Бывают ли растения без корней

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

У наземных растений корни бывают двух типов: главный, или стержневой, и мочковатый. То, какой корень будет у растения, часто зависит от источника, из которого растение добывает воду. Стержневой корень – это крупный одиночный корень, который растет вглубь, чтобы добраться до воды, находящейся в глубине почвы (от стержневого корня в стороны отрастают более мелкие корни). У мочковатого корня главного корня нет. Мочковатый корень подобно паутине распространяется в почве, собирая воду в верхних ее слоях. В таких местах, как влажные тропические леса, где растительность обильная, влаги много, а места на земле для корней мало, есть растения, которые живут высоко на деревьях. Такие надземные растения, или эпифиты, имеют волокнистые губчатые воздушные корни, которые впитывают влагу от частых дождей, а минералы получают с поверхности дерева, на котором растут (или из мелких отходов дерева, накапливающихся вокруг их корней). К растениям-эпифитам относятся многие виды орхидей.

Для тех, кто не любит банальные комнатные цветы, найдено идеальное домашнее растение — атмосферная тилландсия. Воздушный цветок — так он называется по-английски — не нужно сажать в горшок с землёй и поливать.

АТМОСФЕРНАЯ ТИЛЛАНДСИЯ — ЭТО ЭПИФИТНОЕ РАСТЕНИЕ, то есть оно растёт, прикрепившись к другим растениям. Ему не нужно прямых солнечных лучей, создайте ему условия, приближённые к его родным — тропическим: рассеянный свет и достаточно высокую влажность. Растение питается непривычным способом: у него практически напрочь отсутствует корневая система, поэтому поливать его не нужно, тилландсия питается через листья. Если влажности в доме недостаточно, то нужно опрыскивать растение один раз в день.

Несмотря на то что у тилландсии нет корней, ей всё же нужен дом в виде другого растения или любого натурального основания, прикрепившись к которому растение будет жить, — это может быть кора дерева, ветки, подстилки из мха или кокосового волокна.

Кристаллизация

Воздушный цветок: Что делать с растением без корней

Декораторы Falcon and Finch предлагают выращивать атмосферную тилландсию на кристалле. Для прикрепления растения нужно смазать сухой корень клеем и прижать к кристаллу.

Кора и коряга

Воздушный цветок: Что делать с растением без корней

Ещё один вариант — поместить на стену панно из коры с прикреплённой к ней атмосферной тилландсией.

Пробковое дерево

Воздушный цветок: Что делать с растением без корней

Винные пробки — интересное решение: проделайте в них маленькое углубление и усадите туда основание воздушного цветка. Пробки можно плотно поставить в прозрачную ёмкость или подвесить по одной, при этом ничто не мешает расположить тилландсию листьями вниз. Но обратите внимание, что сразу переворачивать растение не стоит — тилландсии нужно немного времени, чтобы укрепиться в новом жилище.

Terra cognita, или Террариум

Воздушный цветок: Что делать с растением без корней

The Village уже писал о террариумах Blossom Universe, они могут стать хорошим домом для тилландсии. В террариум можно помесить ракушки и камешки, привезённые с отдыха, декоративный или дикий мох, песок, шишки.

Моллюск в раковине

Воздушный цветок: Что делать с растением без корней

Невесомость

Воздушный цветок: Что делать с растением без корней

Если поместить воздушные цветы в прозрачные вазы, их листья будут тянуться вверх, создавая ощущение невесомости. Это добавит лёгкости интерьеру. На дно высоких ваз можно уложить гальку — один камень на другой. Такой приём ещё больше подчеркнёт хрупкость растений. То же можно проделать и в бокале на высокой ножке.

Оживить воспоминания

Воздушный цветок: Что делать с растением без корней

Если не ограничиваться прозрачными ёмкостями, тилландсию можно посадить в любой предмет, дорогой сердцу. Годится и сувенирная продукция, и этнические вазы, и тарелки из разных стран, фигурки, керамика, колбочки и бутылочки. Сделать домик растению можно даже из лампочки.

В любом месте дома

Воздушный цветок: Что делать с растением без корней

Во Flora Grabb Gardens придумали специальный штатив для тилландсий и других аэрофитов. В раскрывающуюся лучами часть нужно прикрепить цветок, а конец приспособления вкрутить в стену. Другой вариант — натянуть прозрачную леску внутри рамы для фотографий. Между нитей можно поместить тилландсию, а саму раму поставить или повесить на стену.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Известно, что благодаря корням растения получают живительную влагу, крепятся к грунту. Чтобы выполнять перечисленные функции, им необходима сила. И растения, борясь за жизнь при помощи корней, демонстрируют поистине богатырские результаты. К примеру, обычный на первый взгляд тополь, разрастаясь, с легкостью крошит асфальт. Сосны, которые эффектно смотрятся на каменистых горных склонах и скалах, постепенно разрушают и превращают в пыль горные породы. Даже травы способны ломать камень: название камнеломка недвусмысленно указывает на разрушительные способности этого многолетнего растения.

Убедиться в силе корней несложно. Достаточно провести занимательный опыт: на дно обычного цветочного горшка положите мраморную гладкую пластину, поверх нее насыпьте скудный грунт и посадите в него растение. Буквально через месяц поверхность мрамора будет буквально изъедена корнями и перестанет быть гладкой.

Именно поэтому вблизи домов не рекомендуют высаживать черемуху, клен, бук, тополь, вяз, лиственницу — в поисках пропитания эти деревья поднимают и ломают фундаменты. Многие заброшенные дома, храмы и старинные усадьбы серьезно страдают от зеленых разрушителей.

Впрочем, то, что разрушает, может и уберечь от деструктивных явлений. Так, сосну, черемуху и многие другие деревья и кустарники используют для укрепления грунтов при борьбе с появлением и разрастанием оврагов.

Глубже, шире, длиннее

Саксаул, растущий в пустынях Средней Азии, тянет свои корни на глубины свыше 10 метров. Достигнув водоносных слоев, он может существовать в сухих бесплодных песках и солончаках, где другие растения быстро погибают.

Верблюжья колючка, еще один житель пустыни, демонстрирует потрясающую выносливость и умение выжить. Сама она небольшая, неказистая, редко достигает в высоту 1 метра. Однако корни ее простираются в глубь до 20 метров. Можно сказать, что мы видим только малую часть растения, тогда как само оно скрывается на большой глубине.

Если же учитывать суммарную длину корневой системы растений, то счет пойдет на километры. У озимой ржи этот показатель — около 600 километров, у сосны — 50 километров. А вот хорошо знакомый всем тополь простирает корни в радиусе всего 20 метров. Зато от основного корня он выпускает множество отпрысков и тем самым захватывает пространство.

А можно ли без корней?

Большинство растений без корней существовать не могут. Тем не менее у любого правила есть исключения. В природе некоторые представители флоры научились обходиться без казалось бы столь нужных органов. У мхов корни отсутствуют: вместо них мохообразные обзавелись ризоидами — приспособлениями для всасывания влаги и прикрепления к грунту, камням.

На яблонях, березах, ивах, соснах и прочих деревьях часто появляются странные зеленые шары или метелки. Это омела — вечно зеленое растение-полупаразит. Настоящих корней у нее нет, зато есть своеобразные корешки-присоски, которыми она крепится к дереву-хозяину. Проникая под кору, омела постепенно разрушает дерево, причем растет медленно и живет около 40 лет.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

1.1.Как растения пьют воду?

1.2. Могут ли пить срезанные растения?

Опытно- экспериментальная часть…………………………………………5

Мы знаем, что растениям вода необходима для нормального роста и развития. Но как растения поглощают воду, и как вода попадает в листья?

Меня этот вопрос заинтересовал, и я решила провести своё исследование.

Цель исследования: выяснить, как растения пьют воду без корня.

Объект исследования: листья пекинской капусты.

Предмет исследования: движение воды в растениях.

Гипотеза: предположим, что растения обладают некоторым необычным свойством, которое помогают им жить даже тогда, когда их срезают.

изучить информацию о том, как питаются растения водой, и как она движется в растении;

провести и описать опыты по движению воды в растениях;

сделать выводы по результатам опытов.

Изучение литературы и поиск информации в Интернет- источниках;

Обобщение полученных результатов.

Используемые источники информации: Интернет, Энциклопедия.

Полученные мною результаты можно использовать на уроках окружающего мира. А также можно использовать для создания красивых букетов из белых цветов, например хризантем или ромашек, искусственно меняя их цвет.

1.1.Как растения пьют?

Как растения пьют воду? В детской энциклопедии я прочитала, что вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля, поднимаются от корней к листьям. Это возможно благодаря испарению воды растением с помощью листьев. В результате потери воды в клетках листьев возрастает сосущая сила, которая обеспечивает непрерывный ток воды из корня к надземным органам (листьям, цветкам, плодам).

У растений есть два типа сосудов: сосуды-трубочки, которые передают воду и питательные вещества снизу вверх от корней к листьям и другие, которые несут питательные вещества сверху вниз к корням. На листьях растений мы часто видим жилки. По листу вода двигается по жилкам, они имеют ветвистую систему. Чем больше жилок имеется на листе, тем легче вода двигается по направлению к клеткам растения. Сосущая сила позволяет передвигаться воде от одной клетки к другой. Устройство этой системы, похоже, у всех растений - от огромных деревьев до скромного цветка.

Таким образом, вода в живом, не срезанном и несорванном растении, движется под силой корневого давления.

1.2. Могут ли пить срезанные растения?

Но как, же тогда пьют воду срезанные растения? Ведь у них уже нет корня, жилки мы ранили, когда срывали растения или срезали цветы. Получается, что вода не может поступать в растение. Но это вовсе не так.

2. Опытно – экспериментальная часть

Благодаря этому необычному свойству растений, капуста, поставленная в воду, поглощает воду. Используя свойство растений пить воду даже после того, как их срезали, я решила провести опыт и понаблюдать, как вода будет двигаться в растениях.

Ход моего опыта:

для работы я приготовила:

- стаканы с чистой водой комнатной температуры

- разводим в воде пищевые красители (красный, желтый, оранжевый, синий, зелёный)

- затем ставим листья пекинской капусты в приготовленную окрашенную воду.

Наблюдаем. Сразу ничего не произошло. Листья как были бледно- зелёные, так и остались бледно- зелёные.

Но утром, результат меня удивил. Листья капусты стали ярко окрашенные в те цвета в которых находились.

3. Заключение

Таким образом, я достигла цели своего исследования. В результате проведенных опытов и из литературы и Интернета узнала, что растения пьют воду, пользуясь корнем, стебельками, листьями. Сорванные или срезанные растения, поставленные в воду, могут некоторое время сохранять свою свежесть. А также с помощью опыта и наблюдений я узнала, что можно изменить цвет растений с помощью подкрашенной воды.

Моя гипотеза о том, что, что растения обладают некоторым необычным свойством, которое помогает им жить даже тогда, когда их срезают, подтвердилась. Растения действительно обладают уникальным свойством пить воду, даже после того, как их срезали.

Список литературы

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Корень является осевым, обычно подземным вегетативным органом у высших сосудистых растений. Он обладает способностью к неограниченному росту в длину и расположению только в одном направлении по отношению к центру нашей планеты. При помощи корня растение может закрепляться и удерживаться в почве, получать воду и минеральные вещества из нее, которые нужны стеблю, листьям, побегам, цветам.

Также в корнях (в главном корне у некоторых растений) запасаются питательные вещества. С их помощью возможен симбиоз с грибами, с корнями других растений, микроорганизмами, которые обитают в почве. Корни служат и для вегетативного размножения некоторых видов растений.

№ 2. У всех ли растений имеются корни?

Считается, что корни есть у всех растений. Однако это не так. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды, а не крепятся к субстрату. Их тело представляет собой однородную массу и называется слоевищем. У некоторых видов водорослей (бурые и зеленые) могут присутствовать специальные отростки тела, напоминающие корни, однако это ризоиды. Также на поверхности плавают более крупные морские водоросли, у которых тоже нет ни листьев, ни стебля, ни корней.

Относятся к растениям без корней и мхи, которые являются исключением. Вместо корней у них ризоиды, которые помогают им цепляться за разные поверхности (камни, деревья и т.д.). Но поглощают такие растения влагу прямо из своего окружения.

№ 3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Отличие заключается в том, что корни являются одним з органов у высших растений, который находится в земле и выполняет целый ряд важных функций: закрепление в почве, всасывание питательных соединений из почвы, поглощение воды, запас минеральных веществ, вегетативное размножение, синтез биологически активных веществ, взаимодействие с корнями других растений (симбиоз). Ризоиды представляют собой нитевидные тонкие выросты, которые заменяют, по сути, корни у растительных организмов низшего порядка (лишайники, мхи, некоторые водоросли и грибы). Они состоят только из одной или нескольких однорядных клеток и выполняют всего две функции: закрепление в субстрате и поглощение питательных веществ.

Стр. 162. Моя лаборатория

Стержневая и мочковатая корневые системы

Рассматриваем корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

В качестве примеров разных корневых систем возьмем для изучения корни моркови, лука, пшеницы, свеклы и репы. У свеклы, моркови и репы мы видим толстый корень – это главный корень, из-за чего корневая система таких растений называется стержневой. У пшеницы и лука мы видим, что главный корень отсутствует, но есть разветвленный куст из придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется стержневой.

Прочитаем в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую – мочковатой.

Стержневой называют корневую систему, при которой хорошо развит главный корень, который внешне похож на стержень. Он вырастает из зародышевого корешка. Однако формируют стержневую систему не только главный корень, но и маленькие боковые корешки, отходящие от него.

Мочковатой называют корневую систему, для которой характерно наличие большого количеств одинаковых придаточных корней, которые образуют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от подземных и надземных частей стебля, а еще реже – от листьев. При этом у растений с мочковатой корневой системой может присутствовать и живой главный корень. Однако, он либо рано отмирает, либо вовсе не отличается по размеру от остальных придаточных корней.

Отбираем растения со стержневой корневой системой.

Стерневая корневая система характерна для большинства двудольных растений. Это может быть морковь, щавель, свекла, гречиха, арахис и т.д.

Отбираем растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система встречается у однодольных растений, например, у пшеницы, алоэ, ландыша, тюльпан, ячменя, лука, чеснока, лилии и т.д.

Заполняем таблицу в рабочей тетради

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Морковь, свекла, щавель, гречиха, арахис, подсолнечник, фасоль, клевер, одуванчик. Стержневая Хорошо развит главный корень, который вырастает из зародышевого корешка. Также в формировании корневой системы участвуют маленькие, отходящие от главного, боковые корешки.
Пшеница, тюльпан, лук, чеснок, алоэ, лилии, ландыш, кукуруза, рожь, картофель. Мочковатая Характерно наличие большого количества приблизительно одинаковых по длине придаточных корней, которые образуют пучок. Придаточные корни отходят от надземных и подземных частей стебля, а также от листьев. Главный корень либо рано отмирает, либо совсем не отличается по размеру от придаточных.

Корневой чехлик и корневые волоски

Проращиваем семена редиса и зерновки пшеницы.

Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем в лупу. Находим на конце корешка корневой чехлик.

Корневой чехлик располагается на конце корня проростка, хорошо защищает его нежные оболочки от механических повреждений почвы и обеспечивает рост корня в длину. Он представляет собой более плотное и темное образование на кончике корня, которое можно увидеть невооруженным глазом.

Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитаем в учебнике, какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски представляют собой тонкие и недлинные выросты наружной клетки корня, которые нужны растению для того, чтобы увеличивать всасывающую поверхность его корня. Это позволяет растению получать из почвы большее количество воды и питательных веществ, необходимых ему для роста. Под клеточной оболочкой в корневых волосках находится цитоплазма, вакуоль с клеточным соком, ядро и бесцветные пластиды. Длина их достигает максимум 10 мм.

Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисовываем и делаем надписи.

Diagram Description automatically generated

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?

Корневые волоски и клетки кожицы лука имеют одинаковое строение. У них есть клеточная мембрана, под которой располагается ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски образованы вытянутыми в длину клетками, потому что их основное предназначение заключается во всасывании из почвы воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Клетки лука имеют прямоугольную форму.

Вывод

Клетки у разных растений имеют схожее строение. Отличие их оправдывается функциями, которые они выполняют в том или ином организме. Благодаря удлиненной форме клеток корневых волосков увеличивается всасывающая способность корня, которая позволяет растению впитать как можно больше воды и питательных веществ для своего полноценного развития.

Стр. 163. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие функции выполняет корень?

Корень – это осевой орган у растений, который служит им не только для закрепления в почве, но и для поглощения из нее воды и растворенных в ней питательных веществ и минеральных соединений. Также в корне происходит синтез различных органических веществ, например, алкалоидов, гормонов роста и прочих, которые потом по сосудам ксилемы перемещаются в другие органы растения, а некоторая их часть остается в корне. Не редко корень (клубень, корневище) служит местом запасания и хранения питательных веществ, необходимых для развития и роста растения.

В целом образование корней было существенным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли не только приспособиться к почвенному питанию, но и образовывать крупные побеги, способные подниматься вверх ближе к солнечному свету и питаться его энергией. Также у некоторых корнеотпрысковых растений, например, у вишни, осины, сирены, тополя и других видов, корень выполняет еще и функцию вегетативного размножения за счет образования придаточных почек, из которых в дальнейшем развиваются надземные побеги.

№ 2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?

Корень – это осевой, в большинстве случаев подземный, вегетативный органы у высших сосудистых растений, который обладает неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом (способностью располагаться и расти только в строго определенном направлении по отношению к центру земного шара). Основной или главный корень является первичным корнем, который развивается из зародышевого корешка после прорастания семени и отличается от других корней крупными размерами.

Помимо главного корня у растений есть также придаточные и боковые корни. Придаточным называют корень, который отходит от стебля или в редких случаях от листьев. Боковой корень – это корень, который развивается сбоку главного корня (первый порядок) или сбоку придаточных корней и боковых корней первого порядка (второй и последующие порядки).

№ 3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие - мочковатыми?

Совокупность главного, боковых и придаточных корней называют корневой системой. Принято различать два основных типа корневых систем: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система имеет хорошо развитый главный корень. Он толще и длиннее других, напоминает стержень. Такой тип корневой системы характерен для двудольных растений.

В мочковатой корневой системе главный корень либо не выделяется среди многочисленных придаточных корней, либо вовсе отсутствует (рано отмирает). Такой тип корневой системы характерен для большинства однодольных растений.

№ 4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Рассматривая молодой корень можно выделить несколько основных зон на нем:

Зона деления (находится под чехликом, длина около 1 мм, представлена клетками апикальной меристемы);

Зона роста (или зона растяжения, располагается за зоной деления, составляет всего несколько миллиметров);

Зона всасывания (длина несколько сантиметров, начинается над зоной растяжения - роста);

Зона проведения (составляет основную массу корня, на ней отсутствуют корневые волоски, но образуются боковые корни).

№ 5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик покрывает кончик корня растения, за счет чего надежно защищает его нежные клетки от механических повреждений твердыми частичками субстрата и способствует продвижению корня в почве в процессе роста. Также клетки чехлика непрерывно продуцируют обильную слизь, обволакивающую корень и облегчающую тем самым его скольжение между частичками субстрата. Эта слизь создает еще и благоприятные условия для поселения и размножения полезных для растения бактерий, может влиять на доступность почвенных ионов и обеспечивает, хоть и кратковременную, но защиту от высыхания.

№ 6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток, или конус нарастания, представлена клетками верхушечной образовательной ткани и располагается под корневым чехликом. В этой зоне клетки имеют свойство постоянно и непрерывно делиться, а их количество увеличиваться, что и обеспечивает рост корня в длину и развитие всех остальных зон растения. Это является главным отличием клеток зоны деления от клеток других зон. Длина зоны деления клеток занимает около 1 мм.

№ 7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Зона растяжения корня, или зона роста, состоит из образовательной ткани, клетки которой имеют тонкие стенки, крупные ядра, густую зернистую цитоплазму без вакуолей. В этой зоне клетки наделены свойством интенсивно расти, вытягиваясь вдоль корня и дифференцируясь. Деление клеток здесь практически отсутствует, а сама зона занимает всего несколько миллиметров. Благодаря зоне растяжения корень растения растет в длину.

№ 8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок – это вырост клеток эпиблемы, который необходим для увеличения поверхности корня наземных растений и служит для поглощения воды и минеральных соединений, растворенных в ней. Располагается в зоне всасывания, недолговечен, отмирает через 10 – 20 дней. Его длина может достигать 10 мм.

У корневого волоска очень тонкая оболочка, что облегчает поглощение им питательных веществ. Практически вся клетка волоска занята вакуолью, которая окружена тонким слоем цитоплазмы и содержит клеточный сок. Ядро располагается в ее верхней части. Также внутри есть бесцветные пластиды. Вокруг клетки образован слизистый чехол, который участвует в склеивании корневого волоска с частичками почвы, и соответственно улучшает его контакт с субстратом и повышает гидрофильность всей системы.

№ 9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Зона всасывания, или зона поглощения, или зона корневых волосков, имеет такое название, потому что в этом месте отдельные клетки кожицы корня имеют свойство вытягиваться, за счет чего образуются наружные выросты длиной от 1 – 2 мм до 2 см. Это корневые волоски, которые по мере своего роста вытягиваются и покрываются слизью. Их тонкие оболочки тесно соприкасаются с частичками субстрата, что способствует поглощению воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Корневые волоски способны увеличивать всасывающую поверхность корня в разы.

Стр. 163. Подумайте

При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание – присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Окучивание – это техника в сельском хозяйстве и садоводства, которая является экологически чистой и безопасной альтернативой использования химических веществ, применяемых для борьбы с сорняками во все периоды выращивания различных культурных растений и для борьбы с некоторыми насекомыми-вредителями. Также присыпание землей нижней части стебля стимулирует появление придаточных корней, рост корневой системы вширь, и как следствие – улучшения питания растений. Окучивание позволяет обеспечить хороший доступ кислорода к корням, предотвращает их загнивание, препятствует развитию коры стеблей, защищает от разных климатических и атмосферных влияний.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 39 Виды корней и типы корневых систем

Читайте также: