Придаточные корни образуются при окучивании картофеля из корешка зародыша семени фасоли

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 21.09.2024

– сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка;
– изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений;
– развивать практические навыки по определению и распознаванию корневых систем.

Оборудование урока: проросшие семена фасоли, пшеницы, укоренившиеся черенки комнатных растений, гербарий “Типы корневых систем”, таблицы.

Эпиграф к уроку:

“Если вы хотите знать, вы можете знать.
Если вы можете знать, вы будете знать.
Если вы будете знать, захотят узнать вас”
Восточная мудрость.

I. Актуализация знаний.

  1. Что такое семя?
  2. Назовите части семени.
  3. Назначение кожуры.
  4. Что такое зародыш семени?
  5. Расскажите о строении зародыша семени.
  6. Как можно классифицировать растения по строению семян?
  7. Какие растения называются однодольными? Приведите примеры.
  8. Какие растения называются двудольными? Приведите примеры.
  9. Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений?
  10. Назовите части семени фасоли и пшеницы.

(Листочки с вопросами лежат на каждой парте.)

II. Изучение нового материала. На столе у каждого обучающегося опорный конспект, с которым они работают на уроке.

1. Прослушайте стихотворение и назовите значение корня в жизни растения.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)

Учитель слушает ответы учащихся, затем дополняет и учащиеся записывают в тетрадь основные функции корня:

  1. закрепление растения в почве;
  2. всасывание, проведение воды и минеральных веществ;
  3. запас питательных веществ;
  4. взаимодействие с корнями других растений (симбиоз), грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых);
  5. вегетативное размножение;
  6. синтез биологически активных веществ;
  7. у многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски).

2. А затем учитель называет виды корней и показывает их на таблице. После чего просит учащихся обратиться к опорному конспекту и назвать виды корней, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

Учащиеся называют и подписывают прямо на опорном конспекте.

2 – придаточные корни, которые отрастают от стебля или листьев.
1 – главный корень, который развивается из зародышевого корешка.
3 – боковые корни, которые отрастают от главного и придаточных.

3. Все корни одного растения образуют корневую систему. (Учитель просит учащихся найти на опорном конспекте определение корневой системы.) Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую. Стержневая корневая система характеризуется преобладанием главного корня над остальными. Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений. Стержневая корневая система проникает в почву довольно глубоко. Мочковатая корневая система характеризуется преобладанием придаточных и боковых корней. Главный корень в ней слабо развит или рано отмирает. Мочковатую корневую систему имеют большинство однодольных растений. Мочковатая корневая система располагается, как правило, в верхнем слое почвы. (Учитель просит учащихся обратиться к опорному конспекту и назвать типы корневых систем ,обозначенные на рисунке опорного конспекта цифрами 1, 2, 3, 4, 5 . Учащиеся называют и подписывают прямо на опорном конспекте.

1 – стержневая;
2 – стержневая;
3 – стержневая;
4 – стержневая;
5 – мочковатая.)

4. Важными понятиями при изучении данной темы являются “пикировка” и “окучивание”.

Пикировка – это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки “пики”. Это ведет к увеличению числа боковых корней в верхнем, самом плодородном слое почвы.

Окучивание – это присыпание землей нижней части стебля, что ведет к образованию придаточных корней. (Учитель просит учащихся обратиться к опорному конспекту и найти на рисунках опорного конспекта пикировку и окучивание.)

5. Для того, чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа “Стержневая и мочковатая корневые системы”.

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Какие корневые системы называются стержневыми, какие мочковатыми?
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения – однодольные, какие –двудольные?
6. Заполните таблицу.

Название растения. Тип корневой системы. Особенности строения корневой системы.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы в формате ЕГЭ.

1. Кончик корня при пересадке рассады капусты прищипывают для
А. увеличения числа боковых корней
Б. усиления роста главного корня
В. усиления роста придаточных корней
Г. повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

2. У картофеля, капусты, томатов и других растений применяют окучивание для
А. усиления роста главного корня
Б. увеличения числа боковых корней
В. усиления роста придаточных корней
Г. повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

3. Пословицу “почву лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить” можно объяснить тем, что в результате рыхления замедляется
А. поступление в почву углекислого газа
Б. испарение воды из почвы и улучшается снабжение корней кислородом
В. передвижение воды и минеральных веществ в растении
Г. передвижение в растении органических веществ.

4. В результате почвенного питания в растение поступают
А. углеводы
Б. углекислый газ
В. вода и минеральные соли
Г. кислород.

5. Какую функцию Не выполняет корень?
А. поглощение воды и минеральных веществ
Б. накопление и запасание питательных веществ
В. участие в образовании органических веществ
Г. участие в размножении растений.

(Ответы: 1 – А, 2 – В, 3– Б, 4 – В, 5 – В.)

Вставьте в текст слова, характеризующие особенности строения корневых систем растений.

“Главный корень образуется из …(зародышевого корешка семени), углубляется в почву и ветвится. На нем образуются … (боковые корни). Они разрастаются в стороны от главного.

У двудольных растений главный корень … (длиннее) и … (толще) боковых корней. У выкопанного одуванчика можно увидеть толстый …(главный) корень и тонкие …(придаточные) корни. Такая корневая система называется …(стержневой). У проростков однодольных растений, например, …,…, (пшеницы, ржи) имеются 3–5 одинаковых нитевидных корней, среди которых…(главный) корень трудно обнаружить. Такая корневая система называется…(мочковатой).

Это задание служит не только для проверки знаний, но и для обучения логическому и грамотному изложению учебного материала.

Тестовые задания для проверки умений. Необходимо выбрать только правильные действия и расположить их в нужной последовательности.

Как установить тип корневой системы?

А. Рассмотреть корневую систему и найти ее части: главный корень, боковые и придаточные.
Б. Отобрать растение удобное для наблюдения.
В. Выяснить, отличается ли главный корень от остальных.
Г. Сравнить длину и толщину главного корня с другими корнями.
Д. Если необходимо, то использовать лупу для рассмотрения.
Е. Только после всего этого сделать вывод о типе корневой системы.

Ответ: Б, А, В, Д, Г, Е.

IV. Этап рефлексии. Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

А.Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

Б. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце.

+ На уроке все понятно.
? Осталось ощущение, что что-то не понятно.
! Все понятно, я смогу сам (а) определять тип корневой системы и виды корней

В. Выберите понравившееся предложение и допишите его.

1. Сегодня узнал (а), что могу…….
2. Я считаю полезным………..
3. Мне понравилось………….
4. Мне было трудно………….
5. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

V. Задание на дом: п.19, термины, вопросы в конце параграфа.

Выполнить на выбор творческую работу:

1. составить кроссворд;
2. написать исследовательскую работу по корневым системам;
3. сочинить стихи о корнях, корневых системах;
4. составить опорную схему.

Корневая система растения содержит стержневую и мочковатую системы.

Многие двудольные растения в основном имеют стержневую систему.

Придаточные корни образуются на нижней части стебля, ветвятся, дают мочковатую корневую систему.

Корневые клубни (георгин) — запасающие корни, в которых питательные вещества откладываются в придаточных корнях, образуя утолщения.

Верхний плодородный слой земли, являющийся самостоятельным природным телом.

По сосудам (длинные полые мертвые клетки с толстыми оболочками) передвигаются вода и растворённые в ней минеральные вещества.

Дыхание — совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в тканях и клетках.

Вода необходима клеткам корня для растворения питательных веществ. Выделяемая корневыми волосками слизь растворяет минеральные соли почвы. Волоски приклеиваются к частичкам почвы и отсасывают из неё нужные растению питательные вещества.

Корни поглощают при дыхании кислород. Корневое дыхание.

В поглощении воды и минеральных солей участвует зона всасывания, перемещающаяся по мере роста, где и происходит всасывание при помощи корневых волосков.

К органическим удобрениям отноятся навоз, торф, компост, птичий помёт. Они содержат минеральные вещества и улучшают структуру почвы, образуя перегной.

Корневой чехлик — покровная ткань, защитное образование растущего кончика корня. Конусовидный колпачок.

Корневые волоски всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее снабжение водой надземных органов растения. Главные движущие силы, заставляющие почвенную воду подниматься вверх по сосудам, — корневое давление и испарение воды с поверхности листьев.

Корнеплоды (свекла) — запасающие корни: главный корень утолщается, становится сочным, в нём накапливаются питательные вещества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан по теме "Разнообразие корней. Типы корневых систем" по учебнику Д.И.Трайтака.

Урок Разнообразие корней. Образование корневых систем.

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Предметные результаты:

– сформировать знания о видах корней и типах корневых систем;

– продолжить формирование знаний о взаимосвязи строения органа и выполняемой им функции;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: корень, корневая система, мочковатая и стержневая корневая система, геотропизм .

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Продолжить формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

1.продолжить формировать умение обучающегося объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения.

Обучающиеся должны уметь:

а) называть функции корня;

б) распознавать виды корней и типы корневых систем;

г) устанавливать взаимосвязь между строением корня и его функциями;

Тип урока: изучение нового материала и первичный контроль знаний.

Форма урока: урок исследование.

Оборудование урока: проростки фасоли, гороха, пшеницы с развитыми корнями, гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”, презентация.

Форма обучения: фронтальная форма, групповая (парная) форма, индивидуальная форма.

Методы и приемы:

Словесные (беседа, фронтальный опрос, объяснение)

Практические (работа с гербарным материалом)

Организационно-мотивационный

Организационный момент

-Здравствуйте! Я хочу начать наш урок словами

На доске : Девиз урока:

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин.

Я думаю, у вас сегодня есть и желание узнать, что-то новое и возможность показать свои знания и умения. И так начинаем наш урок.

1.2. Постановка цели урока

Сегодня мы приступаем к изучению следующего органа растения. Чтобы узнать какого прослушайте загадку.

Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.(корень)

О каком органе растения мы будим сегодня говорить? Учитель слушает ответы учащихся,

-Правильно. Где вы еще слышали такое слово

- В русском языке, математике.

И так записываем тему нашего урока «Разнообразие корней. Образование корневых систем".(слайд)

Давайте вместе обозначим цель нашего урока (учащиеся формулируют цель).

Цель нашего урока сегодня, узнать, какие бывают корни, какие системы они образуют. (слайд).

1.3. Актуализация знаний УУД в начале урока

На прошлых уроках мы с вами познакомились с особенностями строения семян растений. Изучили их строение, значение. Давайте вспомним строение семени. У вас на столах лежат карточки с кросвордом выполните задания, а потом обменяйтесь карточками и проверьте их.

Все слова оканчиваются на букву К.


1 – однодольное растение, в семени которого зародыш окружен эндоспермом; 2 – название зернового растения; 3 – органическое вещество семени; 4 – след семяножки от семени; 5 – составная часть зародыша семени; 6 – составная часть зародыша семени; 7 – растение на начальной стадии развития.

Ответы: 1 – лук; 2 – злак; 3 – белок; 4 – рубчик; 5 – корешок; 6 – стебелек; 7 – проросток.

Операционно-технологический

2.1 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Корень это вегетативный или генеративный орган растения?

Правильно. Откройте свои учебники и найдите определение, что же такое корень.

- Корень –это осевой вегетативный орган растения, который развивается из зародышевого корешка семени.

Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите, какие функции выполняет корень растения?

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Учитель слушает ответы учащихся, затем дополняет и учащиеся записывают в тетрадь основные функции корня: (слайд)

1.Закрепление растения в почве;

2.Всасывание, проведение воды и минеральных веществ;

3.Запас питательных веществ;

4.Взаимодействие с корнями других растений (симбиоз), грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых);

6.Синтез биологически активных веществ;

7.У многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски).

2. Виды корней (слайд)

Корни у растения отличаются друг от друга. Какие виды корней есть у растения вы изучите самостоятельно. Работаете в парах в течение 3-4 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками. Открываем учебники на с.45.

-Существует три вида корней: главные, придаточные и боковые. При прорастании семени, первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.


Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева.

Корень имеет положительный геотропизм, т.е растет вертикально вниз, в направлении действия земного притяжения. (рис.27 с.45)

Геотропизм различных корней не одинаков. Главный корень растет строго в направлении земного притяжения, а боковые и придаточные могут расти вниз под разным углом и даже в горизонтальном направлении. Нередко у деревьев более старого возраста можно обнаружить корни, уходящие в глубь почвы под определенным углом.

-Это ведет к увеличению числа боковых корней в верхнем, самом плодородном слое почвы,

-Окучивание- это присыпание землей нижней части стебля, К чему это приводит?

-Это ведет к образованию придаточных корней (Слайд).

2.2 Динамическая пауза. Гимнастика выполняется стоя у парты. Учитель показывает движения, учащиеся повторяют.

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нем,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла,

Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял.

Чтоб на травке жил жучок,

Бегал быстрый паучок,

И тюльпан в саду расцвел,

Чтоб флажок на доме был

А за домом ежик жил.

Смыкаем пальцы перед глазами окошком.

Ладони поворачиваем к себе, смыкаем их боковыми частями.

Пальцы растопыриваем, руки тянем вверх.

Выводим руки перед собой кольцом, пальцы соединяем.

Левая рука травка. Пальцы растопырены. Смотрят вверх. Пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой.

Ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены.

Выполняем стряхивающие движения.

Предплечья прижимаем, пальцы-лепестки смотрят вверх.

Качаем кистями рук параллельно полу.

Пальцы рук переплетаем, направляем вверх.

2.3 Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

3. Типы корневых систем (слайд)

Самостоятельно рассмотрите корни проросших семян растений, у вас на столах лежат таблицы, заполните их (слайд) и таб. уч. с 46., а потом мы с вами проверим вашу работу.

Корни всасывают из почвы воду с растворёнными минеральными солями и обеспечивают ими все органы растения.

treeroots2037454640.jpg

burkani.jpg

корни_saknes_roots3 — копия.jpg

Главный корень образуется из зародышевого корешка и появляется первым из семени при его прорастании.

Придаточными называют корни, которые появляются на стеблях, листьях, клубнях, луковицах, корневищах.

Совокупность всех корней растения составляет его корневую систему. В зависимости от того, какие корни в неё входят, различают \(2\) типа корневых систем:

Корневыесистемы.jpg

Стержневая корневая система состоит из одного главного и множества боковых корней. Такая корневая система имеется у одуванчика, щавеля, моркови, свёклы и др.

Мочковатая корневая система образована придаточными и боковыми корнями примерно одинаковых размеров. В такой корневой системе главный корень не развит или отмирает. Мочковатая корневая система имеется у ржи, кукурузы, лука, подорожника и др.

На самом кончике корешка находится корневой чехлик . Он состоит из клеток покровной ткани и защищает самую уязвимую часть корня от механических повреждений. Клетки корневого чехлика живут недолго, они постоянно слущиваются и разрушаются.

Под корневым чехликом расположены клетки образовательной ткани (конус нарастания). Там происходит непрерывное деление клеток. Поэтому этот участок корня называется зоной деления .

За зоной деления находится зона роста (растяжения) . Здесь молодые клетки вытягиваются, в результате чего растут в длину и обеспечивают удлинение корня.

За зоной роста находится зона всасывания , в которой происходит поглощение воды и минеральных веществ корневыми волосками .

Большое количество корневых волосков увеличивает поверхность всасывания. Корневые волоски непосредственно соприкасаются с почвой и поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества. Поэтому при пересадке растений корни надо беречь и перемещать с наиболее возможным количеством окружающей их почвы.

Читайте также: