Уход за растениями и животными выращивание овощей зелени на участке и т д

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

В то время как уход за растениями на огороде начинается сразу после посадки весной и приходит к финалу вместе со сбором урожая, уход за садом не заканчивается никогда. Ведь даже зимой заботливый дачник проверит: не мерзнут ли его питомцы; достаточно ли замульчированы приствольные круги у деревьев; сбросит тяжелые снежные шапки с кроны; защитит деревья и кустарники от грызунов и зайцев. Значит ли это, что растения в саду требуют большего ухода, чем огородные культуры? Конечно же, нет! Ведь в весенне-летний сезон дачник уделяет огороду намного больше внимания, чем саду. Обо всех нюансах ухода за растениями в саду и огороде: о борьбе с вредителями и профилактике болезней, об особенностях санитарной и формирующей обрезок, о благоприятном соседстве и необходимом севообороте, читайте в этой рубрике.


Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет ничего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь . Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. А сколько радости доставляют детям первые посадки и всходы.

Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить, ухаживать за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

А задачи перед собой мы ставим следующие:

1. Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растениях огорода

2. Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света , тепла, влаги почвы для роста растений

3. Развивать познавательные и творческие способности детей

4. Формировать осознанно- правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

В результате все испытывают большое удовольствие, а у детей появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую работу, доставляя радость окружающим людям.

Итак, что же дети могут делать в огороде? Чем им помочь?

Обработка почвы. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. . После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Посев семян. Семенами сажаем тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель. Сеять семена могут дети во всех группах. Но вначале следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать. В группах выращиваем рассаду кабачков, капусты, перца, баклажан, огурцов.

Рыхление. Это могут делать дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

Прополка. Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.

Полив. Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три.

В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому сажать ее надо столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.

Таким образом, огород в детском саду является одним из условий , которое необходимо для осуществления экологического воспитания дошкольников.

Книги по садоводству и огородничеству

С 2016 года изучаю удаленные профессии и способы заработка в интернете. Бросила работу в университете, чтобы с головой уйти во фриланс.

Приветствую всех садовников, огородников, цветоводов и ландшафтных дизайнеров!

Предлагаю заранее подготовиться к дачному сезону и уже сейчас начать копить знания. В этом вам помогут книги по садоводству и огородничеству.

Вас ждут лучшие представители литературы по теме. Вы узнаете, как и когда правильно сажать то или иное растение, как создать цветник, какие существуют природные лекарства, ежемесячный план ухода за огородом и многое другое.

Каждая из представленных книг имеет свои достоинства. Не обращайте внимания на порядок их расположения и не воспринимайте его как список от лучшего к худшему. Все издания равноправны и по-своему полезны для читателя.

1. И. Мельников “Садовые сооружения для дачного домика”

И. Мельников “Садовые сооружения для дачного домика”

* электронную версию книги можно купить и скачать в форматах: fb2, epub, pdf, txt.

Начнем мы не с урожая и плодов, а с хозяйственных сооружений, которые можно встретить на даче или в саду. А именно речь пойдет о проектировании беседки. Ведь садоводы могут не только трудиться в огороде, но еще и отдыхать, сидя в уютном “домике”.

Автор рассказывает обо всех нюансах: формах крыш, общей цветовой гамме, внешнем виде окон и о многом другом. Можно поручить создание беседки специалисту, но с помощью этой небольшой брошюры все можно сделать самому. Издание состоит из 35 страниц и имеет 12 иллюстраций.

Эта книжица входит в целую серию на тему построения идеальной дачи. В каждом издании есть свои полезные советы. Рекомендую приобрести весь комплект сразу.

Книги по ландшафтному дизайну

2. Д. Колесова “Защита плодовых и ягодных культур от болезней и вредителей”

Д. Колесова “Защита плодовых и ягодных культур от болезней и вредителей”

Мало ли огородников и садоводов, чьи растения страдают от разных болезней и вредителей? К сожалению, достаточно много людей, которые давно борются с этой напастью.

Поэтому данное издание будет полезно дачникам. Автор подробно и с примерами рассказывает, какими способами можно обезопасить урожай, дает полезные рекомендации и действенные лайфхаки.

На 50 страницах расписаны профилактические мероприятия, которые важно периодически проводить. А на 15 ярких иллюстрациях наглядно показаны больные и здоровые ягодные и плодовые культуры.

3. Г. Кизима “Не наступай в саду на грабли”

Г. Кизима “Не наступай в саду на грабли”

Чем в первую очередь полезна эта книга? Опытом автора. Она рассказывает об ошибках, которые когда-то совершила на своем участке. Автор дает советы, как избежать этого. Она утверждает, что по ее стопам идут многие начинающие садоводы и поколение за поколением совершают типичные ошибки.

К тому же есть много устойчивых заблуждений, которые уже давно неактуальны. Вот для этого и была написана книга. В ней собран весь 55-летний стаж садовода, что обязательно поможет каждому читателю создать на своей даче цветущий сад с вкусными и сочными плодами.

4. Г. Кизима “Все о саде и огороде для ленивых. О грядках, семенах, рассаде и сохранении урожая”

Г. Кизима “Все о саде и огороде для ленивых”

Перед вами еще одно издание от Галины Александровны – популярного автора и садовода с внушительным стажем. Она утверждает, что быть ленивым вовсе не стыдно. И не обязательно трудиться день и ночь, чтобы получить цветущий участок. Достаточно правильно организовать рабочий процесс, разумно распределить время и исключить ненужные действия.

Автор подробно расскажет, как с минимальными усилиями получить плодоносящий сад. Также пошагово и помесячно распишет необходимые работы в саду и огороде, даст полезные советы и рекомендации, предложит список неприхотливых растений, которые смогут радовать хозяинов весь год. И все это на 194 страницах.

И конечно, книга привлекает своей яркостью. В ней собраны красивые иллюстрации, да и в целом оформлена она очень качественно. Поэтому вы можете купить книгу и смело подарить ее близким и друзьям.

5. О. Ерохина “Богатый урожай. Советы агронома”

О. Ерохина “Богатый урожай”

Предлагаю потенциальным читателям ознакомиться с универсальной книгой, которая написана агрономом-профессионалом. Автор повествует о технологиях выращивания разных растений для сада и огорода, рассказывает о вредителях и болезнях, которые могут полностью уничтожить урожай, а также дает общие рекомендации и советы.

Это издание будет полезно для всех, кто самостоятельно у себя на участке выращивает ягодные, плодовые и овощные культуры. В этом деле, по словам автора, важно все – от типа почвы и удобрений до обрезки растений и народных средств по увеличению урожая.

Имеется календарь работ и информация о ландшафтном дизайне. Всего 150 страниц и 17 иллюстраций.

6. И. Бочкова “Создаем красивый цветник”

И. Бочкова “Создаем красивый цветник”

Хотите погрузиться в настоящее искусство и творчество? Тогда создавайте цветник! Важно правильно подобрать растения, чтобы они сочетались между собой. Цветоводы-любители и не представляют, сколько факторов нужно учесть, чтобы получилась восхитительная клумба, миксбордер или рабатка. Необходимо учитывать экологические требования растений, их цвет и фактуру.

Звучит страшно и сложно? Тогда читайте эту книгу! Она написана опытным автором, талантливым цветоводом и мастером в создании цветников. Книгу советуют к прочтению преподаватели ландшафтного дизайна в вузах.

А если купить подарочное издание, эта книга может стать великолепным подарком. Она красиво иллюстрирована, а качество печати безупречное. Яркие изображения делают растения на листах словно настоящими. А на 266 страницах содержится по-настоящему нужная информация.

7. Е. Константинова “Практика создания цветников. Проектирование и авторский дизайн”

Е. Константинова “Практика создания цветников”

Это руководство способно вдохновить и профессионалов, и любителей. Поэтому вы смело можете преподнести книгу в качестве подарка опытным цветоводам и дачникам-новичкам.

8. Т. Ильина “Натуральная аптечка. Дары природы, которые вы можете применять с пользой для себя”

Т. Ильина “Натуральная аптечка”

Автор утверждает, что практически каждое растение можно использовать с пользой. По ее мнению, нет полезных и вредных культур, даже сорняки могут пригодиться, например, в качестве пищи для домашних животных, как средство для обогащения почв витаминами, а также как фармацевтическое сырье.

В книге вы найдете сведения о различных растениях и их полезных свойствах, способы заготовки и применения овощей, ягод, фруктов, трав в лечебных целях.

Но обратите внимание, что народная медицина не может заменить профессиональную врачебную помощь. При недомоганиях обязательно посетите больницу и проконсультируйтесь со специалистом.

9. Г. Кизима “Цветники для ленивых. Простые композиции для любого уголка сада”

Г. Кизима “Цветники для ленивых”

Переходим к другой популярной книге о цветоводстве. Садоводы-любители непременно оценят это издание, после которого даже новичок сможет подобрать растения, распределить их и создать собственный цветник, миксбордер, рабатку или рокарий.

Имеется много ярких и показательных иллюстраций. Повествование идет простым языком, но при этом чувствуется многолетний опыт автора. Она дает полезные рекомендации по поводу освещения, места посадки, увеличения плодородности почв, влажности и т. д.

Автор советует разумно распоряжаться бюджетом и беречь свои силы при создании цветущего шедевра.

Садоводство в Монтессори среде: чем полезна работа с растениями для дошкольников?

Работа в саду незаслуженно ассоциируется у нас в основном с пожилыми родственниками, хотя на самом деле это настоящий кладезь полезного опыта и для самых маленьких членов семьи.

В этой статье педагоги детского Монтессори центра "Созвездие" расскажут о том, как садоводство влияет на развитие малышей от двух до шести лет, а также дадут несколько рекомендаций по организации зеленого уголка для детей, но сперва посмотрите отзыв многодетной мамы об опыте организации домашнего сада:

Как работа в саду сказывается на физическом развитии малыша?

Сложно представить более интерактивную, захватывающую и экологичную среду для ребенка, чем обычный сад с собственными горшками или грядками.

Развитие огранов чувств

Многообразие текстур, форм, цветов, вкусов и запахов растений поражает. В зависимости от размеров квартиры или огорода, климата и других условий можно подобрать съедобные растения (салаты и травы, цитрусовые, помидоры, огурцы, клубника), яркие и душистые цветы (фиалки, хризантемы, гибискус), растения с интересной текстурой (медвежьи ушки, кактусы, фикус).

Интеракция с живой природой во всем её разнообразии прекрасно развивает целостное восприятие ребенка, учит его соединять информацию, поступающую от разных органов чувств.

Как работа в саду сказывается на физическом развитии малыша?

Развитие мелкой и крупной моторики

Высаживание семечек, работа с землей, удаление засохших листиков, полив и сбор урожая являются прекрасными упражнениями для развития как мелких мышц рук, так и улучшения координации всего тела. Главное подобрать малышу подходящие по весу и размеру инструменты для садоводства.

Взаимодействие с растениями, землей, водой и различными емкостями тренирует координацию ребенка, развивает его мелкую моторику, а также способствует развитию всех органов чувств, что является особенно важным для маленьких детей.

Когнитивное развитие малыша при работе с растениями

Знакомство с причинно-следственными связями и развитие произвольного внимания и научного подхода к миру

Все растения требуют своего режима полива и уровня освещенности, некоторым из них необходимы специальные удобрения. На собственном опыте ребенок сталкивается с понятиями причины и следствия, учится делать выводы на основе наблюдений, обращается к энциклопедиям и получает первые уроки по естествознанию от самой природы.

Когнитивное развитие малыша при работе с растениями

Развитие речи и формирование математических способностей ребенка

Несомненно никуда не деться в садоводстве от математики: посчитать количество семечек и горшков, высчитать нужный объем воды для полива, терпеливо выждать количество дней нужное до прорастания или цветения. Помочь в развитии этих навыков могут простейшие дневники наблюдений, а также отдельные упражнения.

При правильной организации деятельности ребенка садоводство оказывает влияние на все познавательные процессы малыша. Развивается произвольное внимание, улучшается мышление и речь, тренируются различные виды памяти. Именно эти способности требуются для успешного начала обучения ребенка и гармоничного развития в более старшем возрасте.

Личностное и коммуникативное развитие ребенка на занятиях садоводством

Формирование ответственности и развитие уверенности в себе

Прорастающая семечка требует внимания вне зависимости от настроения и самочувствия малыша. Регулярный уход за растением учит ребенка ответственности, знакомит с планированием. Даже неудачный опыт и засохшие проростки могут мягко, но наглядно продемонстрировать последствия выборов, которые человек совершает каждый день. А вот успешный опыт садоводства и первые плоды развивают уверенность ребенка в своих силах и знакомят его с приятным ощущением гордости за собственные достижения.

Личностное и коммуникативное развитие ребенка на занятиях садоводством

Коммуникативное развитие и обучение работе в команде

Почти всегда первые шаги в садоводстве осуществляются с поддержкой старших. В процессе совместной работы малыш учится следовать инструкции, задавать вопросы, если ему что-то непонятно, внятно объяснять свою точку зрения, а также распределять задачи, особенно, если в саду работает не один ребенок.

Когда садоводство становится хобби всей семьи или хотя бы нескольких её членов, совместная работа также способствует укреплению семейных связей и сплачивает домочадцев.

Развитие креативности ребенка

Первые уроки ландшафтного дизайна, роспись горшков для растений и создание букетов и венков вносит весомый вклад в развитие детской креативности и фантазирования. Не переживайте, если не все творческие эксперименты малыша окажутся успешными:, и победы, и неудачи одинаково необходимы для гармоничного развития малышей.

Садоводство требует от малыша с одной стороны способности следовать плану и регулярно поддерживать порядок в зеленом уголке, а с другой стороны предоставляет множество возможностей для творчества и нестандартных идей. Совместная деятельность со взрослыми и ровесниками дополнительно стимулирует коммуникативное развитие малыша, учит работать сообща и ставить совместные цели.

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе

Наблюдая за растениями и их развитием ребенок по-настоящему понимает, что такое живая природа и как хрупка жизнь каждого листика. Приобретая навыки садоводства, он лучше понимает принципы бережного отношения к природе, начинает ценить мир, в котором живёт.

Интерес ребенка к употреблению овощей и фруктов

Выращенная на подоконнике петрушка и помидоры из домашней теплицы будут съедены с гораздо большим желанием, чем овощи, к выращиванию которых малыш не приложил усилия. С помощью занятий садоводством гораздо легче привить детям здоровые пищевые привычки, они с большей охотой будут есть овощи и зелень, так как те будут иметь гораздо большую личную значимость.

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Освоение полезных способов совладания со стрессом

Садоводство известный и научно доказанный способ борьбы со стрессом. Работа с растениями расслабляет тело, успокаивает ум и повышает настроение. За счет размеренного темпа работы и необходимости ожидания результата, занятия садоводством хотя бы 30 минут в день значительно снижают выработку основных гормонов стресса.

Внимательное отношение к природе и способность использовать общение с растениями и животными для стабилизации своего здоровья и эмоционального состояния незаменимые признаки гармоничного развития ребенка. Монтессори сообщество убеждено, что общение с природой необходимо всем, но особенно маленьким городским жителям.

Как подготовить зону для выращивания растений в духе Монтессори?

Как и многие другие Монтессори пространства, собственный садик ребенка должен сперва быть тщательно продуман взрослыми. Только удобное и функциональное пространство может по-настоящему вовлечь ребенка в процесс ухода за растениями.

Для организации пространства следуйте нескольким несложным правилам:

Проанализируйте места, в которых ребенок может заниматься садоводством. Летом это может быть как помещение внутри дома, так и небольшая зона на дачном участке, зимой же стоит подобрать отапливаемое пространство, где у растений будет возможность развиваться. Определите место для самих растений, а также для инструментов, которые будет использовать ребенок.

Уточните особенности выбранного места: уровень освещенности и температурный режим самые главные показатели, опираясь на которые стоит выбирать семена или растения в горшках.

В зависимости от возраста ребенка и количества свободного времени выберете подходящие растения, вы можете привлечь и малыша к этому процессу: сходите вместе на садоводческий рынок, послушайте рекомендации продавца, а если ребенок слишком мал, соберите базовую информацию в интернете. Для примера, на подоконнике можно прорастить фасоль, из луковицы вырастить зеленый лук и чеснок, из кусочка корня вырастить новый имбирь, а из покупных семян редиску и зелень.

Не забудьте подобрать удобные и подходящие по размеру инструменты: лопатки, грабли, горшки, тряпочки, лейки и т.д. Не стоит брать игрушечные инструменты, так как ими буквально невозможно работать, лучше обратить внимание на миниатюрные наборы для комнатных растений. Не забудьте подобрать и подходящую для ваших растений землю и удобрения.

Потратьте время на ознакомление ребенка с новыми вещами, но не забывайте оставить место и на самостоятельное познание и эксперименты. Малышу не нужно быть мастером садоводства, чтобы высадить свои первые семена. А вот если ребенок сам обращается к вам за помощью, постарайтесь дать ему развернутый ответ или попытайтесь вместе докопаться до истины. Помните, что именно опыт и череда успехов и неудач являются основной силой развития ребенка любого возраста.

Как подготовить зону для выращивания растений в духе Монтессори?

Выводы

Садоводство является уникальным занятием для детей дошкольного возраста, затрагивая буквально все зоны развития ребенка. Правильно организованный процесс выращивания растений позволяет малышу узнать больше о живой природе и улучшить крупную и мелкую моторику, способствует развитию мышления и речи, а также организует среду для взаимодействия со старшими и сверстниками.

Заключение

Знакомство с окружающим миром и приобретение знаний о живой и неживой природе является неотъемлемой частью развития детей с первых лет жизни. Именно поэтому методисты детского Монтессори центра "Созвездие" включают занятия по естествознанию в программу наших детских садов и общеразвивающих занятий по системе Монтессори. На этих занятиях дети знакомятся с миром под наставничеством наших опытных педагогов.

Стоит отметить, что естествознание является лишь частью продуманной программы, которая включает в себя также знакомство с грамотой и математикой, освоение бытовых навыков, спортивные занятия, занятия изобразительным искусством, музыкой и ритмикой, а также изучение английского языка в игровой форме. Ознакомиться с полной программой и расписанием наших занятий, а также встретиться с нашими педагогами и увидеть жизнь клуба можно во время бесплатного пробного занятия, на которое можно записаться оставив заявку на сайте или позвонив нам. Мы с нетерпением ждем вас в нашем Монтессори клубе "Созвездие"!

Читайте также: