Благоустройство и озеленение территории колледжа

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Культурный центр – организация, здание или площадь, где проводятся городские, спортивные и творческие мероприятия. Территория культурного центра должна быть функциональной. Для озеленения характерны насаждения типа небольших садов или скверов (площадь до 1,5 – 2 га), а при благоустройстве территории выделяют три зоны: отдыха, спортивную и детскую. При озеленении территории, учитываются климатические особенности района, после этого мы можем выбирать ассортимент древесно-кустарниковой растительности и цветочные композиции. Ассортимент растений лучше использовать самый разнообразный. Желательно включать виды с декоративной окраской листьев, цветущие длительное время, обладающие приятным ароматом, хвойные, с разнообразными формами. На территории предусмотрено проектирование спортивной зоны, которая включает баскетбольные, волейбольные и другие площадки для занятия спортом. В детской зоне оборудуют игровые площадки для дошкольников и младших школьников. Зона отдыха включает небольшие теннисные площадки тихого отдыха. Хозяйственная зона должна быть за пределами фасадной части и иметь мусоросборники для бытовых отходов. При планировке территории культурного центра, следует особое внимание уделить стоянкам для автомобилей. Рекомендуется устройство цветников (преимущественно из многолетников).


2. Антонов А.М. Рекомендации по курсовому проектированию для специальности 250203.65 – Садово-парковое и ландшафтное строительство. Проект озеленения и внешнего благоустройства жилой застройки. Арх. 2009, 23с.

Культурный центр – организация, здание или площадь, комплекс зданий, где проводятся массовые городские, спортивные и творческие мероприятия.

Жители города посещают его ежедневно, проводя своё время в секциях, кружках и творческих часах. Культурный центр собирает большое количество людей, когда проходят торжественные мероприятия и праздники для взрослых и детей, например, масленица, новогодние представления и т.д. Культурный центр регулярно посещают и гости города с концертами, шоу или спектаклями.

Благоустройство направлено на улучшение характеристик, внешнего вида территории. Это — работы, в составе которых — профилирование участка, организация водоотвода, создание дорожек, площадок, инженерных систем, монтаж оборудования для полива, систем освещения.

Территория культурного центра должна быть функциональной. Для озеленения характерны насаждения типа небольших садов или скверов (площадь до 1,5 – 2 га), а при благоустройстве территории выделяют три зоны: отдыха, спортивную и детскую. На площадке оборудуют места для отдыха посетителей, цветник или бассейн с фонтаном. Сквер вокруг культурного центра проектируется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке скверов. На всех участках культурно-бытового назначения рекомендуется проектировать небольшие сады, где предусматривают группы небольших по размеру деревьев (плодовые декоративных форм, рябины и др.). Высокие требования предъявляются к проектированию и устройству садовых дорожек и площадок. Покрытия должны быть не только декоративными, но и прочными. Применяется разнообразная плитка, которая в настоящее время широко используется для мощения тротуаров[4].

Особое внимание должно быть уделено фасадной части территории, так как она является основным акцентом в архитектурно-планировочном решении. Таким образом, перед самым входом в культурный центр, предусматривается общая площадка. Фасадная часть должна быть интересна и грамотно компоноваться с общим обликом учреждения, акцентировать внимание посетителей на тех или иных деталях. Для этого, на площадке располагаются скамьи, освещение, перголы с вьющимися растениями, цветники различной конфигурации (круглые, квадратные). Особенно популярен вид цветочного оформления на таком объекте - это партер, где возможно расположение декоративной открытой композиции из низких растений, одиночных экземпляров деревьев или чистого газона, с включением фонтанов, бассейнов, скульптур, малых архитектурных форм, информационных стендов.


При проектировании следует учитывать, что насаждения не должны мешать свободному проходу к зданию и загораживать фасадную часть. Размер общей площадки определяют из расчёта 0,15 – 0,20 на одного посетителя культурного центра[5].

При озеленении территории, учитываются климатические особенности района, после этого мы можем выбирать ассортимент древесно-кустарниковой растительности и цветочные композиции. Цветники являются неотъемлемым элементом озеленения, их главной отличительной особенностью считается чрезвычайная декоративность. При подборе цветочных композиций стремятся создать впечатление постоянного цветения (крокус посевной, ирис жёлтый, дельфиниум культурный, примула обыкновенная и т.д).

Ассортимент растений лучше использовать самый разнообразный. Желательно включать виды с декоративной окраской листьев, цветущие длительное время, обладающие приятным ароматом, хвойные, с разнообразными формами. Например, ель колючая форма голубая, пихта сибирская, береза повислая, вяз шершавый, дую черешчатый, рябина обыкновенная, спирея средняя, чубушник венечный, калина обыкновенная[3].

Среди пород должны присутствовать как медленнорастущие, так и быстрорастущие, лиственные и хвойные породы, так как следует добиться декоративности озеленения в течение всего года. Используем кустарники, поддающиеся стрижке и способные образовывать живые или стриженные изгороди.

На территории предусмотрено проектирование спортивной зоны, которая включает баскетбольные, волейбольные и другие площадки для занятия спортом. Такую зону лучше озеленять группой кустарников (сирень мохнатая) или одиночными видами деревьев (клён остролистный), чтобы они не отбрасывали слишком густую тень. Покрытие должно быть максимально безопасным и удобным для ходьбы или быстрого передвижения, например, резиновая крошка.

В детской зоне оборудуют игровые площадки для дошкольников и младших школьников. Детская игровая зона должна хорошо проглядываться среди насаждений, чтобы взрослые могли беспрепятственно наблюдать за своими детьми. Поэтому, для озеленения данной зоны, лучше всего использовать низкорослые кустарники, стриженные или живые изгороди (кизильник блестящий или рябинник рябинолистный). Растения на такой площадке совершенно необходимы: они дают воздух, способствуют развитию малышей, позволяют им ближе познакомиться с природой, создают тень[1].

Растения, которые необходимо исключить при озеленении детской зоны, если они: колючие (шиповник, розы, акация); деревья с ломкими ветвями (обломившись, ветка может привести к травме); потенциальные источники аллергенов; плодовые, так как малыши будут употреблять в пищу немытые фрукты; виды с листьями, о которые можно порезаться; редкие и ценные виды; луковичные и другие хрупкие цветы; ядовитые растения (тис ягодный), этот пункт рассмотрим более подробно, так как это наиболее частая ошибка.

Лучшее покрытие для игровой площадки – газон. Из всех разновидностей газона лучше всего подойдет спортивный. Мягкая, плотная и выносливая трава защитит детей от травм при падении, при этом не будет вытоптана в первый же месяц. Время от времени газон все же придется подсевать, чтобы закрыть оголившиеся места. Самым быстром способом устроить детскую площадку, в кроткие сроки, можно при помощи рулонного газона[1].

Детская игровая зона должна быть максимально безопасной, поэтому покрытие должно соответствовать этому требованию. Популярным покрытием сейчас является — резиновые покрытия. Они мягкие на ощупь и не скользкие. Также эти покрытие хорошо дренирует воду, т.е. на такой площадке можно играть сразу после дождя. На площадке не должно быть щебня, гальки или других крупных сыпучих материалов, потенциально опасных для детей. Для подвижных игр можно добавить деревянное покрытие, но его поверхность должна быть гладкой, чтобы не стать источником заноз.

Следует уделить внимание и цветочному оформлению. Дети любят все яркое и броское, поэтому цветы на площадке должны быть именно такими. Мальву, колокольчик и другие двулетники высаживают возле ограждений, используя в качестве фона для неприхотливых однолетников вроде ромашки, календулы, васильков и эшшольции. Ухаживая за цветами вместе со взрослыми, дети познакомятся с природой и узнают больше об окружающем мире. Важно подбирать растения для площадки таким образом, чтобы они зацветали поочередно. В этом случае дети смогут наблюдать за сменой сезонов, а площадка будет оставаться красивой.

Для создания густой тени необходимы деревья с плотной и раскидистой кроной. Лучше всего размещать деревья с южной и западной стороны, в этом случае площадка будет прикрыта в самое жаркое время суток. С восточной стороны рекомендуется не закрывать солнечные лучи. Утреннее солнце обеззаразит площадку и не повредит детям[1].

Зона отдыха включает небольшие теннисные площадки тихого отдыха, а с помощью насаждений можно создать небольшую тень, например, с помощью липы мелколистной.

Для молодёжи устанавливают дополнительные площадки, где бы они могли устраивать музыкальные часы, играя на гитаре и т.д.

Также, на территории культурного центра, рекомендуется размещать сборные модульные сцены, которые можно разбирать и собирать при любой необходимости. Таким образом, сцены можно использовать, чтобы проводить уличные мероприятия и праздники, устраивать концерты для местного населения. Такие сборные модульные сцены должны располагаться в отдалении от зоны тихого отдыха. Балансы участков озеленения при культурных центрах приведены в таблице 1[2].

городское озеленение

Озеленение территории учебных заведений

Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования являются частью планировочной структуры города, организуются в специализированные территориальные комплексы, обособленные от жилой и промышленной застройки. Территории учебных заведений являются строго ограниченного пользования, имеют специальную пропускную систему для въездов автотранспорта и проходные для посетителей.

В состав сети учебных учреждений входят:

- университеты (общего, политехнического, архитектурно-строительного профиля и др.);

- академии (аграрные, лесотехнического и архитектурного профиля);

- институты физической культуры;

- колледжи и техникумы.

ландшафт 1

Для строительства учебных заведений по существующим нормативам необходимы крупные земельные участки площадью 10. 50 га и более. Во многих городах контингент учащихся существенно влияет на состав градообразующих кадров, которые составляют 3. 5 % от общей численности населения города.

В специализированных университетских городах высшие учебные заведения являются основным градообразующим фактором. При разработке генеральных планов городов определяется потребность в участках земли для обслуживающих учреждений и предприятий, размещенных в самостоятельных зданиях.

Расчетная потребность в тех или иных учреждениях и предприятиях и необходимая для их размещения территория, га, устанавливаются в соответствии с существующими нормами и правилами (по СНиП 2.07.01-89*) из расчета на 1000 чел.:

Средние профессиональные учебные заведения

озеленение школ

с числом учащихся:

более 300 чел. 3,0

Университеты, политехнические, технические

и сельскохозяйственные институты с числом

более 5000 чел. 9,0 (но не менее 50 га на объект)

озеленение леса

Вузы гуманитарные, медицинские (без учета клиник). 10,0

Вузы физической культуры. 20,0

В нормы площади участков средних специальных и высших учебных заведений не входят полигоны, учебные поля, ботанические сады озеленения и др.

озеленение городов

На территориях средних специальных учебных заведений площадью от 1,35 до 4,0 га предусматривается размещение спортивного ядра и спортивных площадок, гимнастического городка и небольшого сквера для кратковременного отдыха. При объединении учебных заведений в единые комплексы со смежными территориями проектируют одно спортивное ядро на два учреждения.

Участки для высших учебных заведений необходимо отводить на периферии города или в пригородной зоне с учетом возможности комплексного размещения учебных заведений, лабораторий, опытных цехов, физкультурных и спортивных сооружений, а также жилых домов, общежитий и культурно-бытовых учреждений для профессорско-преподавательского состава и студентов. Если в городе находится несколько высших учебных заведений, то их иногда территориально объединяют в так называемые вузовские центры. Их архитектурно-планировочным центром является площадь с дворцами науки, гостиницами, общежитиями, библиотекой, рестораном, магазинами, домами быта. Необходимо создать эстетически полноценную среду социально-психологического комфорта.

Хозяйственную зону размещают вблизи пищеблока и максимально изолируют древесными зелеными насаждениями.

При разработке проекта озеленения территории высшего учебного заведения у доминирующего здания главного учебного корпуса с ректоратом предусматривают парадный сквер с учетом архитектуры здания и его окружения. В проекте озеленения территории акцентируют деловые транзиты, ведущие к главному входу здания, который часто оформляют цветниками, фонтанами, скульптурой. Все здания вуза соединяют удобными и кратчайшими дорогами. Ландшафтная организация территории должна предусматривать мемориальную зону с включением памятных аллей, исторических посадок, площади ученых (художников и др.), работавших в институте.

учебные заведения

Мемориальная зона может быть центром ландшафтной композиции территории комплекса, решенным в едином ключе с парадным сквером у главного учебного корпуса или зоной, выделенной среди парковых зеленых насаждений, или представлена рядом памятных знаков на различных участках парковой территории. Оформление озеленения территории мемориальных объектов должно отличаться выразительностью и строгостью решения. При этом используют регулярные приемы парковых ландшафтных композиций, тщательно подбирают ассортимент растений.

В озеленении территории рекомендуется древесные растения, обладающие длительным или круглогодичным декоративным эффектом: сосны, ели, пихты, можжевельники, туи или плакучие формы хвойных и лиственных пород. Например, вяз шершавый (форма плакучая) декоративен и без листвы в осенне-зимний период. При ландшафтном проектировании озеленения территории следует использовать стриженные шпалеры, живые изгороди, красивоцветущие деревья и кустарники, цветочные травянистые культуры.

работы +по озеленению территории

На территории аграрных и лесотехнических вузов располагают экспериментальные базы, включающие в себя станции механизации, дендрарии, питомники, учебно-опытные поля, оранжерейно-цветочное хозяйство, цветочное хозяйство открытого грунта, парковую территорию как предмет изучения ландшафтного искусства и озеленения территории.

Следует иметь ввиду, что на территориях университетов и академий творческого профиля (искусств, архитектурных, строительных, театральных, киноискусства и др.) имеются мастерские различного типа (мозаичные, скульптурные, живописно-монументального искусства, макетные). Все сооружения необходимо объединить в единую планировочную ландшафтную композицию озеленения территории.

озеленение учебных заведений

Парковая территория при вузах, как правило, используется не только сотрудниками и студентами вузов. На территории парка размещают спортивную зону: площадки для тенниса, волейбола, баскетбола, детские игровые зоны, зоны тихого отдыха. Планировочно территорию парка необходимо формировать согласно общим закономерностям ландшафтного искусства и озеленения территории в соответствии с местными природными условиями.

Примерный баланс территории вуза (за исключением застройки),

% от общей площади объекта

Зона спортивная. 15. 25

Учебно-опытная зона. 30. 40

Парковая зона. 45. 50

Хозяйственная зона. 5. 10

Парковая зона включает в себя мемориальные участки, участки тихого отдыха, детские игровые площадки. Процентное соотношение зон меняется в зависимости от профиля университета.

озеленение территорий учебных заведений

Примером учебного заведения является выдающийся памятник архитектуры - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Университетский комплекс и его ландшафтная организация озеленения территории являются неотъемлемой частью общей планировки и архитектурных ансамблей Москвы, входит в систему озеленения территории и планировки всего прилегающего района. На территории комплекса университета представлены все виды объектов озеленения территории - от скверов и парков, бульваров до парадных партеров и лесопарка. Являясь живописным обрамлением отдельных зданий и всего университетского комплекса в целом, объединяя его в единый архитектурный ансамбль, древесно-кустарниковые и травянистые растения, газоны в то же время служат и научным целям университета.

Примерное соотношение планировочных элементов

территории университета, га

озеленение дворовой территории

Проезды и площади. 32,0

Озелененные территории. 184,0

Ботанический сад. 31,1

Внутренние дворы и хозяйственные площади. 42,0

Общая площадь. 300,0

В настоящее время территория МГУ трансформируется в связи с появлением огромного здания Центральной библиотеки и возведением новых учебных корпусов.

Гармоничное и полноценное развитие школьника – основная задача коллектива учебного заведения. Пути решения этой задачи многообразны. Один из них открывается перед учащимся с первого шага на пришкольный двор, яркий, запоминающийся образ которого создает позитивное настроение и мощный стимул к получению знаний.

Благоустройство территории школы – это комплекс мероприятий по созданию и организации зон и сооружений вокруг основного здания, имеющих определенные функции.

Цели и задачи озеленения

Цель мероприятий по благоустройству территории школы – обеспечение безопасного и комфортного пребывания учащихся в периоды между уроками.

Задачи благоустройства школьного участка:

  • расширение функциональных возможностей используемого участка;
  • обеспечение безопасности учащихся и работников учебного учреждения;
  • усиление стимула для проведения учебных и спортивных занятий на открытом воздухе;
  • улучшение экологической атмосферы района за счет озеленительных мероприятий на участке.

Проект по благоустройству территории школы

Архитектурно-планировочная схема благоустройства – комплекс взаимосвязанных зданий и сооружений, выполняющих определенные функции. План благоустройства территории школы разрабатывается на стадии проектирования.

Современные учебные заведения возводятся с соблюдением нормативной документации, в которой установлены все требования, предъявляемые к работе по благоустройству территории школы:

План мероприятий по благоустройству территории школы

Функциональное зонирование – главный аспект при разработке проекта благоустройства. Но как быть школам, чья зеленая зона давно уже освоена, но требует обновления? Эта задача может быть решена без привлечения услуг специалистов по благоустройству и озеленению.

На педагогическом совете или общешкольном собрании принимается решение о планируемом озеленении территории школы. В ходе обсуждения создается инициативная группа из представителей педагогического коллектива и родителей, которая определяет список предварительных мероприятий.

  • Подготовить ситуационный план участка. План представляет собой схему расположения всех функциональных зон и объектов, имеющихся на школьном участке на текущий момент. Особо стоит выделить те зоны, которых не коснутся дальнейшие мероприятия по благоустройству территории школы.
  • Произвести ревизию зеленых насаждений, оценить их состояние. Составить дендроплан посадок. Нанести на него существующие посадки с указанием, какие их них будут оставлены, что переместить или удалить.
  • Составить список необходимой литературы по теме озеленения территории школы. Изучению темы ландшафтного проектирования можно посвятить внеклассные уроки среди учеников разных возрастных групп.
  • Классным руководителям донести информацию до родителей учеников о возможном их участии в благоустройстве и озеленении.
  • Объявить конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы среди учащихся старших и средних классов.
  • Помимо сформированного коллектива из родителей учащихся, которые будут принимать участие в реализации плана благоустройства, желательно заручиться поддержкой спонсоров и деловых партнеров школы.

Реализация плана благоустройства территории школы

Для воплощения такой серьезной задачи, как озеленение территории школы, требуется ознакомиться с основными нормативами проектирования объектов благоустройства для школьных учреждений.

Площадь школьного двора зависит от количества учебных классов. По действующим нормативам на каждого учащегося приходится от 16 до 50 кв. м, в отдельных климатических районах допускается уменьшение этой нормы на 20–40 %, но не более.

Процент озеленения территории школы должен быть в пределах 40–50 % от общей площади участка. В площадь озеленения включаются те зоны, которые не имеют искусственных покрытий. Общая площадь озеленения может быть уменьшена на 10 % для районов, граничащих с лесными массивами и парковыми зонами.

Деревья на участке следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, кустарники – не менее 5 м. Непосредственно перед основным школьным зданием высокие деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 10 м от стен, чтобы избежать чрезмерного затенения окон.

Здание школы на участке является его планировочным центром. Для проведения мероприятий по благоустройству территории школы требуется произвести ее четкое разграничение на функциональные зоны.

Функциональные зоны, на которые можно разбить школьный двор:

  • многофункциональная зона (учебно-опытная, спортивные площадки, площадки для мероприятий);
  • рекреационная зона (дополнительные спортивные площадки, места для отдыха и прогулок);
  • хозяйственная зона;
  • буферная зона (зона отделения территории школы от окружающей инфраструктуры).

Работа по благоустройству территории школы

По итогам объявленного конкурса среди школьников выявляются лидеры, чьи идеи стоит использовать в работе. Конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы можно провести на более масштабном уровне: районном или городском по согласованию с руководящими органами. Дети попробуют свои силы в дизайне, применят полученные на уроках знания в работе с программами по графическому дизайну.

В результате утверждается окончательная программа по благоустройству территории школы с календарным планом работ и утвержденной сметой расходов. Программу следует согласовать с вышестоящими органами управления образованием.

Лучшее время для начала работ по воплощению плана благоустройства территории школы – периоды ее наименьшей загруженности. Это могут быть периоды осенних или весенних каникул. Работы по озеленению желательно также проводить в межсезонье – благоприятное время для приживаемости растений.

Благоустройство и озеленение территории школы: особенности

Прежде, чем начинать работы по озеленению, необходимо проинспектировать все деревья на школьном участке и вырубить те из них, которые необходимо вырубить или подрезать. Это необходимо для обеспечения безопасности школьников. И вырубка, и подрезка осуществляется на основании специального разрешения – порубочного билета. Он выдается по заявлению, подписанному директором школы. В заявлении следует указать цель – санитарная рубка зеленых насаждений.

Порубочные билеты выдают уполномоченные организации исполнительных органов государственной власти, например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды или комитет по благоустройству. С недавних пор оформить порубочный билет можно через МФЦ.

Кроме заявления для его оформления также потребуется:

  • подробный подеревный дендроплан с указанием точного размещения деревьев и кустарников на школьном участке;
  • ассортиментная ведомость – перечень всех расположенных на участке зеленых насаждений;
  • перечетная ведомость – список деревьев и кустарников, подлежащих вырубке и подрезке.

После того, как санитарные работы по вырубке и подрезке проведены, приступают к работам по озеленению.

Основная задача озеленения – создание природного и эстетического микроклимата, защита от ветра, пыли и солнечных лучей. Важной функцией озеленения является образовательная, дети познают окружающую их природу непосредственно в месте обучения. Дополнительно работа по благоустройству территории школы способствует этическому и трудовому воспитанию школьников.

Озеленение территории следует проводить по принятому ландшафтному проекту (дендроплану). Определение состава растительного ассортимента для озеленения и благоустройства территорий школ зависит от ряда условий:

  • климатических характеристик региона;
  • географического расположения по сторонам света;
  • особенностей грунта и гидрологической обстановки;
  • совместимости с растениями, уже имеющимися на участке;
  • материальных ресурсов и пр.

Вновь создаваемые объекты ландшафтного дизайна должны иметь гармоничное распределение и соответствовать своему назначению в каждой из функциональных зон.

Перед зданием школы , как правило, расположены площадки для отдыха младших классов и площадка для торжественных мероприятий. Они должны хорошо просматриваться по всему периметру, поэтому огораживать эту территорию посадкой высокорослых растений или деревьев с густой кроной не рекомендуется. Для этих мест применяются газоны, невысокие древесно-кустарниковые композиции. Для посадки подойдут кизильник, самшит, спирея.

Дорожки между площадками можно обустраивать в виде аллей, обрамленных деревьями с пирамидальными или колонновидными кронами, например, лиственницей, елью, березой.

На спортивных площадках дети проводят достаточно много времени, поэтому рядом с ними следует организовать зоны затенения для отдыха во время активных мероприятий. Эта задача решается посадкой нескольких высокорослых деревьев на расстоянии не ближе 10 м от площадки. Сама площадка может быть огорожена посадками живой изгороди из растений без колючек, такими как жимолость, актинидия, лимонник китайский.

Зону отдыха стоит оформить мягкими газонными посадками в сочетании с кустарниковыми группами. В этой зоне можно устроить цветники и газоны с декоративным мульчированием природными материалами.

Учебно-опытные участки следует огораживать от остальных зон с целью ограничения к ним доступа. Эту функцию может выполнить изгородь из вьющихся кустарников на опорах или бордюрные среднерослые кустарниковые посадки.

Хозяйственная зона отделяется от остальных зон бордюром из высокорослых кустарников или живой изгородью на шпалерах или опорах.

В буферной зоне следует обустраивать участки плотных кустарниковых посадок, которые выполняют роль шумопоглощающего и ветрозащитного барьера, например, из бархата амурского, конского каштана или рябинника.

Нельзя высаживать на пришкольном участке растения-аллергены, а также деревья и кустарники с несъедобными плодами. Стоит избегать растений с большим содержанием эфирных масел, чтобы предотвратить возникновение аллергических реакций у детей.

Неотъемлемым этапом в озеленении и благоустройстве территорий школ являются следующие своевременные мероприятия:

  • уход за деревьями, кустарниками, газонами, уборка листвы;
  • подкормка, рыхление, обрезка, прореживание кустарников;
  • высадка сезонных растений.

Важно

Периодическое обновление объектов озеленения территории школы благоприятно сказывается на поддержании эмоционального и экологического климата. Эти мероприятия можно совмещать с практическими уроками по труду или естествознанию как дополнительный дисциплинирующий и образовательный элемент школьного воспитания.

Грамотно организованные ландшафтные группы, удобное размещение малых архитектурных форм на пришкольном участке улучшают его микроклимат, санитарно-гигиенические и эстетические условия. Удачно вписанный в инфраструктуру района школьный участок с обновленным озеленением украсит город и повысит ценность территории в плане общего озеленения района.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: