У тыквы длинный стебель а доминирует над коротким а установи соответствие между схемой скрещивания

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.09.2024

Генетика является точной наукой. В ней есть законы и правила, которые можно проверить через задачи.

Генетика изучает закономерности изменчивости и наследственности. Каждый биологический вид воспроизводит себе подобные организмы. Однако нет идентичных особей, все потомки в большей или меньшей степени отличаются от своих родителей. Генетика дает возможность прогнозировать и анализировать передачу наследственных признаков. Для этого нужно уметь решать задачи по генетике.

При решении задач используются символы.

Латинской буквой Р обозначаются родители,

буквой F — гибридное потомство.

Заглавными буквами обозначаем доминантные гены, а прописными — рецессивные гены.

Заглавной и прописной буквой записываются аллельные гены.

Одинаковыми заглавными буквами обозначаем доминантные гомозиготы, а прописными — рецессивные гомозиготы.

Х — знак скрещивания.

Существуют специальные правила оформления задач по генетике. Предлагаем внимательно посмотреть на образец записи задачи.

Первым принято записывать генотип женской особи, а затем — мужской.

Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом.

При записи генотипа буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо от того, какой признак — доминантный или рецессивный — они обозначают.

Под генотипом всегда пишут фенотип.

У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество.

Правила оформления генетических задач

При решении задач на дигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы от материнской особи, а по горизонтали — отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи

Рассмотрим правила при решении задач по генетике.

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.

Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая — гомозиготна по рецессивному признаку.

Задачи по генетике имеют единые принципы решения. Но чтобы правильно решать задачи, необходимо определить их тип. Задачи могут быть на моногибридное, дигибридное скрещивание.

Рассмотрим технологию решения задач на моногибридное скрещивание.

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой окраской. Определите окраску плодов арбузов, которые получаются от скрещивания растений, имеющих гетерозиготные и гомозиготные генотипы.

Для решения этой задачи запишем объект исследования и обозначение генов. Нам дан объект исследования — арбуз. Признак для исследования — окраска арбуза. Доминантный признак зеленой окраски обозначаем заглавной буквой А, а рецессивный признак полосатый окраски — прописной буквой а.

Нам известны генотипы родительских форм.

Необходимо определить окраску плодов арбузов, то есть фенотип первого поколения.

Так как исследуется только один признак — окраска, то задача на моногибридное скрещивание.

Записываем формулу скрещивания для родительских форм.

Определяем тип гамет.

Записываем генотипы первого поколения.

Определяем фенотипы первого поколения.

Записываем ответ. В результате скрещивания растений имеющих гетерозиготные и гомозиготные генотипы, в первом поколении вероятность появления зеленых и полосатых арбузов равна 50% на 50%.

Решим еще один тип задач на моногибридное скрещивание. Условие задачи.

У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак. Короткие уши наследуются как рецессивный признак. Скрестили гомозиготного самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. Определить генотип самца, самки и фенотип первого поколения.

Нам дан объект исследования — мыши. Признак для исследования — длина уха. Доминантный признак длинное ухо обозначаем заглавной буквой А, а рецессивный признак — короткое ухо — прописной буквой а.

Определяем генотипы родительских форм. У гомозиготного самца с длинными ушами обозначаем генотип двумя заглавными буквами АА, а у самки генотип двумя маленькими буквами аа.

Необходимо определить фенотип первого поколения.

Записываем формулу скрещивания для родительских форм.

Определяем тип гамет.

Записываем генотипы первого поколения.

Определяем фенотипы первого поколения.

Рассмотрим решение задач на дигибридное скрещивание.

Послушайте условие задачи.

У фигурной тыквы белая окраска плодов А доминирует над желтой а, а дисковидная форма В — над шаровидной b.

Ответьте на вопрос: как будет выглядеть F1и F2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

Рассмотрим решение задачи.

Сначала определяем объект исследования — это тыква, исследуемые признаки: цвет и форма плодов.

Записываем и обозначаем цвет плодов: ген А — белый,

ген а — желтый; форма плодов: ген В — дисковидная

ген b — шаровидная .

Определяем ге­нотипы родительских тыкв. По условиям задачи, тыквы гомозиготны, следо­вательно, содержат две одинаковые аллели каждого признака.

Запишем схему скрещивания родительских растений и определим генотип и фенотип первого поколения.

Как вы видите из схемы скрещивания, генотипы первого поколения тыкв все будут гетерозиготны по двум признакам.

А по фенотипу все белые и дисковидные.

Далее находим генотипы и фенотипы второго поколения. Для этого строим решетку Пеннета и вносим в нее все возможные типы гамет: по горизонтали вносим гаметы женской особи, по вертикали — мужской особи. На пересечении получаем возможные генотипы потомства второго поколения.

Выпишем расщепление гибридов по фенотипу. Они будут следующие: 9 белых дисковидных*, 3 белых шаровидных**, 3 желтых дисковидных, 1 желтая шаровидная***.

Запишем ответ: первое поколение — все белые дисковидные. Во втором поколении — 9 белых дисковидных, 3 белых шаровидных, 3 желтых дисковидных, 1 желтая шаровидная.

129-1

1) Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? – 1. С зелеными морщинистыми семенами? – 1 .
2) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами? 100. С зелеными семенами? 0.
3) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми гладкими семенами? 100. С желтыми морщинистыми? 0. С зелеными гладкими? 0. С зелеными морщинистыми? 0.
4) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 1.
5) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 1.
6) Сколько типов гамет образует растение F1 с желтыми гладкими семенами? 4.
7) Какова вероятность (%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми семенами? 75. С зелеными семенами? – 25.
8) Какова вероятность (%) появления в результате скрещивания растений F2 с желтыми гладкими семенами? 56, 25. С желтыми морщинистыми? 18,75. С зелеными гладкими?18,75. С зелеными морщинистыми? 6,25.
9) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 9.
10) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 4.

131. Решите задачу.
У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз – над голубым. В брак вступает кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой. 1) Сколько разных фенотипов может быть у их детей? 2) Сколько разных генотипов может быть среди их детей? 3) Какова вероятность (%) того, что у этой пары родится ребенок-левша?
Решение.
А – праворукость, а – леворукость.
В – карие глаза, в – голубые глаза.
Генотип мужчины – АаВв, женщины – Аавв.
Составим решетку Пеннета.

131-1

132. Решите задачу.
Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой. 1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?
Решение.
А – черный цвет, а – коричневый цвет.
В – висячее ухо, в – стоячее ухо.
Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания.

132-1

133. Решите задачу.
Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. 1) Какова вероятность (%) получения в F2 чистопородного сиамского котенка? 2) Какова вероятность (%) получения в F2 котенка, фенотипически похожего на персидского? 3) Какова вероятность (%) получения в F2 длинношерстного палевого котенка?

Решение:
А – черная окраска, а – палевая.
В – короткая шерсть, в – длинная.
Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания.

133-1

134. Закончите предложение.
Сцепленными называются гены, находящиеся в одной хромосоме и наследуемые сцепленно.

135. Ниже приведены открытия, которые принадлежат Г. Менделю и Т. Моргану. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью ученым:
а) установлена независимость наследственных признаков;
б) установлено, что носителями наследственных признаков являются хромосомы;
в) сформулировано положение о сцеплении генов в хромосоме;
г) выявлены количественные закономерности наследования признаков;
д) установлен характер проявления признака;
е) установлен механизм определения пола у животных (самцы и самки различаются по набору хромосом).
Открытия Г. Менделя – а, б, г, д.
Открытия Т. Моргана – в, е.


11

Сумма внешних и внутренних признаков организма

Место расположения гена в хромосоме

Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида

Организм с одинаковыми аллелями в генотипе

Наука о наследственности и изменчивости

Организм с разными аллелями в генотипе

Объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган

Гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков

Сумма генов, полученная организмом от родителей

Общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам

Один организм из гибридного поколения

Признак, подавляющий другие

Хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная,

5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы,

8 – аллельные, 9 – генотип, 10 – Мендель,

11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный,

14 – рецессивный, 15 – аутосомы

Задания для подготовки к решению генетических задач

Задание 1. Соотнесите.

А - аллельные гены

Д – доминантный признак

Е – рецессивный признак

Сумма внешних и внутренних признаков организма

Организм с одинаковыми аллелями в генотипе

Сумма генов, полученных организмом от родителей

Организм с разными аллелями в генотипе

Гены, определяющие развитие альтернативных признаков

Задание 2. Сколько аллельных пар в следующих генотипах?

Задание 3. Сколько доминантных генов в генотипах?

Задание 4. Сколько гетерозиготных аллелей в генотипах?

Задание 5. Доминантный или рецессивный признак будет проявляться у особей с таким генотипом?

У тыквы дисковидная форма плода доминирует над шаровидной. Гомозиготную шаровидную тыкву опылили пыльцой такой же тыквы. Какими будут гибриды первого поколения?

Ответ: все гибриды первого поколения будут шаровидными.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?


Задание 28 № 20396

У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым, имеющим плоды грушевидной формы?

A — ген нормальной высоты

a — ген карликовой высоты

B — ген шаровидного плод

b — ген грушевидного плода

гены АВ/ сцеплены

АВ//ab - нормальная высота, шаровидные плоды - гетерозигота по обоим признакам

ab//ab - карликовая высота, грушевидные плоды

50% — нормальная высота, шаровидные плоды; 50% — карликовая высота, грушевидные плоды

Сцепленное наследование признаков.

Т. к. в условии не указано, что идет кроссинговер, значит, его нет, и сцепление полное.

Сцеплены доминантный-доминантный AB/; рецессивный-рецессивный ab/

1.В условии не указано, что у гетереозиготной особи попарно сцеплены доминантные и рецессивные аллели. Указано, что гены сцеплены, но это может значить, что сцеплены попарно так же и А с b, и a c B.

2. Не сказано, что нет кроссинговера. По умолчанию, у томатов ( в отличие от самцов дрозофилл) кросинговер идет. А раз идет кроссинговер, значит в любом случае у дигетерозиготной особи может образоваться все 4 варианта гамет (AB, Ab, aB, ab). А значит, в потомстве будет все 4 варианта фенотипов.

3. В задании не указано, что нужно указать соотношение фенотипов, что логично, учитывая то, что мы не знаем какие аллели сцеплены и какая частота кроссинговера между этими генами, однако, в ответе у вас указано соотношение.

Прорешивайте все возможные варианты и обосновывайте своё решение, получите полный балл.

почему не рассматривается вариант с неполным сцеплением генов? тогда образуются 4 фенотипических группы в соотношении 1:1:1:1

Читайте также: