Жан франсуа милле уборка картофеля

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 21.09.2024

Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 — 20 января 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.

Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй — священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.

В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника — новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.

В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.

oedipus-taken-down-from-the-tree-1847

Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.

1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.

20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

ТВОРЧЕСТВО

Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле.

Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Женщина печет хлеб Путь на работу Пильщики

Когда Милле обдумывал и писал собственные картины, он, в известном смысле, следовал заветам художников прошлого. Для каждой из них он, как правило, делал массу набросков и эскизов — иногда пользуясь услугами натурщиков, а иногда давая волю своей фантазии.

До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.

ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ

Милле стал кумиром Ван Гога, относившегося к его работам, как к образцам, и много копировавшего их.

Другими почитателями таланта Милле были Камиль Писсарро и Жорж Сера.

the-winnower-1848

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Милле всегда сторонился политики. Он, в частности, наотрез отказался вступить в Федерацию художников, созданную парижскими коммунарами во время их недолгого пребывания у власти в 1871 году. Революционные идеи были ему чужды. Художника вдохновляла не политическая идеология (как казалось многим его современникам), а увлеченность реалистическим методом.

Рассказывают, что Милле, подражая Пуссену, лепил глиняные или восковые фигурки и расставлял их на столе, отыскивая наилучшую композицию и освещение для намеченной картины.

ЦИТАТЫ ХУДОЖНИКА

Милле Жан Франсуа ( 1814 - 1875 )

И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.

В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей. Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу - без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению. Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.

Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой" барбизонской группы", получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.

Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник - реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир - основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу. Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты. Однако Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х годах, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы.

С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли ("Сеятель" 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины "Собирательницв колосьев",1857, "Анжелюс",1859.

Для живописи Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда при помощи объемности изображения и ровной цветовой гаммы.

Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения.

Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины 19-го века.

Кипятильник (1853-54)


"Анжелюс" (Вечерняя молитва)



Перед нами спускающийся вечер, последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста. Приглушенная цветовая гамма составлена из мягких, гармонично составленных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов. Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко выделяющиеся над линией горизонта, еще более усиливают эпическое звучание композиции. "Анжелюс" - это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто работал на этой земле.

Человек с мотыгой



В отличие от образов высокой человечности, покоя, умиротворения, перед нами другой образ - здесь художник выразил предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, но сумел и показать огромные дремлющие силы труженика-исполина.

Собирательницы колосьев (1857)



Самое известное произведение Милле. Это печальная картина о бедности и печальном труде. На освещенном последними вечерними лучами солнца поле заканчивается жатва. Золотом сверкает собранный в копны, еще не увезенный с поля хлеб. Хлебом заполняют большую телегу, чтобы увезти его на ток. Вся эта картина, полная золотого хлеба, только что сжатого поля, создает настроение умиротворенности и покоя. И, как бы в контрасте с этим довольством и покоем, на переднем плане картины изображены фигуры трех женщин, собирающих на сжатом поле редкие, оставшиеся колоски, чтобы намолотить из них хоть горсточку муки. Их натруженные спины тяжко согбены, огрубевшие пальцы рук с трудом захватывают тоненькие, хрупкие колоски. Неуклюжая одежда скрывает возраст, кажется, тяжкий труд и нужда сравняли и молодых, и старых. Художник использует в картине широкую гамму красок - от золотисто-коричневых до красновато-зеленых.


В январе 1837 года в возрасте двадцати двух лет Милле впервые вступил на парижскую мостовую и город произвел на него ужасающее впечатление.
Гам, гарь, суета, толпы, чрезмерно ярко одетые женщины и как-то очень раскованно ведущие себя мужчины.Юноша из очень религиозной крестьянской семьи решил, что он угодил прямо в Ад. И очевидно, потрясение было столь велико, что он тут же разрыдался.
Он всегда будет в Париже чувствовать себя чужаком. Собственно, именно так к нему относились и окружающие.

Ему было чуждо все, что было в школе изящных искусств. Чуждо было в мастерской очень модного салонного живописца Поля Делароша.
А однокашники его очень опасались, ведь Жан Франсуа был богатырского телосложения, кувалды кулачищи и косая сажень в плечах. И они очень боялись, что он однажды пустит эти кулаки в ход, но он этого не делал.

За глаза они его называли лесным человеком, а мэтр Деларош именовал его нормандским дикарем.
Но когда этот нормандский дикарь надумал уйти из мастерской, маэстро сделал все, чтобы остановить юношу, потому что он прекрасно понимал, какого уровня дарование у его ученика.
Но, так и не смог. Впрочем, ни у кого не нашлось крепкой узды, чтобы можно было удержать этого Данте деревенщины, этого Микеланджело мужичья, художника-пахаря Жана Франсуа Милле.Пожалуй, как никто другой живописец понимал, что труд на земле не просто работа, то судьба.


Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в маленькой деревушке Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура в семье сельской интеллигенции.
Отец был органистом в местной церкви. Один из его братьев врачом, другой священником. И все Милле без исключения веками возделывали землю.

Так что Жан Франсуа, как и все крестьянские дети, повзрослел быстро. Помогал на ферме, пас скот, учился в церковной школе. Любил латынь, интересовался учениями французских мыслителей Монтеня и Паскаля, зачитывался Гюго и Шекспиром. Обладал феноменальной памятью. С легкостью цитировал целые страницы из Гомера и Вергилия. Книгой книг полагал Библию.

А когда родители обнаружили у сына тягу к рисованию, то приняли его талант не как отрыв от корней, а как дар свыше.
Отправили в Шербур, в мастерскую портретиста Машеля. Но мальчик по-прежнему приезжал домой в период горячей страды.
В 1835 начал постигать мастерство под патронажем метра Ланглуа. Через два года педагог выхлопотал у шербурского муниципалитета стипендию для его обучения в Париже.
Когда же срок действия пенсиона подошел к концу, молодой художник с ужасом обнаружил, что ни одна его работа так и не нашла покупателя, и взялся за жанр, который всегда давал кусок хлеба живописцам – портрет.

Тогда же судьба тридцатиоднолетнего художника переплетется с судьбой дочери простого рабочего Катрин Лемер.
Отныне у них будет много общих тягот и одно общее счастье – их дети.

Милле находил в обыденном возвышенное, а в сложном простое. Не терпел пустой суеты и даже отказался вступить в федерацию художников, во главе которой встал Курбе в период пребывания у власти парижских коммунаров.

Скромный Жан Франсуа даже не мог представить, что спустя столетия его технологии буду изучать крупные специалисты в области искусства и живописцы.

Перспективная точка его взгляда чаще на уровне персонажей, реже сверху. Писал подобно венецианцам эпохи ренессанса сразу на холсте, но делал огромное количество набросков и эскизов.
Был выдающимся рисовальщиком. Работал пастелью, черным мелком, углем. Последним выполнял подкладной рисунок, иногда черным карандашом, затем выводил контуры и растушевывал тени.
Пользовался услугами натурщиков, но и реальную модель подвергал шлифовке фантазией.

Композиционные технологии сродни Пуссену и Тинторетто.
Лепил глиняные и восковые фигурки. Перемещал их на плоскости, выискивая баланс света, тени, ракурсов.
Часто повторял свои старые работы с малыми поправками, уточнял, улучшал их.

Был тонким колористом. Умело использовал резкие контрасты света и тени. Пользовался сильным ослепляющим светом и густым пастозным мазком.
Порой тонко клал красочный слой, позволяя рассмотреть под ним светлую грунтовую основу. Виртуозно владел техникой лессировки.
Нередко покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти. Возникала фактура, словно по краске прошли скребком.
Задний план обычно писал мягко. Холст, состоящий из много фактурных частей – характерная черта манеры художника.
Гладким штрихом отрабатывал портреты. Пожалуй, лучший его портрет – изображение его родной сестры Эмилии.
Грунтовал холсты тонко. В поздний период цветными грунтами.
Предпочитал фактуру узловатых, грубых холстов.

В конце 1873 года Милле начнет чувствовать себя очень плохо. В мае 1874 получит правительственный заказ для пантеона на цикл из жития святой Женевьевы, небесной покровительнице Парижа.
Успеет сделать лишь несколько предварительных набросков.
Третьего января 1875 срочно закажет в Барбизоне церковный обряд бракосочетания с Катрин. Их союз более 20 лет был зафиксирован гражданским документом, но для Милле клятвы, данные у алтаря, были святы.
Через 16 дней Милле не стало. Художнику было всего 60 лет.

Жан Франсуа Милле - Сборщицы колосьев. 1857

Когда собирательницы колосьев Милле появились в лощёной атмосфере Парижского салона в 1857 году, зрители буквально впали в ступор. Тут же обозвали сборщиц настоящими страшилищами в лохмотьях, а газетная критика зашлась воплями мрачных предсказаний.

Но откуда такая реакция? Ведь Милле не был первым в крестьянской теме. Во французской живописи эта традиция восходит еще к средневековым манускриптам. В XVII веке ей посвятили свои работы братья Ленен. Но, наверное, самые знаменитые сцены народного быта принадлежат великому нидерландцу, эталону Милле, Питеру Брейгелю, даже прозванному мужицким.
В XIX столетии мода на крестьянскую тему, казалось, сохранилась. Но теперь крестьян изображали только в двух ипостасях – либо умиление до слез, либо десантированная ирония.
Милле же посмел возвысить образы невежественных детей земли до национальных героев и уровня библейских персонажей.
Так его собирательницы — почти церковная фреска, хотя сбор оставшихся колосьев был в ту эпоху уделом уже полной нищеты.
Не случайно в глубине композиции художник поместил верхового. То надсмотрщик, поставленный следить, чтобы ни один злак не был взят из стогов. Разрешалось поднимать только те крохи, что все еще валялись на земле.
На первом плане три женские фигуры. Две уже согнуты в три погибели. Одна устало тянет руку к земле, пытаясь как бы подцепить пальцами тоненькую соломинку, на которой возможно еще сохранились зерна. А линия горизонта будто наваливается на их изломанные спины всей своей тяжестью.
Лиц почти не видно. Под ними поле, за ними поле. Но художник ничего не драматизировал. Он просто констатировал факт. Земля, труд, человек – такова извечная крестьянская доля. Такова была доля и самого Милле.

Уборка картофеля

Увеличить

  • Название: Уборка картофеля
  • Художник: Жан-Франсуа Милле
  • Артикул: 30007

Купить картину или постер "Уборка картофеля" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными красками и максимально приблизят копию к оригиналу.

Заказать репродукцию "Уборка картофеля" можно на подрамнике или в багетной раме, а так же без оформления.

Читайте также: