Ах песенку эту доныне хранит трава молодая знаки препинания

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Образовательная цель: организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи.

Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь.

Воспитательная цель : воспитывать интерес к русскому языку, культуру речевого этикета.

Тип урока: комбинированный.

Словарная работа: до свидания, пожалуйста, извините, спасибо.

Слово учителя . Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.

Актуализация

Вследствие наблюдений за текстом стихотворения учащиеся делают

- Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.

-Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?

Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?

-Вывод: значит, это не служебная часть речи.

-Что выражают эти слова?

Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.

Постановка целей и задач урока

Давайте сформулируем задачи урока. Чему мы должны научиться?

Дети формулируют цели и задачи урока.

-Распознавать междометия в устной и письменной речи.

- Правильно писать и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.

- Уметь употреблять их в устной и письменной речи.

Работа над формированием знаний и умений.

Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет, так как признаков данной части речи учащиеся не знают). А можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?

Исследовательская работа .

Учащиеся работают со справочной тетрадью: изучают теоретический материал учебника и выделяют признаки междометия как части речи.

Вывод: Ответьте на вопросы, изучив самостоятельно параграф.

1.В чем особенность междометия как части речи?

Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?

Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся волшебные слова (слова вежливости). Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ .

Выделяются 3 группы междометий по назначению: 1)для выражения чувств, эмоций; 2) речевого этикета; 3) для выражения команды, приказа, просьбы

Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.

Этикетные междометия : ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

1.Закрепление изученного материала .

2. Выразительное чтение предложений ( работа по карточкам)

Выразительно прочитайте предложения. Объясните, какое значение выражает каждое междометие.

«Фу-у-у! Какая невкусная каша.

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

Мария, бедная Мария!

Опомнись! Боже. Что с тобой?

3 задание: Лингвистический эксперимент.

На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?

Что за погода сегодня!

Вот это песня!

Подайте книгу.

Кто говорит?

4 задание: Тренинг.

Класс под диктовку записывает предложения , обращая внимание на постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия.

(Цель задания: закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии ):

Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. Эта песня, увы, не прозвучит.

(Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии).

Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием. Учтите это, выполняя следующее задание.

5.задание: Коммуникативная ситуация.

Составьте диалог по картинке, используя слова: до свидания, пожалуйста, извините, спасибо .

Выразительное чтение стихотворений:

1)Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, ведь как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех! Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня тоска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

2)На дворе у нас Барбос

Вдруг лизнул Наташу в нос.

Охватил Наташу страх –

От испуга вся в слезах

А в лесу в восторг пришла:

Оказался он гнилой:

Отшвырнула и с досадой

Обобщение и повторение.

Рефлексия: С какой частью речи мы познакомились на уроке? Что узнали о ней?

Зачитывание опорного конспекта.

Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу: почему междометие – особая часть речи?

Какие чувства можно выразить с помощью междометий?

Какой вид работы заинтересовал?

Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?

Домашнее задание:

Подготовить связный рассказ о междометии, используя опорный конспект и учебник.

Опорный конспект

Междометие как часть речи.

Междометия – это ___________________ , которые выражают

__________________, но не называют их. Например, _______________________________________ .

Междометия могут выражать ___________________________________.

Примеры таких междометий: __________________________________ .

Этикетными называются междометия, которые ________________________. Например,

"эй, садись ко мне, дружок! " ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. "ой-ой! " - воскликнула соня испуганно. эта песня, увы, не прозвучит. ну, девушка, я тебя сейчас выручу. у, как свежо и хорошо. "караул! лови, лови да дави его, дави". ф-у-у-у! какая невкусная каша. ура, мы ломим, гнутся шведы.

выросли( чему? ) дождям

либо смысловой вопрос:

жители города шишкин собрались на площади в ожидании чуда. чародей чудаков достал щупальце и взамхнул им. появилось чудовище с шишечками на жирных ножищах. шишковчане удивились, а чудище ощерилось. чародей взмахнул щупальцем и чудище, шипя, уползло в чащу.затем чародей опять взмахнул щупальцем и появилось новое чудище с чубчиком на чубаром коне. "щаз я широко открою пастищу и всех вас съем! " шишковчане живо спрятались. чубатое чудище на чубаром коне ускакало в чащу рвать шишки. с тех пор оно проживает там, прожигая жизнь.. копченые щуки - его пища. в третий раз чародей взамхнул и появились живые шуршалочки, которые с чавканьем почапали к шишковчанам, широко улыбаясь во всю ощеренную пасть. жители, собравшиеся на площади со старху начали щупать карманы, проверяя, есть ли там чупа-чупсы. чупа-чупсы, очищенные от фантиков они втыкали в чавкалки живых шуршалочек. чавкалки живо слипались. шуршалочки уплозли в чащу за щавелем. при употреблении щавеля в пищу чавкалки разлепляются. короче, жители шишкино в прошлом году чаще ходили по чаще.

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – междометием - и ее особенностями;
Задачи:
образовательные:
• показать роль междометий в речи;
• формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий
• закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
развивающие:
• активизация познавательной деятельности учащихся;
• развитие внимания, памяти, логического мышления;
• развитие коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
• воспитание интереса к предмету;
• воспитание умения работать в парах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование к уроку: учебник русского языка (авторы М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др.); раздаточный материал, мультимедиа.

I. Организация класса.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас открытый урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. Запишите дату в тетрадь.

III. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
- А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.

Чтение стихотворения (раздаточный материал на столах)
Междометие
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрек, запрет,

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Этой части речи и посвящён наш урок. Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться?
- О чём стихотворение? (о роли междометий, для чего используют в речи)
- Какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия (поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, восхищенье, возмущение, приветствие, страх)
- Назовите междометия.
- Попробуйте изменить их. Изменяются ли они?
- Можно ли к этим словам задать вопрос?
- Являются ли эти слова какими-либо членами предложения?
- Какие особенности пунктуации вы можете отметить
- Итак, что же такое междометие? Для чего они нужны? Дайте определение.

IV. Открытие новых знаний. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить о междометиях, их особенностях, научимся правильно писать междометия и выделять их знаками препинания, употреблять в речи.

- Почему авторы назвали своих персонажей междометиями?
- Ребята, на какого героя мультфильма вы бы хотели быть похожими? Почему?
- Если перенести тип героя мультфильма на образ современного человека, кто бы был успешнее?
- Как вы считаете, какими качествами характера должен обладать современный молодой человек? Какими хотите стать вы?
- Познакомимся поближе с этой частью речи. Откройте учебники на стр.183-185. откройте § 70, стр. 186.
Самостоятельное чтение теоретического материала учебника.


В чём особенность междометия?
- В чем отличие производных междометий от непроизводных?
- Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?
- Как междометия выделяются на письме?
- Где чаще всего употребляются?

V. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. С.183, упр.460. (комментированное письмо) .

2. Карточка
На карточке записаны предложения, дополните их междометиями. Сравните записи и сделайте вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?
Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?

4. Нас с вами ждет ещё одно открытие. Отгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь, обозначьте орфограммы.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).

- Зеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).

- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, …(здравствуйте).

- Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(простите, пожалуйста).

- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания).

VI. Самостоятельная работа.
Упр. 464
Проверка, выразительное чтение.

VII. Подведение итога урока. Выставление и комментирование оценок.
1. С какой частью речи мы сегодня познакомились?
2. Каковы особенности междометий?
3. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?
4. Чему новому ты научился на уроке?

IX. Рефлексия.
- Эх, урок подходит к концу. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут.
Сформулируйте ваши ощущения с помощью междометий.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

"Эй, садись ко мне, дружок!"
Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.
"Ой-ой!" - воскликнула Соня испуганно.
Эта песня, увы, не прозвучит.
Ну, девушка, я тебя сейчас выручу.
У, как свежо и хорошо.
"Караул! Лови, лови да дави его, дави".
Ф-у-у-у! Какая невкусная каша.
Ура, мы ломим, гнутся шведы.

Читайте также: