Ая ганга трава описание

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Фильм выложили в Интернет только 21 декабря, хотя его официальная премьера состоялась 9 декабря в Национальной библиотеке РБ в рамках литературно-музыкального вечера, посвященного 80-летию со дня рождения поэта.


Режиссёрами фильма стали Артем Баскаков и Олег Коба. Оператор - Арсалан Рабданов. Звучит в фильме музыка композитора Балданцэрэна Баттувшина.


В главной роли поэта снялся актер Константин Осодоев, также роли сыграли Бато Борхоев, Баста Цыденов, Дугарма Гыдыпова.


Дондок Улзытуев - один из ярких бурятских лириков ХХ столетия, чье творчество оказало большое влияние на всю бурятскую поэзию.


Автор свыше 20 поэтических сборников, изданных в Улан-Удэ и Москве. Стихи и поэмы Дондока Улзытуева были переведены на русский язык. В том числе поэтический перевод нескольких из них выполнил известный российский поэт Евгений Евтушенко.

Один из самых популярных стихов поэта (как раз в переводе Евтушенко):

Вы слыхали когда-нибудь
О траве голубой - ая-ганга?
Ее имя, как отзвук
Старинного медного гонга.
У нее суховатые
Колкие стебли,
От нее синеватые
Наши бурятские степи.

Есть обычай такой:
Обживая жилище свое,
Скотовод зажигает
У входа в жилище ее.
И пока он сидит,
С гостями беседует,
Ая-ганга курится
Дымом бессмертия.

Дым и горек до слез,
Дым и сладок до слез,
И сегодня я вам
Ая-ганга принес.

***
По страницам рассыпал я эту траву,
В этом запахе то, чем дышу, чем живу,
Если хочешь, мой друг, привезу я с собой
Много-много пахучей травы голубой…

Дондок Улзытуевай түрэһөөр 70 жэлэй ойдо зорюулагдаһан дурасхаалай үдэшын ябасын хубаариин автор - Николай Шабаев, найруулагша - Цырендоржо Бальжанов.


Д. БОЧИКТОЕВ : Дуулана

ХҮБҮҮН: (Наадажа ябана)

. Үхибүүн балшар наhандаа,
Үльгэр шагнан ябахадаа
Үндэр наhата дуушадай
Үгэлхые анжаал hэм.
Долоотойхон наhандаа,
Долорходожол ябахадаа,
Долоон суглаа мүшэдэй
Домоглолы соносоол hэм.

АРТИСТ: (Миндаhан дээрэ ?)

(Цыден Цырендоржиев) Газар оёортой, шулуун зуухатай,
Ганса онигор сууха сонхотой
Орбогор харахан зэмьеэ соохоно
Оршолон дэлхэйдэ түрэлэйлби;
Хони, малай маараан соохоно
Хонгёо шангаар сошон уйлажа,
Хохир дээрэ уналайлби.

АРТИСТ: Эхэ тухай шүлэг

АРТИСТ: (Тайзан дээрэ гараад дуулана. Эндэ эжын образ)

Ургы ногоон ургахал даа,
Уhанай шубууд ерэхэл даа.
Уурагшни дэлбэрхэл даа,
Урдаhаашни юуншни угтахаб даа.
Тээгэ, тээгэ, тээгэ, тээгэ.
Хүйтэн хабар үнгэрхэл даа,
Хүхы шубуун доргодохол даа.
Хүхэншни дэлбэрхэл даа,
Хойноhоошни юуншни дахахаб даа.
Тээгэ, тээгэ, тээгэ, тээгэ.
Хадын ногоон халюурхал даа,
Халуун нажар болохол даа.
Хариhан шубууд бусахал даа,
Хангай ехэ бэлшээридэ
Хажуудашни юуншни ябахаб даа.
Тээгэ, тээгэ, тээгэ, тээгэ.

ХҮБҮҮН: (Наадажа ябана, hүүхирнэ, гүйнэ, собхорно, тэрээн хоорондоо шүлэг хэлэнэ)

. Элдин сагаан hужаагаар
Ээрэмшээжэ ябахадам,
Эреэн соохор шубууды
Эшхээхэдэжэ ябахадам,
Үндэр наhатай Шойсорон
Үнсэн hуужа хэлээ hэн:

(Зали) Сайн байна, хүндэтэ нүхэд. Та олон нүхэдтөө сэдьхэлэй гүнhөө амар мэндэеэ айладхажа байнаб, тогтоогыт даа. Буряад орон хангайдамнай тэнгэриин мүшэндэл нэгэтэ ялас гэжэ мүндэлөөд, удааншье носонгүй халижа залирhан агууехэ шүлэгшын алдар нэрыень нэрлэжэ, дурсажа тараха зорилготой энэ үдэшэ сугларба гээшэбди. Иигэжэ наашаа субажа, эндэ сугларhан таанартаа баяртай байнаб, hайнта даа. Дондог Улзытуев Буряадаймнай түүхэдэ оройдоол гансахан, богонихон наhандаа яhалашье ехэ юумэ хэжэ үрдиhэн, түрэл арадаа, түрэл дайдаяа газар дэлхэйдэ мэдүүлжэ, шүлэг бүхэндөө магтан түүрээжэ, hайхан сэдьхэлээрээ hайхан тээшэ бултыемнай уряалжа ябаhаар мүнхэрөө, гэбэшье байгуулhан зохёолынь тэрэл хэбээрээ, мүнөөшье удха шанараа алдаагүй, жэлhээ жэлдэ хүсэ нэмэжэ, агууехэ үнэн тээшэ, арюун hайхан байдал тээшэ маанараа дахуулжал ябана ха юм даа.

Иимэ үндэр заяатай, үндэр нэрэтэй хүбүүтэй байhандаа омогорхохо ёhотойбди, Дондог Аюшеевич арайхан лэ яаража алтан дэлхэйhээ халижа ошоо, мэндэ ябаа hаа мүнөөдэр 70 наhатай сарюун үбгэжөөл энээхэн тайзан дээрэ маанарайнгаа амаршалга тогтоожо, тэрэл хэбээрээ тэбхыжэ hуухал hэн даа.

АЙЛШАД: Дурсалгын үгэ хэлэнэд

АРТИСТ: . Шибертуй, родное село.

АРТИСТ: Вы слыхали когда-нибудь
С. Г. Рыжов О траве голубой — ая ганга?
Её имя —
Как отзвук старинного медного гонга.
У неё суховатые
Колкие стебли.
От неё синеватые
Наши бурятские степи.
Есть обычай такой —
Обживая жилище своё
Скотовод зажигает
У входа в жилище её.
И пока он сидит,
С гостями беседуя,
Ая ганга курится
Дымом бессмертия.
Дым и горек до слёз,
Дым и сладок до слёз.
Посмотрите —
Я вам
Ая ганга принёс.
По страницам
Рассыпал я эту траву.
В этом запахе
То, чем дышу и живу.
Если хочешь, мой друг,
Привезу я с собой
Много-много
Пахучей травы голубой.

Б. Дамбаев,
Ж. Динганорбоева Дуулим hэрюухэн hүниин тэн
Дууран, маряаhаар ерээ.
Уудам нугаараа хүхын дуун
Дуудан хэниишьеб эрьеэ.
Дуудан хэниишьеб эрьеэ гү? —
Зүүдэн hэмээхэн сэлмээ.
Айдар шамайем нэрлээ гү? —
Найдал досоомни hэргээ.
Аажам энээхэн hүниие
Аалин гансааран манааб.
Һайхан шарайеш, нюдыеш
Гайхан мүнөөдэр hанааб.
Гайхан мүнөөдэр hанаа гүб? —
Байхал наhаараа hанааб.
Һайхан шарайдаш hаргаа гүб? —
Һайхан hанаандаш hаргааб.

АРТИСТ: Не время писать эпопеи,

ГРДТ Как древние греки писали,
Не время писать эпопеи,
Слова расщепляя, как атом,
Ведь слово нашей эпохи
Может в сердцах миллионов
Новой энергией стать!
Поэты нашей эпохи —
Действующие вулканы!
Цветы рождают слово,
Металл рождает слово,
Ливень рождает слово,
Слова собирает поэт.
Он в сердце их накопляет,
Но когда им становится тесно,
Они из кратера сердца
Вырываются неудержимо
И одухотворяют природу.
О, сколько противоречий
Вместилось в груди поэта!
Цветы и металл — я верю! —
В горячей груди поэта
Станут единым сплавом!

АРТИСТ: ЗАХААМИН ТУХАЙ ШҮЛЭГ ОЛОХО.
ҮРГЭЛЖЭЛЭЛДЭНЬ:

. Сахир нютагай хүбүүдэйнь hайхан,
Сагаан-Мориной басагадайнь hайхан. (М. Самбуев)
(Дондог Аюшеевич Сагаан-Мориной хүрьгэн бэлэй даа)

АРТИСТ: . Сэдьхэлэйм гүнзэгы удхые
Сэгнэжэ хүсэд ойлгоогүй,
Гансахан hанаатайш ябахадам
Гасаалжа намаяа голоогүй
Этигэл, найдалайм тулга —
Эжэл хайрата нүхэрни,
Энээхэн наhанайм аялга —
Энэрхы ганса амарагни.

АРТИСТ: Шинии мүшэн минии мүшэнтэй тохёогоо,
Туяна Шэбшэжэл ябанаб гансал шамай зосоогоо.
Бальжанова Шинии мүшэн минии мүшэнтэй тохёогоо,
Шэдитэ дуранай ошо бадарган носоогоо.
Шинии мүшэн минии мүшэнтэй тохёогоо,
Шэбэнэн дуулгажа, сэдьхэлэйнгээ дохёо үгөө.
Шинии мүшэн минии мүшэнтэй тохёогоо,
Шэнэлэн жаргаха наhыемнай зохёогоо.

АРТИСТ: . Урал дээрэшни
Солбон Ургаал дурамнай.
Субботин Ургаал дурамнай —
Урихан сэсэгнай.
Уурлаад, инагни,
Уралаа бү хазыш!
Улаахан хонхыень,
Дэльбыень гамныш.

Дуушан
Шулуун дээгүүр миралзаад,
Шугын горхон хайнагтаа.
Халуун зүрхым шатааhан
Халюун нажар хаанаб даа?

Сэлгеэ hарын толондо
Сэнгүү хаhам hанагдаа.
Аяар холо мордоhон
Айдар гансам хаанаб даа?
Харгын хоёр далангаар
Хонхо сэсэг хэнзэлээ.
Уужам Буряад нютагтам
Утын намар мүндэлөө.

АРТИСТ: Аглаг сэнхир
Баярто Адуун талым
Ендонов Аригуун охин,
Амгалан сагаан
Магтаал дуунайм
Аялгын эхин.
Ганга жалгын
Анхилаанай
Гашуун хангал,
Ганган гуа эжынэрэйм
Галша заншал;
Амитан бүгэдын
Амисхаалда аятай hайхан.
Алтарганын үүри болон
Амаржаhан,
Арад зонойм
Юрөөл болон,
Алдаршаhан
Ая ганга, Ая ганга!


Дамбадугар
Бочиктоев Үүрэй сайхын урда тээ
Үүдээ сэлин гаралайлши.
Мүнгэн сагаан хюруу дээр
Мүрөө гарган ябалайлши.
Холын холо нютагтаа
Хотон айлаа hанахалши.
Буурал хүгшэн эжыдээ
Бусажа hөөргөө ерэхэлши.

Тэнжэн үдэhэн дайдашни
Тэрэл зандаа хэбтэхэл.
Тэнигэр ехэ тайгашни
Тэрэнгеэрээ угтахал.
Сахилзата талашни
Сагаалхиhаар үлэхэл.
Сагай шэрүүн урасхал
Шамай гансал hэлгэхэл.
Арбан үнгын амисхаал —
Аглаг тоонто Шэбэртэм.
Элинсэгэй дурасхаал —
Элдин Бэлшэр, Дабаатам.

АРТСИТ: Бамбагар хуурай хүбхэн дээрэ
Болот Балшар наhаяа hэргээжэ,
Динганорбоев Хангай ехэ Хайрангын
Хангал бэедээ шэнгээжэ,
Шэнэhэн тужын соорхой соо
Шэлбүүhэн отог обоолоод,
Газарай амисхаал шагнаархан,
Гансаарханаа хэбтэhэйб.
Намаа набшын hабинаан дор
Налгай зүүдэ манахалби,
Намжаа ногоон үглөөгүүр
Наранай гарахы харахалби.
Хүхэнэн, хүхэнэн гуниглааша
Хүхын дуута hүнинүүдые,
Хүхэрэн, хүхэрэн манатааша
Хүнтэйн аглаг хадануудые
Харахан алаг зүрхөөрөө
Харан, шагнан hуухадаа,
Аалин, аалин гүнгэнэжэ,
Аман соогоо дуулахаб даа.

Намхайн
Мүнхзул Хүхын дуунай аялга
Хүбшэ тайгаар зэдэлбэ.
Хүрин алаг зүрхыем
Хүнэй гуниг эзэлбэ.
Эдир залуу наhамни
Энхэ байхаа яагааб даа.
Эжы, аба хоёрни
Мүнхэ hуухаа яагааб даа.
Сагай дүрбэн эрьюулгэ
Сахариг болоод үнгэрнэ.
Сарюун наhанайм эрьюулгэ
Дуулан, жэргэн үнгэрнэ.

АРТИСТ: О, Байкал, глаза моей горной страны,
ВСГАКИ Я пришёл из далёкого далека.
Над тобой скачут скакуны,
По тебе плывут облака.
Я скучал посреди городов
По твоей упругой волне.
И вся сила напевных слов
Пробудилась во мне.
О, Байкал, привёз тебе низкий поклон
И от Волги, и от белокурых берёз.
О, Земля дедов и отцов,
Я вам сердце своё привёз.


ГОЛОС Д. УЛЗЫТУЕВА: Гэсэрэй түүхые
Гэрдэжэ ерэhэн лэ
Буряад хэлэмнай.
Гэрэлтэ мүшэдые
Дамжажа ерэhэн лэ
Буряад хэлэмнай.
Сагаадай Мэргэнэй
Самсаал hэлмэдэл,
Ногоодой Сэсэнэй
Номин бэлигтэл
Буряад хэлэмнай.

Түмэн зонойнгоо Саашань Иван
Түүхэ сахинхайл, Цыбикжапов уншана
Түрэ хуримайнь
Түүдэг болонхойл
Буряад хэлэмнай.
Баатарлиг ажалайнь
Магтаал дууданхайл,
Бата жаргалайнь
Баримта болонхойл
Буряад хэлэмнай.
Хонгёо дуунай
Жэгүүр эдлэнхэйл,
Хорвоо түбеэр
Мүнөө зэдэлэнхэйл
Буряад хэлэмнай.
Хоног бүридэ
Улам хүгжэнхэй,
Холын холые
Зорин гаранхайл
Буряад хэлэмнай.

АРТИСТ: Намарай ольбоной унахада

Цыден Набша ногоон хагдардаг.
Цырендоржиев Алаг сэсэгэй намаан дорохоно
Алтан зүгы хосордог.
Намарай ольбоной унахада
Наhанай ошоhон элихэн байн.
Хилэн харахан hаншагташ
Хирмэн саhан унажал байн.
Сагай эрхэ хэсүү даа,
Шамай, намай илгаагүй.
Мүшэн сэнхир замбидаш
Мүнхэ наhа олгоогүй.

Энэ хүрэтэр, шүлэгүүдэй хажуугаар, дуушад О. Аюрова, В. Цыдыпова, Н. Мүнхзул, Б-Х. Аюшеева, Д. Дугданова гэгшэд, тиихэдэ манай артистнар дээрэ нэрлэгдэhэн дуунуудые
Үндэhэтэнэй номой hангай гэрэл зурагууд хүгжэм болон шүлэгүүд дээрэ харуулагдана. (Энээндэ тус номой hангай Хизаар ороноо шэнжэлгын таhагай толгойлогшо Оюн Жимбиевна Рыгзенова харюусалгатай)

ФИНАЛ: (Уйдхартайхан хүгжэм доро)

Туяна Бальж-ва Хадын саhанай хайлаха сагта
Хайлгана шубуун уйлахал.
Хайлгана шубуунай уйлахада
Хайрата намаяа hанаарай.

ВСГАКИ Когда растает снег в горах,
Когда в холодной синеве
Заплачет птица Хайлгана,
Ты вспомни обо мне.

Солбон Субботин Сэнгүү нажарай сэлмэг hүни
Сээжэ зүрхэнш долгисохол.
Сээжэ зүрхэнэй долгисоходо
Сэдьхэжэ намаяа hанаарай.

ВСГАКИ Когда дожди пройдут в лесах,
Когда заплачешь по любви
С тоской и нежностью в глазах, -
Ты вспомни обо мне.

Баярто Ендонов Залуу наhанай залираагүйдэ
Заяата нэгые золгожо болохош.
Заяата нэгые золгоошье бол
Заатагүй намаяа hанаарай.

ВСГАКИ Пока весна горит в глазах,
Ты повстречаешь на земле
Кого-нибудь, но всё равно
Ты вспомни обо мне.


Цыден Цырен-в Үндэр наhанай эрмэг гэшхэн,
Үргэжэ ашанараа, hуухал байхаш.
Үргэжэ ашанараа hууха үедөө
Үгылжэ намаяа hанаарай.

ВСГАКИ Когда устанешь и уйдёшь
В страну теней,
То в той стране
Под сенью вечности своей
Ты вспомни обо мне. (пауза)

Дамбадугар Боч-в Һүрмэн хара нюдөө анижа,
Һүүдэртэ орохо саг ерэхэл.
Һүүдэртэ орохо саг дээрээ
Һүүлшынхиеэ hанаарай.
Түгэсхэлдэнь Шэбэртэhээ ерэhэн нютагайнь зон, гэр бүлынь, түрэлэйнь зон тайзан дээрэ гарана.
Тэдэ зон баярай үгэнүүдые, дурсалгануудые хэлээд, энэ үдэшэ дүүрэнэ.
. Сэдьхэлэйм гүнзэгы удхые
Сэгнэжэ хүсэд ойлгоогүй,
Гансахан hанаатайш ябахадам
Гасаалжа намаяа голоогүй
Этигэл, найдалайм тулга —
Эжэл хайрата нүхэрни,
Энээхэн наhанайм аялга —
Энэрхы ганса амарагни.
***
Намарай ольбоной унахада
Набша ногоон хагдардаг.
Алаг сэсэгэй намаан дорохоно
Алтан зүгы хосордог.
Намарай ольбоной унахада
Наhанай ошоhон элихэн байн.
Хилэн харахан hаншагташ
Хирмэн саhан унажал байн.
Сагай эрхэ хэсүү даа,
Шамай, намай илгаагүй.
Мүшэн сэнхир замбидаш
Мүнхэ наhа олгоогүй.
(өөрөө намарай ольбоноор мордоо бэлэй)

А маленький Дондок, запомнивший песню, присел перед овцой и спел…. И овца, расчувствовавшись, допустила ягненка к вымени.

Мать будущего поэта, ласково взглянув на сына, сказала :

А когда я бродил босиком По крутым берегам Шибертуя И за радугой бегал бегом, И свистел, подражая синицам, Молчаливый старик Шойсорон

Повстречал мою мать и промолвил :

Предсказания матери и старика Шойсорона сбылись. Дондок Улзытуев стал сказителем, то есть поэтом.

Харандаашаар бэшэдэг аад, Хэдэхэн хоногой болёобди, Барандаа ручка барихадаад, Бэхээр бэшэдэг болообди.

Гууранай нюусые одоошье Гурбуулайнь мн мэдэхэб даа.

Гайхамаар ш ондоошье Первый сборник поэта Гайтай юумэнь гыл даа.

посвящен детям среднего школьного возраста.

В его стихах воспета природа родного края.

Поэт не только знает и любит природу, но, что самое главное, находит свежие, яркие краски для того, чтобы эмоционально и образно передать красоту родной Бурятии:

Цветочною метелью Осыпала ты всех детей своих.

Ты мне была большою колыбелью И колыбелью родичей моих!

Улзытуев – тонкий и проникновенный поэт природы.

Поэт может сказать, обращаясь к цветам:

О цветы, пурпурные, синие, как мне тайну вашу открыть и радость будить.

Вырос я, вырос, Среди полевых цветов, на земле каменистой я вырос… я удивлялся, глядя на синее небо, на белые горы.

на быстрые реки.

И до сих пор я живу тем удивлением.

Лучшие композиторы Бурятии писали на стихи Улзытуева песни, которые мгновенно становились хитами.

Сколько уроженцев Бурятии в минуты тоски по родине пели эти строки:

Привлекает нас в улзытуевской поэзии народность его языка. Стихи Улзытуева пропитаны фольклором – поговорками, песнями …Близко нам и то, что замечательный бурятский поэт многое почерпнул из стихии бурятского народного творчества.

льгэр, туужа, онтохонууд – е сагай сонхонууд.

ргэнр сэлижэ шэнжээ бол, зэмжын онин дэлхэйнд.

Сонхоо нээгээд харахадам Соохор маряан зэрэлгээн.

Болор ххэ тэнгэридэ Булжамуурай жэргээн.

Хабар… Апрель арын Хабатай солгёон гл Иигээд ххын дуунай Элдин е дтэл.

От травы голубой Ая-ганга мостик перекидывается к Байкалу – как к истоку красоты и благополучия жизни со всеми её дарами и красотами… Байгалай шэмэг, Байгалай хэшэг!

ндэр тэнгэритэ орон!

Красоты Байкала, Дары Байкала!

Высокого неба страна!

Главное в стихах Улзытуев – образность, огромный накал эмоциональных чувств. Именно эти качества как бы создают единый, поэтически философский диапазон поэзии Улзытуева.

Напев Жаворонок над солнечной падью парит.

В тихой пади – простая обитель.

В тихой пади живет многолетний старик – умудренный поэт и сказитель.

В эту пядь забреду, горсть травы разыщу ароматной и голубоватой.

Навещу старика и напев разучу, от которого веет прохладой.

Поэт освоил новую для бурятской поэзии форму – верлибр, свободный стих. У поэта имеется немало стихов, граничащих с прозой.

Наказ Когда растает снег в горах, когда в холодной синеве заплачет птица Хайлгана, ты вспомни обо мне.

Когда дожди пройдут в лесах, когда заплачешь по любви с тоской и нежностью в глазах,ты вспомни обо мне.

Когда осенний листопад покроет золотом листвы уже увядшие цветы – ты вспомни обо мне.

Пока весна горит в глазах, ты повстречаешь на земле кого-нибудь, но все равно ты вспомни обо мне.

Стихи поэта удивительно музыкальны и по образам, и по поэтическому языку. Д.Улзытуев как бы открывает глубины человеческого бытия, которые не увидишь обычным глазом.

Он заставляет думать читателя. И в этом, на наш взгляд, заключаются корни его глубокой нравственной философии… Голубыми камнями покрыты твои берега, и потому ты кажешься голубою река.

А начало твое – в синем небе и вечных снегах.

Может быть, это небо струится в твоих берегах.

Газар оёортой, шулуун зуухатай, Ганса онигор сууха сонхотой орбогор харахан зэмьеэ соохоно Оршолон дэлхэйдэ трэлэйлби

В строках искусного мастера слова – Дондока Улзытуева еще долго… будет биться не только сердце прекрасного стихотворца, но и сказителя и философа…

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

История полна упоминаний о необыкновенных целебных свойствах чая саган-дайля. Его популярность среди медиков и людей без медицинского образования не перестает снижаться несмотря на то, что аптеки полны новейших лекарственных препаратов.

Саган-дайля: что это

История данного напитка берет начало в глубокой древности, а первое упоминание о нем относится к 17 веку. Монгольские целители и монахи Тибета использовали чай для лечения больных. В своей местности последние называли саган-дайля "продлевающим жизнь".

В 18 веке представитель шведской академии наук Стокгольма Георг во время своей поездки по просторам России заметил, что в восточных частях государства местные жители используют чай для восстановления сил после тяжелого физического труда. В первой половине 19 века трава получила свое научное название – Рододендрон Адамса. Назван он был в честь Михаила Адамса, который первым описал все биологические качества растения.

где растет трава Саган Дайля для чая

Трава саган-дайля произрастает на холодных и влажных территориях, среди горных лесов, недалеко от морских скал и даже на горах высотою 1300-2500 метров над уровнем моря. Его можно найти, в Тибете, Бурятии, на Алтае, в Монголии, Индии, Китае или в Саянских горах. Распространяется он благодаря семенам, которые разносятся при дуновениях ветра.

Ветви у растения широкие, могут достигать полуметра в высоту. Молодые ветки изначально покрыты корой темно-бурого цвета. С течением времени она приобретает темно-серый окрас, а потом отшелушивается. Из-под коры появляются ветви ярко-зеленого цвета.

Листва чая, длиной до 2 см, имеет продолговатый вид. Ширина всего 1 см. Наружная часть листьев имеет привычный зеленый цвет, а обратная сторона – рыжая и чешуйчатая. Цветы чая имеют бледный розовый цвет. Они собраны в соцветия по 15 штук. Созревание плодов приходится на середину октября.

Чай саган-дайля: полезные свойства и противопоказания

Полезные свойства чая определяются тем, что и листья, и цветы растения имеют множество биологически активных веществ, полезных для здоровья. Вот некоторые из свойств:

  • очищение ЖКТ организма от вредных веществ;
  • восстановление нормального сна;
  • приостановка аллергических реакций, противовоспалительное действие;
  • избавление от болей в голове;
  • очищение почек от камней;
  • улучшение защитных свойств организма, его способности противостоять инфекциям и не давать им далее развиваться;
  • лечение нервозов;
  • нормализация способности человека к длительной концентрации внимания;
  • улучшение потенции у мужчин;
  • успешная борьба с усталостью, заряд силой и энергией;
  • ускорение процессов затягивания ран и заживления язв при наружном применении;
  • снижение болевых ощущений при костных заболеваниях;
  • улучшение состояния кожи лица;
  • нормализация процессов свертываемости крови;
  • снижение артериального давления;
  • мочегонное действие;
  • улучшение эластичности кровеносных сосудов;
  • нормализация мышечных сокращений сердца;
  • восстановление нормальных процессов микроциркуляции крови.

сухой чай Саган Дайля перед использованием

Однако не всем применение чая может приносить положительный результат. Есть ряд противопоказаний:

  • Чай саган-дайля нельзя использовать лицам, у которых обнаружена индивидуальная непереносимость к напитку. Игнорирование данного положения может привести к аллергической реакции на продукт.
  • Женщинам в период беременности и кормления также не желательно употреблять саган-дайля. Осторожно следует пить чай детям.;
  • Особое внимание стоит уделить лицам, страдающим от нервных расстройств и повышенной возбудимости. Употребление ими чая должно производиться под строгим контролем лечащего врача.
  • Также отрицательно влияние чая для лиц, страдающих от высокого кровяного давления.

Саган-дайля: польза и вред

Чай саган-дайля может приносить пользу благодаря оказанию на организм человека следующих эффектов:

  • Тонизирование. Данная культура по своим свойствам опережает даже лимонник, женьшень. Он способствует большому притоку физической силы, улучшает выносливость. Чай значительно улучшает настроение и способствует быстрому восстановлению сил организма. По этой причине его рекомендуют пить в случаях, когда организм особенно ослаблен.
  • Эффект ароматного чая. Саган-дайля обладает превосходным вкусом и ароматом. Его можно как заваривать отдельно, так и добавлять в другие чаи. Он значительно усиливает целебные свойства лечебных чаев и трав. Саган-дайля придает напитку светло-зеленый оттенок и наполняет комнату лесным ароматом. Чай, собранный в зимнее время, обладает душистым запахом в отличие от летних сборов.
  • Применение в народной медицине. Чай саган-дайля благодаря своим многочисленным полезным воздействиям на организм в комплексе значительно улучшает действие лекарственных препаратов. Он усиливает лечащие свойства различных витаминов, таблеток при воспалительных и прочих заболеваниях. Также помогает восстанавливаться больным раком после химиотерапии.
  • Использование в процессе медитаций. Чай помогает внимательно сконцентрироваться на медитации и отвлечься от ненужных мыслей. Он расслабляет организм человека и очищает сознание. На востоке России шаманы местных народов используют чай для того, чтобы войти в транс.
  • Косметическое применение. Растение входит в состав различных кремов и бальзамов для ухода за кожей лица и тела. Придает ей подтянутость и избавляет от любого рода повреждений, способствует восстановлению, заживляя ссадины и раны, ликвидирует синяки и отечность глаз. Положительно влияет и на состояние волос, делает их сильнее и уменьшает выпадение.

Если говорить о вредном воздействии чая, то оно возможно лишь в случаях передозировки. Важно не преувеличить положенную дозу напитка. Передозировка может сопровождаться нарушениями сознания, возникновением галлюцинаций. Могут неверно восприниматься определенные цвета, человек становится возбудимым, возникают проблемы с мочеиспусканием.

Не рекомендуется пить чай после 18:00, поскольку его регулярное употребление в вечернее время может привести к серьезным нарушениям сна.

Саган-дайля также может вызвать высушивание тканей. Чтобы этого избежать, важно ежедневно (при регулярном употреблении напитка) выпивать не менее двух литров простой воды.

Также после месяца постоянного внутреннего применения чая рекомендуется сделать перерыв на 2-3 недели. Это поможет избежать привыкания организма к напитку.

Чай саган-дайля

Заваривать можно как листья, так и побеги и веточки растения. Наиболее ароматными считаются цветки. Отсюда и более высокая цена на них. При заваривании листьев важно обратить внимание на их цвет: они могут быть зеленого или темно-зеленого цвета с белым пушком на наружной стороне.

Существует несколько рецептов приготовления настоек и отваров чая, которые отличаются друг от друга в зависимости от целей употребления чая.

заварка чая Саган Дайля

Классический рецепт приготовления чая такой: измельченные заранее ветки растения заливаются 200 мл кипяченой воды и настаиваются 10 минут. Полученный напиток можно пить отдельно или комбинировать с другими чаями. Важно обращать внимание на то, чтобы саган-дайля не был заварен слишком крепко.

Если планируется наружное применение чая, то настой готовится следующим образом: в 100 г сухих листьев чая нужно залить 1 литр кипяченой воды и оставить на 12 часов. Такой чай можно использовать при поражении слизистых оболочек (например, горла при простуде).

Для снижения головных болей сухая смесь из листьев чая заливается 200 мл молока и затем кипятится. Пить полученный напиток нужно два раза в день по 15 мл. Можно добавить мед.

Эффективны компрессы из заваренного крепкого чая в сочетании с водкой. Они используются для лечения заболеваний костей и суставов.

Использовать траву можно только в первые полгода-год, если планируется употребление внутрь. Если же предполагается наружное применение, то можно хранить чай три года и он не утратит своих качеств. Держать его лучше всего в бумажном пакете или мешке из ткани.

Несмотря на то, что чай саган-дайля обладает множеством целебных свойств, нельзя забывать, что его применение может быть вредно для организма, поэтому в первую очередь лучше всего проконсультироваться с врачом. Тогда напиток принесет не только вкусовое наслаждение, но и укрепит здоровье человека.

Читайте также: