Строение мякоти помидора под лупой

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 21.09.2024

Клеточное строение растительных организмов ученики общеобразовательных учреждений изучают в шестом классе. В оснащенных наблюдательной техникой биологических лабораториях применяется оптическая увеличительная лупа или микроскопирование. Клетки мякоти томата под микроскопом изучаются на практических занятиях и вызывают неподдельный интерес у школьников, ведь появляется возможность не на картинках учебника, а воочию рассмотреть особенности микромира, не видимые невооруженными оптикой глазами. Раздел биологии, систематизирующий знания о совокупности флоры, называется ботаникой. Предметом описания являются и помидоры, о которых повествуется в настоящей статье.

Томат , согласно современной классификации, относится к двудольному спайнолепестному семейству пасленовых. Многолетнее травянистое культурное растение, широко используется и выращивается в сельском хозяйстве. Они обладают сочным плодом, употребляемым человеком в пищу благодаря высоким питательным и вкусовым качествам. С ботанической точки зрения это многосемянные ягоды, но в ненаучной деятельности, в обиходе, они нередко относятся людьми к овощам, что учеными считается ошибочным. Отличается развитой корневой системой, прямым ветвящимся стеблем, многогнездным генеративным органом с массой от 50 до 800 грамм и более. Достаточно калорийны и полезны, повышают эффективность иммунитета и способствуют образованию гемоглобина. Содержат белки, крахмал, минеральные вещества, глюкозу и фруктозу, жирные и органические кислоты.



Приготовление микропрепарата для изучения под микроскопом.

Микроскопировать препарат надо методом светлого поля в проходящем свете. Фиксация спиртом или формалином не делается, наблюдаются живые клетки. Приведенным ниже способом подготавливается образец:

  • Металлическим пинцетом аккуратно снимите кожицу;
  • Положите на стол лист бумаги, а на него чистое прямоугольное предметное стекло, по центру которого пипеткой капните одну каплю воды;
  • Скальпелем отрежьте небольшой кусочек плоти, распределите ее препаровальной иглой по стеклу, накройте сверху квадратным покровным стеклышком. Из-за присутствия жидкости стеклянные поверхности склеятся.
  • В некоторых случаях для повышения контрастирования можно применять подкрашивание раствором йода или бриллиантового зеленого;
  • Просмотр начинается с самого малого увеличения - задействуются объектив 4x и окуляр 10x, т.е. получается 40 крат. Это обеспечит максимальный угол обзора, позволит правильно отцентрировать микрообразец на столике и быстро сфокусироваться;
  • Затем увеличивайте кратность до 100x и 400x. На больших приближениях используйте винт точной фокусировки с шагом 0,002 миллиметра. Это исключит дрожание изображения и повысит четкость.



Какие органоиды можно увидеть у клеток мякоти томата под микроскопом:

  1. Зернистую цитоплазму - внутренняя полужидкая среда;
  2. Ограничивающую плазматическую мембрану;
  3. Ядро, содержащее в себе гены, и ядрышко;
  4. Тонкие соединяющие нити - тяжи;
  5. Одно-мембранный органоид вакуоль, отвечающая за функции секреции;
  6. Кристаллизованные хромопласты яркой окраски. На их цвет влияют пигменты - он варьируется от красноватого или оранжевого до желтого;

Рекомендации : для рассматривания томатов подойдут учебные модели - например, Биомед-1, Levenhuk Rainbow 2L, Микромед Р-1- LED. При этом задействуйте нижнюю светодиодную, зеркальную или галогенную подсветку.


Яблоко является конечным этапом развития цветка яблоневого дерева, происходящий после двойного оплодотворения. Образуется из завязи пестика. Из нее формируется околоплодник (или, перикарпий), которая выполняет защитную функцию и служит для дальнейшего размножения. Он в свою очередь подразделяется на три слоя: экзокарпий (наружный), мезокарпий (средний), эндокарпий (внутренний).


Анализируя морфологию яблочной ткани на уровне клеток, можно выделить основные органоиды:

  • Цитоплазму - полужидкую среду из органических и неорганических веществ. Например, соли, моносахариды, карбоновые кислоты. Она объединяет все компоненты в единый биологический механизм, обеспечивая эндоплазматический циклоз.
  • Вакуоль - пустое пространство, заполненное клеточным соком. Она организует солевой обмен и служит для выведения продуктов метаболизма.
  • Ядро - носитель генетического материала. Оно окружено мембраной.

Способы наблюдения яблока под микроскопом :

  • Проходящее освещение. Световой источник располагается под исследуемым препаратом. Сам микрообразец должен быть очень тонким, почти прозрачным. Для данных целей подготавливается срез по технологии, описанной ниже.

Приготовление микропрепарата мякоти яблока:

  1. Скальпелем сделать прямоугольный надрез и аккуратно снять кожицу пинцетом;
  2. Медицинской препаровальной иглой с прямым кончиком перенести кусочек плоти в центр предметного стекла;
  3. Пипеткой добавить одну каплю воды и красителя, к примеру, раствора бриллиантового зеленого;
  4. Накрыть покровным стеклышком;

Микроскопирование лучше всего начать с маленького увеличения 40 крат, постепенно наращивая кратность до 400x (максимум 640x). Результаты можно зафиксировать в цифровой форме, выводя картинку на экран компьютера посредством окулярной камеры. Обычно она приобретается как дополнительный аксессуар и характеризуется количеством мегапикселей. С ее помощью сделаны фото, представленные в настоящей статье. Для получения фотографии необходимо сфокусироваться и нажать виртуальную кнопку фотографирования в интерфейсе программы. Таким же образом делаются короткие видеоролики. Программное обеспечение включает функционал, позволяющий проводить линейные и угловые измерения областей, представляющих для наблюдателя особый интерес.

Приготовьте временный препарат мякоти томата. Для этого снимите пинцетом кожицу с поверхности зрелого томата, концом скальпеля возьмите немного мякоти, перенесите ее в каплю воды на предметное стекло, распределите равномерно препаровальной иглой, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом при малом и большом увеличениях. Вы увидите, что клетки имеют большей частью округлую форму и тонкую оболочку.

Рассмотрите ядро с ядрышком, погруженные в зернистую цитоплазму, расположенную вдоль стенок клетки, а также в виде тяжей, пересекающих клетку. Между тяжами цитоплазмы находятся вакуоли с бесцветным клеточным соком. В цитоплазме видны органоиды хромопласты разнообразной формы, оранжевой или красноватой окраски, которые принимают участие в процессе обмена веществ. Цвет их зависит от пигментов –каротина (оранжево-красного) иксантофилла (желтого). Хромопласты плодов томата и шиповника содержат изомер каротина – ликопин. В несозревших плодах хромопласты имеют округлую форму. По мере созревания пигмент кристаллизуется, отстает от стенки и превращается в игольчатые образования.

ЗАДАНИЕ. Зарисуйте несколько клеток томата с хромопластами.

Надпись над рисунком: Клетки из мякоти томата (Lycopersicum esculentum Mill ). Временный микропрепарат. Х100 и х400.

На рисунке должны быть обозначены оболочка, ядро, цитоплазма, хромопласты.

Работа 2.3. Микроскопия клеток крови человека

Готовые, окрашенные по Романовскому-Гимза препараты крови человека рассмотрите под микроскопом с объективами х10, х40, х100. Основную массу клеток в поле зрения составляют красные кровяные тельца эритроциты . На данном препарате цитоплазма эритроцитов окрашена в темно-синий цвет. Ядра отсутствуют (они есть у предшественников эритроцитов, но утрачиваются ими в ходе созревания). Центральная часть эритроцитов имеет зону просветления, что свидетельствует о двояковогнутом строении этих клеток.

Среди эритроцитов изредка встречаются более крупные белые кровяные клетки - лейкоциты , форма которых варьирует от округлой до амебовидной. Их основная функция –фагоцитоз . Цитоплазма лейкоцитов окрашена в розоватый цвет. Они содержат ядро темно-красного цвета. В некоторых лейкоцитах ядра напоминают палочки, в других – разделены на сегменты. Встречаются такжелимфоциты – клетки иммунологической памяти. У них очень крупное, округлой формы, темно-красное ядро, цитоплазма выглядит как тонкий кольцевидный или серповидный ободок.

ЗАДАНИЕ . Зарисуйте несколько эритроцитов, лейкоцитов с ядрами разной формы и лимфоцитов.

Надпись над рисунком: Клетки крови человека (Homo sapiens ). Постоянный микропрепарат. Фиксация этанолом. Окраска по Романовскому-Гимза. Х1000.

Материалы, представляемые в отчете по лабораторной работе

Загадочные клетки помидора Микросъёмка, Помидоры, Клетка, Иллюзия, Микроскоп, Длиннопост

ВНИМАНИЕ! В связи с новой волной пандемии и шумом вокруг вакцинации агрессивные антивакцинаторы банятся без предупреждения, а их особенно мракобесные комментарии — скрываются.

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.

Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.

Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Нарушение правил сайта в целом.

Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество пикабу.

На первой увидел выпуклости, на второй - ямки)

А кто-то видит оранжевый фон

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

И где там красный фон?

Я вижу только ямки. Что со мной не так?

Со мной что-то не так. Не вижу ни выпуклостей ни ямок. Просто куча клеток

Что Вы, автор, наделали! Я не веган, я мясоед. А теперь смотрю на помидорку и мне его тоже жаль. Ор же живооой, а я его ножичком

Там выпуклые ямки

Иллюстрация к комментарию


Кристаллы кислоты под микроскопом по странной технологии

Снято отдельно в поляризации и в ультрафиолете, после собрана одна картинка

В раствор был добавлен флуоресцентный краситель ,который неравномерно распределился в кристаллах

Кристаллы кислоты под микроскопом по странной технологии Микроскоп, Микросъемка, Поляризация, Флуоресценция, Кристаллы


Микромир


Там, где симки растут.

Кристалл дигидрофосфата аммония в поляризационном микроскопе

Там, где симки растут. Микросъемка, Микроскоп, Поляризация, Кристаллы


Корабли на рейде.

Срез растения орляк в темнопольном микроскопе

Корабли на рейде. Микросъемка, Микроскоп, Флора


"И треснул мир напополам.."

Кристаллы кислоты в поляризации под микроскопом



Кристальный человек

Смесь кислот в поляризационном микроскопе

Кристальный человек Микросъемка, Микроскоп, Поляризация

Нейрон ищет связи


Змей в деньгах

Защитное волокно в 100 руб под микроскопом в ультрафиолете

Змей в деньгах Микросъемка, Микроскоп, Флуоресценция, Деньги


Нанотехнологии для девушек

Сложные структуры на блестках под микроскопом

Нанотехнологии для девушек Микросъемка, Микроскоп, Технологии


Одинокий нейрон

Один нейрон под микроскопом в максимальном оптическом увеличении

Объектив 100 1.3 иммерсионный

Одинокий нейрон Микросъемка, Микроскоп, Нейроны, Гистология


Живопись в природе

Свыше миллиона оттенков в одном фото кристаллов в поляризации

Живопись в природе Микросъемка, Микроскоп, Поляризация, Кристаллы, Живопись


Клетка крупным планом

Аспирант Паула Диас использовала флуоресцентную микроскопию, чтобы сделать это красочное изображение ганглия дорзального корешка эмбриона крысы, группы сенсорных нервных клеток, которые, помимо прочего, обнаруживают боль. Снимок занял четвертое место на конкурсе Nikon Small World Photomicrography Competition 2021 года.

Клетка крупным планом Микроскоп, Клетка, Нервы, Макросъемка


Срез стебля тыквы

Срез стебля тыквы в поляризационном микроскопе

ширина кадра =0.5 мм

Срез стебля тыквы Микросъемка, Флора, Тыква, Микроскоп, Поляризация, Клетка


Живая мозаика

Клетки лепестка цветка под микроскопом

Живая мозаика Микросъемка, Клетка, Флора, Цветы, Микроскоп

Как устроены живые клетки и вирусы

Приветствую друзья, честно говоря я немного в шоке и не ожидал такой положительной реакции на своё видео про бактерий (Как устроены бактерии).

Q: Почему такие короткие ролики/так мало информации?
A: Ролики содержат только основную информацию, которая заложена в школьной программе. К тому же чем длиннее ролик, тем ниже вероятность того, что современные дети с клиповым (15 секундным) мышлением досмотрят его до конца.

Q: Зачем ты это делаешь? Всё уже расписано на сто раз
A: Запрос поступает от детей, они любят рассматривать 3д модели. А ещё они более точно передают информацию о строении и взаиморасположении элементов по сравнению с рисунками.

Q: Почему такая плохая дикция/Сходи к логопеду
A: Я стараюсь работать над этим, перезаписываю отрывки с текстом по несколько раз и выправляю звучание в программе adobe audition.

Q: Ничего нового, эта информация известна каждому
A: Вовсе нет, в России очень низкий уровень биологических знаний. Каждый 2-3 старшеклассник, не знает, что растения дышат кислородом и не отличает бактерии от вирусов.

Милая иллюзия

Друг с моей бывшей работы ( сервисный центр) обзавёлся микроскопом с дисплеем, скинул фото. Я говорю - ой, там как будто парковка зимой, всё такое снежное и уютное))

Милая иллюзия Микроскоп, Иллюзия, Зима, Парковка


Живые фракталы

Клетки на листе розы в электронном микроскопе (1500x)

Живые фракталы Микросъёмка, Клетка, Фракталы, Электронный микроскоп


Поверхность клетки в электронном микроскопе

Фрагмент одноклеточной многоядерной водоросли валонии пузатой ,вся поверхность покрыта ее клонами различных размеров

Поверхность клетки в электронном микроскопе Микросъёмка, Научный фотоконкурс, Валония, Клетка, Электронный микроскоп

Продолжение поста "Кровь под микроскопом". Часть 2. Лимфоциты, моноциты и тромбоциты

Нашла свободный часик, чтобы написать продолжение поста "Кровь под микроскопом".

Ознакомиться с первой частью можно по этой ссылке

Продолжение поста

Итак, лимфоциты - это группа клеток которые также отвечают за иммунитет.
Если вспомнить школьный курс биологии, то иммунитет бывает клеточным и гуморальным. Не будем углубляться, скажу лишь то, что клеточный иммунитет осуществляется клетками, а гуморальный опосредован антителами. Главной задачей клеточного иммунитета является уничтожение антигена (чужеродного объекта) путем выработки Т-киллеров. Так уничтожаются злокачественные клетки организма, клетки пораженные вирусом, бактерии. Гуморальный же иммунитет отвечает за выработку антител В-лимфоцитами. Антитела связываются с антигеном и инактивируют его. Хорошо работает против бактерий и их токсинов.

Лимфоциты - это округлые клетки с большим ядром. Цитоплазма бедная, ядро занимает большую часть клетки. При окраске цитоплазма окрашивается в голубой цвет, а ядро в фиолетовый. По морфологии лимфоциты делятся на малые, средние и большие; На поверхности имеют рецепторы для антигенов, медиаторов, гормонов и других веществ.

Продолжение поста

Все лимфоциты умеют:

• Выходить из крови в ткани к очагу воспаления и иммунных войн

• Под влиянием определенных стимулов пролиферировать (размножаться) и дифференцироваться (становиться специализированной и выполнять уже одну специфичную функцию)

• Т-клетки и NK-клетки (натуральные киллеры) обладают цитотоксичностью и могут уничтожать другие клетки.

Под микроскопом помимо размера клетки не особо различаются. Поэтому лучше рассмотрим свойства каждого вида.

В-лимфоциты превращаются в плазматические клетки, которые вырабатывают антитела против чужеродных антигенов. Помните я писала про рецепторы на поверхности клеток, так вот, если кратко, то чужеродный антиген с рецептором, лимфоцит ставит на него метку "чужой" и против данного антигена начинают вырабатываться антитела.

Т-хелперы. Полный пакет функций данных клеток трудно объяснить без терминологии. Если кратко, то основная функция распознавание антигенов и усиление образования антител. Выделяют вещества, чтобы Т- и В-лимфоциты активно размножались и реагировали на антитела.

Т-киллеры обладают цитотоксичностью, т.е. убивают чужеродные и раковые клетки, вирусы, простейших

Т-супрессоры подавляют размножение и дифференцировку Т-киллеров, памяти, хелперов. Для чего это нужно? Чтобы иммунитет не увлекся и не уничтожил организм

Т- и В- клетки памяти. Хранят информацию об антигенах, которые были в организме. Позволяют быстро активировать иммунитет при повторном попадании этого антигена. На этом и работают вакцины. Вакцина — эта мертвая, либо ослабленная форма бактерий и вирусов. При введении тело распознает опасность и вырабатывает антитела. Поэтому при атаке настоящего вируса организм уже готов и будет защищаться активней. Именно поэтому многими инфекциями мы болеем всего один раз. При повторном попадании антигена в организм, иммунная система видит клеймо "чужой" и быстро уничтожает его.

Естественные киллеры - обладают цитотоксичностью по отношению к чужеродным и раковым клеткам, вирусам и дрВ отличие от других иммунных клеток, NK-клетки распознают заражённые клетки без участия главного комплекса гистосовместимости (MHC) на их мембране, а также антител, благодаря чему ответ, опосредуемый NK-клетками, очень быстрый.

Ну и в завершении еще несколько снимков лимфоцитов:

Продолжение поста

Продолжение поста

Моноциты - тоже крупные клетки, в отличии от лимфоцитов цитоплазма больше, а ядро меньше. На поверхности клетки множество рецепторов к веществам иммунной системы. Стоит упомянуть, что моноциты, это не зрелые клетки, которые дозревают не в крови, а в ткани и называются макрофагами.

• ЖРАТЬ. Поглощают чужеродные вещества

• Секретируют биологически активные вещества

• Они являются первым рубежом иммунной системы. Первые встречают антиген и передают о нем информацию Т- и В-лимфоцитам

Благодаря Макрофагам татуировки не исчезают. Пигмент воспринимается как чужеродное вещество, которое может нанести вред организму. Макрофаги поглощают его, а так как они являются долгоживущими клетками, то пигмент никуда не исчезает. А "переварить" макрофаги его не могут, так как это не бактерия. А после гибели макрофага, пигмент захватывается новыми.

Продолжение поста

На фото ниже макрофаг кожи и зеленый пигмент внутри клетки

Продолжение поста

На картинке ниже схема развития тромбоцитов. Как видно из схемы, последней клеткой является мегакариоцит, затем он расцепляется на кровяные пластинки- тромбоциты.

Продолжение поста

Теперь посмотрим на тромбоциты под микроскопом

Продолжение поста

Функции тромбоцитов весьма разнообразны и не сводятся только к формированию тромбов:

Участие в процессе свертывание. Вообще сам процесс свертывания многоэтапный каскад реакций, где у тромбоцитов своя роль - формирование тромбоцитарного агрегата, первичной пробки, закрывающей место повреждения сосуда;

Относительно недавно стало известно, что тромбоциты также играют важнейшую роль в заживлении и регенерации повреждённых тканей, выделяя из себя в повреждённые ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост клеток.

Также тромбоциты выполняют ангиотрофическую функцию, питая клетки капилляров. Но основной функцией остается формирование кровяного сгустка. Сдвиг количества тромбоцитов вниз может привести к кровотечениям, а вверх к формированию множественных тромбов.

На мой взгляд эта часть получилась не такой насыщенной как предыдущая, но ее надо было написать. По традиции, хочу вам порекомендовать свой Telegram канал Записки патологоанатома, там я рассказываю о своей профессии и о медицине в целом. В комментариях можете написать, про какие клетки организма или заболевания рассказать "под микроскопом"

Данные приборы необходимы для того, чтобы рассматривать предметы, которые сложно рассмотреть невооружённым глазом. Это могут быть либо очень мелкие объекты, либо очень далеко расположенные, например, небесные тела.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

Ручная лупа состоит из трёх частей: ручки, оправы и двояковыпуклого увеличительного стекла.

Ручка нужна для того, чтобы было удобно пользоваться лупой, оправа — для присоединения увеличительного стекла к ручке, а увеличительное стекло (главная составная часть лупы) — для получения увеличенного изображения рассматриваемого предмета.

§ 6. Устройство увеличительных приборов - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Если внимательно рассмотреть мякоть томата, арбуза или яблока, то даже невооруженным взглядом можно заметить, что мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок — клеток.

§ 6. Устройство увеличительных приборов - Пасечник. 5 класс. Учебник

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

  • Клетки мякоти томата напоминают маленькие зёрнышки. Они имеют вытянутую угловатую форму.
  • Клетки арбуза прозрачные и шарообразные, щедро наполненные соком.
  • Клетки яблока маленькие и круглые. Они располагаются очень близко друг к другу.

§ 6. Устройство увеличительных приборов - Пасечник. 5 класс. Учебник

Лабораторная работа: Устройство микроскопа и приёмы работы с ним

1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

  • Тубус — это зрительная трубка, в которую вставлены увеличительные стёкла.
  • Окуляр — верхняя часть тубуса микроскопа, через которую смотрят на изображение в микроскопе.
  • Объектив — нижняя часть тубуса, которая при помощи дополнительных увеличительных стёкол позволяет ещё больше увеличить рассматриваемый объект.
  • Штатив — специальное крепление, которое соединяет и удерживает все части микроскопа.
  • Предметный столик — подставка с отверстием по центру, на которую помещают стеклянную пластину с изучаемым объектом.
  • Зеркало — деталь микроскопа, предназначенная для улавливания солнечного луча и направления его на изучаемый объект.
  • Винты — это механизмы, позволяющие настроить максимально чёткое изображение в окуляре.

Световой микроскоп может увеличивать изображение предметов до 3 600 раз. Для того чтобы узнать какое увеличение позволяет получить тот или иной световой микроскоп, надо перемножить увеличительные возможности окуляра на увеличительные возможности объектива (подписано на соответствующих частях микроскопа).

§ 6. Устройство увеличительных приборов - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ручная лупа, штативная лупа, оптический микроскоп, электронный микроскоп.

2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?

Лупа — это самый простой увеличительный прибор. Она состоит из увеличивающей линзы, оправы и ручки или штатива.

Ручные лупы могут увеличивать предметы в 2 — 20 раз. Штативные лупы обычно мощнее. Они могут увеличивать предметы в 10 — 25 раз.

3. Как устроен микроскоп?

Световой микроскоп состоит из тубуса, окуляра, одного или нескольких объективов, штатива, предметного стола с отверстием, винтов и зеркала.

В тубусе, окуляре и объективах находятся увеличительные линзы. Предметный столик используется для размещения на нем микропрепарата, а зеркало — для направления луча света на исследуемый объект. При помощи винтов можно установить микроскоп в оптимальное для исследования положение. Штатив же удерживает все элементы микроскопа и делает работу на нем удобной.

4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?

Для того, чтобы узнать какое увеличение даёт конкретный микроскоп нужно посмотреть на цифры, которые написаны на оправе окуляра и объектива, а затем перемножить эти цифры. Например, на окуляре может быть написано 10х, а на объективе 30х. Тогда наибольшее возможное увеличение, которое может дать данный микроскоп, будет равно 10 • 30 = 3 000 раз. То есть можно будет увеличить рассматриваемый объект в 3 000 раз.

Подумайте

Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Невозможность изучения на световом микроскопе непрозрачных предметов объясняется особенностью конструкции данного типа оборудования.

Как мы знаем, зеркало, отражающее и направляющее световые лучи на изучаемый объект, находится под предметным столом с микропрепаратом. То есть изучаемый объект должен быть подсвечен снизу для того, чтобы мы могли увидеть его структуру.

Если же в качестве микропрепарата используется непрозрачный объект, то световой луч от зеркала не может пробиться сквозь него и в окуляр можно будет увидеть только тёмное пятно.

Задания

Выучите правила работы с микроскопом.

Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

С помощью современных микроскопов, например электронных, можно рассмотреть вирусы, бактерии, клетки живых организмов, составные части клеток: вакуоль, ядро, цитоплазму и т.д. Можно понаблюдать за кровяными тельцами, строением растений и их частей и прочими объектами.

§ 6. Устройство увеличительных приборов - Пасечник. 5 класс. Учебник

Сейчас существуют устройства, которые позволяют увидеть объемное 3-х мерное изображение изучаемого объекта. Называются такие устройства стереомикроскопы. При помощи такого оборудования чаще всего проводится изучение поверхности металла, древесины, пластмассы, минералов и других твёрдых предметов.

§ 6. Устройство увеличительных приборов - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Клетка — это элементарная единица строения всех живых организмов кроме вирусов.

Лупа — это самый простой увеличительный прибор, который состоит из двояковыпуклого увеличительного стекла, оправы и ручки (или штатива).

Микроскоп — это увеличительный прибор, который работает при помощи оптических линз и способен увеличивать изображение объекта в десятки, сотни или даже в тысячи раз.

Тубус — это деталь микроскопа, в которой расположены увеличительные линзы.

Окуляр — это верхняя часть тубуса микроскопа, состоящая из линзы и оправы и предназначенная для рассматривания изучаемого объекта.

Объектив — это нижняя часть тубуса микроскопа, включающая в себя несколько увеличительных стекл и оправу и предназначенная для дополнительного увеличения изображения объекта.

Штатив — это деталь микроскопа, предназначенная для соединения и удержания остальных деталей этого прибора.

Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

Лабораторная работа 1 - ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник (решебник) - GDZwow

Ручная лупа состоит из ручки и увеличительного стекла в оправе.

Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон, через которое рассматривают предмет.

Читайте также: