Ан 2 вынужденная посадка

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

1. При отказе двигателя на взлете после отрыва самолет имеет стремление опустить нос. Это требует немедленного энергичного вмешательства пилота, чтобы успеть выровнять самолет на малой высоте перед приземлением.

2. В случае отказа двигателя на взлете безопасная посадка перед собой возможна в зависимости от скорости по прибору в момент отказа двигателя на аэродромах и площадках, обеспечивающих дистанции от начала старта, указанные в таблице 7.

Скорость в момент отказа двигателя, км/ч Посадочная скорость, км/ч Дистанция прерванного взлета, м
Взлет с убранными закрылками на номинальном режиме работы двигателя
110 110 700
Взлет с закрылками, отклоненными на 20°, на номинальном режиме работы двигателя
80 80 590

Приведенные данные соответствуют условиям стандартной атмосферы (р=760 мм рт. ст., t=+15°С), U=0 м/с для самолета с взлетной массой 5250 кг при рекомендованном методе пилотирования во время взлета и при нормальном торможении на пробеге.

3. При отказе двигателя во время взлета с ограниченной площадки, размеры которой не позволяют выполнить посадку перед собой, приземление произойдет за пределами рабочей части площадки. В этом случае допускаются небольшие довороты для исключения лобового столкновения с препятствиями.

4. При отказе двигателя по окончании взлета к моменту начала первого разворота на высоте 100 м возврат на аэродром невозможен. В этом случае выбирать направление для вынужденной посадки следует с учетом расположения препятствий в направлении взлета.

Дальность планирования с высоты 100 м при выключенном двигателе составляет 800 м на скорости 135 км/ч при безветрии.

5. В случае, если двигатель отказал в момент окончания первого разворота (высота для посадки на аэродром немедленно ввести самолет в разворот на 90°. Разворот делать с углом крена 30° на скорости 155 км/ч, как правило, в сторону установленного (для данного старта) круга полетов.

За время разворота на 90° самолет теряет около 60 м высоты. Для уточнения расчета использовать закрылки. Планирование с отклоненными закрылками производить на скорости выравнивание начинать выше обычного.

Следует иметь в виду, что в случае посадки с попутным ветром возникает опасность капотирования самолета, в связи с чем желательно посадку производить с боковым ветром.

Неисправности двигателя в полете

1. В случае возникновения тряски двигателя в полете убедиться в правильности положения четырехходового крана, рычагов управления ВАК, подогревом карбюратора и стоп-крана, а также показаний приборов работы двигателя.

2. При появлении тряски и снижении мощности двигателя, приводящим к невозможности набора высоты или продолжения горизонтального полета, произвести вынужденную посадку.

3. При появлении незначительной, периодически возникающей тряски, не приводящей к снижению мощности, продолжить полет до ближайшего аэродрома.

4. При возникновении тряски, сопровождающейся самопроизвольным ростом температуры смеси выше °С, следует полностью выключить подогрев воздуха на входе в карбюратор, так как это свидетельствует о прогаре жаровой трубы.

5. В случае падения давления масла в двигателе до 3 кгс/см 2 и ниже следует энергично переместить рычаг управления шагом винта раза в сторону увеличения и уменьшения частоты вращения. При этом:

  • если давление масла восстановилось до значения продолжить полет;
  • если давление масла не восстановилось, но винт реагирует на изменение положения рычага управления шагом винта, следует увеличить частоту вращения вала двигателя, уменьшить наддув, открыть створки маслорадиатора (не допуская снижения температуры масла ниже 60°С), продолжить полет до ближайшего аэродрома;
  • если давление масла не восстановилось и винт не реагирует а изменение положения рычага управления шагом винта, произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку.

6. При падении давления масла после взлета и самопроизвольном снижении режима работы двигателя произвести вынужденную посадку на аэродром вылета.

7. Если падение давления масла сопровождается тряской двигателя и появлением потеков масла на остеклении правого борта грузовой (пассажирской) кабины, следует уменьшить режим работы двигателя, установить скорость полета открыть створки маслорадиатора и произвести посадку на ближайший аэродром или площадку.

8. При превышении максимально допустимой частоты вращения вала двигателя (2350 об/мин в течение 30 с) при взлете, следует, не изменяя наддув, рычагом управления шагом винта снизить частоту вращения вала до значения, соответствующего данному режиму. Если шаг винта не изменяется, следует набрать безопасную высоту круга, уменьшить наддув и произвести посадку на аэродром вылета.

Отказ управления воздушным винтом АВ-2

При самопроизвольном увеличении частоты вращения вала двигателя до или ее уменьшении до следует резким перемещением рычага управления шагом винта восстановить частоту вращения и продолжить полет.

Если частота вращения вала двигателя не восстановится, следует:

  • скорость, которая была до отказа системы управления винтом, выполнить полет до ближайшего аэродрома;
  • при уменьшении частоты вращения до 1 увеличить давление наддува и, обеспечив скорость полета произвести посадку на ближайший аэродром.

Неисправность управления самолетом

1. В случае обрыва одного из тросов или тяг управления самолетом командир самолета обязан немедленно совершить вынужденную посадку.

2. При самопроизвольном отклонении одного из триммеров немедленно выключить АЗС этого триммера на центральном щитке (для приостановки дальнейшего отклонения триммера в крайнее положение).

3. При самопроизвольном отклонении триммера руля направления или элеронов и появлении значительных усилий на органах управления уменьшить скорость по прибору до 140 км/ч.

4. Командиру самолета при самопроизвольном отклонении триммера руля высоты в крайние положения необходимо:

  • на пикирование:
    • вывести самолет в горизонтальный полет, не допуская значительных перегрузок и превышения максимально допустимой скорости;
    • установить скорость по прибору 140 км/ч и подобрать необходимый режим работы двигателя;
    • при появлении больших давящих усилий на штурвале парировать кабрирующий момент, не допуская выхода самолета на большие углы атаки и минимально допустимую скорость. Установить скорость :полета по прибору
    1. При самопроизвольной перекладке руля высоты в крайнее положение на кабрирование усилия на штурвале более значительные, чем при перекладке на пикирование.
    2. В случае необходимости второй пилот по команде командира самолета помогает парировать кабрирующий момент.

    5. При полете с любым самопроизвольно отклонившимся триммером развороты следует выполнять с углом крена не более 15°.

    6. При самопроизвольном отклонении любого триммера посадку произвести на ближайшем аэродроме.

    Вынужденная посадка самолета

    Вынужденная посадка производится в случаях, когда исключается возможность продолжения полета (отказ двигателя, пожар воздухе и др.). Пилотирование самолета при выполнении вынужденной посадки осуществляет лично командир самолета. Второй пилот после принятия решения командиром самолета на вынужденную посадку ведет непрерывное наблюдение в направлении планирования с правой стороны в целях предупреждения командира о препятствиях, помогает командиру в выборе площадки для посадки и определении направления ветра, а также сообщает по радио место и время вынужденной посадки.

    При вынужденной посадке командир самолета обязан:

    • выбрать площадку для посадки;
    • перед приземлением перекрыть бензопитание, выключить зажигание и отклонить закрылки на 30 или 40°.

    Приземление с отклоненными закрылками на 40° производить на скорости с отклоненными на 30° на скорости

    При посадке на лесном массиве предпочтение отдавать низкорослой густой растительности.

    При посадке на болото предпочтение отдавать площадкам, покрытым кустарником или камышом.

    Обрыв ленты-расчалки бипланной коробки крыла

    Примечание. Если на выбранном режиме работы двигателя наблюдается повышенная вибрация лент-расчалок бипланной коробки крыла, необходимо изменить режим работы двигателя.

    При обрыве несущей ленты-расчалки в полете командир самолета обязан установить режим полета, исключающий вибрацию остальных лент, уменьшить скорость полета до 150 км/ч и, избегая резких разворотов, совершить посадку на ближайшем аэродроме.

    Посадка разрешается как с выпущенными закрылками на 30°, так и с убранными.

    Если полет происходит в условиях неспокойного воздуха (в болтанку), произвести посадку на ближайшую площадку, обеспечивающую безопасность посадки. Обрыв поддерживающей ленты-расчалки не является поводом для немедленного прекращения полета. При посадке в этом случае не допускать парашютирования самолета.

    Пожар на двигателе в воздухе

    Командиру самолета произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку.

    Пожар на самолете в воздухе

    Если в воздухе на самолете возник пожар, экипаж обязан установить очаг пожара, не открывать окна фонаря и дверь фюзеляжа и принять меры к ликвидации огня.

    Для этого необходимо:

    • применить огнетушитель;
    • накрыть очаг пламени чехлами или одеждой. При очаге пожара, угрожающем жгутам электропроводки, по решению командира обесточить бортсеть самолета, для чего выключить генератор и аккумулятор.

    Предупреждение

    Если источником загорания (дыма) являются неисправности бортовой электрической сети или потребителей электроэнергии, необходимо:

    • после определения источника загорания немедленно выключить неисправное оборудование и его автомат защиты;
    • при необходимости применить ручной огнетушитель;
    • в случае, если дымление не прекратилось, выключить генератор и аккумулятор;
    • после прекращения дымления, если источник загорания четко определен и пожар ликвидирован,— включить генератор и аккумулятор, контролируя при этом, нет ли повторного загорания в зоне повреждений.

    Если ликвидировать пожар на самолете не удается, необходимо ускорить выполнение вынужденной посадки, предварительно перекрыв бензопитание и выключив зажигание двигателя.

    Появление запаха бензина с одновременным падением давления бензина

    Перед приземлением перекрыть бензопитание, выключить зажигание двигателя и аккумулятор.

    При вынужденной посадке ночью выключение аккумулятора произвести в конце пробега самолета.

    В крайнем случае при отсутствии площадки для выполнения вынужденной посадки допускается поддерживать давление бензина с помощью ручного бензонасоса и продолжать полет до ближайшего места, где возможно произвести посадку.

    Отказ генератора

    Убедившись, что генератор отказал, оставить включенными:

    • все приборы контроля работы двигателя:
    • левый авиагоризонт АГК-47Б и ГПК-48;
    • радиостанцию Р-860-П.

    Потребная нагрузка указанных потребителей составляет около 6 А. Остальные потребители выключить и включать их при необходимости. В этом случае одна аккумуляторная батарея 12-А-30 обеспечит питание бортсети самолета для выполнения полета не менее 1 ч.

    Чтобы знать запас емкости аккумулятора, периодически контролировать его напряжение по вольтамперметру.

    Действия экипажа при непреднамеренном попадании в зоны интенсивной турбулентности

    Если в полете по маршруту встретились кучево-дождевые облака, которые нельзя обойти стороной, командир самолета обязан вернуться на ближайший аэродром.

    При непреднамеренном попадании в зону интенсивной турбулентности необходимо принять все меры к быстрейшему выходу из этой зоны.

    В случае попадания в зону интенсивной турбулентности скорость горизонтального полета необходимо выдерживать Развороты выполнять па этой же скорости с углом крена не более 20°.

    При встрече с интенсивной турбулентностью с подветренной стороны горной цепи, хребта или перевала развернуть самолет на 180° от этой горной цепи, хребта или перевала.

    Взлет и посадка в условиях неустойчивого ветрового режима

    В условиях неустойчивого ветрового режима: при сдвиге ветра более 3 м/с на 30 м высоты: при порывах ветра, если разница между минимальным и максимальным значениями скорости ветра 4 м/с и более; при резких изменениях (более 40°) направления ветра, скорость которого 5 м/с и более,— взлет и посадку выполнять с неотклоненными закрылками.

    Если при заходе на посадку на снижении для выдерживания траектории и приборной скорости потребуется увеличение режима работы двигателя до номинального, немедленно установить двигателю взлетный режим, уйти на второй круг и следовать на запасной аэродром.

    При попадании самолета в нисходящий поток, приводящий к превышению установленной вертикальной скорости снижения по вариометру более чем на 3 м/с, командир самолета обязан установить двигателю взлетный режим для ухода на второй круг и выполнения посадки на запасном аэродроме.

    Действия экипажа при непреднамеренном попадании в условия обледенения

    В случае непреднамеренного попадания самолета в условия обледенения необходимо принять меры к немедленному выходу из этой зоны, включив противообледенительную систему стекол кабины экипажа и обогрев карбюратора.

    Удаление льда с лопастей воздушного винта производить путем изменения шага винта.

    Убедиться, что обогрев ПВД включен.

    Отказы систем питания приборов полным и статическим давлениями

    1. Закупорка или обледенение приемника статического давления (статических отверстий приемника ПВД-6М).

    Эта неисправность при условии герметичности статической магистрали приборов обнаруживается по следующим признакам:

    • стрелка вариометра ВР-10 устанавливается в нулевое положение и не изменяет своего положения при изменении высоты полета;
    • высотомеры ВД-10 не изменяют своих показаний с изменением высоты полета;
    • указатели скорости УС-35У при наборе высоты будут занижать свои показания, а при снижении — завышать.

    Действия экипажа

    При отказах высотомеров, указателей скорости и вариометра показания их не использовать и доложить об этом диспетчеру. При продолжении полета использовать показания авиагоризонта и радиовысотомера. Скорость полета контролировать по режиму работы двигателя, используя показания мановакуумметра и тахометра.

    2. Закупорка или обледенение приемника полного давления.

    Основной причиной закупорки входного отверстия приемника и ПВД-6М является обледенение носка приемника, которое происходит при отказе электрообогревательного элемента или при его невключении. При обледенении приемника ПВД-6М может произойти закупоривание его входного отверстия, а отверстия для стока влаги остаются открытыми.

    При закупорке входного отверстия приемника ПВД-6М показания указателей скорости УС-35У будут уменьшаться до нуля.

    Если произошла закупорка входного отверстия и отверстий для стока влаги приемника ПВД-6М, это обнаруживается по следующим признакам:

    • указатели скорости УС-35У сохраняют установившиеся показания и не реагируют на изменение скорости в горизонтальном полете;
    • при наборе высоты показания указателей скорости будут увеличиваться, а при снижении — уменьшаться.

    Действия экипажа

    Проверить включение обогревательного элемента приемника ПВД-6М. Если через мин после включения обогрева приемника показания указателей скорости не восстановятся, доложить об этом диспетчеру.

    При продолжении полета скорость контролировать по показаниям вариометра и режиму работы двигателя, используя показания мановакуумметра и тахометра.

     Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

    В Свердловской области правоохранительные органы разбираются в обстоятельствах аварийной посадкой самолета Ан-2 под Алапаевском.

    Рейс мониторил пожарную обстановку в районе. По данным уральской транспортной прокуратуры, у воздушного судна при заходе на посадку за 400 метров до взлетно-посадочной полосы отказала силовая установка.

    Самолет получил повреждения шасси и крыла с правой стороны, пострадала обшивка.

    "На борту находились командир и пилот, пассажиров не было. Никто не пострадал", - сообщает пресс-служба Центрального межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ.

    Главной причиной заняться сбором данных об авариях Ан-2 стало то обстоятельство, что Второй объединённый авиаотряд до сих пор воздерживается от комментариев о неожиданном завершении рейса Лешуконское — Васьково вечером 10 ноября. В течение двух дней спасательной операции авиаторы ссылались на занятость, а теперь твердят, что до окончания работы специальной комиссии не имеют права рассказывать о подробностях рейса и состояния самолёта до и после экстренной посадки на лёд.

    Два самолёта

    Пока Ан-2 фиксировали на льду и готовили к эвакуации, в Архангельске множились версии происшествия в Лешуконском районе. Согласно одной из них, самолёт был не почтовым, а пассажирским. Однако в момент аварийной посадки пассажиров на борту не было. По предварительной информации, Ан-2 летел по маршруту Архангельск — Лешуконское — Койнас — Лешуконское — Олема — Лешуконское — Архангельск.

    Основная версия с обледенением корпуса и, как следствие, перерасходом топлива вполне правдоподобна. Хотя остаётся вопрос: почему экипаж принял решение отправляться в рейс, несмотря на погодные условия?

    Ноябрь — время нелётное

    Что касается самой машины, то северные районные авиаторы считают Ан-2 самым надёжным самолётом. К тому же ему не нужна высококачественная и длинная взлётно-посадочная полоса, что позволяет успешно эксплуатировать технику для внутренних перевозок.

    А вот пассажиры маршрута Архангельск — Лешуконское порой высказывают претензии. Одна из пассажирок, летевшая в Лешуконское в мае 2016 года с новорождённым ребёнком, рассказала о том, что во время дождя в салон начала проникать вода. Но проникать — это слабо сказано, текло так, что пришлось открыть зонт!

    Причина проста: самолёты ветшают.

    Старичку пора на пенсию?

    Продолжим материал краткой сводкой происшествий с этим самолётом в России и мире на протяжении нескольких последних лет. Вначале — данные за 2016 год.

    6 февраля. Ан-2, выполняя рабочий облёт Оренбургской области, разбился под Орском. Погибли три человека, выживших нет, самолёт полностью разрушен.

    14 апреля. В Пестравском районе Самарской области Ан-2 потерпел крушение, выполняя работы по орошению полей. Пилот погиб.

    6 июня. В Сальском районе Ростовской области днём разбился Ан-2 во время сельскохозяйственных работ, пилот погиб. По предварительным данным, полёт выполнялся без согласования с местными структурами Росавиации.

    31 июля. Частный Ан-2, вылетевший из Бердска Новосибирской области в Красноярск, упав в тайгу, полностью разрушился и сгорел. По предварительной информации, на борту могли находиться до трёх человек. Выживших нет.

    17 сентября. Ан-2 бросили после аварийной посадки под Ульяновском. Самолёт опрыскивал поля подсолнечника. Пилот из-за перебоев в работе двигателя запросил посадку на грунтовый аэродром, но до него не долетел. Ан-2 задел верхушки деревьев, пролетел через автомобильную дорогу и упал в поле, пропахав по нему ещё метров 70 и зарывшись винтом. Пилот вышел из самолёта, вызвал машину и уехал.

    24 сентября. На поле под Воронежем Ан-2 столкнулся с деревом и рухнул при проведении сельхозработ. Причиной была ошибка пилота: он не справился с управлением, и самолёт задел крылом деревья. Лётчик госпитализирован в районную больницу.

    Самолёты не виноваты

    Самая драматичная за последние шесть лет авария произошла в 2012-м, а самая курьёзная — в 2010 году.

    11 июня 2012 года Ан-2 разбился после вылета с посадочной площадки города Серов Свердловской области. Обломки техники и останки жертв смогли обнаружить лишь через год в болоте в восьми километрах от места взлёта. На месте катастрофы были найдены останки 13 человек. Причиной крушения самолета Ан-2 стала ошибка командира воздушного судна.

    16 апреля 2010 года в Грачевском районе Ставропольского края самолёт при заходе на посадку столкнулся с трактором. Обошлось без жертв. Пилот сбился с курса, поэтому решил приземлиться и спросить тракториста, куда ему дальше лететь.

    В качестве предварительного итога отмечу: принципиальных замечаний к Ан-2, при надлежащем уходе за техникой, практически нет. Некоторые знатоки и очевидцы вообще утверждают: он настолько совершенен, что может зависать в воздухе и даже лететь хвостом вперёд, не теряя управляемости. Такую его способность, наряду с возможностью парашютирования, не раз использовали на практике при посадке с сильным боковым ветром. То есть, Ан-2 в таких условиях может приземлиться не вдоль, а буквально поперёк полосы.

    Тем не менее, уже чуть ли не через год парк российской малой авиации начнут менять с помощью принципиально новых самолётов.

    Чем заменят Ан-2?

    К серийному варианту нового небольшого самолёта в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (Новосибирск) рассчитывают подойти к концу нынешнего года. Новинку обещают представить в 2017-м.

    В прошлом году специалисты СибНИА собрали опытный экземпляр самолёта, в котором апробированы новые технологии, в том числе элементы из композитных материалов. Модель хорошо показала себя и сейчас совершенствуется до серийного варианта.

    Характеристики новинки значительно превосходят возможности Ан-2. Он будет способен перевозить вдвое больше грузов, до трех тонн. В два раза увеличиваются крейсерская скорость (до 350 километров в час) и дальность полета (до 3,5 тысячи километров). При этом самолёт сохраняет традиционные преимущества Ан-2, например, возможность взлетать и садиться с короткой взлетно-посадочной полосы, сообщает агентство ТАСС.

    Надеемся, что комментарии Второго архангельского объединённого авиаотряда и транспортной прокуратуры в связи с экстренной посадкой Ан-2 на двинской лёд всё же будут опубликованы раньше, чем на малых аэродромах страны появятся новые самолёты. А пока, чтобы скрасить ожидание, напомним историю создания отечественного биплана.

    Ан-2 — советский лёгкий многоцелевой самолёт, разработанный в Новосибирске в конце 1940 годов. Используется в сельском хозяйстве, авиационном спорте, грузо- и пассажироперевозках, борьбе с лесными пожарами. Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который производится более 60 лет.

    Самое же большее количество Ан-2 (11915 экземпляров) выпустили в Польше, с 1958 по 1992 годы, с отдельными мелкими сериями до 2002 года. Производился, и производится до сих пор самолёт также в Китае. Всего было построено более 18 тысяч бипланов, и в разных странах мира используется порядка двух тысяч самолётов Ан-2.

    Вчера, 26 февраля, самолет Ан-2, выполнявший санитарный рейс по маршруту Боралдай — Кеген, совершил вынужденную посадку. Командир судна Тахир Утегенов рассказал, как ему удалось посадить судно.


    По словам пилота, он попытался плавно развернуть самолет, чтобы вернуться в аэропорт вылета, однако приземлиться пришлось раньше.

    Тахир Утегенов добавил, что находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа живы и здоровы.

    Как ранее сообщалось, на борту самолета была медики. Они спешили к восьмимесячному ребенку с врожденным пороком сердца, малышу требовалась срочная помощь хирургов. Однако добраться до пациента не удалось — пилоту пришлось сажать судно прямо в поле, в 1,5 км от автодороги Боралдай.

    Читайте также: