Благодаря чему древние земледельцы добивались высоких урожаев месопотамии

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

В Месопотамии прошли, сменяя друг друга, взлеты и падения двух других держав - Ассирии (XIV-VII вв.) и Вавилона (начало II тысячелетия -539 г. до н. э.). В VII в. до н. э. ассирийцы вывели из Евфрата на восток не­сколько крупных каналов Нар-Шарри (Царская Река), Нар-Баниту (Река Бо­гини Баниту) и др. Отработанные поливные воды сбрасывались в Тигр. Это удалось благодаря тому, что в среднем течении русло Евфрата лежит на 9 м выше Тигра. Ещё один большой канал - Паллукат, построенный в 605-562 гг. до н. э, забирал воду для орошения правобережья Евфрата. Он начинался выше Вавилона на 150 км и по дуге огибал его с запада. Этот канал мог це­ликом поглотить воды Евфрата. Известно, что реку временно отвели в него, чтобы облегчить строительство моста и набережных в городе.

Выше Вавилона было создано водохранилище, которое подпирала пло­тина из обожжённого кирпича, названная Мидийской стеной. Её протяжён­ность составляла около ПО км, высота - 30 м. Эти данные сообщает древне­греческий историк Ксенофонт, живший в V-IV вв. до н. э. В том месте, где Тигр выносил свои воды на Месопотамскую низменность, была возведена плотина - Нимрода. Из водохранилища выходили три канала. Самый боль­шой из них тянулся на 250 км и имел сечение 10x12 м.

Но, увы, те поля, сады и плантации, которые появились в результате грандиозных преобразований в период могущества державы, разрушались и приходили в запустение. С использованием оросительных систем были свя­заны значительные экологические нарушения. Избыток воды при поливах полей, просачивание через стенки каналов повышали уровень грунтовых вод. Вода постепенно разрушала берега каналов, а их дно заносилось илом. Чист­ка каналов приводила к наращиванию берегов, на которые откладывался поднятый со дна ил. Канал постепенно поднимался над окружающей местно­стью, а вместе с ним поднимался уровень грунтовых вод, содержащих соли. В результате происходило интенсивное засоление почв, и сельскохозяйст­венные угодья теряли плодородие. Археологи обнаружили заброшенные еще в XVII в. до н.э. оросительные системы с засоленными почвами. Строитель­ство огромных ирригационных систем без учета экологических условий при­вело к вторичному засолению огромных площадей и к гибели цивилизации. Заболачивание отмечалось уже на ранних этапах земледелия. Во второй по­ловине III тыс. до н. э. произошло сильное засоление почв, что привело к рез­кому снижению урожайности. Это стимулировало освоение новых земель.

Орошаемое земледелие начало возрождаться лишь при иранской дина­стии Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Однако настоящий подъём произошёл в эпоху Арабского халифата (750-1258 гг.), когда города Багдад, Басра и Куфа превратились в крупные культурные и торговые центры. Это было время строительства новых плотин, шлюзов, водохранилищ, каналов, водоподъём­ных устройств и водяных мельниц. Арабы оставили научные труды по искус­ству орошения. И опять развитую земледельческую культуру безжалостно уничтожили завоеватели - на этот раз монголы, вторгшиеся сюда в 1 258 г. Водорегулирующие дамбы и оросительные системы были разрушены - это привело к тому, что паводки вновь стали неконтролируемыми.

Там, где 8 тыс. лет назад процветала первая сельскохозяйственная ци­вилизация, сейчас простирается бесплодная пустыня. Ученые справедливо и метко полагают, что чрезмерная эксплуатация этих земель привела к такому печальному результату.

Земледелие Египта.Государства, возникшие на берегах Нила в конце IV тысячелетия до н. э., обладали богатыми природными ресурсами и уни­кальными возможностями орошаемого земледелия. У древних египтян зем­леделие достигло высокой степени развития. В отдельных источниках опи­сывается техника виноделия, земледельческие орудия

В Египте, как и в Месопотамии, основой земледелия было налаженное ирригационное хозяйство. Почвы, формирующиеся на аллювиальных отло­жениях великой африканской реки, были и остаются одними из плодород­нейших в мире. Ежегодные разливы Нила снабжали поля водой и приносили ил, способствуя восстановлению истощенных почв. Объяснения явлениям природы, изменениям в поведении Нила египтяне находили в мифах об Оси­рисе и Исиде.

Осирис — бог растительности, умирающей и воскресающей природы. Его сестра и жена Исида - богиня плодородия и воды. Вместе они научили людей обрабатывать зем­лю, выпекать хлеб, строить города. Однако их брат Сет, олицетворение сил зла и бог пустыни, желая занять место Осириса, убил его, расчленил на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Исида собрала тело мужа и оплакала его. Хотя вернуть к жизни Оси­риса не удалось, у них родился сын Гор. Он победил Сета и воскресил отца. Однако Оси­рис не вернулся на землю, а воцарился в мире усопших.

Земледельческие обрядовые праздники, которые отмечали в течение всего года, были тесно связаны с культом Осириса и Исиды. Древнеегипетский год состоял из 12 ме­сяцев и делился на три периода: время разлива Нила (современные июль-ноябрь), время посева (ноябрь-март), время жатвы (март-июль). Начало года почти всегда оно совпа­дало с появлением на небосводе звезды Исиды-Сотис (Сириуса). После 70-дневного от­сутствия эта самая яркая звезда показывалась в восточной части горизонта. По древне­египетскому календарю, созданному в IV тысячелетии до н. э., этот день считался пер­вым в году. Вскоре после этого происходил подъем воды в Ниле, который объясняли тем, что богиня, находясь в верховьях реки, оплакивает мужа.

Наиболее низкий уровень воды в Ниле приходился на конец первой декады мая. С июля вода равномерно поднималась до конца первой декады сентября, пока не достигала наибольшей высоты. Нил выходил из берегов и заливал широкую пойму. Поперёк русла за­ранее строили невысокие дамбы и таким образом делили реку на отдельные бассейны. Вода держалась в них по несколько недель. Вместе с ней на поля поступал плодородный ил — превосходное естественное удобрение.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

В ноябре, после того как земля достаточно пропитывалась влагой, поля засевали. А в апреле уже созревал урожай. Начало его сбора отмечали праздником жатвы. Сам фараон срезал ритуальный сноп. В этот период начинали дуть жаркие ветры из пусты­ни, и к середине мая уровень воды в Ниле становился наименьшим. Сотис исчезал с гори­зонта. Египтяне верили, что это Сет вновь убил Осириса и безраздельно господствует в мире.

Большие масштабы приняли ирригационные работы после образования около III тысячелетия до н. э. древнеегипетского государства: сооружались плотины, которые должны были задерживать воду на полях, проводились ка­налы для орошения засеянных полей, устраивались дренажные каналы, осу­шавшие болота и заболоченные участки. Получила широкое распространение так называемая бассейновая система орошения. Наполнение бассейнов про­изводилось при помощи канала, голова которого находилась выше по тече­нию. Когда почва в одном бассейне достаточно напитывалась влагой, откры­вали шлюз, ведущий в соседний бассейн. Сами бассейны делились валиками на квадраты, в которых вода стояла, пока ил не оседал слоем толщиной до 1 мм. Орошение в долине Нила и постройка ирригационных систем требовали огромного человеческого труда. Для того чтобы уменьшить затраты, конст­руировались различные приспособления, в частности водоподъемники.

При уборке урожая египтяне срезали только сами колосья, а стебли злаков стояли на поле нетронутыми. Благодаря этому, землю не вымывала вода, не выдувал ветер и, что немаловажно, при разливе Нила между ними задерживался ил. Таким образом, и сохранялось плодородие почвы.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

В эпоху освоения меди предки египтян приступили к постоянной обра­ботке земель в пойме Нила. С. М. Скорняков отмечает, что Древний Египет (II тысячелетии до н. э.) по уровню своего развития не отличался от государ­ства Шумер. Отмечалась сложная система ирригации. К началу III тыс. до н.э. соху уже применяли всюду. Древние египтяне высоко ценили изобрете­ние сохи. В археологической литературе представлены изображения сох древнего и среднего царств (рис. 15).


Почву рыхлили мотыгой или деревянной сохой, запряженной быками. Позднее орудия были усовершенствованы. Во взрыхленную землю бросали семена и пускали на пашню скот, который копытами втаптывал их в почву, увлажненную и удобренную илом разливающегося Нила. Эти первобытные способы земледелия сохранились в Египте вплоть до V в. н. э. В отдельных случаях для запашки семян использовалась соха. Нередко наконечники мо­тыг были каменными, как, например, в северо-месопотамской Хассупе (рис. 16). Для этой цели применяли и рог, и кость (рис. 17).

Весьма близок и набор злаков, возделывавшихся в двух древнейших центрах земледелия. Из летописей, папирусов, из рисунков на стенах пещер и пирамид можно узнать, что вкус хлеба человек познал впервые на берегах великой реки Нил. Относится это время к четвертому-пятому тысячелетию до новой эры. А может быть, и раньше. Наиболее подробно о хлебопечении

Во времена позднего палеолита охотники и собиратели приручили, или одомашнили, диких волков, ставших первыми охотничьими собаками. Вдобавок люди поняли, что собираемые ими съедобные семена растений можно посадить и вырастить больше зерна, чем было посеяно.

Эти открытия позволили людям перейти к оседлому образу жизни. Первые земледельческие общины появились приблизительно 12.000 лет назад. Земледельцы выращивали пшеницу и ячмень и одомашнили диких овец и коз, которых стали разводить ради мяса и молока.

Первые поселения возникли вдоль речных берегов в жарких районах Ближнего Востока и Северной Африки. Одни земледельцы возделывали плодородные земли по берегам рек Тигр и Евфрат в Месопотамии (теперь это территория Ирака, см. Азия и Европа/Месопотамия). Другие поселились в долине реки Нил в Египте (см. Древний Египет).

Группы из нескольких семей строили дома из необожженных глиняных кирпичей. Люди научились делать орудия для обработки земли, корзины для уборки урожая и горшки для хранения припасов. Первые поселенцы с помощью палок делали неглубокие борозды, куда сажали семена растений.

При таких методах обработки земли сельское хозяйство было трудным и непродуктивным занятием и остро нуждалось в новых орудиях труда. Таким новым орудием стал плуг. Вероятно, первый плуг представлял собой раздвоенный сук, которым можно было взрыхлить землю.

Большинство сведений о первых плугах почерпнуто из настенных росписей и рельефов. Уже около 4500 г. до н.э. примитивный плуг использовали в Месопотамии, а около 2600 года до н.э. — в Древнем Египте.


Первые земледельцы Месопотамии при уборке пшеницы использовали каменные ножи (1).


Срезанные колосья молотили палками, чтобы отделить зерно (2).

Зерно мололи, чтобы сделать из него муку и хлеб (3).

ГЛАВА 2. СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

Земледельцы и охотники

Земледельцы и охотники Согласно учению Л. Н. Гумилева, этносы могут уцелеть, только если приспособятся к ландшафту, природным и климатическим условиям, в пределах которых им приходится жить. Народ вынужден корректировать свое поведение, создавая определенные правила

Земледельцы и охотники

Земледельцы и охотники Согласно Л. Н. Гумилеву, этносы могут уцелеть, только если приспособятся к ландшафту, природным и климатическим условиям, в пределах которых им приходится жить. Народ вынужден корректировать свое поведение, создавая определенные правила

Часть вторая. ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ Т. С. Пассек, доктор исторических наук, лауреат Сталинской, премии

Часть вторая. ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ Т. С. Пассек, доктор исторических наук, лауреат Сталинской,

Кочевники и земледельцы

Кочевники и земледельцы Как народ гунны формировались на большой территории: от Восточного Туркестана на западе до Южной Маньчжурии на востоке, от Гоби и Ордоса в излучине Хуанхэ на юге до Тувы и Забайкалья на севере. Эти земли отличались резко континентальным климатом.

Первые земледельцы в долине Нила

Первые земледельцы в долине Нила По мнению ученых, в период раннего неолита климат в Египте был значительно более влажным и прохладным, чем сейчас. Окружавшие Нильскую долину обширные пространства не являлись еще такой безотрадной пустыней, как теперь. Пустынные

I. Земледельцы

I. Земледельцы Писец относился с презрением к любому, занимавшемуся физической работой, но ниже всех он ставил земледельца. На своей работе земледельцы изнашивались так же быстро, как их орудия. Их били и нещадно эксплуатировали хозяева и сборщики налогов, их обкрадывали

1.7. Земледельцы и скотоводы на юге России

1.7. Земледельцы и скотоводы на юге России Как полагают специалисты, трипольская культура на Юге России даже в период своего расцвета не достигала уровня государственности. В IV тысячелетии до н. э. рост численности населения привел к появлению больших поселений с 10–15

Земледельцы

Земледельцы Класс земледельцев занимал второе место в социальной иерархии. Они составляли около 82 % населения страны. У земледельцев, хотя их уважали, была незавидная судьба. В ранние времена периода Эдо крестьянин потерял право покупать, продавать или закладывать свои

Кочевники и земледельцы

Кочевники и земледельцы Как народ гунны формировались на большой территории: от Восточного Туркестана на западе до Южной Маньчжурии на востоке, от Гоби и Ордоса в излучине Хуанхэ на юге до Тувы и Забайкалья на севере. Эти земли отличались резко континентальным климатом.

Солнечные земледельцы

1. Земледельцы(шу-жэнь )

1. Земледельцы(шу-жэнь) Основную массу населения царств и княжеств периода Чуньцю представляли те, кто обычно именуется простолюдинами. Это прежде всего сельские жители, крестьяне-общинники, сочетавшие земледельческий труд с повседневным домашним ремеслом и

Лесные земледельцы

Лесные земледельцы Из всех лесных земледельцев бира наименее удачно адаптировались к окружающей среде. Бира живут в постоянном страхе перед лесом, этим враждебным миром, сводящим на нет все их попытки выжить. Они рубят деревья, расчищая землю под поля, но лес тут же

Саванные земледельцы

Саванные земледельцы Мы часто говорим об антагонизме между народами, населяющими пустыню, но это не означает, что они постоянно воюют друг с другом. Антагонизм — это система, делящая даже племя на мелкие самостоятельные, крепко сколоченные группы, связанные абсолютной

4. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И ПАСТУХИ

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Загадка истории

Около 10-12 тыс. лет назад у человека возникают культурные растения. Как они появились – одна из сокровенных тайн истории. Никто об этом не знает и вряд ли узнает. Только возникают они сразу в полном блеске всего известного нам видового разнообразия и великолепия. Неизвестно, почему человек не обратился к земледелию в более ранние эпохи, но в холодное время, принимаемое за окончание последнего оледенения, остатки земледельческих общин обнаруживаются у самых разных народов в самых разных районах горных тропиков и субтропиков земного шара.

На исторической шкале переход человечества к земледелию столь внезапен, что получил название неолитической революции. В это время человек приступает к выращиванию злаков и фруктов, приручает животных. В его распоряжение поступают совершенно отсутствующие в природе вещества – несамородные металлы, керамика, стекло, ткани. За всю последующую историю человечества был открыт всего один принципиально новый класс веществ – пластмассы (полимеры). Тогда же появляются лук и стрелы, лопата и соха, колесо и рычаг, винт и ткацкий станок, повозки и лодки, первые элементы письма.

Что их подвигло?

Но были ли первые люди селекционерами? Еще Н.Я.Данилевский в 1885 году отмечал, что скрещивание видов должно лишь сглаживать все то, что неопределенная изменчивость могла бы произвести.

Согласно академику В.Л.Комарову, громадное количество культурных растений в диком состоянии вообще не встречается. А у тех, у которых дикие родственники обнаружились, никаких переходных форм между ними и культурными видами найдено не было. У диких злаков, к примеру, зерно опадает, как только созревает, а зерно культурных злаков заключено в оболочку и отделяется только при молотьбе. Почти все возделываемые культуры изначально требуют искусственного полива.

Что же могло подвигнуть древних людей к возделыванию полей? Историки отвечают просто. В связи с ростом численности людей возможности охоты и собирательства истощились. Возник экологический кризис. Тут и появились добросовестные возделыватели земель. К нему они переходят чуть ли не шутя. Собирали себе диких предшественников современных культурных растений, ели их, семена попадали на удобренную фекалиями почву, прорастали, чутко отзывались на уход. Отсюда лишь шаг к земледелию.

В поте лица

Удивительно, что земледелие возникает как раз в наиболее изобильных пищевыми ресурсами регионах планеты. Причем не повсеместно, а в очень локальных очагах, на очень узкой полосе. Следы возделывания культурных растений появляются около 10-12 тыс. лет назад сразу и независимо друг от друга на Ближнем Востоке, в дельте Нила, в бассейне Инда, Таиланде, Судане, Мексике, Перу. За исключением этих центров, нигде в мире ранних попыток перехода к земледелию не зафиксировано.

Вечнозеленые устья и дельты Иордана, Нила и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы до сих пор еще наполнены рыбой и водоплавающей птицей. А тогда к ним добавлялись бесчисленные стада газелей, оленей, кабанов. Склоны окружающих холмов и гор покрывали целые орехово-плодовые леса, где дарили плоды яблони, алычи, черешни, а виноградные лозы сплетались в труднопроходимые заросли. И вдруг, среди этого изобилия, человек сменяет надежную собирательную деятельность на тяжкий труд земледельца.

Кто же надоумил древнего человека приступить к выращиванию семян, клубней и корней возле хижины своей? Посоветовал прикупить к ним каменную мотыгу и глиняный серп?

Знаток истории земледелия Ю.Ф. Новиков рассказывает, как правительство Бразилии решило обучить земледелию индейцев бороро. Их наделили семенами, орудиями и инструкторами. Последние засеяли землю, подробно разъяснили, какие теперь дары она принесет, какие еще льготы уготовит им заботливое бразильское правительство, если только они займутся ее возделыванием. Но стоило инструкторам удалиться, как бороро выкопали и съели посаженные клубни и семена. После отправились в джунгли, чтобы с помощью розданных для расчистки леса топоров добраться до высоко растущих плодов.

Уж если человеку взбрело на ум кормиться земледелием, то почему возделывать он начал не орехи или бананы? Урожаи их превышают урожаи злаков и хранятся в сушеном виде не хуже. Даже зернобобовые и клубневидные выращивать было бы легче. Однако не эти культуры стали главными продуктами человечества.

Рис, пшеница, кукуруза (маис) и ячмень заняли первое место в питании людей. Только это были не сегодняшние высокоурожайные сорта. В каждом колосе современной пшеницы располагается несколько десятков полновесных зерен, а колосок пшеницы-однозернянки неолитических времен нес лишь одно зернышко. Его трудно было вырастить, еще труднее переработать. С помощью каменных ступ и пестиков надо было отделить зерна от твердой шелухи и перемолоть каменными жерновами в муку. Только тогда уже можно выпечь хлеб. И вновь загадка. Почему сразу не сварить кашу из зерна или крупы?

К тому же весь этот мучительный труд хлебороба не всегда обеспечивает дневное пропитание даже в современном мире.

На узкой полосе

Наиболее древние земледельческие поселения обнаружены в Палестине и на склонах гор Загроса. В X тысячелетии до н.э. там преобладала дубово-фисташковая лесостепь с обилием диких злаков и зернобобовых. Только на раскопках были найдены не окультуренные сорта произраставшей там дикой пшеницы, а совершенно другой вид – пшеницы-однозернянки. Однозернянка имеет 14 хромосом, а дикая пшеница – 28 хромосом. Даже современная наука не в состоянии обеспечить скрещивание между этими видами.

На тех же раннеземледельческих поселениях были найдены многочисленные зернотерки и печи для выпечки хлеба. Установлено, что жители разводили коз, овец, свиней, ослов, быков, даже антилоп впрягали в плуги. Знали письменность и кузнечное дело. Из кирпича строили первые на Земле города и храмы с мозаикой. Тем не менее в ниже залегающих слоях никаких признаков перехода к зерновой культуре обнаружено не было. Она появляется внезапно. Ту же внезапность появления первых городских и земледельческих культур археологи обнаружили на раскопках в Шумере, Египте, Малой Азии и Индии. Н.И.Вавилов пришел к выводу, что все они являются пришлыми.

Как показали экспедиции Вавилова, набор культурных злаков существенно возрастает от Ближнего Востока к Закавказью и Армянскому нагорью. Но и тут не рекорд. Восточнее, в Афганистане, количество сортов возделываемых пшениц еще более возрастает. Наконец, на небольшом пространстве между Гиндукушем и Западными Гималаями население возделывает поразительное разнообразие мягких пшениц с 42 хромосомами. Здесь же сконцентрировано и все мировое разнообразие зерновых, бобовых растений, льна, моркови. Значит, очаг зарождения земледельческих культур следует искать здесь.

Дар Божий

Философ А.Ю.Скляров, анализируя мифы и легенды разных народов, приходит к выводу, что нигде в них переход к письменности или земледелию человек не ставит в заслугу себе или своим предкам. Повсюду в эти тайны их посвятили боги, которых язычники, возможно, принимали за ангелов – вестников Творца.

Мифология Древней Мексики переполнена сказаниями о великом боге Кецалькоатле, принесшем людям кукурузу. Бог Вира-коча обучил земледелию индейцев Перуанских Анд. В Тибет фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле, принесли Владыки Мудрости, а в Китай – Небесные Гении.

В общем, в переходе человека к земледелию много неясного. Ясно лишь, что он даровал человеку терпение, развил рассудок, выработал полезную привычку к труду. Питание растительной пищей смягчило характер человека, придав ему современные черты. Земледелец гораздо больше кочевника или зверолова дорожит своими полями и селениями.

Именно переход к земледелию позволил человечеству резко возрасти в численности, а не наоборот.

Еще древнегреческий историк Геродот сказал, что Египет — дитя Нила. Трудно переоценить значение этой реки для жизни страны. Даже египетский иероглиф для обозначения провинции издавна представлял собой изображение земли, разделенной дамбами и оросительными каналами.

Земледелие в Египте возникает еще в середине 4-го тыс. до н.э. Однако свою развитую форму оно приобретает с политическим объединением Египта на рубеже 4 — 3-го тыс. до н.э.

В августе-сентябре начинался паводок Нила. Река затапливала огромные территории и превращалась в настоящее море. С одного берега не всегда можно было увидеть другой.

Во время паводка высохшая под палящим солнцем земля увлажнялась. Одновременно паводок приносил большое количество плодородного ила, что резко повышало урожайность.
Постепенно египтяне учились управлять разливами реки. Основой египетской ирригационной системы была система бассейнов. Достаточно высокая искусственная дамба-насыпь отделяла бассейн от реки. В дамбе имелось одно или два узких впускных отверстия, которые могли быть легко перегорожены шлюзами. Площадь одного бассейна не превышала 2 тыс. га. От береговых дамб тянулись насыпи в сторону пустыни, отделяя один бассейн от другого. Внутри большого бассейна существовали более низкие перемычки, которые давали возможность еще больше регулировать водный баланс. Толщина дамб составляла не менее 4 м. Их основа укреплялась камнями, бревнами, тростниковыми циновками. На дамбах высаживали кустарники и деревья. Одновременно дамбы служили дорогами, которые соединяли деревни, расположенные на возвышенностях.

Во время разлива Нила в августе воду пускали в бассейн и задерживали ее здесь на 40 — 60 дней, период более длительный, чем естественный паводок. Почва за это время глубоко пропитывалась водой и на нее оседали частицы ила. За это время уровень воды в реке становился ниже, чем в бассейне. Теперь излишки воды сбрасывали из бассейна обратно в реку и можно было бросать посевное зерно в мягкую, подготовленную почву.

После сбора урожая в марте-апреле земля оставалась под паром. Жаркое солнце высушивало ее, земля трескалась и аэрировалась, происходило естественное рыхление. Это процесс препятствовал также засолению почв, так как соль выступала на поверхность и новый разлив Нила смывал ее. Такое положение обеспечивало использование одних и тех же участков земли на протяжении тысячелетий, что само по себе является большой редкостью.

В период самой низкой воды (май-июнь) население очищало каналы, ремонтировало дамбы.

Постепенно ирригационная система совершенствовалась. Воду оставляли в самых высоких местах бассейна, чтобы в нужное время использовать ее для полива. Возникала и система ирригационных каналов, хотя в условиях Египта этот процесс шел медленно. Однако благодаря ему египтяне постепенно добились больших успехов в наступлении на пустыню.

Египетское земледелие требовало очень развитой системы наблюдений за разливами реки и звездным небом. Это было важно для своевременной подготовки к земледельческим работам.

Подобная орошаемая система обеспечивала невиданные постоянные урожаи даже при использовании примитивных орудий труда.

Для рационального использования паводка Нила требовалось создание системы централизованного управления ирригационной, а значит, и политической системой страны.

Месопотамия, или Двуречье, — это сильно заболоченная, особенно в низовьях, богатая речными протоками и озерами страна. Почвы Месопотамии отличаются плодородием.

Разливы Тигра и Евфрата приносили громадное количество воды. Иногда они превращались в настоящее бедствие, о чем свидетельствует местный миф о потопе, попавший затем в Библию.

При этом ирригационные системы Месопотамии должны были выполнять несколько функций: использование паводка для орошения и одновременно для защиты поля от разрушительных наводнений.

В Месопотамии не сразу возникла потребность в создании единого политического центра, который бы регулировал оросительную систему всей страны. Поэтому здесь долго сохранялись города-государства, являвшиеся региональными регуляторами орошения.

Постепенно и здесь мелкие ирригационные системы соединялись. Их значение иллюстрируют размеры одного из отводных каналов, который регулировал уровень паводка. Канал шел вдоль Тигра на протяжении 250 км, имел глубину 10 м и ширину 12 м.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Читайте также: