При скрещивании желтого растения гороха доминантный признак с зеленым 201

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А – гладкие семена, а – морщинистые семена, B – наличие усиков, b – отсутствие усиков, АВ сцеплены

гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков

гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков

aabb - гладкие семена, с усиками,aabb – морщинистые семена, без усиков.

генотипы и фенотипы потомков:

aabb - гладкие семена, с усиками;aabb - морщинистые семена, без усиков.

соотношение особей в потомстве по генотипу и фенотипу 1:1

проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. гены двух признаков сцеплены и находятся в одной хромосоме.

При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

А – фиолетовые цветки, а – красные цветки, B – овальная пыльца, b – круглая пыльца

фиол. цветки, овал. пыльца красн. цветки, кругл. пыльца

G AB, Аb, aB, ab ab

F1 51 АаBb – с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой;

15 Ааbb – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой;

12 ааBb – с красными цветками, овальной пыльцой;

59 ааbb – с красными цветками, круглой пыльцой;

генотипы родителей:АaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой

генотипы потомства f1:AaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; Aabb - фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; aaBb - с красными цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой.

присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов A и B, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.

Воробьёв, имеющих длинные крылья и серую окраску тела, скрестили с воробьями (самцами), имеющими черную окраску тела и короткие крылья. В первом поколении все воробьи были серые и длиннокрылые. При скрещивании гибридов первого поколения с самцом из первого скрещивания во втором поколении получили 18 с серым телом и длинными крыльями, 1 с черным телом и длинными крыльями, 21 с черным телом и короткими крыльями и 2 с серым телом и короткими крыльями. Определите генотипы родителей в первом и втором скрещиваниях, генотипы потомков во втором скрещивании. Составьте схему решения задачи.

Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

А – длинные крылья, а – короткие крылья, B- серое тело, b – черное тело.

длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело

длинные крылья, серое тело

Р ♀ AaBb х ♂ aabb

длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело

G AB, Ab, aB, ab ab

AaBb - длинные крылья, серое тело - 18

Aabb - длинные крылья, чёрное тело - 1

aaBb - короткие крылья, серое тело - 2

aabb - короткие крылья, чёрное тело - 21

генотипы родителей в первом скрещивании: ♀ aabb, ♂aabb;генотипы родителей во втором скрещивании: ♀ aabb, ♂ aabb.

генотипы потомков во втором скрещивании:aabb - длинные крылья, серое телоaabb – длинные крылья, чёрное телоaabb – короткие крылья, серое телоaabb - короткие крылья, чёрное тело

проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. доминантные и рецессивные гены попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме, гаметы ab и ab образуются в результате кроссинговера.

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1 : 1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.

А – норм. высота, а – карлик. рост, B- круг. плоды, b – овал. плоды.

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

генотипы родителей: ааbb (гаметы ав, аb) и ааbb (гаметы аb);

генотипы и фенотипы потомства: ааbb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.

Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% − извитую шерсть нормальной длины, 10% − прямую нормальной длины и 10% − извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае? Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

А — прямая шерсть

а — извитая шерсть

В — нормальная длина шерсти

b — длинная шерсть

извитая нормальной длины шерсть прямая длинная шерсть

прямая шерсть нормальной длины

Р ♀ АаВb х ♂ ааbb

прямая шерсть нормальной длины извитая длинная шерсть

G АВ, аВ, Аb, аb аb

10% прямая шерсть нормальной длины

40% извитая шерсть нормальной длины

40% прямая шерсть, длинная шерсть

10% извитая шерсть, длинная шерсть

родители в первом скрещивании имеют генотипы аавв, ааbb; их потомство имеет генотип аавв.

родители во втором скрещивании имеют генотипы: самка - аавb, самец - ааbb. генотипы потомков во втором скрещивании: аавb, аавb, ааbb, ааbb.

в данном случае проявляется закон сцепленного наследования признаков, так как гены a и b, a и b попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме. гаметы ав и аb появились в результате кроссинговера.


Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит, анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

1. Допишите предложения.
1. Сущность гибридизации как метода генетического исследования заключается в скрещивании двух организмов.
2. Гибридизация, при которой исследуется наследование только одного признака, называется моногибридное скрещивание.

2. Как называется признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий. Приведите примеры таких признаков из результатов опытов Менделя с горохом.
Доминантный признак. Например, при скрещивании гороха с желтыми и зелеными семенами у гибридов первого поколения семена также будут желтыми, то есть желтые семена – это доминантный признак.

3. Дайте определения гомозиготных и гетерозиготных организмов.
Гомозиготные организмы – организмы, имеющие две идентичные копии данного гена в гомологичных хромосомах.
Гетерозиготные организмы – организмы, имеющие две различные формы данного гена (разные аллели) в гомологичных хромосомах.

4. Приведите формулировку первого закона Менделя.
Первый закон Менделя (закон доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.

5. Допишите схему, иллюстрирующую первый закон Менделя, используя буквенное обозначение признаков.

37-5

6. Раскройте сущность явления неполного доминирования.
Приведите примеры.
Неполное доминирование – гетерозиготы имеют признаки, промежуточные между признаками рецессивной и доминантной гомозигот. Примеры: при скрещивании чистых линий львиного зева с пурпурными и белыми цветками особи первого поколения имеют розовые цветки.

7. Закончите предложение.
Расщеплением называется явление, при котором скрещивание гетерозиготных особей приводит к образованию потомства, часть которого несет доминантный признак, а часть – рецессивный.

8. Приведите формулировку второго закона Менделя.
Второй закон Менделя (закон расщепления) — при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

9. Ответьте, при каком типе доминирования отмечается совпадение расщепления по фенотипу и генотипу у гибридов второго поколения при условии скрещивания чистых линий.
При условии неполного доминирования.

10. Дайте формулировку закона чистоты гамет.
Закон чистоты гамет: в каждую гамету попадает только одна аллель из пары аллелей данного гена родительской особи.

11. Дайте определение дигибридного скрещивания.
Дигибридное скрещивание – скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, например, окраске цветков (белая или окрашенная) и форме семян (гладкая или морщинистая).

12. Приведите формулировку третьего закона Менделя.
Третий закон Менделя (закон независимого наследования) — при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании).

13. Напишите результаты скрещивания растений гороха, используя решетку Пеннета. Покажите наглядно, (например, с помощью цветных карандашей), что расщепление по фенотипу в потомстве составляет соотношение 9:3:3:1.
А – красные цветки
а – белые цветки
В – длинные стебли
в – короткие стебли
Р генотип: АаВв × АаВв
Фенотип: красный длинный × красный длинный

13

14. Используя результаты задания 13, покажите, что при дигибридном скрещивании каждая пара признаков имеет расщепление в потомстве в соотношении 3:1, как при моногибридном скрещивании, т.е. наследуется независимо от другой пары признаков. Заполните таблицу.

14

15. Закончите утверждение.
Третий закон Менделя можно справедливо называть законом независимого наследования.

16. Закончите предложения.
1. Генетический метод, используемый для ответа на вопрос, гомозиготен или гетерозиготен данный организм, имеющий доминантный фенотип, называется анализирующее скрещивание.
2. При этом исследуемый организм скрещивают с организмом, имеющим генотип, гомозиготный по рецессивной аллели, имеющий рецессивный фенотип.
3. Если исследуемый организм гомозиготен, то потомство от данного скрещивания будет единообразным и расщепления не произойдет.
4. Если исследуемый организм гетерозиготен, то произойдет расщепление 1:1 по фенотипу.

17. Объясните, почему при проведении генетических исследований Г. Мендель и другие ученые использовали большое число организмов и многократно повторяли свои опыты.
Мендель и другие ученые использовали точные количественные методы для анализа данных. На основе знания теории вероятностей необходимо было проведение анализа большого числа скрещиваний для устранения роли случайных отклонений.

А4. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой. При скрещивании двух свинок с вихрастой шерстью получено 5 вих­растых потомков и 2 гладкошерстных. Каковы генотипы родителей?

А5. Генотип особи с доминантным признаком точно не известен (А—). Чтобы установить генотип, необходимо произвести скрещива­ние

с такой же(по фенотипу)особью

с особью, имеющей рецессивный признак

с особью, имеющей доминантный признак и являющейся гомозиготной

с другой особью, генотип которой также не известен

А6. У томатов красные и голые плоды — доминантные признаки, а желтые и опушенные плоды — рецессивные. Какие плоды будет давать растение, генотип которого АаВв?

красные и голые

красные и опушенные

желтые и опушенные

А7. Сколько сортов гамет образует особь с генотипом АаВВ?

А8. Какое из утверждений является верным?

каждый ген содержит в себе несколько хромосом

ген и хромосома — одно и то же

каждая хромосома содержит один ген

каждая хромосома содержит много генов

А9. Аутосомы — это

хромосомы сходные по строению и набору генов

А10. Дальтонизм (d) — рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Укажите генотип мальчика, имеющего этот дефект.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. В результате скрещивания особей с генотипами АаВВ х ааВв могут получиться потомки, имеющие следующие генотипы

В2. Установите соответствие между видом клетки и ее характеристиками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

A) содержит диплоидный набор хромосом
Б) содержит гаплоидный набор хромосом

B) содержит одну половую хромосому
Г) содержит две половых хромосомы
Д) имеются по два аллельных гена

Е) имеется по одному аллельному гену из каждой пары

Гены, расположенные в одинаковых участках (А) хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака, называются (Б) генами. Тот из них, который проявляется у гибридов (т.е. преобладающий), называется __________________ (В), а подавляемый _______________________________(Г).


С1. На рисунке схематично изображены хромосомы (линии) и гены (кружочки), каждый из кото­рых обозначен соответствующей цифрой. Рассмотрите рисунок и выпишите попарно цифры, ко­торыми обозначены аллельные гены. Объясните результаты

С1: 1) аллельными называются гены, отвечающие за развитие одного признака и расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом.

2) на рисунке показаны две пары гомологичных хромосом. Аллельны гены 4 и 6, 2 и 8, 1 и 5, 3 и 7.

При выполнении заданий с выбором ответа А1—А10 \ обведите кружком номер правильного ответа.

А1. Гомологичными называют

хромосомы, расположенные в половых клетках

хромосомы, набор которых различен у особей разного пола

хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены

любые хромосомы диплоидного набора

А2. Элементарной единицей наследственности является

A3. Расщепление по фенотипу 3:1 будет наблюдаться при скре­щивании особей с генотипами

А4. В результате скрещивания чистых линий красноплодных рас­тений томата и желтоплодных все потомство получилось с красными плодами. Данное скрещивание может служить иллюстрацией

закона независимого наследования признаков

закона сцепленного наследования

А6. В потомстве, полученном от скрещивания двух растений го­роха, дающих зеленые морщинистые семена (рецессивные признаки), похожие на родителей растения будут составлять

А7. При дигибридном скрещивании закон независимого насле­дования признаков выполняется, если гены, отвечающие за разные признаки,

расположены в одной хромосоме

сцеплены с полом

расположены в разных хромосомах

А8. Гены, расположенные в одной хромосоме, могут оказаться в разных гаметах в результате

А9. Из перечисленных признаков сцепленно с полом наследуется

способность владеть лучше правой или левой рукой

А10. Гемофилия (h) — рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Ребенок, страдающий гемофилией, может родиться у женщины с генотипом

При выполнении заданий с кратким ответом В1 — В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Карий цвет глаз и темные волосы — доминантные признаки, голубые глаза и светлые волосы — рецессивные. Человек с генотипом АаВв

имеет темные волосы

имеет светлые волосы

имеет голубые глаза

имеет карие глаза

A) гены расположены в одной хромосоме

Б) гены расположены в разных хромосомах

B) при скрещивании дигетерозиготных особей в потомстве наблюдается расщепление 9:3:3:1

Г) изучено в работах Т. Моргана

Д) изучено в работах Г. Менделя

Е) при скрещивании гибридов первого поколения возмож­но различное расщепление в зависимости от расстояния между генами

У многих животных, в т. ч. и у человека, мужской и женский пол отличаются хромосомным набором. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются _____ (А). Хромосомы, которые у особей мужского и женского пола отличаются, называются (Б) и обозначаются буквами X и Y. У человека женский пол является (В), а мужской _____________ (Г).

С1. Решите генетическую задачу. У дрозофилы серая окраска тела доминирует над черной. При скрещивании двух серых мух получено 15 серых и 5 черных. Каковы генотипы родителей? Запишите схему скрещивания.

С1: генотипы родителей Аа и Аа

Вариант 3 Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа А1—А10

А1. Свойство организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки называется

А2. Скрещивание особей, отличающихся по одному признаку, называется

A3. Согласно закону (правилу) единообразия

в каждой гамете может находиться только один из аллельных генов

при скрещивании гомозиготных организмов все гибриды пер­вого поколения будут похожи на одного из родителей

при скрещивании гибридов первого поколения между собой в их потомстве появляются особи с рецессивным признаком

гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно

А4. В результате скрещивания растения гороха, дающего зеленые семена, с растением, дающим желтые семена, все потомство получи­лось с желтыми семенами. Зеленый цвет семян — признак

сцепленный с полом

не передающийся по наследству

А5. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой. Если при скрещивании вихрастой свинки с гладкошерстной в потом­стве будут особи с гладкой шерстью, то можно сделать вывод, что

вихрастая свинка имеет генотип АА

вихрастая свинка имеет генотип аа

вихрастая свинка имеет генотип Аа

гладкошерстная свинка имеет генотип Аа

А6. У гороха красная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), а высокий рост (В) над карликовым (в). Растение гороха, имею­щее белые цветки и высокий рост, может иметь генотип

А7. Среди особей с указанными генотипами гомозиготой не является

А8. Обмен участками гомологичных хромосом называется

А9. Пол будущего ребенка у человека определяется в перв; очередь тем,

какая яйцеклетка женщины будет оплодотворена

какой сперматозоид мужчины оплодотворит яйцеклетку

какой образ жизни ведет женщина во время беременности

как питается женщина во время беременности

А 10. Дальтонизм — рецессивный Х-сцепленный признак. С| брака здоровой женщины и здорового мужчины родился мальчи страдающий дальтонизмом. Генотипы родителей

X D X d и X D Y

X d X d и X d Y

X D X d и X d Y

X d X d и X d Y

• При выполнении заданий с кратким ответом В1—В3: запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 . Выберите три правильных ответа из шести. От брака роди лей правшей родился ребенок левша. Можно сделать вывод, что

преимущественное владение правой рукой — доминантный признак

преимущественное владение правой рукой — рецессивный признак

Д) доминантный признак

Б) рецессивный признак

В) сцеплен с Х-хромосомой

Г) ген, определяющий признак, расположен в аутосоме

Д) встречается у мужчин

Е) встречается в равной мере у мужчин и женщин

1) карий цвет глаз

Г. Мендель использовал в своей работе (А). В качестве исходного материала для скрещивания он брал самоопыляющиеся сорта гороха, которые представляли собой ___________(Б). При скрещивании растения гороха, дающего желтые семена, с расте­нием, дающим зеленые, Мендель получил 100% гибридов с желтыми семенами. На основании этого Мендель сформулировал (В), а преобладающий признак назвал_____________________(Г).


С1 . Решите генетическую задачу. У крупного рогатого скота чёрный цвет доминирует над рыжим, а комолость (безрогость) над рогатостью. Какое потомство и в каком соотношении может быть п лучено при скрещивании черного комолого быка, гетерозиготного обоим признакам, с рыжей рогатой коровой?

С1: 25% черных комолых, 25% черных рогатых, 2% рыжих комолых, 25% рыжих рогатых

• При выполнении заданий с выбором ответа А1 — А10

А1 . Г. Мендель использовал в своей работе

А2. Признак, который проявляется у гибридов (подавляющ -1 признак), называется

A3. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, три четверти потомков имеют доминантный признак, четверть особей рецессивный — это формулировка закона

единообразия гибридов первого поколения

независимого распределения генов

А4. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой. Скрестили самку с вихрастой шерстью и гладкошерстного самца. В потомстве оказалось два вихрастых детеныша и один с гладкой шерс­тью. Каковы генотипы родителей?

А5. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины ро­дился голубоглазый ребенок. Можно сделать вывод, что

цвет глаз наследуется сцепленно с полом

А6. Какую часть потомства составят растения гороха с зелеными морщинистыми (рецессивные признаки) семенами, если родитель­ские растения имеют генотипы Аавв и Аавв? А(а) — ген, определяю­щий окраску семян, а В(в) — ген, определяющий их форму.

А7. Дигибридным называется скрещивание

особей, отличающихся по двум признакам

гибридов второго поколения

А8. Гаплоидный набор хромосом дрозофилы равен 4. Сколько групп сцепления имеется в генотипе дрозофилы?

А9. Сколько аутосом имеется в геноме человека?

А10. Гемофилия (h) — рецессивный признак, сцепленный с лом. Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией от брака здорового мужчины и женщины, которая также здорова, но является носительницей гена гемофилии?

все дети будут здоровы

все девочки будут здоровы, 50% мальчиков больны

50% девочек больны, все мальчики здоровы

50% детей больны независимо от пола

При выполнении заданий с кратким ответом В1—ВЗ - запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Г. Менделем были сформулированы следующие закономерности наследования признаков:

закон сцепленного наследования

закон (правило) единообразия гибридов первого поколения

закон независимого наследования признаков

закон Т. Моргана

Д) дает желтые семена

Б) дает зеленые семена

В) дает морщинистые семена

Г) дает гладкие семена

Д) гомозиготное растение

Е) гетерозиготное растение

2) АаВв (желтые и гладкие семе­на — доминантные при­знаки)

При скрещивании растения ночной красавицы, имеющей пур­пурные цветки, с растением, имеющим белые цветки, все гибри­ды первого поколения будут иметь цветки розовой окраски. Такое явление называется ___________ А). Растения с розовыми цветками

являются (Б). При скрещивании растений с розовыми цветками между собой в потомстве происходит расщепление по

окраске цветка, т.е. по (В) в соотношении 1:2:1. При этом 2 части составляют растения с розовыми цветками, 1 — с
пурпурными и 1 — с белыми. Растения с белыми и пурпурными цветками являются ______________ (Г).

2.) сцепленное наследование

С1. Объясните с точки зрения генетики, почему в популяциях большинства животных количество особей мужского и женского пола примерно одинаковое?

В1 – 3,4,5; В2-2,1,1,2,1,2; В3-3,1,4,6.

С1: 50% женского пола и 50% мужского пола, т.к. гаметы сливаются лучайно

Вариант 5 Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа Al — А10

А1 . Аллельными называют

гены, подавляющие проявление рецессивного гена

гены, расположенные в одной хромосоме

гены, расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомо­логичных хромосом и отвечающие за развитие одного приз­нака

неблагоприятные гены, снижающие жизнеспособность особи

А2. Расщепление в потомстве 1:2:1 по фенотипу наблюдается при

наследовании, сцепленном с полом

A3. Согласно закону чистоты гамет

каждая гамета содержит нормальный диплоидный набор хромосом

в каждой гамете может быть только один из аллельных генов

в зрелых гаметах отсутствуют ядра

гаметы не содержат генетической информации

Д4. Скрестили два растения гороха, дающие зеленые семена (ре­цессивный признак). Какое потомство следует ожидать?

100% с зелеными семенами

75% с зелеными семенами и 25% с желтыми

50% с зелеными семенами и 50% с желтыми

25% с зелеными семенами и 75% с желтыми

А5. Для установления генотипа особи производят скрещивание

А6. У томатов красные и голые плоды — доминантные признаки, а желтые и опушенные плоды — рецессивные. Какие плоды будет да­вать растение, генотип которого Аавв, если А(а) — ген, отвечающий за цвет плодов, В(в) — ген, отвечающий за наличие или отсутствие опушения.

красные и опушенные

красные и голые

желтые и опушенные

А7. Четыре сорта гамет образует особь с генотипом

гипотезы чистоты гамет

закона независимого наследования

А9. Хромосомный набор мужчины составляет

А10. Дальтонизм (d) — рецессивный признак, сцепленный с лом. Укажите генотип женщины с нормальным зрением, отец которой — дальтоник.

При выполнении заданий с кратким ответом В1 — В3- запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Растение гороха, дающее желтые гладкие семена, может иметь генотип

В2. Установите соответствие между закономерностями наследования признаков и их особенностями. Для этого каждому элементу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен тем, что собраны задания по генетике, эмбриологии, деление клетки, митоз, мейоз. Задания повышенной и высокой уровни сложности.

От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

1) В первом скрещивании: скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды получили 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.

Розовая окраска — промежуточный признак: BB - красная окраска; Bb - розовая; bb - белая.

2) При этом в первом скрещивании

Схема скрещивания

P ♀ АABB х ♂ ааbb

фенотип: с усами, розовые

Во втором скрещивании от скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные.

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы)

— без усов с розовыми ягодами — aaBb

— без усов с красными ягодами — aaBB

Схема скрещивания

P ♀ aaBb х ♂ aaBB

фенотип: без усов красные; без усов розовые

4) Закон наследственности: По признаку окраски плодов - неполного доминирования.

Дополнительно.

Независимое наследование признаков (III закон Менделя) между первым и вторым признаком,

а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.

Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i 0 , 1 А , 1 В . Аллели I А и I В доминантны по отношению к аллелю i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i 0 , вторую группу (А) определяет доминантный аллель I А , третью группу (В) определяет доминантный аллель I В , а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — I А I В . Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

1) Генотипы родителей матери (по условию дигомозигота) RR I А I А ; отца (по условию дигетерозигота) Rr I В i 0

2) т. к. у матери образуется один тип гамет, а у отца четыре, то при скрещивании получаем расщепление по генотипу 1:1:1:1 RRI А I В ; RRI А i 0 ; RrI А I В ; RrI А i 0

Фенотипы детей: 50% резус-положительные IV группа крови : 50% резус-положительные II группа крови

3) Закономерности: кодоминирование по признаку группы крови; независимое наследование признаков по (между)первому и второму признаку.

У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.

Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.

ĀĀ — красная окраска шерсти

Āа — чалая окраска шерсти

аа — светлая окраска шерсти

ВВ Bb — комолые (безрогие)

♀ ĀĀВВ — красная комолая корова (по второму признаку ВВ, т.к. в F1 всё потомство комолое, т.е. по правилу единообразия гибридов первого поколения скрестили ВВ х Вb)

♂ Āаbb — чалый рогатый бык


Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.

При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

1. Определяем какие признаки доминантные. Т.к. скрестили гетерозигот, и в потомстве получили признак, которого не было у родительских форм, значит, А - нормальные крылья (доминантный аутосомный), а - закрученные крылья (рецессивный аутосомный); X B - нормальные глаза, X b - маленькие глаза.

Гамету aX b самец с закрученными крыльями и маленькими глазами получил от матери; aY -от отца; отсюда генотипы родительской пары: ♀AaX B X b ; ♂ AaX B Y

2. P ♀ AaX B X b x ♂ AaX B Y, в F1 самец aaX b Y

3. Теперь этого самца скрещиваем с родительской самкой

P ♀ AaX B X b x ♂ aaX b Y

G ♀ AX B ; Ax b ; aX B ; aX b

F1 AaX B X b −нормальные крылья, нормальные глаза

AaX b X b −нормальные крылья, маленькие глаза

aaX B X b −закрученные крылья, нормальные глаза

aaX b X b −закрученные крылья, маленькие глаза

AaX B Y−нормальные крылья, нормальные глаза

AaX b Y−нормальные крылья, маленькие глаза

aaX B Y−закрученные крылья, нормальные глаза

aaX b Y−закрученные крылья, маленькие глаза

4. Фенотипически сходна с родительской самкой (с нормальными крыльями и нормальными глазами) 1/8 часть самок от общего числа потомков F2 (12,5%)

При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

1) Генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды — aaBb (гаметы aB и аb);

2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;

3) соотношение генотипов и фенотипов в F1:

пурпурный стебель, красные плоды — 1 AaBB : 2 AaBb

пурпурный стебель, желтые плоды — 1 Aabb.

Т.к. в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который пурпурный стебель, красные плоды — AABb Согласно правилу единообразия гибридов первого поколения Менделя.

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?


При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Схема решения задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков

семена гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков

семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;

3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?


У томатов тип соцветия и форма плода определяются сцепленными генами, расстояние между которыми составляет 24 морганиды. Нормальная форма плода доминирует над продолговатой, простое соцветие - над сложным. Скрестили дигетерозиготное растение, которое унаследовало доминантные гены от разных родителей, с дигомозиготой по рецессиву. Какое потомство и в каком соотношении получили?


У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (X Н – нормальная свёртываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

1) генотипы родителей: ♀AAX H X H (гаметы AX H ); ♂aaX h Y (гаметы aX h , aY);

2) генотипы и пол детей: ♀AaX H X h ; ♂AaX H Y;

3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.

Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

1) в размножении участвует одна особь;

2) потомки являются копиями родительской особи;

3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).

У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

А - розовая окраска венчика

а - белая окраска венчика

В - высокий стебель

b - карликовый стебель

♀ А?В? розовые цветки и высокий стебль

♂ A?bb розовые цветки карликовый стебль

А?В? — 63 розовые цветки и высокий стебль

А? bb − 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем

aaB? — 18 – с белыми цветками и высоким стеблем

aabb —20 – с белыми цветками и карликовым стеблем

Т.к. в F1 есть растения aabb — с белыми цветками и карликовым стеблем, то гамету ab они получили от обоих родительских растений, значит, генотип Р♀АаВb и ♂Aabb

Читайте также: