А когда осень придет заботливый хозяин соберет свой урожай синтаксический разбор

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

к Всероссийской проверочной работе по русскому языку за курс 5 класса

2. Система оценивания проверочной работы

по русскому языку 5 класс……………………… 13

3. Система оценивания выполнения всей работы .. 24

Цель данной проверочной работы – подготовить учащихся 5 класса к написанию Всероссийской проверочной работы по русскому языку.

В данной работе собраны задания по орфографии, фонетике, морфемике, морфологии, орфоэпии, пунктуации, синтаксису. Кроме того, учащиеся должны показать умения в работе по тексту (определить основную мысль текста, найти синоним, найти слово с определенным лексическим значением).

ВПР показывает качество усвоения знаний, умений, проверку способностей и возможностей ребенка, дает возможность понять и оценить себя. Насколько умело учащиеся справятся с заданиями этой проверочной работы, можно сделать вывод, как они готовы к ВПР.

Перед началом работы следует прочитать инструкцию: На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 5 заданий. Ответы на задания запишите в работе. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(У) всяко..о свои ухоронки, каждый пряч..т..ся как умеет. Бывают такие, что ждать (не)ждёш.. и думать (не)дума..ш. Раз осен..ю по.. моим челном повадились прятат..ся красавица траурница л..гушка з..лотоглазая и жаба бородавч..тая. Переверну утром чёлн а приж..вальщики кто куда бабочка в лёт л..гушка в воду жаба в траву. Вернусь с рыбалки, чёлн на ноч.. (1)переверну — наутро под ним та же троица!
+

А то разбирал поле(н,нн)ицу — так между дро.. ящерицы п..прятались. (В) сквореч..ник.. раз пос..лились л..сные(3) мыш.. — превратился сквореч..ник в мышатник. Дранка во дворе была сложена — (в)ней летучи.. мыш.. ж..ли. Веч..ром они из щ..лей выл..тали(2) и к..м..ров л..вили(4).

Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски.

На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края?

Ветер — заботливый хозяин. За лето он везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин уберёт свой урожай.

Критерии проверки:

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 7.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения

– синтаксический разбор предложения.

8 Текст 1

Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый моро(с/з) (4) . В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает (2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски.

На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся (3) (в)д..лёкие края (1) ?

Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай.

Фонетический разбор

края (1)

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

р — [р] — согласный, звокий, твёрдый

а — [а] — гласный, безударный

я — [й'] — согласный, звонкий, мягкий

[а] — гласный, ударный

4 буквы, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

убирает (2)

у- — приставка

-бир- — корень

-ет — окончание

Морфологический разбор

несутся (3)

1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся;

2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;

3) в предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор

Перед восходом на поляну ложится первый мороз (4) .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство.

Критерии проверки:

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 7.

Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Досуг, торты, начала, алфавит

досУг, молодЁжь, создалА, цемЕнт

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 6.

Задание 4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Наташа понюхала воздух: пахло соломой, молоком, горячей землею, отцом и матерью.

1) Обозначение частей речи в предложении:

hello_html_7a2142d8.jpg

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

Критерии проверки:

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 25.

Задание 5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Нищий подошел к нему и стал просить милостыню.

2) За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след

3) Павлуша громко кричал Серый! Жучка!

4) Архиерей принял разбойника и спросил за каким он делом пришел к нему

1) Расставим знаки препинания:

2) Составим схему:

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.

Критерии проверки:

Источник: РЕШУ ВПР

Задание 6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) И в этот мешок мы положили хлеб и сахар.

2) А если Стёпочка мы встретим индейцев?

3) Однажды Галя принесла с собой на работу проигрыватель и пластинки.

4) Мы продолжали идти в плохом настроении.

Расставим знаки препинания:

1) От сада веяло свежестью и тишиной. - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Татьяна любила живопись и музыку. - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Минеральные источники приносят людям много пользы. - Запятые не нужны.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Критерии проверки:

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 15.

Задание 7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Так пришли мы к поляне с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу.

2) По чёрной воде на ветру кружатся золотые хвоинки лиственниц.

3) Острова белых лилий цвели на воде и приторно пахли.

4) Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз.

10)То ли, что клюква — ягода дорогая весной, то ли, что полезная и целебная и что чай с ней хорошо пить, только жадность при сборе ее у женщин развивается страшная. 11)Одна старушка у нас раз набрала такую корзину, что и поднять не могла. 12)И отсыпать ягоду или вовсе бросить корзину тоже не посмела. 13)Да так чуть и не померла возле полной корзины. 14)А то бывает, одна женщина нападет на ягоду и, оглядев кругом — не видит ли кто? — приляжет к земле на мокрое болото и ползает и уж не видит, что к ней ползет другая, не похожая вовсе даже и на человека. 15)Так встретятся одна с другой — и ну цапаться!

(По М.Пришвину)

Расставим знаки препинания.

1) По сторонам тропы высокими стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) На окнах бились о мутные стёкла и монотонно жужжали неугомонные мухи . Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Я пошёл лесной тропинкой и повернул к полю. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне её последний слабый след. Запятая между частями сложного предложения.

Ответ: 4) Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне её последний слабый след. Запятая между частями сложного предложения.

Критерии проверки:

Источник: РЕШУ ВПР

Задание 8. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11—13 текста. Запишите ответ.

1 Пояснение.

В предложениях представлено описание. Описание – это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени.

Ответ: описание

Ответ: описание

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 19.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

(1)Лето уже кончилось. (2)Сегодня пора было возвращаться с моря. (3)Петя‚ поднявшийся с рассветом, вышел во двор. (4)Сад, дом — всё здесь было в таинственной тени, и очертания грушевых деревьев ещё не потеряли своей ночной изысканности. (5)Солнце всходило из моря, но высокий берег ещё заслонял его.

(6)На мальчике был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос. (7)Костюм казался слишком детским: шерстяная синяя матроска с белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки. (8)Вид дополняли башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями. (9)За лето мальчик сильно изменился внешне. (10)Он вытянулся, окреп, загорел, привык ходить босиком по колючкам в степи, купался три раза в день.

(11)Поёживаясь от холода, Петя медленно обошёл дом, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно проводил лето. (12)Две знакомые утки прошли, оживлённо калякая, с демонстративным недоумением взглянув на взрослого мальчика, будто на чужого. (13)Лицемерки! — ещё вчера они крякали, выпрашивая у него кусочек ситной булки. (14)Петя почувствовал тоску расставания с прежней жизнью. (15)Он очень не хотел уезжать, но всей душой ощутил, что ему пора, он уже совершенно чужой в этом детском мире приморского степного утра. (16)Он уже другой, он стал старше. (17)Наступило время прощаться с детством.

(По В. Катаеву)

Ответ: изысканность

Ответ: изысканность

изысканность

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 19.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

(1)Лето уже кончилось. (2)Сегодня пора было возвращаться с моря. (3)Петя‚ поднявшийся с рассветом, вышел во двор. (4)Сад, дом — всё здесь было в таинственной тени, и очертания грушевых деревьев ещё не потеряли своей ночной изысканности. (5)Солнце всходило из моря, но высокий берег ещё заслонял его.

(6)На мальчике был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос. (7)Костюм казался слишком детским: шерстяная синяя матроска с белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки. (8)Вид дополняли башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями. (9)За лето мальчик сильно изменился внешне. (10)Он вытянулся, окреп, загорел, привык ходить босиком по колючкам в степи, купался три раза в день.

(11)Поёживаясь от холода, Петя медленно обошёл дом, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно проводил лето. (12)Две знакомые утки прошли, оживлённо калякая, с демонстративным недоумением взглянув на взрослого мальчика, будто на чужого. (13)Лицемерки! — ещё вчера они крякали, выпрашивая у него кусочек ситной булки. (14)Петя почувствовал тоску расставания с прежней жизнью. (15)Он очень не хотел уезжать, но всей душой ощутил, что ему пора, он уже совершенно чужой в этом детском мире приморского степного утра. (16)Он уже другой, он стал старше. (17)Наступило время прощаться с детством.

(По В. Катаеву)

Синонимы - это слова, близкие по значению.

Ответ: вытянулся

Ответ: вытянулся

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 19.

Задание 11. Определите и запишите основную мысль текста.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

(1)Лето уже кончилось. (2)Сегодня пора было возвращаться с моря. (3)Петя‚ поднявшийся с рассветом, вышел во двор. (4)Сад, дом — всё здесь было в таинственной тени, и очертания грушевых деревьев ещё не потеряли своей ночной изысканности. (5)Солнце всходило из моря, но высокий берег ещё заслонял его.

(6)На мальчике был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос. (7)Костюм казался слишком детским: шерстяная синяя матроска с белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки. (8)Вид дополняли башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями. (9)За лето мальчик сильно изменился внешне. (10)Он вытянулся, окреп, загорел, привык ходить босиком по колючкам в степи, купался три раза в день.

(11)Поёживаясь от холода, Петя медленно обошёл дом, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно проводил лето. (12)Две знакомые утки прошли, оживлённо калякая, с демонстративным недоумением взглянув на взрослого мальчика, будто на чужого. (13)Лицемерки! — ещё вчера они крякали, выпрашивая у него кусочек ситной булки. (14)Петя почувствовал тоску расставания с прежней жизнью. (15)Он очень не хотел уезжать, но всей душой ощутил, что ему пора, он уже совершенно чужой в этом детском мире приморского степного утра. (16)Он уже другой, он стал старше. (17)Наступило время прощаться с детством.

(По В. Катаеву)

Основная мысль текста:

Петя понимает, что пришла пора прощаться с детством.

(И/ИЛИ каждый ребёнок когда-нибудь понимает, что приходит время прощаться с детством).

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Критерии проверки:

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов. Вариант 19.

Задание 12. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что у женщин при сборе клюквы развивается жадность? Запишите ответ.

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Читайте также: