Что общего и в чем различие анатомического строения плоского листа и хвои

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Для некоторых видов растений споры являются ведущим способом размножения и распространения. Споры способны сохраняться в неблагоприятных условиях, а затем прорастать при попадании в оптимальную среду.

3. Какие растения относят к низшим? Чем они отличаются от высших? У каких растений образуются семена?

К низшим растениям относятся растения, у которых нет разделения тела на орган и не развито многообразие тканей. Примером низших растений могут служить одноклеточные и многоклеточные водоросли.

У высших растений имеется чёткое разделение на органы: корень, стебель, листья и прочие орган. Кроме того различные части высших растений образованы различными видами тканей. Это может быть основная ткань механическая ткань, проводящая ткань, покровная ткань или образовательная ткань.

Семена образуются только у высших неспоровых растений. Это могут быть голосеменные растения или покрытосеменные растения.

Лабораторные работы

1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

Сосна обыкновенная: хвоя расположена пучками по 2-5 хвоинок вместе, хвоинки длинные — 4-5 см, острые, светло-зелёного цвета.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Ель: хвоя расположена поодиночно, хвоинки короткие — до 2 см, острые, цвет от тёмно-зелёного до сизо-голубого.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Лиственница: короткие хвоинки ( до 1,5 см) сидят пучками, цвет — светло-зелёный.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Пихта: хвоинки расположены поодиночно, но очень часто, длина хвоинок средняя — 3 см, цвет — тёмно-зелёный.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5—7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе… Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку… Ель.

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны… Пихта.

Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму …Лиственница.

3. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

4. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Ели, пихты, сосны, лиственницы и другие хвойные растения называют голосеменными потому, что их семена открыто лежат на поверхности чешуек шишек.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник
§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в конце параграфа

1. Почему голосеменные получили такое название?

Голосеменные растения получили своё название потому, что из семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек.

2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?

Основные признаки голосеменных растений: они имеют корень, стебель и листья, а для размножения образуют семена, открыто лежащие на поверхности чешуи шишек.

Отличие голосеменных растений от папоротников:

  • у голосеменных растений имеется корень, а у папоротников вместо корня корневище — видоизменённый стебель, выполняющий функции корня;
  • у голосеменных растений имеются полноценные листья — хвоинки, а у папоротников вместо листьев вайи — листоподобные органы, являющиеся видоизменёнными побегами;
  • голосеменные растения размножаются семенами, а папоротники — спорами.

3. Какие голосеменные растения вы знаете?

В нашей стране наиболее распространены хвойные голосеменные растения: сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, кедр, кипарис, туя и тис.

4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?

  • мужские — зеленовато-жёлтые, собранные тесными группами у оснований молодых побегов;
  • женские — красноватые одиночные шишки на вершинах молодых веток.

мужские — буровато-жёлтые, располагаются на побеге ниже женских шишек.

5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

Ели являются теневыносливыми растениями, то есть могут произрастать даже в условиях плохой освещенности, которая обычно присуща нижним уровням густых лесов.

Сосны, наоборот, являются светолюбивыми растениями. В условиях плохой освещенности нижние ветки либо совсем не развиваются, либо развиваются вяло, либо отмирают. На открытых и хорошо освященных местах у сосен хорошо развиты как верхние, так и нижние ветки.

6. Каково значение голосеменных растений?

Голосеменные растения участвуют в большом круговороте веществ. Они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород. Кроме того они преобразуют неорганические минеральные вещества в органические вещества, необходимые для других участников круговорота веществ.

Хвойные голосеменные растения способны выделять особые летучие вещества — фитонциды. Эти вещества эффективно подавляют развитие вредных бактерий как в самом лесу, так и в окрестностях.

Древесина хвойных деревьев — ценное сырьё для многих отраслей промышленности:

  • ели и сосны используются в качестве строительного материала и для изготовления поделок;
  • из древесины сосны после специальной химической обработки получают вискозу — искусственные волокна, напоминающие шёлк;
  • из древесины ели изготавливают различные виды бумаги и картонов;
  • из семян кедров получают ценное и полезное кедровое масло, употребляемое в пищу;
  • семена кедров используют в пищу;
  • из хвои изготавливают целебные настои, которые могут спасти от авитаминоза и цинги.

Подумайте

Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?

Как и все зелёные растения хвойные деревья и кустарники очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют большое количество кислорода. Благодаря этому воздух в хорошо озеленённых местах санаториев и оздоровительных заведений отличается чистотой и свежестью.

Особенностью же хвойных растений является то, то помимо кислорода они выделяют особые летучие вещества — фитонциды. Эти вещества подавляют развитие многих вредных бактерий и делают воздух не только чистым, но и целебным.

Задания для любознательных

1. Установите, в какие месяцы года происходит созревание и рассеивание семян сосны и ели в вашей местности.

Созревание семян пихт и елей в Средней полосе России обычно происходит в октябре. После высеивания семян шишки елей опадают.

У сосен семена созревают на следующий год после образования шишек. Обычно это происходит в конце осени — в начале зимы, то есть в ноябре-декабре. После этого семена всю зиму находятся в шишках, а потом, в марте-апреле, рассеиваются и разносятся ветром на большие территории.

У лиственницы семена полностью созревают и рассеиваются уже в коне лета.

2. В мае—июне понаблюдайте за развитием из почек молодых побегов сосны или ели.

Почки молодых побегов сосны в мае-июне

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Почки молодых побегов ели в мае-июне

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Обратите внимание на расположение шишек на побегах.

У сосен женские шишки расположены на концах молодых побегов, а мужские, более мелкие, — сосредоточены в тесных группах в основании побега.

У елей женские шишки также образуются на концах побегов, но не новых, а прошлогодних. мужские шишки расположены на ветке ниже женских и имеют желтовато-бурую окраску.

Соберите семена сосны и ели. Посейте их на пришкольном участке. Ухаживайте за всходами. Выращенные растения используйте для озеленения.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Задания

Ели, сосны, лиственницы, пихты, можжевельники — нас окружает довольно много видов голосеменных растений. Они прекрасно очищают воздух от вредных примесей и насыщают его кислородом и полезными фитонцидами — летучими ароматическими веществами, способными подавить развитие многих вредных бактерий. Это лечебное свойство хвойных растений активно используют при лечении заболеваний дыхательных путей, например астмы и бронхита. А также при реабилитации пациентов после перенесения самых различны заболеваний.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Также из древесины сосны получают уксусную кислоту и метиловый спирт. Они применяются для изготовления самых разнообразных лекарств и формальдегида, которым дезинфицируют раны и обеззараживают медицинские инструменты. А из корней и пне сосны изготавливают дёготь, который является важной составляющей мази Вишневского — эффективнейшего средства лечения загноившихся ран и кожных заболеваний.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

В сосновых почках находятся полезные дубильные вещества, эфирные масла и огромное количество аскорбиновой кислоты. Их собирают ранней весной и делают настои, помогающие от авитаминоза и низкого иммунитета. Настои делают и из хвои сосны поскольку и она богата минеральными веществами и витаминами, особенно в зимний период.

У елей в лечебных целей чаще всего используют хвою. Она насыщена провитамином А, витамином С и эфирными маслами. Из еловой хвои изготавливают лечебные экстракты для ополаскивания рта и витаминные концентраты для лечебных ванн. Особенно хорошо еловые ванны помогают при ревматизме — воспалительном заболевании соединительной ткани человека.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Одним из лидеров по лечебным свойствам среди голосеменных растений является можжевельник. Эти кустарники способны выделять в 6 раз больше фитонцидов, чем другие хвойные растения! Плоды можжевельника содержат очень полезное эфирное масло. Оно помогает при лечении проблем мочеполовой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, кровеносной системы, а также действует как сильное болеутоляющее и противовоспалительное средство. Применяют его в качестве мазей спиртовых настоек, концентратов для ванн и лекарственного чая.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Не стоит забывать и о лечебных свойствах кедровых орехов — это настоящий мультивитаминный комплекс! Так, 10 граммов кедровых орехов содержат суточную потребность взрослого человека в витаминах B и D, аминокислотах и некоторых микроэлементах: в меди, марганце, кобальте и цинке. При этом кедровые орехи очень вкусны и питательны. Ихс удовольствием едят и дети, и взрослые.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Голосеменные — это наземные вечнозелёные растения, семена которых открыто лежат на поверхности чешуек шишек.

Семя — это многоклеточная структура, содержащая зародыш, запас питательных веществ и другие компоненты. Семя служит для размножения растений.

Высшие семенные растения — это группа растений, размножающиеся семенами. Тела высших растений разделены на отдельные органы и отличаются разнообразием тканей.

Хвойные растения — это группа голосеменных растений листья которых видоизменены и представляют собой узкие игольчатые хвоинки.

Женская шишка — это шишка, в которой находятся семязачатки, а затем образуются яйцеклетки и развиваются семена хвойных деревьев.

Мужская шишка — это шишки, в которых образуется пыльца с мужскими половыми клетками спермиями.

Фитонциды — это особые летучие вещества, которые способны подавлять развитие многих вредных бактерий.

Для некоторых видов растений споры являются ведущим способом размножения и распространения. Споры способны сохраняться в неблагоприятных условиях, а затем прорастать при попадании в оптимальную среду.

3. Какие растения относят к низшим? Чем они отличаются от высших? У каких растений образуются семена?

К низшим растениям относятся растения, у которых нет разделения тела на орган и не развито многообразие тканей. Примером низших растений могут служить одноклеточные и многоклеточные водоросли.

У высших растений имеется чёткое разделение на органы: корень, стебель, листья и прочие орган. Кроме того различные части высших растений образованы различными видами тканей. Это может быть основная ткань механическая ткань, проводящая ткань, покровная ткань или образовательная ткань.

Семена образуются только у высших неспоровых растений. Это могут быть голосеменные растения или покрытосеменные растения.

Лабораторные работы

1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

Сосна обыкновенная: хвоя расположена пучками по 2-5 хвоинок вместе, хвоинки длинные — 4-5 см, острые, светло-зелёного цвета.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Ель: хвоя расположена поодиночно, хвоинки короткие — до 2 см, острые, цвет от тёмно-зелёного до сизо-голубого.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Лиственница: короткие хвоинки ( до 1,5 см) сидят пучками, цвет — светло-зелёный.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Пихта: хвоинки расположены поодиночно, но очень часто, длина хвоинок средняя — 3 см, цвет — тёмно-зелёный.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5—7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе… Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку… Ель.

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны… Пихта.

Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму …Лиственница.

3. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

4. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Ели, пихты, сосны, лиственницы и другие хвойные растения называют голосеменными потому, что их семена открыто лежат на поверхности чешуек шишек.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник
§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в конце параграфа

1. Почему голосеменные получили такое название?

Голосеменные растения получили своё название потому, что из семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек.

2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?

Основные признаки голосеменных растений: они имеют корень, стебель и листья, а для размножения образуют семена, открыто лежащие на поверхности чешуи шишек.

Отличие голосеменных растений от папоротников:

  • у голосеменных растений имеется корень, а у папоротников вместо корня корневище — видоизменённый стебель, выполняющий функции корня;
  • у голосеменных растений имеются полноценные листья — хвоинки, а у папоротников вместо листьев вайи — листоподобные органы, являющиеся видоизменёнными побегами;
  • голосеменные растения размножаются семенами, а папоротники — спорами.

3. Какие голосеменные растения вы знаете?

В нашей стране наиболее распространены хвойные голосеменные растения: сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, кедр, кипарис, туя и тис.

4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?

  • мужские — зеленовато-жёлтые, собранные тесными группами у оснований молодых побегов;
  • женские — красноватые одиночные шишки на вершинах молодых веток.

мужские — буровато-жёлтые, располагаются на побеге ниже женских шишек.

5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

Ели являются теневыносливыми растениями, то есть могут произрастать даже в условиях плохой освещенности, которая обычно присуща нижним уровням густых лесов.

Сосны, наоборот, являются светолюбивыми растениями. В условиях плохой освещенности нижние ветки либо совсем не развиваются, либо развиваются вяло, либо отмирают. На открытых и хорошо освященных местах у сосен хорошо развиты как верхние, так и нижние ветки.

6. Каково значение голосеменных растений?

Голосеменные растения участвуют в большом круговороте веществ. Они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород. Кроме того они преобразуют неорганические минеральные вещества в органические вещества, необходимые для других участников круговорота веществ.

Хвойные голосеменные растения способны выделять особые летучие вещества — фитонциды. Эти вещества эффективно подавляют развитие вредных бактерий как в самом лесу, так и в окрестностях.

Древесина хвойных деревьев — ценное сырьё для многих отраслей промышленности:

  • ели и сосны используются в качестве строительного материала и для изготовления поделок;
  • из древесины сосны после специальной химической обработки получают вискозу — искусственные волокна, напоминающие шёлк;
  • из древесины ели изготавливают различные виды бумаги и картонов;
  • из семян кедров получают ценное и полезное кедровое масло, употребляемое в пищу;
  • семена кедров используют в пищу;
  • из хвои изготавливают целебные настои, которые могут спасти от авитаминоза и цинги.

Подумайте

Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?

Как и все зелёные растения хвойные деревья и кустарники очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют большое количество кислорода. Благодаря этому воздух в хорошо озеленённых местах санаториев и оздоровительных заведений отличается чистотой и свежестью.

Особенностью же хвойных растений является то, то помимо кислорода они выделяют особые летучие вещества — фитонциды. Эти вещества подавляют развитие многих вредных бактерий и делают воздух не только чистым, но и целебным.

Задания для любознательных

1. Установите, в какие месяцы года происходит созревание и рассеивание семян сосны и ели в вашей местности.

Созревание семян пихт и елей в Средней полосе России обычно происходит в октябре. После высеивания семян шишки елей опадают.

У сосен семена созревают на следующий год после образования шишек. Обычно это происходит в конце осени — в начале зимы, то есть в ноябре-декабре. После этого семена всю зиму находятся в шишках, а потом, в марте-апреле, рассеиваются и разносятся ветром на большие территории.

У лиственницы семена полностью созревают и рассеиваются уже в коне лета.

2. В мае—июне понаблюдайте за развитием из почек молодых побегов сосны или ели.

Почки молодых побегов сосны в мае-июне

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Почки молодых побегов ели в мае-июне

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Обратите внимание на расположение шишек на побегах.

У сосен женские шишки расположены на концах молодых побегов, а мужские, более мелкие, — сосредоточены в тесных группах в основании побега.

У елей женские шишки также образуются на концах побегов, но не новых, а прошлогодних. мужские шишки расположены на ветке ниже женских и имеют желтовато-бурую окраску.

Соберите семена сосны и ели. Посейте их на пришкольном участке. Ухаживайте за всходами. Выращенные растения используйте для озеленения.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Задания

Ели, сосны, лиственницы, пихты, можжевельники — нас окружает довольно много видов голосеменных растений. Они прекрасно очищают воздух от вредных примесей и насыщают его кислородом и полезными фитонцидами — летучими ароматическими веществами, способными подавить развитие многих вредных бактерий. Это лечебное свойство хвойных растений активно используют при лечении заболеваний дыхательных путей, например астмы и бронхита. А также при реабилитации пациентов после перенесения самых различны заболеваний.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Также из древесины сосны получают уксусную кислоту и метиловый спирт. Они применяются для изготовления самых разнообразных лекарств и формальдегида, которым дезинфицируют раны и обеззараживают медицинские инструменты. А из корней и пне сосны изготавливают дёготь, который является важной составляющей мази Вишневского — эффективнейшего средства лечения загноившихся ран и кожных заболеваний.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

В сосновых почках находятся полезные дубильные вещества, эфирные масла и огромное количество аскорбиновой кислоты. Их собирают ранней весной и делают настои, помогающие от авитаминоза и низкого иммунитета. Настои делают и из хвои сосны поскольку и она богата минеральными веществами и витаминами, особенно в зимний период.

У елей в лечебных целей чаще всего используют хвою. Она насыщена провитамином А, витамином С и эфирными маслами. Из еловой хвои изготавливают лечебные экстракты для ополаскивания рта и витаминные концентраты для лечебных ванн. Особенно хорошо еловые ванны помогают при ревматизме — воспалительном заболевании соединительной ткани человека.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Одним из лидеров по лечебным свойствам среди голосеменных растений является можжевельник. Эти кустарники способны выделять в 6 раз больше фитонцидов, чем другие хвойные растения! Плоды можжевельника содержат очень полезное эфирное масло. Оно помогает при лечении проблем мочеполовой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, кровеносной системы, а также действует как сильное болеутоляющее и противовоспалительное средство. Применяют его в качестве мазей спиртовых настоек, концентратов для ванн и лекарственного чая.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Не стоит забывать и о лечебных свойствах кедровых орехов — это настоящий мультивитаминный комплекс! Так, 10 граммов кедровых орехов содержат суточную потребность взрослого человека в витаминах B и D, аминокислотах и некоторых микроэлементах: в меди, марганце, кобальте и цинке. При этом кедровые орехи очень вкусны и питательны. Ихс удовольствием едят и дети, и взрослые.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Голосеменные — это наземные вечнозелёные растения, семена которых открыто лежат на поверхности чешуек шишек.

Семя — это многоклеточная структура, содержащая зародыш, запас питательных веществ и другие компоненты. Семя служит для размножения растений.

Высшие семенные растения — это группа растений, размножающиеся семенами. Тела высших растений разделены на отдельные органы и отличаются разнообразием тканей.

Хвойные растения — это группа голосеменных растений листья которых видоизменены и представляют собой узкие игольчатые хвоинки.

Женская шишка — это шишка, в которой находятся семязачатки, а затем образуются яйцеклетки и развиваются семена хвойных деревьев.

Мужская шишка — это шишки, в которых образуется пыльца с мужскими половыми клетками спермиями.

Фитонциды — это особые летучие вещества, которые способны подавлять развитие многих вредных бактерий.

2.\u041e\u043d\u0430 \u043d\u0430\u0432\u0435\u0440\u043d\u043e \u043d\u0435 \u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d \u043e\u0447\u0438\u0449\u0430\u0435\u0442 \u0432\u043e\u0437\u0434\u0443\u0445 \u043d\u0443 \u0438 \u0435\u0449\u0435 \u0447\u0435\u0442.\u0422\u0438\u043f\u0430 \u0442\u0430\u043c \u043a\u0430\u043a \u0434\u043b\u044f \u043d\u0443\u0436\u0434 \u043a\u043e\u0441\u0442\u0435\u0440\u043e\u043a \u043b\u0438 \u043c\u0435\u0431\u0435\u043b\u044c \u0438 \u0442.\u0434.
3.\u041d\u0443 \u0432 \u043d\u0435\u0439 \u0448\u0438\u0448\u043a\u0438 \u0438 \u0442\u0430\u043a \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u043d\u043e

1.Зеленый цвет и обе эти вещи - листья.Различия: Это видоизмененный листи форма их.
2.Она наверно не уверен очищает воздух ну и еще чет.Типа там как для нужд костерок ли мебель и т.д.
3.Ну в ней шишки и так понятно

Строение растительной клетки. Цитоплазма, ее химический состав и физические свойства. Ядро, его строение и роль в жизни клетки. Пластиды, их виды. Митохондрии. Рибосомы. Запасные питательные вещества. Вакуоли и клеточный сок. Оболочка клетки, химический состав, структурная организация. Поры. Видоизменения клеточной оболочки.

Деление клеток: митоз и мейоз.

Литература

(1), с. 82-94; (2), с. 5-40.

Методические указания

Мир растений очень разнообразен. Чтобы понять, как растения живут (растут, питаются, размножаются), необходимо изучить их внутреннее строение. Этим занимается анатомия растений. Начало анатомических исследований было положено открытием микроскопа в 17 веке, а изобретённый в 20 веке электронный микроскоп позволяет увеличить изображение в десятки и сотни тысяч раз. При изучении анатомии растений огромное значение имеет рисунок, который должен отражать все наиболее существенное, увиденное при изучении клетки, ткани или органа.

Надо знать, что у взрослой растительной клетки различают три основные части: оболочка, протопласт, вакуоль. Протопласт – живое содержимое клетки, включает в себя ядро и цитоплазму. Оболочка и вакуоль – неживые части клетки, продукты жизнедеятельности протопласта. Более подробно рассмотрено в указанной литературе.

При изучении данной темы следует хорошо запомнить строение, функции органелл клетки и продукты жизнедеятельности протопласта. Эти знания будут способствовать лучшему освоению материала по другим темам анатомии и при изучении физиологии растений. Особо обратите внимание на формирование клеточной оболочки и на процессы, происходящие в ней при видоизменениях.

Вопросы для самоконтроля

1. Как узнать живая или мертвая клетка?

2. Перечислите свойства цитоплазмы.

3. Какая роль митохондрий, рибосом, диктиосом?

4. Основные функции ядра.

5. Назовите физиологически активные вещества растительной клетки.

6. В каких частях растений происходит митоз, а в каких мейоз?

7. Сохраняется ли проницаемость клетки для воды при одревеснении, опробковении, кутинизации?

8. В чём отличие между клетками растений и животными?

9. Чем объяснить необыкновенную прочность растительного волокна?

Тема 2.3. Растительные ткани

знать:

– классификацию тканей, их функции и строение;

уметь:

– работать с микроскопом и изготавливать временные микропрепараты;

– различать под микроскопом различные виды тканей.

Ткани. Общее понятие. Классификация тканей.

Образовательные, покровные, механические, проводящие, основные и выделительные ткани.

Литература

(1), с. 100-104; с. 42-62.

Методические указания

Для изучения анатомического строения стебля, корня, листа необходимо знание тканей, клетки которых, взаимодействуя между собой, обеспечивают единство всего растения. В соответствии с формой, строением и характером соединения клеток ткани бывают паренхимные и прозенхимные, живые и мертвые, рыхлые и плотные, толсто- и тонкостенные, временные и постоянные. Временной является образовательная ткань (осуществляющая рост). А постоянными – покровная, механическая, проводящая, основная, выделительная. О каждой ткани надо знать: её происхождение, месторасположение, особенности строения и выполняемые функции.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое ткань? Какие группы тканей выделяют у растений?

2. Дайте классификацию образовательных тканей.

3. За счёт, какой меристемы происходит нарастание органов в длину и толщину?

4. Какие органы растений покрыты эпидермисом, перидермой, коркой?

5. Через какие приспособления в покровной ткани осуществляется связь с внешней средой?

6. В чём сходство и различие сосудов и трахеид?

7. Функция механической ткани.

8. В каких органах растения встречаются различные типы основной ткани?

9. Какие функции выполняют выделительные ткани в растениях?

10. Как люди используют склеренхиму?

11. Почему основные ткани получили такое название?

12. Как долго функционируют сосуды?

Лабораторное занятие №1

Тема 2.4. Анатомия вегетативных органов растений

знать:

– анатомическое строение стебля однодольных и двудольных растений;

– процесс образования ствола деревьев;

– особенности строения ствола хвойных и лиственных деревьев;

– возрастные изменения и образование пороков древесины;

– особенности строения корня, плоского листа и хвои;

уметь различать:

– анатомическое строение стебля однодольных и двудольных растений;

– анатомическое строение ствола хвойных, лиственных рассеяннососудистых и кольцесосудистых пород;

– отличительные признаки плоского листа и хвои.

Анатомическое строения стебля. Первичное пучковое строение стебля однодольных и двудольных растений. Переход от первичного пучкового к вторичному беспучковому строению. Работа камбия и образование годичных колец древесины. Анатомическое строение ствола хвойных деревьев. Анатомическое строение ствола лиственных деревьев. Возрастные изменения древесины. Образование пороков древесины. Анатомическое строение корня. Анатомические строение плоского листа и хвои.

Литература

(1), с. 104-136; (2), с. 97-122.

Методические указания

При изучении анатомического строения стебля, корня. Листа надо исходить из того, что наличие и расположение тканей в этих органах связано с выполнением их функций. Одновременно с изучением текстового материала внимательно работайте с имеющимися в учебниках схемами и рисунками.

Все растения условно делят на травянистые и древесные. Стебли этих групп растений отличаются по морфологическим признакам и внутреннему строению. Стебли травянистых растений имеют пучковое строение, древесных – беспучковое. Строение стебля определяется размещением в нём проводящих тканей, которые представлены сосудисто – волокнистым пучком. У древесных растений проводящими являются древесина и луб, которые расположены сплошными кольцами. Надо хорошо знать строение сосудисто-волокнистых пучков, отличительные особенности стебля однодольного и двудольного травянистых растений, структуру годичного кольца, строение и тканевый состав древесины и коры хвойных и лиственных пород, возрастные изменения древесины и характер их проявления.

При изучении корня надо уяснить не только специфические особенности строения, но и общие черты с организацией стебля.

В связи с выполняемыми функциями в листе хорошо развиты ассимиляционные и проводящие ткани, а также покровные и механические. В некоторых листьях представлены выделительные ткани и защитные структуры. Обратите внимание на различие в анатомическом строении хвои и плоского листа, на особенности строения световых и теневых листьев.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое строение имеет сосудисто – волокнистый пучок?

2. Назовите отличия между открытыми и закрытыми пучками.

3. По каким особенностям на анатомическом срезе можно узнать стебель двудольного травянистого растения?

4. У каких растений в стебле между древесиной и лубом находится камбий?

5. Как возникают годичные кольца?

6. От чего зависит ширина годичного кольца?

7. Какие ткани входят в состав древесины?

8. Чем рассеяннососудистая древесина отличается от кольцесосудистой?

9. Основные отличия древесного стебля от травянистого.

10. Какие различия корнем и стеблем древесного растения?

11. Назовите отличительные признаки плоского листа и хвои.

Лабораторные занятия №2, №3, №4

Изучение анатомического строения стебля однодольных и двудольных растений.

Изучение строения ствола хвойных и лиственных пород.

Изучение особенностей анатомического строения корня, плоского листа и хвои.

Читайте также: