У капусты устойчивость к мучнистой росе доминирует над восприимчивостью

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Решение задач по генетике
Задания ЕГЭ 2014 С6Подготовила учитель биологии МКОУ СОШ №3 г. Исилькуля Омской области Павлова Татьяна Николаевна
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ И СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ТОМАТА С ГЛАДКИМИ МНОГОКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ С РАСТЕНИЕМ, ИМЕЮЩИМ ОПУШЁННЫЕ ДВУХКАМЕРНЫЕ ПЛОДЫ, В F1 ВСЕ РАСТЕНИЯ ИМЕЛИ ГЛАДКИЕ МНОГОКАМЕРНЫЕ ПЛОДЫ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ МЕЖДУ СОБОЙ ГИБРИДОВ F1 БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ РАСТЕНИЯ: С ГЛАДКИМИ МНОГОКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ И ОПУШЁННЫМИ ДВУХКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИП РОДИТЕЛЕЙ, ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ПОТОМКОВ. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. КАКИЕ ЗАКОНЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ДАННЫХ СКРЕЩИВАНИЯХ?
Схема решения задачи
1) aabb x AABB (опушённые двухкамерные скрестили с гладкими многокамерными)F1- 100% AaBb гладкие многокамерные2) AaBb x AaBb (гладкие многокамерные скрестили с гладкими многокамерными)F2 - 1AABB, 2AaBb (гладкие многокамерные) и 1aabb (опушённые двухкамерные)В F1 проявляется закон доминирования, в F2 – закон сцепленного наследования, что приводит к появлению 2х фенотипических групп
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ И НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ
СКРЕСТИЛИ БЕЗУСЫЕ РАСТЕНИЯ ЗЕМЛЯНИКИ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ И РАСТЕНИЯ ЗЕМЛЯНИКИ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ, С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУЧИЛИ БЕЗУСЫЕ С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ И РАСТЕНИЯ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ БЕЗУСЫХ РАСТЕНИЙ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ С РАСТЕНИЯМИ, ОБРАЗУЮЩИМИ УСЫ, ВСЕГДА ПОЛУЧАЛИ ТОЛЬКО РАСТЕНИЯ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ.ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ГИБРИДОВ F1, F2. СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ СКРЕЩИВАНИЙ. КАКОЙ ЗАКОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Схема решения задачи
1) P aabb x AaBB (безусые с белыми плодами скрестили с образующими усы с розовыми плодами)F1 – AaBb образуюие усы с розовыми плодами aaBb безусые с розовыми плодами2) P aabb x Aabb (безусые с белыми плодами скрестили с образующими усы с белыми плодами)F2 AaBB образующие усы с белыми плодами3) проявляется закон независимого наследования признаков
СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
У ЧЕЛОВЕКА КАТАРАКТА (R) – ВРОЖДЁННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ГЛАЗ И ОДНА ИЗ ФОРМ АНЕМИИ – ЭЛЛИПТОЦИТОЗ (W) НАСЛЕДУЮТСЯ СЦЕПЛЕННО, КАК АУТОСОМНО-ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ. В СЕМЬЕ, ГДЕ МАТЬ ЗДОРОВА, А ОТЕЦ СТРАДАЕТ КАТАРАКТОЙ И АНЕМИЕЙ, ДВОЕ ДЕТЕЙ. СЫН УНАСЛЕДОВАЛ ПРИЗНАКИ МАТЕРИ, А ИХ ДОЧЬ – ПРИЗНАКИ ОТЦА. ДОЧЬ ВЫХОДИТ ЗАМУЖ ЗА ЗДОРОВОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. КАКОЕ ПОТОМСТВО МОЖНО ОЖИДАТЬ? ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ВОЗМОЖНЫХ ПОТОМКОВ. КАКОЙ ЗАКОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Схема решения задачи
1) P rrww x RrWw (мать здорова у отца катаракта, анемия)F1 RrWw ( девочка с катарактой, анемией) rrww (мальчик здоров)2) P RrWw x rrww (мать с катарактой, анемией, отец здоров)F2 – RrWw катаракта, анемия rrww норма3)гены R и W сцеплены, кроссинговер не происходит; наблюдается закон сцепленного наследования Т.Моргана
СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ
У КАНАРЕЕК НАЛИЧИЕ ХОХОЛКА НАСЛЕДУЕТСЯ КАК АУТОСОМНЫЙ ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК, А ЗЕЛЁНАЯ ОКРАСКА ОПЕРЕНИЯ КАК ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК, ЛОКАЛИЗОВАННЫЙ В Х-ХРОМОСОМЕ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ЗЕЛЁНОГО НЕХОХЛАТОГО САМЦА С КОРИЧНЕВОЙ ХОХЛАТОЙ САМКОЙ ПОЛУЧИЛИ ПОТОМСТВО: 50% -ХОХЛАТЫЕ, 50% - БЕЗ ХОХЛА. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ, ГЕНОТИПЫ, ФЕНОТИПЫ И ПОЛ ПОТОМКОВ. КАКОВ МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА У ПТИЦ?
Схема решения задачи
1) ♀ AaXвY x ♂ aaXBXB (коричневая хохлатая и зелёный без хохла)2)зелёные с хохлом: ♂ AaXBXb , ♀ AaXBY, зелёные без хохла: ♂aaXBXb, ♀ aaXBY3) гомогаметными по полу являются самцы(XX), гетерогаметными – самки (XY)
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
ПРИ ОПЫЛЕНИИ КРАСНОПЛОДНЫХ АБРИКОСОВ НОРМАЛЬНОГО РОСТА ПЫЛЬЦОЙ ЖЁЛТОПЛОДНЫХ КАРЛИКОВЫХ РАСТЕНИЙ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ БЫЛО ЕДИНООБРАЗНО – НОРМАЛЬНОГО РОСТА С КРАСНЫМИ ПЛОДАМИ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ РАСТЕНИЙ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ В ПОТОМСТВЕ НАБЛЮДАЛОСЬ РАСЩЕПЛЕНИЕ:1/4 – КРАСНОПЛОДНЫЕ НОРМАЛЬНОГО РОСТА, ј - КРАСНОПЛОДНЫЕ КАРЛИКИВОВГО РОСТА, ј - ЖЁЛТОПЛОДНЫЕ НОРМАЛЬНОГО РОСТА, ј - ЖЁЛТОПЛОДНЫЕ КАРЛИКОВЫЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?
Схема решения задачи
1) P AABB X aabb (красноплодные нормального роста скрестили с жёлтоплодными карликового роста)F1 AaBb красноплодные нормального роста2) P AaBb X aabb (красноплодные нормального роста скрестили с жёлтоплодными карликового роста)F1 AaBb – красноплодные нормального роста, Aabb – красноплодные карликового роста, aaBb – жёлтоплодные нормального роста, Aabb – жёлтоплодные карликового роста3)Гены, определяющие красный цвет плодов и нормальный рост – доминантные, так как при 1м скрещивании всё поколение красноплодное нормального роста. Независимое наследование признаков, так как во 2м скрещивании произошло расщепление в соотношении 1:1:1:1
СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
ПРИ СКРЕЩИВАНИИ МУХ ДРОЗОФИЛ С СЕРЫМ ТЕЛОМ И НОРМАЛЬНЫМИ КРЫЛЬЯМИ С МУХАМИ ДРОЗОФИЛАМИ С ЧЁРНЫМ ТЕЛОМ И ЗАЧАТОЧНЫМИ КРЫЛЬЯМИ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ ИМЕЛО СЕРОЕ ТЕЛО И НОРМАЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ ПОЛУЧИЛИ ПОЛОВИНУ ОСОБЕЙ С СЕРЫМ ТЕЛОМ И НОРМАЛЬНЫМИ КРЫЛЬЯМИ И ПОЛОВИНУ ОСОБЕЙ С ЧЁРНЫМ ТЕЛОМ И ЗАЧАТОЧНЫМИ КРЫЛЬЯМИ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. ОБЪЯСНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?
Схема решения задачи
1) P AABB x aabb (серое тело нормальные крылья скрестили с чёрным телом зачаточными крыльями)F1 AaBb – серое тело нормальные крылья2) P AaBb x aabb (серое тело нормальные крылья скрестили с чёрным телом зачаточными крыльями)F1 AaBb – серое тело нормальные крылья, aabb – чёрное тело зачаточные крылья3)Гены, определяющие серое тело и нормальные крылья, являются доминантными, так как при 1м скрещивании всё поколение серое с нормальными крыльями. Сцепленное наследование, так как при 2м скрещивании произошло расщепление в соотношении 1:1
СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
ПРИ СКРЕЩИВАНИИ КРОЛИКОВ С ОДНОТОННЫМ (ДИКИМ) ОКРАСОМ ШЕРСТИ И КОРОТКИМ ТИПОМ ШЕРСТИ С КРОЛИКАМИ С ПЯТНИСТЫМ (ГОЛЛАНДСКИМ) ОКРАСОМ ШЕРСТИ И ДЛИННЫМ (АНГОРСКИМ) ТИПОМ ШЕРСТИ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ БЫЛО ЕДИНООБРАЗНО И ИМЕЛО ОДНОТОННУЮ КОРОТКУЮ ШЕРСТЬ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ ПОЛУЧИЛИ ПОЛОВИНУ С ОДНОТОННОЙ КОРОТКОЙ ШЕРСТЬЮ И ПОЛОВИНУ С ПЯТНИСТОЙ ДЛИННОЙ ШЕРСТЬЮ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?
Схема решения задачи
1) P AABB x aabb (однотонные с короткой шерстью скрестили с пятнистыми с длинной шерстью)F1 AaBb – однотонные с короткой шерстью2) P AabB x aabb (однотонные с короткой шерстью скрестили с пятнистыми с длинной шерстью)F1 AaBb – однотонные с короткой шерстью , aabb – пятнистые с длинной шерстью3) Гены, определяющие однотонную короткую шерсть – доминантные, так как при 1м скрещивании всё потомство однотонное с короткой шерстью. Сцепленное наследование, так как при 2м скрещивании расщепление в соотношении 1:1
КОДОМИНИРОВАНИЕ И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
ГРУППА КРОВИ И РЕЗУС-ФАКТОР – АУТОСОМНЫЕ, НЕ СЦЕПЛЕННЫЕ ПРИЗНАКИ. ЖЕНЩИНА СО 2 ГРУППОЙ КРОВИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУС-ФАКТОРОМ, РОДИТЕЛИ КОТОРОЙ ИМЕЛИ ТАКУЮ ЖЕ ГРУППУ КРОВИ И РЕЗУС-ФАКТОР, ВЫХОДИТ ЗАУЖ ЗА МУЖЧИНУ С 3 ГРУППОЙ КРОВИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ РЕЗУС-ФАКТОРОМ, МАТЬ КОТОРОГО ИМЕЛА 1 РЕЗУС-ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ КРОВЬ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ИХ ДЕТЕЙ. КАКОЙ ЗАКОН НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Схема решения задачи
1) P ♀ AARR x ♂ B0rr ( у матери 2+, у отца 3-)2)Возможные генотипы и фенотипы детей : F1 ABRr 4+, A0Rr 2+3) независимое наследование признаков
НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
НА ПТИЦЕФАБРИКЕ ОТ СКРЕЩИВАНИЯ ЧЁРНЫХ КУРЧАВЫХ ПЕТУХОВ С БЕЛЫМИ КУРАМИ, ИМЕЮЩИМИ ГЛАДКОЕ ОПЕРЕНИЕ, ВСЕГДА ПОЛУЧАЛИ ПОТОМСТВО С ГОЛУБЫМ СЛАБОКУРЧАВЫМ ОПЕРЕНИЕМ. ПРИ АНАЛИЗИРУЮЩЕМ СКРЕЩИВАНИИ ПОТОМКОВ (ИЗ F1) ПОЛУЧАЛИ: ГОЛУБЫХ СЛАБОКУРЧАВЫХ,ГОЛУБЫХ ГЛАДКИХ, БЕЛЫХ СЛАБОКУРЧАВЫХ, БЕЛЫХ ГЛАДКИХ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ В F1 И F2. ОБЪЯСНИТЕ ХАРАКТЕР НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.
Схема решения задачи
1) P ♀ aaee x ♂ AAEE (Белую с гладким оперением скрестили с чёрным курчавым)F1 AaEe – голубые слабокурчавые2) P ♀ AaEe x ♂ aaee (голубую слабокурчавую скрестили белым гладким)F2 AaEe – голубые слабокурчавыеAaee – голубые гладкиеaaEe – белые слабокурчавыеAaee – белые гладкие3) неполное доминирование; чёрное курчавое оперенение неполно доминирует над белым гладким, так как получили птиц с промежуточными признаками
СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
У КУР ТЁМНАЯ КОЖА ДОМИНИРУЕТ НАД БЕЛОЙ, ПОЛОСАТОЕ ОПЕРЕНИЕ – НАД ЧЁРНЫМ. ГЕН, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ОКРАСКУ ОПЕРЕНИЯ, ЛОКАЛИЗОВАН В Х-ХРОМОСОМЕ. СКРЕЩИВАЛИ ЧЁРНУЮ КУРИЦУ С ТЁМНОЙ КОЖЕЙ С ПОЛОСАТЫМ ПЕТУХОМ СО СВЕТЛОЙ КОЖЕЙ. ВСЕ ЦЫПЛЯТА ОКАЗАЛИСЬ ПОЛОСАТЫМИ, ИЗ НИХ 50% ИМЕЛИ ТЁМНУЮ КОЖУ И 50 % - СВЕТЛУЮ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ. ОБЪЯСНИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СКРЕЩИВАНИЯ.
Схема решения задачи
1) P ♀ x ♂ aaXBXB (чёрную с тёмной кожей скрестили с полосатым со светлой кожей) F1 AaXBY ♀ полосатая с тёмной кожейAaXBXb ♂ полосатый с тёмной кожейaaXBY ♀ полосатая со светлой кожейaaXBXb ♂ полосатый со светлой кожей3) у птиц гетерогаметными по полу являются самки
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
У ФАСОЛИ ЖЁЛТАЯ ОКРАСКА БОБОВ ДОМИНИРУЕТ НАД ЗЕЛЁНОЙ ОКРАСКОЙ, А ЧЁРНАЯ ОКРАСКА СЕМЯН – НАД БЕЛОЙ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ФАСОЛИ С ЖЁЛТЫМИ БОБАМИ И ЧЁРНЫМИ СЕМЕНАМИ С РАСТЕНИЕМ, ИМЕЮЩИМ ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА, ПОЛУЧИЛИ 53 – ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И ЧЁРНЫЕ СЕМЕНА, 48 - ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА, 19 – ЗЕЛЁНЫЕ БОБЫ И ЧЁРНЫЕ СЕМЕНА, 15 – ЗЕЛЁНЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ. КАК ОБЪЯСНИТЬ ПОЯВЛЕНИЕ 4Х ФЕНОТИПОВ?
Схема решения задачи
1)P AaBb x Aabb (жёлтые с чёрными семенами скрестили с жёлтыми с белыми семенами)F1 AABb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белые, AaBb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белыеAaBb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белые, aaBb – зелёные чёрные, Aabb – зелёные белые2) независимое наследование
Используемая литература
А.А.Кириленко, С.И.КолесниковПодготовка к ЕГЭ 2014УМК Легион Ростов-на –Дону 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс.

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи".


Основы наследственности. Решение генетических задач.

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле.

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке. Материал больше чем 3 МБ, поэт.


Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра.


Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач" Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре.

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Цель: Дать учащимся рекомендации по выполнению задания линии 28 при подготовке к ЕГЭ.

Задачи: информировать учащихся о типах задач по генетике; познакомить с правилами решения задач линии 28 на примере неполного наследования признаков; мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.

Материал состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.

Теоретическое обоснование темы

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.

Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.

Множественные аллели – иногда к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежу­точный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).


Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая.


При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Примером неполного доминирования может быть промежу­точная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).



Наследование окраски ягоды при неполном до­минировании у земля­ники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Схема решения задачи:


Признак, фенотип Ген, генотип

Красная окраска ягод А (неполное доминирование принято обозначать чертой над буквой)

1. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в F1 от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F2?



2. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.



3. Самца морской свинки с розеточной (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая – розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточной шерсти - доминантный (А).

А - розеточная шерсть, а - гладкая.
Самец А_, первая самка аа, вторая – А_
В потомстве от первой самки был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от матери, а вторую – от отца, следовательно, отец Аа, дети от первого скрещивания Аа и аа.
В потомстве от второй самки тоже был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от отца, а вторую от матери, следовательно вторая самка Аа, дети от второго скрещивания АА, Аа и аа.

4. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. Оба родителя гетерозиготны. Определите вероятность рождения шестипалых детей.



5. Ген вьющихся волос доминирует над геном прямых волос. Какова вероятность появления ребенка с прямыми волосами, если известно, что отец мужа и мать жены имели прямые волосы, а мать мужа и отец жены имели вьющиеся волосы, как и все их предки?

А-вьющиеся, а-прямые
отец мужа аа
мать жены аа
мать мужа А_
отец жены А_
поскольку все предки были вьющиеся, то А_ -> АА
родители мужа и жены аа х АА
муж и жена Aa х Аа
дети АА, 2Аа, аа
фенотип 3 вьющиеся, 1 прямые
ответ 1/4

6. У человека не рыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные не рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

1) Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос.
2) Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребёнка (25%).
3) Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все не рыжие или все рыжие, а также любое сочетание рыжие/не рыжие. Однозначный ответ дать нельзя.

7. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери - карие. Какие дети могут родиться в этой семье, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью?



8. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?



9. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные, трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы их потомства.



10. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй - шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалий?



11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (1) В классической генетике широко используется несколько методов: гибридологический, цитогенетический, генеалогический и др. (2) Генеалогический метод, используемый в генетике, разработал Г. Мендель. (3) При скрещивании чистых линий гороха с альтернативными признаками Мендель получал потомство с признаками только одного родителя. (4) Такое потомство называют гомозиготным. (5) На основании полученных результатов Г. Мендель вывел закон единообразия гибридов первого поколения. (6) В целях выявления генотипа особи с доминантными признаками используют анализирующее скрещивание. (7) Если все потомство F1 в анализирующем скрещивании будет иметь доминантный фенотип, значит, генотип исследуемого родителя гетерозиготный - Аа.

2 - Г. Мендель разработал гибридологический метод;
4 - такое потомство называют гетерозиготным (гибридным);
7 - генотип исследуемого родителя гомозиготный - АА (в случае гетерозиготного генотипа Аа исследуемого родителя получится расщепление 1:1, а не единообразие)

12. Почему в реальной жизни очень часто встречаются отклонения от законов Г. Менделя?

1) Законы Менделя носят статистический характер, т. е. подтверждаются на большом числе особей (большой статистической выборке). В реальной жизни у организмов, дающих небольшое количество потомков, встречаются отклонения от законов Менделя.
2) Расщепления при неполном доминировании, сцеплении с полом, взаимодействии генов не соответствуют законам Менделя.

13. Для чего проводится анализирующее скрещивание? Приведите пример такого скрещивания.

1) Анализирующее скрещивание проводится для установления генотипа особи с доминантным фенотипом для выявления у неё рецессивного гена.
2) Для этого скрещивают гомозиготную по рецессивному гену особь с особью, генотип которой неизвестен.

14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха. (2) Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян. (3) В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие только плоды с жёлтыми семенами. (4) Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения как с жёлтыми, так и с зелёными семенами. (5) При этом половина гибридов давали жёлтые семена. (6) Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной. (7) По результатам первого скрещивания Г. Менделем было сформулировано правило доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения.

2) В данном случае указан один признак – окраска семени.
5) Жёлтые семена были у трёх четвертей гибридов.
6) Рецессивным был признак зелёной окраски семян.


Задание 4 № 11299

У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Скрестили восприимчивое к ржавчине растение с гомозиготным устойчивым растением. Каким будет соотношение фенотипов в F2?

1) Генотипы родителей: bb, ВВ.

2) Генотипы потомства в первом поколении: Вb — устойчивые к ржавчине.

3) Генотипы потомства во втором поколении: 1BB : 2Bb — устойчивые к ржавчине, 1 bb — восприимчивые к болезни. Правило расщепления Менделя. По фенотипу 3:1.

Читайте также: