Благоустройство и озеленение территории косгу

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Так, согласно п. 1.5 этих Рекомендаций благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

Бюджетный учет

Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории будет зависеть от вида выполняемых работ. Рассмотрим некоторые из них, которые связаны с благоустройством прилегающей территории казенного учреждения (не являющегося специально созданным для осуществления функций по благоустройству территорий).

При этом под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1 ГрК РФ). Иными словами, прилегающая территория – это территория вблизи школы, больницы, дома культуры и т. д., границы которой определены в муниципальном нормативном акте.

Работы по благоустройству территории

Бюджетное учреждение заключило договор с подрядной организацией на капитальный ремонт асфальтового покрытия вблизи административного здания. Общая стоимость работ по договору составила 150 800 руб. Оплата произведена за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета.

3) работы по озеленению, которые включают в себя высадку новых растений, а также уход за имеющимися зелеными насаждениями (проведение сезонной стрижки кустарников, подкормка и обрезка деревьев, вырезка поросли, удаление засохших деревьев, регулярное кошение трав, прополка газонов и цветников, уничтожение сорной растительности);

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Подстатья 347 КОСГУ была введена для обособления расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений. То есть она призвана отделить расходы капитального характера в части приобретения материальных запасов.

Минфин России решил помочь бухгалтерам бюджетных организаций и привёл расшифровку КОГСУ в 2021 году для бюджетных учреждений. Это не только примеры, но и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

КОГСУ-2021 для бюджетных учреждений: таблицы с расшифровками

Это группировка расходов относится к получателям средств из бюджета, и каждый год этот перечень заново утверждается законом, то есть бюджеты каждого субъекта Федерации и каждый местный бюджет должны быть утверждены соответственными органами власти.

При этом поверка измерительных приборов, в том числе поверка счетчика, который находится в оперативном управлении учреждения, отражается по 225 КОСГУ. Если оборудование не стоит на балансе учреждения – подстатья 226.

Благоустройство территории – это комплекс мероприятий по озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Расходы на ремонт (обновление) фасадов зданий.

Новичкам может быть незнакома расшифровка, что такое КВР в бюджете. Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.

На земельном участке, находящимся на праве постоянного бессрочного пользования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее — Учреждение), подрядной организацией построен объект недвижимости (14-ти этажное здание), который будет выкуплен в собственность Российской Федерации под образовательные нужды и передан в оперативное управление Учреждения. Выделять денежные средства на приобретение здания будет Минобрнауки РФ. Подрядная организация, построившая объект, обратилась с предложением к Учреждению о заключении Договора на реализацию инвестиционного проекта по благоустройству прилегающей территории по адресу указанного объекта (далее — Договор), и представило Учреждению форму двустороннего Договора между сторонами. Предметом Договора является организация основного проезда к зданию, обустройство парковочных мест, организация пешеходных и тротуарных дорожек возле здания, организация элементов озеленения.По окончании работ, организация обязуется безвозмездно передать их результаты Учреждению на основании Акта о результатах реализации инвестиционного проекта.Вопрос: вправе ли Учреждение заключить подобного рода Договор без согласия своего учредителя (Минобрнауки РФ, а также собственника имущества), каким законодательством регулируется данный вопрос, существует ли определенная процедура заключения такого рода Договора (на торгах или без торгов), а также его форма? Если существуют определенные правила заключения такого рода Договоров и обязательность их исполнения, то можно ли пойти другим путем, заключить сторонами простую письменную форму договора, например: Договор на благоустройство прилегающей территории, уйдя от формулировок — инвестиционный проект, инвестр, инвестиционный объект, акт о результатах реализации инвестиционного проекта и т.д.?

Вопрос

Ответ

  • установку ограждений, фонтанов, фонарей, скамей;
  • разбивку клумб, цветников;
  • посадку деревьев, кустарников;
  • устройство площадок для автотранспорта, детских игровых площадок;
  • асфальтирование дорожек, укладку тротуарной плитки.

Автономное учреждение заключило с подрядной организацией договор на ремонт пешеходных дорожек вокруг здания. Строительные материалы (тротуарная плитка) приобретены по отдельному договору на сумму 16 500 руб. (с учетом НДС). Стоимость ремонтных работ составляет 15 000 руб. (с учетом НДС). Оплата расходов осуществляется за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, после выполнения всех работ.

Укладка тротуарной плитки и асфальтирование подъездных путей

Автономное учреждение заключило государственный контракт на выполнение работ по изготовлению и установке металлического ограждения (забора) территории учреждения на общую сумму 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Условиями заключенного контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% стоимости договора (70 800 руб.). Выполненные работы будут оплачиваться за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

Установка ограждения вокруг здания

  • покрытия для целей благоустройства;
  • ограждения;
  • озеленение;
  • оформление и оборудование зданий и сооружений.

Автономные учреждения не являются специально созданными для осуществления функций по благоустройству территорий, поэтому в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 11.07.2021 №02‑05‑10/34079, расходы, осуществляемые в целях благоустройства, нужно отражать по статьям (подстатьям) КОСГУ, соответствующим их экономическому содержанию.

  • установка ограждений, фонарей, скамеек;
  • разбивка клумб, цветников;
  • посадка деревьев, кустарников;
  • устройство площадок для автотранспорта, детских игровых площадок;
  • асфальтирование дорожек, укладка тротуарной плитки.

Косгу благоустройство территории 2021г

Установление правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства относятся к вопросам местного значения (городского (сельского) поселения, городского округа, внутригородского района) (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2 Федерального закона № 131‑ФЗ).

Ответ: Да. Обычно подразумевается, что учреждение спорта осуществляет благоустройство территории, прилегающей к строениям и зданиям, которые им эксплуатируются (которые закреплены за спортивным учреждением на праве оперативного управления).

Пример отражения расходов на укладку дорожек в бухгалтерском учете

Комментарий: При возведении новых объектов благоустройства территории или при проведении ремонта и реконструкции ранее установленных объектов расходы не принимаются за вложения в участок земли. А потому, затраты не должны приводить к увеличению его стоимости.

Содержание

Содержание

  • Расходы на благоустройство территории - основные понятия и законодательное регулирование
  • Расходы на благоустройство территории - приобретение малых архитектурных форм
  • Расходы на благоустройство территории - устройство и ремонт дорожных покрытий
  • Виды дорожных покрытий
  • Принятие к учету объектов благоустройства
  • Отражение расходов на дорожные покрытия в бухгалтерском учете
  • Пример отражения расходов на укладку дорожек в бухгалтерском учете
  • Расходы на благоустройство территории - расходы на озеленение
  • Оплата работ по озеленению
  • Бухгалтерский учет семян, саженцев, посадочного материала, многолетних насаждений
  • Пример отражения расходов по озеленению в бухгалтерском учете
  • Расходы на благоустройство территории - расходы на ремонт фасадов зданий
  • Законодательные акты по теме
  • Типичные ошибки
  • Ответы на распространенные вопросы о том, как учитываются расходы на благоустройство территории

На предприятии могут иметь место расходы на благоустройство территории. И у бухгалтеров часто возникают сомнения в отношении того, какие затраты можно отнести к таковым, каков порядок учета подобных расходов и отражения их в бухгалтерском учете. В данной статье мы постараемся подробно ответить на эти вопросы.

Расходы на благоустройство территории – основные понятия и законодательное регулирование

Ниже представлен перечень основных видов работ по благоустройству территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям предприятий:

  • установка садовой мебели и малых архитектурных форм, а также их ремонт и покраска;
  • прокладка автомобильных дорог и тротуаров, а также их ремонт;
  • создание пешеходных тропок и велосипедных дорожек, их ремонт;
  • оборудование стоянок для автомобилей;
  • организация спортивных и игровых площадок;
  • озеленение территорий (высадка растений, осуществление ухода за ранее посаженными растениями – проведение подкормки деревьев и их обрезки, сезонной стрижки кустов, вырезки поросли, уборка сорняков, прополка цветников и газонов, кошение травы, удаление засохших деревьев);
  • ремонт и покраска заборов, ограждений, зданий (балконов, дверей, окон, цоколей, фасадов);
  • периодически очистка территорий от мусора.

Рекомендации по подготовке правил благоустройства территорий утверждены Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр. В зависимости от того, где расположено учреждение, действуют различные порядки в отношении благоустройства территорий:

  • Как следует из текста п. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в городах федерального значения утверждение правил и организация благоустройства проводятся в согласии с законами городов федерального значения.
  • В муниципальных образованиях порядок и периодичность проведения мероприятий по благоустройству прописан в муниципальных правовых актах, подчиняющихся федеральным законам и другим нормативным актам.

Расходы на благоустройство территории – приобретение малых архитектурных форм

Важно! На этапе проектирования ландшафта, или при выборе и оплате малых архитектурных форм, следует руководствоваться каталогами сертифицированных изделий.

Бухгалтеру при постановке на учет приобретенных предприятием малых архитектурных форм следует помнить о двух моментах:

Расходы на благоустройство территории – устройство и ремонт дорожных покрытий

Под благоустройством территории в плане устройства дорожных покрытий понимается проведение следующих мероприятий:

Виды дорожных покрытий

Прежде чем рассматривать тонкости бухгалтерского учета в отношении благоустройства территорий, следует разобраться, какие виды дорожных покрытий различают в целях благоустройства:

  • Мягкие (не капитальные) – к таковым относятся покрытия, изготовленные из искусственных и природных сыпучих материалов (таких как резиновая крошка, песок, керамзит, щебень, гранитные высевки), которые находятся в естественном состоянии, в форме сухих смесей, уплотненных смесей или укрепленных вяжущими материалами.
  • Твердые (капитальные) – к таковым относятся сборные или монолитные конструкции из природного камня, асфальтобетона, цементобетона и подобных им материалов.

Принятие к учету объектов благоустройства

Важно! На предприятии целесообразно закрепить особенности учета объектов благоустройства в рамках формирования учетной политики.

Отражение расходов на дорожные покрытия в бухгалтерском учете

Пример отражения расходов на укладку дорожек в бухгалтерском учете

Допустим, предприятие подписало договор с подрядчиком, согласно которому тот обязуется выполнить строительные работы по обустройству новой площадки, которая будет служить парковкой. Предполагается укладка асфальтобетонного покрытия. Расходы на проведение работ составили 380 тысяч рублей, при этом предприятие выплатило подрядчику аванс в размере 25% общем стоимости работ по укладке покрытия. Оплата производится из целевых средств, выделенных на указанные цели из бюджета в форме субсидии.

Бухгалтер должен будет отразить операции на следующих счетах бухгалтерского учета:

Расходы на благоустройство территории – расходы на озеленение

Под озеленением понимается комплекс мероприятий, связанных с созданием и применением растительных насаждений. Различают 2 вида озеленения в зависимости от места расположения:

  • мобильное – когда растения высаживаются в передвижные емкости (вазоны, контейнеры и пр.);
  • стационарное – когда растения высаживаются непосредственно в грунт без использования передвижных конструкций.

Как правило, под мероприятиями по озеленению подразумевается организация зеленых массивов, групп, цветников, газонов, живых изгородей, кулис, боскетов, шпалеров, газонов и посадок (букетных, рядовых, аллейных и пр.). За уже произведенными посадками время от времени необходимо ухаживать, и такие работы тоже относятся к озеленению:

  • обработка специальными препаратами от болезней и вредителей, замазка дупел и ран на коре деревьев;
  • вырубка сухостоя и деревьев в аварийном состоянии, обрезка сухих ветвей, вырезка поломанных и сухих веток и сучьев;
  • агротехнические мероприятия (скашивание травы, борьба с болезнями и вредителями, сушка, обрезка, рыхление, полив).

Оплата работ по озеленению

Произведение оплаты мероприятий, направленных на озеленение территории, будут регулироваться различными нормативными актами, в зависимости от экономического содержания договоров с организациями, специализирующимися на посадке растений. Оплата производится в согласии с положениями Указаний № 65н, отражается по КВР 244 в увязке с:

Бухгалтерский учет семян, саженцев, посадочного материала, многолетних насаждений

Многолетние насаждения – это объекты растительного происхождения, которые более 1 раза дают продукцию, и чей естественный рост и восстановление подконтрольны субъекту учета. К таковым относятся:

  • Культивируемые насаждения ботанических садов, учебных заведений, научно-исследовательских центров при использовании их в научных целях.
  • Живые изгороди, насаждения по укреплению берегов рек и песков, снегозащитные полосы, полезащитные полосы, овражно-балочные насаждения и т.д.
  • Декоративные и озеленительные насаждения на территории юридических лиц, на улицах и площадях, во дворах жилых домов, в парках, садах и скверах.
  • Плодово-ягодные насаждения (любые кустарники и деревья).

Бухгалтеру необходимо знать о следующих особенностях учета расходов на озеленение территории предприятия:

Пример отражения расходов по озеленению в бухгалтерском учете

Бюджетное учреждение заключило договор с питомником на проведение работ по озеленению и благоустройству участка (в рамках деятельности по выполнению госзадания). Деревья высаживались и цветники разбивались по договору со специализированной компанией за 21 тысячу рублей. С этой целью был куплен посадочный материал:

  • саженцы деревьев – 55 тысяч рублей;
  • семена травы и цветов – 34 тысячи рублей.

Затраты на озеленение были включены бухгалтером в состав общехозяйственных расходов в соответствии с учетном политикой. Были сделаны следующие записи:

Расходы на благоустройство территории – расходы на ремонт фасадов зданий

Пример. Бюджетное учреждение получило субсидию на проведение ремонта фасада здания. Был подписан договор с подрядной организацией на сумму 450 тысяч рублей с предоплатой в размере 25% общей цены соглашения. Бухгалтер сделает следующие проводки:

Законодательные акты по теме

пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ Об установлении правил благоустройства территории, осуществлении контроля за их соблюдением и организации благоустройства (вопросах местного значения)
Письмо Минфина РФ от 09.07.2014 № 02-06-10/33303 Про порядок отражения в бухгалтерском учете объектов благоустройства территории

Типичные ошибки

Ошибка: Капитальные вложения компании в многолетние насаждения были включены в состав ОС в сумме вложений с привязкой ко времени окончания всего комплекса работ по благоустройству участка.

Комментарий: Капитальные вложения учреждения в многолетние растения должны быть включены в состав основных средств каждый год в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям. При этом, согласно п. 43 Инструкции № 157н, не важно, когда будут закончены все работы по благоустройству участка.

Ошибка: После того, как предприятие вложило деньги в благоустройство территории (укладку нового дорожного покрытия), стоимость земельного участка под сооружением увеличилась.

Комментарий: При возведении новых объектов благоустройства территории или при проведении ремонта и реконструкции ранее установленных объектов расходы не принимаются за вложения в участок земли. А потому, затраты не должны приводить к увеличению его стоимости.

Ответы на распространенные вопросы о том, как учитываются расходы на благоустройство территории

Вопрос №1: Существует ли такое понятие, как благоустройство территорий для учреждений спорта?

Ответ: Да. Обычно подразумевается, что учреждение спорта осуществляет благоустройство территории, прилегающей к строениям и зданиям, которые им эксплуатируются (которые закреплены за спортивным учреждением на праве оперативного управления).

Вопрос №2: Кто является ответственным за благоустройство территории лицом, и на каком основании?

Ответ: Обязанность по благоустройству (содержанию) прилегающих к предприятию территорий ложится на лицо, ответственное за эксплуатацию здания. Данная обязанность закреплена пп. 9 ст. 55.25 ГрК РФ с 28 июня 2022 года. Согласно положениям данного нормативного акта, ответственное лицо обязуется принимать участие (в т.ч. финансовое) в содержании территорий, прилегающих к зданию, в порядке, действующем в соответствующем муниципальном образовании.

Благоустройство территории – это комплекс мероприятий по озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. В данной статье рассмотрим основные расходы, связанные с проведением работ по благоустройству в весен-не-летний период, и порядок их отражения в бухгалтерском учете

Установление правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства относятся к вопросам местного значения (городского (сельского) поселения, городского округа, внутригородского района) (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2 Федерального закона № 131‑ФЗ).

Организация благоустройства и утверждение правил благо­устройства на территориях городов федерального значения осуществляются в соответствии с законами субъектов РФ – городов федерального значения (п. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131‑ФЗ).

Правила благоустройства территории муниципального образования представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Рекомендации по подготовке таких правил утверждены Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр (далее – Рекомендации).

Учреждения спорта, как правило, осуществляют благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и строениям, которые ими эксплуатируются (закреплены за учреждениями на праве оперативного управления). Обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, по содержанию (благоустройству) прилегающих территорий с 28.06.2018 будет закреплена в пп. 9 ст. 55.25 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 463‑ФЗ): лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

К основным видам работ по благоустройству прилегающей территории относятся, в частности, следующие работы:

1) периодическая очистка территории от мусора;

2) своевременный ремонт и покраска зданий (фасадов, цоколей, окон, дверей, балконов), заборов и других ограждений;

3) работы по озеленению, которые включают в себя высадку новых растений, а также уход за имеющимися зелеными насаждениями (проведение сезонной стрижки кустарников, подкормка и обрезка деревьев, вырезка поросли, удаление засохших деревьев, регулярное кошение трав, прополка газонов и цветников, уничтожение сорной растительности);

4) создание и ремонт автодорог, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек и тропок, оборудование игровых и спортивных площадок, стоянок для машин;

5) установка, ремонт, покраска и очистка малых архитектурных форм, садовой мебели.

Далее рассмотрим особенности бухгалтерского учета отдельных видов расходов на благоустройство.

Расходы на ремонт (обновление) фасадов зданий.

Порядок отражения указанных расходов рассмотрим на примере.

Бюджетному учреждению спорта выделена целевая субсидия на ремонт фасада административного здания. Учреждение заключило договор с подрядчиком на выполнение ремонтных работ. Их стоимость составила 370 000 руб. Договором предусмотрена предоплата в размере 30 % от общей стоимости договора. После выполнения работ сторонами подписан акт выполненных работ.

В бухгалтерском учете учреждения расходы на ремонт фасада здания отразятся следующим образом:

Перечислена подрядчику предоплата

(370 000 руб. x 30 %)

Приняты выполненные работы на основании подписанного акта

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с подрядчиком

((370 000 ‑ 111 000) руб.)

Расходы на озеленение.

Озеленение – совокупность работ, связанных с созданием и использованием растительных насаждений.

Основными типами насаждений и озеленения могут являться массивы, группы, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок (аллейные, рядовые, букетные и др.).

По месту расположения различают следующие виды озеленения:

  • стационарное – посадка растений осуществляется непосредственно в грунт;
  • мобильное – высадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т. п.).

Стационарное и мобильное озеленение обычно используют для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, площадок с кустами и деревьями и т. п.).

Кроме того, помимо создания новых зеленых насаждений, в рамках работ по благоустройству осуществляются мероприятия по уходу и содержанию имеющихся насаждений, например:

  • своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);
  • обрезка и вырубка сухостоя и аварийных деревьев, вырезка сухих и поломанных сучьев и веток;
  • обработка деревьев в целях защиты и лечения от различных вредителей и болезней, замазка ран и дупел на деревьях.

В целях отражения в бухгалтерском учете расходов на озеленение территории необходимо учитывать следующие особенности:

К сведению:

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н и ОКОФ к многолетним насаждениям относятся объекты растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета, например:

  • плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники);
  • озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории юридических лиц, во дворах жилых домов;
  • живые изгороди, снего- и полезащитные полосы, насаждения по укреплению песков и берегов рек, овражно-балочные насаждения и т. п.;
  • культивируемые насаждения ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей.

Объектами классификации также являются зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара, двора, территории и т. д. в целом, независимо от количества, возраста и породы насаждений; зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения; насаждения каждого участка (района) полезащитных полос.

В целях проведения работ по благоустройству и озеленению по договору с питомником бюджетным учреждением спорта был приобретен посадочный материал:

  • семена цветов и травы для разбивки цветников и газонов на сумму 20 000 руб.;
  • саженцы деревьев на сумму 30 000 руб.

Работы по высадке деревьев, а также разбивке цветников и газонов были осуществлены по договору, заключенному со специализированной организацией. Стоимость работ составила 17 000 руб.

Операции произведены в рамках деятельности по выполнению госзадания. Согласно учетной политике расходы по озеленению включены в состав общехозяйственных расходов.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующими бухгалтерскими записями:

Приняты к учету посадочные материалы, в том числе саженцы деревьев

((20 000 + 30 000) руб.)

Погашена задолженность перед поставщиком посадочных материалов

Списаны посеянные семена цветов и травы

Отражены формирование стоимости многолетних насаждений и приятие их к учету*

Начислены расходы по оплате работ, произведенных специалистами-зеленителями

Оплачены произведенные работы после подписания акта приемки

* Капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 43 Инструкции № 157н).

Устройство и ремонт дорожных покрытий.

Покрытия дорожек, площадок и иных поверхностей обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории выделяются следующие виды покрытий:

  • твердые (капитальные) – монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и других материалов;
  • мягкие (некапитальные) – выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими.

В ходе работ по благоустройству могут производиться ремонт, замена покрытий уже имеющихся дорожек и площадок (например, укладка тротуарной плитки, щебенки, шлака или асфальта) либо указанные объекты создаются вновь. Как учесть данные расходы в бухгалтерском учете? Стоит ли учитывать созданные покрытия (дорожки, площадки) как объекты основных средств?

Для ответа на поставленные вопросы обратимся к Письму Минфина РФ от 09.07.2014 № 02‑06‑10/33303, в котором разъясняется порядок отражения в бухгалтерском учете объектов благоустройства территории (дорожек, площадок с разными видами покрытий).

Согласно п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, если иное не установлено данной инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом.

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов. Согласно ОКОФ такие объекты, как дорожки, площадки и т. п., относятся к основным средствам, которые могут быть классифицированы как прочие сооружения, не включенные в другие группировки (новый код ОКОФ – 220.41.20.20.90012, старый код ОКОФ – 12 0001090).

Вместе с тем специалисты финансового ведомства отмечают: если указанные объекты благоустройства (дорожки, площадки и т. п.) имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковый срок полезного использования, то их целесообразно учитывать как комплекс конструктивно сочлененных объектов благоустройства, имеющий один инвентарный номер, и в привязке к земельному участку, на котором они расположены, с отражением в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) информации по каждому объекту благоустройства, входящему в данный комплекс. В то же время площадки, являющиеся объектами благоустройства, выполняющие самостоятельную функцию (например, функцию парковки), следует учитывать обособленно.

Важно отметить, что независимо от того, осуществляется ли устройство покрытия дорожек вновь либо производится замена (ремонт) существующих покрытий, названные расходы не являются вложениями в земельные участки и, соответственно, не относятся на увеличение стоимости земельного участка (п. 1 Письма Минфина РФ от 21.12.2012 № 02‑06‑10/5306).

К сведению:

Особенности учета таких объектов благоустройства, как дорожки и площадки с различными видами покрытий, учреждению целесообразно закрепить в рамках формирования его учетной политики (Письмо Минфина РФ от 09.07.2014 № 02‑06‑10/33303).

Автономное учреждение спорта заключило договор с подрядной организацией на выполнение работ по устройству для автомашин стоянки с асфальтобетонным покрытием. Стоимость работ составила 250 000 руб. Условиями договора предусмотрен аванс в размере 30 % общей стоимости работ. Оплата работ осуществляется за счет целевых средств, выделенных из бюджета в виде субсидии.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими корреспонденциями счетов:

благоустройство территории

Понятие "благоустройство территории" появилось в действующем законодательстве сравнительно недавно. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ под благоустройством территории поселения (городского округа) принято понимать комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Утверждение правил благоустройства территории относится к вопросам местного значения. В частности, на муниципальном уровне устанавливаются (пп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ):

  • требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений;
  • перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
  • порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
  • порядок организации благоустройства территории (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В свою очередь, разработка правил благоустройства территорий осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 (далее - Методические рекомендации), в которых закреплено более обобщенное определение благоустройства территорий.

Так, согласно п. 1.5 этих рекомендаций благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

При этом элементами благоустройства территории являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.

К основным видам работ по благоустройству территории относятся:

- уборка территории от грязи, мусора, снега и льда, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега;

- ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);

- содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;

- возведение различных видов ограждений, установка скамеек, фонарей уличного освещения.

Работы по благоустройству территорий могут выполняться как непосредственно самим учреждением, так и путем привлечения на договорных условиях подрядных организаций либо физических лиц.

Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории будет зависеть от вида выполняемых работ. Рассмотрим некоторые их них, которые связаны с благоустройством прилегающей территории казенного учреждения (не являющегося специально созданным для осуществления функций по благоустройству территорий).

Уборка территории, вывоз мусора, отходов и их утилизация. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы по оплате работ, связанных с содержанием объекта благоустройства, учитываемого на балансе учреждения, следует отражать по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. Следовательно, расходы в рамках заключенных договоров, предметом которых являются уборка территории учреждения от грязи, мусора, снега и пр., а также вывоз мусора, отходов и их последующая утилизация, необходимо относить на указанную подстатью.

Обратите внимание! Расходы на утилизацию будут относиться на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ только в случае заключения договора на предоставление услуг по вывозу и утилизации мусора, отходов. При этом действия по утилизации (размещению, захоронению) согласно условиям договора должны производиться исполнителем. Если же утилизация не связана с содержанием объекта благоустройства, то расходы учитываются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Казенное учреждение заключило с физическим лицом (1962 года рождения) договор гражданско-правового характера на уборку территории учреждения от мусора. Сумма вознаграждения по договору в размере 8 000 руб. выдана из кассы учреждения. Вычеты по НДФЛ физическому лицу не предоставляются.

Читайте также: