3 определи разряд количественных числительных восемнадцать рублей четверо друзей три пятых урожая

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Сегодня разговор пойдет об именах числительных. Для успешной сдачи ЕГЭ важно хорошо владеть этой темой.

Занятие 14. Имя числительное. Морфологический разбор с комментариями. Склонение и употребление числительных. Числительные в составе сложных слов

I. Имя числительное обозначает количество предметов, их число, порядок при счёте, например, два (года), первый (день) одна вторая (числа), трое (друзей). Отвечает в предложении на вопросы сколько?, какой? (который?), какая? (которая?), какое? (которое?), какие? (которые?), которые ставятся от существительных, глаголов, числительных:

Давайте вычтем (из чего?) из пяти (сколько?) три.

В классе появился десятый (--- какой? который?) ученик.

Морфологический разбор имени числительного.

1. Лексико-грамматический разряд: количественное, порядковое, собирательное.

2. Разряд по составу: простое, сложное, составное.

3. Грамматическая форма: значение рода, числа, падежа.

Комментарии к морфологическому разбору

1. Выделение числительных представляет определённые сложности из-за грамматической разнородности.

Большинство количественных числительных, отвечающих на вопрос сколько? (два, одна вторая, полторы), представляют особый разряд слов из-за отсутствия числа и неизменяемости по падежам. Кроме того, за единичными исключениями (один, одна, одно; два, две; полтора, полторы) количественные числительные не имеют родовых отличий.

Количественные числительные не имеют и формы числа - лишь числительные один и тысяча сохраняют следы этой категории.

Слово один часто вообще перестаёт быть числительным, а приобретает значение неопределённого местоимения или частицы.

В разговорной речи числительному один синонимично числительное раз, которое в свою очередь может превратиться в союз (синонимичный книжному если и разговорному коль).

Количественные числительные подразделяются на собственно количественные и дробные. В разговорной речи возможна замена дробных числительных соответствующими словами - тоже числительными, доставшимися нам от предков. Так, одна вторая заменяется словом половина, одна четвёртая - четверть, одна третья - треть. При обозначении половины какого-либо предмета или количества слово половина в виде пол- присоединяется к соответствующему существительному.

Кроме того, к количественным числительным следует отнести неопределённо-количественные слова мало, много и т. п., а также существительные бездна, тьма, уйма и т. п. в определённом контексте. (Помните, что определять часть речи нужно только на базе предложения.) Сравните:

1) Мне пришлось сегодня много ходить (наречие: ходить как? много, можно заменить наречием долго). - У меня много друзей (числительное: друзей сколько? много, можно заменить числительным: пять, десять и т. п.).

2) Перед путешественниками разверзлась бездна (существительное: можно заменить синонимом пропасть). - Бездна забот свалилась на мои плечи (числительное: забот сколько? бездна, можно заменить числительным: десять, двадцать и т. п.).

Порядковые числительные, отвечающие на вопрос какой? в различных грамматических формах (первый, двадцать пятый, пятимиллионный), образуются от соответствующих количественных. Грамматически они типичные имена прилагательные из-за синтаксической зависимости от имени существительного и согласования с ним в роде, числе и падеже. Ср.:

Работу начну с нового дня - Работу начну с первого дня.

Следовательно, у порядковых числительных есть значение рода, числа и падежа.

Собирательные числительные отвечают на вопрос сколько? (пятеро, трое) и тесно связаны с количественными, поскольку обозначают количество предметов в их совокупности: пять ребят - пятеро ребят. К собирательным числительным относятся также слова оба и обе. Собирательные числительные не имеют числа и изменяются по падежам.

2. По составу все числительные делятся на:

простые, состоящие из одной основы: три, тысячный;

сложные, имеющие две основы и образованные из простых: пятьдесят, двухсотый, восьмеро;

составные, образованные сочетанием простых или сложных числительных: две тысячи пятьсот семь, четыре шестых.

Задание. Прочитайте приводимые попарно предложения. Определите, в каком предложении выделенное слово - имя числительное, а в каком сходная с ним другая часть речи (существительное, сложное прилагательное, наречие, местоимение). Для этого используйте вопросы в словосочетаниях от главного слова к зависимому и формы словоизменения зависимых слов.

1. Я пошла в магазин и купила десять яиц. К сожалению, целый десяток яиц разбился по дороге. 2. В комнату вошёл красивый трёхлетний ребёнок. Наш город с трёхмиллионным населением. 3. У тебя мало времени до экзамена. Ты очень мало работал, вот и не успел подготовиться. 4. Саша хорошо занимался и получил пятёрку. До отхода поезда осталось не более пяти минут. 5. Материю сложили втрое. По берегу реки шли трое друзей. 6. Дай мне только один карандаш. Как-то подошёл ко мне один странный гражданин.

II. Количественные числительные могут склоняться.

Обратите внимание, что:

а) в сложных и составных числительных склоняются все части;

б) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним, изменяя свою грамматическую форму (см. об управлении и согласовании тему 33, § 2).

И. двести шестьдесят три человека

Р. (нет) двухсот шестидесяти трёх человек

Д. (подойду) к двумстам шестидесяти трём человекам

В. (вижу) двести шестьдесят три человека

Т. (иду) с двумястами шестьюдесятью тремя человеками

П. (думаю) о двухстах шестидесяти трёх человеках

Задание. Какое из двух предложений составлено верно?

1) Я купил более полутора килограммов яблок.

2) Я купил более полтора килограмма яблок.

При склонении дробных числительных существительное сохраняет грамматическую форму родительного падежа.

И. три целых и пять десятых процента

Р. трёх целых и пяти десятых процента

Д. трём целым и пяти десятым процента

В. три целых и пять десятых процента

Т. тремя целыми и пятью десятыми процента

П. (о) трёх целых и пяти десятых процента

Задание. Решите, какое из следующих предложений неправильное, учитывая, что существительное при склонении дробных числительных остаётся без изменения. Помните, что цифры читаются как слова (5, 5 - пять и пять десятых).

1) В 5,5 года ребёнок был хорошо развит.

2) В 5 лет ребёнок был хорошо развит.

3) В 5,5 год ребёнок был хорошо развит.

Поскольку порядковые числительные - грамматические прилагательные, при склонении у них так же, как у прилагательных, изменяется окончание, которое можно проверить по вопросу от существительного в словосочетании:

И. двадцатипятитысячный (--- какой?) житель

Р. (нет) двадцатипятитысячного (--- какого?) жителя

Д. (подойти) к двадцатипятитысячному (--- какому?) жителю

Задание. Продолжите склонение самостоятельно.

Собирательные числительные склоняются так же, как прилагательные во множественном числе - при этом в именительном падеже числительное управляет существительным, в остальных падежах согласуется с ним, например:

И. четверо детей

Р. четверых детей

Д. четверым детям

В. четверых детей

Т. четверыми детьми

П. (о) четверых детях

По сравнению с количественными и порядковыми числительными сочетаемость собирательных числительных с другими словами ограниченна. Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода со значением лица: трое мужчин, пятеро сирот. С существительными женского рода употребляются количественные числительные: три девочки;

2) с существительными дети, ребята: двое детей, шестеро ребят. По аналогии в разговорной речи употребляются с существительным девчата - семеро девчат;

3) в разговорной речи с названиями детёнышей животных и с названиями парных предметов: трое волчат, двое рукавиц (наряду с три волчонка и две рукавицы);

4) с существительными, выступающими только в форме множественного числа: двое ворот, четверо суток. Когда речь идёт о двух, трёх или четырёх предметах, то употребляются только собирательные числительные, когда же предметов более четырёх, то возможны варианты собирательного и количественного числительного: пятеро суток и пять суток;

5) с личными местоимениями в косвенных падежах: нас (их, вас) было трое.

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба мальчика, дерева; нет обоих мальчиков, деревьев, подойду к обоим мальчикам, деревьям и т. д., числительное обе - с существительными женского рода: обе девочки, нет обеих девочек, подойду к обеим девочкам и т. д. Числительные оба и обе нельзя употреблять с существительными, имеющими только форму множественного числа, нужно подобрать другой оборот речи: нельзя сказать "у обоих ворот", надо у тех и у других ворот.

III. Имена числительные входят в состав сложных слов без соединительной гласной в форме родительного падежа: двадцатисемилетний, сорокаэтажка, шестидесятый.

Исключения. 1. Числительные один, девяносто, сто, которые употребляеются в сложных словах с соединительной гласной -о-, например: одноместный, девяностолетний, стотысячный.

2. Числительное тысяча употребляется с соединительной гласной -е-, например: тысячекратный.

3. Слова сороконожка, сорокоуст пишутся с соединительной гласной -о-, так как здесь числительное сорок употреблено не в прямом значении счёта.

Задание. Исправьте предложения и запишите исправленный вариант.

1. Трое юношей и двое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами триста восемьдесят тремя книгами. 3. Я прожила на даче двадцать два суток. 4. Наша деревня находится в полутораста километров от города. 5. Не так давно жители столицы отмечали восемьсотпятьдесятлетие Москвы. 6. В соревнование по бегу включились сорок три юношей и девушек. 7. В палатке нас три осталось ночевать. 8. Портной работал поочерёдно обеими ножницами - большими и маленькими.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упражнение 2.

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4) Кедры живут до 800—850 лет.
5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров.
8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов.
9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Упражнение 4.

Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти— пятерых) женщин; (три— трое) красивых (коня— коней); (шесть— шестеро) работниц завода; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых (лица— лиц); (четыре— четверо) (студентки— студенток).

Упражнение 5.

Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась трое дней.
3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили трое профессоров.
7) На учения прибыло семеро генералов.

1) Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году. (2) Её вес – сорок тонн, длина – пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр – восемьдесят девять сантиметров. (3) Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века. (4) Неприятель недошел до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.

1. Из предложения (2) выпишите составные числительные.

2. Из предложения (2), (3) выпишите порядковое числительное.

3. Напишите, каким членом предложения (1) является числительное.

В Им. И В. падежах числительных, обозначающих круглые десятки от … до …и круглые сотни от …до …, после первого корня Ь … . В середине числительных 15,16, 17, 18, 19 Ь … .

Часть 2

1. Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки, все числительные записать СЛОВАМИ. Объясните правописание числительных.

В 1276 году Москва ст..новится центром (не) большого самост..ятельного княжества. Первым московским князем был младший сын доблес..ного Александра Невского Даниил. После отца Московское княжество ун..следовал Иван Данилович, прозванный в народе Калитой.

В 1325 году, когда Иван Калита только начал княжить, в его вл..дения вх..дило, помимо Москвы, еще семь городов. А своим сыновьям через пят..надцать лет он каждому оставил вдвое больше земель, чем получил когда-то сам. Еще недавно маленькая и (не) приметная, Москва пр..обрела теперь громкую славу, (с,з)делалась главным русским городом и заняла то место, которое прежде занимал Киев, а потом – Владимир.

2. Найдите в тексте все имена числительные, подчеркните их как члены предложения, подпишите их разряд по значению.

3. Сделайте морфемный разбор: унаследовал, 70.

4. Сделайте морфологический разбор: (более) 500 (ручьёв).

Комментарии

№1
37 учеников
И.п. тридцать семь учеников
Р.п. тридцати семи учеников
Д.п. тридцати семи ученикам
В.п. тридцать семь учеников
Т.п. тридцатью семью учениками
П.п. о тридцати семи учениках

954 книги
И.п. девятьсот пятьдесят четыре книги
Р.п. девятисот пятидесяти четырёх книг
Д.п. девятистам пятидесяти четырём книгам
В.п. девятьсот пятьдесят четыре книги
Т.п. девятьюстами пятьюдесятью четырьмя книгами
П.п. о девятистах пятидесяти четырёх книгах

полтораста километров
И.п. полтораста километра
Р.п. полуторасты километров
Д.п. полуторасте километров
В.п. полуторасту километров
Т.п. полуторастой километров
П.п. полуторасте километров

три-четвёртых
И.п. три-четвёртых часа
Р.п. трёх-четвёртых часа
Д.п. трём-четвёртым часа
В.п. три-четвертых часа
Т.п. тремя-четвёртами часа
П.п. о трёх-четвертых часа

И.п. семьсот тридцать пятая школа
Р.п. семисот тридцати пятой школы
Д.п. семистам тридцати пятой школе
В.п. семьсот тридцать пятая школа
Т.п семьюстами тридцатью пятой школе
П.п о семистах тридцати пятой школе

№2
1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более одной тысячи двухсот пятидесяти гектар.

2) Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен одной тысячи трёмстам шести килограмм.

3) Кедры живут до восьмисот-восьмисот пятидесяти лет.

4) Теплоход с тремястами восьмьюдесятью восьмью экскурсантами отправился в очередной рейс.

5) Протяженность столичной подземной дороги достигла ста семидесяти трёх километров, а автобусных и троллейбусных линий — четырёх тысяч трёхсот километров.

6) Вместе с одной тысячью двухсот тремя новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четырёх тысяч пятисот слов.

7) Разность между восьмьюдесятью семи и пятьюдесятью четырьмя составляет тридцать три.

8) К две тысячи десятому году население города составит не менее одной целой пяти десятых миллионов человек.

№3
1) К пятнадцатому апреля две тысячи девятого года намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полутораста.
3) Изумительный по красоте собор с тремя тысячами шестьюстами восемьюдесятью пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В две тысячи десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) В гонках собачьих упряжек участвовали сани в количестве двадцати четырёх штук.

№4
1)для ПЯТЕРЫХ женщин
2)ТРИ красивых КОНЯ
3)ШЕСТЬ работниц завода
4)ЧЕТВЕРО НОЖНИЦ
5)ДВА знакомых ЛИЦА
6)ЧЕТЫРЕ СТУДЕНТКИ

№5
1)Три спортсменки выступили очень удачно.
3)Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
2)Олимпиада длилась три дня.
4)Из школы вышли семь девочек и пять мальчиков.
5)Четыре ученицы получили дополнительное задание.
6)С докладом выступили три профессора.
7)На учение прибыло семь генералов.

1)
тридцать четыре
восемьдесят девять
2)
шестнадцатого
3)
обстоятельство
4)
В Им. И В. падежах числительных, обозначающих круглые десятки от пятидесяти до восьмидесяти и круглые сотни от пятисот до девятисот, после первого корня Ь пишется. В середине числительных 15,16, 17, 18, 19 Ь не пишется

В тысяча двести семьдесят шестом году Москва становится центром небольшого самостоятельного княжества. Первым московским князем был младший сын доблестного Александра Невского Даниил. После отца Московское княжество унаследовал Иван Данилович, прозванный в народе Калитой.

В тысяча триста двадцать пятом году, когда Иван Калита только начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы, еще семь городов. А своим сыновьям через пятнадцать лет он каждому оставил вдвое больше земель, чем получил когда-то сам. Еще недавно маленькая и неприметная, Москва приобрела теперь громкую славу, сделалась главным русским городом и заняла то место, которое прежде занимал Киев, а потом – Владимир.

37 учеников
И.п. тридцать семь учеников
Р.п. тридцати семи учеников
Д.п. тридцати семи ученикам
В.п. тридцать семь учеников
Т.п. тридцатью семью учениками
П.п. о тридцати семи учениках

954 книги
И.п. девятьсот пятьдесят четыре книги
Р.п. девятисот пятидесяти четырех книг
Д.п. девятистам пятидесяти четырем книгам
В.п. = И.п.
Т.п. девятьюстами пятьюдесятью четырьмя книгами
П.п. о девятистах пятидесяти четырех книг

полтора килограмма
И.п. полтора килограмма
Р.п. полутора килограмма
Д.п. полутора килограммам
В.п. полтора килограмма
Т.п. полутора килограммами
П.п. о полутора килограммах

полтораста километров
И.п. полтораста километров
Р.п. полутораста километров
Д.п. полутораста километрам
В.п. полтораста километрам
Т.п. полутораста километрами
П.п. о полутораста километрах

3/4 часа
И.п. три четвертых часа
Р.п. трех четвертых часа
Д.п. трем четвертым часа
В.п. три четвертых часа
Т.п. тремя четвертыми часа
П.п. о трех четвертых часа

735-я школа.
И.п. семьсот тридцать пятая школа
Р.п. семисот тридцать пятой школы
Д.п. семистам тридцать пятой школе
В.п. семьсот тридцать пятую школу
Т.п. семьюстами тридцатью пятой школой
П.п. о семистах тридцать пятой школе

Упражнение 2
1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более тысячи двухсот пятидесяти га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен тысяче трехсот двадцати шести кг.
3) К двум пятым прибавить три пятых, получится один.
4) Кедры живут до восьмисот—восьмисот пятидесяти лет.
5) Теплоход с тремястами восьмьюдесятью восьмью экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через десять лет после открытия Южной Америки, в тысяче пятисот втором году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла ста семидесяти трех километров, а автобусных и троллейбусных линий — четырех тысяч трехсот километров.
8) Вместе с тысячей двухсот тремя новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четырех тысяч пятисот слов.
9) Разность между восьмьюдесятью семью и пятьюдесятью четырьмя составляет тридцать три.
10) К две тысяче десятому г. население города составит не менее полутора миллионов человек.

1) К пятнадцатому апрелю две тысяче девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полутораста.
3) Изумительный по красоте собор с тремя тысячей шестьсот восьмьюдесятью пятью фресками, построенный в шестнадцатом в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В две тысяче десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в одну целую три десятых раза раза.
5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четверо саней.

Упражнение 4
Для пяти женщин; три красивых коня; шесть работниц завода; четверо ножниц; два знакомых лица; четыре студентки.

Часть 1
1) Три спортсменки выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась три дня.
3) Два дня и две ночи мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семь девочек и пятеро мальчиков.
5) Четыре ученицы получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили три профессора.
7) На учения прибыло семь генералов.

1. тридцать четыре; восемьдесят девять
2. шестнадцатого
3. Обстоятельство
4. В Им. И В. падежах числительных, обозначающих круглые десятки от пятидесяти до двадцати и круглые сотни от пятисот до девятисот, после первого корня Ь пишется . В середине числительных 15,16, 17, 18, 19 Ь не пишется.

одинаковый, первичный, первый, первостепенный, первенство. 2. Два, дважды, двойка, двоякий, двое, двойной, удвоить, второй, вторить, вторично, вторник, второстепенный. 3. Тройной, три, третьестепенный, третий, тройка, трое, утроить. 4. Четыре, четырехзначный, четверка, четверо, четверть, четвероногий. 5. Пятый, пятиминутка, пятерня, пяток, пятеро, пятерка, пять. 6. Шестерка, шесть, шестиугольник, шестой, шестизначный, шестеро, шестерня. 7. Семилетка, семь, семерка, семеро. 8. Восьмерка, восемь, восьмилетка, восьмой, восьмушка, восьмеро. 9. Десяток, десять, десятибалльный, десятый, десятеро. 10. Сотня, сто, стоножка, сотый, сотенный, столетие, столетний, дюжина, оба, единица.

Ответ или решение 1

1. Один - количественное числительное. Первый - порядковое числительное.
2. Два - количественное числительное. Двое - собирательное числительное. Второй - порядковое числительное.
3. три - количественное числительное. Третий - порядковое числительное. Трое - собирательное числительное.
4. Четыре - количественное числительное. Четверо - собирательное числительное.
5. пятый - порядковое числительное. Пятеро - собирательное числительное. Пять - количественное числительное.
6. Шесть - количественное числительное. Шестой - порядковое числительное. Шестеро - собирательное числительное.
7. Семь - количественное числительное. Семеро - собирательное числительное.
8. Восемь - количественное числительное. Восьмой - порядковое числительное. Восьмеро - собирательное числительное.
9. десять - количественное числительное. Десятый - порядковое числительное. Десятеро - собирательное числительное.
10. Сто - количественное числительное. Сотый - порядковое числительное. Оба - собирательное числительное.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

семнадцать рублей-целое числительное

пятеро друзей-собирательное числительное

две десятых урожая - дробные

Ответ

+

1) второго-порядковое числительное.
2) втроём-собирательное числительное.

3) трём-количественное числительное.

Ответ

+

Числительные, обозначающие целые числа, их склонение. . три, сто пять (это числительные, обозначающие целые числа); дробные числа: одна вторая, две восьмых (это дробные числительные); несколько предметов как одно целое: трое мальчиков (это собирательные числительные).

Читайте также: