Бережливые технологии в детском саду светофор

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Иванова Анна Владимировна

Населенный пункт: Белгородская область, п. Вейделеввка

Я – Иванова Анна Владимировна. В моей семье не было преподавателей, но уже с детства я понимала, что педагогика – это то, что мне интересно, что меня увлекает.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог исследователь, педагог – психолог. Научить ребенка мыслить, самостоятельно добывать знания, заложить фундамент активной жизненной позиции – это педагогическая цель современного образования, а приоритетной задачей педагога, является установка на развитие творческой деятельности ребенка, побудить стремление создавать новое, принимать самостоятельно решения.

Вот уже седьмой год я работаю в своем по-настоящему родном, любимом детском саду с удивительным названием "Непоседа". Я пришла сюда молодым специалистом, но всегда знала: "Я пока еще неопытный воспитатель, но очень люблю детей!" Ведь опыт придет со временем, а любовь в сердце должна жить постоянно! Так и есть, любовь к детям помогает мне в работе каждый день. Самое начало педагогической деятельности: сколько ошибок, сомнений, неудач, но я сейчас помню свой первый рабочий день и добродушные лица своих первых воспитанников.

Я каждый день общаюсь с детьми, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение. Чтобы детям было интересно, я постоянно стремлюсь к чему - то новому в мире и науке, повышаю уровень методической грамотности.

На сегодняшний день мы видим, что система образования в России нуждается в обновлении, модернизации. Это продиктовано не только соперничеством с зарубежными образовательными заведениями, но и стратегическими задачами и планами нашего государства, и развитием российского общества в целом. Поэтому я также считаю необходимым внедрять технологии бережливого производства в дошкольную образовательную систему для ее усовершенствования.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.

Таким образом, внедряя бережливые технологии, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

Бережливые технологии способствуют формированию бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам детей дошкольного возраста. Так же сохранение времени на более важные образовательные процессы.

Проводя непосредственную образовательную деятельность, мы наглядно видим, что организованная работа экономит время выполнения задания. В своей работе я использую методы внедрения бережливых технологий в деятельности.

1. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольной образовательной организации. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, мы используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.

Непосредственная опасность – красный цвет.

Возможная опасность – желтый цвет.

Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.

Указание – синий цвет.

Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести маркеры красного цвета.

2. Порядок в шкафах.

4. Порядок в группе. В воспитании ребенка главное подать нужный пример, а не тыкать его постоянно в вещи, в беспорядке разброшенные по комнате.

В группе я наклеила маркёры в виде картинок, где что должно находиться и теперь ребенок четко знает, где находятся ножницы и клей, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки.

Вывод: таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по внедрению бережливых технологий. Результаты своей работы вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. В дальнейшем буду продолжать искать новые приемы, которые будут способствовать формированию интереса к различным видам деятельности.

Технологию 5 S в мире называют мягкой технологией перехода в бережливое производство. Сегодня 5S – это визитка успешной компании. Инструменты технологии не рассчитаны только на управление промышленным производством.

Сама идея предполагает качественное изменение мышления работника, если хотите появление производственной философии.

И поэтому руководители современных компаний, независимо от сферы производства адаптируют ее под условия, которые имеют.

Проект реализуется в промышленности, здравоохранении, образовании, социальной защите, государственном управлении и сельском хозяйстве.

Объективности ради, нужно отметить, что сама идея концепции не новая. Идеи управления производственными процессами были предложены еще в конце19 века в Америке, а в России в 1911году ученым Богдановым были описаны принципы научного менеджмента и на их основе в Советском союзе была внедрена система НОТ (научная организация труда).

Время не стоит на месте, условия труда, образ мышления и отношение к производственному процессу менялись и уже более усовершенствованная комплексная методика организации рабочего пространства была

предложена и внедрилась на заводе Toyota Motor японским инженером Тайити Оно.

Популярность японской системы объясняется простотой её принципов и отсутствием значительных затрат.

- СЭИРИ : Сортировка

- СЭИТОН : Соблюдение порядка

- СЭИСО : Содержание в чистоте

- СЭИКЭЦУ : Стандартизация

- СИЦУКЭ : Совершенствование

Перед каждым работником ставится одна задача – максимально оптимизировать свою часть деятельности, которая является составляющей общего трудового процесса:

1. Отсортировать ежедневные предметы по степени их небходимости

2. Рационально разместить объекты в рабочей зоне, обеспечив безопасный и удобный доступ и понятное хранение

3.Содержать в чистоте и исправности помещения и оборудование

4. Обозначить местоположение объектов и опасные зоны.

5. Разработать краткие инструкции и памятки, предостережения и важные указания.

6. Своевременно анализировать позитивные изменения. Своевременно вносить изменения, контролировать и поддерживать достигнутые показатели.

Согласитесь, данные принципы уместны и даже необходимы в любом производстве. А вот то, насколько они будут модернизированы, зависит от специфики конкретного производства.

Обсудив инновационную технологию и оценив ее достоинства, коллектив принял для себя решение – многие инструменты этой технологии нам необходимы. Было решено задействовать в процессе оптимизации все субъекты образовательного процесса ДОУ.

Мы создали пять субъекториентированных проектных групп, задачами которых стало проведения анализа процессов и выявление проблем с ними связанных. Каждая группа выбрала для себя стимулирующий девиз.

Любая инновационная деятельность сопровождается регламентом, созданием нормативно-правовой и распорядительной документацией, ведением мониторинга и анализа. Сегодня, во многих регионах России при муниципалитетах и институтах развития образования уже созданы команды, которые помогут желающим организациям реализовать БТ и грамотно оформить этот процесс. В этом вопросе огромную поддержку нашему детскому саду оказали специалисты Департамента образования города Дзержинска и фабрика бережливых технологий Нижегородского института развития образования, которые обеспечили грамотное методическое руководство внедрения технологии 5 S. На последних слайдах презентации вы увидите пособие, которым мы руководствовались.

Направления и задачи, обозначенные на экране – ориентир для любого образовательного учреждения.

Нас в свою очередь заинтересовали оптимизационные ресурсы технологии 5S и мы решили применить эту технологию у себя.

В 2020 году команда ДОО стала участником областного конкурса лучших практик внедрения бережливых технологий в образовательных организациях Нижегогодской области и лауреатом I степени муниципального этапа вышеназванного конкурса.



Работа в данном направлении продолжается и этом разделе мы будем публиковать идеи наших коллег, успешно реализующих "бережливые технологии"в ДОО.

Презентация применения "Бережливых идей" , Педагог-психолог Галактионова Елена Александровна

Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Суть - внедрение бережливых технологий в деятельность детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг.

Цель – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно, а так же применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников.

В процессе внедрения бережливых технологий планируется по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, рекреационных зон.

В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят оптимизировать процессы в детском саду. В детском саду планируется использовать указатели направления движения, цветовые кодировки, проводиться стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников.

В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:
- применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (в детском саду появятся разметки, указатели, надписи на шкафах и т.д.);

- разместить цветовые кодировки на траекторию открывания дверей в коридоре;

- вывесить указатели на входные двери ДОО, групп; указатели местонахождения того или иного объекта в ДОУ (например, кабинет педагога-психолога или музыкальный зал);
- обеспечить наличие визуализированных инструкций и разметки;

- повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий;

- стандартизация ежедневных операций;

- организовать и оптимизировать рабочее пространство через визуализацию.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S
.

Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.

"Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;

"Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;

в "Содержание чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности;

"Стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и

"Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Обращайте внимание на следующее:

1. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.
Указание – синий цвет.
Неподвижный объект.
Подвижный объект.
Направление движения.

Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести маркёры красного цвета.


В статье рассматриваются возможности и результаты применения бережливых технологий в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Описаны основные направления применения инструментов бережливого производства.

Ключевые слова: бережливые технологии, инструменты бережливого производства, дошкольное образование, образовательное пространство, фабрика процессов.

– доведения до участников образовательных отношений сущности, философии, принципов бережливого управления за счет создания и развития единого информационного образовательного пространства по внедрению бережливых технологий, функционирования раздела по бережливому управлению на сайте ДОО;

– вовлечения всех участников образовательных отношений в процесс постоянного совершенствования образовательной организации.

Институциональные краткосрочные бережливые проекты, реализуемые в ДОО, были направлены на:

В результате апробации программы более 70 % детей могут самостоятельно выстраивать предположения о назначении инструментов бережливого производства, что позволяет им самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи. Удалось вовлечь более 50 % родителей в процесс формирования бережливого мышления у детей, многие из них делились личным опытом использования бережливых инструментов.

Среди проблем и обязательных условий эффективности бережливого управления в ДОО мы выделили следующие:

В случае выполнения данных условий можно говорить о системном подходе и комплексном развитии ДОО в качестве интегратора и драйвера муниципальной и региональной активности.

Читайте также: