Клетка кожицы чешуи лука в отличие от клетки листа герани не имеет

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.09.2024

Оценить 478 0

Петрушина Галина Николаевна

г.Новокузнецк

Педагог дополнительного образования

Тема методической разработки занятия

Тема: Строение растительной клетки

Цель: сформировать понятие о клетке как структурной единицы растительного организма

Задачи: познакомить с органоидами растительной клетки

Ход занятия:

Актуализация знаний

Педагог: на прошлом занятии мы познакомились с устройством микроскопа и научились готовить простейшие микропрепараты. Сегодня эти знания нам пригодятся.

Изучение нового материала.

Педагог: растения состоят из клеток. Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук. В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчел, и он назвал эти ячейки клетками.

В 1675 году итальянский врач М. Мальпиги, а в 1682 году — английский ботаник Н. Грю

подтвердили клеточное строение растений. О клетке стали говорить как о «пузырьке,

А)Рассмотрим по таблице строение растительной клетки.

Растительная клетка покрыта клеточной оболочкой, внутри заполнена цитоплазмой. В живой растительной клетке цитоплазма находится в постоянном движении. В мертвых клетках движение прекращается.

- Эндоплазматическая сеть – система мелких канальцев. Транспортная функция.

Комплекс Гольджи – в честь итал.Камилло Гольджи. Состоит из дисковидных цистерн и пузырьков Гольджи. В цистернах синтезируются полисахариды

-Лизосомы– мелкие округлые тельца. Содержимое лизосом — ферменты, переваривающие белки, углеводы, нуклеиновые кислоты и липиды. Те части клетки, которые отмирают в процессе ее развития, разрушаются с помощью ферментов лизосом

Митохондрии– форма – округлые, эллиптические, функция – обеспечивают энергетическую потребность клетки путем дыхания.

Пластиды – характерны только для растений. Хлоропласты. Лейкопласты. Хромопласты.

-Вакуоли - это отграниченные мембраной участки клетки, заполненные жидкостью – клеточным соком

Ядро – окружено двойной мембраной – ядерной оболочкой, пронизанной порами. Содержимое ядра – кариоплазма, в которую погружены хроматин, ядрышки, рибосомы. В процессе деления хроматин уплотняется и собирается в хромосомы. Ядро – место хранения и воспроизведения наследственной информации, цент управления обменом веществ в клетке. Клетки с удаленным ядром погибают.

Б) Рассматривание микропрепарата кожицы лука и препараты листа герани под микроскопом.

Педагог: Рассмотрим микропрепарат кожицы лука и препарат листа герани под микроскопом, которые вы приготовили на прошлом занятии. Убедимся, действительно ли они состоят из клеток. Но вначале – стихотворение-инструкция.

С лука сняли кожицу

На стекло предметное.

Препарат - на столик.

Глядь, а лук из долек.

Дольки – это клетки

С ядрами внутри.

В клетке рассмотри.

Под нею – цитоплазма.

Искать будешь напрасно.

Педагог:а теперь найдите те части клетки, которые я вам назвала.

Учащиеся рассматривают препарат кожицы лука под микроскопом.

Педагог: а теперь рассматриваем препарат листа герани. Но прежде вновь стихотворение – инструкция.

Препарат листа герани

В микроскоп рассмотрим,

Объектив опять направим,

Ахнем или охнем!

Также в клетках есть ядро,

С ядрышком внутри оно.

Из пластид там - хлоропласты.

Клетки у растения

Есть ядро и цитоплазма,

Учащиеся рассматривают препарат листа герани под микроскопом

Педагог: в чем сходство и различие между клетками кожицы лука и листа герани?

Дети: Сходство: в обеих клетка мы видели оболочку, цитоплазму, ядро. Различия: в кожице лука нет хлоропластов, как в клетках листа герани, поэтому кожица бесцветная. Также в клетках кожицы лука вакуоли крупные, а в клетках листа они меньше и почти не видны.

Педагог: рассматривая препараты, мы увидели несколько клеток. Сколько же их в одном растении? Огромное количество. Например, один лист дерева насчитывает более 100 млн. клеток. Почти все клетки малы и увидеть их можно только под микроскопом. Но бывают и довольно крупные клетки, размеры которых несколько миллиметров. Предлагаю рассмотреть кусочки мякоти апельсина, томата.

Учащиеся рассматривают с помощью лупы кусочки апельсина и томата.

В этих клетках вакуоли крупные, содержат много клеточного сока. Зачем нужен клеточный сок. Слушаем стихотворение – подсказку.

Разрезаем спелый плод,

Вытекает тут же сок,

Сладкий он нередко.

В вакуолях обнаружен

Сока сладкого запас.

Клетка он для пищи нужен,

Служит пищей и для нас.

Работа в тетрадях: зарисовка растительной клетки и подписи ее частей.

На уроках клеточной биологии наиболее распространённым объектом изучения покровной ткани являются луковые клетки: их легко получить, купив недорогую луковицу и самостоятельно подготовив микропрепарат. Клетки лука под микроскопом крупные и легко заметные.

  • Задачи для учащихся
  • Правила занятий
  • Описание исследования
  • Основные органеллы растительной клетки
  • Отличие растительной клетки от животной
  • Вывод к лабораторной работе
  • Вопросы для учащихся

Кожица лука под микроскопом лабораторная работа

Клетки эпидермиса можно проанализировать в ходе исследования кожицы лука под микроскопом. Лабораторная работа позволит внимательно изучить структуру клетки лука, используя его кожицу, а также увидеть и сделать анализ функций основных органелл растительной клетки. Для исследования понадобится небольшая часть луковицы, которую необходимо подготовить, а затем рассмотреть слой эпидермиса под микроскопом.

Задачи для учащихся

Основные задачи:

Внепредметные (метапредметные) задачи:

Кожица лука функции

  1. Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
  2. Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
  3. Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
  4. Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
  5. Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
  6. Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.

Предметные задачи:

Задание лабораторной работы

  1. Получение основных и самых важных представлений о клетке.
  2. Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
  3. Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
  4. Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
  5. Умение работать с микроскопом.
  6. Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.

Правила занятий

Необходимо помнить о том, что работу можно проводить лишь после тщательного изучения техники безопасности и строения микроскопа, без которых проведение исследования невозможно. Работа предполагает использование различных режущих и колющих предметов (например, нож, пинцет и препаровальная игла). Место проведения работы должно быть подготовлено. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо протереть стол и выполнить все пункты подготовительного этапа. Для этого нужно ознакомиться с правилами безопасности и правилами оформления рисунка. Учитель должен предоставить правила ученикам до того, как учащиеся приготовят препарат кожицы чешуи лука.

Техника безопасности

Все правила безопасности подлежат строгому соблюдению:

Правила безопасности

  1. Необходимо быть очень внимательным и аккуратным при работе с острыми приборами.
  2. Нужно убрать со стола все лишние вещи.
  3. Запрещено ходить по классу во время исследования, так как это может повлиять на работу, результаты других учеников и безопасность оптических приборов.
  4. Все этапы работы должны производиться над подносом для приборов, чтобы не запачкать рабочее место йодом.

После объяснения правил безопасности и раздачи всех необходимых материалов для работы, необходимо обратить внимание на правильное оформление рисунка и дефиниции биологических терминов.

Оформление рисунка

  • Рисунок должен иметь название.
  • Изображение должно быть нарисовано в левой части рабочей страницы и занимать примерно одну четверть пространства на листе (рисунок должен быть крупным и отчётливым).
  • К отдельным объектам на рисунке подпись не ставится, объекты нумеруются на отходящих отрезках, начерченных простым карандашом.
  • Цифры необходимо расшифровать справа или под рисунком.

Описание исследования

Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):

Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.

Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.

Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.

План проведения лабораторной работы

  1. Подготовительный этап.
  • подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
  • настроить микроскоп;
  • протереть салфеткой предметное стекло.

Лабораторная работа

Подготовка доклада по лабораторной работе

  1. Основной этап.
  • поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
  • с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
  • разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
  • поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
  • рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
  • медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
  1. Заключительный этап.
  • зарисовать увиденное изображение;
  • проанализировать рисунок;
  • отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
  • поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
  • написать вывод к работе.

Основные органеллы растительной клетки

Таким образом, эпидермис лука содержит удобные для изучения под микроскопом клетки. Тип растительной ткани кожицы лука — покровный. Под микроскопом средней мощности можно с лёгкостью увидеть основные клеточные структуры, например, ядро, ядрышко и клеточную мембрану.

Клетки под микроскопом

Ядро клетки кожицы лука можно увидеть в микроскоп, не прилагая усилий. Это тёмное крупное пятно заметнее всех других органоидов. В ядре содержится генетический материал. В ядре также можно обнаружить круглые структуры, называемые ядрышками. Ядрышко является важной органеллой, играющей одну из ключевых ролей работы всего организма.

Благодаря ядрышку, образуются небольшие органеллы — рибосомы. Рибосомы — это очень маленькие клеточные структуры, которые невозможно увидеть с помощью светового микроскопа. В луковой клетке также присутствует хорошо развитая клеточная стенка и клеточная мембрана, которые можно разглядеть в микроскоп средней мощности.

Между вакуолью и клеточной стенкой находится цитозоль. Цитозоль — это прежде всего вода, соли и органические молекулы, выполняющие различные функции в организме. Внутри находятся другие органеллы: органические структуры, которые служат фабриками, коммуникационными центрами и другими функциональными элементами в управлении клеточным метаболизмом (обменом веществ). А также внутри этой органеллы находятся включения, состоящие из ряда элементов, крахмалов, белков и других молекул, используемых в качестве строительных блоков для ряда функций.

Отличие растительной клетки от животной

Отличие растительной клетки от животной

Растения отличаются от животных на клеточном уровне. Например, клетки растений имеют жёсткие клеточные стенки, а клеточные мембраны животных клеток гибче растительных. В клеточных стенках много целлюлозы, материала, придающего клетке жёсткость. Будучи накоплена в большом количестве во многих структурах, целлюлоза обеспечивает прочность и жёсткость всего, от цветочных стеблей до стволов деревьев.

Растительные клетки имеют одну большую вакуоль. Вакуоль — это большая открытая область, расположенная в центре клетки, которая используется в качестве резервуара для воды и ионов, а в некоторых случаях — для хранения токсинов. Хотя клетки животных могут иметь вакуоли, они представлены не как один большой центральный резервуар, а как несколько меньших резервуаров. Клетки растений также имеют хлоропласты. Это органеллы, содержащие хлорофилл в системных массивах для получения света и преобразования его в глюкозу.

Одно из отличий растительной клетки от животной — наличие вакуоли. Вакуоли содержат необходимую воду, ионы и ряд органических молекул, вырабатываемых растением. Они необходимы растениям для пигментации и образования химических веществ, влияющих на наличие у растений характерного аромата. В луке вакуоль очень большая и отчётливая.

Характерный аромат лука создаётся сочетанием присутствующих в цитоплазме органических молекул и вторичного органического химического вещества, фермента аллиназа (фермент слезоточивости), который содержится в луковой вакуоли. Когда лук повреждается вследствие механического разрушения, аллиназа выделяет специфический запах.

Вывод к лабораторной работе

Содержание растительного организма, в данном случае лука, представлено клетками. Они состоят из органелл. В растительной клетке можно обнаружить полужидкую цитоплазму, не имеющую цвета. В цитоплазме расположены ядро и ядрышко.

В ходе исследования можно заметить клеточную оболочку, которая играет защитную функцию и придаёт форму цитоплазме. Она упругая, прозрачная и плотная. Еще клетки растений содержат вакуоль, в которую входят различные органические молекулы и химические вещества, влияющие на пигментацию и запах растения. Некоторые участки клеточной оболочки тоньше других. Это подтверждает наличие у растений пор, которые позволяют клеткам связываться между собой.

Вопросы для учащихся

В ходе лабораторной работы учащиеся ознакомляются с различными терминами и биологическими процессами. В конце опыта учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

Выберите один правильный ответ. 1. Одноклеточные организмы объединены в царство: 1-грибов, 2-бактерий, 3-растений, 4-животных. 2. Оформленное ядро отсутствует в клетке: 1-грибов, 2-растений, 3-бактерий, 4-животных 3.

Впячивания внутренней мембраны - кристы - находятся в 1) митохондрии 2) хлоропласте 3) эндоплазматической сети 4) лизосоме

Какие функции в клетке выполняет цитоплазма? а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.

При каких условиях относительные частоты генов в популяции не будут изменяться из поколения в поколение?

клетки корневого волоска - не большие, тонкая клеточная стенка, густая цитоплазма, большое ядро, небольшие вакуоли, много митохондрий и протопластов.
клетки кожицы лука - крупные, толстая клеточная стенка, цитоплазма разжижжена, крупные вакуоли, ядро не крупное

1. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

В обоих случаях это крупные растительные клетки. Под клеточной оболочкой в них находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком.

Корневые волоски включают более вытянутые клетки по сравнению с клетками кожицы лука. Т. о. увеличивается поверхность всасывания.

2. Сделайте вывод.

Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы.

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и всегда находится вблизи кончика корня.

Читайте также: