Белым мхом часто называют

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок биологии по теме:

Учитель биологии: Карижская Ольга Владимировна.

Цель данного урока- познакомить с особенностями организации и жизнедеятельности мхов, определить их значимость в природе и жизни человека. Цель предполагает диагностичные задачи ,отражающие формирование УУД и предполагающие учет субъективного опыта учащихся.

1.Упорядочить имеющиеся знания об отличительных особенностях представителей ц. Растения;

2.Акцентировать внимание на характерных признаках моховидных;

3.Доказать необходимость природоохранной деятельности в соответствии с ролью мхов .

Поставленные цель и задачи понятны ученикам ,возможны для самостоятельной их формулировки, по ним можно измерить планируемый результат(см. технологическую карту).

Считаю целесообразным изучение данной темы отдельно от папоротникообразных. Это позволит более глубокому и детальному изучению, сопоставлению двух систематических групп, выявлению эволюционных процессов.

Урок комбинированный, что позволяет сделать его более продуктивным на каждом этапе, разнообразить педагогические средства, формы организации совзаимодействия учащихся с учителем и сверстниками, использовать разные по уровню сложности и интеллектуально-развивающего характера задания.

1. Сформировать представление о высших споровых растениях на примере организации и жизнедеятельности моховидных;

2. Совершенствовать умение характеризовать уровень организации растений;

3. Воспитать культуру речи, бережное отношение к природе.

Оснащение: текст, ТПО, рабочий лист ученика, презентация, ручная лупа, образцы мхов, торфяные стаканчики … ( по количеству детей)

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний .

1.Царство Растения, отдел Водоросли (фронтальный опрос ,письменный контроль).

- Что отличает представителей ц. Растения от ц. Грибы, ц. Бактерий?( автотрофы, фотосинтез)

v Задание №1 (рабочий лист) – систематика

- Обведите свою ладонь, подпишите каждый пальчик по названию отделов растений( водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)… - Проверьте правильность выполнения задания, оцените по пятибальной системе (слайд) - На какие две группы делятся все растения по уровню своей организации ?(низшие,высшие) - К какой группе относятся водоросли? Почему?( низшие споровые, т.к нет дифференцировки на органы и ткани, размножение спорами) - Если водоросли не имеют органов, то чем представлено их тело? (слоевищем)

v Задание №2 - словарная работа

- закончите данные определения соответствующим термином

А) процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечной энергии (фотосинтез)

Б) зелёные органоиды в клетках- (хлоропласты)

В) зеленый пигмент в хлоропластах – (хлорофилл)

Г) тело многоклеточной водоросли – (слоевище, таллом)

- проверьте (слайд), оцените свою работу (4 балла)

v Задание №3 – утверждение

А) процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечной энергии называют фотосинтезом(+)

Б) процесс фотосинтеза осуществляется в хлоропластах (+)

В) тело водоросли представлено грибницей (- )

Г) водоросли относятся к группе высших споровых растений(-)

Д) водоросли обогащают водоёмы О 2 (+)

(самопроверка, 5 баллов)

III. Мотивация, тема, цели урока.

- Исходя из содержания темы урока, сформулируйте задачи урока…(слайд)

IV. Усвоение новых знаний.

1. Организация мхов.

- К какой группе по уровню организации относят мхи? (высшие растения) - Почему мхи относят к группе высших споровых растений? (органы, ткани, размножение спорами)

- Проработав текст ,(стр. 73, абзац 2-3), конкретизируйте, о каких органах идет речь… (есть стебли, листья, ризоиды) .( слайд)

- Что же такое ризоиды, каково их назначение? ( нитевидные выросты клеток стебля, прикрепление и питание)

- Запишите в ТПО (стр. 43 упр. 96)

v Практическая работа

- рассмотреть растение мха с помощью ручной лупы, зарисовать увиденное (3 мин)

2. Среда обитания мхов.

v Загадка: Ни сучок ,ни листок, а на дереве растет (мох)

- Какой вопрос рассматривается в загадке? (среда обитания мхов)

- Ребята, где можно встретить мхи, где они произрастают.

- Что нового о мхах узнали из сказки?( о необходимости влажной среды обитания). ( стр. 73 абзац 4 )

- Для чего нужна им влага? (рост, размножение, расселение)

- Если с ростом и расселением понятно, то какая связь размножение с водой?

4. Систематика мхов. (слайд)

- Отдел включает 3 класса: Антоцеротовые ( слоевище); Печоночные (слоевищные и листостебельные); Листостебельные( листья, стебли), самые распространённые сфагновые( белые) мхи и зелёные с которыми мы и познакомимся

5.Сравнительная характеристика мхов.

v задание 4 (вопрос 5, стр. 76)

- проработав материал на стр. 73 – 75, заполните таблицу в вашем рабочем листе, которая поможет сформулировать ответ на вопрос…

признаки кукушкин лен сфагнум

из живых зеленых клеток

из живых зеленых и прозрачных мертвых клеток

v Самопроверка (слайд) , 6 баллов

v Физ. Минутка (мультролик).

Лесной лен не хвалён,

Синим глазом не глядел,

И коробка без семени,

Он совсем другого племени. (мох – кукушкин лен). -Какая информация заложена в загадке? (нет семян, т.к размножаются спорами, нельзя получить льняную ткань, т.к отсутствуют волокна механической ткани…)

-Выходит, что мхи бесполезны и ничего не значат в экосистеме земли и жизни человека?


6. Роль мхов в природе и жизни человека.

А) роль в природе (слайд)

V. Обобщение, закрепление.

1. ТПО, стр. 44, упр. 98 (словарная работа, составить 2-3 предложения)

2. Тестирование (задание №5) – 5 баллов

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

Моховые ковры . (сказка)

Давным-давно наряжала Матушка-природа Землю в платье зеленое. Взяла она себе в помощники солнышко ясное, дожди теплые да радугу-дугу прекрасную. Повсюду вырастили они деревья, кусты, травы да цветы. Только в северных краях почти ничего не выросло: слишком мало там было тепла и солнышка. В дремучих лесах земля тоже голой осталась, туда тоже солнышко пробиться не смогло.

Расстроилась Матушка-природа, не знает, что делать. Тут сестрица ее, Матушка-вода, ей совет дала:

—Ты, сестрица, должна посадить в этих местах такие растения, которые на самой бедной почве и в самых тяжелых условиях будут себя прекрасно чувствовать.

—Что ж это за растения такие? — удивилась Матушка-природа.

—Это мхи, сестрица. У них есть стебли и листья, но нет корней. Вместо корней выросты клеток. Без мхов в моем водном хозяйстве был бы страшный беспорядок. Они ведь живые регуляторы рек и ручьев. Мхи везде могут расти, лишь бы воды хватало. Вода им для роста нужна, размножения и расселения.

Подарила Матушка-вода своей сестрице споры мхов, и скоро все края холодные, от Арктики до Антарктиды, укрыла Матушка-природа зелеными моховыми коврами. Не было на земле ничего изящнее их удивительной зелени, расположенной то перышками, то спиральной лесенкой. Морозов они совсем не боялись. Осенью и зимой мхи покрывались множеством нитей, на концах которых созревали маленькие коробочки самых разных форм с крышечками. Внутри маленькие коробочки были наполнены зеленою пылью, спорами мха. Открывались крышечки, и разносили ветры споры по всему свету. Как только талая вода наполняла землю, прорастали споры мха в новые моховые подушки и ковры. Теперь Матушка-природа была спокойна за все свои земли.

Тем более, что вскоре стала получать она послания с благодарностями от зверей и птиц, больших и маленьких. Мох оказался прекрасной добавкой к их обедам и завтракам. Калорий в нем маловато, зато всегда он в избытке, особенно зимой, когда другой зелени не найдешь. Олени и мыши, глухари и куропатки, землеройки и травяные лягушки — все благодарили Матушку-природу за мох. Он не только подспорьем стал в голодное время, но и убежищем надежным для мелкой живности, и для гнезд прекрасным утеплителем.

А лесной этажный мох Матушка-природа особенно полюбила за его необыкновенную красоту и мягкость. Маленькие, ажурные, нежные веточки этого мха располагаются этажами друг над другом, чаще всего под елями. Для мышки красной полевки лесной мох лучший друг. Свою квартиру под корнями елей она выстилает его веточками. Его же на обед использует и заготавливает впрок на зиму. Если к весне запасов не хватает, принимается за моховую постель и съедает ее подчистую. Удобно, не правда ли?

Чем отличается сфагнум от кукушкина льна. различия, что общего .
Сфагнум (так же называемый белым мхом) и кукушкин лён (долгий мох) представители мохообразных, относящиеся к разным классам: Листостебельным мхам и сфагновым мхам соответственно.

сфагнум и кукушкин лён в лесу


фото: Мох Кукушкин лён и сфагнум в лесу


Обитают в пререулажнённых местах, кукушкин лён преимущественно под пологом леса, сфагнум как в лесу так и на болотах, в зависимости от видов. Болотные сфагнумы могут расти и на поверхности воды, благодаря этому на берегах заболоченых водоёмов может образовываться сплавина - плавучий растительный ковёр, или плавающие острова.
еловые леса образующие растительные сообщества с порслью кукушкиного льна (долгого мха) называются Ельники-долгомошники
Строение: Кукушкин лён и сфагнум это довольно крупные мхи, размеры обоих могут достигать 15-20 саниметров (размеры прочих мохообразных могут не превышать и нескольких миллиметров).
Оба мха не имеют настоящих корней как у высших растений, вместо корней у Кукушкина льна имеются ризоиды, удерживающие его на субстрате, и выполняющие функцию впитывания влаги, у сфагна, же, ни корней ни ризоидов нет, влагу он впитывает всей своей поверхностью. Нижняя часть его постепенно отмирает со временем образуя торф, в то время как верхняя часть постоянно нарастает.
Стебель у кукушкиного льна прямой, не ветвящийся, покрыт множеством листочков имеющим центральное ребро. У сфагнума стебель ветвистый, веточки располагаются мутовками, стебель густо покрыт мелкими, спирально расположенными листочками без центрального ребра.
Оба мха размножаются спорами, образуя коробочки со спорами - спорангии


Мох сфагнум с коробочками - спорангиями (Фото:Лена Куприкова)

Мох кукушкин лён со спорангиями (Фото:Лена Куприкова)

помимо полового размножения спорами, мхи могут размножаться вегетативно: кусочек стебля или листа может образовать новое растение.
В стеблях кукушкина льна имеется примитивная проводящая система, образованая удлинёнными, соединёнными друг с другум клетками. У сфагнума отсутствует специализированная проводящая система, зато сфагнум может впитывать большое количество воды, благодаря тому, что состоит из 2 типов клеток: узких сетчатосоединённых зелёных живых клеток, и расположенных между ними больших полых отмерших клеток в которых накапливается вода.

Хозяйственное значение: кукушкин лён используется в ландшафтном дизайне, волокно используется для составления почвосмесей для орхидей и некотрых редких декоративныых растений. Сфагнум образует торф являющйся незаменимым продуктом. торф является и ископаемым топливом, и сырьём для химической промышленности. так-же торф используется в качестве почвосмеси для овощеводства и цветоводства. Кроме этого сфагнум и кукушкин лён издавна на Руси применяется как утеплительный материал при строительстве деревянных изб и срубов

Значение в природе: Оба мха являются первичными почвообразователями - кукушкин лён дает так называемый грубый гумус, а сфагнум образует торф. Заросли кукушкиного льна и сфагнума способны задерживать большое количество влаги, кукушкин лён благодаря густой облиственности и сомкнутости дернины, а сфагн еще и благодаря пористой структуре
задерживая осадки такие заросли уравнешивают водный режим рек. Иногда способствуют заболачиванию лесных почв
В тундровой зоне моховой покров кукушкиного льна, наравне с лишайником ягелем поедается оленями.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Сфагнум Кукушкин лён Маршанция
Класс Сфагновые мхи Листостебельные мхи Печёночные мхи (Печёночники)
Местообитания На болотах и в лесу В лесу. На гарях, на вырубках В лесу. На переувлажнённых лугах
Крепление к почве Корней нет вообще. по мере роста нижняя часть стебля отмирает и оторфовывается корней нет, вместо них ризоиды ризоиды на нижней строне таллома
Стебель прямой с веточками прямой не ветвится вместо стебля горизонтальное плоское слоевище (таллом). ветвление дихотомическое
Листья простые треугольные, из одного слоя клеток,
на стебле и веточках различаются.
треугольные, из одного слоя клеток, одинаковые. есть центральные ребро листьев нет
Проводящая система отсутствует. есть омертвевшие полые клетки, которые впитывают воду примитивная. из специальных клеток отсутствует
Размножение спорами и вегетативно(частями растения) спорами и вегетативно спорами и вегетативно
Значение образует торф.
порой вызывает заболачивание лесов,
используется для утепления
используется волокно для почвосмесей,
участвует в зарастании лесных гарей и лесосек,
используется для утепления
в хозяйстве не востребована, в природе почвообразователь, питаются некоторые беспозвоночные

Маршанция печёночный мох


Печёночный мох Маршанция
фото: Наташа Печуркина

Дополнительно: Наука изучающая мохообразные называется Бриология.
В Новой Зеландии произрастает гигантский мох Dawsonia superba достигающий метрового размера (по некоторым данным от 60см до 150см)
Какие ещё мхи Вы знаете?
ответ: дикран, тортула, брий, аулакомний, абиетина пихтовидная, мний, фонтиналис, гипнум, риччия, маршанция.

Мхи или мохообразные – высшие споровые растения. Они имеют общие черты с водорослями, но устроены сложнее.

Общая характеристика

Мхи можно наблюдать в сырых местах, например, на болотистых почвах, корнях и стволах деревьев, иногда — на крышах домов, влажных камнях, кирпичах и т.п. Есть мхи, обитающие в водоёмах.


Замшелые камни у водопада

У мхов, в отличие от водорослей, можно выделить стебель и листья, хотя у некоторых видов (например, печёночных мхов) нет отдельных органов и тело представляет из себя слоевище, как у водорослей. В основном тело мхов состоит из фотосинтезирующей ткани.

У мхов нет корней. Их роль выполняют ризоиды. Как и у водорослей, они служат для прикрепления к почве или другой поверхности.

Размножаются мхи бесполым путём (при помощи спор), вегетативным (участками слоевища и стебля) и половым (при помощи гамет).

Обычно мохообразные – многолетние растения, похожие на траву высотой от 1 мм до 30 см. Некоторые виды водных мхов могут достигать 50 см в длину.

Как думаете, почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет развитой проводящей ткани и нет корней. Это значит, что мхи не могут передавать воду и питательные вещества от одних органов растения другим. Это ограничивает возможный размер растения. Кроме того, без корней, надёжно удерживающих растение в почве, те побеги мха, которые вырастают больше, быстро погибают от ветра и холода.

На этом видео показано, как мох впитывает влагу из воздуха. Мхи очень выносливы: они могут расти прямо на камнях, переносить засуху и оживать в благоприятных условиях буквально за считанные минуты.

Печёночные мхи

Печёночные мхи – мелкие и неприхотливые растения. Их можно встретить в любом уголке Земли, особенно хорошо им в влажных тропических лесах. Своё название они получили из-за того, что когда-то использовались лекарями для лечения заболеваний печени.

Тела печёночных мхов представляют собой слоевище неправильной формы; у некоторых можно выделить стебель и листья. У многих печёночников есть ризоиды.

Один из распространённых представителей печёночных мхов – маршанция. Маршанцию можно встретить даже в Антарктиде. В наших краях её нередко можно увидеть там, где нет никаких других растений – на стенах и крышах, в сырых и плохо освещённых местах.


Печёночный мох

Ещё одна из самых известных представителей печёночных мхов – риччия. Этот вид часто встречается в аквариумах, и его легко перепутать с водорослью. Тело риччии состоит из вильчато разветвлённого слоевища. Если ей хватает света, она разрастается у поверхности воды, образуя плотные подушки. Ризоидов у неё при этом нет, но если уровень воды понизится (как бывает в природных водоёмах), она способна их образовать.

Печёночные мхи могут размножаться как вегетативным путём (отростками), так и половым, так и спорами. На рисунке 1 показано строение печёночного мха. Как видите, у него, помимо слоевища и ризоидов, есть спорофит — орган, в котором вызревают споры. Спорофит состоит из ножки и коробочки, его строение мы подробнее рассмотрим немного позже.

ОсобенностиПредставители
Печёночный мохНебольшое тело, представлено слоевищем или стеблем с листьями.
Возможны ризоиды.
маршанция
риччия

На видео показано в ускоренном режиме разрастание слоевища печёночного мха.

Листостебельные мхи. Строение и размножение кукушкина льна

Скорее всего, вам случалось видеть кукушкин лён. Он растёт на заболоченных почвах, можно его встретить и на влажной земле лесов или рощ. По виду он напоминает маленькие ростки льна. Обычно он растёт густым ковром. В высоту стебельки могут достигать до 30 см.


Кукушкин лён

Каково строение кукушкина льна?

Но точнее будет сказать, что строение растения отличается в зависимости от поколения. Половое поколение называется гаметофит. На верхушках гаметофитов находятся половые органы мужского и женского типа. В мужских органах, развиваются подвижные половые клетки, гаметы, также называемые сперматозоиды.

У женских растений половые органы выглядят иначе (хотя без сильного увеличения это сложно понять). Они содержат женские половые клетки, яйцеклетки.

Для оплодотворения мху необходима вода. Для этого хватает росы или дождя. Капельки воды падают на верхушки мха, и половые клетки разных растений смешиваются. Происходит оплодотворение.

Рассмотрите коробочку со спорами на рисунке 3. В коробочках развиваются споры. Коробочка кукушкина льна накрыта специальным колпачком. Когда споры созревают, колпачок отпадает, и они высыпаются.

Так как кукушкин лён является многолетним растением, он растёт густо, сплошным ковром. Другим растениям, оказавшимся по соседству, не достаёт ни места, ни питательных веществ, так что кукушкин лён часто их вытесняет.

Рассмотрите рисунок и мысленно подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.

2. Женское растение

3. Коробочка в колпачке

4. Ножка спорофита

Ещё один интересный представитель листостебельных мхов – сфагнум.

Листостебельный мох сфагнум


Сфагнум

Сфагнум обладает сильно ветвящимся стеблем, а вот ризоидов у него нет. У большинства видов сфагнума и стебель, и веточки покрыты маленькими листочками. Листья расположены мутовчатым способом – то есть из каждого узла вырастает по несколько листочков. Под микроскопом можно рассмотреть, что каждый лист состоит из одного слоя клеток. Эти клетки могут быть двух различных типов: узкие зелёные и крупные прозрачные.

Рассмотрите лист под микроскопом на рисунке 4. В узких зелёных клетках содержатся хлоропласты. Эти клетки расположены вплотную друг к другу и образуют нечто вроде сеточки, покрывающей лист. В этих клетках протекает фотосинтез, образуются органические вещества, которые затем поступают в стебель.

Между этими зелёными клетками видны крупные клетки. Они прозрачные – в них осталась только оболочка с порами. Цитоплазма этих клеток разрушена, и через отверстия клетки заполняются воздухом или водой. Из них состоит до двух третей листа. Такие же прозрачные клетки с отмершей цитоплазмой покрывают стебли сфагнума.

Примечательно то, что сфагнум выделяет фенол – вещество, подавляющее развитие бактерий. По мере того, как сфагнум растёт, его нижняя часть постепенно отмирает. Отмершая часть оказывается у поверхности земли. Бактерий, способствующих размножению, там нет, а доступ воздуха ограничен молодыми листочками. Таким образом, отмерший сфагнум не гниёт, а превращается в торф.

Торф – очень интересная субстанция. В торфяной толще низкое содержание кислорода и мало бактерий. Это приводит к тому, что остатки древесных стволов и корней, останки погибших животных и даже пыльца сохраняются в торфе на долгие годы, иногда – на тысячелетия. В торфе иногда находят старинное оружие, лодки, тела людей, погибших в болоте столетия назад.

Как и кукушкин лён, сфагнум размножается спорами. Маленькие коробочки, в которых вызревают споры, располагаются на верхушках ветвей. На одном побеге сфагнума может быть несколько спорофитов на коротких ножках.

ОсобенностиПредставители
Листостебельные мхиТело представлено стеблем с листьями, возможны ризоиды.
После оплодотворения споры развиваются в спорофитах.
кукушкин лён
сфагнум

Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, на первый взгляд, не приносят пользы ни человеку, ни природе. Они затрудняют доступ воздуха к почве, в избытке удерживают воду, что ведёт к заболачиванию и закислению почв. Подобная почва неблагоприятна для большинства растений. Кроме того, мох конкурирует с другими растениями за воду и минеральные вещества, и многие растения неспособны выдержать эту конкуренцию.


Мох и росток хвойного дерева

Мох даёт укрытие для многих мелких живых существ – червей, насекомых, моллюсков. Водяной мох укрывает в своих зарослях икринки и мальков, улиток и прочих водных животных. Некоторые виды мха могут служить пищей для животных.

Также, как и другие растения, мох осуществляет фотосинтез, выделяя кислород в атмосферу и в воду.


Мох на коре дерева

Листостебельные мхи, особенно виды сфагнума, образуют торф, который люди используют как сырьё, удобрение и топливо.

Из торфа производят пластмассы, смолу, карболовую кислоту, древесный спирт, теплоизоляцию и другие материалы.

В прошедшие века люди находили для мха и другие способы использования. Например, при строительстве домов мхом закрывали щели между брёвнами. Это не только защищало от сквозняков, но и предотвращало гниение брёвен. Воздух, удерживаемый разветлёнными стебельками и веточками мха, помогал сохранить тепло.

Также мох использовался в лечении ран. Он хорошо впитывает и содержит антибактериальные вещества, поэтому в годы войн его иногда использовали для перевязок. Кроме того, из торфа и из некоторых видов мха изготавливают лекарственные средства.

Мох — важная часть природы. И хотя мохообразные малы и незаметны, они выполняют в природе свою уникальную роль.

Мхи растут преимущественно во влажной среде — в лесах, на болотах, на коре деревьев, на камнях. Мхи размножаются спорами, поэтому их относят к высшим споровым растениям .

Если мох состоит из стебля и листьев, то его называют листостебельным мхом . Один из самых известных зелёных листостебельных мхов — кукушкин лён . На верхушках растений у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.

У мхов нет проводящей ткани, они не могут проводить воду и питательные вещества на большое расстояние, поэтому они малого роста. Функцию корней выполняют ризоиды — выросты, при помощи которых поглощается вода и питательные вещества.

peat-gd81b391f1_640.jpg

Мох сфагнум с течением времени отмирает, утрамбовывается, и образуется торф. Этот процесс происходит очень медленно (слой торфа в \(1\) метр образуется в течение \(1000\) лет). Торф используют в качестве топлива, а также как удобрение для улучшения почвы, сырьё для получения пластмассы, древесного спирта, карболовой кислоты.

Лесной мох предотвращает быстрый отток осадков и талой воды, что защищает почву от высыхания. Мох предоставляет убежище мелким животным — моллюскам, паукам, насекомым.

В природных сообществах мхи могут привести к заболачиванию, так как сплошной покров на поверхности почвы задерживает влагу и препятствует проникновению воздуха.

Сфагнум (Sphagnum), род сфагновых, торфяных или белых мхов, включающих 320 видов, 42 из которых распространено на территории России. Большая их часть болотные мхи, растущие плотными густыми скоплениями, в виде густого ковра или крупных подушек. Произрастают они и во влажных лесах, но гораздо реже. Наиболее часто их можно встретить в лесной и тундровой зоне Северного полушария, высокогорной зоне Южного полушария и реже на равнинах умеренного пояса.


Сфагнум типичен для торфяных болот. Здесь он не только преобладает среди всех других растений, но и определяет условия их жизни. Поэтому такие болота еще называют сфагновыми.

Ботаническое описание

Если описывать внешний вид сфагнумов, то это мягкие, рыхлые, листостебельные мхи, в зависимости от вида имеющие окраску от зеленоватой до красной. Отличаются прямостоячими разветвленными мягкими стеблями. Ветви на стеблях располагаются пучкообразно, Веточные и стеблевые листья однослойные, язычковые, состоят из чередующихся водоносных и хлорофиллоносных клеток. Наличие побегов ― множественное. Есть ли у торфяного мха корни? Несмотря на то, что это растение высшее, а не низшее, у него нет цветов, корней и проводящей системы.

Если рассматривать предросток сфагнума под микроскопом, видно, что его клетки двух видов. В верхней части ― зеленого цвета, они участвуют в фотосинтезе. В нижней части ― белесые, именно они накапливают и удерживают воду и дали ему еще одно название ― белый мох.

Размножение

Все виды ― споровые многолетники, имеющие два поколения. В жизненном цикле мха сфагнума доминирует гаплоидный гаметофит. Благоприятными условиями для оплодотворения является только водная или сильно увлажненная среда. Спорообразование происходит в спорофитах, состоящих только из ножки и коробочки для спор, которых в спорофите (спорогоне) может быть от 20 до 200 тысяч, а на одном квадратном метре болота – до 15 миллионов. При этом у сфагнума однодомные и двудомные (женские и мужские) гаметангии располагаются на разных побегах. В июле, когда стоит сухая и теплая погода, коробочка как бы взрывается, и споры разносятся на большие расстояния ветром или потоками воды.

Говоря о том, как размножается сфагнум, нельзя упомянуть и второй после спорообразования механизм ― вегетативный, бесполый. Его вегетативное размножение происходит участками стебля или ветвей и эффективно на небольших расстояниях.

Питание

Это растение ― автотроф, а не гетеротроф. Поэтому ответ на вопрос о том, как питается торфяной мох сфагнум, однозначен ― с помощью фотосинтеза, синтезируя органические вещества из неорганических (воды и углекислого газа). Он может поглощать и удерживать углекислый газ и влагу, масса которых может превышать массу сухого сфагнума в 12- 25 раз в зависимости от его биологического вида.

В мировых запасах сфагнового торфа и мха содержится большее количество углерода, чем в любом другом виде растений.

Видео

Ботаническое описание сфагнума

Этот мох относится к семейству Сфагновых. В литературе также встречается название “Белый мох”. Так растение прозвали из-за его свойства менять цвет при высыхании — с зеленого он превращается в белый.

Всасывает воду всей своей поверхностью, корней не имеет, прикрепляется к почве нижней частью стебля. Как и все мхи, очень живуч и неприхотлив к условиям жизни.

В высоту растение достигает до 20 см, стебель ветвистый. Листья маленькие, без жилок, светло-зеленые.

Размножается сфагнум посредством слияния антеридии и архегонии, которые располагаются на верхушках отдельных скрученных стеблей. После слияния образуется спорофит.

Способы использования

Есть различные способы использования, вот несколько из них:

Добавление в почву

Как уже было сказано, сфагнум делает почву рыхлой, легкой и регулирует влагу. Нужно знать некоторые правила использования: белого мха в грунте должно быть не более 10 процентов, так как растение повышает кислотность почвы. Но также следует помнить, что, например, фиалкам это будет очень кстати.

Использование для клубней и луковиц

Белым мхом можно оборачивать клубни и луковицы теплолюбивых растений. Это надолго убережет их от загнивания и высыхания. Цветы доживут до весенней посадки, ведь им будут не страшны серая гниль и плесень.

Обкладывание горшка

Обкладывание цветочного горшка сфагнумом обычно используют для цветов, которые требуют повышенной влажности. Мох хорошо удерживает влагу в почве, а часть воды испаряет, отдавая влагу кроне, что тоже хорошо сказывается на растении. Однако к обычным цветам такой способ применять не стоит, много влаги может им навредить. Но, например, собираясь в поездку на неделю, мох может быть очень кстати. Обложив грунт и полив цветок, влага останется в нем еще на 7-10 дней.

Укоренение черенков и листьев

Укоренение с добавлением сфагнума в почву (1:1) предотвращает загнивание черенков и листьев. Затем, при пересадке, используют мох в соотношении 1:3. Таким способом чаще всего пользуются, когда речь идет об орхидеях и фиалках. Суккулентам же, напротив, такой метод не подойдет.

Как вырастить сфагнум

Сфагнум, как и почти любое растение, можно вырастить самостоятельно и использовать затем не только в качестве полезной добавки к почве, но и как декоративную единицу. Плотное мягкое покрытие жизнерадостного изумрудного цвета и значительно украшает и окультуривает ландшафт садового участка.

Для посадки нужно приготовить смесь из измельченного мха и ингредиента, который послужит для него питательной средой. В этом качестве подойдет любой кисломолочный, обязательно натуральный, продукт, например, йогурт или кефир. На два стакана жидкости нужно взять один стакан измельченного мха. В результате консистенция смеси должна быть такой же, как у нежирной сметаны.

Как вырастить мох в домашних условиях

Возьмите кисточку из натурального ворса, обмакните ее в смесь и нанесите ее тонким слоем, избегая подтеков на место, где планируется вырастить мох (стена, камень, кирпичная кладка и тому подобное). Желательно, чтобы поверхность была зернистой, шероховатой.

Посадку нужно регулярно опрыскивать водой комнатной температуры, первые 3 недели каждый день, затем частоту опрыскиваний можно сократить до 1 раза в 3 дня.

Мох сфагнум выращенный в домашних условиях

Мох сфагнум выращенный в домашних условиях

В первые недели молодой мох будет напоминать тонкую пленку зеленоватой плесени. К ней нужно относиться бережно, оберегая от истирания. Прижился ли сфагнум, окончательно станет понятно примерно через 6 недель. Участки, на которых пленка не будет расти и развиваться обновляют, нанося на них свежеприготовленную смесь.

Как вырастить мох в саду

Посадочный материал для выращивания в открытом грунте готовится точно так же, как описано выше. Оптимальное время для посева ― осень. Посадку и уход проводят, соблюдая следующие правила:

  • Участок под посадку должен быть затененным. На открытых ветрам и солнцу местах мох быстро высыхает и не приживается.
  • Рельеф поверхности может быть любым. Пред посадкой ее необходимо очистить от мусора, листвы, веток, камешков.
  • Мох приживается не только на натуральных поверхностях, но и на искусственных, например, тротуарной плитке или декоративных камня. Главное условие ― шероховатость поверхности, иначе не произойдет ее сцепления с питательной смесью.

Еще один способ развести мох сфагнум на дачном участке ― вырезать кусочек дерна со мхом и перенести его в садовую землю на затененное и влажное место или в поддон с теплым торфом и ежедневно поливать. Сфагнум не ядовитый, поэтому брать его можно голыми руками.

Читайте также: