У гороха доминантный признак желтые семена проведено анализирующее скрещивание растений гороха

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

А4. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой. При скрещивании двух свинок с вихрастой шерстью получено 5 вих­растых потомков и 2 гладкошерстных. Каковы генотипы родителей?

А5. Генотип особи с доминантным признаком точно не известен (А—). Чтобы установить генотип, необходимо произвести скрещива­ние

с такой же(по фенотипу)особью

с особью, имеющей рецессивный признак

с особью, имеющей доминантный признак и являющейся гомозиготной

с другой особью, генотип которой также не известен

А6. У томатов красные и голые плоды — доминантные признаки, а желтые и опушенные плоды — рецессивные. Какие плоды будет давать растение, генотип которого АаВв?

красные и голые

красные и опушенные

желтые и опушенные

А7. Сколько сортов гамет образует особь с генотипом АаВВ?

А8. Какое из утверждений является верным?

каждый ген содержит в себе несколько хромосом

ген и хромосома — одно и то же

каждая хромосома содержит один ген

каждая хромосома содержит много генов

А9. Аутосомы — это

хромосомы сходные по строению и набору генов

А10. Дальтонизм (d) — рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Укажите генотип мальчика, имеющего этот дефект.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. В результате скрещивания особей с генотипами АаВВ х ааВв могут получиться потомки, имеющие следующие генотипы

В2. Установите соответствие между видом клетки и ее характеристиками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

A) содержит диплоидный набор хромосом
Б) содержит гаплоидный набор хромосом

B) содержит одну половую хромосому
Г) содержит две половых хромосомы
Д) имеются по два аллельных гена

Е) имеется по одному аллельному гену из каждой пары

Гены, расположенные в одинаковых участках (А) хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака, называются (Б) генами. Тот из них, который проявляется у гибридов (т.е. преобладающий), называется __________________ (В), а подавляемый _______________________________(Г).


С1. На рисунке схематично изображены хромосомы (линии) и гены (кружочки), каждый из кото­рых обозначен соответствующей цифрой. Рассмотрите рисунок и выпишите попарно цифры, ко­торыми обозначены аллельные гены. Объясните результаты

С1: 1) аллельными называются гены, отвечающие за развитие одного признака и расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом.

2) на рисунке показаны две пары гомологичных хромосом. Аллельны гены 4 и 6, 2 и 8, 1 и 5, 3 и 7.

При выполнении заданий с выбором ответа А1—А10 \ обведите кружком номер правильного ответа.

А1. Гомологичными называют

хромосомы, расположенные в половых клетках

хромосомы, набор которых различен у особей разного пола

хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены

любые хромосомы диплоидного набора

А2. Элементарной единицей наследственности является

A3. Расщепление по фенотипу 3:1 будет наблюдаться при скре­щивании особей с генотипами

А4. В результате скрещивания чистых линий красноплодных рас­тений томата и желтоплодных все потомство получилось с красными плодами. Данное скрещивание может служить иллюстрацией

закона независимого наследования признаков

закона сцепленного наследования

А6. В потомстве, полученном от скрещивания двух растений го­роха, дающих зеленые морщинистые семена (рецессивные признаки), похожие на родителей растения будут составлять

А7. При дигибридном скрещивании закон независимого насле­дования признаков выполняется, если гены, отвечающие за разные признаки,

расположены в одной хромосоме

сцеплены с полом

расположены в разных хромосомах

А8. Гены, расположенные в одной хромосоме, могут оказаться в разных гаметах в результате

А9. Из перечисленных признаков сцепленно с полом наследуется

способность владеть лучше правой или левой рукой

А10. Гемофилия (h) — рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Ребенок, страдающий гемофилией, может родиться у женщины с генотипом

При выполнении заданий с кратким ответом В1 — В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Карий цвет глаз и темные волосы — доминантные признаки, голубые глаза и светлые волосы — рецессивные. Человек с генотипом АаВв

имеет темные волосы

имеет светлые волосы

имеет голубые глаза

имеет карие глаза

A) гены расположены в одной хромосоме

Б) гены расположены в разных хромосомах

B) при скрещивании дигетерозиготных особей в потомстве наблюдается расщепление 9:3:3:1

Г) изучено в работах Т. Моргана

Д) изучено в работах Г. Менделя

Е) при скрещивании гибридов первого поколения возмож­но различное расщепление в зависимости от расстояния между генами

У многих животных, в т. ч. и у человека, мужской и женский пол отличаются хромосомным набором. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются _____ (А). Хромосомы, которые у особей мужского и женского пола отличаются, называются (Б) и обозначаются буквами X и Y. У человека женский пол является (В), а мужской _____________ (Г).

С1. Решите генетическую задачу. У дрозофилы серая окраска тела доминирует над черной. При скрещивании двух серых мух получено 15 серых и 5 черных. Каковы генотипы родителей? Запишите схему скрещивания.

С1: генотипы родителей Аа и Аа

Вариант 3 Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа А1—А10

А1. Свойство организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки называется

А2. Скрещивание особей, отличающихся по одному признаку, называется

A3. Согласно закону (правилу) единообразия

в каждой гамете может находиться только один из аллельных генов

при скрещивании гомозиготных организмов все гибриды пер­вого поколения будут похожи на одного из родителей

при скрещивании гибридов первого поколения между собой в их потомстве появляются особи с рецессивным признаком

гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно

А4. В результате скрещивания растения гороха, дающего зеленые семена, с растением, дающим желтые семена, все потомство получи­лось с желтыми семенами. Зеленый цвет семян — признак

сцепленный с полом

не передающийся по наследству

А5. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой. Если при скрещивании вихрастой свинки с гладкошерстной в потом­стве будут особи с гладкой шерстью, то можно сделать вывод, что

вихрастая свинка имеет генотип АА

вихрастая свинка имеет генотип аа

вихрастая свинка имеет генотип Аа

гладкошерстная свинка имеет генотип Аа

А6. У гороха красная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), а высокий рост (В) над карликовым (в). Растение гороха, имею­щее белые цветки и высокий рост, может иметь генотип

А7. Среди особей с указанными генотипами гомозиготой не является

А8. Обмен участками гомологичных хромосом называется

А9. Пол будущего ребенка у человека определяется в перв; очередь тем,

какая яйцеклетка женщины будет оплодотворена

какой сперматозоид мужчины оплодотворит яйцеклетку

какой образ жизни ведет женщина во время беременности

как питается женщина во время беременности

А 10. Дальтонизм — рецессивный Х-сцепленный признак. С| брака здоровой женщины и здорового мужчины родился мальчи страдающий дальтонизмом. Генотипы родителей

X D X d и X D Y

X d X d и X d Y

X D X d и X d Y

X d X d и X d Y

• При выполнении заданий с кратким ответом В1—В3: запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 . Выберите три правильных ответа из шести. От брака роди лей правшей родился ребенок левша. Можно сделать вывод, что

преимущественное владение правой рукой — доминантный признак

преимущественное владение правой рукой — рецессивный признак

Д) доминантный признак

Б) рецессивный признак

В) сцеплен с Х-хромосомой

Г) ген, определяющий признак, расположен в аутосоме

Д) встречается у мужчин

Е) встречается в равной мере у мужчин и женщин

1) карий цвет глаз

Г. Мендель использовал в своей работе (А). В качестве исходного материала для скрещивания он брал самоопыляющиеся сорта гороха, которые представляли собой ___________(Б). При скрещивании растения гороха, дающего желтые семена, с расте­нием, дающим зеленые, Мендель получил 100% гибридов с желтыми семенами. На основании этого Мендель сформулировал (В), а преобладающий признак назвал_____________________(Г).


С1 . Решите генетическую задачу. У крупного рогатого скота чёрный цвет доминирует над рыжим, а комолость (безрогость) над рогатостью. Какое потомство и в каком соотношении может быть п лучено при скрещивании черного комолого быка, гетерозиготного обоим признакам, с рыжей рогатой коровой?

С1: 25% черных комолых, 25% черных рогатых, 2% рыжих комолых, 25% рыжих рогатых

• При выполнении заданий с выбором ответа А1 — А10

А1 . Г. Мендель использовал в своей работе

А2. Признак, который проявляется у гибридов (подавляющ -1 признак), называется

A3. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, три четверти потомков имеют доминантный признак, четверть особей рецессивный — это формулировка закона

единообразия гибридов первого поколения

независимого распределения генов

А4. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой. Скрестили самку с вихрастой шерстью и гладкошерстного самца. В потомстве оказалось два вихрастых детеныша и один с гладкой шерс­тью. Каковы генотипы родителей?

А5. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины ро­дился голубоглазый ребенок. Можно сделать вывод, что

цвет глаз наследуется сцепленно с полом

А6. Какую часть потомства составят растения гороха с зелеными морщинистыми (рецессивные признаки) семенами, если родитель­ские растения имеют генотипы Аавв и Аавв? А(а) — ген, определяю­щий окраску семян, а В(в) — ген, определяющий их форму.

А7. Дигибридным называется скрещивание

особей, отличающихся по двум признакам

гибридов второго поколения

А8. Гаплоидный набор хромосом дрозофилы равен 4. Сколько групп сцепления имеется в генотипе дрозофилы?

А9. Сколько аутосом имеется в геноме человека?

А10. Гемофилия (h) — рецессивный признак, сцепленный с лом. Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией от брака здорового мужчины и женщины, которая также здорова, но является носительницей гена гемофилии?

все дети будут здоровы

все девочки будут здоровы, 50% мальчиков больны

50% девочек больны, все мальчики здоровы

50% детей больны независимо от пола

При выполнении заданий с кратким ответом В1—ВЗ - запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Г. Менделем были сформулированы следующие закономерности наследования признаков:

закон сцепленного наследования

закон (правило) единообразия гибридов первого поколения

закон независимого наследования признаков

закон Т. Моргана

Д) дает желтые семена

Б) дает зеленые семена

В) дает морщинистые семена

Г) дает гладкие семена

Д) гомозиготное растение

Е) гетерозиготное растение

2) АаВв (желтые и гладкие семе­на — доминантные при­знаки)

При скрещивании растения ночной красавицы, имеющей пур­пурные цветки, с растением, имеющим белые цветки, все гибри­ды первого поколения будут иметь цветки розовой окраски. Такое явление называется ___________ А). Растения с розовыми цветками

являются (Б). При скрещивании растений с розовыми цветками между собой в потомстве происходит расщепление по

окраске цветка, т.е. по (В) в соотношении 1:2:1. При этом 2 части составляют растения с розовыми цветками, 1 — с
пурпурными и 1 — с белыми. Растения с белыми и пурпурными цветками являются ______________ (Г).

2.) сцепленное наследование

С1. Объясните с точки зрения генетики, почему в популяциях большинства животных количество особей мужского и женского пола примерно одинаковое?

В1 – 3,4,5; В2-2,1,1,2,1,2; В3-3,1,4,6.

С1: 50% женского пола и 50% мужского пола, т.к. гаметы сливаются лучайно

Вариант 5 Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа Al — А10

А1 . Аллельными называют

гены, подавляющие проявление рецессивного гена

гены, расположенные в одной хромосоме

гены, расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомо­логичных хромосом и отвечающие за развитие одного приз­нака

неблагоприятные гены, снижающие жизнеспособность особи

А2. Расщепление в потомстве 1:2:1 по фенотипу наблюдается при

наследовании, сцепленном с полом

A3. Согласно закону чистоты гамет

каждая гамета содержит нормальный диплоидный набор хромосом

в каждой гамете может быть только один из аллельных генов

в зрелых гаметах отсутствуют ядра

гаметы не содержат генетической информации

Д4. Скрестили два растения гороха, дающие зеленые семена (ре­цессивный признак). Какое потомство следует ожидать?

100% с зелеными семенами

75% с зелеными семенами и 25% с желтыми

50% с зелеными семенами и 50% с желтыми

25% с зелеными семенами и 75% с желтыми

А5. Для установления генотипа особи производят скрещивание

А6. У томатов красные и голые плоды — доминантные признаки, а желтые и опушенные плоды — рецессивные. Какие плоды будет да­вать растение, генотип которого Аавв, если А(а) — ген, отвечающий за цвет плодов, В(в) — ген, отвечающий за наличие или отсутствие опушения.

красные и опушенные

красные и голые

желтые и опушенные

А7. Четыре сорта гамет образует особь с генотипом

гипотезы чистоты гамет

закона независимого наследования

А9. Хромосомный набор мужчины составляет

А10. Дальтонизм (d) — рецессивный признак, сцепленный с лом. Укажите генотип женщины с нормальным зрением, отец которой — дальтоник.

При выполнении заданий с кратким ответом В1 — В3- запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Растение гороха, дающее желтые гладкие семена, может иметь генотип

В2. Установите соответствие между закономерностями наследования признаков и их особенностями. Для этого каждому элементу

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задание на 05.02
С6. При скрещивании растений гороха с гладкими семена и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков всё поколение было единообразным и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков.
Показать полностью. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

С6. Впервые группы крови у человека обнаружил ученый К.
Ландштейнер в 1900 году. В определенной им системе АВ0 различают по фенотипу четыре группы крови: I(0), II(А), III(В) и IV(АВ). Ген,
определяющий группу крови у человека по системе (АВ0) имеет три аллеля: IА, IВ, i0 (ген i0 рецессивный по отношению к IА и IIВ). У человека по фенотипу определены четыре группы крови: I (0), II (А), III (В), IV(АВ). Голубоглазая женщина (а), имеющая I (0) группу крови, вступает в брак с дигетерозиготным кареглазым мужчиной, имеющим третью группу крови (III – В). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какое соотношение потомства по фенотипу группы крови ожидается у этой супружеской пары?

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задания части С
С6. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задания части С
С6. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла . Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните получение четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А) и хохлатость (В).

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4.Растения растут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

С2. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задача 3. Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?

Лариса Станиславец

😥

Лиза, посмотри эту задачу еще раз, напутала.

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задача 2. Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Основные понятия генетики
Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.

Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.
Показать полностью.

Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.

Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.

Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.

Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.

Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом.

Фенотип — совокупность всех признаков организма.

Законы Г. Менделя

Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов F1

Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков — цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй — зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.

Для записи результатов скрещивания Менделем была предложена следующая схема:

А — желтая окраска семян
а — зеленая окраска семян

Р (родители) АА аа
Г (гаметы) А а
F1 (первое поколение) Аа
(все растения имели желтые семена)
Формулировка закона: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу.

Второй закон Менделя — закон расщепления

Из семян, полученных при скрещивании гомозиготного растения с желтой окраской семян с растением с зеленой окраской семян, были выращены растения, и путем самоопыления было получено F2.

Р (F1) Aa Aa
Г А; a А; a
F2 АА; Аа; Аа; аа
(75% растений имеют доминантный признак, 25% — рецессивный)
Формулировка закона: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1, а по генотипу — 1:2:1.

Третий закон Менделя — закон независимого наследования

Этот закон был выведен на основании данных, полученных при дигибридном скрещивании. Мендель рассматривал наследование двух пар признаков у гороха: окраски и формы семян.

В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой — зеленые и морщинистые.

А — желтая окраска семян, а — зеленая окраска семян,
В — гладкая форма, в — морщинистая форма.

Р ААВВ аавв
Г АВ ав
F1 АаВв
100% (желтые гладкие).
Затем Мендель из семян F1 вырастил растения и путем самоопыления получил гибриды второго поколения.

Р АаВв АаВв
Г АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав
F2 Для записи и определения генотипов используется решетка Пеннета
Гаметы АВ Ав аВ ав
АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв
Ав ААВв Аавв АаВв Аавв
аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв
ав АаВв Аавв ааВв аавв
В F2 произошло расщепление на 4 фенотипических класса в соотношении 9:3:3:1. 9/16 всех семян имели оба доминантных признака (желтые и гладкие), 3/16 — первый доминантный и второй рецессивный (желтые и морщинистые), 3/16 — первый рецессивный и второй доминантный (зеленые и гладкие), 1/16 — оба рецессивных признака (зеленые и морщинистые).

При анализе наследования каждой пары признаков получаются следующие результаты. В F2 12 частей желтых семян и 4 части зеленых семян, т.е. соотношение 3:1. Точно такое же соотношение будет и по второй паре признаков (форме семян).

Формулировка закона: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.

Третий закон Менделя выполняется только в том случае, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

При анализе признаков гибридов первого и второго поколений Мендель установил, что рецессивный ген не исчезает и не смешивается с доминантным. В F2 проявляются оба гена, что возможно только в том случае, если гибриды F1 образуют два типа гамет: одни несут доминантный ген, другие — рецессивный. Это явление и получило название гипотезы чистоты гамет: каждая гамета несет только один ген из каждой аллельной пары. Гипотеза чистоты гамет была доказана после изучения процессов, происходящих в мейозе.

Этот метод был предложен Менделем для выяснения генотипов организмов с доминантным признаком, имеющих одинаковый фенотип. Для этого их скрещивали с гомозиготными рецессивными формами.

Если в результате скрещивания все поколение оказывалось одинаковым и похожим на анализируемый организм, то можно было сделать вывод: исходный организм является гомозиготным по изучаемому признаку.

Если в результате скрещивания в поколении наблюдалось расщепление в соотношении 1:1, то исходный организм содержит гены в гетерозиготном состоянии.

Наследование групп крови (система АВ0)

Наследование групп крови в этой системе является примером множественного аллелизма (это существование у вида более двух аллелей одного гена). В человеческой популяции имеется три гена (i0, IА, IВ), кодирующие белки-антигены эритроцитов, которые определяют группы крови людей. В генотипе каждого человека содержится только два гена, определяющих его группу крови: первая группа i0i0; вторая IАi0 и IАIА; третья IВIВ и IВi0 и четвертая IАIВ.

Наследование признаков, сцепленных с полом

У большинства организмов пол определяется во время оплодотворения и зависит от набора хромосом. Такой способ называют хромосомным определением пола. У организмов с таким типом определения пола есть аутосомы и половые хромосомы — Y и Х.

У млекопитающих (в т.ч. у человека) женский пол обладает набором половых хромосом ХХ, мужской пол — ХY. Женский пол называют гомогаметным (образует один тип гамет); а мужской — гетерогаметным (образует два типа гамет). У птиц и бабочек гомогаметным полом являются самцы (ХХ), а гетерогаметным — самки (ХY).

В конце 9 класса школьникам предстоит сдавать первые итоговые экзамены, которые являются очень важной ступенью в обучении, поэтому необходимо как можно тщательней к ним подготовиться, начиная уже с первого сентября. Также в девятом классе подросткам предстоит ознакомиться с курсом общей биологии, которую нужно изучать не только для успешной сдачи экзаменов, но и для того, чтобы иметь базовые понятия функционирования всего вокруг.

В начале учебного года школьники узнают, что вообще изучает биология и основные ее понятия, после чего более детально познакомятся с гистологией, генетикой, узнают о том, как формировалась и менялась жизнь на планете, а также познакомятся с основными разделами эволюции. Все тонкости такой интересной, но одновременно сложной науки позволит постигнуть онлайн-решебник по биологии для 9 класса от Пасечника. Благодаря этой книге школьники смогут:

  • прочесть подробное объяснение к решению каждого из упражнений представленных в учебнике;
  • забыть о посторонней помощи при выполнении домашнего задания;
  • научиться решать даже самые запутанные примеры;
  • более детально изучить и запомнить все разделы из учебника;
  • выполнять заданное даже если вас не было на предыдущих занятиях и вы еще не успели разобраться со всеми нюансами раздела.

Результаты использования учебно-методического комплекса Биология 9 класс Пасечник (Введение в общую биологию)

ГДЗ по биологии за 9 класс (В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов) представлены в онлайн-доступе, а значит, для их использования вам не придется ничего скачивать, или отправляться на поиски книжного магазина, чтобы купить очередную большую книгу, которая в дальнейшем будет просто занимать место на полке. Вся нужная информация находится в режиме онлайн и доступна с любого электронного устройства на котором есть выход в интернет. Благодаря такой возможности, правильные ответы всегда будут под рукой и вы сможете их посмотреть даже во время урока или непосредственно перед ним, подготавливая себя к возможным вопросам от учителя. Конечно, пользоваться такой хитростью на постоянной основе не стоит, но иногда бывают такие ситуация, когда тема совсем не поддается пониманию, или просто не было времени на ее разбор, а двойку получать очень не хочется.

Решение задачи по генетике дигибридное скрещивание у растения томата

Задача 1
При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Решение:
Так как при скрещивании гороха все особи потомства имеют признак одного из родителей, значит, гены красного цвета (А) и гены шаровидной формы плодов (В) являются доминантными по отношению к генам жёлтой окраски (а) и грушевидной формы плодов (b). генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ, желтые грушевидные плоды – ааbb.
Для определения генотипов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения неободимо составить схемы скрещивания:

Схема первого скрещивания:

Наблюдается единообразие первого поколения, генотипы особей AaBb (1-й закон Менделя).

Схема второго скрещивания:

Соотношение фенотипов второго поколения: 9 – красные шаровидные; 3 – красные грушевидные; 3 - желтые шаровидные; 1 – желтые грушевидные.
Ответ:
1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ, желтые грушевидные плоды – ааbb.
2) генотипы F1: красные шаровидные АаВb.
3) соотношение фенотипов F2:
9 – красные шаровидные;
3– красные грушевидные;
3 - желтые шаровидные;
1 – желтые грушевидные.

Решение задачи по генетике на моногибридное скрещивание у человека

Задача 2
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
Решение:
Анализ условия задачи показывает, что скрещиваемые особи анализируются по одному признаку – коренные зубы, который представлен двумя альтернативными проявлениями: наличие коренных зубов и отсутствие коренных зубов. Причем сказано, что отсутствие коренных зубов является доминантным признаком, а наличие коренных зубов – рецессивным. Эта задача – на , и для обозначения аллелей достаточно будет взять одну букву алфавита. Доминантный аллель обозначим прописной буквой А, рецессивный аллель – строчной буквой а.
А — отсутствие коренных зубов;
а — наличие коренных зубов.
Запишем генотипы родителей. Помним, что генотип организма включает в себя два аллеля изучаемого гена “А”. Отсутствие малых коренных зубов – доминантный признак, поэтому родитель,у которого отсутствуют малые коренные зубы и он гетерозиготен, значит его генотип - Аа. Наличие малых коренных зубов - рецессивный признак, поэтому родитель, у которого отсутствуют малые коренные зубы гомозиготен по рецессивному гену, значит генотип его - аа.
При скрещивании гетерозиготного организма с гомозиготным рецесивным образуется потомство двух типов и по генотипу, и по фенотипу. Анализ скрещивания подтверждает это утверждение.

Ответ:
1) генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов;
2) генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

Решение задачи по медицинской генетике на сцепление генов в Х-хромосоме

Задача 3
У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Решение:

Так как женщина кареглазая, а её отец страдал цветовой слепотой и был голубоглазым, то она получила рецессивный ген голубоглазости и ген дальтонизма от отца. Следовательно, женщина гетерозиготна по гену окраски глаза и является носителем гена дальтонизма, так как получила одну Х-хромосому от отца-дальтоника, её генотип - АаX D X d . Так как мужчина голубоглазый с нормальным зрением, то его генотип будет гомозиготен по рецессивному гену а и Х-хромосома будет содержать доминантный ген нормального зрения, его генотип - ааX D Y.
Определим генотипы возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол, составив схему скрещивания:

Ответ:
Схема решения задачи включает: 1) генотип матери – AaX D X d (гаметы: AX D , aX D , AX d , aX D ), генотип отца – aaX D Y (гаметы: aX D , aY);
2) генотипы детей: девочки – AaX D X D , ааX D X D , AaX D X d , ааX D X d ; мальчики – AaX D Y, aaXDY, AaX d Y, aaX D Y;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaX d Y – мальчики.

Решение задачи по генетике на кроссинговер у растения гороха

Задача 4
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания.
Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае? Какой закон генетики при этом проявляется?
Решение:
Эта задача – на дигибридное скрещивание, так как скрещиваемые организмы анализируют по двум парам альтернативных признаков. Первая пара альтернативных признаков: форма семени – гладкие семена и морщинистые семена; вторая пара альтернативных признаков: наличие усиков – отсутствие усиков. За эти признаки отвечают аллели двух разных генов. Поэтому для обозначения аллелей разных генов будем использовать две буквы алфавита: “А” и “В”. Гены расположены в аутосомах, поэтому будем обозначать их только с помощью этих букв, без использования символов Х- и Y – хромосом.
Так как при скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики, то можно сделать вывод - признак гладкие семена гороха и признак отсутствия усиков - доминантные признаки.
А ген, определяющий гладкую форму гороха; а - ген, определяющий морщинистую форму гороха; В - ген, определяющий наличие усиков у гороха; b - ген, определяющий отсутствие усиков у гороха. Генотипы родителей: ААВВ, aabb.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Схема первого скрещивания

Так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1, то можно считать, что гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, растение с гладкими семенами и усиками гетерозиготно, значит генотипы родителей второй пары растений имеют вид: АаВb; aabb.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Схема второго скрещивания

Ответ:
1. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Генотипы родителей: гладкие семена и усики - AABB (аметы АВ), морщинистые семена и без усиков - aabb (аметы - ab). Генотип потомков - AaBb. Проявляется закон единообразия первого поколения при скрещивании этой пары растений
2. При скрещивании второй пары растений гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1. Проявляется закон сцепленного наследования.

Решение задачи по генетикее на сцепление гена окраски шерсти у кошек

Задача 5
Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется геном Х B , рыжая - геном Х b, гетерозиготы Х B Х b имеют черепаховую окраску. От чёрной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один чёрный котёнок. Составьте схему решения задачи. Определите ьгенотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Решение:
Интересное сочетание: гены черного и рыжего цвета не доминируют друг над другом, а в сочетании дают черепаховую окраску. Здесь наблюдается кодоминирование (взаимодействие генов). Возьмем: Х B – ген отвечающий за черный цвет, Х b – ген отвечающий за рыжий цвет; гены Х В и Х b равнозначны и аллельны (Х В = Х b ).
Так как скрещивались чёрная кошка и рыжий кот, то их гентипы будут иметь вид: кошка - Х B Х В (гаметы Х B ), кот - Х b Y (гаметы Х b, Y). При данном типе скрещивания возможно рождение чёрных и черепаховых котят в соотношении 1:1. Анализ скрещивания подтверждает это суждение.

Ответ:
1) генотипы родителей: кошка Х B Х В (гаметы Х B ), кот - Х b Y (гаметы Х b , Y);
2) генотипы котят: черепаховый - Х B Х b , Х B Х b Y;
3) пол котят: самка - черепаховая, самец - чёрный.
При решении задачи использовали закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов - кодоминирование. Вид скрещивания - моногибридное.

Решение задачи по генетике на кроссинговер у мух дрозофил

Задача 6
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потмства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Решение:
Генотип дигетерозиготного самца: AaBb, генотип самки гомозиготной по рецессивным признакам имеет вид: aabb. Так как гены сцеплены, то самец даёт два типа гамет: АВ, аb, а самка - один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Ответ:
1) генотипы родителей: самка aabb (аметы: ab), самец АаBb (гаметы: AB, ab);
2) генотипы потомства: 1АаВb серое тело, нормальные крылья; 1 ааbb чёрное тело, укороченные крылья;
3) так как гены сцеплены, то самец даёт два типа гамет: АВ, аb, а самка - один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1. Проявляется закон сцеплённого наследования.

Решение задачи по генетике на сцеплённый с полом летальный ген у кур

Задача 7
У кур встречается сцеплённый с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому признаку жизнеспособны.. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным петухом (уптиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
Решение:
По условию задачи:
Х А - развитие нормального эмбриона;
Х a - гибель эмбриона;
Х А Х a - жизнеспособные особи.
Определим генотипы и фенотипы потомства

Ответ:
1) генотипы родителей: Х А Y (гаметы Х А , Y), Х А Х А (гаметы Х А , Х А );
2) генотипы возможного потомства: Х А Y, Х А Х А , Х А Х a , Х a Y;
3) 25% - Х a Y нежизнеспособные.

Решение задачи по генетике на независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании

Задача 8
При скрещивании растения с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Решение:
А - ген, отвечающий за формирование круглого плода
a - ген, отвечающий за формирование длинного плода
В - ген, отвечающий за формирование зелёной окраски плода
b - ген, отвечающий за формирование полосатого плода
Так как при скрещивании растения с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве F1 получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами, то можно сделать вывод, что доминантными признаками являются круглые зелёные плоды, а рецессивными - длинные полосатые. Генотип растения с длинными полосатыми плодами - ааbb, а генотип растения с круглыми зхелёными плодами - АаВВ, потому что в потомстве все особи с зелёными плодами, и по 1/2 с круглыми и длинными плодами, значит, данное растение является гетерозиготй по доминантному признаку формы плода и гомозиготой по доминантному признаку окраски плода. Генотип потомства F1: AaBb, aaBb. Учитывая, что при скрещивании родительского арбуза с длинными полосатыми плодами (дигомозигота по рецессивным признакам) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство F2 имело круглые полосатые плоды, генотип родительского растения с зелёными полосатыми плодами, взятого для второго скрещивания, имеет вид: ААbb. Генотип потомства F2 - Ааbb.
Анализы проведённых скрещиваний подтверждают наши предположения.

Схема первого скрещивания

Схема второго скрещивания

Ответ:
1) доминантные признаки - плоды круглые, зелёные, рецессивные признаки - плоды длинные, полосатые;
2) генотипы родителей F1: aabb (длинные полосатые) и АаВВ (круглые зелёные);
3) генотипы родителей F2: ааbb (длинные полосатые) и ААbb (круглые полосатые).

Задача 9
Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.
Решение:
А ген пурпурной окраски цветка;
a - ген белой окраски цветка;
В - ген, формирующий колючую коробочку;
b - ген, формирующий гладкую коробочку.
Эта задача на дигибридное скрещивание (независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании), так как растения анализируются по двум признакам: окраске цветка (пурпурная и белая) и форме коробочки (гладкая и колючая). Эти признаки обусловлены двумя разными генами. Поэтому для обозначения генов возьмем две буквы алфавита: “А” и “В”. Гены расположены в аутосомах, поэтому будем обозначать их только с помощью этих букв, без использования символов Х- и Y- хромосом. Гены, отвечающие за анализируемые признаки, не сцеплены друг с другом, поэтому будем использовать генную запись скрещивания.
Пурпурная окраска доминантный признак (А), а появившаяся в потомстве белая окраска - рецессивный признак (а). Каждый из родителей имеет пурпурную окраску цветка, значит, оба они несут доминантный ген А. Поскольку у них есть потомство с генотипом аа, то каждый из них должен нести также рецессивный ген а. Следовательно, генотип обоих родительских растений по гену окраски цветка – Аа. Признак колючая коробочка является доминантным по отношению к признаку гладкая коробочка, а так как при скрещивании растения с колючей коробочкой и растения с гладкой коробочкой появилось потомство и с колючей коробочкой , и с гладкой коробочкой, то генотип родителя с доминантным признаком по форме коробочки будет гетерозиготен (Bb), а по рецессивному - (bb). Тогда генотипы родителей: Aabb, aaBb.
Теперь определим генотипы потомства, проведя анализ скрещивания родительских растений:

Ответ:
1) генотипы родителей: Aabb (гаметы Ab, ab) * АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab);
2) генотипы и соотношение фенотипов:
3/8 пурпурные колючие (AABb и AaBb);
3/8 пурпурные гладкие (ААbb и Aabb);
1/8 белые колючие (ааВb);
1/8 белые гладкие (ааbb);
3) независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.

Решение задач по генетике на аутосомно-доминантные признаки

Задача 10
Известно, что хорея Гентингтона (А) - заболевание, проявляющееся после 35-40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцеплённые аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус-фактор и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резус-фактором.
Решение:
А ген болезни Гентингтона;
a - ген нормального развития мозга;
В - ген положительного резус-фактора;
b - ген отрицательного резус-фактораю
Эта задача на дигибридное скрещивание (несцеплённые аутосомно-доминантные наследование признаков при дигидридном скрещивании). По условию задачи отец дигетерозигот, значит его генотип - АаВb. Мать фенотипически рецессивна по обоим признакам, значит её генотип - ааbb.
Теперь определим генотипы потомства, проведя анализ скрещивания родителей:

Ответ:
1) генотипы родителей: отец - AaВb (гаметы АВ Ab, аВ, ab), мать ааbb (гаметы ab);
2) генотипы потомства: AaBb, Aabb, aaBb, aabb;
3)25% потомства с генотипом aaBb - резус-положительные и здоровы.

Задача11
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребёнка, генотипы и фенотипы других возможных потомков. составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Решение:
Дано:
Каждый из родителей имеет свободную мочку уха и треугольную ямку и у них родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком, значит, свободная мочка уха и треугольный подбородок доминантные признаки, а сросшаяся мочка и гладкий подбородок рецессивные признаки. Из этих рассуждений делаем вывод: родители дигетерозиготны, а ребёнок дигомозиготный по рецессивным признакам. составим таблицу признаков:

Следовательно, генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), генотип первого ребёнка: aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок.
Анализ скрещивания подтверждает это суждение.

Фенотипы и генотипы потомства:
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_
свободная мочка, гладкий подбородок, А_bb
сросшаяся мочка, треугольная ямка, ааВ_
сросшаяся мочка, гладкий подбородок, aabb.
Ответ:
1) генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab);
2) генотип первого ребёнка: aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок;
3) генотипы и фенотипы возможных потомков:
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_;
свободная мочка, гладкий подбородок, А_bb;
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_;
сросшаяся мочка, гладкий подбородок, aabb.

Читайте также: