Бабаева т и совершенствование подготовки детей к школе в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова Евгения Павловна

В данной статье рассмотрена проблема психофизиологической готовности детей старшего дошкольного возраста к письму. На сегодняшний день серьезноe внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины уделяется 5 6-летним детям. Данный возраст рассматривается как переходный от старшего дошкольного к младшему школьному (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) Следует отметить, что одним из немаловажных аспектов развития ребенка в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики , координации движений ладони и пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5 6 лет не теряет актуальности. Это связано как с психофизиологическими особенностями детей, так и с самим процессом письма.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акимова Евгения Павловна

Рекомендации для учителей-дефектологов и воспитателей по организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Акимова Евгения Павловна

воспитатель, ДОУ № 91 г. Липецк, РФ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ

В данной статье рассмотрена проблема психофизиологической готовности детей старшего дошкольного возраста к письму. На сегодняшний день серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины уделяется 5 - 6-летним детям. Данный возраст рассматривается как переходный от старшего дошкольного к младшему школьному (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) Следует отметить, что одним из немаловажных аспектов развития ребенка в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики, координации движений ладони и пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5 - 6 лет не теряет актуальности. Это связано как с психофизиологическими особенностями детей, так и с самим процессом письма.

Дошкольный возраст. Готовность к школе. Мелкая моторика. Графические навыки. Навыки письма.

буквенный состав слов. Ребенок правильно располагает лист (под наклоном), склоняется над тетрадью, во время письма предплечья обеих рук лежат на столе, опора на локоть ведущей руки, работают только пальцы, мышцы запястья, ведущая рука прикрывает нижнюю часть тетради, осанка ровная, позвоночник не деформируется.

ориентиров движения, включение в общий контекст деятельности с высокой игровой мотивацией [2, с. 67]

Таким образом, можно сказать, что в воспитании и обучении дошкольников и письму, и чтению, важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок переживает огромные трудности, и для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. Использование современных технических средств, постоянное их использование в работе с детьми, понижает готовность ребенка. Следовательно, работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Список использованной литературы:

1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - Л., 1990. - 81с.

3. Багатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошк. восп. - 1987. № 8 - с. 49-52.

4. Большакова С.Е. - Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: сборник научных трудов / Акад. пед. наук СССР, Ордена "Знак почета" науч.-исслед. ин-т дефектологии; [под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. - М.: Издательство АПН СССР, 1989

5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти). - СПб. 2003.

© Акимова Е. П., 2017

Бассараб Светлана Николаевна

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования.

Личность, культура, этнические особенности, социализация, национальные традиции, родной край,

Цель диагностики – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

􀀹 физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

􀀹 психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

􀀹социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);

􀀹дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Современные формы сотрудничества детского сада и семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Систематическая работа педагогов подготовительной группы способствует повышению интереса родителей к воспитанию при подготовке ребёнка к школе, их ответственности, росту педагогических знаний и умений, то есть повышению культуры. Очень важно, чтобы детский сад способствовал формированию у отцов и матерей тех качеств, которые необходимы для представителей школьной родительской общественности.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр. Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Наглядная пропаганда.

Дни открытых дверей.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

. Папки-передвижки

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

как организовать игровой уголок дома;

краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

рекомендации по руководству детской игрой в семье;

список рекомендуемой литературы.

Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний. Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения. Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания. Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения. Вопросники могут быть разного плана. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания. Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования.

Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

Руководителю дошкольного учреждения и воспитателю подготовительной к школе группы необходимо с самого начала учебного года организовать работу с семьями своих воспитанников использовать все формы работы с родителями для того, чтобы помочь им уяснить задачи и специфику обучения и воспитания детей седьмого года жизни, подготовки их к школе в современных условиях. Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между детским садом и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей


Одной из задач по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Для начала стоит отметить, что подразумевается под самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

А. И. Савенков трактует понятие самостоятельность как личностное свойство, которое предполагает:

Во-первых — независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения;

Во-вторых — ответственность за свои поступки и их последствия;

В-третьих — внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно [2]

Н. А. Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка. Мотивы ее возникновения не всегда и не сразу очевидны, и на первый план выступает её спонтанный характер. Также она выделяет, что если выявить мотивы и источники становления этой деятельности, то может, будет найти приемы косвенных воздействий, способствующих развитию детской инициативы. [3]

В деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала под самостоятельностью понимается умение ребенком, по своей инициативе изготавливать картинки к сказкам, счетный материал для игры в школу, каталог одежды и др.

Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Научные данные свидетельствуют, что к концу дошкольного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в игре, познании, труде и в общении. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Опыт самостоятельной творческой деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах. [1]

Необходимо обозначить структурный подход к самостоятельной деятельности, её сущность. Первоначально у ребенка наблюдается возникновение потребности к самостоятельной деятельности. Безусловно, самостоятельная деятельность ребенка состоит из действий направленных на достижение потребности, цели.

Как показывает наблюдение, необходимо целенаправленно обогащать художественные впечатления ребенка, развивать навыки ручной умелости, знакомить с различными художественно-творческими материалами. Всё вышеперечисленное является источником проявления самостоятельности детей при изготовлении учебно-дидактического материала.

Безусловно, немаловажным фактором в проявлении самостоятельной деятельности детей в процессе изготовления учебно-дидактического материала является организация целенаправленной образовательной деятельности. Если в процессе организации образовательной деятельности у детей развиваются способы самостоятельных действий (в вырезании, приклеивании, рисовании отдельных элементов и др.), то в дальнейшем они по собственной инициативе в свободной деятельности выражают желание и проявляют интерес к изготовлению учебно-дидактического материала. Поэтому в образовательной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала необходимо расширять знания, умения детей, чтобы они смогли их перенести в самостоятельную деятельность.

Педагог может рядом наблюдать за деятельностью детей, по необходимости оказывать помощь, для поддержания интереса детей к самостоятельной деятельности. Бывают такие моменты, когда дети встречаются с трудностью в процессе самостоятельной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала, и если не получают определенной поддержки со стороны взрослого, данная деятельность бросается и ребенок не хочет к ней более возвращаться. Таким образом, получая негативный опыт, самостоятельная деятельность детей по изготовлению учебно-дидактического материала угасает.

Таким образом, можно отметить, ценность самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста по изготовлению учебно-дидактического материала, которая заключается в побуждении их к активной жизненной позиции. Дети проявляют организаторские и творческие способности. Между детьми устанавливаются деловые отношения, они учатся договариваться. Происходит творческое самовыражение каждого ребенка. А также дети стремятся в деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала проявлять свою самостоятельность вновь и вновь.

1. Бабаева Т. И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе/ Т. И. Бабаева // Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. статей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

2. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб.: Питер, 2004.

3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1980.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-дидактический материал, ребенок, самостоятельная деятельность детей, самостоятельная деятельность, дошкольный возраст, изготовление, деятельность детей, образовательная деятельность, самостоятельная творческая деятельность, цветочная поляна.


Одной из задач по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Для начала стоит отметить, что подразумевается под самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

А. И. Савенков трактует понятие самостоятельность как личностное свойство, которое предполагает:

Во-первых — независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения;

Во-вторых — ответственность за свои поступки и их последствия;

В-третьих — внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно [2]

Н. А. Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка. Мотивы ее возникновения не всегда и не сразу очевидны, и на первый план выступает её спонтанный характер. Также она выделяет, что если выявить мотивы и источники становления этой деятельности, то может, будет найти приемы косвенных воздействий, способствующих развитию детской инициативы. [3]

В деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала под самостоятельностью понимается умение ребенком, по своей инициативе изготавливать картинки к сказкам, счетный материал для игры в школу, каталог одежды и др.

Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Научные данные свидетельствуют, что к концу дошкольного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в игре, познании, труде и в общении. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Опыт самостоятельной творческой деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах. [1]

Необходимо обозначить структурный подход к самостоятельной деятельности, её сущность. Первоначально у ребенка наблюдается возникновение потребности к самостоятельной деятельности. Безусловно, самостоятельная деятельность ребенка состоит из действий направленных на достижение потребности, цели.

Как показывает наблюдение, необходимо целенаправленно обогащать художественные впечатления ребенка, развивать навыки ручной умелости, знакомить с различными художественно-творческими материалами. Всё вышеперечисленное является источником проявления самостоятельности детей при изготовлении учебно-дидактического материала.

Безусловно, немаловажным фактором в проявлении самостоятельной деятельности детей в процессе изготовления учебно-дидактического материала является организация целенаправленной образовательной деятельности. Если в процессе организации образовательной деятельности у детей развиваются способы самостоятельных действий (в вырезании, приклеивании, рисовании отдельных элементов и др.), то в дальнейшем они по собственной инициативе в свободной деятельности выражают желание и проявляют интерес к изготовлению учебно-дидактического материала. Поэтому в образовательной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала необходимо расширять знания, умения детей, чтобы они смогли их перенести в самостоятельную деятельность.

Педагог может рядом наблюдать за деятельностью детей, по необходимости оказывать помощь, для поддержания интереса детей к самостоятельной деятельности. Бывают такие моменты, когда дети встречаются с трудностью в процессе самостоятельной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала, и если не получают определенной поддержки со стороны взрослого, данная деятельность бросается и ребенок не хочет к ней более возвращаться. Таким образом, получая негативный опыт, самостоятельная деятельность детей по изготовлению учебно-дидактического материала угасает.

Таким образом, можно отметить, ценность самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста по изготовлению учебно-дидактического материала, которая заключается в побуждении их к активной жизненной позиции. Дети проявляют организаторские и творческие способности. Между детьми устанавливаются деловые отношения, они учатся договариваться. Происходит творческое самовыражение каждого ребенка. А также дети стремятся в деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала проявлять свою самостоятельность вновь и вновь.

1. Бабаева Т. И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе/ Т. И. Бабаева // Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. статей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

2. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб.: Питер, 2004.

3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1980.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-дидактический материал, ребенок, самостоятельная деятельность детей, самостоятельная деятельность, дошкольный возраст, изготовление, деятельность детей, образовательная деятельность, самостоятельная творческая деятельность, цветочная поляна.

Читайте также: