Цепь питания дуб мышь сова

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Цепи питания и экологическая пирамида

В природе происходит переплетение цепей питания. Из цепей питания образуется сеть питания (пищевая сеть). Таким образом, растения и животные образуют невидимую экологическую пирамиду. На вершине пирамиды – хищники, в основании пирамиды – растения.

Рассмотрим примеры

Звенья цепи питания

Растение (дерево) – животное (растительноядное) – животное (хищник)

осина – заяц – волк

Растение (дерево) – животное (растительноядное) – животное (хищник)

дуб – лесная мышь – сова

Растение (трава) – животное (растительноядное) – животное (хищник)

тимофеевка – мышь – лиса

Растение (трава) – животное (растительноядное) – животное (хищник)

трава – зебра – лев

Растение (овощ) – животное (растительноядное) – животное (насекомоядное)

капуста – слизень – лягушка

Растение (зерновое) – животное (растительноядное) – животное (хищник) – животное (хищник)

рожь – полевая мышь – змея – ястреб

Растение (дерево) – животное (всеядное) – животное (хищник)

дуб – кабан – волк

Растение (дерево) – животное (растительноядное) – животное (насекомоядное)



Вопрос: подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям питания.

Ответ: всех животных можно разделить по особенностям питания на следующие группы:

1. растительноядные (питаются растительной пищей) – овцы, козы, олени, коровы.

2. насекомоядные (питаются насекомыми) – еж.

3. хищные (питаются более мелкими животными) — тигры, львы, волки.

4. всеядные (едят и растительную и животную пищу) – богомол, куница.

С.96

1. Вопрос: почему цепи питания начинаются с растений?

Ответ: растения — основа питания растительноядных животных, поэтому растения первые в цепи питания.

2. Вопрос: Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Ответ: нарушились бы звенья в цепях питания, размножились бы без меры животные-вредители.

Лягушка, змеи, совы, стрекозы – хищные животные. Они являются санитарами природы. Они ловят в основном больных и старых животных, восстанавливая равновесие в природе. Они помогают людям сохранять урожай.

Проверь себя:

1. Вопрос: на какие группы делят животных в зависимости от их питания?

Ответ: всех животных можно разделить по особенностям питания на следующие группы:

2. Вопрос: что такое цепь питания? Приведи пример.

Ответ: живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепь питания начинается с растения. Второе звено цепи – растительноядное животное. Третье звено – насекомоядное или хищное животное. Например: зерно – мышь – сова.

Задание для домашней работы

Ответ: божьи коровки очень полезные жуки, они истребляют тлей, вредителей сада и огорода, тем самым повышают урожай. Для того чтобы божьи коровки исправно выполняли свою защитную работу, их не нужно истреблять.

Окружающий мир 3 класс

Кто что ест

Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).

На какие группы можно разделить животных по способам питания? Заполни схему.

Цепи питания

Живые существа связаны между собой в цепи питания. Например: В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц — волк.

Составь и запиши цепи питания. а) паук, скворец, муха Ответ: муха — паук — скворец б) аист, муха, лягушка Ответ: муха — лягушка — аист в) мышь, зерно, сова Ответ: зерно — мышь — сова г) слизень, гриб, лягушка Ответ: гриб — слизень — лягушка д) ястреб, бурундук, шишка Ответ: шишка — бурундук — ястреб

Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши, а иногда даже маленькие зайчата. Ест он и лесные ягоды, и плоды. Ответ: барсук всеядный

Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу. Ответ: лисица плотоядная

В конце лета и осенью белка собирает грибы. Она накалывает их на ветки деревьев, чтобы грибы засохли. А ещё белочка рассовывает по дуплам и щёлкам орехи и жёлуди. Всё это пригодиться ей в зимнюю бескормицу. Ответ: белка растительноядная

Волк — опасный зверь. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц. Ответ: волк плотоядный

Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей. Ответ: медведь всеядный

По текстам из предыдущего задания составь и запиши несколько цепей питания.

1. земляника — слизень — барсук 2. кора деревьев — заяц — лисица 3. зерно — птица — волк 4. древесина — личинки жука — дровосека — медведь 5. молодые побеги деревьев — олень — медведь

Составь цепь питания, используя рисунки.



Примеры цепей питания в лесном сообществе

Для лесов существуют свои особенности, в зависимости от их типа. Хвойные леса не отличаются богатой травяной растительностью, а значит, и цепи питания будут иметь определенный набор животных. Например, олень с удовольствием лакомится бузиной, а сам становится добычей медведя или рыси. Для широколиственного леса будет свой набор. Например:

  • кора — жучки-короеды — синица — сокол;
  • муха — рептилия — хорек — лиса;
  • семена и плоды — белка — сова;
  • растение — жук — лягушка — уж — ястреб.

Цепочка питания животных примеры 3 класс

Пищевая цепь. Примеры

Что такое цепи питания

Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Эти своеобразные пищевые связи в биологии принято называть цепями питания. Понимание того, как работает экосистема цепи питания, дает ученым биологам представление о различных нюансах эволюции живых организмов, помогает объяснить поведение некоторых животных, понять, откуда растут ноги у тех или иных повадок наших четвероногих друзей.

Виды цепей питания

В целом различают два основных вида цепей питания: цепь выедания (она же пастбищная цепь питания) и детритная цепь питания, которую еще называют цепью разложения.

Пастбищная цепь питания

Детритная цепь питания

А вот тут все происходит немножечко наоборот, а именно поток энергии цепи питания идет в противоположную сторону: крупные животные, будь-то хищники или травоядные умирают и разлагаются, их останками питаются более мелкие животные, различные падальщики (например, гиены), которые в свою очередь также умирают и разлагаются, и их бренные останки аналогично служат пищей, или, для еще более мелких любителей мертвячины (например, некоторых видов муравьев), или же для разных специальных микроорганизмов. Микроорганизмы, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом, отсюда и название этой цепи питания.

Более наглядная схема цепи питания представлена на картинке.

Обитатели экосистемы леса. Связи и пищевые цепи

Познакомимся с некоторыми обитателями леса.

Посмотри на хвойные деревья. Обычно они не сбрасывают зимой свою хвою (иголки) — видоизменённые листья. Какие ты знаешь хвойные деревья?


А теперь посмотри на лиственные деревья.

В холодном климате они всегда на зиму сбра­сывают листья. Посоревнуйся с друзьями, кто из вас назовёт больше лиственных деревьев.




Посмотри внимательно на экосистему леса. Деревья борются с поедающими кору жуками-короедами. Они заливают смолой ходы этих насекомых и замуровывают жуков и личинок в стволе.

На первом рисунке показаны экосистема ле­са и пищевые связи её обитателей. Но между лесными животными и растениями существуют и другие отношения. Давай разберёмся, какие же ещё связи имеются в экосистеме леса.

Жёлуди дуба довольно тяжелы и поэтому не могут разлетаться по ветру. Сойка запасает жёлуди на зиму, и из её запасов вырастают новые дубы.


Муравьи поедают насекомых, которые пита­ются растениями. Муравьи помогают деревьям.

Всё это приводит к тому, что круговорот в лесу становится замкнутым. Поэтому лес может очень долго оставаться устойчивой экосистемой.

Лес — устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

1. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

2. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.

Словарная работа: лесничий,

Ход занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Прежде чем начать разговор о том, кто что ест, я хотела бы рассказать историю о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном небольшом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес – это деревья, всё остальное – лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное жильё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

- Подумайте, о каких невидимых нитях природы говорится в этом рассказе?

- Как человек нарушил эти нити?

- К какой беде это привело?

Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Существуют, наконец, и всеядные животные.

- Как называются животные, которым нужна растительная пища?

- Кто такие насекомоядные?

- На какую добычу охотятся хищные животные?

-Что едят всеядные животные?

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк.Получается цепь питания: осина – заяц - волк

Еще пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов.Цепь питания получается такая: дуб – лесная мышь – сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

- Что такое цепь питания?

- Приведи свой пример цепи питания.

- Жёлудь – белка – ястреб – это цепь питания?

- Жёлудь – мышь – лиса – это цепь питания?

- Подумайте, почему цепи питания начинаются с растений?

- Что произошло бы, если бы на Земле не осталось лягушек, змей, сов, стрекоз?

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

4. Кто как приспособлен.

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы – всё это помогает лисе охотиться. А вот сова. Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Что и говорить, хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, которых они охотятся, по-своему приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги – трудно догнать его.Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа замечательная защита – иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

- Как хищные животные приспособлены к добыванию пищи?

- Какие приспособления для защиты от врагов имеются у разных животных?

5. Доброе слово о хищниках.

Ещё совсем недавно люди безжалостно уничтожали хищных животных, думая, что от этого станет больше зайцев, кабанов…

Как же много хищных зверей и птиц было убито. Но вот люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов – сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?

Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

Известно также, что лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!

Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например, стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множество комаров и мух, а божья коровка – тлей. А ещё хищников охраняют потому, что они очень красивы. Беречь их – значит беречь красоту природы.

Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Не меньше нужны,

Без чудовищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

И кто делает яд!

У Кошки без Мышки,

У мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Прикреплённые файлы:

Термины: пищевая цепь, пищевая сеть.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

  • На какие группы делят животных в зависимости от питания?
  • Каких животных называют растительноядными, хищными, насекомоядными, всеядными.

2. “Мозговой штурм”

Учащиеся в быстром темпе по очереди называют различных животных, обитателей местных лесов, педагог записывает их названия на доске или ватмане. Например: соболь, сова, уж, олень, медведь, лиса, волк, еж, заяц, белка, барсук, мышь, рысь…….

3. “Работа в малых группах”

Учащиеся класса делятся на группы по 4 человека: группа “травоядные”, группа “хищники”, группа “насекомоядные”, группа “всеядные”. (Группам выдают по листу ватмана и разные маркеры) Каждая группа детей выбирает то или иное название из предложенного списка и записывает их в соответствующую группу “травоядных”, “хищников”, “насекомоядных”, “всеядных”. Затем группы обмениваются своими списками, проверяют их, они имеют право зачеркнуть что-то из списка или добавить в него. Если насекомоядных или травоядных в списке не окажется, то ученики могут дописать их сами. Списки передают до тех пор, пока они не вернутся к прежнему владельцу.

“травоядные”: заяц, лось, мышь …

“хищники”: рысь, волк, лиса…

“насекомоядные”: ёж, синица, …

“всеядные”: медведь, ворона, сорока …

Вопрос к детям: существуют ли связи между этими группами?

Ответ: Да. Одни животные поедают других.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

В природе животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что все живые существа связаны между собой в цепи питания.

Возьмём, например, зайца.

- Чем питается заяц?

- Корой деревьев (осины, берёзы, ивы) или травой.

- Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания.

На первое место пищевой цепочки мы поставим растения. Растения поедают травоядные животные, а ими питаются хищные животные. Растение – травоядное животное – хищное животное. (Записать на доске)

Вопрос к детям: Какую можно составить цепь питания по нашему примеру?

Осина – заяц – волк (учитель прикрепляет трафареты животных и растений на доске, ученики пишут в тетрадях). (Рис 1)


Вывод: Получается, что эти животные и дерево связаны между собой.

Возьмем другой пример – мышь.

Вопрос к классу: Чем питаются мыши?

- Мыши питаются зерном.

- А кто питается мышами?

- Мышами питаются лисы.

- Какая получается цепь питания?

Спросить учеников, прикрепить трафареты, записать на доске и в тетради: зерно – мышь – лиса. (Рис 2)


Третью цепь питания предложить учащимся составить самостоятельно. Спросить несколько учеников.

Вопрос к классу. Мы составили несколько пищевых цепей. С чего начинается каждая из них?

Ответы учеников: – c растений – 1-е звено; 2-е звено – растительноядные животные; 3-е звено – хищные животные.

Итак, что такое пищевая цепь? Спросить, как ее поняли ученики. Обобщить ответы.

- Пищевая цепь – взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать другие хищники.

Мышь может стать добычей лисы, рыси, совы. Многие травоядные животные служат пищей разным видам хищников. Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания. (На доске прикрепить трафареты растений и животных таким образом, чтобы получилась сеть питания.) (Рис 3)


- Как вы можете сказать, что такое сеть питания?

Проблемная ситуация. Ребята, а что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? ( На доске убрать трафарет дерева.)

- Зайцу нечего будет есть.

- А если не будет зайцев (убрать трафарет зайца), то не будет пищи и лисе, волку (убрать трафареты).

- Что произойдет с пищевой цепочкой?

- Какой вывод можно сделать?

- Если разрушить одно звено в цепи, то разрушиться вся цепочка.

III. Закрепление.

Ролевая игра “Сети питания”. [1]

Ученики выходят к доске. Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг, и каждый ученик-“растение” получает в руки клубок ниток. Задача остальных участников получить в руки клубок ниток от того “организма”, которым он питается, причём не обязательно от одного. Чем больше нитей будет у играющего, тем лучше. Клубки передаются от “растений” к “растительноядным животным”, от них – к “хищникам” или “всеядным”. В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения – “сеть питания”, построенная на основе многочисленных цепей питания. Причём в руках ученика-“животного” могут быть нити от разных “растений” и “растительноядных животных”. Учащиеся делают вывод о многочисленных связях природы между организмами.

После этого учитель объявляет, что какие-то деревья вырубили, другие растения погибли в результате неправильного обращения. Ребята, исполняющие роль этих растений, выпускают из рук нити. Связи начинают нарушаться и ослабевать. Растительноядным животным нечем питаться. Участники, исполняющие роль растительноядных, тянут нить и, если конец её окажется в руке, это значит, что животное погибло, ученик выходит из игры. Так как “животное” может питаться различными растениями, то у участника-“животного” могут быть ещё нити. До тех пор, пока конец нити находится в руках “растений”, вся цепочка сохраняется. После “гибели” последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все “животные”.

В результате игры учащиеся делают вывод о значении растений для жизни живых организмов, отмечают, чем отличаются цепь и сеть питания.

IV. Итог занятия. Обобщение по теме.

Животные и растения связаны в цепи питания. В основе цепи питания – растения, а на вершине – хищные животные. В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя сеть питания.

Читайте также: