Сколько фенотипов проявится у гибридов при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.09.2024

Решение задачи по генетике дигибридное скрещивание у растения томата

Задача 1
При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Решение:
Так как при скрещивании гороха все особи потомства имеют признак одного из родителей, значит, гены красного цвета (А) и гены шаровидной формы плодов (В) являются доминантными по отношению к генам жёлтой окраски (а) и грушевидной формы плодов (b). генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ, желтые грушевидные плоды – ааbb.
Для определения генотипов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения неободимо составить схемы скрещивания:

Схема первого скрещивания:

Наблюдается единообразие первого поколения, генотипы особей AaBb (1-й закон Менделя).

Схема второго скрещивания:

Соотношение фенотипов второго поколения: 9 – красные шаровидные; 3 – красные грушевидные; 3 - желтые шаровидные; 1 – желтые грушевидные.
Ответ:
1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ, желтые грушевидные плоды – ааbb.
2) генотипы F1: красные шаровидные АаВb.
3) соотношение фенотипов F2:
9 – красные шаровидные;
3– красные грушевидные;
3 - желтые шаровидные;
1 – желтые грушевидные.

Решение задачи по генетике на моногибридное скрещивание у человека

Задача 2
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
Решение:
Анализ условия задачи показывает, что скрещиваемые особи анализируются по одному признаку – коренные зубы, который представлен двумя альтернативными проявлениями: наличие коренных зубов и отсутствие коренных зубов. Причем сказано, что отсутствие коренных зубов является доминантным признаком, а наличие коренных зубов – рецессивным. Эта задача – на , и для обозначения аллелей достаточно будет взять одну букву алфавита. Доминантный аллель обозначим прописной буквой А, рецессивный аллель – строчной буквой а.
А — отсутствие коренных зубов;
а — наличие коренных зубов.
Запишем генотипы родителей. Помним, что генотип организма включает в себя два аллеля изучаемого гена “А”. Отсутствие малых коренных зубов – доминантный признак, поэтому родитель,у которого отсутствуют малые коренные зубы и он гетерозиготен, значит его генотип - Аа. Наличие малых коренных зубов - рецессивный признак, поэтому родитель, у которого отсутствуют малые коренные зубы гомозиготен по рецессивному гену, значит генотип его - аа.
При скрещивании гетерозиготного организма с гомозиготным рецесивным образуется потомство двух типов и по генотипу, и по фенотипу. Анализ скрещивания подтверждает это утверждение.

Ответ:
1) генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов;
2) генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

Решение задачи по медицинской генетике на сцепление генов в Х-хромосоме

Задача 3
У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Решение:

Так как женщина кареглазая, а её отец страдал цветовой слепотой и был голубоглазым, то она получила рецессивный ген голубоглазости и ген дальтонизма от отца. Следовательно, женщина гетерозиготна по гену окраски глаза и является носителем гена дальтонизма, так как получила одну Х-хромосому от отца-дальтоника, её генотип - АаX D X d . Так как мужчина голубоглазый с нормальным зрением, то его генотип будет гомозиготен по рецессивному гену а и Х-хромосома будет содержать доминантный ген нормального зрения, его генотип - ааX D Y.
Определим генотипы возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол, составив схему скрещивания:

Ответ:
Схема решения задачи включает: 1) генотип матери – AaX D X d (гаметы: AX D , aX D , AX d , aX D ), генотип отца – aaX D Y (гаметы: aX D , aY);
2) генотипы детей: девочки – AaX D X D , ааX D X D , AaX D X d , ааX D X d ; мальчики – AaX D Y, aaXDY, AaX d Y, aaX D Y;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaX d Y – мальчики.

Решение задачи по генетике на кроссинговер у растения гороха

Задача 4
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания.
Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае? Какой закон генетики при этом проявляется?
Решение:
Эта задача – на дигибридное скрещивание, так как скрещиваемые организмы анализируют по двум парам альтернативных признаков. Первая пара альтернативных признаков: форма семени – гладкие семена и морщинистые семена; вторая пара альтернативных признаков: наличие усиков – отсутствие усиков. За эти признаки отвечают аллели двух разных генов. Поэтому для обозначения аллелей разных генов будем использовать две буквы алфавита: “А” и “В”. Гены расположены в аутосомах, поэтому будем обозначать их только с помощью этих букв, без использования символов Х- и Y – хромосом.
Так как при скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики, то можно сделать вывод - признак гладкие семена гороха и признак отсутствия усиков - доминантные признаки.
А ген, определяющий гладкую форму гороха; а - ген, определяющий морщинистую форму гороха; В - ген, определяющий наличие усиков у гороха; b - ген, определяющий отсутствие усиков у гороха. Генотипы родителей: ААВВ, aabb.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Схема первого скрещивания

Так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1, то можно считать, что гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, растение с гладкими семенами и усиками гетерозиготно, значит генотипы родителей второй пары растений имеют вид: АаВb; aabb.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Схема второго скрещивания

Ответ:
1. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Генотипы родителей: гладкие семена и усики - AABB (аметы АВ), морщинистые семена и без усиков - aabb (аметы - ab). Генотип потомков - AaBb. Проявляется закон единообразия первого поколения при скрещивании этой пары растений
2. При скрещивании второй пары растений гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1. Проявляется закон сцепленного наследования.

Решение задачи по генетикее на сцепление гена окраски шерсти у кошек

Задача 5
Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется геном Х B , рыжая - геном Х b, гетерозиготы Х B Х b имеют черепаховую окраску. От чёрной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один чёрный котёнок. Составьте схему решения задачи. Определите ьгенотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Решение:
Интересное сочетание: гены черного и рыжего цвета не доминируют друг над другом, а в сочетании дают черепаховую окраску. Здесь наблюдается кодоминирование (взаимодействие генов). Возьмем: Х B – ген отвечающий за черный цвет, Х b – ген отвечающий за рыжий цвет; гены Х В и Х b равнозначны и аллельны (Х В = Х b ).
Так как скрещивались чёрная кошка и рыжий кот, то их гентипы будут иметь вид: кошка - Х B Х В (гаметы Х B ), кот - Х b Y (гаметы Х b, Y). При данном типе скрещивания возможно рождение чёрных и черепаховых котят в соотношении 1:1. Анализ скрещивания подтверждает это суждение.

Ответ:
1) генотипы родителей: кошка Х B Х В (гаметы Х B ), кот - Х b Y (гаметы Х b , Y);
2) генотипы котят: черепаховый - Х B Х b , Х B Х b Y;
3) пол котят: самка - черепаховая, самец - чёрный.
При решении задачи использовали закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов - кодоминирование. Вид скрещивания - моногибридное.

Решение задачи по генетике на кроссинговер у мух дрозофил

Задача 6
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потмства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Решение:
Генотип дигетерозиготного самца: AaBb, генотип самки гомозиготной по рецессивным признакам имеет вид: aabb. Так как гены сцеплены, то самец даёт два типа гамет: АВ, аb, а самка - один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1.
Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

Ответ:
1) генотипы родителей: самка aabb (аметы: ab), самец АаBb (гаметы: AB, ab);
2) генотипы потомства: 1АаВb серое тело, нормальные крылья; 1 ааbb чёрное тело, укороченные крылья;
3) так как гены сцеплены, то самец даёт два типа гамет: АВ, аb, а самка - один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1. Проявляется закон сцеплённого наследования.

Решение задачи по генетике на сцеплённый с полом летальный ген у кур

Задача 7
У кур встречается сцеплённый с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому признаку жизнеспособны.. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным петухом (уптиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
Решение:
По условию задачи:
Х А - развитие нормального эмбриона;
Х a - гибель эмбриона;
Х А Х a - жизнеспособные особи.
Определим генотипы и фенотипы потомства

Ответ:
1) генотипы родителей: Х А Y (гаметы Х А , Y), Х А Х А (гаметы Х А , Х А );
2) генотипы возможного потомства: Х А Y, Х А Х А , Х А Х a , Х a Y;
3) 25% - Х a Y нежизнеспособные.

Решение задачи по генетике на независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании

Задача 8
При скрещивании растения с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Решение:
А - ген, отвечающий за формирование круглого плода
a - ген, отвечающий за формирование длинного плода
В - ген, отвечающий за формирование зелёной окраски плода
b - ген, отвечающий за формирование полосатого плода
Так как при скрещивании растения с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве F1 получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами, то можно сделать вывод, что доминантными признаками являются круглые зелёные плоды, а рецессивными - длинные полосатые. Генотип растения с длинными полосатыми плодами - ааbb, а генотип растения с круглыми зхелёными плодами - АаВВ, потому что в потомстве все особи с зелёными плодами, и по 1/2 с круглыми и длинными плодами, значит, данное растение является гетерозиготй по доминантному признаку формы плода и гомозиготой по доминантному признаку окраски плода. Генотип потомства F1: AaBb, aaBb. Учитывая, что при скрещивании родительского арбуза с длинными полосатыми плодами (дигомозигота по рецессивным признакам) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство F2 имело круглые полосатые плоды, генотип родительского растения с зелёными полосатыми плодами, взятого для второго скрещивания, имеет вид: ААbb. Генотип потомства F2 - Ааbb.
Анализы проведённых скрещиваний подтверждают наши предположения.

Схема первого скрещивания

Схема второго скрещивания

Ответ:
1) доминантные признаки - плоды круглые, зелёные, рецессивные признаки - плоды длинные, полосатые;
2) генотипы родителей F1: aabb (длинные полосатые) и АаВВ (круглые зелёные);
3) генотипы родителей F2: ааbb (длинные полосатые) и ААbb (круглые полосатые).

Задача 9
Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.
Решение:
А ген пурпурной окраски цветка;
a - ген белой окраски цветка;
В - ген, формирующий колючую коробочку;
b - ген, формирующий гладкую коробочку.
Эта задача на дигибридное скрещивание (независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании), так как растения анализируются по двум признакам: окраске цветка (пурпурная и белая) и форме коробочки (гладкая и колючая). Эти признаки обусловлены двумя разными генами. Поэтому для обозначения генов возьмем две буквы алфавита: “А” и “В”. Гены расположены в аутосомах, поэтому будем обозначать их только с помощью этих букв, без использования символов Х- и Y- хромосом. Гены, отвечающие за анализируемые признаки, не сцеплены друг с другом, поэтому будем использовать генную запись скрещивания.
Пурпурная окраска доминантный признак (А), а появившаяся в потомстве белая окраска - рецессивный признак (а). Каждый из родителей имеет пурпурную окраску цветка, значит, оба они несут доминантный ген А. Поскольку у них есть потомство с генотипом аа, то каждый из них должен нести также рецессивный ген а. Следовательно, генотип обоих родительских растений по гену окраски цветка – Аа. Признак колючая коробочка является доминантным по отношению к признаку гладкая коробочка, а так как при скрещивании растения с колючей коробочкой и растения с гладкой коробочкой появилось потомство и с колючей коробочкой , и с гладкой коробочкой, то генотип родителя с доминантным признаком по форме коробочки будет гетерозиготен (Bb), а по рецессивному - (bb). Тогда генотипы родителей: Aabb, aaBb.
Теперь определим генотипы потомства, проведя анализ скрещивания родительских растений:

Ответ:
1) генотипы родителей: Aabb (гаметы Ab, ab) * АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab);
2) генотипы и соотношение фенотипов:
3/8 пурпурные колючие (AABb и AaBb);
3/8 пурпурные гладкие (ААbb и Aabb);
1/8 белые колючие (ааВb);
1/8 белые гладкие (ааbb);
3) независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.

Решение задач по генетике на аутосомно-доминантные признаки

Задача 10
Известно, что хорея Гентингтона (А) - заболевание, проявляющееся после 35-40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцеплённые аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус-фактор и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резус-фактором.
Решение:
А ген болезни Гентингтона;
a - ген нормального развития мозга;
В - ген положительного резус-фактора;
b - ген отрицательного резус-фактораю
Эта задача на дигибридное скрещивание (несцеплённые аутосомно-доминантные наследование признаков при дигидридном скрещивании). По условию задачи отец дигетерозигот, значит его генотип - АаВb. Мать фенотипически рецессивна по обоим признакам, значит её генотип - ааbb.
Теперь определим генотипы потомства, проведя анализ скрещивания родителей:

Ответ:
1) генотипы родителей: отец - AaВb (гаметы АВ Ab, аВ, ab), мать ааbb (гаметы ab);
2) генотипы потомства: AaBb, Aabb, aaBb, aabb;
3)25% потомства с генотипом aaBb - резус-положительные и здоровы.

Задача11
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребёнка, генотипы и фенотипы других возможных потомков. составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Решение:
Дано:
Каждый из родителей имеет свободную мочку уха и треугольную ямку и у них родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком, значит, свободная мочка уха и треугольный подбородок доминантные признаки, а сросшаяся мочка и гладкий подбородок рецессивные признаки. Из этих рассуждений делаем вывод: родители дигетерозиготны, а ребёнок дигомозиготный по рецессивным признакам. составим таблицу признаков:

Следовательно, генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), генотип первого ребёнка: aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок.
Анализ скрещивания подтверждает это суждение.

Фенотипы и генотипы потомства:
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_
свободная мочка, гладкий подбородок, А_bb
сросшаяся мочка, треугольная ямка, ааВ_
сросшаяся мочка, гладкий подбородок, aabb.
Ответ:
1) генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab);
2) генотип первого ребёнка: aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок;
3) генотипы и фенотипы возможных потомков:
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_;
свободная мочка, гладкий подбородок, А_bb;
свободная мочка, треугольная ямка, А_В_;
сросшаяся мочка, гладкий подбородок, aabb.

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Организм с генотипом аа называется
  1. дигомозиготой
  2. гетерозиготой
  3. гомозиготой по доминантному признаку
  4. гомозиготой по рецессивному признаку
  1. У особи с генотипом АаBb в результате гаметогенеза может образоваться … типа гамет.
  1. 4
  2. 3
  3. 2
  4. 1
  1. При скрещивании организмов с генотипами АаBb Х АаBb проявится закон
  1. сцепленного наследования
  2. расщепления
  3. независимого наследования
  4. доминирования
  1. Гемофилия и дальтонизм наследуются как … признаки.
  1. доминантные, аутосомные
  2. доминантные, сцепленные с Х – хромосомой
  3. рецессивные, аутосомные
  4. рецессивные, сцепленные с Х – хромосомой
  1. Особь с генотипом ааВВ образует гаметы
  1. ааВ
  2. ааВВ
  3. аВВ
  4. аВ
  1. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак)
  1. АА Х аа
  2. Аа Х Аа
  3. АА Х Аа
  4. Аа Х аа
  1. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается мальчик, если после оплодотворения в зиготе окажется хромосомный набор
  1. 22 аутосомы + Y
  2. 22 аутосомы + Х
  3. 44 аутосомы + XY
  4. 44 аутосомы + ХХ
  1. Количество возможных генотипов при следующем скрещивании – Аа Х Аа-
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. Аллельными называются
  1. разные взаимодействующие гены
  2. сцепленные гены
  3. различные состояния одного и того же гена, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом
  4. повторяющиеся гены
  1. Человек с I группой крови и положительным резус – фактором имеет генотип
  1. I 0 I 0 Rh + Rh +
  2. I 0 I 0 rh - rh -
  3. I A I 0 Rh + Rh +
  4. I A I 0 rh - rh -
  1. Выберите три верных ответа из шести предложенных

Законы Г. Менделя:

  1. сцепленного наследования
  2. единообразия гибридов первого поколения
  3. гомологических рядов
  4. расщепления признаков
  5. независимого наследования признаков
  6. биогенетический закон
  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и Т. Моргана и их характеристиками.

А) закон сцепленного наследования 1) Г. Мендель

Б) закон расщепления 2) Т. Морган

В) закон единообразия гибридов

Г) использование плодовой мушки – дрозофилы

Д) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера

Е) использование растительных объектов

  1. Установите правильную последовательность этапов проведения моногибридного скрещивания.

А) математическая обработка данных

Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые и зеленые семена

В) скрещивание растений гороха первого поколения с желтыми семенами

Г) скрещивание разных сортов

Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской семян

Е) формулирование правил наследования признаков

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х – хромосоме. Черная окраска определяется геном Х В , рыжая – геном Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Преподаватель биологии ________________________________________Щербакова Н.В.

Министерство образования Республики Мордовия

На заседании цикловой комиссии

_____________ Силантьева Т.П.

Зам. директора по УПР

_____________ Паркина Н.В.

Курс I , семестр I

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Согласно второму закону Менделя расщепление по генотипу происходит в соотношении
  1. 1 : 1
  2. 1 : 2 : 1
  3. 3 : 1
  4. 9 : 3 : 3 : 1
  1. При скрещивании организма с генотипом Аа Х Аа доля гетерозигот составляет
  1. 0 %
  2. 25 %
  3. 50 %
  4. 75 %

3. Нормальный рост (А) у овса доминирует над гигантизмом (а), а раннеспелость (В) – над позднеспелостью (b). Выберите генотип дигетерозиготного растения.

4. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при независимом наследовании генов?

5. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами и растений с зелеными (а) морщинистыми семенами (b) число фенотипов в потомстве будет равно

6.Определите процентное соотношение особей по генотипу в F 1 при скрещивании двух гетерозиготных особей.

2) 50 % Аа : 50 % аа

3) 25 % АА : 50 % Аа : 25 % аа

4) 25 % Аа : 50 % АА : 25 % аа

7. Укажите генотип особи, гомозиготной по двум парам доминантных генов.

8. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВb, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья – над цельными.

1) пурпурный стебель с цельными листьями

2) зеленый стебель с рассеченными листьями

3) пурпурный стебель с рассеченными листьями

4) зеленый стебель с цельными листьями

9. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)

2) 25 % белых особей и 75 % черных

3) 50 % белых особей и 50 % черных

4) 75 % белых особей и 25 % черных

10.Укажите генотип кареглазой женщины, отец которой был голубоглазым дальтоником

1. Выберите три верных ответа из шести.

В генетике используются следующие термины:

1) аллельные гены

6) рецессивный признак

2. Установите соответствие между генетическим обозначением и генотипом.

А) АА 1) гетерозигота

Б) Вb 2) гомозигота

3. Установите правильную последовательность этапов проведения дигибридного скрещивания при независимом наследовании признаков.

А) математическая обработка данных

Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые гладкие и зеленые морщинистые семена

В) скрещивание растений гороха первого поколения, дающего желтые гладкие семена

Г) скрещивание разных сортов

Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской и формой семян

Е) формулирование правил наследования признаков при дигибридном скрещивании.

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

Преподаватель биологии ________________________________________Щербакова Н.В.

Проверочная работа по теме "Основы генетики", 10 класс, 2 варианта, различные тестовые задания разного уровня сложности ( с ответами).

ВложениеРазмер
osnovy_genetiki_10_a_klass.docx 22.46 КБ

Предварительный просмотр:

1.Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют:

2. Как называл Г.Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения:

3. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки):

4. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

5. При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А) доля карликовых форм равна:

6. Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании:

7. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей:

8. Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон:

Б) неполного доминирования;

В) сцепленного наследования.

9. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в первом поколении получится кроликов:

Б) 50% черных, 50% белых;

В) 75% черных и 25% белых.

10. У особи с генотипом АаВв образуются гаметы:

11.Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей аавв, а другого:

1.Парные гены гомологичных хромосом называют:

2. Совокупность генов, которую организм получает от родителей, называют:

3. Каковы генотипы гомозиготных родительских форм при моногибридном скрещивании:

4. Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей – это цитологическая основа:

А) закона сцепленного наследования;

Б) закона независимого наследования;

В) гипотезы чистоты гамет.

5. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании:

6. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак):

Б) 25% белых и 75% черных;

В) 50% белых и 50% черных.

7. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак):

8. Какова вероятность рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослость доминирует над высоким ростом):

9. В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми и красными цветками получили потомство с розовыми цветками, так как наблюдается:

А) промежуточное наследование;

Б) явление полного доминирования;

В) сцепленное наследование признаков.

10. При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шерстью все крольчата в потомстве имели мохнатую шерсть. Какая закономерность наследования проявилась при этом:

А) неполное доминирование;

Б) независимое распределение признаков;

В) единообразие первого поколения.

11.При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит:

А) гомозиготного по рецессивному аллелю;

Б) гетерозиготного организма.

2. Опишите подробно своими словами смысл нижеприведенных терминов:

  1. Генотип;
  2. Комплементарность;
  3. Неполное доминирование.

3. Выберите три правильных ответа:

Заслугами Г. Менделя является то, что он впервые:

А) разработал основной метод генетики – метод гибридологического анализа;

Б) изучил наследование признаков, гены которых находятся в одной хромосоме;

В) установил основные закономерности наследования признаков;

Г) доказал зависимость между условиями среды и генотипом организма;

Д) изучил наследование признаков, гены которых находятся в разных хромосомах;

Е) разработал основные положения хромосомной теории наследственности.

4. Какие из перечисленных ниже утверждений неправильны:

А) гены, определяющие разные признаки, называются аллельными;

Б) совокупность генов организма составляет его фенотип;

В) примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание ААхаа;

Г) группы сцепления генов находятся в разных хромосомах;

Д) половые хромосомы называются аутосомами;

Е) новообразования возникают при взаимодействии разных генов.

5. Решите задачу:

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?

в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?

г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

А) дигетерозиготного организма;

Б) гомозиготного по доминантному аллелю.

2. Опишите подробно своими словами смысл нижеприведенных терминов:

  1. Аллель;
  2. Гипотеза чистоты гамет;
  3. Эпистаз.

3. Выберите три правильных ответа:

При моногибридном скрещивании исходные родительские формы должны:

А) относиться к разным видам;

Б) относиться к одному виду;

В) быть гомозиготными;

Г) отличаться по одной паре признаков;

Д) быть гетерозиготными;

Е) отличаться по нескольким парам признаков.

4. Какие из перечисленных ниже утверждений, касающихся наследования, сцепленного с полом, правильны:

А) набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается, как ХУ;

Б) У-хромосома содержит все гены, аллельные генам Х-хромосомы;

В) признаки, сцепленные с Х-хромосомой, проявляются у мужчин независимо от доминантности или рецессивности;

Г) женщина – носительница гемофилии с вероятностью в 50% передаст ген гемофилии своим детям;

Д) сын носительницы имеет 100% вероятность заболеть гемофилией;

Е) хромосомы, одинаковые у самца и самки, называются аутосомами.

5. Решите задачу:

У собак висячие уши доминируют над стоячими. При скрещивании гетерозиготных собак с висячими ушами и собак со стоячими ушами получили 214 щенков.

а) Сколько типов гамет образуется у собаки со стоячими ушами?

б) Сколько разных фенотипов будет в F1?

в) Сколько разных генотипов будет в F1?

г) Сколько гетерозиготных животных будет в F1?

д) Сколько животных с висячими ушами будет в F1?

Вариант 1: 1б; 2а; 3в; 4б; 5а; 6а; 7в; 8в; 9в; 10в; 11б.

Задание №1: А) аа; вв; Б) Аа; Вв.

Генотип – совокупность генов организма.

Комплементарность – дополнительность; взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе обуславливают развитие нового фенотипа по сравнению с тем, что обуславливает каждый ген в отдельности.

Неполное доминирование – доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, появляется промежуточный признак.

Задание №3: а в д

Задание №4: а б г д

Вариант 2: 1б; 2в; 3б; 4в; 5б; 6а; 7а; 8в; 9а; 10в; 11в.

Задание №1: А) АаВв; Б) АА; ВВ.

Аллель – пара генов, определяющих развитие одного признака.

Гипотеза чистоты гамет – при образовании половых клеток, в каждую гамету попадает один ген из аллельной пары.

Работа рассчитана на категорию учащихся, кот орые выбрали экзамен по биологии в 11 классе в формате ЕГЭ. Материал поможет проверить свои знания в блоке " Основы генетики", который является частью раздела " Организм как биологическая система.

Оценить 1807 1

1. Сущность ги­бри­до­ло­ги­че­ско­го метода за­клю­ча­ет­ся в

1) скрещивании особей, раз­ли­ча­ю­щих­ся по не­сколь­ким признакам

2) изучении ха­рак­те­ра наследования аль­тер­на­тив­ных признаков

3) использовании ге­не­ти­че­ских карт

4) применении мас­со­во­го отбора

5) количественном учёте фе­но­ти­пи­че­ских признаков потомков

6) подборе ро­ди­те­лей по норме ре­ак­ции признаков

2. Каков генотип серого кролика, если при многократном скрещивании его с гетерозиготной серой самкой всё их потомство было серым?_________( записать генотип)

3. Выберите два верных ответа из пяти. Если в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу, примерно равное 3 : 1, то исходные родительские особи

1) относились к чистым линиям

2) имели рецессивный генотип

3) гетерозиготные по генотипу

4) гомозиготные по фенотипу

5) имели доминантный фенотип

1) В норме кариотип человека включает 46 хромосом

2) Женщины гомогаметны.

3) В половых клетках 23 пары хромосом.

4) Диплоидное число хромосом меняется в поколениях.

5) Половые хромосомы обозначаются буквами Х и Y.

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания рецессивного гена дальтонизма, сцепленного с Х-хромосомой.

1) находится в аутосоме

2) проявляется у гетерогаметных особей

3) определяет способность различать цвета

4) подавляется доминантным аллелем

5) передаётся от отца к сыну

1) единообразие гибридов первого поколения

2) независимое наследование признаков

3) наследование признаков, сцепленных с полом

4) расщепление признаков

5) сцепленное наследование признаков

8. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости методами

9. Установите последовательность действий исследователя при дигибридном скрещивании растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) получение единообразных гибридов первого поколения

2) подбор родительских пар двух чистых линий с двумя парами альтернативных признаков

3) получение четырёх фенотипических групп потомков

4) скрещивание гибридов первого поколения между собой

5) скрещивание гомозиготных особей, обладающих двумя парами альтернативных признаков

10. Определите соотношение по генотипу в потомстве при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

11. Сколько разных фенотипов у потомков может получиться в анализирующем скрещивании растения томата, дигетерозиготного по признакам формы и окраски плодов, при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа

12. Какова вероятность (%) получения коричневых щенков в моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготной чёрной собаки при полном доминировании признака? Ответ запишите в виде числа.

13. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления в Х-хромосоме между генами А и В составляет 7%, между генами А и С – 18%, между генами С и В – 25%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Будет ли происходить с равной вероятностью нарушение сцепления этих генов у самцов и самок? Ответ поясните.

14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Основоположником генетики по праву считают Г. Менделя.

2. Он установил, что при моногибридном скрещивании происходит расщепление признаков в соотношении 3 : 1. 3.

3. При дигибридном скрещивании происходит расщепление признаков во втором поколении в соотношении 1 : 2 : 1. 4.

4. Такое расщепление происходит, если гены расположены в негомологичных хромосомах.

5. Т. Морган установил, что если гены расположены в одной хромосоме, то и признаки наследуются исключительно вместе, то есть сцепленно.

6. Такие гены образуют группу сцепления.

7. Количество групп сцепления равно диплоидному набору хромосом.

15. Скрестили высокие растения томата с округлыми плодами и карликовые растения с грушевидными плодами. Гибриды первого поколения получились высокие с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании этих гибридов получено четыре фенотипические группы: 40, 9, 10 и 44. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.

16. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. Скрещивали самок дрозофилы с серым телом, красными глазами и самцов с чёрным телом, белыми глазами, всё потомство было единообразным по признакам окраски тела и глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, белыми глазами и самцов с серым телом, красными глазами в потомстве получились самки с серым телом, красными глазами и самцы с серым телом, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Поясните, почему во втором скрещивании произошло расщепление признаков.

17. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков F1 (1, 2, 3, 4, 5).

1) проявляется в фенотипе гетерозигот

2) находится в У-хромосоме

3) проявляется в фенотипе чистой линии

4) подавляется доминантным аллелем

5) содержится у гетерозигот

1) проявляется у потомков в случае наличия признака у родителей

2) находится в X-хромосоме

3) проявляется у доминантных гомозигот

4) фенотипически не проявляется у гетерозиготных организмов

5) подавляет рецессивный аллель этого гена

3. Какой генотип имеет особь с доминантными признаками, гомозиготная по двум парам неаллельных генов?_____________( записать генотип)

1) образование гамет с двумя доминантными аллелями разных генов

2) наличие в генотипе доминантного и рецессивного аллелей одного гена

3) формирование разных видов гамет

4) проявление двух рецессивных признаков у организмов

5) отсутствие расщепления в анализирующем скрещивании

1) Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно.

2) Наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9 : 3 : 3: 1.

3) Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.

4) Гены, расположенные в разных парах хромосом, наследуются независимо.

5) В результате кроссинговера происходит перекомбинация генов.

1) промежуточное наследование признаков

2) поддержание гомеостаза внутренней среды

3) получение чистых линий

4) увеличение числа хромосом

5) окисление органических веществ

8. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для определения

1) степени влияния факторов среды на формирование признака

2) характера наследования признака

3) вероятности передачи признака в поколениях

4) структуры хромосом и кариотипа

5) частоты встречаемости патологичного гена в популяции

9. Установите последовательность действий исследователя при дигибридном скрещивании растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) получение единообразных гибридов первого поколения

2) подбор родительских пар двух чистых линий с двумя парами альтернативных признаков

3) получение четырёх фенотипических групп потомков

4) скрещивание гибридов первого поколения между собой

5) скрещивание гомозиготных особей, обладающих двумя парами альтернативных признаков

10. Какова вероятность (в %) проявления рецессивного признака в фенотипе у потомства первого поколения, если оба родителя имеют генотип Aa? В ответе запишите только соответствующее число

11. Сколько фенотипов проявится у гибридов при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с гомозиготным по рецессивным признакам растением, если признаки наследуются независимо друг от друга, а доминирование полное? В ответе запишите только соответствующее число.

12. Определите соотношение фенотипов при самоопылении дигетерозиготного растения гороха при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

13. Определите соотношение фенотипов у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной чёрной хохлатой курицы при независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов.

(1)Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила.

(2)Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и составляют одну группу сцепления.

(3)Среди гибридов второго поколения может находиться небольшое число особей с перекомбинированными признаками.

(4)Одна из причин перекомбинации признаков – конъюгация хромосом.

(5)Этот процесс осуществляется во втором делении мейоза.

(6)Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление. (7)Явление неполного сцепления признаков легло в основу построения генетических карт.

15. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления в Х-хромосоме между генами А и В составляет 5%, между генами А и С – 7%, между генами С и В – 12%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Будет ли происходить с равной вероятностью нарушение сцепления этих генов у самцов и самок? Ответ поясните.

16.У человека глухота – аутосомный, рецессивный признак; дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с полом (Xd). Здоровая по двум этим признакам женщина вышла замуж за мужчину, страдающего глухотой и дальтонизмом. У них родились дочь с хорошим слухом и дальтоник и сын, глухой и дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, все возможные генотипы и фенотипы детей. Определите вероятность рождения детей, страдающих обеими аномалиями. Какого они будут пола? Укажите их генотип.

17. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Рассматриваемая КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для подготовки к ЕГЭ по теме " Основы генетики. наследственност ь", рассчитана на категорию учащихся, которые выбрали экзамен по биологии в 11 классе в формате ЕГЭ. Материал поможет проверить свои знания в блоке " Основы генетики", который является частью раздела " Организм как биологическая система. Тема, конечно очень актуальна, так как экзамен по биологии выбирают многие учащиеся, а вот, чтобы справится с выполнением ЕГЭ необходимы знания, которые ученик получает при изучении теоретического и практического материала. А это материал подходит для отработки умений решать генетические задачи. Материл подходит для ЕГЭ 2020 года, тренировочные задания помогут проверить уровень подготовленност и и обученности школьников к участию в экзамене, который сдают. В 2020 году ЕГЭ по биологии будет в числе дисциплин по выбору. Предмет будет обязательным для тех, кто планирует подать документы на медицинские ВУЗы, а также хочет связать жизнь с экологией, биохимией, психологией, ландшафтным дизайном, агрономией, ветеринарией или палеонтологией. Согласно информации, представленной на сайте ФИПИ, ЕГЭ по биологии в 2020 году не будет пересматриватьс я, и подготовка для выпускников должна стать проще, благодаря сохранению единой системы требований и структуры КИМов.
Поэтому ученикам необходимо тренироваться и решать как можно больше различных тестов разных по типу заданий. Биология на едином государственном экзамене считается одним из самых востребованных предметов по выбору. ЕГЭ по биологии необходим для поступления на медицинские специальности, психологию, биоинженерию и многое другое. Чтобы получить право подавать документы в вуз, нужно набрать не меньше 36 баллов, а даже больше. Однако, вузы могут устанавливать и более высокие минимальные баллы, чтобы отсечь более слабых кандидатов на поступление.
Рекомендовано решение тестов по генетике, задач при их правильном оформлении и решении. Можно внести задачи на взаимодействие генов.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Читайте также: