Чем обработать вагонку из лиственницы

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Натуральная древесина подвержена старению и негативному воздействию различных факторов, поэтому нуждается в защите. Особенно важно предупредить воздействие ультрафиолета, грибков, насекомых.

Защитный комплекс от старения

Средства для древесины разделяются на две группы. В первую входят материалы, выполняющие только защитную функцию, а во вторую – составы с комплексным действием (защитным и декоративным). Перед обработкой производят очистку поверхности от пыли, грязи, плесени. Затем вагонку грунтуют, на нее наносят пропитку, а потом – лак или краску. Рассмотрим подробнее особенности этих процессов.

Очистка от загрязнений и других посторонних включений

Для очищения используют волосяную или стальную щетку, а глубокое удаление потемневших или подпорченных грибком участков производят с помощью отбеливателей для древесины. Если отдельные участки не поддаются восстановлению, выполняется декорирование с помощью специальной осветляющей морилки.

Существуют прозрачные и непрозрачные составы. Главная задача грунтовки – заполнить поры древесины. Материал не должен усаживаться, растрескиваться после высыхания. Обычно при изготовлении грунтовок применяют измельченные древесные опилки.

Выпускаются составы, предупреждающие поражение насекомыми, грибками, защищающие от возгорания и пр. Также производители предлагают комбинированные смеси, сочетающие несколько функций. При изготовлении пропиток часто используются специальные масла или воск, они также декорируют поверхность. Если к износостойкости материала предъявляются высокие требования, следует использовать деревозащитные средства с водоотталкивающими свойствами.

Обработка материала краской или лаком

Для декорирования вагонки применяют различные глазури, лакокрасочные средства. Лаки могут иметь различные оттенки или быть бесцветными, также отличается их химический состав. Для финишной обработки используют материалы, изготовленные на разной основе – алкидные, полиуретановые, акрило-полиуретановые, водоэмульсионные, водные.

Одним из самых популярных типов деревянных отделочных материалов является вагонка. Она имеет различный профиль, благодаря чему поверхность имеет разный вид — от гладкой стены с небольшими канавками, до волн разного размера. Просто деревянные стены не во все интерьеры вписываются, потому часто возникает необходимость покрасить вагонку внутри помещения — дома или на даче.

Покрасить вагонку можно в разный цвет

Покрасить вагонку можно в разный цвет

Чем обработать вагонку внутри дома

Вообще, многие считают, что вагонку внутри помещений лучше ничем не обрабатывать. Может и так, но не во всяком климате и помещении она надолго сохранит свой первоначальный вид. Если уровень вентиляции недостаточен, древесина может посинеть, если она находится на солнце — становится темно-серой.

С посинением бороться можно только биологическими средствами — хлором или активным кислородом, а после — однозначно пропитывать защитными составами, а, может, и красить. С посеревшей древесиной немного легче: сняв при помощи шлифовки верхний слой вы снова получите красивый цвет, но без защиты от ультрафиолета продержится он тоже недолго. Потому и решают покрасить вагонку внутри дома или дачи.

Еще один момент: не всем нравится древесина в интерьере. Просто иногда люди устают смотреть на нее. Хочется просто ровной цветной поверхности. Так тоже бывает, и нередко. В этом случае ищите укрывистую краску. Выбирайте эффекты характеристики по желанию.

Укрывистые краски дают непрозрачную пленку

Укрывистые краски дают непрозрачную пленку

Красят вагонку внутри укрывистыми красками еще потому, что древесина в натуральном цвете совместима не со всеми стилями. А ведь хочется иногда и в деревянном доме иметь интерьер хай-тек, например. В этом случае подойдет краска с металлическими частицами или с перламутром (например, Lignovit Platin).

Все составы для защиты дерева можно довольно условно разделить на шесть основных групп:

    Защитные составы. Есть для наружных и для внутренних работ. Составы для наружных работ дополнительно включают в себя защиту от ультрафиолета, которая предупреждает или замедляет процесс фотостарения древесины — изменения цвета на серый. Так что если необходима пропитка для вагонки на балконе, а выходит он на юг или восток, — вам нужен состав для наружных работ. Только обратите внимание, некоторые из них окрашивают поверхность в розовый или зеленый цвет — это результат химической реакции. Внимательно читайте описание, потому что закрасить полученный цвет можно будет только укрывистыми красками или очень темной тонировкой.

Это деление условно: есть много смешанных составов, которые можно отнести как минимум, к двум группам. Так есть пропитки, которые можно тонировать, а есть краски с защитными свойствами. Разница — в эффективности защиты. Пропитки в первую очередь защищают древесину, а придание цвета — это второстепенная задача. С красками все наоборот. Их основная задача — создать красивое покрытие, а защита — это как сопутствующий эффект. Если вам необходима сразу и хорошая защита и качественное покрытие, берите пропитку без тонировки, а после высыхания наносите краску.

Другой пример смешанного состава — масла с воском. Эти составы сочетают в себе свойства и масел и воска, благодаря чему древесина сохраняет свой вид более продолжительное время.

Вопрос, какой из групп отдать предпочтение, каждый решает для себя. Разные средства решают различные задачи и важно правильно выбрать свойства, которые вам необходимы в первую очередь.

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Красят каждую дощечку вагонки отдельно

Красят каждую дощечку вагонки отдельно

Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.

Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой - сложно

Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.

  • Вагонка проверяется и сортируется. Все покореженные, выгнутые или треснувшие доски идут в отбраковку. На них можно тестировать цвет, подбирать цвет, количество слоев, отрабатывать технику и последовательность покраски.
  • Прошедшие сортировку доски шлифуются до полной гладкости. Эффективнее всего работать со шлифовальной машинкой, но можно и бруском с закрепленной на поверхности наждачной бумагой. Зерно наждачной бумаги — 250-280. При шлифовке круговыми движениями проходят лицевую поверхность, шип и паз. Тыльную часть вагонки можно оставить без обработки.

Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.

Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.

Покраска дерева с сохранением текстуры

Добиться ярко выраженного древесного узора можно с использованием лазури, пигментированного масла или воска. Эти составы довольно плотно ложится, почти закрашивая структуру древесных волокон. Любой из описанных выше составов наносить можно кистью или валиком.

При нанесении ЛКМ берут совсем немного, сначала фрагментами нанося по всей длине вагонки. Потом кистью или валиком нанесенные мазки растушевываются по всей поверхности. Оставив их на 5-10 минут впитаться, для проявления фактуры берут мягкую безворсовую ткань и снимают большую часть масла. В результате рисунок проявляется намного ярче, чем в изначальном состоянии: в бороздках сохраняется большее количество пигментированного средства, на выступающих частях его почти не остается. Результат — ярко выраженная текстура. Этот прием еще называется брашированием или текстурированием вагонки. В интерьерах обработанная таким образом древесина смотрится очень декоративно: и на стенах и на потолке.

Процесс можно пронаблюдать в видео. Окрашивались три образца: два одинаковым маслом с пигментом, один — бесцветным. Через 5 минут после покраски одна из пигментированных заготовок вытерта для проявления рисунка. Чтобы сохранить древесину после высыхания пигмента (24 часа или больше читайте на упаковке) вагонку покрывают двумя слоями бесцветного масла (лазури, воска). В местах интенсивного использования можно также покрыть лаком — матовым.

Как покрасить вагонку под беленый дуб

Часто требуется окрасить дерево в белый цвет, но так, чтобы видны были прожилки. Говорят еще — создать эффект выбеленного дуба. Есть несколько способов:

Какой из составов выбрать сказать сложно — пробовать нужно Желательно покрасить вагонку несколькими составами и сравнить результат. Эффект при использовании разных средств немного отличается, но еще сильно зависит от древесины. Отзывы тоже очень разные — кто-то выбеливал тонировками, кто-то маслом. Грунтами для этих целей пользуются редко, но в основном из-за того, что не всем известны их свойства.

Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости

Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется в интерьерах стиля лофт.

Брашированная вагонка в два цвета - отличный выбор для декорирования стен

Брашированная вагонка в два цвета — отличный выбор для декорирования стен

Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.

Как покрасить вагонку внутри дома: идеи

Техники и способы покраски это здорово, но как вписать вагонку в современный интерьер? Просто. Есть немало интересных вариантов. Последние находки дизайнеров — стена из вагонки в помещении с гладкими стенами. Смотрится креативно и и интересно. И чаще всего такая стена сделана в технике браширования.

Один из вариантов использования вагонки в интерьере спальни

Один из вариантов использования вагонки в интерьере спальни

Интересный эффект дает комбинирование вгонки разной толщины — на фото между широкими досками вставлены тонкие. Причем покрашены они в разные оттенки одного цвета. Сочетание получается интересным и свежим.

Вагонку используют и при создании интерьеров в современном стиле

Вагонку используют и при создании интерьеров в современном стиле

Вагонка — это не обязательно только ровная доска с небольшими канавками с одной стороны, которую еще называют евровагонкой. Есть разные профили, в том числе с волнами и впадинами. Из них можно собрать интересные стены, рельефность которых подчеркнуть окрашиванием.

Из вагонки разного профиля собрать можно интересные рельефы. Чтобы смотрелось интереснее - подчеркнуть рельефы или выбелить

Из вагонки разного профиля собрать можно интересные рельефы. Чтобы смотрелось интереснее — подчеркнуть рельефы или выбелить

Как обычно в интерьере многое зависит от света. Несколько нестандартно оформленных светильников — длинных полупрозрачных полос, за которыми скрываются лампы, установленных посреди потолка — и интерьер совершенно преображается. В таком дизайне можно оформить комнаты для молодежи, креативные гостиные и т.п.

Очень интересное решение с подсветкой

Очень интересное решение с подсветкой

Поиграть можно не только со светом, но и с цветом: в зоне освещения покрасить вагонку в более светлый цвет, подчеркнув таким способом эту зону.

Игра света и цвета, отраженная в зеркале

Игра света и цвета, отраженная в зеркале

Если у вас есть хорошие навыки в рисовании, можно вагонку расписать. Только не забудьте потом всю картину покрыть бесцветным маслом или лаком — чтобы на дольше сохранилась. Этот прием можно использовать при оформлении детской комнаты.

Роспись на вагонке

Роспись на вагонке

В интерьере кабинета, гостиной, прихожей отлично смотрятся жестко очерченные панели из вагонки. В том же ключе можно оформить стену в столовой зоне на кухне. Только качество ее и окраска должны быть идеальными.

Медовый оттенок вагонки повторяется в натяжном потолке

Медовый оттенок вагонки повторяется на потолке

Как бы в противовес — светлые стены. Вагонка выбелена, а балки окрашены в темный цвет. Несмотря на традиционные материалы, используемые столетиями, вид у такого помещения — современный и стильный.

Отличное сочетание — светлые стены с эффектом выбеленного дуба и темные массивные балки. Это практически беспроигрышный вариант Вариация на ту же тему

Используется вагонка и в отделке ванных комнат. Пропитке тут необходимо уделить максимум внимания, но если вентиляцию в ванной сделать на уровне, пропитку — с защитой от влаги, то проблем быть не должно. А интерьер, согласитесь, очень интересный — теплые тона древесины в сочетании с ярким мрамором — отличный ход.

Используется вагонка и при отделке балконов. Только набивать ее необходимо горизонтально — так можно расширить малое пространство. И лучше на такой небольшой площади смотрятся светлые тона, может — с темной окантовкой.

Выбеленная вагонка на балконе Потолок — вагонка, покрашенная светлой морилкой


Повсеместное возведение построек из стекла и бетона, с которым ежедневно сталкивается каждый горожанин, оказывает неблагоприятное воздействие на его мировосприятие и формирует особые представления о комфорте. Оставляя холодный урбанистический стиль офисным и производственным зданиям, многие жители города стремятся переехать поближе к природе и обзавестись дачами или загородными коттеджами, интерьерное декорирование которых часто подразумевает использование натуральных материалов. В связи с тем, что такие материалы должны обладать не только высокими эстетическими, но и эксплуатационными характеристиками, необходимо тщательно подойти к их выбору, изучив все представленные на строительном рынке разновидности, тщательно взвесив преимущества и недостатки. Одним из популярных материалов, создающих уютный природный микроклимат в помещении, является деревянная вагонка, о выборе и технике монтажа которой, поговорим в настоящей статье.

Содержание

Деревянная вагонка: разновидности и особенности выбора материала

Вагонка – популярный отделочный материал в виде реек, ширина которых составляет от 10 до 20 см, а длина – 1,5-6 м. Чтобы систематизировать все разновидности материала, представленные на строительном рынке, предлагаем ознакомиться с актуальной классификацией вагонки.

Во-первых, всю вагонку можно разделить на две большие группы:

  • Вагонка для внутренней отделки помещений;
  • Вагонка для наружной отделки.

Несмотря на то, что визуально оба типа вагонки не различаются, их отличают некоторые особенности производства материала, благодаря которым вагонка для наружных работ приобретает дополнительную устойчивость к негативным факторам внешней среды. Например, деревянную вагонку для наружных работ дополнительно пропитывают раствором, который защищает ее от негативных климатических факторов, насекомых и грибковых поражений.


Во-вторых, в зависимости от сырья, используемого для изготовления вагонки, различают:

  • Вагонку из осины – доску белого цвета, в структуре которой практически отсутствует смола. Обладает высокими теплоизоляционными характеристиками, в связи с чем, успешно используется для внутренней отделки бань и саун. Однако, в этом случае, материал нуждается в дополнительной обработке – нанесение защитного покрытия;
  • Вагонка из ели – материал, изготовленный из северной ели, древесина которой характеризуется высокой плотностью и твердостью. Отличается влагостойкостью и используется для отделки стен и потолка;
  • Вагонка из сосны – наиболее распространенная и доступная разновидность облицовочных досок, обладающая оригинальной текстурой и немного темнеющая в процессе эксплуатации;
  • Вагонка из дуба – достаточно дорогая, но, несмотря на это, востребованная облицовочная доска, характеризующаяся легкостью в обработке и устойчивостью к гниению. Оригинальный цвет и текстура материала придаст интерьеру, для декорирования которого он использовался, изысканность и солидность. Неотъемлемым этапом изготовления материала является морение и протравливание;
  • Вагонка из лиственницы – материал, характеризующийся малой плотностью и отсутствием смолы в структуре, благодаря чему может успешно использоваться для отделки саун и бань. Практичность и долговечность вагонки из лиственницы делает ее одним из самых востребованных материалов.

В-третьих, с точки зрения конструктивных характеристик и особенностей обработки вагонки, выделяют:

  • Вагонка штиль представляет собой отделочный материал из лиственницы, сосны и других пород, в процессе производства которой используются уникальные технологии обработки древесины. В отличие от других видов вагонки, внешне обшитая поверхность получается идеально ровной и характеризуется отсутствием традиционного для вагонки рельефа в виде продольных полос;
  • Брашированная вагонка, также называется текстурированной и характеризуется особым рельефом лицевой поверхности, за счет чего она приобретает особый рельеф лицевой поверхности, придающий ей высокие декоративные характеристики;
  • Евровагонка – более качественный материал, изготовленный на современном оборудовании и, как правило, имеющий более ровную геометрическую форму;
  • Американка – внешне схожа с евровагонкой, однако отличается меньшими размерами;
  • Блок хаус – разновидность вагонки, используемая для наружных отделочных работ и характеризующаяся полукруглой поверхностью.


Существует еще одна классификация вагонки из лиственницы, в основе которой лежит ее сортность, т. е. принадлежность к определенному сорту. Чтобы определить, к какому сорту принадлежит та или иная разновидность вагонки, необходимо знать основные критерии качества деревянной вагонки. Рассмотрим основные из них:

Критерии качества деревянной вагонки:

  • Наличие или отсутствие сучков, которые могут быть здоровыми, выпадающими или выпавшими;
  • Наличие или отсутствие трещин – несквозных или сквозных, торцевых или расположенных по ходу волокон древесины;
  • Наличие или отсутствие смоляных кармашков, в зависимости от их размера и количества;
  • Вросшая кора, которая определяется в количественном соотношении от ширины изделия;
  • Наличие или отсутствие дефектов обработки, таких как микротрещины и т.д.


В соответствии с вышеперечисленными критериями, выделяют следующие сорта вагонки:

  • Класс Экстра – наиболее качественная вагонка, лишенная видимых дефектов. На поверхности отсутствуют любые механические повреждения – сколы, выбоины и вмятины;
  • Класс А – материал, на поверхности которого допускается наличие светлых сучков, диаметр которых не превышает 15 мм, при этом на одном погонном метре материала можно обнаружить не более одного дефекта данного типа. Допустимо наличие небольшого количества мелких трещин длиной 95 мм и небольших дефектов;
  • Класс В – сорт вагонки, допускающий наличие сучков любых размеров при условии отсутствия сквозных отверстий диаметром более 20 мм. Как и в случае с предыдущим сортом, на один погонный метр допускается не более одного дефекта. Возможно наличие механических дефектов размером не более 15 мм. Недопустимы гнилые, выпавшие, ребровые сучки;
  • Класс С – низший сорт вагонки из лиственницы, что и определяет ее внешний вид и качество, к которому нельзя предъявить высоких требований. На поверхности такой вагонки могут быть любые дефекты – сучки разной величины, червоточины, смоляные кармашки.

Что необходимо учитывать в процессе выбора вагонки?

  • Приобретая вагонку, помните, что ширина реек может быть любой. В настоящее время на рынке представлены рейки, ширина которых достигает 30 см. Однако помните, что монтаж вагонки напрямую зависит от ее ширины - чем она шире, тем легче ее монтаж;
  • Если вы планируете осуществить вертикальную обшивку вагонкой из лиственницы, выбирайте рейки, длина которых соответствует высоте помещения;
  • Если монтаж вагонки будет осуществляться горизонтально, в процессе выбора вагонки ориентируйтесь на ширину стены;
  • Чаще всего для изготовления деревянной вагонки используется сосна, что является одним из наиболее предпочтительных вариантов. Это обусловлено эксплуатационными характеристиками сосновых досок – они не подвержены гниению и характеризуются практически полным отсутствием сучков и других дефектов;
  • Если вы планируете использовать деревянную вагонку для наружной отделки, отдавайте предпочтение материалу из хвойных пород древесины, так как смола, содержащаяся в ней, обеспечит устойчивость вагонки к влаге и грибковым поражениям;
  • В отличие от вагонки из сосны, материал, изготовленный из ели, характеризуется более мягкой структурой и, по сравнению с сосной, более высокими теплоизоляционными характеристиками. Недостатком деревянной вагонки из ели является низкая устойчивость к повышенной влажности.


Преимущества вагонки из лиственницы

  • Умеренная прочность, характерная для вагонки из лиственницы, позволяет, с одной стороны, использовать ее в процессе серьезных отделочных работ, а, с другой, позволяет без усилий обрабатывать ее в домашних условиях;
  • Лиственница – один из самых долговечных сортов древесины, о чем можно судить по степени сохранности жилищ наших предков, построенных сотни лет назад;
  • Биологическая устойчивость лиственницы, обусловленная содержанием в ней камеди, благодаря которой материал приобретает устойчивость к гнили, грибковым и бактериальным поражениям;


Важно! Для сравнения отметим, что наибольшей биологической устойчивостью обладает липа, коэффициент ее биостойкости равен единице. Аналогичный показатель для лиственницы равен 9,1. Это считается одним из самых высоких значений, для сравнения, показатель биостойкости дуба составляет 5,2.

  • Эстетичный внешний вид древесины из лиственницы, обусловленный наличием множества изящных годовых колец, которые после обработки защитными составами напоминают затейливые узоры. Кроме того, лиственница характеризуется разнообразием оттенков, которых на данный момент насчитывается более 12;
  • Поддержание иммунитета и отличного настроения – эффект, который будут ощущать люди, постоянно находящиеся в помещении, отделанном вагонкой из лиственницы. Оздоровительный эффект обеспечивается за счет мощных природных антисептиков - фитонцидов и биофлавоноидов, содержащихся в древесине данного сорта;
  • Устойчивость вагонки из лиственницы к влаге настолько высока, что при длительном взаимодействии с ней она не только не теряет свои первоначальные характеристики, но и становится намного прочнее. Благодаря этому свойству вагонка из лиственницы является наиболее предпочтительным материалом для внутренней отделки бань и саун;


  • Высокий показатель огнестойкости, который в два превышающий показатель огнестойкости сосны;
  • Доступная стоимость материала, который по своим эксплуатационным характеристикам не уступает более дорогим престижным сортам древесины. Монтаж деревянной вагонки из лиственницы не предполагает использования дорогостоящих крепежных элементов, а ее размеры позволяют создать абсолютно ровное покрытие без значительных трудозатрат

Недостатки вагонки из лиственницы

  • В условиях помещений с недостаточной влажностью возможно усыхание и растрескивание древесины;
  • Изделия, относящиеся к низшему классу, характеризуются большим количеством изъянов – сучков, неровностей и т.д.;
  • В связи с тем, что данная порода древесины характеризуется большой смолистостью, в процессе ее обработки могут возникнуть повреждения инструментов.


Сфера использования деревянной вагонки

Область применения вагонки из лиственницы чрезвычайно высока и не ограничивается внутренними отделочными работами, что обусловлено устойчивостью материала к агрессивным климатическим воздействиям. Также это определяет и использование вагонки из лиственницы в качестве основного материала для отделки сложных конструкций, к эксплуатации которых предъявляются повешенные требования. Такими конструкциями являются:

Кроме того, вагонка из лиственницы является материалом, незаменимым в дачном строительстве, в частности, при возведении беседок и заборов. Декоративная отделка потолка зачастую не обходится без использования деревянной вагонки штиль.


Благодаря высокой устойчивости к перепадам температуры и повышенной влажности деревянная вагонка из лиственницы широко используется в процессе отделки бань и саун.

Монтаж вагонки своими руками: советы и рекомендации

Как установить пароизоляцию под вагонку?

Прежде чем приступить к монтажу обрешетки, проверьте поверхность на наличие грубых сколов и неровностей и, устранив их, установите влаго- и пароизоляционные материалы, чаще всего представленные листами или рулонным материалом, для закрепления которого лучше отказаться от шурупов и гвоздей, отдав предпочтение специальным клеевым составам.


Как осуществить монтаж обрешетки?

Монтаж обрешетки – обязательный этап отделки поверхности вагонкой, независимо от состояния подлежащей поверхности. Обрешетка позволяет не только выровнять поверхность при наличии ее дефектов, но и выполнить установку пароизоляции. Для монтажа обрешетки потребуется деревянный брус или металлические направляющие для гипсокартона.

Важно! Специалисты рекомендуют покрывать деревянный каркас несколькими слоями пропитки, что позволит продлить эксплуатационный срок каркаса, защитив его от насекомых, плесени и других бактериальных поражений.

Монтаж обрешетки выполняется по следующему алгоритму:

  • Просверлите отверстия в брусках с шагом 60 см;
  • Используя строительный уровень, приложите брусок к стене строго вертикально или горизонтально в зависимости от расположения ламелей и отметьте места сверления;
  • Установив брусок, закрепите его с помощью дюбелей или дюбель-гвоздей;
  • Через 40-50 см закрепите следующий брусок и повторяйте это до тех пор, пока не выполните монтаж обрешетки по всей отделываемой поверхности. Контролируйте ровность крепления брусков с помощью строительного уровня;
  • Если нет возможности закрепить бруски посредством сверления, их крепят с помощью специального клея, плотно прижимая их до полного схватывания.


Способы фиксации вагонки: рекомендации специалистов

Если вы планируете осуществить фиксацию вагонки на потолке или другой плоскости, прислушайтесь к специалистам и их рекомендациям по отделке потолка вагонкой.

  • Крепление вагонки можно осуществить с помощью гвоздей, шурупов, клеймеров или степлерных скоб;
  • В процессе монтажа старайтесь быть осторожными, что позволит предотвратить расщепление древесины;
  • Чтобы добиться полного вхождения шляпки гвоздя в древесину и аккуратного крепления, воспользуйтесь добойником;
  • Если вы производите крепление вагонки скрытым методом, доски прибивают к обрешетке в месте стыковки шипа с пазом;
  • Наиболее легкий способ монтажа – крепление вагонки мелкими гвоздями, которые в хаотичном порядке вбивают по всей облицовки, однако большинство отдает предпочтение более аккуратному варианту крепления, предполагающему вбивание гвоздей в пазы вагонки, что позволит сделать крепление невидимым;
  • Чтобы сделать монтаж вагонки более качественным, специалисты рекомендуют использовать специальные приспособления – металлические клеймеры, которые бывают разными по форме, размеру и различаются в зависимости от толщины досок. Одну сторону крепежных элементов монтируют к обрешетке, а другой стороной они врезаются в пазы вагонки.

Вертикальная обшивка вагонкой из лиственницы

  • Крепление вагонки необходимо начинать с угла, при этом первая доска закрепляется с помощью гвоздей, шляпки которых закрывают декоративным уголком. Если его установка не предусмотрена, их откусывают бокорезами;
  • Если монтаж осуществляется с помощью клеймеров, крепежные захваты вставляют в паз предыдущей доски и посредством саморезов или гвоздей крепятся к обрешетке;
  • Монтаж вагонки представляет собой последовательное закрепление вагонки – дощечка в дощечку;
  • После крепления каждых десяти досок необходимо проверять ровность их монтажа с помощью отвеса;
  • Вагоночную доску, закрепляемую в последнюю очередь, подгоняют по ширине с помощью ножовки или пилы, после чего ее прибивают гвоздями, а образовавшийся зазор маскируют плинтусом;
  • Чтобы придать облицовки законченный вид, ее оформляют с помощью декоративных реек.


Горизонтальная обшивка деревянной вагонкой

  • Данный вариант монтажа предполагает крепление досок от потолка к полу, при этом пазы должны быть направлены вниз, что позволит предотвратить попадание в них мусора и влаги;
  • Горизонтальный монтаж вагонки аналогичен вертикальному и осуществляется также – одну вагоночную доску вставляют в другую;
  • Если вы декорируете стены с помощью вагонки, имитирующей оцилиндрованное бревно, их крепление должно осуществляться пазом вверх, что позволит скрыть места стыковки реек;
  • Чтобы между закрепленными рейками не было видно щелей, их подгоняют с помощью молотка;
  • Монтаж блок-хауса осуществляется к обрешетке под углом, равным 45 градусам. При этом крепление осуществляется с помощью саморезов, шляпки которых маскируют пазом следующей панели;
  • Чтобы в углах помещения не было зазоров, потребуется обработанный брус, который крепят между досками блок-хауса.

Важно! Стену, отделанную деревянной вагонкой из лиственницы, не обязательно красить. Единственное мероприятие, которое является в этом случае необходимым – очистка поверхности от пыли. Натуральная древесина придает помещению оригинальный внешний вид, уют и колорит.

Деревянная вагонка красивый, натуральный материал. Не удивительно, что так много пользователей во всем мире отдают ему предпочтение в качестве отделочного и облицовочного материала.

Экологичность и естественная красота древесины не только украшает помещение, но и создает в нем определенный микроклимат. А вагонка покрытая плотным покрытием (краской, лаком) позволяет создать любой декор.

Но, у дерева есть существенный минус, который влияет на эксплуатационные характеристики вагонки – она подвергается гниению, различным повреждениям, а также склонна темнеть.

Чем покрасить вагонку внутри и снаружи дома

Эта статья предназначена для тех, кто хочет защитить и одновременно сохранить вагонку в естественном виде. Рассмотрим пошагово, как и чем лучше покрыть (пропитать, обработать, покрасить) деревянную вагонку (евровагонку).

Правильная покраска деревянной вагонки состоит из 4 этапов:

1 этап – подготовка вагонки к покраске

Для евровагонки, такой этап будет лишним, поскольку производители руководствуются европейским стандартом, который предусматривает обязательную первичную обработку древесины защитными составами.

Те же, кто купил стандартную вагонку отечественного производства или имеет дело с уже окрашенной поверхностью, нужно в первую очередь произвести первичную обработку панелей.

Подготовка новой вагонки

Подготовка новых ламелей включает в себя:

Подготовка эксплуатируемой (старой) вагонки

Окрашивание старой деревянной вагонки

Окрашивание старой деревянной вагонки К сожалению, окрашивание деревянной вагонки это не то действие, которое можно выполнить один раз на весь срок ее эксплуатации. Покраска вагонки - процесс, который нужно периодически повторять.

В том случае, если нужно покрасить предварительно окрашенные, вскрытые лаком поверхности, нужно также провести предварительную обработку панелей.

Когда нужно красить вагонку:

  • отслоение нижнего слоя краски;
  • потеря цвета ламелей;
  • потеря блеска краски или лака;
  • появление существенного дефекта, например, попадание жира, масла, растворителя, другого красителя, проявление грибков на поверхности вагонки;
  • новый стиль, жажда перемен и мода. Например, существующий цвет вагонки не вписывается в обновленный интерьер дома и прочие факторы.

Как очистить вагонку от лака, краски и грязи

Снять старую краску или лак с вагонки можно двумя способами:

  • Механический. В данном случае, существующее покрытие удаляется с помощью скребка, металлической щетки или строительного фена и шпателя. Чтобы полностью удалить краску нужно обработать доски раствором соды (на 1 л. воды - 100 гр. соды). Существенным недостатком метода является вероятность повреждения ламелей скребком. Совет: такой метод пригоден для очистки вагонки от масляной краски.
  • Химический. Предполагает использование различных синтетических растворов и составов (смывок, размягчителей), которые способствуют отслаиванию краски от основания. Стоит отметить, что химический способ довольно агрессивный. Работать с растворами нужно в хорошо проветриваемом помещении с необходимыми средствами индивидуальной защиты. После снятия поверхностного слоя, ламели нужно промыть водой или потереть уайт-спиритом.

Совет: если планируется последующее покрытие древесины прозрачным лаком, то лучше отдать предпочтение механическому способу, поскольку смывки могут неравномерно выбелить вагонку.

Пользователи отмечают, что в том случае если старое покрытие крепко держится, достаточно только слегка ошкурить поверхность (придать ей матовость) и нанести новый слой. Если же, повреждения глубоки, но частичные (выпал сучек, след от удара, отслоение краски), место следует зашкурить более тщательно. При необходимости заделать глубокие дефекты шпатлевкой, нанести на это место слой краски, а затем уже окрашиваться всю поверхность, отделанную вагонкой, целиком.

2 этап – грунтовка вагонки

Наносят грунтовку кистью или распылителем.

Грунтовка вагонки кистью Грунтовка вагонки распылителем

Применение грунтовки перед покраской придает деревянной вагонке несколько неоспоримых преимуществ, а именно:

Совет: некоторые породы древесины (например, ель или отдельные виды сосны) способны выделять смолу довольно долгое время (до 10 лет). Чтобы избежать этого эффекта вагонку можно обработать специальной грунтовкой, которая закрывает поры древесины.

  • позволяет снизить расход декоративного покрытия лака или краски.

Виды грунтовок для вагонки

Разновидности зависят от состава грунтовки:

  • Акриловые грунтовки. Обеспечивают надежную защиту от всего кроме гниения и защиты от ржавчины. Более подходят для внутреннего использования.
  • Алкидные грунтовки. Наиболее разнообразны и адаптированы для конкретной породы древесины. Подходят как для внутреннего, так и для внешнего применения.
  • Полистирольные грунтовки. Пригодны только для наружных работ ввиду большой токсичности.
  • Народные способы (грунтовки, сделанные своими руками):
  • Грунтовка клеем ПВА. Популярный среди пользователей водный раствор клея ПВА вместо грунтовки (развести в пропорции 10 капель на 100 мл. воды). Раствор нужно наносить дважды, чтобы избежать появления незагрунтованных участков, которые проявятся только после полного высыхания. Среди недостатков метода: появление белесого налета на деревянной вагонке (на необработанной древесине белесость не видна, а вот на тонированной очень даже), частичное скрывание структуры древесины.
  • Грунтовка желатином. Некоторые пользователи также рекомендуют использовать пищевой желатин в качестве грунтующего состава. Способ приготовления: желатин растворяют в холодной воде (1:2), потом нагревают на водяной бане пока гранулы полностью не растворятся. Охлаждают, чтобы смесь немного загустела и покрывают вагонку в 2-3 слоя.
  • Олифа. Давно известное средство, но придающее дереву липучесть и меняющее его цвет.

Среди современных химических средств, согласно отзывам, лучшие грунтовки для вагонки: Белинка (Belinka), Тиккурила (Tikkurila), Пинотекс, Лакра.

3 этап – защита древесины

Защитные средства для деревянной вагонки

Назначение защитных составов в том, чтобы защищать древесину от повреждений. Гниль, грибки, жучки, влага, ультрафиолет – все эти факторы не добавляют жизни древесине. А, следовательно, средства защиты необходимо применять всегда, независимо от того, будет ли подвергаться деревянная вагонка дальнейшему покрытию лаком или краской (декорированию).

Способы и средства защиты древесины:

  • Антисептики. Химические составы, которые отличаются противогрибковым действием. Их назначение – защита вагонки от биологической активности различных жучков и грибков.

Совет. Обработка антисептиком должна выполняться перед сборкой (установкой, монтажом) вагонки. Это связано с тем, что пазы, гребни и обратная сторона деревянной вагонки также нуждается в обработке.

  • Антипирены. Составы на основе водных растворов солей, которые призваны защитить дерево от возгорания. Следует отметить, что декоративные средства также должны повышать огнестойкость древесины.

Специфика защитных средств заключается в том, что они глубоко проникают внутрь структуры древесины, и при высыхании становятся незаметными. Нанесение защитных средств настолько важный этап в защите вагонки, что производители евровагонки наносят их еще на стадии подготовки к продаже. Наряду с показателем влажности и сортом вагонки, защита – это то, что отличает обычную вагонку от евровагонки.

Совет. Вагонку лучше грунтовать с двух сторон. Особое внимание нужно уделить торцам ламелей. Это связано с тем, что торцовая часть после монтажа не будет прокрашена.

4 этап – покрытие для вагонки (краска, лак)

Покрытие для вагонки

Покрытие для вагонки К выбору декоративного финишного покрытия (краски/лака) нужно подойти ответственно.

Что предпочтительнее лак или краска для деревянной вагонки? А если краска, то какая краска для вагонки лучше?

Для начала нужно определиться с тем, где будут проводиться работы (внутри/снаружи), какой эффект должен быть достигнут, какое качество окрашиваемой поверхности, какие требования по срокам, стоимости и т.п.

Выбираем, чем покрыть вагонку – виды краски и лака для окрашивания и пропитки древесины

1. Краска (непрозрачная эмаль) для вагонки

Масляная краска

Масляная краска для вагонки

Масляная краска для вагонки Практика показала, что краска на масляной основе служит долго и надежно защищает дерево от влаги. Она быстро сохнет, медленно меняет цвет. Краска имеет специфический запах, который быстро выветривается. Обновить такое декоративное покрытие на вагонке не составит труда.

Масляная краска обновляется каждые 5-6 лет. Это необходимо для придания краске блеска и устранения микротрещин, через которые влага может повредить вагонку.

Совет. После высыхания поверхность вагонки, окрашенная масляной краской, станет немного светлее. Поэтому изначально стоит выбрать более темный оттенок.

Акриловая или акрилатная краска

Акриловая краска для вагонки

Акриловая краска для вагонки Отличается отсутствие запахов, высокой скоростью высыхания. Применение этой краски не ограничивает время работы. Краска допускает нанесение при низкой температуре.

Поверхность вагонки, окрашенная акрилатной краской, долго не будет нуждаться в обновлении. Единственный недостаток краски – высокая цена.

2. Морилка (пропитка или декоративная лазурь)

Морилка для вагонки

Морилка для вагонки По сути это та же грунтовка, но только придающая древесине вагонки другой цвет или оттенок. Использование морилки для вагонки - это недорогой, но эффективный способ подчеркнуть структуру дерева.

Примечание. Морилка подходит для древесных поверхностей без дефектов.

3. Лак для вагонки

Относится к прозрачным покрытиям, что делает его незаменимым финишным покрытием, когда нужно сохранить естественную структуру дерева.

Акриловый аквалак для вагонки

Акриловый аквалак для вагонки

Акриловый аквалак для вагонки Экологически чистый, быстросохнущий лак. Аквалак можно разбавлять водой. Применяется для окраски деревянной вагонки с наружной и внутренней сторон.

Совет: Аквалак подходит даже в том случае, если в доме проживает аллергик.

Алкидный лак для вагонки

Алкидный аквалак для вагонки

Алкидный аквалак для вагонки Создает пленку на поверхности окрашиваемых панелей. Лак долго сохнет.

Применение алкидного лака оправдано в помещениях с высокой влажностью (кухня) или там, где повышенный износ вагонки (коридор).

Совет: Абсолютной прочностью, устойчивостью к УФ-излучению является покрытие вагонки яхтным лаком (яхтенный).

4. Масло-воск (или восковые краски)

Масло-воск для вагонки

Масло-воск для вагонки Натуральное льняное масло-воск — это новинка на рынке покрытий для деревянной вагонки.

В процессе обработки вагонки воском, масло проникает глубоко в структуру дерева, а воск придает древесине красивый внешний вид.

5. Жидкая пластмасса

Жидкая пластмасса для вагонки

Жидкая пластмасса для вагонки Полностью лишает дерево его способности к микро-вентилированию, однако придает древесине футуристический вид. Чаще применяется для покрытия части поверхности вагонки, как декоративного элемента дизайна.

Советы по выбору финишного покрытия для деревянной вагонки

Как и чем покрасить вагонку в бане и парилке

Восковый составов Evrotex-Сауна для вагонки в бане

Восковый составов Evrotex-Сауна для вагонки в бане Ввиду значительной температуры вагонку в бане лучше не окрашивать, а обработать защитными составами.

Отличным решением будет использование восковых составов, например, Evrotex-Сауна. Это покрытие пригодно для использования в условиях высокой температуры и циклического интенсивного увлажнения.

Как и чем покрасить вагонку на веранде

Веранда или терраса испытывают на себе наибольшее влияние атмосферных факторов, поэтому материал должен быть стойким. Сначала покрыть слоем грунтовки, а потом 2-3 слоя лака или краски.

Как и чем покрасить вагонку внутри/снаружи дома

Особых отличий в покраске дома снаружи или изнутри нет. Разница только в применяемых покрытиях. Лак/краска для внутренних работ должна соответствовать требованиям экологичности. Для проведения наружных работ более важно, чтобы покрытие выдерживало влагу, перепады температуры, воздействие УФ-лучей. Один и тот же вид краски можно использовать внутри здания и снаружи. Отличие – в количестве наносимых слоев.

Чем покрасить вагонку правильно - инструмент

Для окрашивания вагонки можно использовать:

  • кисть. Удобны тем, что позволяют прокрасить дерево по углам и труднодоступных местах. Краска наносится кистью наиболее равномерно;

Совет. Чтобы нанести краску кистью равномерно и не допустить подтеков, нужно погружать кисть в краску наполовину.

  • валик. Позволяют окрашивать быстро. Однако, чтобы получить равномерный слой нужно окрашивать несколько раз;
  • пульверизатор. Дает возможность сделать работу максимально быстро. Но увеличивает расход краски;
  • рукавица (цегейковая). Перчаткой удобно прокрашивать (пропитывать) места где вагонка стыкуется (обрамляет) с трубами;
  • поролоновая губка.

Технология окрашивания деревянной вагонки

Советы по хранению открытой банки краски:

Если работа прерывается надолго, то чтобы не допустить появления пленки на поверхности краски можно положить на поверхность картон, пропитанный олифой.

В том случае, если пленка появилась, то ее частички могут попасть на окрашиваемую поверхность. Лучше в этом случае, закрыть поверхность поролоном и макать кисть через него.

  • более насыщенный цвет/оттенок можно получить, если нанести краску несколько раз (до 4-х). Дальнейшее увеличение числа слоев не будет иметь эффекта;
  • не допускайте чрезмерно быстрого высыхания краски/лака. Это может привести к растрескиванию окрашенного слоя. Профессионалы не рекомендуют наносить краску/лак под воздействие прямых солнечных лучей.

Заключение

Разобравшись с нюансами обработки, пропитки и окрашивания деревянной вагонки можно создать красивую поверхность, а главное обеспечить ее долгую эксплуатацию.

Читайте также: