениями, не разобравшись в причинах нехватки. Таким образом при подборе неверных добавок почве наносится еще больший вред. Самостоятельный анализ почвы может не выявить все отклонения и привести к неверным результатам.

Земля в ладони

Гумус появляется в процессе гибели микроорганизмов, обитающих в почве. Это прекрасное природное удобрение, которое отвечает за качество земли и ее способность давать все необходимое растениям. Но еще он отвечает и за то, насколько растения будут устойчивы к различным заболеваниям и вредителям. Гумус помогает разлагать пестициды и соли так, чтобы эти соединения стали безопасны, а также улучшает различные свойства почвы.

Для того, чтобы все элементы плодородия почв обеспечивали хороший результат необходимо, чтобы соблюдался их баланс. Переизбыток одного вещества может привести к изменениям свойств и ухудшению плодородия.

Основные элементы плодородия грунта

Характеристики грунта могут существенно различаться даже внутри территории одной страны. Это зависит не только от географического положения, погодных условий и типа местности. Даже деятельность человека способна во многом повлиять на формирование грунта и на его свойства. Сейчас в результате различной деятельности человека снижается количество плодородного грунта и его качество.

Совок для разрыхления почвы

Грунт — это сложная структура, формирующаяся из различных факторов. Можно выделить следующие факторы плодородия почвы:

  • Способность впитывать воду. Вода является самым одним из самых важных критериев для существования жизни. От качества жидкости и ее количества зависит и состояние растений. Нехватка жидкости может привести к тому, что грунт становится бедным и обладает низкими плодородными свойствами. Также нарушения одно нарушение влечет за собой и другие, и при нехватке воды может нарушиться рыхлость.
  • Наличие в ней необходимых витаминов, минералов и микроорганизмов. Помимо влаги растениям необходимы и различные питательные вещества. Они отвечают за правильный и полноценный рост растений. Также отсутствие минеральных веществ или микроорганизмов нарушает естественный баланс в составе почвы. Это может привести и к изменению свойств. Но со временем грунт может истощаться и уменьшать запас полезных веществ. Для того, чтобы этого не допустить или восполнить нехватку необходимо тщательно следить за состоянием земли, а также соблюдать особые правила. Для восполнения нехватки веществ в земле можно прибегнуть к обогащению грунта. Но в этом случае необходимо предварительно исследовать состав и свойства грунта. Неправильно подобранные способы обогащения могут еще сильнее навредить земле. Также лучше всего делать перерывы в высадке растений, чтобы грунт восстанавливал естественные запасы полезных веществ и отдыхал.
  • Проветриваемость. Воздух тоже важен для всего живого на земле. При правильной циркуляции воздуха почва насыщается кислородом. Кислород необходим не только растениям, но и микроорганизмам и бактериям, которые содержатся в земле. Еще именно от него зависит и наличие вредных микроорганизмов и болезней в земле.
  • Атмосферное давление. Правильное атмосферное давление влияет на движение воздуха, который распыляет влагу и разносит ее по всей территории. Без такого движения воздуха влага не будет в полной мере равномерно поступать в землю и питать растения.

Поэтому плодородие почвы зависит от содержания в ней многих веществ, питающих растения и поддерживающих правильные свойства грунта. Но важно следить за этими показателями и поддерживать их, не допуская полного истощения земли и потери плодородных свойств.

Есть множество способов, которые способны улучшить эти показатели. Некоторые лучше всего использовать только после подробного анализа почвы и рекомендаций специалистов. Так для того, чтобы лучше насытить землю кислородом лучше всего вносить удобрения не глубже чем на 3-4 метра. Слои земли находятся в постоянном движении и кислород, поступивший вместе с удобрениями будет находиться на верхнем слое земли. Это поможет урожаю вырасти здоровым и качественным. Знание таких тонкостей и умение вовремя замечать изменения в грунте являются залогом качественного урожая.

Что такое кислотность почвы?

Высадка лука

Так же, как и остальные факторы на качество грунта влияет и кислотность. Она оказывает большое влияние на здоровье растений. Кислотность появляется из-за различных сорняковых растений, которые в процессе роста и жизни выделяют сок. Небольшое количество таких растений может хорошо влиять на грунт и насыщать его микроэлементами и минералами. Но если их становится слишком много, то уровень кислотности может значительно превысить допустимые нормы. Такой грунт уже будет непригоден для выращивания растений.

Кислотность способна негативно влиять на развитие растений, даже если остальные показатели в порядке. Кислотность определяется ионами водорода, которые накапливаются в земле. Она становится непригодна для многих видов растений из-за того, что растения не способны поглощать содержащиеся в земле растения. Растения перестают получать необходимые вещества и, в связи с этим ухудшается их рост и урожай в целом. Но есть и те виды домашних культур, которые хорошо чувствуют себя в такой кислотной среде и это не влияет на их рост.

Биологические вещества и витамины, которые очень часто используются для обработки земли способны предотвращать появление сорняков. Но чаще всего для борьбы с сорняками используют ручную прополку. Это трудоемкий процесс, который не всегда может привести к желаемым результатам. Ведь полностью очищенная от сорняков земля может изменить свои свойства. Поэтому все изменения должны происходить постепенно, чтобы земля успевала восстанавливаться. Сорняки лучше всего устранять в несколько этапов, делая небольшие перерывы.

Не всегда кислотность появляется из-за сорняков. Существуют и другие методы раскисления земли, которые помогают вернуть ее естественный состав. Для этого может использоваться известняк, зола, специальные зеленые удобрения и препараты-раскислители.

Оставьте свой телефон и наши специалисты проконсультируют вас
по исследованию почвы

Насыщение почвы углекислым газом

Но это не все, от чего зависит плодородие почвы. Также наличие углекислого газа является важной составляющей плодородного грунта. Распространено мнение, что углекислый газ способен негативно влиять на растения, но на самом деле он ускоряет естественные реакции в грунте. Таким образом происходит обогащение минералов и химических соединений, содержащихся в земле. Таким образом насыщение грунта углекислым газом позволяет увеличить скорость роста растений и урожайность.

Гумус и навоз являются естественными удобрениями, которые эффективно улучшают все показатели почвы. Также именно они способствуют увеличению уровня углекислого газа и повышают его продуктивность. Чем больше продуктивность газа, тем больше его способность к насыщению растений необходимыми веществами.

Но обогащение грунта углекислым газом или же биологическими микроэлементами это сложный процесс, требующий особого внимания. Нельзя бездумно добавлять различные удобрения и добавки пытаясь добиться хорошего результата. Они, наоборот, могут сильнее ухудшить состояние грунта и привести к его порче. Если внести слишком много веществ, то это может повлечь за собой изменение свойств и структуры.

Внесение различных удобрений стоит проводить после комплексного анализа почвы. Он не только поможет проанализировать состояние грунта, но и его состав, свойства и степень плодородия. Таким образом можно узнать, насколько он подходит для выращивания растений и как лучше всего провести улучшение плодородия почвы.

Читайте также: