Актуальность благоустройства и озеленения территории

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях 30 декабря 2001 год №195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс].

Благоустройство и озеленения территории

Юриспруденция, право, государство

Другие дипломы по предмету

2.2 Анализ основных направлений благоустройства и озеленения в г.Нижнекамска

В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период динамичного роста городов, развития транспорта, повышения тонуса городской жизни.

В условиях повышенной техногенной нагрузки территории, загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных пунктов приобретает особое значение. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик города, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах.

Необходимость сохранения в чистоте воздуха и улучшения окружающей человека среды закреплена в Конституции Российской Федерации. Важную роль в решении этой проблемы играет озеленение.

Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются условия, которые обеспечивают высокий уровень качества жизни населения. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, микрорайона.

Нижнекамск относится к группе динамично развивающихся городов. На территории Нижнекамска в постоянном режиме работают более 150 промышленных предприятий. Он становится все более привлекательным для инвесторов, для реализации производственных, градостроительных, культурно-оздоровительных, спортивных, научных, образовательных проектов, которые способствуют формированию имиджа и перспектив развития города.

Учитывая большую промышленную нагрузку на территорию, деятельность по благоустройству и озеленению Нижнекамска заслуживает особое внимание.

Изучению благоустройства и озеленения территории г.Нижнекамска было посвящено исследование, проведенное методом анкетирования.

Объектом исследования документы (информация, справки, отчеты по благоустройству и озеленению в городе Нижнекамске), население города.

Предметом исследования является система благоустройства и озеленения дворовых территорий города, мнение населения о степени благоустройства и озеленения города.

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

Основная гипотеза исследования в работе муниципальных учреждений, предприятий в вопросах благоустройства и озеленения территории существуют проблемы.

Дополнительные гипотезы исследования:

участие населения в мероприятиях по благоустройству и озеленению жилых дворов позволит улучшить состояние дворовых территорий, и повысить степень социальной удовлетворенности, микроклимата;

горожане готовы принять участие в благоустройстве и озеленении г.Нижнекамска.

Для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

изучить нормативно-правовые документы по тематике исследования;

изучить мнение населения о благоустройстве и озеленение Нижнекамска;

определить уровень благоустройства и озеленения города;

определить готовность населения участвовать в работах по благоустройству и озеленению дворов;

определить наиболее важные проблемы благоустройства и озеленения.

При проведении данного исследования применялся метод случайной бесповторной выборки с помощью анкетного опроса. В анкетном опросе приняло участие 100 респондентов, из них 47% мужчин и 53% женщин разных по возрасту (от 20-ти и до 60-ти лет) и социальному статусу (рабочие, служащие, студенты, предприниматели, пенсионеры, домохозяйки и т.д.).

Исследование позволило узнать оценку населения развития благоустройства и озеленения в Нижнекамске. Большинство респондентов (70%) дали хорошую оценку уровня благоустройства и озеленения, 20% удовлетворительную. И лишь 7% считают, что уровень неудовлетворительный.

Такая оценка работы специалистов ЖЭУ показывает, что работники домоуправления хорошо выполняют свои функции, вовремя убирая прилегающую территорию, создавая и охраняя зеленый щит, состоящий из деревьев, кустарников, газонов и цветников.

По мнению населения, уровень озеленения за последние три года повысился по сравнению с благоустройством (37% и 21% соответственно).

Учитывая техногенную нагрузку на Нижнекамск респонденты (59%) согласились, что благоустройство и озеленение очень важно для города.

Наиболее волнующими проблемами благоустройства и озеленения для населения являются освещение улиц, содержание дороги обустройство площадок для отдыха со скамейками, урнами. Уборка территории, обустройство газонов и цветников и посадка деревьев и кустарников является менее проблемными. Это связано с тем, что в городе ведется активная работа в этих направлениях со стороны городских служб.

Население активно принимает участие в мероприятиях по благоустройству и озеленению города, устраиваемых городскими службами. Положительно ответили 64%.

Действительно, для активного привлечения населения к благоустройству и озеленению городской территории созданы хорошие условия. В городе ежегодно проводятся: средники и субботники; посадка деревьев и др. Участие населения в создание благоустройства, посадке деревьев позволит воспитать в человеке чувство ответственности, желание оберегать и приумножать созданный уют.

Также респондентам был задан вопрос о том, каких объектов не хватает в городе. И был предложен список объектов благоустройства. Самым популярным ответом стала нехватка зеленых зон для отдыха и городских садов. Это очевидно, что население озабочено малым количеством мест, предназначенных для отдыха и прогулок.

С целью уменьшения воздействия вредных антропогенных факторов возрастает необходимость увеличения площади зеленых насаждений: обустройство объектов культурно-массового отдыха населения, парков и скверов, увеличение протяженности защитных полос насаждений магистральных дорог по улицам города, запретных насаждений вдоль рек и водоемов, а также укрепление санитарных защитных насаждений вокруг города.

Данное исследование отразило все сильные и слабые стороны проблемы благоустройства и озеленения дворовой территории, показало отношение жителей г.Нижнекамска к проблемам благоустройства и озеленения городской территории.

Отрасль зеленого хозяйства в городе Нижнекамске бурно развивается. В первую очередь, это связано со сложной экологической ситуацией, загрязнением вредными веществами производства крупнейших нефтехимических комплексов города воздуха и почвы, которое губительно сказывается на растениях, а, между тем, именно они способны быстро и эффективно улучшить качество городской среды.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рыбак Ярослава Игоревна

В статье рассмотрена проблема благоустройства и озеленения городской среды. Разобраны основные виды рекреационных зон .I

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Рыбак Ярослава Игоревна

Городские скверы - их роль в озеленении городов. (на примере исторического развития, обеспеченности и состояния скверов г. Красноярска)

n the article the problem of landscaping of the urban environment. Collated main types of recreational areas.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Рыбак Ярослава Игоревна, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск

Аннотация. В статье рассмотрена проблема благоустройства и озеленения городской среды. Разобраны основные виды рекреационных зон.

Ключевые слова: озеленение, благоустройство, городской сад, бульвар, сквер, рекреационная зона.

Abstract. In the article the problem of landscaping of the urban environment. Collated main types of recreational areas.

Key words: landscaping, beautification, city garden, boulevard, square, recreation area.

Благоустройство городов - одна из актуальных проблем современного градостроительства. Задачей благоустройства городской среды является создание благоприятной среды обитания современного жителя мегаполиса с обеспечением комфортных условий для всех видов его деятельности. Оно неразрывно связано с градостроительством и является одной из основных его частей.

На сегодняшний день общественные места пребывания и отдыха, парковые территории интенсивно развиваются и становятся уникальными и эстетически привлекательными уголками природы. Уровень развития благоустройства оказывает значительное влияние на условия труда и отдыха человека. Оно включает в себя ряд мероприятий:

- улучшение санитарно-гигиенических условий жилой застройки;

- искусственное освещение городских территорий;

- оснащение городских территорий необходимым оборудованием;

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- транспортное и инженерное обслуживание населения;

- оздоровление городской среды путем ее озеленения;

- средства санитарной очистки.

Благоустройство городской территории можно разделить на два направления.

1. Развитие территорий муниципального образования (строительство дорог, инженерных коммуникаций, городских площадей, парков, зданий и т.д.). Определяется Генеральным планом развития города;

2. Содержание, ремонт и эксплуатация уже существующих объектов общего пользования.

Система благоустройства и озеленения - это комплекс программ и планов, тесно связанных между собой. В этом смысле комплексное благоустройство включает в себя разработку и реализацию совокупности мероприятий, направленных на создание эстетики и социально-экологической организации городской среды. Это приведение в порядок фасадов зданий, архитектурно -планировочной структуры организации территорий, реконструкция, освещение как территорий, так и зданий, сооружений и зеленых насаждений, размещение • малых архитектурных форм, элементов визуальной коммуникации и информации.

Рекреационные зоны являются важной составляющей городской среды -это лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, а также озелененные участки придомовых и внутриквартальных территорий. Рассмотрим некоторые из них поподробнее.

Городской сад - это озелененная территория, размером от 2га до 5га. Имеет ограниченное количество видов рекреационной деятельности, как правило предназначен для прогулок и тихого повседневного отдыха. Возведение зданий на территории сада допускается при соблюдении условий: высота не более 6-8 метров; общая площадь застройки не более 5% процентов территории сада. Здания носят функцию обслуживания посетителей и территории сада. Функциональная направленность организации территории городского сада определяется из функционального назначения общественных территорий, зданий, комплексов, объектов, при которых расположен сад. Радиус обеспеченности его доступности для жителей на расстоянии 400 метров.

Бульвары - озелененные территории вытянутой линейной формы, организованные вдоль улиц и рек, предназначены для транзитного пешеходного движения, прогулок и повседневного отдыха. Обязательное условие - ширина бульвара не менее 15 метров; соотношение ширины бульвара к его длине не менее 1:3. Система входов на бульвар устраивается через каждые 250 метров или в увязке с пешеходными переходами. Возможно размещение объектов

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

рекреационного обслуживания, спортивных и детских площадок, искусственных водоемов, а также велодорожек и лыжных трасс при ширине бульвара более 50 метров, однако, плотность застройки не должна превышать 5% от общей площади бульвара.

Сквер - компактная озелененная территория, предназначенная для повседневного отдыха и транзитного пешеходного движения. Размеры сквера варьируются от 0,15га до 2 га. На территории скверов застройка запрещена. Соотношения элементов сквера определяются из условия его местоположения:

- скверы, расположенные на городских улицах и площадях. Территория зеленых насаждений и водоемов должна занимать 60-75% от общей площади, а аллеи, дорожки, малые архитектурные формы и площадки - 40-25%;

- скверы, расположенные в жилых районах, между домами и перед отдельным зданиями. Территория зеленых насаждений и водоемов должна занимать 70-80% от общей площади, а аллеи, дорожки, малые архитектурные формы и площадки - 30-20%.

При реконструкции городских районов необходимо сохранять, развивать и создавать все виды озелененных пространств, стремясь приблизить уровень • озеленения к требуемым нормам. Действующими нормативами установлено, что уровень озелененности территории городской застройки должен быть не менее 40%; в границах территории жилой зоны - не менее 25%; квартала или микрорайона - не менее 10%. Эта норма может быть сокращена лишь при условии примыкания жилой территории к парку, лесопарку, городскому саду или скверу.

В городах с предприятиями, требующими устройства санитарно-защитных зон, показатели озелененности следует увеличивать не менее чем на 15%. В этот показатель входит озеленение санитарно-защитных и производственных зон.

В настоящее время, в условиях сложившейся плотной застройки предпочтение отдается строительству высотных зданий. Это экономично при подводке всех видов коммуникаций, наличие инфраструктуры. Соблюдать нормативные требования к инсоляции, воздухообмену и озеленению в стесненных условиях довольно сложно, поэтому проектные решения по озеленению должны приниматься из интенсивного подхода, а не экстенсивного. Недостаток площадей для зеленых насаждений на территориях высокоуплотненной застройки можно компенсировать при интенсивном уплотнении.

Не менее важной для создания комфортной среды обитания является эстетическая проблема благоустройства и организации рекреационных территорий. В результате модернизации домов и территорий возникают предпосылки создания новых построений различных объемов. Необходимо

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

правильно определить соразмерность пространства по отношению к человеку, так чтобы находящийся во дворе человек чувствовал себя комфортно. Так же формирование дворовых территорий зависит от характера поведения человека.

Ведущая целевая функция города - обеспечение населения оптимальными условиями жизнедеятельности, труда, общения, отдыха и тому подобное в рамках возможностей общества. Все это улучшает среду застройки и должно обязательно учитываться в проектах создания и реконструкции городских территорий.

1. Реконструкция и обновление сложившейся застройки города. Учебное пособие для вузов / Под общей ред. П.Г. Грабового и В.А. Харитонова. - М.: Изд-ва "АСВ" и "Реалпроект", 2006. - 624 с.

- (Дата обращения: 19.07.2016). •

3. Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. 2008.

Писаренко Ирина Владимировна

В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание уделяется благоустройству территорий, прилегающих к образовательным учреждениям.

ВложениеРазмер
proekt_ozelenenie_prishkolnoy_territorii.docx 36.17 КБ

Предварительный просмотр:

"Озеленение пришкольной территории"

Приоритетность нравственного воспитания сегодня признана нашим гражданским обществом.

В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Нам необходимо учиться чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Реализация данного проекта помогла решить важную проблему: отсутствие единого, композиционно выстроенного, эстетически оформленного пространства пришкольной территории.

Школа – культурный очаг. Ребёнок проводит в школе половину своего дня. Естественно, что для его дальнейшего личностного становления важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, ребенок не только будет получать положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.

Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в дальнейшем.

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. В ней участвуют учителя и ученики 1-4 классов.

Первый этап – февраль-март:

* разработка проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка;

Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян цветов;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов);

Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

*осенняя обработка почвы;

*осенние посадки луковичных;

*подведение итогов работы, подготовка отчетов;
Проблема

Плохая мотивация у обучающихся школы к формированию нравственных и трудовых качеств личности.

Трудовая, коллективно-творческая деятельность является одним из реальных способов формирования этих качеств.

В процессе работы над проектом произойдет интеграция учебной и трудовой деятельности, что, на наш взгляд, повысит мотивацию к обучению и, как следствие, улучшится качество обучения обучающихся. Осознание участниками проекта ответственности за общее дело улучшит морально-психологический климат в ОУ.

Объект исследования - экология села Лаптевка.

Цель проекта - создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, улучшение экологической обстановки на прилегающей к школе территории за счет зеленых насаждений и цветов с целью воспитания трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе, развития творческих способностей оучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и реализации принципа практико-ориентированного обучения.

Задачи:
• Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой духовной среды, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям.
• ландшафтное экологическое проектирование среды своего села на примере школьного участка
• разграничение зон пришкольной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы.
• создание условий для отдыха учащимся школы, также всем живущим в селе.
• наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.

Практико-ориентированный, исследовательский, информационный, межпредметный.

Заведующий школы – Писаренко Ирина Владимировна

Творческая группа учителей

Утверждение темы проектной деятельности

Организация творческой группы учителей работающих по теме проекта.

Определение целей и задач проекта

Анализ территории пришкольного участка

Выполнение эскиза дизайна участка.

Эскиз ландшафтного дизайна

Приобретение садового инвентаря

Работа по созданию клумбы

по проведению осеннего двухмесячника по благоустройству

с сентябрь по октябрь месяцы 2012 года

Экологический субботник на закрепленных участках по очистке территории школы и прилегающей к ней территории

В течении двухмесячника

Посадка саженцев деревьев, кустарников и плодово-ягодных,

ремонт посадок прошлых лет

В течении двухмесячника

Учителя начальных классов

Организация книжной выставки на экологическую тему

Отчеты классов о проделанной работе с презентацией

Содержание и этапы выполнения проекта

В 2012 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:

1-й объект – Альпинарий ( центральный вход):

*отсыпка горки грунтом, укладка валунов

*прокладка дорожки к альпинарию

2-й объект – Комплекс цветников ;

3-й объект - Центральная аллея из декоративного кустарника и рябиновая аллея.

Среди множества вариантов проектирования было выбрано одно из великолепнейших средств ландшафтного дизайна – создание альпийской горки. Возведение альпийского сада подразумевало создание растительной композиции, главная роль в которой отводилась растениям и камням, напоминающим высокогорную альпийскую климатическую зону. Подобное решение придало нашему саду особое настроение и прелесть.

На следующий год планируется обогатить территорию горки. Она будет плавно переходить в прилегающий к ней водоем с искусственными цветами. Такое устройство альпийской горки будет очень хорошим способом связать ее в единое целое с другими элементами территории. Очень хорошим фоном для альпийской горки является также цветочный газон. При устройстве газона наши учителя подобрали растения так, чтобы они по своей высоте, времени цветения, окраске цветков, листьев и живописности гармонично сочетались с остальными растениями, произрастающими на нашем участке. Он привлекает многоцветьем весной, летом и осенью. Рядом удачно сочетаются: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, турецкая гвоздика разных цветов и оттенков, ромашка, виола, астры, настурция и др. К горке будто бы бежит дорожка из цветов. Весной это нарциссы, а с середины лета и до конца осени – бархатцы.

Строительство альпийской горки стало творческим процессом, который по своему значению сравним с работой скульптора и художника, и потому требует знаний и опыта. Наши учителя постоянно совершенствуются, находят новые решения.
Школьный альпинарий – очень популярное место. Сюда идут взрослые и дети, чтобы полюбоваться, помечтать, расслабиться, отдохнуть от дневных забот…

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование. Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для него.

Зимой мы рассчитываем количество и вид растений, которые необходимы для посадки, выращиваем рассаду и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства. Мы любуемся сальвиями, однолетними и многолетними флоксами, агератумом, петунией, бархатцами, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски.

Следующим объектом ландшафтного дизайна хотим сделать расположенный рядом со зданием школы зону отдыха для детей. Это территория , поросшая травой и ничем не радующая взор. Хотим сделать этот уголок нашей следующей достопримечательностью.

Чтобы создать целостную эстетическую картину школьной территории и волнующей душу воспоминаниями о дороге, ведущей к школьному порогу, захотелось улучшить дизайн центральной аллеи. Разнообразить видовой состав клумб.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект дает ответы на решение экологического воспитания обучающихся и является кладезем полезных материалов для учителей.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Проектная работа по теме:

Благоустройство

школьного двора и территории,

прилегающей к школе.

ученица 7В класса

Авиастроительного района г.Казани

Кудашова Татьяна Николаевна

Мухаметзянова Алина Ринатовна

Введение cтр

1. Актуальность проблемы. 2-3

2. Цели и задачи.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Материалы и инструменты

II. Основная часть.

1. Программа проектных мероприятий 3-5

III. Заключение.

1. Ожидаемые результаты реализации проекта 6

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления 6

3. Заключение 7

Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Территория школы – популярное место отдыха для жителей соседних домов, особенно в весенне–летний период. Поэтому ландшафтное озеленение, благоустройство зоны отдыха и территории, находящейся перед зданием школы, является необходимым.

1.Актуальность проблемы

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит скучно.

Анкетирование учащихся, работников школы показало, что необходимо преобразить ее. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству что необходимо преобразить ее. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительской практике.

Объект исследования

Объектом исследования является школьный двор гимназии и прилегающая к нему территория.

Предмет исследования

Культурные растения (цветы, деревья)

Почва (вид почвы и ее возможности)

Технология изготовления и подбор материалов для создания малых архитектурных форм

Цели и задачи проекта:

Цель: Разработать и реализовать проект в рамках внеурочной деятельности учащихся по решению экологических проблем и экологического воспитания общеобразовательных школ.

- изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;

- ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения и благоустройства;

- распределение участков по классам и назначение ответственных за выполнение работы;

- прививание элементарного опыта практической природоохранной деятельности;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к результатам своего творчества.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию экологической, эстетической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о дизайнерском оформлении и благоустройстве школьного двора и прилегающей территории;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного отдыха детей и взрослых, способствующего их духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Улучшение эстетического вида школьного двора и территории находящейся за ее пределами, создание благоприятной экологической обстановки.

Теоретическая часть работы

В основу подготовки моей работы вошло изучение источников информации сети Internet и специальной литературы по ландшафтному дизайну, посещение скверов, парков, площадей с целью изучения оформления и озеленения объектов г. Казани.

Практическая часть работы

Практическая значимость моей работы заключается в привлечении учащихся, родителей и учителей к внеурочной деятельности по озеленению пришкольных участков, дала возможность применения полученных знаний на уроках биологии, ИЗО, технологии, географии, привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Все эти этапы работы привели к тому, что перед фасадом школы и на школьном дворе появились ландшафтные работы: дизайнерски оформленные клумбы, цветники, объекты малой формы, которые способствовали развитию эстетического вкуса и созерцанию чувства прекрасного в окружающем мире.

4.Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Сентябрь, 2014 – октябрь, 2014

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Ноябрь, 2014 - август, 2016

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Сентябрь, 2016 – декабрь, 2016

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

5. Материалы и инструменты

Для реализации проекта нам понадобятся материалы и инструменты:

- семена и саженцы;

Всё перечисленное оборудование имеется в школьной мастерской.

II. Основная часть.

План реализации проекта.

Составление плана работы

Изучение вариантов оформление цветочных клумб

Изучение видов цветочных культур

Высадка рассады, посев семян.

Уход за цветами: поливка, прополка, разрыхление.

Анализ выполненной работы

Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Собрание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Социологический опрос обучающихся, работников школы

Инициативная группа, педагоги-организаторы.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории

Учитель биологии, лаборант, инициативная группа

Конкурс на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории.

Ноябрь, 2014-февраль, 2015

учитель биологии, лаборант.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Учитель биологии, химии, лаборант.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Разбивка новых клумб на территории школы и находящейся за ее пределами

Территория перед школой

Учитель биологии, Инициативная группа

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Территория перед школой

Учитель биологии, Инициативная группа

зоны отдыха на территории школы

Подготовка семян и выращивание рассады

Учитель биологии, Инициативная группа

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Учитель биологии, Инициативная группа

Уход за посаженными цветочными культурами.

Май- август 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Представление отчета о реализации проекта

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5—8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый — от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие — фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции. В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья. Бархатцы (тагетес)- семейство Астровые. В культуре известно около 30 видов, из которых широко культивируются 3. В диком виде бархатцы распространены в Центральной Америке, и особенно в Мексике. Там это растение считается магическим, и его соцветия используются в религиозных церемониях. Петунья — семейство Паслёновые. Завезена из Южной Америки в 1831 году. Известно около 25 видов петунии. К настоящему времени селекционерами созданы гетерозисные гибриды, которые отличаются очень ранним и обильным цветением, ветвистостью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

Расчет расхода материалов

Для анкетирования нам потребовалась 1 пачка бумаги. Для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ - садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка. Денежные средства взяты от сборов макулатуры. Расчет расхода материалов и их стоимости для озеленения пришкольного участка представлены в табличной форме.

Определение расхода материалов и их стоимости

Бумага (для анкетирования)

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

- Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта

- Проведена очистка территории от бытового мусора;

- Собраны семена для посадки однолетних цветов.

1. На территории весной участка будут установлены малые архитектурные формы: садовые скульптуры изготовленные руками учащихся;
2. Будет проведено озеленение территории: создание клумб;
3. Для сохранности благоустроенного участка планируется разъяснительная работа среди учащихся.

III. Заключение.

III. Заключение.

Исходя из данного проекта, каждая школа может:

составить проект реконструкции озеленения пришкольной территории с учетом соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

провести анализ положения школы;

изучить степень запыленности воздуха в различных участках территории;

изучить видовой состав растительности и ее состояние;

определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

В ходе работы мы посещали выставки разнообразных цветов, ходили на цветочные ярмарки, консультировались с учителем биологии о растениях, которые растут как в тени, так и на солнце. Прослушав лекции о цветах, мы выбрали для своего участка петуньи и бархотки.

Мы надеемся, что наш проект выйдет именно таким, каким видим его мы ведь в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. На нашем примере может быть, многие жители захотят превратить свои участки в маленькие волшебные страны и проявят свои творческие способности.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Вопрос эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получаем новые знания в области экологии, активно развиваем креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Читайте также: